Новогодние легенды разных стран. Сказка "новогодняя легенда"

Новый год и Рождество - праздники не то чтобы фантастические, но, безусловно, волшебные. Мы привыкли считать, что в эти дни происходят чудеса и сбываются желания. Никакой фантастики - просто так должно быть. Это единственная ночь в году, когда в чудеса верят даже скептики и атеисты. И ещё большой вопрос, кто кому подарил больше волшебства: Рождество Новому году или наоборот.

Так когда же Новый год?

Оказывается, Новый год - самый древний праздник мира. При раскопках у древнеегипетских пирамид обнаружили сосуд, изготовленный в III тысячелетии до нашей эры, с надписью: «Начало нового года». Ещё раньше египтян его начали праздновать в Месопотамии. Идея отмечать начало календарного года, как и сама идея «годового круга», не случайно возникла в земледельческих культурах: сеять и собирать урожай нужно строго в определённые дни года. Начало земледельческих работ считалось и началом нового цикла.

И уже в древности этот праздник приобрёл мистический смысл. В Междуречье, например, празднование Нового года длилось двенадцать дней в марте и посвящалось победе бога Мардука над силами подземного царства. Если верить клинописным табличкам, именно шумеры изобрели новогодние каникулы. В эти священные дни работать было нельзя, люди наслаждались безудержной свободой, пиршествами и развлечениями.

В Египте, где сельскохозяйственный год начинался летом, с разливом Нила и восходом звезды Сириус, в эти дни отправляли по реке лодку со статуей бога солнца Амона-Ра, который считался победителем сил тьмы из подземного царства. Бог словно спускался с неба, чтобы на несколько дней превратить земной Нил в небесный.

В древнем Вавилоне, наследнике шумерской цивилизации, жители каждый год как бы начинали жизнь заново: царь со свитой ненадолго покидал город, а затем торжественно возвращался под приветственные крики напраздновавшегося народа.

Говоря «март» или «сентябрь», мы имеем в виду время года, соответствующее им в нашем календаре. Названия этих месяцев, как и традиция праздновать Новый год среди зимы (необычная для древних народов - ведь ничего связанного с земледелием в это время не происходит), появилась в Древнем Риме стараниями Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры. В календаре, который назвали юлианским, каждый месяц был посвящён одному из богов.

Январь, первый месяц года, был собственностью загадочного Януса - покровителя входов и выходов, прошлого и будущего, предсказаний, магии и тайных знаний. Его изображали с двумя лицами - старым и молодым. Именно с Янусом связана символика Нового года как безвременья между прошлым и будущим, наподобие самайнской «ночи перехода».

Герои мультфильма «Кошмар перед Рождеством» были не так уж неправы, «похитив» Рождество. Хэллоуин для кельтов был ещё и новым годом.

Римляне творили магию наступающего года, желая друг другу добра. Считалось, что в эту ночь слова по воле Януса обретают волшебную силу. Обычай дарить новогодние подарки тоже придумали римляне - правда, их принимали только патриции от подчинённых, а императоры - от патрициев. Калигула, например, скрупулёзно записывал, кто ему что преподнёс, дабы воздать по заслугам.

Римская традиция праздновать Новый год зимой так прижилась в Европе, что её не стал отменять и папа Григорий XIII, реформировавший календарь. Но в России ещё в конце XVII века наступление «новолетия» отмечали по византийскому календарю, 1 сентября. Зимний Новый год ввёл Пётр I вместе с другими европейскими обычаями. Прежде год на Руси отсчитывали то с 1 марта, то вообще с Пасхи, у которой каждый год новая дата.

Древние греки отмечали новый год в день летнего равноденствия и посвящали его богу вина и веселья Дионису (вот благодаря кому мы пьём в новогоднюю ночь шампанское!), кельты - в ночь Самайна (1 ноября), современные ортодоксальные евреи празднуют плавающую дату Рош-а-Шана (сентябрь-октябрь). Китайский новый год начинается в конце января или начале февраля по лунному календарю, зороастрийский - в день весеннего равноденствия (21 марта). А новый год по мусульманскому календарю может наступить осенью либо в начале зимы. В общем, 1 января - действительно самая нелогичная дата для этого праздника, сила которой - только в многолетней традиции.

Из-за введения в 1919 году григорианского календаря, отличающегося от юлианского на четырнадцать дней, у нас появился диковинный праздник, которого нет ни в одной стране мира, - Старый Новый год (14 января). А между ними спряталось Рождество - день (точнее, ночь), обычаи которого так похожи на новогодние, что трудно понять, кто у кого что позаимствовал.

Рождество или Йоль?

В первые века христианства никто не знал даты рождения Христа, ведь в еврейской культуре вообще не принято праздновать дни рождения. Главным праздником ранних христиан было Богоявление (6 января), объединяющее по смыслу Рождество и Крещение. Утверждение, что Иисус родился 25 декабря по юлианскому календарю, впервые встречается в 221 году нашей эры, в летописи христианского историка Секста Юлия Африкана. Позже эта дата появляется в римском альманахе середины VI века - от римлян с их привычкой к зимнему Новому году этого и следовало ожидать.

Многие историки утверждают, что Христос не мог родиться зимой. Скорее, это произошло летом или ранней осенью. Евангелие гласит, что в ночь его рождения пастухи находились на пастбище, а декабрь в Иудее холодный и дождливый - не лучшее время для выпаса. Но в Талмуде, священной книге евреев, есть упоминание, что стада, предназначенные для храмовых жертв, пасли и зимой. В любом случае это было не «Белое Рождество» - снег в тех краях выпадает редко.

Обычай подарков на Рождество восходит к преданию о волхвах - мудрецах из дальних стран, которые преподнесли дары младенцу Иисусу. Что до прочих обычаев, они по большей части заимствованы у почти забытого ныне языческого праздника. Если Хэллоуин, бывший Самайн, в мире любят и шумно отмечают, то Йоль (Йуль), день зимнего солнцестояния, таким почётом не пользуется именно оттого, что его традиции перешли к Рождеству.

Поклонение волхвов. Византийская мозаика 7 века.

Йоль отмечали древние германцы в самую длинную ночь года, радуясь, что Колесо Года сделало новый поворот и теперь день будет понемногу прибавляться. Скандинавы посвящали этот праздник Одину. Одна из норвежских саг описывает пышное йольское пиршество, первый тост на котором непременно поднимался за короля - наместника Одина на Земле. Другой бог, которого чествовали в этот праздник, - Фрейр, «ответственный» за плодородие. Его священным животным был дикий кабан, которого на Йоль приносили в жертву, а затем произносили над его головой клятвы, считавшиеся нерушимыми.

Двенадцать ночей после Йоля посвящали духам предков. Ещё их считали ночами, когда буйствует Дикая Охота, и «ночами матерей» - мудрых женщин, в некоторых культах представляющих Триединую Богиню. Именно предкам посвящалось йольское древо, которое украшали лакомствами - жертвой для духов. Кстати, в древности оно обязательно должно было быть живым - празднующие шли в лес и наряжали ёлку или другое дерево прямо там. Хвойное дерево, превратившееся в рождественскую и новогоднюю ёлку, символизировало вечную жизнь и возрождение природы после зимы. Этой же цели служили ветви падуба, плющ и омела, которыми украшали дома, - на Западе они и сейчас считаются символами Рождества.

Фрейр на своём ездовом кабане, который даже не догадывается, что станет рождественским окороком.

Из мифологии идёт и традиция, что если на Рождество холостые парень и девушка окажутся вместе под омелой, они должны поцеловаться. У скандинавов омела считалась священным растением Фрейи, богини любви. Именно из омелы была сделана стрела, ранившая прекрасного бога Бальдра: когда его мать Фригг брала клятву у всех животных и растений, что они не причинят вреда её сыну, омелу она почему-то пропустила. После того как рана Бальдра была исцелена, омелу отдали во власть богини любви, чтобы отныне она служила жизни, а не смерти. Таким образом, поцелуи под омелой - это ритуал, способ почтить древнюю богиню и саму любовь.

Ещё один праздничный ритуал - сожжение «йольского полена», которое нужно найти в течение двенадцати часов до полуночи на земле хозяина дома, в крайнем случае - получить в подарок. Лучше всего, если оно будет из ясеня - это дерево у скандинавов символизировало мировое древо Иггдрасиль. Полено обсыпали мукой, обрызгивали сидром (традиционный йольский напиток) и клали в камин, где оно должно было гореть всю ночь, а затем дотлевать двенадцать дней и ночей «йольских каникул». Во многих странах этот обычай сменился приготовлением лакомства «рождественское полено» - рулета, которому придают вид полена и подают к праздничному столу.

Два йольских полена, съедобное и несъедобное.

Йольскую ночь отмечали весело, с застольями и песнями, причём пели дети, разгуливая от дома к дому и собирая подарки - яблоки и сладости. Этот обычай превратился в пение колядок или рождественских гимнов. Разве что ряженые стали носить с собой «вифлеемскую звезду». Эта же звезда начала украшать верхушку ёлки. Когда в СССР после долгих лет забвения ёлки как «буржуазной» традиции решили всё-таки её вернуть, звезду на вершине оставили, только сделали красной и пятиконечной.

Чем больше население германских стран христианизировалось, тем реже Йоль упоминался в качестве отдельного праздника. Слово Yule в современной Шотландии означает просто «Рождество». А шекспировская комедия «Двенадцатая ночь» получила своё название потому, что была написана для праздника в честь заключительной, двенадцатой ночи Йоля, во времена драматурга ставшей «двенадцатой ночью после Рождества».

Тёмное время года, на которое приходится Йоль, было раздольем для нечисти. С этим связаны традиции приносить жертву силам, символизирующим холод, тьму и смерть. Не от любви к ним, а в попытке их задобрить, чтобы прошли стороной. Отголоски славянского культа Зимы фольклористы обнаруживают в сказке «Морозко». Возможно, в ней описан обряд человеческого жертвоприношения страшному Морозу. Жертвами становились девушки, и этот жуткий обряд считался символическим браком бога и человека. В сказке и поставленном по ней фильме Александра Роу священный брак превратился в удочерение Морозом кроткой девушки, которая своей скромностью смогла его задобрить и получить за это награду.

Внучка Снегурочка (интересно, кто её родители?) появилась у Деда Мороза уже в Советском Союзе, когда в 1930-е годы была создана новая новогодняя мифология взамен «мракобесной» рождественской.

Теперь сказка уже не кажется детской, верно?

Новогодние традиции

Большинство новогодних традиций существует для того, чтобы привести в действие магию обновления: всё плохое должно остаться в старом году, а всё хорошее - приумножиться в новом. Достигают этого разными символическими действиями.

  • В Италии в новогоднюю ночь принято очищать дом от старой рухляди, зачастую просто выбрасывая её из окон. Так что, если будете встречать праздник где-нибудь в Милане или Неаполе, постарайтесь не ходить под окнами - от греха подальше.
  • Если вас занесёт на солнечную Кубу, будьте не менее осторожны. Кубинцы в новогоднюю полночь наполняют все имеющиеся в доме сосуды водой и выливают её из окон, чтобы «вымыть дорогу» для нового года.
  • А в Бирме и вовсе обливают друг друга водой при встрече - это ритуальное пожелание счастья. Благо в тропиках жарко круглый год.
  • В Японии же празднуют шумно, но безопасно: колокола в храмах в новогоднюю ночь звонят сто восемь раз, символизируя избавление от всех возможных пороков.

***

Лучший Новый год - тот, который мы встретим ровно так, как сами захотим, и с теми людьми, которых сами выберем. «Мир фантастики» надеется, что ваши новогодне-рождественские каникулы пройдут именно так!

Конечно, историй о таком важном атрибуте Рождества и Нового года, как украшенная красавица-ель гораздо больше. Я выбрала три из них и прошу добавлять подробности и делиться легендами, которые известны вам. Не секрет, что древние люди относились к деревьям как к живым существам, наделенных добрыми, мистическими, иногда зловещими или прочими духовными силами. Часто сказания о новогодней ели связывают с легендами о Древе Жизни или Древе познания Добра и Зла. За вечно зеленую хвою елку называли «мировым деревом», символизирующим мир и возрождение. В самые древние времена, вместо игрушек, ее украшали яблоками – символами плодородия и яйцами – символом развивающейся жизни. ХРИСТИАНСКАЯ ЛЕГЕНДА Появление традиции украшать на Рождество елку яркими игрушками связывают с ночью, когда родился Иисус. Волхвы преподнесли младенцу дары, а Иосиф, чтобы тоже порадовать Иисуса, срубил и принес к его колыбели вечно зеленое дерево. Звезды скатились с небес и засветились на ветках, а Иисус засмеялся и захлопал в ладоши. С тех пор и повелось украшать на Рождество елку блестящими игрушками и звездами. ТРОГАТЕЛЬНАЯ ЛЕГЕНДА Однажды очень добрая, но бедная женщина решила порадовать своих детей на Рождество и украсить дом праздничной елью. Небольшое деревце ей добыть удалось, а вот на то, чтобы его украсить монет уже не хватило. Ночью, когда все спали, на елку пробрался паучок и постарался развесить на ветках свою паутину. За его стараниями и за бедной женщиной наблюдал Христос. Он благословил скромное праздничное дерево, и паутина превратилась в сверкающие серебряные нити. С той поры принято украшать елку переливающейся мишурой. ЯЗЫЧЕСКАЯ ЛЕГЕНДА Известно, что гунны (или, как их называли в китайских летописях, народ хунну) первыми стали дарить подарки на Новый год и ставить в домах ель – для бога Йерлу, чтобы помочь ему спуститься с небес на землю. Дерево наряжали охотничьими трофеями и серебряными украшениями, дабы задобрить божественного гостя. Если с елки что-то пропадало, гунны считали, что это благословение Йерлу. Особенно желанным был приход Йерлу в дома, где были юноши и девушки, которые в наступающем году должны были стать совершеннолетними. Утром первого дня Нового года родители и шаманы обходили такие жилища и дарили мальчикам лук или меч, а девочкам – веретено. Для воинов и правителей шаманы тоже устраивали «новогодние посиделки» около общей елки. Правда, украшали ее уже по-серьезному: черепами врагов и кусками мяса, а вокруг разбрызгивали кровь жертвенных животных и пировали. Шаманы, между тем, предсказывали, каким будет наступающий год для народа хунну.

Невероятный проект для Анны Нетягиной и ее детища: календарь с топовыми руководителями холдинга A.Family Group с необычной стороны (а кто, как ни…


  • Мама моей модели

    Уже больше 7 лет я фотографию сложных моделей, а именно тех людей, которые к камере не привыкли, камеру может быть даже боятся, ну и тех, с кем…


  • Запись к Пушбе на Февраль: Москва и Питер!

    Я в Мосвке уже сейчас и уже фотографирую. Пост пишу про февраль, потому что: активно веду запись на начало февраля в Москве, потом с 4 по 10…


  • Как попасть на фотосессию к Пушбе?

    Как попасть на фотосессию ко мне в Москве, в Сочи или в Питере? Надо написать мне в почту или в вотсап заявку (по схеме ниже), вот и все (кстати, я…


  • Принципы работы фото-художника Pushba

    Как ты подбираешь клиентов? Я могу и умею работать единолично, то есть обходиться своими силами: придумывать сюжет, писать сценарий, заниматься…


  • Мамочка моя красивая

    Мама у меня не просто красавица, но еще и поддерживает меня, как Художника, как создателя. То есть мама готова на мои эксперименты, что оч приятно…

  • ДО и после макияжа: мама, дочки и фрукты

    Сегодня будет свежая история про семейную бьюти-фотосессию. Мама и ее взрослые дочери пришли ко мне на фотосесссию, попробовать яркие новые образы…

  • "Твоя альтернативная реальность" - мои картины в Красной поляне!

  • В каждом городе существует своя легенда. В каком-то хорошая, в каком-то страшная и ужасная. Эта история случилась в городке под названием Калавернус.

    Новый год – самый ожидаемый праздник, как у детей, так и у взрослых. Все надеются на какие-то чудеса, ожидают подарки, поздравления! Из года в год люди готовятся к Новогодним праздникам: наряжают ёлки, украшают город, поют песни на улицах, лепят снежные замки и просто веселятся. Но это не мешает им опасаться проклятия, которое наложено на город старой колдуньей, потерявшей своего сына. Люди пытались убегать из города, чтобы жить в других местах, но какие-то магические силы возвращали их на прежнее место в свой же дом, и они начинали жить хуже прежнего.

    Каждые сто семнадцать лет в городе происходит нечто страшное. Этого дня жители города Калавернус ждут год за годом с диким ужасом. Когда после «страшного дня» проходит сто лет, на первый день сто первого года обязательно должен родиться ребёнок. Мальчик. Надежда и опора для каждой мамы. Но этот ребёнок становится обузой в этой семье. Он капризничает, балуется, а самое главное растёт не по дням, а по часам. К тому моменту, как ему исполняется год, малыш уже похож на пятилетнего мальчика. Когда ему два – десятилетний юноша. Три – совсем взрослый, и совершенно неуклюжий. Родителям сложно с ним справляться.

    Но это не вся беда. В новогоднюю ночь (ровно через семнадцать лет после рождения) наш «малыш» превращается в монстра, который громит всё на своём пути. Именно к этому весь город готовится больше всего: укрепляет дома, запасает продукты на период разгрома города.

    К счастью, есть вещь, которая может остановить и разрушить проклятие, но эта тайна ушла вместе с колдуньей в могилу.

    Наступил год, когда должен произойти самый ужасный день в жизни жителей города Калавернус. Люди, помогая друг другу, укрепляют дома, запасают продукты питания и тёплые одежды, унося их в землянки, но с этим переполохом они не забывают, что на носу Новый год, и город в любом случае должен быть красивым.

    И вот настал «судный день». Люди в домах отмечают праздник, дарят друг другу подарки. Слышен бой курантов. И… вот оно! Рычание маленького чудовища! Жители разбегаются по укромным местам, чтобы скрыться от лап злого чудовища. Зверь бежит, сбивает всё на своём пути, громит, бьёт, сносит! Но…что-то произошло с чудовищем. Он падает на колени и склоняет голову к земле. Люди в недоумении высунулись из окон, выбежали из домов, чтобы посмотреть, что же случилось? Ничего! Ничего не видно! Только туман и зверь, сидящий на коленях.

    Начали слышаться голоса людей, обсуждающие непонятное явление. И вдруг из тумана выходит девушка неописуемой красоты: длинные русые волосы, падающие на плечи, белое шёлковое платье с голубой лентой на поясе. И босая, совершенно босая. Девушка несла в руке цветок эдельвейс. Она подошла к чудовищу, села на снег и протянула зверю со словами: «Будь самым прекрасным человеком на земле! Приноси людям счастье и улыбку! Ведь ты добрый! Ведь ты самый хороший! Забери цветок, приложи его к своему сердцу и помни, что не только цветы, но и люди приносят счастье и тепло». Зверь забрал цветок, приложил его к сердцу, как и сказала девушка и…постепенно чудовище начало превращаться в самого прекрасного молодого человека, которого только могли видеть жители города Калавернус.

    Люди были рады появлению прекрасной девушки, которая смогла разрушить проклятие злой колдуньи. А добрый молодец, недавно обратившийся из зверя в человека, встал на ноги, поднял девушку со снега, подошёл к своим родителям, извинился, что причинил им столько хлопот, простился с ними и унёс свою спасительницу в неизвестном направлении, никто так и не узнал, куда они пропали, и откуда вообще появилась девушка-спасительница. Для жителей этот год стал самым прекрасным и счастливым НОВЫМ ГОДОМ!

    А молодые жили долго и счастливо!

    Очарование новогодней ночи…

    О новогодней елке дошло до нас немало преданий и легенд. Именно это вечнозеленое дерево имело для человека с давних времен особое значение. Раньше люди считали, что деревья обладают душой, они поклонялись им, украшали их.

    Считается, что обычай украшать елки под Новый год пришел к нам из Германии. Одна из них гласит, что однажды немецкий предводитель возвращался из похода домой как раз в сочельник. Дорога его пролегала по зимнему лесу. Вокруг все было сказочно красиво: в небе светились яркие звезды, плыл между облаками ясный месяц, освещая снег, который плавно ложился на деревья и кусты, покрывая их сверкающими снежинками. Завороженно смотрел воин на эту сказочную картину. Выбрал он самое красивое и пушистое дерево и принес его домой. Эту елку украсил он свечами, которые горели и переливались, как яркие звездочки на небе.

    А не задумывались вы над тем, почему чаще всего мы украшаем елку серебряной мишурой? Оказывается и на это счет есть легенда. Однажды давным-давно одна бедная женщина, у которой было много детей, решила перед праздником поставить в доме елку. Но она была настолько бедна, что нечего ей было повесить на деревце в качестве украшения. Ночью на елочку залез паучок и развесил свою паутину на зеленых иголочках. Христос увидел это и благословил эту ель, сделав так, что обыкновенная паутина засверкала, как настоящие серебряные нити.

    С той далекой поры прошло более двух тысяч лет. Но люди и теперь украшают новогодние елки стеклянными и пластмассовыми игрушками, гирляндами, блестящей мишурой. Раньше на них вешали орехи, яйца, яблоки и всякие сладости. Орех – это символ непостижимости Божьего промысла, яблоко означает символ плодородия, а яйца символизируют новую развивающуюся жизнь.

    Теперь можно новогодние елки купить на специальных базарах, в магазинах, где представлен также и широкий выбор украшений для них. Проводится и оптовая продажа разнообразной новогодней атрибутики, которая обновляется с каждым годом. В последнее время все большей популярностью пользуются декоративные новогодние деревца, которые очень напоминают натуральные, ничуть не уступая им по красоте. Но приобретя такую ель, вы выступаете за сохранение природы. Преимущество такой искусственной елки еще и в том, что она может служить многие годы.

    Дети, как и много веков назад, спешат к новогодней красавице, чтобы отыскать подарки, которые принес им Дед Мороз. Да и мы все в новогоднюю ночь ждем чуда, загадываем желания и свято верим в то, что загаданное обязательно исполнится.