Как делать голову из пластилина. Туториал по лепке головы для шарнирной куклы (Перевод)

"Для того, чтобы продемонстрировать мысли о пропорциях лица более наглядно, я приготовил для себя совсем небольшой стендик - кусок фанеры, который покрыл слоем скалпи. Будет выполнять роль этакой грифельной доски. На нем изобразил три яйцевидных структуры. А чего там стесняться? Лицо наше при виде спереди такую форму и имеет: яйцевидную. Чтобы как-то определиться с размерами, я выбрал для себя масштабчик 1:10 - вполне подходящий для бюстостроения, не слишком мелкий и не слишком крупный. Быстернько посчитаем, сколько это будет размер головы в масштабе 1:10 применительно к правилу 7.5 голов?

1800: 7.5: 10 = 24

Стало быть высота головы будет 24 мм. Справедливости надо заметить, что выбирая персонаж ростом в 180 см, лучше строить его по правилу 8 голов, будет смотреться более гармонично...

Не буду вам в подробностях рассказывать, каким образом изобразить эти самые три раза по поляйца, да еще чтобы были одного примерно размера.

Переходим к дележке.

***

Способ первый

Самым простым для запоминания является способ деления головы на трети: верхняя треть - до бровей, средняя - от бровей до основания носа, третья, нижняя - до подбородка. Глаза при этом попадают на срединную линию, то бишь на самый что ни на есть экватор.

Этот способ хорош тем, что 1) его легко запомнить 2) не составляет никаких трудностей поделить лицо пополам и вдобавок еще на трети. Но при этом надо иметь в виду, что такой способ определения пропорций частей лица весьма и весьма приблизительный. Его будет отличать удлиненная средняя часть лица и невысокий лоб.

Его вполне успешно можно применять в тех случаях, когда лицо вашей минитаюры очень мало, например для игровых миниатюрок (или минек), когда нам не надо работать над портретом в точности и в деталях, а достаточно дать примерное, достаточно похожее на шарж изображение.

***

Способ номер два

Для более крупных работ вы можете с успехом пользоваться другим правилом деления лица. Для начала проводим "экватор" точно посредине высоты нашего яйца. Это линия на которой мы расположим глаза. Лично от меня совет: если вы делаете женское лицо, то пусть самая средина глазного яблока придется на "экватор", а если лицо мужское, то пусть по экватору пройдет линия нижнего века, то есть посадите глаза чуть-чуть выше.

Таким образом вторая линия, двигаясь от экватора к югу, будет линией основания носа. Третья - линия рта, а четвертая - впадиной между нижней губой и началом подбородочного выступа. Способ также прост для запоминания, совершенно несложен для исполнения. Кроме того, такой способ, на мой взгляд, лучше всего подходит для женской головы. Разумеется и для любой мужской тоже.

***

Способ третий и последний

Третий способ со всей тщательностью воспроизведен в книге Эндрю Люмиса "Drawing Heads And Hands" на 43 странице. Он представляет собой наиболее точный художественных подход к пропорциям частей лица. При нем, на "экваторе" расположены....глаза! Ну конечно - именно глаза! Зато вся голова по вертикали делится не на три, а на три с половиной части. Что бы это значило? Это значит, что некоторая часть высоты отводится волосистой части головы, а именно 1/7 ее высоты. Зато все остальное - составляет лицо. Которое делится на три равные части, точно так же, как в самом перуом способе.

Еще раз: сначала определяем "экватор". Затем - волосистую часть головы. Все, что осталось - это лицо. Его делим на три равные части.

И точно так же, как в примере номер один верхняя треть идет до бровей, вторая - до основания носа. Третью же, нижнюю треть разделим еще на три части. Они обозначат линию рта и впадину между нижней губой и подбородком.

Чтобы не заканчивать наш урок просто геометрией, я достроил на имеющихся расчерченных яйцах что-то вроде набросков голов. Так оно будет более наглядно.

И теперь все три головы вместе для сравнительного анализа:

Все три способа можно вполне успешно применять. Предлагаю вам на досуге попробовать воспроизвести каждый из них, запомнить правила деления, попробовать достроить голову по этому способу, сравнить между собой полученные результаты и сделать вывод. Среди этих способов нет какого-то одного, который лучше или хуже других. Каждый из них хорош, если его умело и творчески применять, не зря в разных учебниках по рисованию мы можем увидеть и разные способы определения пропорций лица.

***

Урок 2. Форма лица и его связь с характером персонажа.

Эти "уроки", сразу хочу вас предупредить не представляют собой какую-то стройную систему, а являются в большой части чем-то вроде несистематизированного бреда на какую-то тему, так что попрошу к этому относиться не как к руководству к действию, а как к информации к самостоятельному размышлению и практике.

Думаю, вам приходилось иногда сталкиваться с такой сиуацией: лепите вы голову, но вместо задуманного восторженного юноши получается полудурок какой-то, или вместо благородного умудренного опытом воина получается что-то совсем не то, чего бы вам хотелось видеть - какой-то деклаассированный криминальный элемент. В чем загвоздка? Иногда на этот вопрос бывает трудно ответить, но довольно часто проблема кроется в форме лица, которую мы задаем нашему персонажу.

Существует такая, как бы это сказать, наука что-ли, "физиогномика", которая описывает связь оперделеных черт лица с характером человека. Мне трудно сказать, на чем основываются данные физиогномики, наасколько метод этот научен или ненаучен, но думаю, многие из вас согласятся с тем, что определенные формы лица в наашем сознании соответствуют определенным стереотипам характеров. Так, например, толстяки часто оказываются симпатичными добряками, человек с узким подбородком часто производит впечатлениее слабовольного человека, а в Голливуде на роли положительных героев приглашали в свое время красавчегов с мощной тяжелой нижней челюстью.

Физиономисты различают пять основных типов лица: круглое, продолговаатое, треугольное, квадратное и трапециевидное. Если мы посмотрим учебнику по рисованию, то увидим, что разные художники выделяют для себя разные типы лица. Эндрю Люмис, например, выделяет другие типы: круглое, квадратное, широкое, треугольное и удлиненное. тут каждый волен составить себе свою собственную классификацию, лишь бы вам самим было удобно ею пользоваться.

Ну да ладно зааниматься болтовней. Перходим к демонстрации фокусов и их разоблачению. Зрительная масса требует разоблачения.

Я начинаю баловаться с геометрическими фигурами: треугольником, прямоугольником, кругом, квадратом и трапецией.

Трапеция, заметьте соответствует не понятию трапециевидного лица по физиогномике (у них трапеция перевернутая, более узкий низ и более широкий верх), а такая, которая у Люмиса соответствует широкому типу лица. Ну, а дальше, разметив геометрические фигуры по уже известным нам принципам, постепенно делаю...ну не совсем, чтобы портрет, а что-то больше похожее на шарж или карикатуру.

Вот такие красавчеги получились:

Ну, а теперь посмотрим на них поближе.

Вот, к примеру, треугольное лицо. Физиономисты говорят, что человек с треугольным лицом обладает малой чувствительнстью. В то же время это могут быть и духовно одаренные люди. В то же время в характере часто встречаются хитрость и неуживчивость, и даже склонны к предательству. В общем - шпион и изменник.

Прямоугольное лицо - лицо аристократического типа, свидетельство интеллекта, уравновешенности, чувствительности.

Ну, уж не знаю, насколько то, что у меня получилось соответствует такому описанию, но, помню, такое прямоугольное лицо носит на себе Стивен Фрай, английский актер, исполнявший роль Дживса в сериале про Дживса и Вустера.

Круглое лицо - "я Колобок, Колобок.." ассоциируется с мролюбием, мягкостью, добродушием

Квадратное лицо часто принадлежит суровому, мужественному человеку. Это лицо бойца - решительного, жесткого, настойчивого, иногда даже жестокого.

Широкое лицо. Можете попробовать самостоятельно сформулировать какие-то характреристики для такого типажа.

Вот, в сущности и все, что я хотел рассказать на этом уроке. Еще раз повторю, что все это не руководство к действию, а информация к размышлению. На досуге сами попробуйте проделать этот же опыт: поиграйте с геометрическими формами, рассмотрите их разнообразие, попробуйте их сочетания, например - круглое + узкое = овальное.

Еще одну вещь хочу добавить напоследок. Я замечаю, что часто получается так, что не задумываясь, каждый приобретает какой-то "почерк", то есть эксплуатирует все время один и тот же тип лица. Можно заметить, что у одного автора часто все лица имеют множество сходных черт. А представление о разных формах лица и какой-то их связи с характером персонажа позволят вам разнообразить лица ваших работ.

***

Начинаем третий урок. Голова в целом, формы головы в фас и профиль

Чтобы мы могли предметнее поговорить о том месте, в которое укладываются наши мозги, придется для началаа продемонстрировать, как быстро и изящно сделать заготовку для нее.

Знаю, что для многих из вас я не открою ничего нового, но все же, начнем ab ovo, то бишь от яйца. Способ надежный, опробованный и провереный по нескольку раз на дню в процессе подготовки к этим урокам.

Для начаала - скатываем шар. Что может быть проще?

Затем на этом шаре приплющиваем один уголок (вот Доктор дал! На шаре - уголок!) Таким образом мы обозначаем с одной стороны место лица, а с другой стороны - нижней челюсти.

На той части, которую мы назначили ниженй челюстью ровно посередине отмечаем еще одну линию снова вдавливаем. Все делается только пальцами. Никакого инструмента тут применять не надо, равно как и отмерять что-то по линейке - не надо!

Такми образом мы получили этакий проточереп - вид сбоку. Забавно, но он на самом деле напоминает по форме череп новорожденного: что-то такое с неразвитой лицевой частью и приплюснутым верхом.

Следующим этапом нам предстоит приплюснутую черепную коробку снова вернуть к форме шара, заодно немного сузим и вытянем лицевую часть. Возвращаем шарообразность затылку плюс вид сбоку и вид снизу: видна подковообразная заготовка нижней челюсти.

А затем насаживаем нашу заготовку на палочку. Так работать легче: не придется каждый раз лапать модель руками, когда не надо. Теперь пришло веремя проверить правильность размеров заготовки, сверившись с рисунком в нужном масштабе. Идеально заготовка должна быть по всем размерам: вертикальному и передне-заднему чуть-чуть меньше того, что должен получиться впоследствии.

Что еще? Я обычно сразу же делаю небольшие вдавления орбит и в области рта.

На этом мы закончили изготовление заготовки головы. На все-про все требуется не более пяти минут. Тем, у кого на выполнение такой задачи требуется намного больше времени, настоятельно рекомендую постоянно иметь с собой небольшой кусочек пластики и тренироваться на нем в любое удобное время.

Рассматривая учебники по рисованию гловы, вы увидите, что художники начинают с того, что рисуют шар, потом к нему что-то добавляют, потом что-то убавляют и так далее. Я, путем долгих экспериментов над собой пришел к выводу, что в скульптуре такой метод не совсем удобен и нам гораздо проще начинать с того, что от куска материала мы отрываем небольшой кусочек материала, нужного нам объема, а потом придаем этому объему нужную нам форму. Вот именно такая последовательность: объем, а затем переход к форме и составляют суть лепки.

Теперь будем использовать нашу заготовку, чтобы узнать новые тайны...

Для начала обратим внимание на то, что мы уже поговорили изрядно о способах разделения головы по вертикали. Мы представляем, где будут находиться глаза, брови, губы, где будет находиться нос... А вот о ширине головы до сих пор не было сказано ни слова.

Обратимся к учебникам по рисованию. И найдем там, что ширину шоловы художники измеряют шириной глаз. Пять глах - ширина головы! Хорошо же им, художникам. Но у нас ведь нет никаких глаз, чтобы мы могли померить, а потом сравнить!

Так и не будем мучаться, а обратимся к науке под названием антропология. Впрочем, чтобы не хаять огульно всех художников, стоит отметить, что в пятой главе книги Берна Хогарта "Drawing The Human Head" вы найдете исчерпывающие и хорошо проиллюстрированные объяснения того, о чем мы сейчас будем говорить.

Чтобы не путать вас всякими мудреными названиями вроде головной индек, лицевой индекс, он же лицевой указатель, я скажу проще: существуют три формы головы: брахицефалическая, она же "широкоголовый тип", когда ширина головы составляет примерно 4\5 её высоты. Глядя на такую голову мы отметим невысокий лоб, недлинный нос, более круглую или квадратную форму лица.

Вот примерно так будет выглядеть брахицефалическая голова. Просто приплюснем лицо сверху и снизу и она сразу станет выглядеть шире.

Противоположностью ей является долихоцефалическая форма черепа - длинноголовая или узгоколовая. При ней отношение ширины и высоты ближе к 3\4. Лоб уже и выше, удлиненный нос, узкая и удлиненная челюсть - черты присущие таким головам.

То, что лежит между этими двумя крайностями именуется мезоцефалической формой черепа.

Вот, практически все, что нам необходимо знать в этой связи. Я не делаю здесь акцентирования на то, что те или иные формы черепа присущи в большей или меньшей степени тем или иным расам, народам или племенам. Во-первых, в каждой из рас мы можем встретить все три типа голов. Во-вторых, подробное описание такого соответствия могло бы занять очень много места и вряд ли очень сильно мы в нем заинтересованы. И в третьих, эти знания регулярно используются для различных расистских спекуляций, выясняя, какая таки форма головы - самая-самая. Это тем более не то, что нам требуется. Зато в руках каждого из вас теперь имеется один из интересных параметров для наблюдения за головами людей, вас окружающих.

Теперь, когда нам стало понятно, что ширина головы является показателем довольно вариабельным, обратимся к рассмотрению ее профиля. Начнем с того, что усвоим общее представление о том, что такое лицевой угол. Снова не стану описывать множество авторских методов измерения головы и кучу различных способов ее измерения. Просто и практично: мы рассматриваем угол, образующийся при пересечении горизонтальной линии, соединяющей соединение носа и верхней губы и мочку уха и вертикальной линии, падающей из области между бровями и тем же соединением носа и верхней губы.

Для наглядности вам привожу вот такую схемочку:

Видим вертикальную и горизонтальную линии и угол их пересечения - прямой. Стало быть так и называется: прямой лицевой угол.

Немножко изменим форму профиля нашей заготовки. Для этого я наложил еще немного материала на область носа и рта. Получили косой лицевой угол

Можно наложить еще больше материала и получить вообще какой-то диагональный лицевой угол:

Вот, собственно и вся наука. Здесь вы уже и без моих подсказок заметите, что прямой лицевой угол больше напоминает лицо европейского человека, а диагональный чем-то ассоциируется то ли с индейцем, то ли с африканцем. Это более-менее общая черта, хотя, снова повторю, что такая черта - отнюдь не правило, поскольку имеет великое множество исключений.

Иногда, даже скажем, довольно редко, нам удастся увидеть и лицо с лицевым углом тупым, больше прямого. Такой тип можно порой увидеть у людей из юго-восточной азии, он встречается также на античных скульптурах (мне кажется, что на римских даже больше, чем на греческих). Вот примерно так это выглядит на моей модели:

На этом мы закончим наш третий урок. На следующем уроке мы тщательно обследуем форму и структуру нашего вместилица мозгов - черепной коробочки и пробежимся морщинами по лбу. А пока, в качестве домашнего задания - смотрите и наблюдайте. Если кому попадутся под руку какие-нибудь интересные снимки голов - милости прошу выложить сюда с вашим же комментарием: мол форма черепа - такая-то-цефалическая, лицевой угол такой-то, форма лица - такая-то.

***

Урок четвертый. Черепная коробка

На предыдущем уроке мы закончили на том, что привели форму черепной коробочки нашей модели к виду шара.

Но суровая правда жизни показывает, что наша черепушка отнюдь не имеет форму правильного шара. На ней есть и вдавления и всяческие костные выступы. Изучением этого мы и займемся сейчас.

Первым делом сделаем два симметричных височных вдавления. На боковой поверхности лобной кости, буде кому угодно рассмотреть рисунок черепа он обнаружит дугообразную линию, называемую верхней височной линией. Она выглядит как тонкий гребень, образующий четко заметный угол между лбом и виском. Примерно в том месте, которое я изобразил на модели.

Отметили, теперь немного сдавим пальцами виски нашей модели, изображая плоскость висков. Можно не стесняться и даже изобразить в этом месте что-то вроде угла. Для учебных целей, разумеется. На живом человеке слишком выраженного угла делать не надо, хотя есть отдельные индивидуумы, на головах которых очень четко определяется ход этой самой верхней височной линии.

Теперь для наглядности я схематиче6ски покажу из чего и как составлена наша коробочка. Черепная, разумеется.

Здесь мы видим лобную кость и следующую за ней кость теменную. Шов, который отделяет лобную кость от теменных называется венечным швом (sutura coronalis - лат.)

Горизонтально расположенной дугой отмечена граница височной кости, но она нас пока интересует не слишком.

Теперь посмотрим на череп сзади-сверху-слева.

Нашли лобную кость, увидели венечный шов, увидели две теменные кости. Они почему-то напоминают надкрылья майского жука. Пусть так и будет. Шов, который идет между теменными костями называется саггитальным или стреловидным швом.

И еще один взгляд - сзади. Треугольником снизу пежду теменными костями вклинивается затылочная кость. Шов между ней и теменными костями называется лямбдовидным, поскольку напоминает греческую букву "лямбда"

Ну и для полноты ощущения еще два вида, чтобы было удобнее ориентироваться в дальнейшем.

Теперь пришло время показать костные выступы, имеющиеся на человеческом черепе. Имейте в виду, что на приводимых снимках нас интересует их местоположение, а не размеры, которые я сделал довольно внушительными, так сказать, для наглядности и для простоты запоминания.

Два лобных бугра по бокам и один посередине лба. Лобные бугры каждый с легкостью сможет нащупать у себя сам. Тот, который находится посередине нам нужен для того, чтобы лоб не был слишком покатым. Его расположение соответствует шву между двумя половинками лобной кости. У новорожденных лобная кость состоит из двух разрозненных костей, в более старшем возрасте они срастаются в одну.

Теменные бугры (две штуки) и выступ, идущий по коронарному и саггитальному шву. На практике опять же легко обгнаружить у себя на голове теменные бугры. В местах швов на темени вы сможете нащупать у себя лишь легкие изменения рельефа между лобной и теменной костями.

Сзади - два симметрично расположенных затылочных выступа, образующих заднюю затылочную линию. Она идет не строго горизонтально, а горизонтально расположенной дугой, выгнутой кверху. Маленькая пупочка между ними - наружное затылочное возвышение. Все эти затылочные надстройки обычно легко прощупать на своей собственной голове.

Теперь все это примазываем к модели головы и получаем довольно угловатую башку. Еще раз повторю, что здесь я не стремился соблюдать размеры всех костных выступов, но нарочно делал их довольно выпуклыми для удобства изучения и запоминания. У обычных же людей все эти выступы тоже есть, но у каждого их степень выраженности индивидуальна: у одного больше, у другого меньше.



На закуску я оставил еще одну штуку - надбровные дуги.

Смотрим внимательно:

Надбровные дуги, если извоите внимательно пощупать и рассмотреть сформированы не только костями черепа, но и мимическими мышцами и слоем жировой клетчатки. Ну и поверху, разумеется, кожа.

Мы видим две пары симметрично расположенных валиков. Почему две, а не одну динственную? Просто потому, что методически будет правильно их описывать как две. Медиальная пара, которая выглядит как буква V ключает в себя пучки мимических мышц, которые сдвигают брови. А латеральная пара валиков включает лобные мышцы, которые занимаются поднятием бровей.

Кроме того, если внимательно рассматривать лица, то можно порой увидеть, именно подобный ход выпуклостей в надбровной дуге. Разумеется, что он выражен далеко не у всех, будет виден не при любом движении бровей, но знать, как они там идут - все же лучше, чем не знать.

Разглаживаем и приглаживаем эти самые валики. В результате получилось вот что:

Ну, а далее, раз уж у нас получился вполне нормальная модель лба, я немного поиграл с движениями, которые позволяют структуры, у нас имеющиеся. Вот человек сдвинул брови или риподнял наружные уголки бровей (я сам так не смогу, но довольно часто видел, что люди могут поднимать то наружную, то внутреннюю часть бровей по отдельности, а то всю бровь вместе):

Здесь поднял брови молодой человек. У него кожа эластична, образуется немного неглубоких морщин.

А тут то же самое сделал человек, хм... как бы это сказать, памятуя, что это я изображал со своей натуры?... Ладно, скажем как есть: умудренный многолетним опытом поднимания бровей. Морщин у него больше, они глубже, четче очерченные.

***

Урок пятый. Нос.

Начнем потихоньку разбираться с носиками-курносиками. На первый взгляд о носах то и писать нечего: пупка себе и пупка в центре лица. Состоит из поребрика, шарика на конце и двух добавок в качестве ноздрей. Ну и конечно, дырки. В которые ковырять.

С другой стороны, наблюдая окружающую природу в виде носов сограждан мы рискуем оказаться перед перспективой никогда не закончить наш рассказ - оттого, что носы у всех разные. Можно сказать, индивидуального пользования. И рассказ о каждом типе носов займет уйму времени и места.

Мы же пойдем по совершенно практическому пути - наша задача - научиться изображать нос, а потом от общего попробовать перейти к частностям.

Способ составления носа из поребрика, шарика и двух добавочек мы рассматривать не будем. Я считаю его не очень удобным. Хотя бы потому, что изображая нос на очень маленькой модели, нам придется оперировать совершенно микроскопическими дозами материала, постепенно добавляя одну микродозу к другой и пытаясь составить из них что-то целостное.

Напротив, при работе над носом я выбираю способ иной: взять более крупный кусок материала и "отсечь от него все лишнее". При этом способе мы постоянно будем сохранять контроль над общим видом того носа, которых хотим получить, что имеет особенное значение в том случае, если нас интересует портретное сходство нашей модели с прототипом.

Для того, чтобы представить себе, как это делается, нам стоит обратиться к книге Эндрю Люмиса "Drawing Heads And Hands". На странице 33 мы находим plate 9 Basic and secondary planes of the head - основные и вторичные плоскости головы человека. В нем и скрывается тайна нашего подхода к лепке носа. Для начала мы создаем некую фигуру (я не знаю как ее точно называть: призмой ли или пирамидой?) в которую наш нос полностью вписывается.

Итак, мы видим на ней несколько плоскостей: вытянутая четырехугольная - спинка носа, треугольные по бокам от спинки, на нижней части носа три плоскости: одна соответствует перегородке и две - плоскости в которых расположены ноздри.

Все это - первичные или основные плоскости. Снова смотрим на идею, описанную у Люмиса и начинаем "отрабатывать" на носу вторичные плоскости - дополнительные поверхности, которые и приведут нас к тому виду носа, который нам требуется. Только в отличие от карандашного рисунка мы не будем в точности повторять вторичные плоскости, а будем сразу переходить к требуемым нам формам: плавным, округлым - таким как нам надо, но для того, чтобы не "потерять что-то в процессе" стоит просто внимательно изучить схему и помнить где и какие вторичные плоскости носа должны быть.

В результате у нас должно получиться что-то такое:

Теперь можно переходить к частностям.

Частности заключаются в деталях: размерах кончика носа, его соотношении с другими деталями: крыльями носа, формой и величиной спинки, формой перегородки и т.д. И главное: формой нашей изначальной конструкции - пирамиды ли призмы, из которой мы будем ваять этот самый нос.

Никакой внятной классификации носов по форме, размерам, загибу клюшки и т.д. мне так найти и не удалось. Наверное разве какой милицейский фоторобот в этом поможет. Но все же довольно полезной в этом отношении является книга Джека Хамма (Jack Hamm - Drawing The Head And Figure). В ней он представляет и главное - описывает различия между разными формами носов, показывает отличия женского носа от мужского и вообще дает пытливому уму немало полезной информации для первоначального ознакомления.

Мне показалось, после прочтения материалов Джека Хамма, что в виду безобразного многообразия форм носа, нет смысла сидеть и месяц за месяцем лепить новые и новые носы различных конструкций, но будет достаточно, если скульптор сам научится описывать нос словами, каждую деталь выражая каким-то понятным определением. Например кончик носа может быть большой, округлый, клиновидный, загнутый вниз, раздвоенный, тяжелый, маленький, точечный. Крылья носа тоже можно как-то описать: крупные, маленькие, вытянутые, угловатые, сплюснуты и так далее. То же и о носовой перегородке: свисающая, угловатая, плоская, закругленная. Плоскость ноздрей можно охарактреизовать их углом и размером самих ноздрей. Ну и спинка носа: вогнутая, прямая, выгнутая, изломанная и так далее.

Такая способность описать увиденный нос поможет вам правлильно воспроизвести эти характеристики на модели. Я же просто повторил несколько первопопавшихся носов, описанных у Джека Хамма. Главным образом там речь идет о разнообразии кончиков носов. Кое-где я в уголке снабдил модель небольшой дополнительной моделькой основных плоскостей носа, от которых я и начинал работу над каждым из носиков.

Этот нос можно охарактеризовать как "заостренный кончик, плоская перегородка, относительно ровная плоскость ноздрей"

Тут - клиновидная форма кончика носа.

Курносый нос.

Нос с приподнятыми крыльями - выставляющий ноздри на всеобщее обозрение.

Ноздри наклонены кпереди-книзу.

После нескольких таких попыток воспроизведения носов по книжке, я уже перешел к вольным упражнениям на свободжную тему. Главное - весь ход работы начинался с пирамиды и определения основных плоскостей.

Нос после травмы хрящей - весьма достойный нос для воина. Что-то подобное, если кто помнит, было у славного капитана сборной СССР по хоккеею Бориса Михайлова.

Еще какой-то неизвестный нос. Все это уже делается для отработки техники лепки. Чисто упраженния в стиле упал-отжался.

Устала правая - работаем левой. Находим в Сети фотки знаменитых чернокожих деятелей, и лепим, лепим.... Для одного из этих носов позировал Эдди Мерфи, для еще одного - Кофи Аннан.

Вот такие африканские носы:O)

Как я уже многократно говорил, вся работа начинается с выстраивания пирамиды (позвольте мне, малограмотному называть ее пирамидой), которая описывает нос нашей модели. При этом, повторю, ежели кто еще не понял секрета, у каждого человека с его индивидуальными размерами и формой носа такая пирамида будет разной.

Теперь перейдем непосредственно к делу. Я демонстрирую модель довольно крупную, вся высота этого носа от кончика до преносицы примерно дюйм. Такая крупная модель требует больше времени на работу, но для тренировки я предлагаю вам, тем кто пожелает повторить эти опыты, делать это все на крупных моделях, чтобы нос этот был не меньше сантиметра-двух в высоту. А потом уже будет совсем нетрудно перейти и к нашим мелкоскопическим модельным масштабам. При этом вне зависимости от размеров вашей фигурки весь подход к работе над носом останется совершенно без изменений.

Вот заготовлена пирамида для довольно абстрактного носа. После первой дюжины тренировочных носов я уже стал немного филонить, не особо заморачиваясь точностью и гладкостью граней и ребер пирамиды. На первых порах и на маленьких моделях этого надо избегать: лучше выстроить гладкую, ровную и красивую пирамиду, чем переделывать снова и снова кое-как слепленную.

На этом снимке вы видите - определены плоскости в которых лежат ноздри и оперделена плоскость перегородки.

Подготовительный этап закончен. Теперь намечаем дополнительные линии: ширина спинки носа и высоту крыльев. Заметьте, что ширина спинки носа у разных людей может быть разной, обычно она тоньше у женщин. Нос с тонкой спинкой производит какое-то впечатление изящного благородства. Кроме того, ширина спинки носа не одинакова на всей его протяженности. У многих людей имеется заметное утолщение в месте, где костная часть переходит в хрящевую. Вот и на снимке, если приглядитесь, линии, определяющие ширину спинки носа идут такой своеобразной "елочкой", в самом широком месте, стало быть, начинается хрящевая часть носа.

Вот, практически и закончена работа над носом. Конечно, надо снова проверить его симметричность и аккуратненько загладить его. А в самом конце работы - убрать излишек материала, согнанный на лицо. При этом заметьте, что материал обрезается не у самых границ носа, а сеогнанный материал образует еще одну вторичную плоскость в месте плавного перехода носа в лицо.

Приделываем нос к голове

Берем голову. Заметьте, это - новая голова, не из тех, что я демонстрировал вам прежде, а слепленная специально по случаю такого праздничного мероприятия и снабжена всеми полагающимися выпуклостями на черепе. Повторенье, как говорится - мать!

На реальных моделях я обычно делаю нос - самой первой деталью, затем идет верхняя губа, затем все остальное, а выпуклости лба идут далеко позади. Но у каждого может выработаться свой привычный порядок работы над головой. Вдобавок, обычно, работая с эпоксидными патти, перед тем, как прилепить новый кусок материала, я обычно делаю глубокую вертикальную борозду на мете будущего носа для того, чтобы как-то увеличить площадь сцепляемых поверхностей.

Из большой безобразного вида калабахи при помощи скальпеля и гладилки формирую уже понятную вам пирамиду со всеми первичными плоскостями. Это - единственный момент в работе над носом, когда я использую режущий инструмент.

Дальше, наверное, нет смысла еще раз описывать весь процесс в подробностях. Здесь снят какой-то промежуточный этап. Оформлена спинка носа, видите, как рядом с носом на лице появились новые "наплывы" материала, согнанного туда с боков клювика модели.

Здесь уже видно, как появились ноздри, а это происходит тогда, когда практически все формы нос уже приданы. Вдобавок, чуть не забыл сказать... Обратите внимание на рисунках из учебников, на переносицу. Самое узкое место - располагается ровно на той линии, где находятся глаза (а мы помним из самого первого урока, что это ровно середина головы). Ниже нее начинается сам нос, а вверх она уходит расширяясь и соединяется с надбровными дугами. Не должно быть так, что нос "врастает" в лоб, наползая на него. Нос должен уходить под надбровные дуги. Надбровные дуги у мужчин слегка нависают над переносицей. У женщин такое нависание выражено минимально, если вообще заметно.

Перез завершением работы над носом надо аккуратно убрать излишки материала вокруг носа и можно считать работу над носом законченной.

И напоследок еще один снимок - чем все это было сделано: один из моих любимых самодельных шейперов.

В заключение урока я хочу обратить ваше внимание на то, что практически ни слова не было сказано о размерах, пропорциях, ширине-высоте носа. Носы по своим размерам могут очень широко варьировать, поэтому я не вижу смысла в том, чтобы устанавливать какие-либо строгие пропорциональные соотношения, какие мы часто видим в учебниках по рисованию, где утверждается, что ширина крыльев носа четко соответствует ширине между внутренними уголками глаз. Это не так. К примеру можно найти портрет того же Кофи Аннана. Даже у многих европейцев это правило не всегда соблюдается. В процессе подготовки к этому уроку мне приходилось видеть и такие носы, которые были уже указанной ширины. Главное - чтобы размеры носа вашей модели были сообразны персонажу.

***

Урок шестой. Глаза

Для этого урока я, чтобы немного упростить себе жизнь, сделал небольшую принципиальную модель черепа со вставными глазами.

Получилось вполне готично, хоть и немного на скорую руку. Но главное - суметь этот объект правильно применить по назначению.

Для начала - два важных сведения. Глаз у нормального человека обычно - два. Иногда бывает меньше. Никогда не бывает больше (у нормального, конечно, человека). Второе сведение стоит просто запомнить: глаз человека по форме очень близок к шару с диаметром 24 мм. Знание размера глаза может оказаться вам полезным, если вы предпочитаете в качестве глаз вставлять заранее заготовленные шарики.

Глаза на черепе располагаются в довольно просторной пещере под названием орбита. Кроме самого глаза в орбите находятся еще и глазодвигательные мышцы, и всякая прочая важная мелочевка, так что пещера эта набита до отказа и глаз не болтается там от стенки к стенке как фекалия в проруби.

При первом взгляде на нескольких разных людей мы можем сказать, что у одного глаза выпученные, на выкате, у другого - спрятаны глубоко, а про третьего - ничего не сказать, потому как ничего особенного в том, как сидят его глаза нет: обычные такие глаза. Так вот если мы возьмем наш череп и вставим в него глаза так, как показано на снимке черепа в профиль, когда между надбровной дугой, выступающей частью глаза и скуловым выступом верхнечелюстной кости мы можем провести одну прямую линию - это и будут самые обычные, не выпученные и не глубоко посаженные глаза. Если затолкнем их поглубже - глазки у персонажа получатся маленькие и гнлубоко сидящие, а если глаз будет выступать вперед за линию между надбровной дугой и скуловым выступом - получатся глаза большие, выпуклые, "рачьи".

Вся дальнейшая работа над глазом проста до невозможности: надо налепить верхнее веко, а затем и нижнее:

Если вы задаетесь вопросом, как слепить человека из пластилина, то вы зашли по адресу. В этом уроке показана лепка фигурки мужчины. По аналогии вы можете выполнить и женщину, добавив длинные волосы и сделав платье.

Для лепки человека из пластилина необходимы:

  • два основных бруска пластилина для одежды (это могут быть черный брусок для брюк и желтый – для футболки);
  • немного бежевого или розового пластина для головы и рук;
  • коричневый для волос и ботинок (или любой другой подходящий цвет);
  • капельки белого, голубого и красного для оформления лица.

Как слепить человека из пластилина


  1. Подготовьте бруски пластилина для работы, руководствуясь нашими рекомендациями, или на свое усмотрение. Для лепки туловища возьмите желтый пластилин, разомните его и скатайте шарик с диаметром примерно 2,5 см. Придавите шарик со всех сторон, формируя прямоугольный брусок. Одну сторону бруска сдавите по бокам пальцами. Таким образом, вы покажите более широкие плечи.
  2. Для лепки коротких рукавов футболки подготовьте еще 2 шарика, диаметр каждого примерно 1 см. Сделайте из шариков небольшие конусы. Затем пальцами сдвиньте верхнюю часть получившихся рукавов, приклеивая к плечам.
  3. Для лепки брюк возьмите мягкий черный шарик диаметром примерно 3 см. Вытяните шарик в колбаску, надавливая сверху ладонью и раскачивая вперед и назад. У вас должна получиться колбаска длиной примерно 11 см.
  4. Изогните в центральной части колбаску — получились брюки. Поставьте брюки вертикально и надавите на конструкцию.


  5. Прикрепите брюки к футболке.
  6. Подготовьте три бежевых шарика диаметром примерно по 1 см для лепки головы и двух рук.
  7. Шарик, предназначенный для головы, вытяните.
  8. Прикрепите прямой нос, выдавите ямки, в которых будут помещены глаза.


  9. Вставьте в ямки белые яблоки глаз с голубыми радужками. Добавьте реснички, но не слишком длинные, брови.
  10. Прикрепите рот. Из коричневых колбасок и лепешек произвольной формы сформируйте волосы. Голову удобно надеть на спичку, чтобы в дальнейшем с легкостью ее скрепить с туловищем. К голове также обязательно следует добавить уши.
  11. Налепите на верхнюю часть футболки круглую лепешку, имитирующую воротник, добавьте бежевый бугорок-шею и вставьте в центр спичку с головой.
  12. Два оставшихся бежевых шарика вытяните в трубочки. Одну сторону трубочки надрежьте стекой и надавите кончики стекой, чтобы показать пальцы.


  13. Дополните одежду поясом и прикрепите к штанинам ботинки. Приклейте руки к рукавам футболки.

Человек из пластилина готов. Наша фигурка получилась пропорциональной, а главное – гибкой, что не может не понравиться детям.

Мастер-классом поделилась

Многие сейчас лепят кукол. Но те зачастую превращаются в существа с отталкивающей внешностью.
Происходит это от незнания возрастных анатомических признаков, характерных для различных возрастных категорий и неумением грамотно стилизовать. Ведь как говорит Елена Кунина, чтобы утрировать пропорции надо их хорошенько изучить. В связи с этим проследим возрастные изменения у человека. Так как недавно было несколько вопросов по анатомии младенцев, личка это скучно и лениво, а для комментария слишком много и лениво, остановлюсь на них поподробней в этом топике.
Безусловно, все люди разные.

Но лица и тела людей подчиняются определенным пропорциям.
Наш глаз и мозг просчитывает пропорции. Так быстро, что мы с одного взгляда можем сказать кто перед нами, мальчик или девочка, мужчина или женщина, старик или младенец, сколько лет ребенку. Мозг просчитывает расстояние между глазами, надбровными дугами, форму, размер носа, расстояние от носа до подбородка, линию роста волос. Говорят что младенцы одинаковые, не различишь. Если младенец не лысый, то по линии роста волос можно определить кто там у нас, мальчик или девочка:)





Человеческое тело, форма черепа с течением времени очень меняется. Очень. Гляньте:



Разные части тела меняются по разному. Отдельные части тела ребенка растут неравномерно, а следовательно, с возрастом меняются и соотношения между ними: например, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается приблизительно в 5 раз, длина верхних конечностей - в 4 раза, туловища - в 3 раза, а высота головы - только в 2 раза.
Анатомия ребенка сильно отличается от взрослого человека, и чем он младше, тем сильней. Не зря детям нужны отдельные врачи, они же как инопланетяне, другие.



Лепить, ориентируясь на учебники анатомии, где не останавливаются подробней на анатомии ребенка, или книги типа «История одной куклы» Гнесицкой, считаю фатальной ошибкой. Получаем гномиков, эльфов, пикчи, старичков, милых, но странных, домовых и прочую нечисть, но никак не человеческих младенцев.



на уроке анатомии мы все изучали скелет взрослого

А вот так выглядит скелет новорожденного. Как инопланетянин, правда?


череп взрослого

череп ребенка



Пропорции детских лиц определяют по-разному. В зависимости от возраста, хотя для всех возрастов существует ряд общих закономерностей.

Верхняя половина радужных оболочек глаз находится приблизительно посредине между макушкой головы и подбородком или чуть ниже. Для начинающих художников характерна ошибка располагать глаза слишком высоко на рисуемом лице.
Ноздри детского носа находятся чуть выше средней точки между глазами и подбородком.
Нижний край нижней губы находится чуть выше средней точки между ноздрями и подбородком.
Максимальная ширина детской головы (в самом широком ее месте) составляет ширину пяти глаз.
Нос приблизительно равен по ширине промежутку между глазами.
Центральная линия обозначает расположение глаз.
Нижняя линия обозначает местоположение нижнего края лица взрослого человека.
Срединная линия лица. У младенцев проходит по бровям, и ко взрослому возрасту срединная линия проходит через зрачок у мужчин и по верхнему краю глаза у женщин. Кстати глаза у людей совсем не растут, но глазницы при рождении меньше, не говоря уже о черепе. Поэтому малыши такие лупоглазые и большеглазые)
сравнение лицевой части и черепной корбка у ребенка 2-х, 6-ти, 8 и 12 лет.



Как проходит срединная линия:


Смотрите как меняется ребенок с возрастом, если смотреть в профиль. Как меняется лицевой угол. Как меняется соотношение черепной коробки и лица. У ребенка профиль характерный S образный. Чем старше, тем более он более прямой. Какой маленький носик и маленькие ушки.
У детей крупная мозговая часть черепа, лицевая часть мало развита, скулы и выступы надбровных дуг еще не видны, лоб, щеки и подбородок имеют округлую, обобщенную форму без каких-либо резких между собой переходов, характерных для более поздних возрастов. Рост лицевой части черепа начинается с восходящей ветви нижней челюсти, что уже значительно изменяет пропорции лицевой части черепа. Это можно легко заметить, понаблюдав годовалого ребенка и сравнив его с шести-, семилетним ребенком. Постепенно увеличиваются и средняя часть лица, скулы и т. д.
По мере развития ребенка младенческого возраста его лицевая масса пропорционально изменяется быстрее, чем черепная масса. Дети достигают пропорций лицевой и черепной массы взрослого человека лишь в раннем подростковом возрасте.





По мере развития всего организма в пропорциях черепа происходят существенные изменения, в частности в соотношениях между мозговой частью черепа и лицевой: растет весь череп, т. е. и его мозговая часть и лицевая, но последняя растет интенсивнее и становится по отношению к мозговой части более крупной. Одновременно выявляется более четкий рельеф костных выступов и более заметными делаются очертания мимических и жевательных мышц лица. Но туго натянутая молодая кожа еще сглаживает мышечный рельеф. Последующие изменения внешней формы головы вызываются главным образом за счет работы мышечного аппарата, влияющего на кожный покров, ибо костный остов коробки сохраняется в неизменном виде.
С возрастным увяданием кожного покрова связаны морщины, глубокие складки, довольно резкое обозначение костных выступов и мышечных групп на поверхности лица. С течением времени складки и морщины становятся еще резче, костные выступы превалируют во всем рельефе головы, волосы начинают редеть. Развивающаяся атрофия мышечных тканей и почти полное исчезновение подкожного жирового слоя вызывают одрябление кожи лица и образование большого количества складок на поверхности лица и шеи. В глубокой старости все признаки распада мышечных и кожных тканей выявляются с предельной ясностью. Выпадение зубов сокращает расстояние между подбородком и носом; износившиеся мышцы не в состоянии удержать в напряжении верхние веки и нижнюю челюсть, вследствие чего веки непроизвольно опускаются, а нижняя губа отвисает. Таков примерный ход нормальных возрастных изменений внешней формы головы человека.

Волшебный квадрат: размер рук маленького ребенка. В то время как руки взрослого равны длине от подбородка до линии линии роста волос у мужчин, и от подбородка до бровей у женщин, ручки у малышей маленькие.
А то часто вижу новорожденных ООАКов с от-такенными кулаками, Алеша Попович позавидует.





Пропорции лица взрослого - пропорции лица ребенка.




если кто не знает там написано: пополам, пополам и еще раз пополам.













Лепите опираясь не только на анфас, но и постоянно сравнивайте профиль. Пропорции стремятся сместится, утечь на лоб. И тогда вроде, если снимать в анфас, особенно лежа, куколка нормальная, то во всех остальных ракурсах откровенный ахтунг. Ога. Овал, лежащий на земле, кажется кругом. За шеей тоже надо следить. Она не должна крепиться к затылку.






Измеряйте и сравнивайте пропорции во всех направлениях. Измерять удобно распечатав как можно больше ракурсов в нужном масштабе, с помощью циркуля с двумя иголками.



Нет у детей носогубных складок. Нет! Это признак возраста. Как только у вас появляются носогубные складки - скоро на пенсию, внуков няньчить. Даже у полненьких, даже у смеющихся не складки, там впадинки, рельеф плавно перетекающий со щек на губы.


вот это





совершенно не это

часто вижу как у младенцев ООАКов лепят губы совсем как у людей с недоразвитием челюсти, под самым носом с ориентацией вверх либо совсем снося подбородок.
на рисунке - слева недоразвитие верхней челюсти, справа- нижней


недоразвитие нижней челюсти у ребенка

часто пропорциям черепа ООАКов придают вид черепа взрослого, в уменьшеном виде, получая микроцефалию ООАКа


Первоначально скульптор сооружает каркас - твердую, достаточно прочную опору для глины или пластилина. Каркас делается таким образом, чтобы он не был помехой в процессе лепки и давал возможность несколько наклонять или поворачивать голову даже тогда, когда она вылеплена частично или совсем готова.

Начинающему скульптору удобнее сначала лепить голову в прямом положении, без наклона, потому что так легче найти пропорции и главные индивидуальные формы головы. После этого первого этапа работы голову можно наклонить в желаемом направлении и проработать все вызванные данным поворотом изменения в местах соприкосновения лица с шеей.

КАРКАС ДЛЯ ЛЕПКИ ГОЛОВЫ

На щиток из двух рядов досок, сколоченных перпендикулярно, что не позволит щитку коробиться, крепится металлический стержень (железный или стальной), согнутый кузнечным способом в кольцо, из которого выходит вертикальный стержень. Там, где есть возможность, можно сделать электросваркой металлическую крестовину, укрепить ее на доске и приварить к ней стержень.

Толщина стержня зависит от размеров задуманного портрета. Если портрет в натуральную величину или несколько больше, толщина стержня должна быть 3 см. Если портрет больших размеров, то соответственно и стержень должен быть толще - от 4 до 8 см, стержень толщиной в 8 см может выдержать размеры в две-три натуры. Если же скульптура меньше натуры, стержень может быть и тоньше - в 1-2 см. Тоньше делать стержень не рекомендуется даже для небольших работ, так как будет утрачена необходимая прочность каркаса.

Табл. 37. Каркасы: для головы и для бюста

1 - катанка; 2 - место яремной выемки; 3 - стержень; 4 - щиток; 5 - первый этап забивки гвоздей; 6 - второй этап забивки гвоздей

Высота основного стержня должна включать в свой размер расстояние от подставки до середины шеи. Рекомендуется к стержню привязать мягкую проволоку-катанку диаметром 5 мм, согнутую от темени вдвое или вчетверо в зависимости от размера работы (табл. 37).

Устроенный таким образом каркас позволяет скульптору без особых усилий наклонять и поворачивать вылепленную голову, не нарушая ее формы, так как мягкая проволока-катанка достаточно хорошо держит массу глины или пластилина.

Прикрепляется стержень к щитку следующим образом. Установив в желаемом месте на щитке каркас, забиваем в трех-четырех местах 10-сантиметровые гвозди по внутреннему обводу кольца, наклонив их шляпками к стержню. По наружному обводу заколачиваем еще 3-4 гвоздя с противоположным наклоном. Затем берем мягкую железную или медную проволоку и наматываем ее восьмеркой между двух противоположных гвоздей, прижимая к кольцу стержня.

Надо сделать 5- 6 витков, после чего гвозди и по внутреннему обводу и по наружному ударами молотка сгибаем до соприкосновения шляпок со щитком, притягивая таким образом проволоку к стержневому кольцу. Такой способ прикрепления каркаса гарантирует его от качания, которое мешает работе. Если каркас с крестовиной, поступают так же, прикрепляя каждую ее лапу.

Чтобы правильно рассчитать высоту каркаса от щитка до темени, нужно исходить из установленных канонизированных пропорций головы, шеи, грудной клетки и плеч. Уже накладывая глину, скульптор, учитывая индивидуальные особенности, вносит коррективы в канонические пропорции. Для этих корректур прокладка в глине по канону помешать не может, так как между каноническими пропорциями и реальными разница обычно не велика.

Катанку для плеч, согнутую в 2-3-4 раза, следует прикреплять к стержню несколько ниже предполагаемого места яремной выемки, чтобы каркас не мешал в лепке плеча.

Следует предупредить, что плечевой каркас нужно сгибать из катанки прямоугольным треугольником: один катет привязывается к стержню, другой - будет "плечом"; рассчитайте стык этого "плечевого катета" с гипотенузой (опора плеча) с отступом на 5-7 см от наружной точки акромиального отростка.

Проволока для каркаса нужна мягкая печная или медная для вязки и катанка в 5-10 мм (в зависимости от размера портрета).

Если бюст большой, то в грудной части к связанному каркасу можно привязать куски дерева для экономии глины и облегчения всего сооружения.

Хорошо построенный прочный и пропорционально рассчитанный каркас облегчает работу. Плохо, небрежно сделанный каркас обрекает скульптора на бесконечное "плавание" в пропорциях, на унылые неприятности: каркас то вылезает наружу, то качается работа, то сползает глина, что изматывает нервы, охлаждает интерес к работе и в конечном счете вызывает чувство, что время потеряно зря.

Табл. 38. Классический канон головы с плечевым поясом

ПОРЯДОК ЛЕПКИ

Построив каркас, скульптор приступает к накладке глины. Первые слои глины, непосредственно прилегающие к каркасу, должны быть средней мягкости; последующие, вышележащие, могут быть более мягкими.

Классический канон головы с плечевым поясом. Размер головы (от подбородка до темени) укладывается до линии грудных сосков. Высота шеи (от подбородка до яремной выемки) при прямом положении головы равна половине высоты лица (от линии волос до подбородка). В тыльной части (от места прикрепления капюшонных мышц к затылочной кости до 7-го шейного позвонка) шея приблизительно той же высоты, что и с лицевой стороны. В нижней своей части шея кончается яремной выемкой. От центра яремной выемки до окончания плеча (до акромиального отростка) укладывается размер головы по высоте, таким образом размах плеч равен двум размерам головы (табл. 38).

Как мы уже сказали, расстояние от подбородка до грудных сосков по вертикали равно высоте головы. Далее - от сосков до пуповины умещается размер головы и еще ниже - от пуповины до лобка еще один размер головы. Это уже полуфигура.

Памятуя о классическом каноне, скульптор безошибочно может рассчитать каркас для любого задуманного им размера портрета или бюста, нё опасаясь, что каркас помешает ему в процессе работы.

ПЕРВЫИ ЭТАП РАБОТЫ -ПРОКЛАДКА В ГЛИНЕ


Табл. 39. Первый этап работы

Первоначально глину накладывают вертикальным столбиком равномерно вокруг стержня; диаметр столбика должен быть приблизительно равен толщине шеи. Весь этот глиняный столбик обкручивают спирально мягкой тонкой проволокой (желательно медной) с расстоянием между витками в 3-4 см. Вершина столбика должна совпадать с вершиной каркаса, чтобы в любое время можно было его прощупать и убедиться, не чрезмерно ли поднялась верхняя точка темени.

Вершина каркаса - это контрольная точка, от которой можно проверять размер головы в процессе лепки.

После обкрутки первого слоя глины отмечается на столбике (от вершины каркаса) размер головы и шеи, место яремной выемки, линия сосков (если того требует композиционный замысел) и высота подставки (табл. 39, 39а).

Для портрета с плечами эти деления предварительно делаются на самом каркасе, чтобы на должном месте привязать плечевые треугольники, а после наложения глиняного столбика отмечаются уже на глине.

ВТОРОИ ЭТАП ПРОКЛАДКИ В ГЛИНЕ

Дальнейшая прокладка в глине производится от уровня подбородка (отмеченного на столбике) до темени - снизу вверх и вперед на толщину расстояния от шеи до переднего плана подбородка; это делается для того, чтобы оградить себя при дальнейшей работе от возможного выступа каркасного стержня на передней поверхности шеи, если понадобится снять часть глины с наложенного столбика, в центре которого проходит стержень. Одновременно ведется прокладка шеи в ее приблизительном объеме. От нижнего края подбородка глина накладывается вверх (до темени) как бы пластом, равным по толщине и ширине подбородку. Затем сверху (приблизительно от темени до места предполагаемых лобных бугров) этот пласт срезается под некоторым углом.

Такой же пласт накладывается и на затылочной части с известным скатом от темени к нижнему окончанию затылочной кости. Таким образом, мы в основном проложили массу головы по профилю.

По фасу глиняный пласт кладется от столбика в обе стороны (направо и налево) на расстояния, соответствующие основным точкам, определяющим общую форму головы по фасу, а именно: височно-теменные, скуловые и наружные нижнечелюстные. Причем, первыми надо наложить, сообразуясь с моделью, самые высокие точки, так как они будут отправными пунктами для характерного абриса головы по фасу.

Измерив самые высокие наружные точки головы по фасу и приложив это расстояние от подбородка вверх по вертикали, мы узнаем, сколько раз ширина головы укладывается в высоте, и тем самым найдем правильное отношение ширины головы к ее высоте, а также местоположение надбровных дуг, что, в свою очередь, определяет индивидуальную пропорциональность между череп" ной коробкой и лицевой частью го-ловы.

Сделав схематичную прокладку головы по профилю и фасу, мы приступаем к формированию обобщенной массы головы в размерах, более или менее приближающихся к данной модели.

Следом же прокладываются в обобщенном характере пряди волос, чтобы определился силуэт основной массы; одновременно доводятся до полного объема шея и вошедшая в композицию часть торса, чтобы портрет был виден в полном объеме по своей массе (табл. 40).

На этом заканчивается второй этап работы над портретом.

Изложенный порядок работы может предостеречь начинающего скульптора от бесплодного перемещения глины с места на место, от бесконечной переделки пропорций головы и прочих неприятностей, которые неизбежно появятся в результате работы "на глазок". На самом деле бессистемная накладка глины приводит только к растрате чувств и времени на такие этапы лепки, которые вполне можно выполнить простым расчетом, сберегая чувства и время для выявления образной характеристики портрета.

Табл. 40. Второй этап работы

Табл. 41. Схема расположения анатомических точек по профилю для разметки основных планов головы

1 - точка самого высокого выступа центральной выпуклости надбровных дут; 2 - место сочленения носа с верхней губой; 3 -угол рта; 4 - наружный угол орбиты глаза; 5 - передний верхний угол скуловой кости; 6 - переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула

Табл. 42. Схема расположения анатомических точек по фасу для разметки основных планов головы

Табл. 43. Примеры расположения шести опорных вспомогательных точек


Табл. 44. Третий этап работы

Сверяя пропорции с моделью, мы прежде всего определяем размер от подбородка до носа, размер носа от сочленения с верхней губой до надбровных дуг, затем отмечаем линию волос и от этой линии - расстояние до темени. За модуль, то есть единицу измерения, удобнее всего взять длину носа. Этим модулем можно промерить, насколько меньше или больше расстояние от точки сочленения носа с губой до окончания подбородка, от бровей до линии волос и от этого пункта до темени. Размером носа можно определить длину орбиты глаза, узнав, насколько она длиннее или короче носа; далее от наружного окончания орбиты измеряем этим же модулем расстояние до уха, и затем от уха до наружного окончания затылочной кости. Нужно прикинуть по отношению к размеру носа и длину линии разреза рта.

Таким образом, взяв за единицу измерения длину носа, мы легко распознаем индивидуальную пропорциональность частей лица, что значительно облегчает путь к дальнейшему уточнению всех форм головы, присущих портретируемому.

ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ

Наметив основные размеры частей головы, мы приступаем к формированию ее главных, крупных планов методом разметки вспомогательных анатомических пунктов или точек.

При разметке планов головы не следует придерживаться строгой геометричности, так как планы эти условны и применяются лишь для того, чтобы снять лишнюю глину и приблизиться к индивидуальным размерам частей головы.

Всего главных опорных (вспомогательных) точек для построения основных планов головы шесть (если смотреть с профиля). Расположены они на лицевой части черепа. 1-я точка соответствует самому высокому выступу центральной выпуклости надбровных дуг, 2-я - указывает место сочленения носа с верхней губой, 3-я - угол рта, 4-я - наружный угол орбиты глаза, 5-я - передний верхний угол скуловой кости, 6-я - переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула (табл. 41).

Из указанных шести точек 1-я и 2-я единичны, расположены на центральной оси лица, остальные четыре парные, расположены симметрично на правой и левой стороне лица (табл. 42).

Правильная расстановка указанных шести точек от двух первых в глубину определяет индивидуальную пространственную структуру лица и помогает достичь сходства в портрете при условии соблюдения соответствующих пропорций деталей лица. Эти же шесть точек служат теми анатомическими пунктами, которые позволяют скульптору на подготовленной им общей массе головы нарезать грани поворотов форм лица и всей головы.

Для наглядности мы приводим таблицу 43, по которой видно, насколько разнообразно расположение шести опорных вспомогательных точек. Нарезку планов нужно вести по определенному порядку, а не хаотично.

1. Попросите свою модель повернуться к вам профилем (правым или левым - все равно), соответственно поверните и свою работу. Там, где у вас отмечена линия бровей, найдите самый высокий выступ центральной выпуклости надбровных дуг (на линии или чуть вышё верхней

Границы носа) я наложите соответствующий этой высоте бугорок глины - это будет 1-я вспомогательная точка.

2. По отношению к наложенной 1-й точке определите 2-ю в сочленении носа с верхней губой, то есть определите лицевой угол. Модель должна держать голову прямо, не запрокидывая ее и не опуская, тогда, взяв отвес, можно сразу заметить, выдвинута, углублена или находится на одной вертикальной линии 2-я точка по отношению к 1-й. Ту же операцию можно проделать мысленно.

На своей работе вы или накладываете или срезаете соответственное количество глины, чтобы найти лицевой угол, свойственный именно данной модели.

Наблюдая модель в профиль и располагая двумя опорными точками, определите характерное для модели положение лба и нижней части лица: от 1-й верхней точки до волос линия лба может или отступать назад под различным углом, или быть вертикальной, или несколько выдвигаться вперед.

В зависимости от этого скульптор срезает или накладывает глину, чтобы на его работе линия лба соответствовала профилю модели.

Так же он поступает и в нижней части лица: от 2-й точки (сочленение носа с верхней губой) определяет положение подбородка. В зависимости от того, углублен ли подбородок или выдвинут, или находится на одной вертикали с 1-й точкой, вы соответственно срезаете или накладываете глину на своей работе.

3. Следующей стадией нарезки планов будет определение 3-й точки (углов рта) по отношению к 1-й верхней точке и 2-й нижней. Применив отвес, можно сразу увидеть, насколько дальше отстоит угол рта от вертикали и насколько ниже углы рта по сравнению с 2-й точкой (сочленение носа с верхней губой). Соответственно определившемуся положению углов рта скульптор срезает стекой массу глины на своей работе. Это будет план от основания носа до границ нижней челюсти.

4. Четвертая точка определяется так же, как 2-я и 3-я, при помощи отвеса. Сравнивая линию отвеса с наружным углом глазницы, вы увидите расстояние от 1-й высшей точки. Наметив это расстояние на своей работе, вы режете в глубину от линии бровей до намеченной 4-й точки и затем срезаете глину от нижней границы носа по диагонали вверх к 4-й точке.

5. На диагональной выгнутой линии, образованной предыдущим планом, опять же отвесом определяется верхний передний выступ скуловой кости, то есть 5-я точка. Тем же способом определяется и 6-я точка - нижнее переднее окончание жевательного мускула. Между намеченными точками (пятой и шестой) проводится линия, от которой режется план в направлении к углам рта.

6. Есть еще и седьмая точка - это околоушное окончание нижней челюсти. Но она определяется не только вертикально, для ее нахождения применяется и горизонталь. Вертикаль указывает, насколько эта точка отстоит от 1-й в глубину, а горизонталь показывает ее расстояние от 2-й точки по высоте.

Отметив на своей работе 7-ю точку, скульптор проводит линию от нее к окончанию подбородка (по границе челюстной дуги) и режет план от этой линии в глубину к шее.

7. После наметки главных планов лица скульптор намечает и остальные, а именно: планы лба, носа и теменной части головы. Лоб имеет 5 планов; центральный (фасовый) и по два боковых на самой лобной кости, от левой до правой височных линий. Правый и левый височные планы чаще всего направлены под резким углом к планам лобной кости.

Определение планов лба начинается от границ 4-й точки (правой и левой), причем эта 4-я точка может быть несколько глубже височных линий, откуда начинаются планы лобной кости (табл. 44 и 44а).

8. Осталось сказать о планах теменной части черепной коробки. Схематически они намечаются как грани купола; центральный план (от линии волос до затыльной кости) своими размерами чаще всего соответствует ширине фасового плана лба; боковые теменные планы наклонены к центральному от границ височной линии под определенным углом и по своим размерам соответствуют боковым планам лобной кости.

9. Помимо планов головы, скульптор намечает и планы шеи, которых по существу пять: 2 плана от околоушной точки челюстной дуги к центральной линии шеи, 2 боковых и один тыльный.

Намеченный нами порядок нарезки главных планов головы, если его дисциплинированно соблюдать, займет очень немного временя, не более часа, а то и меньше. Если же резать планы без изменений, "на глаз" и беспорядочно, это будет только путать начинающего художника и возвращать его к бесконечным переделкам.

На основе объемно-пространственных планов скульптор приступает к. более длительному и ответственному этапу - индивидуальному размещению основных костных выступов и мягких тканей, о которых было сказано в предыдущих главах. Причем, работая над индивидуальной характеристикой форм, скульптор уточняет одновременно их пространственное положение, так как нарезанные им планы дают только приблизительную объемную схему.

ЧЕТВЕРТЫИ ЭТАП РАБОТЫ

Сразу же после прокладки планов следует приступить к наметке тех 20 костных выступов, о которых шла речь в первой главе, причем костные выступы нужно обозначать в пропорциях и формах видимой натуры. Правильно намеченные костные выступы помогут еще более уточнить индивидуальное положение 6 главных точек головы, которые уже послужили нам при разноске планов.

Проделав эту работу, скульптор накладывает, а где и выбирает, глину на местах мышечных групп, которые, как мы уже знаем, могут быть выше или ниже по рельефу, чем костные выступы (табл. 45).

Все внешние формы головы скульптор внимательнейшим образом уточняет в соответствии с позирующей моделью путем сравнения величин. Следует чаще поворачивать натуру и работу, смотреть на них поочередно, не менее чем с 10-12 точек по окружности. Не лишне бывает прибегнуть к циркулю, когда возникает сомнение, правильно ли определены величины "на глаз".

При поворотах натуры в фас, профиль, три четверти, с затылка и других сторон нужно, помимо объемной формы, просматривать работу по абрису, по контуру форм и, сравнивая с натурой в том же повороте, уточнять объемность форм. Этим самым скульптор достигает единства и пластичности всех форм головы (табл. 46, 47).


Табл. 44а. Третий этап работы

И вот теперь можно, пользуясь гибкостью каркаса, наклонить вылепленную голову, если это подсказывается психологической характеристикой портретируемого, которая получит большую выразительность при том или ином наклоне.

Перед тем как наклонить вылепленную голову, следует несколько подрезать глину проволочкой в том месте, где голова сочленяется с шеей. После этого пролепите шею с учетом тех изменений, которые произошли от наклона головы. Обратите при этом внимание на кожножировые наплывы в нижней части лица, вызванные сближением челюсти с мышцами шеи. Вследствие поднятия головы вверх нижнечелюстные покровы могут растянуться.


Табл. 45. Четвертый этап работы

Завершающая - самая интересная и трудная работа над портретом требует проникновения ко внутренний мир портретируемого, отбора деталей, усиливающих индивидуальное сходство и выразительность образа. Не забывайте, что мимика изменяет только мягкие покровы лица - костные выступы остаются неизменными по своим пропорциям и местоположению. От мимических же изменений мягких покровов индивидуальное сходство не утрачивается, как это мы и наблюдаем в жизни.

Выражение лица, наклон головы и все детали, сопутствующие доходчивости образа, скульптор приводит в соответствие с тем представлением, которое создалось у него о характере данного человека. А для этого надо не только грамотно лепить с натуры, но и хорошо знать биографию портретируемого, его профессию, привычки, морально-этические качества, круг его интересов и прочее.

При окончательном завершении портрета скульптор обращает внимание на так называемую характеристику самой формы, применяя те или иные приемы лепки. С их помощью достигается зрительное ощущение мягкости и твердости форм. Твердость костных выступов и целых разделов головы сама по себе подсказывает более четкие обозначения граней в том месте, где планы формы переламываются. В отличие от твердых масс мягкие формы имеют не грани, а закругления при поворотах формы, особенно в местах скопления подкожно-жирового слоя.

В самой натуре сочетание твердости и мягкости форм (а также степень их напряженности) настолько индивидуально и многообразно, что завершающий этап работы над портретом иногда затягивается надолго, если скульптор хочет действительно достичь высокого мастерства исполнения.

Работая над индивидуальной образностью каждой формы, каждой нужной детали, скульптор достигает иногда такой силы жизненности, что его произведение может на долгие времена оставаться примером глубокого познания жизни и совершенного владения реалистической формой.


Табл. 47. Завершающий этап работы