Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста. Воспитание познавательных интересов и любознательности дошкольников

«Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…» , поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету) , чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей» : «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» . Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности.. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность» .

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее - значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный) , спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого
  • бережное и уважительное отношение к живому
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то
  • представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться
  • технические средства, включая средства передвижения, — знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования
  • игрушки — ребенок использует по своему усмотрению
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности
  • эстетические объекты — рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте) .

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

  1. Дискуссия «Шляпа вопросов» .

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

Родители по очереди вытягивают вопрос для обмена мнениями.

Примерные вопросы:

  • О чем спрашивает Ваш ребенок?
  • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
  • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
  • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
  • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
  • Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?
  • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
  1. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома» .

Опыт «Извержение вулкана» .

Оборудование: банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной кислоты.

Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной кислоты, в результате чего происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.

Опыт «Прочная бумага» .

Оборудование: две чашки, лист бумаги, несколько игрушек.

Описание: на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые падают, так как бумага не выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.

Опыт «Танцующие хлопья» .

Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.

Описание: хлопья рассыпать на столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют» .

  1. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель — активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т.д.) .

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

  1. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

«Памятка для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

  1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
  2. Говорите с ребёнком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
  4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение - это всегда общение «на вырост» .
  6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
  7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате» .
  8. Ходите с ребёнком в музеи.
  9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Алла Мишарина
Родительское собрание «Воспитание любознательности и познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Слайд 1 название

Ребенок по своей натуре любознателен . Его интересует все новое , неизведанное. Открытия у него каждый день : то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного , нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей , воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям :

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это вызывает познавательную активность дошкольника . Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов .

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка , родители должны знать , чем интересуется их малыш , и уже затем оказывать влияние на формирование его интересов . Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему?

Умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей .

Обращали ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам.

Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно .

Отсюда следующие требования к ответам на детские вопросы.

1. Важнейшее требование - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

2. Следующее требование - краткость, ясность, доступность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника , опираться на его жизненный опыт.

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского : «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

3. Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «. под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность ».

4. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос : «А ты как думаешь сам?»

Для развития любознательности дошкольника - сферы деятельности должны быть самыми разнообразными и соответствующие возрасту

Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир . Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.

Знакомя детей с окружающим миром , чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их , выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний. В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками.

Сколько интересных открытий он сделает ! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности ).

Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым.

Опираясь на любознательность детей , необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных , стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

Дети любят экспериментировать.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Обобщение :

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов . Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию .

В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей , организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника .

Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей «как развить любознательность у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

«Как развить любознательность у детей дошкольного возраста »

Что же такое любознательность ? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой дается такое определение. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость. С. Л. Рубинштейн, выдающийся психолог и филолог, любознательность ассоциирует с познавательным интересом, показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Л. И. Аржанова предполагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям» , возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента : знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности .

Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, природе. Познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются основы экологической культуры. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его как личность , воспитываем интерес , бережное отношение к ней.

Маленькие дети по своей природе исследователи. Мир будит в ребенке интерес «первооткрывателя» . Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе : то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому мы, взрослые, должны интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития . Согласитесь, недопустимо загубить деревце ради познавательного интереса, налить в калоши воды чтоб проверить их герметичность и т. п.

Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть направленным на пользу его развития .

Прежде чем приступить к развитию любознательности у детей необходимо учесть некоторые особенности.

В развитии любознательности у детей дошкольного возраста решающее значение имеет игровая и практическая деятельность. Любознательность выражается в многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире. Причинами постановки вопросов являются обычно возникновение неопределенности в чем-либо, нарушение первичного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.

Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений.

Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривают, что старший дошкольник «проявляет любознательность , задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать».

Мы должны всячески поощрять любознательность детей . Нельзя оставлять вопросы ребенка без ответа. Нужно, по возможности, кратко, ясно и доступно ответить ему на вопрос. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника , опираясь на его жизненный опыт.

Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, можно предложить детям понаблюдать за одуванчиками на прогулке. Будет сделано много открытий. Дети могут отметить, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Знания ребенка являются ненужным грузом, если он не знает, как их использовать.

Поэтому нужно учить ребенка, как можно использовать свои знания, развивая направленность его воображения.

Ребенок, играя с кубиком, может представить его чем угодно и кем угодно в своих фантазиях, а взрослый должен помочь ребенку свои фантазии облечь в какой-либо игровой сюжет, создать законченный сюжет.

Очень хорошо обучать этому, сочиняя с детьми сказки. Каждый произносит несколько своих предложений по очереди, задача взрослого при этом направить развитие сюжета к завершению . Можно сказки использовать для развития фантазии ребенка , изменять ее конец или начало, переврать сюжет или сочинить продолжение.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок , которые учат многогранно и образно воспринимать мир . Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. «Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого во сто шуб.

Использование загадок в развитии любознательности обогащает ребенка новыми знаниями, побуждает к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Хочется вспомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Любознательность не развивается на пустом месте . Чтобы развить любознательность у ребенка , необходимы условия :

Основным условиям развития любознательности является широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, с природой, воспитание активного заинтересованного отношения к ним;

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей , соответственно решение новых задач;

Необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у детей является разнообразная деятельность, несущая познавательную функцию (двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная).

Методы развития любознательности у детей можно разделить на 3 группы :

Наглядные – это наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучающих явлениях;

Словесные – это беседы, чтение художественной литератур, использование фольклорных материалов;

И практические – это игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные игры.

Одним из главных практических методов, способствующих формированию любознательности , является экспериментирование. В нашем современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Именно этим требованиям жизни отвечает экспериментирование.

Главное достоинство применение метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы (т. к. возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

- развивается речь (возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать закономерности и делать выводы);

Происходит накопление фонда умственных умений;

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

Формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод способствует этим возрастным особенностям .

Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем работ собственной мысли, всегда осознанны и более прочны.

Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Для организации работы по экспериментированию в группах должны быть созданы центры по экспериментальной деятельности.

В процессе занятий по экспериментированию надо чаще хвалить детей за находчивость и сообразительность. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже не зависимо от похвал, улучшается их познавательная активность.

Я пятый год веду кружок «Юные исследователи» , именно по экспериментированию. И на практике я убедилась, что экспериментальная деятельность, как и игровая, является ведущей и самой интересной и привлекательной для ребенка. В своей работе я проводила разные виды экспериментирования : с реальными и абстрактными объектами. С реальным объектом – это экспериментирование с живой и неживой природой. А как вы думаете, что обозначает абстрактные объекты?

Абстрактные объекты – это объекты слова, представления и отношения. Дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.

А как этот метод экспериментирования применяется на практике, вы поймете в ходе нашей дальнейшей работы.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы. С каким, узнаете, отгадав отгадаете загадку :

Какая нота и продукт называются одинаково?

Правильно, соль. Сегодня мы с вами будем преобразовывать соль. Предлагаю сделать вот такую оригинальную поделку «Радуга в баночке» из цветных мелков и соли. Соль можно красить гуашью, пищевыми красителями, акриловыми красками. А еще цветными мелками.

Перед вами все необходимое для работы. У кого-то мелки потертые на терке в порошок, а кому-то надо будет мелок раскатать по соли.

План работ.

1. Нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него немного соли.

2. Взять мел любого цвета и раскатать его по соли, немного нажимая на него для лучшей отдачи цвета. Цвет должен получиться насыщенным.

3. У кого цветной порошок из мела, просто добавьте его в соль и тщательно перемешайте. Цветов я приготовила семь, как у радуги.

4. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в готовый кулечек, а из него в стеклянную баночку, чередуя как цвета радуги. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпать соль можно в емкость под углом, поворачивая банку. Делать аккуратно, чтобы слои не перемешались.

Пока вы работаете, я расскажу немного о соли.

В глубокой древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.

В наше время соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская.

Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарилась, а соль кристаллизовалась и спрессовалась в мощные пласты.

Соль убивает микробы – это одно из важнейших свойств соли. Соль – антисептик.

В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и она имела очень высокую цену.

Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно другие свойства соли.

Соль растворима;

Соль не имеет запаха;

Соль имеет вкус;

Соль может удерживать на воде разные предметы;

Из соли можно выращивать различные кристаллы и т. д.

Все это интересно и очень нравится детям.

Можно реализовывать различные долгосрочные проекты, где можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, зачем нужна соль, насколько она может быть вредна и т. д.

Ну что, закончили работу? Давайте посмотрим, как красиво получилось.

А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово СОЛЬ.

(«Соленая радуга» , «До, ми, солька» , «Соленая фантазия» и др). – Хорошо.

А теперь представьте, что эту поделку вам нужно подарить. Кому вы ее подарите? Скажите, какие ощущения, на ваш взгляд, он будет испытывать? (радость, восхищение, восторг) . Хорошо, молодцы.

Вот сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом – абстрактным объектом, придумывая название вашей работе, предполагали, что будет, если? Представляли, кому хотим подарить?

В данном случае, наш реальный объект – разноцветная баночка, а абстрактный объект – слово, предположение.

Спасибо всем за активное участие.

Природная любознательность присуща всем детям. Путём бесконечных вопросов и исследований ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать.

Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательными интересы ребёнка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.

Познавая мир, дошкольники стремятся всё пощупать, изучить и по возможности разобрать. Они буквально заваливают взрослых бесконечными вопросами. Не случайно этот вaозраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания любознательности. Умение наблюдать, сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать, обязательно потребуются ребёнку в любой деятельности, без них невозможно обучение в школе.

Любознательность - это стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Любознательный человек имеет развитые познавательные интересы, стремится к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовлетворение. Жажда новых знаний играет важную роль в жизни каждого, особенно ребёнка. Она состоит в следующем.

Во - первых, наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учёбу. Если у ребёнка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учёбы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда её запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, оно не устаёт и с лёгкостью овладевает новой учебной информацией.

Если же у ребёнка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе и учёба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Любознательность - источник позитивной энергии.

Во - вторых, любознательность, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.

Любознательность создаёт изобретателей, путешественников и первооткрывателей, хороших профессионалов и инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки.

В - третьих, основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления.

Способы развития любознательности

Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых.

Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего - то. Например, если ребёнок разбирает игрушечную машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы.

Если взрослый будет ругать дошкольника за попытку разобрать новую машину, либо убеждать его, что в этом нет ничего интересного, то познавательные интересы будут подавляться, он поймёт, что это не интересно, не стоит внимания либо даже запрещается. Плоды такой реакции проявятся значительно позже,когда в школе ребёнок будет считать, что изучать тот или иной предмет неинтересно и бессмысленно.

Второй способ развития любознательности дошкольника - внимание к его вопросам, свидетельствующий о том, что у ребёнка развивается любознательность. Обязательно радуйтесь им, отвечайте, и старайтесь это сделать максимально полно и доступно.

Третий способ развития любознательности у ребёнка состоит в том, чтобы передать ему собственный интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или сознания чего - то нового, т.е. «заразить» собственными эмоциями.

Четвёртый способ - вызывать уважение, ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования. Ведь их достижения - результат любознательности.

Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, «открытиям», увлечениям самого ребёнка. Иногда он «открывает для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться, а не говорить, что это уже давно известно.