Энергия ци - это самое важное в фен-шуй. Управление энергией ци

Мудрые даосы изучили и классифицировали различные виды энергии, которые мы можем вырабатывать, использовать и трансформировать в человеческом теле. Их система - больше, чем просто абстрактная схема каких-то там отвлеченных эзотерических понятий, оторванных от реальной жизни. Она очень даже взаимосвязана с множеством других аспектов нашего существования. Впрочем, не стоит забывать, что, какой бы совершенной не была модель - это всего лишь модель. Любая модель имеет рамки - пожалуйста, не забывайте об этом при прочтении дальнейшего текста, который ни в коем случае нельзя принимать за окончательную истину.

В основе даосской классификации лежит тройственная модель. Основных видов энергии три: ци, дзин и шен, или Земля, Человек и Небо. Ци - самая грубая, физическая энергия. Дзин - энергия творчества, любви, а также усилия. И шен - энергия Духа, которая в физическом мире проявляется в первую очередь как ритм. В человеческом теле трем видам энергии соответствуют три киноварных поля: живот, грудь и голова.

Имея эти сведения, можно сформулировать кратко смысл и цель жизни согласно даосской трациции: соединяя Небо и Землю взрастить энергию Человека. То есть, под руководством шен (Духа) преобразовать энергию ци (Земли) в творческие энергии любви дзин. С тем, чтобы Дух мог максимально выразить и проявить свой потенциал на физическом плане.

Внимательный читатель уже наверняка заметил в этой схеме отражение тройственного строения Вселенной, которое так или иначе прослеживается во многих религиях и учениях. Это и христианская Троица, и Брахма-Шива-Вишну в индуизме и т.д.

При более пристальном взгляде на каждый из видов энергии оказывается, что его, в свою очередь, можно подразделить на подуровни. Т.е., например, в энергии ци можно выделить три подтипа: ци-ци, ци-дзин и ци-шен. С одной стороны, все они принадлежат к диапазону ци. Но, с другой стороны, эти три подтипа имеют ярко выраженные особенности, которые позволяют говорить о трех разных видах энергии внутри одного диапазона. Итого, у нас получается: три основных типа энергии, в каждом по три подтипа - всего 9 уровней энергии. Рассмотрим их подробнее.

1-й уровень, Ци-Ци. Самый грубый уровень. Энергия ци-ци умеет только заполнять предоставленный ей объем, как вода. Не имеет ни собственного осознания, ни собственных устремлений. Может являться в лучшем случае «топливом» для существования на физическом плане. Человек, в жизни которого преобладает энергия ци-ци, ведет в общем-то животный уровень существования и живет по законам наполнения. Основные его цели сводятся к поесть, поспать и получить примитивные чувственные наслаждения.

2-й уровень, Ци-Дзин. Это энергия ци, которая уже подчиняется командам и потоки которой управляемы. Ее можно направить, например, в тот или иной участок тела. Человек, живущий в основном на втором энергетическом уровне, уже проявляет в жизни некие устремления, не связанные напрямую с физическим существованием. Он, может быть, имеет какое-то хобби вроде пения или рисования. Это еще не творчество в истинном смысле (потому что он пока не пишет сам песни и не создает сюжеты для своих картин), но он уже ценит красоту и понимает, что в жизни есть вещи важнее физических удовольствий.

3-й уровень, Ци-Шен. Эта энергия не только управляема, но и осознает себя. Человек третьего уровня - достаточно гармоничная личность, которая знает, чего хочет. Он уже, в общем-то, познал все аспекты энергии ци (напомню, отвечающей за физическое существование), поэтому он обычно вполне успешен в физическом мире и умеет реализовывать свои идеи и планы. Главная проблема людей, у которых от рождения энергия третьего уровня, как раз в этом и состоит. Они «удачливы» по жизни, у них все есть - достаток, карьера и другие вещи, которые они пожелают. Деньги, друзья, успех как бы сами идут к ним в руки, казалось бы, без особых усилий с их стороны, часто вызывая зависть окружающих. Поэтому люди ци-шен не видят смысла и стимулов развиваться дальше и могут надолго застрять на третьем уровне. В этом смысле люди, которым, скажем, удалось продвинуться со второго на третий уровень - лучше понимают важность и смысл развития, а также цену своих достижений и потому менее склонны останавливаться на этом этапе.

Если характеризовать в целом диапазон ци, то, следует вновь подчеркнуть, что ци - энергия в первую очередь физическая. Она как приходит (во время отдыха, или от хорошей еды) - так и уходит (скажем, от недосыпания или усталости). Она не переходит в следующие воплощения, ее по большому счету нет смысла накапливать. Пишу потому, что вижу, как многие новички начинают заниматься медитацией. Наполнить тело энергией ци на самом деле очень легко. И люди чувствуют эти приятные ощущения наполненности, хорошего самочувствия и считают это верхом достижений. Еще и хвалятся: я, мол, накапливаю в животе (простите, в дань-тяне) энергию. Придет старость - и с ней все эти накопления утекут как песок сквозь пальцы, а кажущийся избыток жизненных сил сменится слабостью и дряхлостью.

Определить, чем Вы занимаетесь - очень просто. Если все Ваши энергии линейны - то это, скорее всего, Ци. Знаете, в чем главная особенность энергии ци? В том, что она дается взаймы. Так же, как дается взаймы физическое тело. Энергия ци является самой тканью, из которой построен этот мир, и разлита в изобилии вокруг. И она дана нам, чтобы, используя ее, отталкиваясь от нее, мы бы могли развить в себе усилие. Линейная энергия не содержит Вашего личного участия, личного усилия. Вы можете «сидеть» на поступающей с тонких планов энергии, и считать достижением то, что Вы умеете принимать позу лотоса и подключаться к высоким уровням Вселенной. Но где в этом всём Ваше личное участие, что Вы привнесли нового в мир (кроме присутствия Вашей драгоценной персоны в нужное время в нужном месте)? Понимаете ли Вы, что эту энергию берете взаймы и что ее надо будет отдавать?

4-й уровень, Дзин-Ци. Энергия, которая управляет всей ци в организме. Скачок между 3-м и 4-м уровнем огромен, потому что здесь идет переход в другой большой диапазон. Главное отличие энергии дзин - в том, что она спиральна. Это как раз и есть личное усилие человека, который сумел скрутить линейную ци в спираль. Достигший 4-го уровня энергии совершает качественный скачок в своей жизни, и начинает воспринимать мир совсем иначе. Достаточно сказать, что энергия ци подчиняется законам времени (потому она и дается на время, взаймы). Энергия дзин - подчиняется законам пространства. То есть, над человеком четвертого уровня время уже не властно, и не играет определяющую роль в его действиях. Но это не значит, что человек может тратить время не пойми на что. Наоборот, каждая секунда обладает для него огромной ценностью и совсем иным смыслом. Скорее, он уже начинает жить по законам ритма, по законам Духа. Отлично это состояние описал дон Хуан: «У тебя нет времени, и в то же время ты окружён вечностью. Вот это парадокс для твоего разума!».

Неподвластная времени энергия дзин не стареет, и ее имеет смысл накапливать. Например, старенький сухонький мастер боевых искусств легко справляется со своими молодыми, пышущими здоровьем, учениками, потому что хоть у него и мало ци по сравнению с ними, его дзин в полном порядке.

Только на уровне дзин и начинается настоящая жизнь и исполнение своего истинного предназначения, а также возникает понимание судьбы и замысла воплощения. Ведь мы помним, что смысл жизни как раз сокрыт в энергии дзин. Просыпаются истинные творческие способности. Спиральное мышление, в отличие от линейного - гораздо более глубокое, и способно охватывать множество подробностей, осознавая взаимосвязь всего живого.

5-й уровень, Дзин-Дзин. Энергия, которая управляет всей дзин в организме. Разрозненные энергетические спирали на этом уровне соединяются и начинают действовать как единое целое. Тело становится машиной, механизмом - в котором преобразование энергии (в основном, имею в виду преобразование ци в дзин) становится постоянным «автоматическим» процессом, не требующим непрерывного внимания и усилия.

Здесь самое время заметить, что в нашей схеме нечетные уровни являются стабильными, а четные - нестабильными. Например, существование на втором уровне (ци-дзин) требует постоянного усилия, постоянной борьбы с ленью, постоянного стремления изменить свою жизнь. И у человека 2-го уровня на самом деле два варианта: либо достигнуть наконец осознанности и мудрости 3-го уровня, либо оставить попытки и скатиться назад на 1-й, что гораздо легче. То же самое можно сказать и о 4-м уровне: пребывание на нём требует постоянной, очень жесткой самодисциплины, регулярного приложения усилия к тому, чтобы закручивать энергию в спирали. Человек 4-го уровня либо достигает 5-го (на котором алхимический процесс уже запущен и спирали уже крутятся сами собой), либо устаёт от и опускается в более комфортный 3-й уровень.

Про энергию 5-го уровня Дзин-Дзин можно сказать еще, что это первое по-настоящему важное достижение человека, и оно переходит в следующие воплощения, формируя там благоприятные условия для продолжения дальнейшей эволюции.

6-й уровень, Дзин-Шен. Энергия дзин, которая полностью осознает себя. Продолжая сжимать и усиливать спирали дзин-дзин, человек приходит к удивительным возможностям своего усилия. На этом уровне его желание - закон. Если он захочет - сможет творить чудеса. Вспомним, что энергия дзин - управляет более грубой энергией, а энергия дзин-шен еще и делает это осознанно и мудро. Управлять можно как своей энергией, так и энергиями в окружающем пространстве, в том числе и энергией в других людях. Конечно, эти способности начинают проявляться уже с 4-го уровня, но на 6-м раскрывается их настоящая мощь.

7-й, 8-й и 9-й уровень: Шен-Ци, Шен-Дзин и Шен-Шен. Говорить об этих уровнях не буду, потому что мало что знаю о них и боюсь обмануть. Да и можно ли вообще говорить о них словами? Пожалуй, что на наших текущих уровнях восприятия просто невозможно понять или представить особенности и действие этих видов энергии. Да и реальная работа с ними не входит в задачи жизни в физическом мире для большинства людей сейчас.

Осталось добавить еще несколько примечаний. В первую очередь хотелось бы отметить, что достижение определенного уровня энергии не означает пренебрежительное отношение или отказ работать с энергией предыдущего уровня. Например, выходя на уровень дзин - человек не отбрасывает энергию ци, он просто начинает по-другому относиться к этой энергии и использовать её.

Следующий момент связан с перевоплощениями. Даже если у Вас есть наработки из предыдущих жизней - например, энергия 4-го или 5-го уровня - все равно потребуется усилие, чтобы осознать и раскрыть их. В даосской традиции считается, что вскрытие энергии идет циклами, по 7 лет у женщин и по 8 - у мужчин. Т.е. первые два цикла - раскрывается и прорабатывается энергия ци. Ребенок растет, набирает физических сил. Затем два цикла - энергия дзин. В нашем обществе, где всего этого не объясняется - вся суть дзин сводится в первую очередь к половому влечению. Кстати, сексуальная энергия по своей природе относится к дзин. Следующие циклы отводятся на раскрытие шен.

В общем, не будем пессимистами и еще раз вспомним, что самое ценное приобретение здесь, на Земле - наше усилие на саморазвитие и полученный опыт. Это важнее, чем подарки судьбы в виде хорошей изначальной энергии, данной при рождении, или любых качеств и материальных благ, доставшихся нам "на халяву".

Жизненная энергия ци в теле человека подразделяется на несколько разновидностей, различных по своим функциям, месту локации в теле, свойствам и назначению. Так, можно выделить юань-ци (元气или 原气, иначе именуемую чжэнь-ци (真气), или изначальную ци), важнейшую для человеческого организма; это основа всей энергии человека, изначальная причина и движущая сила для жизни и деятельности человеческого тела. Еще юань-ци часто называют энергией ци каналов и сосудов (коллатералей).

Важнейшим фактором формирования юань-ци является хранящаяся в почках субстанция цзин-ци (先天精气 – субстанция цзин-ци изначального Неба); также юань-ци опирается на восполняемые запасы субстанции так называемого ци последующего Неба (后天水谷精气), которую человек усваивает из пищи, воды и воздуха.

В известном древнекитайском медицинском трактате «Цзин юэ цюань шу» («景岳全书», авторство Чжан Цзя Бин张介宾(1563一1640), эпоха династии Мин) сказано: «В древности люди доживали до старости, и даже если от рождались слабыми, все же умело взращивали ци последующего Неба, тренируясь и восполняя прежденебесную ци так, что даже половина их сил и здоровья селезенки и желудка сейчас считались бы немалыми!»

«Корень юань-ци находится в почках, она проходит через три обогревателя и распространяется по всему телу, внутри достигая 5-ти плотных и 6-ти полых органов цзанфу, снаружи доходя до мышц, кожи и соединительных тканей, играя важнейшую роль для любой части человеческого организма».

Ее (юань-ци) важнейшая функция состоит в обеспечении роста и развития человеческого тела, обогревании (снабжении энергией) и возбуждении (стимуляции) всех органов цзанфу, а также физиологической деятельности каналов и коллатералей (меридианов) цзинло.

Поэтому юань-ци является движущейся силой всей жизнедеятельности человеческого организма, ее поддерживающей субстанцией и материалом. Когда юань-ци в изобилии, тогда все органы функционируют исправно, каналы и меридианы цзин-ло гармоничны, жизненная сила процветает, тело сильное и здоровое.

Если же прежденебесная ци человека недостаточна, или ци последующего Неба накапливается и усваивается плохо, жизненной энергии не хватает – тогда возникают болезни, работа кажется невыносимой, «дома и стены не укреплены», юань-ци растрачивается сверх меры. Это приводит к увеличению слабости юань-ци, ее недостатку в органах, ухудшению функций каналов и меридианов, расстройствам и хроническим заболеваниям.

Следующий вид энергии ци – цзун-ци, получаемая организмом с помощью селезенки и желудка из пищи. В результате переваривания питательных веществ образуется «пищевая» субстанция цзин-ци 水谷之精气, важная для роста и восполнения запаса сил. Также цзун-ци получает поддержку от работы легких, усваивающих вдыхаемый свежий воздух. Эта энергия вдыхаемого воздуха концентрируется в области середины груди, наполняя каналы сердца и легких. Таким образом, сила или слабость цзун-ци зависят от правильного дыхания и пищеварения. В трактате 《灵枢 五味》говорится, что цзун-ци «сверху» поддерживается легкими и процессом вдоха-выдоха; «снизу» аккумулируется в области дань-тянь (киноварное поле), пополняя каналы светлой мужской энергией и опускаясь вниз к стопам.

Функция цзун-ци имеет два аспекта: первый – это стимуляция дыхательных путей для прохождения воздуха. Также цзун-ци обеспечивает разного рода речевую деятельность, способность издавать звуки, силу дыхания – все эти процессы зависят от состояния цзун-ци. Второй аспект – проходимость сердечного канала (сердцебиение) и движение ци вместе с кровью.

Нормальное течение крови и ци, нагревание-охлаждение и движения тела и конечностей, способности слуха и зрения, сила или слабость сердцебиения – всё это зависит от наполненности или недостатка цзун-ци. В трактате 《素问 平人气象论》(входит в знаменитый «Канон Желтого Императора», важнейший медицинский трактат древности) говорится: «Большой канал желудка, называемый «пустой внутренностью», связывается воедино с диафрагмой и легкими; выходит снизу левой половины груди и «одевает» (опоясывает) легкие. Его пульсация заметна даже через одежду, соответствует биению сердца. Это можно назвать пульсацией канала цзун-ци».

Если человека мучает одышка, дыхание беспорядочное и торопливое, не унимается, заметно даже под одеждой, то цзун-ци истощается - это очень серьезно и может привести к смерти. В этой ситуации нужна срочная диагностика и серьезное лечение.

Питающая энергия ин-ци (или энергия ци, непосредственно связанная с питанием) есть энергия, образующаяся в результате пищеварения в желудке и селезенке из реакции ферментов и питательных веществ, содержащихся в еде и особенно злаковых. Ин-ци перемещается по каналам тела, участвуя в образовании питательного состава крови. В трактате «素问 痹论» говорится: «Ин-ци есть эссенция соков злаковых. Гармонично взаимодействует с пятью плотными органами у-цзан, растекается по шести полым органам лиу-фу, входит в каналы май. Когда двигается по каналам сверху вниз, проникает в пять плотных органов у-цзан; когда перемещается (горизонтально) по меридианам ло, попадает в шесть полых органов лиу-фу».

Физиологическая функция ин-ци состоит из двух важных частей: усваивание (переработка) питательных веществ из пищи и пополнение ими состава крови. Поэтому трактат «灵枢 邪客篇» говорит: жизненная сила жун-ци (синоним ин-ци) состоит в выделении (секреции) жидкостей тела, она заполняет каналы май, помогает образованию крови, делает тело и конечности цветущим и сильным, а внутри производится и управляется органами у-цзан и лиу-фу.

Защитная энергия вэй-ци есть энергия, образующаяся в результате пищеварения в желудке и селезенке из реакции ферментов и питательных веществ, содержащихся в еде и особенно злаковых. Вэй-ци перемещается по каналам тела, обеспечивает телодвижения и физическую силу, а также скорость движений, доходит до кожи и соединительной ткани, защищает тело и мышцы с внешней стороны от наружных неблагоприятных и агрессивных воздействий. Также вэй-ци обогревает органы цзан-фу, мышцы и плоть, кожу, волосы и т.п. Также эта энергия регулирует защитную функцию кожи, раскрытие-закрытие пор, потоотделение, поддерживает неизменную температуру тела.

В трактате «灵枢 本藏篇» сказано: энергия вэй-ци согревает части тела и мышцы, концентрируется в коже и управляет ее функциями – открытием и закрытием пор… когда вэй-ци действует, все части тела и конечности под надзором и защищены, кожа мягкая и увлажнена (не сухая и потрескавшаяся), целая и ее поры хорошо работают.

Ин-ци и вэй-ци в равной степени происходят из энергии процессов пищеварения, ин-ци аккумулируется в каналах май, управляет внутренними процессами и в основе своей относится к энергии Инь; вэй-ци пребывает снаружи каналов май, участвует во внешних процессах и относится к энергии Ян. Когда действие ин-ци и вэй-ци скоординировано и гармонично, кожа тела исправно выполняет свои функции защитной оболочки, терморегуляции и потоотделения, как говорится, человек «днем полон сил, ночью спокойно спит» (трактат «灵枢 营卫生会篇»).

Негармоничное течение энергий ин-ци и вэй-ци может вызвать тошноту и высокую температуру, затрудненное или чрезмерное потоотделение, ослабление защитных сил организма («днем нет сил, а ночью не уснуть») и другие заболевания.

Помимо вышеописанных видов ци, важными считаются еще 4 вида энергии, относящиеся к конкретным внутренним органам (ци сердца, легких, желудка, почек и т.п.) и движущимися по соответствующим каналам цзин-ло. Энергия ци внутренних органов цзан-фу, находящаяся в каналах цзин-ло, порождается и происходит из изначальной энергии юань-ци; энергия юань-ци распределяется по органам и каналам, и приобретает соответствующие характеристики.

Занимаясь цигун (тренируя работу с энергией ци), можно вбирать природную силу энергии чжен-ци, которая наиболее важна для пополнения энергии человеческого организма; поэтому практика цигун – лучшее средство и сильнейшее лекарство для поддержания всех видов ци.

Практикуя цигун, человек болезненный и со слабой сопротивляемостью способен укрепить свои силы, постепенно избавиться от частых простуд, устранить холод в конечностях при холодной погоде и другие негативные симптомы.

Люди с ослабленной ин-ци и малокровием, занимаясь цигун, могут повысить уровень гемоглобина, тромбоцитов и красных кровяных телец, или улучшить прогноз по анемическому состоянию. Люди с недостатком цзун-ци, имеющие регулярные проблемы с сердцем, аритмию, либо же имеющие проблемы с речью, затруднённое дыхание – они могут практиковать цигун и исправлять болезни, улучшая вид кардиограммы, добиваясь нормализации пульса, восстановления функции речи.

Особенно важна практика цигун для людей, изначально страдающих недостатком юань-ци (плохая наследственность, слабое здоровье с детства), тренировки помогут им повысить собственный энергетический потенциал, снабдить энергией внутренние органы, активизировать деятельность всех каналов цзин-ло, прибавить сил и сделать жизнь более полнокровной и творческой.

В традиционной китайской медицине (ТКМ) физиологические функции и иммунитет организма называется «чжен-ци» (дословно – правильной ци); внутренние болезнетворные причины (инфекция, дисгармония ци и т.п.) и внешние патогенные факторы (переохлаждение, травмы и т.п.) называются «се-ци» (дословно – дурной ци); избытки внутренних запасов тела (например, жир), ненормальное скапливание жидкостей в теле (опухоли, отеки) называются «шуй-ци» (дословно – водное ци, или жидкое ци).

Цель упражнений цигун – усилить и увеличить запас чжен-ци, избавиться от болезнетворной се-ци, как говорится: «Если у человека внутри царит чжен-ци, то се-ци не способно действовать». Задача – на длительное время освободиться от влияния дурной се-ци, привести в гармонию Инь-Ян организма; вот тогда можно добиться настоящего здоровья и долголетия!

Разновидности энергии ци

Краткие комментарии доктора Чэн Ши Чао, практикующего врача с огромным стажем, специалиста по ТКМ и цигун шаолиньского направления, в прошлом – главного врача при монастыре Шаолинь (КНР, провинция Хэнань); был личным учеником одного из последних настоятелей Шаолиня, мастера Ши Дэ Чаня:

Ци человека, в основе своей, берет начало в субстанции почек цзин-ци, энергии пищи и воды, чистой природной энергии (например, воздух, солнечный и лунный свет, тепло от нагретой почвы, камней и т.п.). Эти три вида ци неразрывно связаны с деятельностью почек, селезенки, желудка, легких и прочих внутренних органов; там они образуются или аккумулируются, и потом распределяются по телу. Если же классифицировать эти разновидности ци по своим функциям, особенностям, истокам, то можно выделить такие понятия, как юань-ци, цзун-ци, ин-ци и вэй-ци.

Юань-ци (元气): также именуется «изначальная ци», «истинной ци», «настоящей ци» (原气, 真气, 正气). Это движущая сила всей человеческой жизнедеятельности, основа всех сил человека. Это базовая разновидность энергии ци, самая важная, коренная. Ее качества во многом определяются наследственностью, и условиями роста плода в утробе матери. Она (元气) определяет переход от внутриутробной жизни к жизни после рождения. Юань-ци проходит через систему трех обогревателей (三焦) и распространяется по всему телу. Юань-ци служит движущей силой развития и роста человеческого тела в детстве и юности, становления и развития внутренних органов (цзан-фу), деятельности каналов и меридианов (цзин-ло), физиологии всех систем организма. Юань-ци помогает поддерживать и сохранять баланс основных субстанций и питательных веществ, от которых зависит жизнедеятельность человека. Таким образом, обильная и сильная юань-ци дает крепкое здоровье и иммунитет, способность легко переносить болезни. И напротив, ослабление и истощение юань-ци (или, скажем, плохая наследственность, родовые травмы и т.п.) приводит к появлению условий для возникновения болезней.

Цзун-ци (宗气): концентрируется в середине груди, это место иногда еще именуется «верхним морем ци» или областью «тань-чжун». Энергия цзун-ци образуется как результат преобразования пищи пищеварительными органами (желудок-селезенка), а также как результат усваивания воздуха организмом посредством легких. Коротко говоря, цзун-ци – результат взаимодействия дыхания и пищеварения. Цзун-ци накапливается в области тань-чжун (середина груди, «шан-ци-хай»), проходит через канал легких, имеет внешний выход через горло (дыхание), пронизывает сердечный канал (心脉). В нижнем направлении цзун-ци через канал легких попадает и аккумулируется в области дань-тянь, откуда может вливаться в стопы через янские каналы.

Ин-ци (营气): перемещается по магистральным каналам (май, 脉) организма, тесно связана с кровоснабжением, образуется как результат усваивания организмом питательных веществ из пищи и воды. Таким образом, ин-ци зависит от работы желудка и селезенки, распространяется вместе с кровью, питает весь организм – в том числе доставляет питательные вещества от селезенки к легким. Ин-ци исходит из среднего обогревателя, по каналу легких попадает в центральные каналы (жень-май), оттуда распределяется в 14 второстепенных каналов и опоясывает все тело. Основных функций две: это кроветворение и снабжение тела питательными веществами (и энергией).

Вэй-ци (卫气): находится преимущественно в центральных каналах (переднесрединный жень-май и заднесрединный ду-май), выполняет защитную функцию. Источником энергии вэй-ци также служат процессы пищеварения в селезенке и желудке, оттуда она направляется в легкие, далее по каналам доставляется к внешним покровам тела и больным участкам организма («окутывает» их, как одеялом). Обеспечивает подвижность и скорость перемещения человека, хорошую реакцию и здоровье кожи (не ограничиваясь распространением по кровеносным сосудам внутри тела). Анатомически, вэй-ци концентрируется в плевральной полости и оттуда распространяется в грудную область и брюшную полость. Основные функции проявляются в трех аспектах: защита кожи и мышц от внешних повреждений; обогрев внутренних органов посредством кожи, волос, мышечного покрова; а также контроль над потоотделением и температурным балансом тела. Поэтому при недостаточности вэй-ци падает сопротивляемость внешним воздействиям на организм, человек легко может получить травму, простудиться на ветру, заболеть от переохлаждения и т.п.

В китайской традиционной медицине находит свое заключительное выражение общий философский постулат о круговороте вещей и явлений. Рассмотрение функций органов человека происходит в их взаимосвязи с окружающим миром. Древние медики считали, что для нормального функционирования органов необходимо наличие специфической энергии «чи». Жизнь человека, как говорилось, образована из «чи» неба и земли и находится под влиянием четырех времен года. Они полагали, что в организме имеется энергия двух видов - внутренняя и «особая», причем каждый вид энергии циркулирует по собственным путям (линиям, каналам, меридианам).

Внутренняя энергия, согласно древним канонам, образуется из взаимодействия двух компонентов: «космической» и «земной» пищи. Смысл этих понятий древние восточные ученые выводили, по-видимому, из теории у-син, которая утверждает, что к элементу «земля» (почва) относится селезенка, а элементу «металл» - легкие. Селезенка, по воззрениям древних медиков, управляет процессами переработки пищи, которая является субстратом, добытым из земли. И эта пища после переработки внутри организма превращается в энергию земного происхождения. Легкие же поглащают воздух, т.е. субстанцию, также необходимую для жизни организма, но эта субстанция другой природы, она связана со средой, окружающей землю, т.е. космосом. Следовательно, это «космическая» пища. Если организм лишается одного из видов пищи, «космической» или «земной», то он, не получая энергии, погибает. Взаимодействие двух компонентов дает внутреннюю энергию.

Изобразим получение внутренней энергии графически:

Итак, можно сделать вывод, что древние восточные медики не рассматривали внутреннюю энергию организма как некую метафизическую сущность, а подразумевали под этим понятием «силу», которая возникает вследствие взаимодействия двух компонентов: энергии, получаемой из вдыхаемого воздуха, и энергии, получаемой путем переработки продуктов питания. Как можно видеть, эта схема не так уж далека от нашего современного понимания процесса обмена веществ между организмом и средой, а также его роли для жизнедеятельности всех биологических объектов.

Внутренняя энергия в состоянии устойчивого равновесия «циркулирует» по собственным путям (специфическим каналам) на поверхности и в глубине. Представители древней восточной медицины твердо верили в их существование и аргументировали это самим фактом тех реакций, которые получали при чжэнь-цзю.

По воззрениям древних медиков, в организме по специфическим путям циркулирует не только энергия, но и «кровь» (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Некоторые зарубежные авторы представляют начало кругооборота внутренней энергии с меридиана сердца; в данном случае они, по-видимому, за основу кругооборота берут циркуляцию крови. Однако древние медики отводили энергии ведущее место, а «крови» - второстепенное, считая, что в основе жизнедеятельности организма лежит циркуляция энергии по специфическим каналам (меридианам). Внутренняя энергия, циркулирующая в 12 основных меридианах, вступает, с одной стороны, в контакт с органами, а с другой - посредством точек воздействия с внешней средой. Эта энергия циркулирует по спаренным меридианам и охватывает органы в строго обусловленной последовательности.




Древнекитайская медицина утверждала, что кругооборот энергии начинается с меридиана легких, ибо через органы дыхания человек находится в постоянном контакте с окружающим воздухом, который является важнейшим источником энергии. Графически это показано на рисунке. Кругооборот внутренней энергии в организме был назван "Большим кругом циркуляции энергии". Считалось, что он обеспечивает гармоническое функционирования различных систем организма.

Внутренняя энергия последовательно проходит все 12 основных меридианов (два иньских, потом два яньских и т.д.) за 24 часа, т.е. в течение суток. В то же время древняя медицина утверждает, что каждый из этих 12 меридианов имеет свой как максимальный, так и минимальный базовый потенциал. Первый достигается в момент прохождения энергии, а второй - через два часа. Так, начиная циркулировать с меридиана легких, на котором ее максимальная интенсивность отмечается в 3-5 часов утра, энергия переходит на меридиан толстой кишки - 5-7 часов, желудка - 7-9 часов, селезенки - поджелудочной железы - 9-11 часов, сердца - 11-13 часов, тонкой кишки - 13-15 часов, мочевого пузыря - 15-17 часов, почки - 17-19 часов, перикарда - 19-21 часов, трех частей туловища - 21-23 часов, желчного пузыря - 23-1 часов, печени - 1-3 часов и проделав полный цикл за 24 часа, вновь возвращается к меридиану легких в 3 часа утра.

Следует подчеркнуть, что каждый орган, каждая функция обнаруживает максимум циркуляции энергии в точно установленный срок. Выведение этой цикличности объясняется тем, что все органы, как заметили древние медики, ведут себя по разному в течение суток.

Считается, что наибольший седативный эффект в определенном меридиане достигается в период активности, а наибольший тонизирующий эффект - в период пассивности данного меридиана.

Так, например, учитывая существование временных периодов активности и пассивности, желательно использовать тонизирующую точку меридиана V (сердца) именно в 13-15 часов, а не в 11-13 часов. Поэтому, если после проведения традиционной восточной диагностики выявлено, что необходима тонизация меридиана V (сердца), то больному с заболеванием сердца лучше проводить сеанс чжэнь-цзю в период с 13-15 часов, а не 11-13 часов.

Итак, древняя восточная медицина утверждает, что внутренняя энергия в соответствии с большим кругом циркуляции совершает кругооборот по 12 основным меридианам, начиная с меридиана легких и кончая меридианом печени, в течение 24 часов. За период цикла она проходит поочередно иньские и яньские меридианы.

Второй особый вид энергии возникает непосредственно из чжан почка. Эта энергия циркулирует по путям, которые в восточной медицине носят название «чудесных» меридианов. От чжан почка особая энергия переходит на гениталии, а затем делится и входит сразу в три «чудесных» меридиана: чжун-май, ду-май. жэнь-май. Таким образом, эти три «чудесных» меридиана получают особую энергию непосредственно, а остальные пять "чудесных" меридианов получают ее опосредованно от меридиана почек или меридиана мочевого пузыря. Так, меридианы ян-цзяо-май, ян-вэй-май, начинающиеся от наружного хода меридиана мочевого пузыря, и меридиан дай-май, начинающийся от наружного хода желчного пузыря, получают особую энергию от меридиана мочевого пузыря за счет внутренних связей. Два других меридиана инь-цзяо-май и инь-вэй-май, начинающиеся от наружного хода меридиана почек, получают энергию от меридиана почек.

Ранее мы уже говорили о значении ритмических процессов для биологических систем. Исходя из этих позиций, большой круг циркуляции энергии не нужно понимать в буквальном смысле, а лишь как отражение того, что древние медики предполагали определенные взаимоотношения между процессами, протекающими в организме, и суточным ритмом. В настоящее время считается, что суточный ритм не только эволюционно обусловил суточную периодику биологических явлений, но и «сформировал механизмы адаптивной подстройки регуляторных систем организма к синхронизирующему 24 часовому циклу» (Баевский P.M., 1977).

Еще в 1928 г. А.А.Богомолец в своей работе «Учение о конституции и диатезах» писал, что каждый врач должен подходить к анализу патологических процессов в организме с учетом физико-химических процессов, протекающих в нем. Он считал, что если провести на материалистической основе углубленный кондициональный анализ биологических явлений как физико-химических процессов, то в конечном итоге мы получаем ритмическое движение.

Утверждения древних медиков в основе своей были правильны. Например, в вопросе о внутренней энергии они предвосхитили работы Селье, поскольку уже тогда утверждали, что от «чжан» почек (надпочечник) исходит особая внутренняя энергия. Согласно выводам древней восточной медицины то же самое можно сказать и относительно вопроса о циклическом характере, который устанавливает «Большой круг циркуляции энергии». По данным современной биологии понятие цикличности, по видимому, можно отождествлять с понятием ритмичности. Значение последнего понятия весьма ярко выражено в словах виднейшего нейрофизиолога А.А.Богомольца (1928). «Мы уже неоднократно указывали в печати, - говорил он, - в какой мере недооценивается значение всепроникающего ритмического движения в биологии. Ритмически совершает вселенная свой бег по пути бесконечности, закону ритмического движения следуют космические процессы. Как день сменяет ночь, так бдение приходит на смену сна, и смерть, разрушив жизнь, спешит создать ее новые формы. Ритмически проникают в организм жизненные процессы, и нет ни одного среди них, который, не став патологическим, мог бы нарушить закон своего ритма, ритмично бьется сердце и дышат легкие, ритмически идут процессы питания организма и сама нервная система следует своему закону ритма, создавая ритм психической жизни».

Таким образом, особенностью процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. Очень активно развивающаяся научная дисциплина - биоритмология получает все новые и новые данные о роли биологических ритмов в физиологии и патологии, связи их с ритмами земными и космическими.

Длительность (цикл) биоритмов колеблется от нескольких секунд до нескольких часов, суток, месяцев и даже лет. Биоэлектрической активности отдельных органов также присуща характерная для них ритмичность.

Опыты Н.А.Аладжаловой (1962), касающиеся биоритмов мозга, показали, что в коре головного мозга имеются механизмы регулирования как бы настроенные на низкочастотное колебание магнитного поля Земли.

Электрическая активность сердца характеризуется частотой около 1 Гц, а частоты колебаний объемного электрического заряда тела составляет 6-8 Гц. Резонансно-изоморфный принцип, предложенный болгарскими учеными, показал, что биоритмы частотой 6-8 Гц отражают взаимосвязь с колебаниями естественного электромагнитного поля Земли. Для различных функциональных состояний мозга характерны частоты его биопотенциалов от 1-2 Гц в состоянии глубокого сна, до 8-12 Гц и более при бодрствовании.

Вопрос установления связей между ритмическими процессами живых организмов - биоритмами и колебаниями физических полей космической природы в настоящее время приобретает определенный практический интерес как в плане диагностики, так и в направлении поисков эффективных способов биостимуляции, основанных на искусственном управлении биоритмами.

Сейчас хорошо известно, что биологические процессы на Земле находятся под воздействием солнечной активности, имеющей определенную цикличность.

Основоположник гелиобиологии А.Л.Чижевский (1936) высказал предположение, что солнечная активность способна порождать особый вид биологических активных излучений, вызывающих немедленную реакцию мозговой и сердечной деятельности. Он назвал их Z-излучениями. Сейчас доказано, что Z-излучение - это сложное физическое поле, складывающееся из взаимодействия известных физических полей корпоскулярной и волновой природы. Обнаружена временная связь между вспышками отдельных заболеваний и магнитными явлениями, развивающимися в околоземном пространстве. Более 40 лет назад А.Л.Чижевский предсказал вспышки эпидемий гриппа, изучив динамику эпидемий гриппа в предшествующие годы, и показал, что они связаны с изменением солнечной деятельности.

Действительность подтвердила выводы ученого. В 1957-1959 гг., в 1965 г. наблюдались эпидемии гриппа, совпавшие по своим срокам с прогнозами ученого.

Подробно об энергетике человека я рассказываю на вебинарах. Их можно смтреть в записи.

Сегодня много говорят про энергию, даже врачи. И это неслучайно. Если у вас есть энергия, вы полны сил и здоровья. Если ее нет, вы несчастны и скоро можете заболеть. Что же такое энергия? Как ее почувствовать и научиться управлять?

Понятие ци

Понятие ци является одним из краеугольных камней даосской теории и практики. Под этим термином подразумевают жизненную энергию – силу, порождающую жизнь. Однозначного определения не существует. Ци имеет множество значений: «энергия», «воздух», «дыхание», «ветер», «жизненное дыхание», «сущность жизни» и пр. В общем можно интерпретировать его как «энергия или движение Вселенной».

Эффективное осознанное управление потоками ци позволяет нам обрести контроль над самой жизнью. Научившись мудро использовать свою энергию, мы вдруг неожиданно обнаруживаем, что обладаем ею в достатке.

Даосы различают две основные категории внутренней ци : унаследованная и приобретенная. Унаследованной (преднебесная сила, ранняя небесная сила, пренатальная энергия) называется энергия ци , полученная от родителей в момент зачатия. Она остается с нами в течение всей жизни.

Даосы считали, что яйцеклетка и сперматозоид, обладая неограниченным потенциалом энергии, способны на создание чуда природы – новой жизни. Мужская и женская половые клетки представляют собой конденсированную сущность Вселенской Силы и Силы Земли.

Сегодня все говорят о присутствии энергии, даже некоторые врачи. Ци аналогична электрическому току слабой силы. Ученые считают, что ци является биоэлектрической силой, управ­ляющей всеми жизненными процессами.

Что же такое энергия и как ее почувствовать? Известно, что в нашем организме циркулируют различные жидкости: спинномозговая, кровь, лимфа. На их перемещении основана работа органов и желез внутренней секреции. Перемещение энергии ци ассоциируется с движением этих жидкостей. Так, например, в крови переносчиком энергии являются эритроциты. Их циркуляция и есть потоки жизненной ци .

Учимся ощущать энергию ци

Каждый может ощутить в себе движение энергии. Для этого достаточно долго смотреть на отдельную часть тела, например палец. Энергия будет проявляться в виде покалывания, ползания мурашек, прилива тепла и прочих ощущений, распространяющихся по всему пальцу. Проведем эксперимент.

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Положите руки на колени. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на указательном пальце правой руки. Думайте только о нем.

Направьте в эту область энергию и ожидайте ответа. Удерживайте внимание на пальце на протяжении 2-5 минут.

Любые полученные Вами ощущения – это и есть результат перемещения энергии. Если вы будете работать с другими частями и органами тела, могут возникать аналогичные восприятия.

Если вы во время упражнений ничего почувствовали, будем развивать вашу восприимчивость. Ведь, как известно, все тренируется, что мы тренируем. Развивать воображение позволят простые упражнения. О них я сейчас расскажу и вам.

Энергия ци : развиваем образное мышление

Сначала мне хотелось бы объяснить, почему это работает. Сеченов писал, что мысль – это задержанное движе­ние, то есть она определяет готовность тела к будущему действию. Когда мы только готовимся что-либо сделать, у нас сокращается определенная группа мышц и выделяется соответствующее количество гормо­нов, необходимое для данного действия.

Воображение используют в своей практике спортсмены. Для того чтобы научиться делать какой-либо сложный трюк, сначала они представляют, как его выполнят, прокручивают несколько раз в голове, настраивают мышца, и только потом пробуют реализовать в жизни. Давайте проведем очередной эксперимент.

Представьте себе лимон. Вы сразу почувствовали кислый вкус. Теперь мысленно откусите кусочек. Что же вы ощущаете? Уверена, у вас обильно выделяется слюна. Но ведь самого-то лимона во рту не было, вы его лишь представили! Вот такие фокусы творит наше воображение. И, развивая его, мы будем этими эффектами пользоваться.

Закройте глаза. Расслабьтесь. Представляйте, как вы выполняете различные действия: пишите авторучкой, при этом обратите внимание, какую она имеет поверхность; ведете машину – почувствуйте поверхность руля.

Визуализируйте, как вы трогаете рукой различные предметы: снег, хлеб, стену, кирпич, бархат, шелк, мрамор и пр. Пользуясь тактильным восприятием, прочувствуйте фактуру, консистенцию, температурные и прочие свойства воображаемых предметов.

Затем вспоминайте различные запахи: духов, цветов, дыма, костра, моря, гор и пр. Представьте вкус некоторых фруктов, овощей, мяса, рыбы.


Теперь проработаем холод. Ощутите его в ноге или руке. Представляйте, например, как всю конечность обложили льдом или мороженным, или ее обдувает холодный ветер. Подберите образ прохлады, который для вас наиболее ощутим. Повторите несколько раз.

Переходим к следующему упражнению. Работаем с покалыванием. Ощущайте, как по всей конечности прокатился валик с мелкими иголками, или представьте, что вы прикасаетесь к елке. Найдите образ покалывания, который вам ближе. Воспроизводите несколько раз до появления мурашек на теле.

На более продвинутом уровне можно сочетать покалывание с теплом или холодом. Ощущения потрясающие! Когда вы представляете холод, ваши сосуды сужаются, как в эксперименте с воображаемым лимоном выделялась слюна. При воспроизведении тепла они, наоборот, расширяются; колючее - стимулирует нервные окончания.

Занимайтесь по 5-10 минут каждый день. Не напрягайтесь! И ваше воображение будет успешно развиваться. Проверено на собственном опыте! Затем можно переходить к медитациям и даосским практикам.

Ни одна из существующих в мире религий, ни одна естественная наука не будет отрицать факт связи человека с природой и даже зависимость человеческой жизни от природы. Согласно китайской духовной практике Дао, энергия ци даёт нам жизнь, поддерживает нас на протяжении всего нашего пути, а наша смерть есть не что иное, как полное истощение этой энергии в нашем теле.

Многие малограмотные люди, коих во все времена в мире было большинство, не считают необходимым заботиться о своём теле даже на уровне элементарной гигиены, не говоря о том, чтобы даже попытаться понять, ци. Упражнения, которые предлагают тайцзицюань, цигун или йога не требуют ни специального снаряжения, ни подготовки, ни даже какого-нибудь специального образования. Поскольку считается, что всё, что необходимо человеку для его персонального развития и поддержания здоровья, дано ему с рождения. Более того, каждому человеку даётся энергия ци в количестве, достаточном, чтобы прожить больше ста лет (насколько больше, каждый решает сам).

Уровень развития современных людей, если отбросить все технологические достижения, которые, кстати сказать, служат постоянным источником проблем и от которых ци истощается быстрее, остаётся неизменным на протяжении последних нескольких столетий. Это значит, что человек, в погоне за внешним комфортом, постоянно пытается подменить естественный процесс самосовершенствования чем-то, находящимся вне его тела. Например, вместо того, чтобы уделять себе час-другой, занимаясь дыхательными упражнениями, люди согласны употреблять лекарства, которые никогда не излечивают, а лишь на время убирают симптомы. В лучшем случае молодой человек или женщина откажутся от курения и будут регулярно ходить в спортзал, чего также недостаточно.

Чтобы понять, что такое цигун, что эта древняя практика может дать человеку, необходимо по меньшей мере попробовать вырваться за пределы обычного жизненного уклада и не мешать своему телу восстанавливать свою связь с матушкой-природой.

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, и энергия ци может ощущаться любым человеком, независимо от возраста, пола и даже диеты.

На начальном этапе приобщения к ценностям и естественной силе природы необходимо отказаться от рационального восприятия себя как социальной единицы. В природе все равны с точки зрения доступа к энергии, в ней - не более чем бессмысленный предрассудок. Необходимо рассматривать собственное бытие как часть вселенского процесса и принимать те изменения, которые неизбежно придут в процессе практики цигун.

И последнее, не стоит забывать, что homo sapiens есть существо социальное, для которого мораль, в отличие от животных, является обязательным критерием самооценки. С точки зрения цигун очищение тела неотъемлемо связано с очищением души, а наличие или отсутствие заболеваний напрямую связывается с моральной чистотой человека. Это последнее утверждение противоречит многим, если не всем, постулатам современного общества. Но академикам современности нечего предложить взамен, у них нет ничего, что могло бы опровергнуть это утверждение.