Домашнее воспитание ребенка с аутизмом. Как заподозрить у младенца аутизм и начать коррекцию. Советы родителям


Аутизм у детей или ранний детский аутизм (как он называется в медицинской литературе) представляет большую проблему как для родителей, так и для больных детей, которая в другой уже форме переходит во взрослое состояние. Распространенность заболевания среди детей составляет 0,2%, причем чаще болеют мальчики (в 3-4 раза чаще, чем девочки). Это заболевание поражает все функции психической системы - и память, и внимание, и мышление, и речь и т.д.


Еще Каннер, который описал этот синдром, подчеркивал, что заболевание следует относить к шизофреническим состояниям, которые передаются по наследству. Такая точка зрения сохранилась и в наши дни, только несколько дополнилась. Считается, что наследственная предрасположенность реализуется при воздействии определенных факторов внешней или внутренней среды. К таким факторам следует относить процесс родов, возрастные кризисы (14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет), различные стрессы, инфекционные заболевания, тяжелые соматические заболевания и т.д.


В механизмах развития заболевания в настоящее время, как и раньше, доминирует две теории, каждая из которых имеет право на существование. Скорее всего, развитие заболевания можно объяснить сочетанием этих двух теорий. Речь идет о психогенной и биологической теории. Первая подчеркивает роль социальной среды, а вторая - физиологическое состояние организма ребенка. Сейчас совершенно очевидно, что аутистический ребенок может появиться как во вполне нормальной семье с хорошим воспитанием, так и в семье социально неблагополучной.
Связь аутизма с шизофренией окончательно не доказана. Однако многие ученые психиатры рассматривают аутизм как фон шизофрении или предвестник этого заболевания, поэтому такие дети должны находиться под пристальным вниманием психиатра и психолога, им должна проводиться соответствующая коррекция нарушенных функций, чтобы предупредить развитие шизофрении и различных психических нарушений в будущем, в том числе и социальную адаптацию.


В настоящее время можно выделить несколько четко доказанных фактов, относящихся к детскому аутизму. Они включают в себя:
- непрогрессирующее течение;
- такие дети чаще более интеллектуально развиты, чем их сверстники;
- преобладание мальчиков;
- заболевание чаще развивается в наиболее образованных и состоятельных общественных слоях.
Таким образом, аутизм представляет серьезную медицинскую и социальную проблему.

Признаки аутизма

Впервые симптомы детского аутизма были описаны Каннером в 1943 году. Независимо от него также многими учеными описывались схожие проявления.
Синдром может проявляться по-разному, поэтому выделяются различные клинические его формы, которые характеризуется преобладанием того или иного нарушения. Однако есть и общие черты аутистического синдрома, к которым относятся:
- отсутствие эмоциональности при общении с матерью (ребенок не просит дать ему определенную игрушку, он ведет к ней, он редко плачет и радуется, такой своеобразный маленький робот);
- отталкивает мать или отца, которые хотят взять его на руки;
- отстраненность от окружающего мира, он игнорирует многие раздражающие факторы, но в то же время проявляет повышенную чувствительность и страх по отношению к предметам, которые движутся или издают различные звуки;
- невозможность использовать слова в переносном смысле, он использует их только в прямом значении;
- отлично запоминает мельчайшие детали, то есть у него хорошо развита механическая память;
- такому ребенку тяжело абстрагироваться;
- склонность к монотонным и одинаковым движениям, в том числе и в игре (он часами может перебирать конструктор, повторять одни и те же слова);
- такой ребенок привыкает к своей окружающей среде, перемены которой могут вызвать у него плач, страх, необъяснимую боязнь.
Все эти признаки, которые свидетельствуют о нарушении в психоэмоциональной сфере, сочетаются с отменным физическим здоровьем ребенка. Такие дети чаще всего (хотя не обязательно) имеют высокий интеллектуальный уровень, поэтому их лицо имеет серьезный и умный вид.

Больные дети имеют речевые проблемы, как со сверстниками, так и в последующей жизни, что связано с имевшимся дефицитом общения (особенно если он искусственно ограничивался - использование наушников см.выше). Аутичные дети болезненно воспринимают многие вещи, которые происходят вокруг них (чаще всего это замечается в процессе игры), в том числе и шутки. Это связано с тем, что они не могут абстрагироваться и понимают все в буквальном смысле. В итоге им кажется, что их унижают, хотят специально обидеть и т.д.
Совершенно не обязательно, что все эти признаки будут присутствовать в одном ребенке. Для постановки диагноза и определения дальнейшей тактики ведения важно оценивать все симптомы в комплексе, чтобы избежать гипердиагностики и неоправданных терапевтических воздействий на здорового ребенка.

Как распознать аутизм?

Конечно, чтобы правильно поставить диагноз (а аутизм при всей своей кажущейся простоте является сложным состоянием для диагностики), следует обратиться за помощью к специалисту. На начальных стадиях это может быть педагог-психолог, а позже - психиатр. Однако и родителям должны быть известны состояния, о которых шла речь выше. Заметив их у своего ребенка, немедленно надо бежать к опытному специалисту, чтобы не было упущено драгоценное время.
Для диагностики этого заболевания важно базироваться на трех основных принципах, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Наличие этих признаков у одного ребенка указывает на диагноз аутизма. К этим трем признакам относятся:
- недостаточное взаимодействие с обществом (ребенок не хочет играть со сверстниками, он закрыт в себе);
- недостаточная коммуникативная активность (его не интересует общение с детьми, поэтому он испытывает трудности при общении в последующей жизни);
- преобладают повторяющиеся движения и фразы, то есть характерно развитие двигательных и речевых стереотипов (он повторяет услышанные слова, выполняет однотипные движения в течение длительного времени).
Характерно, что эти симптомы начинают рано проявляться (обычно еще в период грудного возраста - на первом году жизни), а к трем годам достигают своего максимального развития и выраженности.
Клиницисты выделяют несколько форм аутической болезни:
- классический аутизм Каннера;
- синдром Аспергера.

Аутизм Аспергера отличается от аутизма Каннера тем, что при этом состоянии нет интеллектуальной или речевой задержки, к тому же такие дети неуклюжимы - это основные отличия этих двух форм.
Но независимо от клинической формы это заболевание нуждается в своевременной коррекции. Большая роль отводится психотерапии, однако проводится и посиндромная терапия, которая призвана улучшить социальную адаптацию ребенка. Например, при наличии приступов эпилепсии назначаются противоэпилептические препараты, при умственном отставании проводится корригирующая педагогическая работа и т.д.
С помощью психотерапии налаживается или вновь устанавливается контакт с внешним миром, с окружающими детьми, преодолеваются различные страхи, которые имеют место быть при аутизме и т.д. В итоге это помогает победить заболевание и обеспечить нормальное развитие человека в будущем.

Как воспитывать детей с аутизмом?

Воспитание аутичных детей - это не простая задача, а зачастую сложная и деликатная, которая требует терпимости родителей и последовательности.
В первую очередь, не следует заставлять ребенка-аутиста делать то, что хочется вам. Надо следовать за таким ребенком, смотреть, что он делает, что его интересует, а не навязывать то, что бы вам хотелось в данный момент. Но не следует забывать, что, несмотря на это, в ваших действиях должна быть определенная последовательность.
В процессе воспитания важно определить ту функцию, которую вы пытаетесь откорректировать. В этом вам поможет специалист, он также подскажет, каким образом этого добиться. Вообще идеальным вариантом является совместная работа родителей, воспитателей и психологов, а также медиков (психиатр, невролог) при воспитании такого ребенка.

Мозаики и головоломки, которые складывают и решают эти дети, помогают увидеть им конечный результат и понять, чего они могут добиться. Обязательно надо включать эти виды деятельности в воспитательный процесс.
Для аутичных детей характерна плохая осознаваемость и воспринимаемость своего тела, они могут не знать многие части своего тела, поэтому с ознакомительной целью и образовательной в помещениях, где пребывают эти дети, рекомендуется как можно больше размещать зеркал. Периодически следует совместно с ребенком рассматривать его тело и называть те или иные части тела, показывая на них.


Воспитание таких детей должно проводиться по определенному графику и режиму, которого следует неукоснительно придерживаться. Ежедневные привычные действия помогают ребенку ощущать себя в безопасности, потому что, как говорилось выше, перемены могут пугать ребенка-аутиста. Родители обязательно должны быстро воспринимать сигналы, которые им посылает их чадо и которые свидетельствуют о его психологическом дискомфорте и страдании. Эти сигналы могут быть как вербальные (слова), так и невербальные (различные тревожные действия).
Таких детей нельзя переутомлять, так как процесс переутомления негативно скажется на работе всей нервной и психической системы и приведет к разбалансировке только что налаженных механизмов. Для правильного понимания происходящего аутичному ребенку надо объяснять смысл всех действий, порой требуется использовать для этого наглядный материал, например, различные схемы.
Таким образом, используя системный и комплексный подход в воспитании таких детей, можно добиться отличных результатов, которые приятно удивят вас и вашего малыша.

Пять советов родителям:

Научитесь быть адвокатом вашего ребенка. Повышайте свою информированность. Получайте максимум пользы от всех служб, которые существуют в вашем сообществе. Встречайтесь со всеми специалистами и врачами, которые могут дать полезные рекомендации.

Не пытайтесь подавлять свои чувства. Говорите о них. Вы можете чувствовать злость или противоречивые эмоции. Этого вполне можно ожидать. Это совершенно нормально, если ваши чувства противоречат друг другу. Постарайтесь направить свою злость на расстройство, а не на ваших близких. Если вы ссоритесь с супругом из-за вопроса, связанного с вашим ребенком, вспомните, что это болезненная для вас обоих тема, старайтесь не злиться друг на друга.

Постарайтесь сохранять образ жизни взрослого человека. Не позволяйте аутизму поглощать каждую секунду вашей жизни. Проводите время со своими типичными детьми, со своим супругом, воздерживайтесь от постоянных разговоров только про аутизм. Поддержка нужна всем членам вашей семьи, постарайтесь искать маленькие радости и быть счастливыми в любых обстоятельствах.

Цените каждую маленькую победу вашего ребенка. Любите вашего ребенка и гордитесь каждым его достижением, даже совсем маленьким. Сосредоточьтесь на том, что он может делать, не надо постоянно сравнивать его с типично развивающимися детьми. Любите его за то, кто он есть, а не за то, каким он должен быть.

Активно участвуйте в сообществе аутизма. Никогда не преуменьшайте силу «сообщества». Может быть, вы и капитан своей команды, но вы все равно не сможете справиться со всем сами. Постарайтесь найти друзей среди других родителей детей с аутизмом. Когда вы познакомитесь с другими родителями, вы приобретете поддержку со стороны людей, которые прекрасно понимают ваши повседневные проблемы. Участие в движении в защиту прав детей с аутизмом очень продуктивно и благотворно. Вы будете вести активный образ жизни, создавая лучшее будущее для вашего ребенка.

Пять советов для братьев и сестер

Помните, что вы не одиноки! У каждой семьи есть те или иные жизненные трудности… и да, аутизм связан с разными трудностями… но если вы присмотритесь повнимательнее, то поймете, что не бывает семьи без своих проблем.

Гордитесь своим братом или сестрой . Научитесь говорить об аутизме открыто и рассказывать другим людям, что это за расстройство, без смущения. Если вам будет комфортно говорить на эту тему, то и другие люди не будут испытывать дискомфорта. Если вы будете стыдиться брата или сестру, то ваши друзья почувствуют это и будут вести себя неловко. Как и все остальные братья и сестры в мире, иногда вы будете обожать брата или сестру, а иногда просто возненавидите. Нормально испытывать к ним разные чувства. Порою разобраться в своих чувствах проще с помощью психолога-консультанта, который поможет вам понять, что вы чувствуете. И это будет ваш личный психолог, который будет помогать только вам! Любите своего брата или сестру таким(ой), какой(ая) он(а) есть.

Нормально, если иногда вам будет очень грустно из-за того, как аутизм влияет на вашего брата или сестру. Однако если вы будете грустить или злиться долгое время, то это никому не поможет. Ваша злость не может изменить ситуацию, вы просто станете несчастным. Помните, что ваши мама и папа тоже могут испытывать подобные чувства.

Проводите время с мамой и папой наедине. Иногда нужно делать что-то вместе с ними без вашего брата или сестры, чтобы укрепить ваши семейные связи. И это нормально, если вам нужно побыть одному. Когда в семье у кого-то аутизм, это может потребовать много времени и привлекать много внимания. Вам тоже нужно чувствовать свою важность. Помните, что даже если бы у вашего брата или сестры не было аутизма, вам все равно было бы нужно время побыть наедине с мамой и папой.

Найдите какое-нибудь занятие, которым вы можете заниматься вместе с вашим братом или сестрой. Вы обязательно обнаружите, что общение с братом или сестрой очень обогащает вас внутренне, даже если вы просто соберете вместе головоломку-пазл. Неважно, какие нарушения могут быть у него или у нее, иногда простое нахождение рядом с другим человеком позволяет вам ощутить близость. Брат или сестра будет ждать этих совместных занятий с нетерпением и будет приветствовать вас особой улыбкой.

Пять советов для дедушек и бабушек, а также других родственников

Поддержка родных и близких незаменима. Каждому члену семьи есть, что предложить. Спросите родителей, чем вы можете помочь их семье. Они оценят ваши усилия помочь. Возможно, вы можете посидеть с ребенком, чтобы родители могли провести время вместе, или вы можете помочь с деньгами на частную школу или лечение. Организуйте сбор средств в пользу ребенка. Семье важно знать, что вы готовы поддерживать их и сохранять с ними близкие отношения.

Обратитесь за поддержкой сами . Если вам трудно принять тот факт, что у родного вам человека аутизм, то вам самим нужна поддержка. Ваша семья может быть не в состоянии обеспечить вас подобной поддержкой, так что придется поискать ее на стороне. Таким образом, вы сможете стать сильнее, чтобы поддержать близких и помочь им в решении многих проблем, которые им предстоит решить.

Будьте открыты и честны в отношении расстройства. Чем больше вы об этом говорите, тем лучше вы себя почувствуете. Ваши друзья и семья станут вашей системой поддержки, но только при условии, что вы будете делиться с ними своими мыслями. Поначалу вам может быть сложно говорить о том, что вас беспокоит, но со временем вам станет проще. В конечном итоге ваш опыт в отношении аутизма научит вас и вашу семью очень важным жизненным урокам.

Не осуждайте. Думайте о чувствах семьи и поддерживайте их. Уважайте их решения в отношении своего ребенка с аутизмом. Они пытаются разобраться в различных методах и подходах, скорее всего, они много думают над каждым решением. Постарайтесь не сравнивать детей (с типичными детьми этого тоже лучше избегать). Дети с аутизмом очень разные, но можно добиться того, чтобы каждый ребенок реализовал максимум своего потенциала.

Изучайте информацию об аутизме. Это расстройство встречается в семьях с любым социальным и экономическим статусом. Существуют очень многообещающие исследования, множество возможностей для будущего. Делитесь надеждой с семьей и одновременно занимайтесь самообразованием, чтобы как можно лучше справляться с этим расстройством.

Находите время для каждого ребенка. У вас может быть особенный опыт общения, как с типичными детьми, так и с ребенком с аутизмом. Да, они могут быть разными, но обоим детям важно, чтобы вы проводили с ними время. Дети с аутизмом просто расцветают, когда поддерживается строгий распорядок, так что подумайте о совместных занятиях, которые хорошо структурированы, даже если это просто пятнадцатиминутная прогулка в парке.

Если вы будете ходить в один и тот же парк каждую неделю, то со временем этот опыт будет проходить все лучше и лучше… потребуется лишь время и терпение. Если вы не можете придумать, чем заняться вместе с ребенком, обратитесь за идеями к родителям. Они по достоинству оценят усилия с вашей стороны. Бывают такие случаи, что ребенок полностью выходит из аутизма, хотя при этом остается слишком ранимым.

Детский аутизм - не приговор. Не отчаивайтесь! Ведь даже среди знаменитых людей тоже были аутисты. Это и Вуди Аллен, и Винсент Ван Гог, и Вирджиния Вульф, и даже Леонардо да Винчи. Кто знает, может и ваш ребенок пополнит этот список общепризнанных мировых гениев.

Подростки с расстройствами аутистического спектра имеют уникальные проблемы, которые часто трудно понять их родителям, учителям и сверстникам. Особенно тяжело приходится подросткам, пытающимся понять постоянно меняющиеся социальные ожидания. Все мы помним, как проходили через этот стресс. Наши тела меняются, друзья меняются, меняются и правила жизни. Так как люди с расстройствами аутистического спектра полагаются на последовательность и предсказуемость социальной среды, они вступают в эту и так непростую фазу жизни в исключительно неблагоприятных условиях. Поддерживая их в этом возрасте, необходимо понимать особенности синдрома и знать, какие навыки помогут им успешно жить и реализовать свой потенциал.

Без правильной поддержки подростки с расстройствами аутистического спектра могут в этот период погрузиться в себя. Они чувствуют крайнее одиночество и растерянность. Повышается риск депрессии и самоубийств в течение этих лет. Как непредсказуем социальный мир в подростковом возрасте, так непредсказуема и реакция подростков на этот стресс.


В последние годы это явление стало серьезной проблемой для родителей и педагогов. Эпидемия аутизма была выявлена более 15 лет назад. До этого считалось, что аутизмом страдает примерно один из 2500 детей. Теперь эта оценка составляет один ребенок на 110 детей. По мере того, как дети растут, все больше появляется учеников средней и старшей школы, а также студентов, страдающих аутизмом.

В прошлом многие из этих учеников были бы размещены в специальных учебных классах, отдельных от основного потока. Поскольку система образования улучшается, образование для детей с особыми потребностями, как в области развития, так и поведения, становится более доступным. Однако набор проблем подростков с аутизмом отличается от проблем подростков с другими нарушениями развития. Большинство детей с особыми потребностями очень общительны и легко выражают свои потребности и желания, для подростков же с расстройствами аутистического спектра коммуникация и понимание других людей даются с трудом. Их поведение может оказаться непредсказуемым для неподготовленного специалиста. Когда же они вступают в подростковый возраст, каждый аспект этого синдрома усиливается.

И преподаватели, и родители пытаются справиться с проблемами подросткового возраста ребенка, лучше понять их и помочь. Это выходит далеко за рамки простого раздражительного или угрюмого поведения, которое свойственно многим подросткам. Они не выходят из под родительского контроля и не хотят больше времени проводить с друзьями - часто они вообще не имеют друзей. Школа кажется им более угрожающей, чем когда-либо прежде. Они не могут чувствовать себя в безопасности и возвращаются домой с повышенной чувствительностью, гневом и печалью. Подростки, страдающие аутизмом, испытывают трудности с выражением своих эмоций. Многие регрессируют по сравнению с тем, чего они добились в предыдущие годы, проводят свое время в повторяющихся действиях, пытаясь контролировать свой мир самым доступным способом. Они легко раздражаются, что является общим для всех форм депрессии. И хотя они одиноки, они отчаянно хотят, чтобы их оставили в покое.

Как же им помочь? Как оценить потребности такой разнообразной группы подростков? Это не простой вопрос. Лица, страдающие аутизмом, обладают очень различными характеристиками. Они могут варьироваться от молчаливых до очень экспрессивных. Некоторые борются даже с самыми простыми социальными взаимодействиями, в то время как другие взаимодействуют легко, но не адекватно. Поведенческие проблемы могут варьироваться от отказа установить зрительный контакт до физической агрессии. Компульсивное поведение может быть таким простым, как желание организовать вещи на своем столе определенным образом, и таким тяжелым, как постоянно качание или повторение одной фразы снова и снова.

Визуальное представление


Для подростков с аутизмом важно, чтобы школа и общество были предсказуемы. Родители часто понимают, как сделать обстановку дома предсказуемой. Когда в семье происходит что-то новое (например, праздники, новая мебель, новое домашнее животное) они уже понимают, как подготовить к этим изменениям своего ребенка. Школьные же и общественные изменения часто приходят быстро и без предупреждения, однако существуют основные стратегии, которые могут помочь сделать даже такие ситуации более предсказуемыми.

Люди с расстройствами аутистического спектра часто являются визуалами, и именно визуальные носители становятся первым шагов в обеспечении предсказуемости любой социальной среды. Это может быть график учебного дня или график, обозначающий последовательность ближайших событий. Для некоторых учащихся новую деятельность в школе (например, лабораторную работу или научный эксперимент) можно объяснить шаг за шагом на графике действий. Вся окружающая среда может казаться угрожающей, и подростки замыкаются в себя или стремятся уйти.

Визуальные образы могут представлять собой либо общий инструмент планирования, например, ежедневный график, либо поэтапный план для понимания какой-то деятельности от начала и до конца. Инструмент, который успешно работает в одной ситуации, может не работать в другой, так как разные люди в стрессовых ситуациях ведут себя по-разному. Так же, как вы зависите от вашего органайзера или календаря для организации ежедневных действий и обязанностей, подростки, страдающие аутизмом, нуждаются в инструментах, помогающих им структурировать свою жизнь.

Визуальное представление облегчает приобретение новых навыков. Например, очень эффективным инструментом оказалось видео-моделирование, включающее в себя примеры выполнения нового навыка. Затем такое видео используется в качестве модели, чтобы обучить подростка новому навыку. Это способ иметь предсказуемую модель, которая соответствует примеру из реальной жизни. Видео дает четкую модель поведения, и подросток совершает действия с меньшим стрессом, чем с живым инструктором. Это помогает быстрее получить социальные навыки.

Практика

В дополнение к наличию визуальных представлений о каждодневных событиях, важно практиковать те действия, которые представляют самые большие проблемы. Подросток может не понимать, как ориентироваться во взаимодействиях в классе, школьных событиях или общественной деятельности. Любое взаимодействие может быть подробно разобрано и практиковаться. Это не только сделает его более предсказуемым, но и даст возможность разработать недостающий навык, который, возможно, не был нужен раньше.

Всякий раз, когда на горизонте появляется новый учитель, новый класс, новое событие, нужно попытаться получить как можно больше деталей.

Определить, чего можно ожидать, и заранее практиковать это в безопасной обстановке.

Например, посетить новый класс или заранее понаблюдать за предстоящей деятельностью. Убедитесь в том, что ученик имеет необходимые навыки и знает, например, к кому обратиться за помощью.

Развитие независимости

Одним из самых мощных методов помощи является развитие независимости. Существует большое число исследований, подтверждающих успешность этого метода в помощи людям с расстройствами аутистического спектра. Такой подход особенно полезен для социальных навыков и навыков преодоления трудностей, так как он помогает в то время, когда родителя или учителя нет рядом.

Существует множество различных процедур, используемых в этой форме лечения. В целом она учит людей наблюдать и контролировать свое собственное поведение. Процесс может включать в себя обучение специфическим социальным навыкам или стратегии преодоления, которые можно впоследствии использовать в потенциально сложных ситуациях. Это метод является чрезвычайно успешным. Умение пользоваться такими методами позволяет людям использовать их когда и где в них возникает необходимость. Это помогает подросткам с аутизмом организовать свое поведение и получить необходимые навыки, а в конечном итоге они сами становятся своими собственными терапевтами.

В конце концов подростки с аутизмом должны стать более независимыми, используя социальные, адаптивные и общественные навыки. При переходе в среднюю и старшую школу должна проводиться глобальная оценка текущего уровня независимости ребенка и того, каких долгосрочных целей еще предстоит достичь. Это может вызывать стресс, поскольку в школе ведется интенсивная социальная и учебная жизнь. Один из способов взглянуть на эту проблему - задать себе вопрос: «Насколько полезны учебные навыки, если мой ребенок не знает, как эффективно самостоятельно общаться и жить?» И хотя подросткам с аутизмом очень важно преуспеть в учебе, для них в равной степени важно развить навыки, которые помогут им работать и поддерживать отношения во взрослой жизни.

Качество жизни

Большинство из нас согласны с тем, что качество жизни человека как сейчас, так и в будущем, является лучшим компасом. В то время, как все родители хотят подготовить своих детей к самостоятельной взрослой жизни, принимать правильные решения в личной жизни и карьере, родители подростков с расстройствами аутистического спектра должны быть дополнительно вовлечены в развитие этих способностей. Такие родители часто начинают беспокоиться о том, как их ребенок будет ориентироваться в мире, еще до школы. Они должны понимать свои возможности и ресурсы, необходимые им при вступлении их ребенка в подростковый возраст.

Общей приоритетной задачей является постройка отношений. Этот процесс включает в себя поднятие социальных навыков на следующий уровень, чтобы узнать возможности дружбы и открытой дискуссии. Самое важное, что он включает в себя определение краткосрочных целей, которые являются и достижимыми, и значимыми. Это очень пугающе для подростков с аутизмом, поэтому частые успехи имеют особо важное значение, помогая облегчить страх и укрепить доверие.

То же самое справедливо и для навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни. Родители и ребенок должны договориться о важных для них целях в спокойной домашней обстановке. Эти цели могут включать в себя такие основные навыки, как приготовление пищи, уборка и поездки, но они также должны включать в себя и более сложные навыки, которые часто стоят на пути к более полной независимости, например, организационные навыки. Для того, чтобы добиться успеха вне дома, человек должен иметь возможность составить список своих приоритетов (покупка продуктов и вещей, посещение врача, друзей и т. д.) и организовать необходимые шаги для своевременного достижения этих задач. Другой важной задачей является обучение тому, как правильно обратиться за помощью и советом. Вне семейных отношений человеку с аутизмом необходимо определить соответствующие источники поддержки и узнать, как при необходимости искать и использовать помощь. Может показаться, что это задача для детей младшего возраста, но на самом деле гораздо сложнее искать поддержку взрослому, особенно если в социальной среде мало людей, знакомых с расстройствами аутистического спектра.

Хотя очень важно обучить подростков важнейшим жизненным навыкам и поощрять независимость, очень важно также обеспечить высокое качество жизни. Это должно начинаться с анализа того, что именно понимается под «качеством жизни» для конкретного человека и его семьи. Один из подходов заключается в том, чтобы собрать вместе людей в благоприятной обстановке для обсуждения конкретных возможностей и потребностей. Такая группа будет включать в себя семью, педагогов, близких людей, терапевтов и всех тех, с кем имеются значимые отношения. Цель состоит в том, чтобы понять, как жизнь этого человека прогрессировала до настоящего момента. Кто был его верными друзьями? Какие мероприятия или интересы приносили радость? Что удалось? Что не получилось? Что люди, сидящие вокруг, могут привнести в жизнь этого человека и кто еще должен быть вовлечен в это?

Очень трудно построить образовательную программу, необходимую для достижения успеха на многих уровнях, чтобы научиться независимости и обеспечить оптимальное качество жизни.

Стратегии обучения

Разработан целый ряд различных программ, нацеленных на обучение социальным навыкам и навыкам социальной жизни. Необходимо разрабатывать индивидуальную программу, соответствующую конкретным потребностям и результатам. Доказательная база для этих методов быстро расширяется, особенно в отношении их эффективности для людей с расстройствами аутистического спектра.

Лучшим началом будет найти сильного специалиста по поведению в вашем регионе. Если такого найти не удалось, можно продолжить поиск консультантов в Интернете.

Многие родители считают полезным видеть общий пример подхода к лечению, например, тот, который обращается к социальным навыкам.

  • Обучение подростков различным стратегиям самоконтроля, которые приводят к социальным успехам . Эти стратегии работают для уменьшения социальной тревожности и выявлению и организации социальных возможностей. Например, программа самоконтроля может включать в себя обучение тому, как избежать конкретных ситуаций, которые приводят к негативным последствиям, а также выявлению возможностей для успешной практики новых навыков. Она также может включать в себя конкретные поведенческие стратегии для снижения тревоги и самовознаграждения за успехи. Если существуют социальные модели поведения, стигматизированные у сверстников, программа поддержит замену этих моделей поведения на более подходящие, выполняющие ту же социальную функцию.
  • Оценка поведенческих проблем и поиск значимых моделей поведения . В подростковом возрасте человек разрабатывает множество способов справиться с социальной путаницей и стрессом. Один из подходов заключается в оценке каждого варианта поведения и отработке на практике лучших вариантов. В результате разрабатывается новый набор социальных навыков. Помимо основных навыков, необходимых для социального успеха, эти методы служат устранению барьеров и созданию условий для развития более широкого спектра социальных навыков. Например, если подросток повышает голос всякий раз, когда разговор становится трудным, необходимо заменить такое поведение на более подходящий навык, выполняющий ту же функцию, но уменьшающий беспокойство и меняющий социальное взаимодействие. Существует множество способов избежать сложных тем или ситуаций. Цель обучения состоит в том, чтобы выбрать варианты, лучше всего подходящие для конкретного человека и социальной ситуации.
  • Создание социальных возможностей, в которых подросток может испытать успех и повысить шансы приобретения друзей-сверстников. Подросток обучается новым навыкам, чтобы лучше понять своих сверстников. Этот процесс может оказаться самым трудным. Он включает в себя тесный контакт с семьей, школьным окружением, общественными контактами. Каждый случай индивидуален, имеет разные потребности, поэтому социальная поддержка каждого отдельного ребенка представляет собой новую головоломку.

Независимо от используемой стратегии очень важно иметь помощь профессионала, хорошо разбирающегося в оценке поведения и разработке различных программ поддержки разных потребностей. К ним относятся проблемы поведения, возможность справиться со стрессом, развитие социальных навыков, навыков общения, отдыха, заботы о собственном здоровье, развитие карьеры и отношений.

При выборе профессионала, который будет руководить обучением, убедитесь, что он или она разбирается во всех потребностях подростка или может получить консультацию другого специалиста, чтобы разработать эффективный план.

Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом - видео

Аутизм представляет собой сложное расстройство нервной системы, характеризующееся замедленным развитием ребенка, проблемой с развитием моторики и задержкой речи. Дети с аутизмом, как правило, замкнуты в своем внутреннем пространстве. Им очень трудно вступать в контакт и находить взаимопонимание с окружающими. Несмотря на то, что основные признаки расстройства являются общими, в мире не двух абсолютно одинаковых детей с аутизмом.

Аутизм является генетическим заболеванием

Когда-то было распространенным мнение, что аутизм – это результат неправильного воспитания. Однако ученые доказали, что данное расстройство связано с наследственностью и генами. Если среди ближайших родственников были случаи рождения ребенка-аутиста, то вероятность от 5 до 10 %, что может родиться ребенок с аутизмом. Среди близнецов вероятность расстройства у обоих детей составляет 60%.

Поведение определяется общением

Все, так или иначе, происходит по какой-то причине. Ребенку-аутисту необходимо постоянно рассказывать о том, что происходит вокруг него. Но дети не всегда готовы к обучению и иногда отвлекаются на более интересные для них занятия. Родители часто воспринимают такое поведение, как хулиганство, и прекращают общение, пытаясь тем самым наказать малыша, совершая большую ошибку. Ребенок-аутист особо нуждается во внимании родителей и в разностороннем общении, затрагивающем самые разнообразные темы, поэтому его интерес к чему-то новому следует поощрять и поддерживать.

В большинстве случаев плохое поведение ребенка связано с его неспособностью выразить свои желания и потребности или непонимание, чего от него ожидают. В такие моменты необходимо какое-то время понаблюдать за малышом, чтобы найти причину проблемы. Заведите блокнот и делайте заметки относительно интересов ребенка, его деятельности, окружающей обстановки и даже погодных условий. Со временем наступит ясность и проблему можно будет решить.

Сосредоточьте внимание на положительных моментах

Как и любой из нас, дети с аутизмом не могут обучаться в атмосфере отчуждения, когда они испытывают чувство неполноценности и вину за то, что не такие как другие дети. Родителям рекомендуется избегать в общении с детьми любой критики, какой бы «конструктивной она не казалась. Найдите сильные стороны именно вашего ребенка и хвалите их.

Социальное взаимодействие может быть трудно

Иногда со стороны кажется, что дети с аутизмом не хотят играть с другими детьми на детской площадке, хотя на самом деле они просто не знают, как начать разговор и присоединиться к игре. Проявите инициативу и познакомьте малыша с другими ребятами, начните увлекательную игру для всех. Большинство детей, страдающих аутизмом, не знают, как читать мимику, язык тела, или эмоции других.

Смена занятий

На смену одного вида деятельности на другой ребенку с аутизмом может потребоваться больше времени. Делайте пятиминутный перерыв прежде, чем приступить к следующему занятию. Чтобы у ребенка была подсказка, на стол можно поставить крупные часы с циферблатом. Подобный трюк помогает развивать самостоятельность ребенка.

К сожалению, такое явление, как детский аутизм, сегодня встречается все чаще. Дети в первые годы жизни нередко испытывают трудности в общении, ощущают себя в обществе не слишком уютно, иногда даже одиноко. Предпосылками этого могут служить сложные отношения в семье или же травмы, неосторожно нанесенные шаткой детской психике. Однако если ваш кроха излишне замкнут в себе, не идет на контакт, игнорирует зовущего его по имени человека – это должно натолкнуть родителей на мысль о развитии у него аутизма.

Главное в статье

Что такое детский аутизм?

Аутизмом признано заболевание, которое связано с видимыми нарушениями социальной приспособляемости ребенка, а также его речевых функций и психического развития. Лекарств от аутизма не существует, главной мерой для борьбы с ним является ранняя диагностика и применение эффективной комбинированной терапии и коррекции поведения.

В чем проявляется ранний аутизм у детей?

«Дети дождя», то есть малыши, у которых выявлен аутизм, не воспринимают окружающую их реальность и не имеют адекватной реакции на события, которые происходят вокруг. Нередко родители, замечая, что ребенок, которому уже исполнилось 2,5-3 года, не разговаривает и даже не владеет разговорным минимумом, характерным для своего возраста, не идет на контакт со взрослыми и сверстниками, считают его поведение просто проявлением индивидуальности, и очень удивляются, услышав от врачей диагноз «аутизм».

Основные признаки аутизма у детей

Выявляется детский аутизм уже в раннем возрасте – с полутора до трех лет, и выражается в расстройствах нервной системы, а именно в:

  • Неумении малыша устанавливать отношения с окружающими, даже с родителями. Детки, страдающие аутизмом, никогда не проявляют инициативы к общению, не смотрят в глаза, на их лицах трудно заметить улыбку. Они оказывают сопротивление, когда кто-то пытается взять их на руки или просто погладить по головке.
  • Отсутствии стремления к общению. Игры со сверстниками им чужды, а построить приятельские отношения они не состоянии, так как не понимают эмоций окружающих.
  • Гиперактивности и необоснованной агрессии. Любые неудачи вызывают у малышей-аутистов гнев и истерику, что может отражаться в физической атаке. При этом агрессия может быть направлена как на окружающих, так и на самого себя.
  • Узком круге интересов. Ребенок с аутизмом не стремится играть с игрушками, особенно с новыми. У него замедлено абстрактное мышление и слабо развита фантазия. Сам придумывать игры он не может, однако в состоянии повторить символичные, простые действия, замеченные за другими детьми или родителями.
  • Панике даже при малейшей смене привычной обстановки. Находясь в обществе, малыш-аутист испытывает дискомфорт, а иногда и тревогу. Он старается убежать или спрятаться от других, особенно, если кто-то старательно пытается вывести его на контакт.
  • Трудности приобретения новых навыков, стереотипности поведения. Малыши с аутизмом часто могут повторять одно и то же действие в течение долгого времени: подолгу смотреть в одну точку, раскачиваться, сидя на месте, повторять одно и то же слово и т.д.
  • Нарушении речевого развития. Многие дети-аутисты не разговаривают совсем, другие же заметно отстают по речевым навыкам от сверстников. До годика они могут не издавать звуков вовсе, а по достижении двухлетнего возраста их словарный запас крайне беден и состоит в основном из звуков и отдельных слогов.

Причины и диагностика аутизма у детей на ранних сроках развития

Учеными выдвигается масса причин и теорий происхождения аутизма, но ни одна из них пока не подтвердилась достоверно. И все же, выделим основные причины, по которым может развиться аутизм у ребенка:

  • модификации на генном уровне и наследственность;
  • аномалии развития головного мозга;
  • нарушение обмена веществ или гормональные сбои, перенесенные матерью в период беременности;
  • бактериальные или вирусные заболевания в период вынашивания малыша (краснуха, ветрянка);
  • употребление будущей матерью больших доз антибиотиков;
  • вредные привычки матери во время беременности.

Характер проявления аутизма у детей младше года

Давайте более подробно остановимся на том, какое поведение характерно для малышей, младше года, при котором можно заподозрить наличие аутизма:

  • малыш неадекватно реагирует на отсутствие матери: либо абсолютно не выдерживает даже минутного расставания с ней и впадает в истерику, либо наоборот, крайне холодно и отстраненно держится даже в ее присутствии;
  • задержка речевого развития: отсутствие гуления и произношения отдельных слогов до годовалого возраста;
  • малыш не улыбается и не реагирует на обращение к нему;
  • ребенка не интересуют коллективные игры и занятия с родителями;
  • нетерпение присутствия незнакомых людей, частые панические атаки, необъяснимые истерики;
  • отсутствие заинтересованности и копирования поведения взрослых;
  • малыш не проявляет интереса к игрушкам, а в качестве последних – нередко выбирает самые незаурядные варианты, например, предметы мебели.

Чем раньше будет начата коррекционная работа с ребенком-аутистом, тем с большей вероятностью этот малыш сможет адаптироваться и чувствовать себя комфортно во «взрослом» мире.

Развитие детей-аутистов после года

По достижении ребенком годовалого возраста признаки аутизма у него будут усиливаться, станут более заметными и выраженными. Мы приведем ряд рекомендаций для родителей, которые помогут скорректировать поведение малыша, помогут ему правильно развиваться и не слишком выделяться среди сверстников:

  • Прививать малышу необходимые навыки необходимо через частое повторение однообразных действий. Соблюдение четкого распорядка дня – главный залог успеха.
  • Нельзя резко изменять образ жизни, привычки ребенка и окружающую его обстановку.
  • С малышом нужно проводить как можно больше времени, активно общаясь с ним, рассказывая обо всем, что происходит вокруг.
  • Пытаясь установить контакт с малышом, важно действовать мягко, не повышать голос и не ругать его, крайне не рекомендуется его наказывать.
  • Очень важен эмоциональный контакт с ребенком. Мама должна чаще брать его на руки, играть с ним, ласково его называть.
  • Малыш не должен переутомляться, важно соблюдать перерывы между играми и занятиями. Оставьте ненадолго малыша наедине с самим собой, но не уходите далеко.
  • Систематическое выполнение с малышом физических упражнений в игровой форме поможет снять стресс и скажется на физическом развитии ребенка.
  • Если ребенок проявил инициативу в выполнении какого-либо действия, не спешите подавлять ее. Проявите терпение и последовательность действий в воспитании «особого» малыша, создайте для него стабильную обстановку.

Развитие речи детей-аутистов

Для большинства детей, у которых выявлен аутизм, характерна задержка речевого развития. Такие детки редко применяют речь для общения, поэтому до развития у малыша речевой функции можно использовать прочие методы коммуникации, после которых обязательно последует использование языка. Мы подготовили несколько основных правил, которые помогут вам самостоятельно способствовать развитию речи вашего крохи:

  • Замечайте и поощряйте любую инициативу ребенка: так малыш поймет, что он интересен и нужен, что его мнение и поступки важны для вас. Это хороший толчок для развития его фантазии, а соответственно, и речи.
  • В процессе игры не разговаривайте слишком много: проговаривайте слова медленно и протяжно, так малыш лучше их запомнит. Пусть ваши комментарии к игре и вопросы не будут слишком длинными и многочисленными.
  • Если малыш пытается что-то сказать и начинает проговаривать слово – помогите ему, постарайтесь понять и договорить его фразу: так ребенок быстрее научится моделировать слова и фразы, а позже – составлять предложения.
  • «Опуститесь» на уровень речи малыша, говорите понятными для него выражениями, не перегруженными сложными словами. Находится на одном уровне важно не только с точки зрения речи, но и телесно: нужно сидеть рядом с ним – на полу или на диване, главное, чтобы вам обоим было комфортно.
  • Используйте для ответа на вопрос малыша фразы из пары слов, старайтесь копировать звуки, издаваемые ним.
  • Обязательно дожидайтесь ответа малыша, не старайтесь слишком быстро заполнить все паузы в его речи. Важно дать возможность крохе сформулировать свои мысли, пусть и своеобразно.

    Возьмите за правило: подсказывать крохе ответ, отсчитав 10 секунд от заданного вопроса. Улавливайте и поддерживайте любые попытки ребенка к коммуникации.

Настойчиво, но мягко подавляя сопротивление ребенка, его нежелание общаться, родители могут дать понять ребенку, что общение словами для него возможно, а игры со сверстниками – не повод для тревоги, а большое удовольствие.

Восприятие родителей и проблемы в семьях, в которых подрастают дети-аутисты

Безусловно, воспитание ребенка, больного аутизмом, большая проблема для его родителей, особенно для мамочки, которая каждый день испытывает значительный стресс. Такие женщины не только очень ограничены в своей свободе, но и не ощущают в полной мере «радости материнства»: они слишком зависимы от своих детей, у них занижена самооценка, часто они считают, что не состоялись в роли матери. Ведь малыш с раннего возраста не способен «поощрить» ее своим поведением, не улыбается и не общается с ней даже на своем языке, не смотрит в глаза и предпочитает не бывать на руках. Он не выделяет ее из общей массы, соответственно, женщина не получает эмоционального отклика на свою заботу. В семьях, в которых подрастают детки-аутисты, нередки скандалы, депрессии родителей, вплоть до эмоционального истощения.

Но чтобы облегчить существование себе и маленькому человечку, необходимо воспринимать это обстоятельство адекватно, не делать из этого большой беды. Мы подготовили советы, которые облегчат вам участь и помогут вашей семье быть счастливой и полноценной, несмотря на эту неприятность.

  • Научитесь быть защитниками для своего крохи и использовать любую возможность, чтобы помочь ему.
  • Заводите знакомства с людьми, которые квалифицированы в вопросах аутизма: они обучат вас необходимым навыкам и дадут всю нужную информацию. Вы почувствуете себя сильнее и увереннее.
  • Родители малыша-аутиста чувствуют гнев и грусть одновременно, и это нормально. Главное, вашу злость нужно направить на борьбу с заболеванием, а не на реакцию людей на поведение вашего ребенка, и ни в коем случае не на него самого.
  • Спорить с мужем о проблемах, связанных с аутизмом не нужно: такие споры чреваты серьезными конфликтами в семье. Объедините свои усилия, научитесь отвлекаться от проблемы и не говорить о ней слишком часто. Любите своего малыша, несмотря ни на какие обстоятельства.
  • Любая, даже самая мелкая победа малыша должна быть по достоинству оценена родителями. Не стоит сравнивать его достижения с уровнем обычных детей – он сам себе индикатор.
  • Заведите дружбу с родителями, которые столкнулись с подобной проблемой, вы почувствуете их поддержку, ведь такие люди, как никто понимают ваши переживания.
    Научитесь жить, приняв данную ситуацию, и обстановка в вашей семье станет намного лучше!

Сложности в воспитании детей-аутистов у отцов

Отцам обычно удается избегать каждодневных проблем, связанных с воспитанием аутичного малыша, так как большую часть своего времени они заняты на работе. Однако это не значит, что они не переживают чувство вины и разочарования, хоть и не показывают своих переживаний в такой степени, как матери. На отцах также лежат проблемы, связанные с депрессивностью и раздражительностью супруги, которая переживает ежедневный стресс и проблемы, связанные с воспитанием особого малыша.

Многие мужчины осознают, что эти проблемы не кратковременны, а практически пожизненны, поэтому от них требуется особая выдержка, мужество, понимание, способность подставить свое плечо и стать настоящим защитником для своей семьи. Однако есть и такие, которые пугаются вороха неприятностей, который обрушился на их семью и, не в силах сопротивляться, они сдаются и начинают отдаляться от своего ребенка и жены. Если не удается справиться с проблемами в семье, стоит обратиться в специальный центр поддержки, где отчаявшемуся отцу объяснят, что происходит с его ребенком и помогут наладить с ним эмоциональный контакт, заставят поверить в свои силы.

Детское и подростковое развитие детей-аутистов

Детям, у которых выявлен аутизм, нужна коррекционная помощь, так как ранняя диагностика этой болезни и своевременная помощь специалистов – залог видимых результатов в будущем. Главными инструментами в борьбе с заболеванием являются общественная адаптация ребенка и психотерапия.

Общение со специалистом в психиатрии облегчает для ребенка адаптацию в обществе и вселяет ему интерес ко всему, что его окружает. На сегодняшний день для борьбы с аутизмом активно применяют арт- и зоотерапию, которые чудодейственно влияют на состояние психики детей, больных аутизмом.

В 40-50% случаев дети, страдающие от аутизма, посещают общеобразовательные учебные заведения вместе с обычными детьми, при этом педагоги уделяют им особое внимание. В то же время контакт с обыкновенными детьми служит мощным толчком в развитии детей с аутизмом.

Известные персоны: композиторы, художники и писатели-аутисты в истории

Возможно, для вас будет неожиданностью, но среди известных личностей и деятелей истории также есть люди, у которых был выявлен аутизм, и, несмотря на это они смогли многого добиться и заявить о себе на весь мир. Вот далеко не полный перечень тех, кто страдал в детстве от расстройств аутического спектра:

  • величайшие ученые Сократ, Исаак Ньютон, Дарвин по некоторым данным имели недиагностированные признаки аутизма в детском возрасте;
  • симптомы аутизма, такие как замкнутость, отсутствие речи до 5 лет, повторение однотипных фраз, были присущи и великому математику Альберту Энштейну;
  • Винсент Ван Гог – в детстве аутист, что не помешало стать ему великим, одаренным художником;
  • Вуди Аллен и Альфред Хичкок – талантливейшие режиссеры и культурные деятели в детстве страдали от аутических расстройств;
  • Боб Дилан – в поведении этого талантливого музыканта некоторые специалисты отмечают аутические тенденции;
  • Хикари Оэ – японский композитор с выраженными РАС;
  • писательница Виржиния Вульф имела странности, которые можно ассоциировать с аутизмом;

Вы убедились, что не стоит отчаиваться? А вдруг и у вас подрастает маленький гений? Просто любите его за то, что он есть и уделяйте малышу как можно больше внимания. Ну а в заключение, несколько видео о детях-аутистах, которые окончательно убедят вас в своих силах и настроят на положительный лад.

Видео о детях-аутистах