Художественно-эстетическое развитие и воспитание. Презентация. " художественно - эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации фгос доу"

Слайд 1. Художественно-эстетическое воспитание - это важнейшее средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Слайд 2. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Слайд 3. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд 4. В концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Слайд 5. О формировании личности ребёнка посредством художественно-эстетического воспитания писали многие деятели культуры, педагоги, психологи: Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский. По их мнению формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс.

А дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором

закладываются основы художественно-эстетического, творческого

отношения к действительности.

По определению Л.С. Выготского, этот период является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».

Слайд 6. Если художественно-эстетическая деятельность возникает под влиянием произведений искусства, значит особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Цель такого воспитания в педагогическом определении:

Слайд 7. Задачи.

· Развивать способность любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.

· Учить глубоко понимать и грамотно оценивать объекты искусства. Формировать созидательные способности личности и создавать условия для их воплощения в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

· Формировать морально-этические общечеловеческие нормы и ценности.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:

Учить детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитию словесного творчества.

Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Слайд 8 . Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является

При создании предметно-пространственной среды педагог должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной (много игр и игрушек), вариативной (наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов), доступной и безопасной.

Между собой компонентов:

· обновление содержания образования

· создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности).

В. Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам поразмышлять о современных подходах в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, и какие необходимо создать оптимальные условия для развития музыкальности детей.

Слайд 10. Говоря о современном подходе в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, важно отметить, что его

цель – не подготовка музыкантов, художников, поэтов, дизайнеров, а

Маленького человека,

Что является основой успешности в дальнейшем.

Многие дети способны видеть необычное в обычном, по- особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный выбор.

Слайд 11. воспитывают в малышах такие необходимые для успешного человека качества , как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, действовать руками, двигаться, думать).

Слайд 12. Итак, главное, в чем заключается современный подход в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников – это отношение педагогов к детям, их тонкое видение возможностей каждого воспитанника,

Слайд 13. Для успешного музыкально-эстетического воспитания малышей важны соблюдения двух главных условий

· Использование в работе с детьми только хорошо проверенного, качественного и при этом доступного художественного материала.

· Индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка в самостоятельном выборе художественного материала, игровых ролей, способа самовыражения в различных видах музыкальной деятельности.

1.Синкретичность

Соединение музыки, речи и движения. – синкритичная идея: речь и движение с двумя корнями из которых выросла музыка. У речи с музыкой 10 общих выразительных средств.

Что касается движения, то это известно всем – музыка – это движение звуков.

Речь – это двигательный акт – речь и пение имеет один вход. Один технологический аппарат.

Наука нам говорит о том, что в левом полушарии мозга находится центр, отвечающий за речевое понимание, смыслов конкретно. В этом же полушарии находится центр, который отвечает за считывание аналитических параметров музыки. Они находятся рядом, поэтому есть возможность устанавливать глубинные связи, поэтому музыка используется часто, как коррекция нарушения речи.

Наука предлагает сразу начинать двигаться с детьми под музыку, это запускает процесс глубинного внутреннего понимания музыки.

2.Использование инструмента.

Определяется одной простой мыслью. – обучение музыке невозможно без использования инструмента. Только играя, танцуя и напевая человек становится музыкантом.

Музыка, это не знания, это умения что-то делать, умения себя проявлять, умение работать в команде. «Нам нравится работать вместе»

3 Импровизация.

Важнейший принцип – импровизация. Простота использования музыкальных средств, простота их развития позволяет быть креативным. «Сделали так, а сейчас по-другому»

4.«Игровой подход» - очень близко связан с импровизацией. Коллективные игры, где играют все без исключения независимо от уровня музыкальных способностей. Дети импровизируя, делают это для себя. Они в это время играют, получают при этом удовольствие. Игра – это основа основ музыкальной педагогики.

Важно воплотить эти принципы на основе своего музыкального фольклора. т.к. фольклор объединяет речь, музыку, движения.

Обучение происходит посредством делания.

Излюбленная форма - круг. В кругу, или в хороводе происходит поднятие сил и настроения. Происходит это из-за того, что некоторое время ты находишься в сплочении людей, которые близки тебе по духу и ты чувствуешь их мощную поддержку. Считается, что хоровод – это магический танец.

Играя в кругу, часто роль ведущего передаётся от игрока к игроку по кругу. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Ребёнок имеет право на свою высказанную мысль, может даже не подходящую к данному, услышанному им произведению.

задач.

1 Соединение музыки, речи, движения.

2 Партнёрские отношения.

3 Большая двигательная активность.

4 Возможность использовать музыкальные инструменты в различных видах деятельности без предварительного обучения.

5 На занятиях не используется шаблонное обучение и сидение на стульчиках.

6 Шаги таких занятий ведут от простого к сложному.

Для того, чтобы решить эти задачи и используются в работе новые программы и технологии.

Позволяет организовать занятия интересно, насыщенно, чтобы у детей была возможность активного участвовать в ходе занятия.

«Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой,

методика А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Сегодня нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия.

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации.

Она отвечает запросам современных детей.

Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Проектирование

Очень активно используем своей работе используем проектирование.

Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. А главное - проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью.

Театрализация.

Одним из самых любимых, универсальных и доступных видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции в развитии ребенка является театрализация.

Но в не том качестве, как его понимают сегодня многие педагоги.

Это импровизированное обыгрывание фольклорных произведений в первую очередь, где каждый ребёнок – участник игры, выполняет свою определённую роль.

Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность реализации для всех ее участников, независимо от их возраста.

Такая театрализация и будет способствовать развитию у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, воли, памяти, фантазии, навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Связь с социумом.

Выступление в Красном кресте, сотрудничество с Детской школой искусств, с Этнокультурным центром НАО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Слайд 1. Художественно-эстетическое воспитание - это важнейшее средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Слайд 2. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Слайд 3. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд 4. В концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Слайд 5. О формировании личности ребёнка посредством художественно-эстетического воспитания писали многие деятели культуры, педагоги, психологи: Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский. По их мнению формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс.

А дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором

закладываются основы художественно-эстетического, творческого

отношения к действительности.

По определению Л.С. Выготского, этот период является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».

Слайд 6. Если художественно-эстетическая деятельность возникает под влиянием произведений искусства, значит особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Цель такого воспитания в педагогическом определении:

Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного.

Слайд 7. Задачи.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему:

Одна из главных задач педагога в этом направлении -

развитие эмоциональной отзывчивости

  • Развивать способность любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.
  • Учить глубоко понимать и грамотно оценивать объекты искусства. Формировать созидательные способности личности и создавать условия для их воплощения в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
  • Формировать морально-этические общечеловеческие нормы и ценности.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:

Учить детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитию словесного творчества.

Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Слайд 8 . Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды.

При создании предметно-пространственной среды педагог должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной (много игр и игрушек), вариативной (наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов), доступной и безопасной.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования
  • (выбор программ и технологий);
  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности).
  • организация образовательного процесса
  • (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Слайд 9. Современный подход в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность.

Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”

В. Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам поразмышлять о современных подходах в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, и какие необходимо создать оптимальные условия для развития музыкальности детей.

Слайд 10. Говоря о современном подходе в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, важно отметить, что его

цель – не подготовка музыкантов, художников, поэтов, дизайнеров, а

раскрытие творческого потенциала маленького человека,

Воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы , что является основой успешности в дальнейшем.

Многие дети способны видеть необычное в обычном, по- особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный выбор.

Слайд 11. Занятия музыкально-эстетического цикла воспитывают в малышах такие необходимые для успешного человека качества , как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, действовать руками, двигаться, думать).

Слайд 12. Итак, главное, в чем заключается современный подход в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников – это отношение педагогов к детям, их тонкое видение возможностей каждого воспитанника,

умение создать развивающую среду и организовать творческое игровое взаимодействие.

Слайд 13. Для успешного музыкально-эстетического воспитания малышей важны соблюдения двух главных условий для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

  • Использование в работе с детьми только хорошо проверенного, качественного и при этом доступного художественного материала.
  • Индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка в самостоятельном выборе художественного материала, игровых ролей, способа самовыражения в различных видах музыкальной деятельности.

Слайд 14. Принципы построения музыкальных занятий:

1.Синкретичность

Соединение музыки, речи и движения. – си нкритичная идея: речь и движение с двумя корнями из которых выросла музыка. У речи с музыкой 10 общих выразительных средств.

Что касается движения, то это известно всем – музыка – это движение звуков.

Речь – это двигательный акт – речь и пение имеет один вход. Один технологический аппарат.

Наука нам говорит о том, что в левом полушарии мозга находится центр, отвечающий за речевое понимание, смыслов конкретно. В этом же полушарии находится центр, который отвечает за считывание аналитических параметров музыки. Они находятся рядом, поэтому есть возможность устанавливать глубинные связи, поэтому музыка используется часто, как коррекция нарушения речи.

Наука предлагает сразу начинать двигаться с детьми под музыку, это запускает процесс глубинного внутреннего понимания музыки.

2.Использование инструмента.

Определяется одной простой мыслью. – обучение музыке невозможно без использования инструмента. Только играя, танцуя и напевая человек становится музыкантом.

Музыка, это не знания, это умения что-то делать, умения себя проявлять, умение работать в команде. «Нам нравится работать вместе»

3 Импровизация.

Важнейший принцип – импровизация. Простота использования музыкальных средств, простота их развития позволяет быть креативным. «Сделали так, а сейчас по-другому»

4.« Игровой подход» - очень близко связан с импровизацией. Коллективные игры, где играют все без исключения независимо от уровня музыкальных способностей. Дети импровизируя, делают это для себя. Они в это время играют, получают при этом удовольствие. Игра – это основа основ музыкальной педагогики.

Важно воплотить эти принципы на основе своего музыкального фольклора. т.к. фольклор объединяет речь, музыку, движения.

Обучение происходит посредством делания.

Излюбленная форма - круг. В кругу, или в хороводе происходит поднятие сил и настроения. Происходит это из-за того, что некоторое время ты находишься в сплочении людей, которые близки тебе по духу и ты чувствуешь их мощную поддержку. Считается, что хоровод – это магический танец.

Хороводы возникли в необозримой древности, ещё в первобытном обществе. Так же, спорным остаётся вопрос о том, от какого слова произошёл этот термин и что он означает в своём изначальном варианте. Есть предположение, что само слово "хоровод" разделяется на хор - пение и вод - водить. Но, у других народов, которые также имеют данный обрядовый танец в своей культуре, мы можем увидеть интересные обращения с этим названием. К примеру, литовцы-руссы называют его - корогод, а хорваты, далматы, богемцы и некоторые другие называют его просто и для нас понятно - коло. Коло - в древнерусском языке - колесо, солнце.

Играя в кругу, часто роль ведущего передаётся от игрока к игроку по кругу. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Ребёнок имеет право на свою высказанную мысль, может даже не подходящую к данному, услышанному им произведению.

Слайд 15. Решается целый ряд социальных коммуникативных

задач.

  1. Соединение музыки, речи, движения.
  2. Партнёрские отношения.
  3. Большая двигательная активность.
  4. Возможность использовать музыкальные инструменты в различных видах деятельности без предварительного обучения.
  5. На занятиях не используется шаблонное обучение и сидение на стульчиках.
  6. Шаги таких занятий ведут от простого к сложному.

Для того, чтобы решить эти задачи и используются в работе новые программы и технологии.

Слайд 16. Программа «Ладушки» позволяет организовать занятия интересно, насыщенно, чтобы у детей была возможность активного участвовать в ходе занятия.

«Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой,

методика А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Слайд 17. Формы организации педагогического процесса

Сегодня нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия.

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации.

Она отвечает запросам современных детей.

Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Проектирование

Очень активно используем своей работе используем проектирование.

Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. А главное - проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью.

Театрализация.

Одним из самых любимых, универсальных и доступных видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции в развитии ребенка является театрализация.

Но в не том качестве, как его понимают сегодня многие педагоги.

Это импровизированное обыгрывание фольклорных произведений в первую очередь, где каждый ребёнок – участник игры, выполняет свою определённую роль. Главная задачи при этом не обучающая, а воспитывающая.

Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность реализации для всех ее участников, независимо от их возраста.

Такая театрализация и будет способствовать развитию у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, воли, памяти, фантазии, навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Связь с социумом.

Выступление в Красном кресте, сотрудничество с Детской школой искусств, с Этнокультурным центром НАО.


Людмила Окунева

Вокруг нас то и дело появляются новые идеи, термины, направления деятельности . Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. Друг за другом то появляются, то пропадают новые названия. За каждым из них подразумевается новое направление . Как часто мы слышим, новое – это хорошо забытое старое, может быть тогда нужно пользоваться старыми названиями?

Естественное течение жизни дает отрицательный ответ. Хорошо забытое старое возрождается, как правило, при появлении нового. К тому же два разных варианта – старый и новый – в деталях обязательно будут отличаться.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности.

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно -эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Художественно -эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей .

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное) выполняет этическую и эстетическую функции детей дошкольного возраста. Особенность восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства заключается в том, что с их помощью ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, добро и зло, красоту окружающего мира, переживая и проживая содержание произведений искусства. Процесс общения с произведениями искусства (книгой, музыкой, картиной, народной игрушкой и др.) является одним из определяющих в интеллектуальном, личностном (в том числе мировоззренческом) и эстетическом становлении человека, в его способности к самореализации , в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством (программа «Успех» ).

В своей работе мы придерживаемся примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основными целями и задачами которой соответствии с темой нашего методобъединения) являются :

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно -творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия , образных представлений, воображения, художественно -творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества , интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) ; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Итак, перейдем к непосредственному содержанию психолого-педагогической работы в области художественно -эстетического развития.

В части приобщения к искусству программа предлагает нам развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие , содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства .

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты, подводить к различению видов искусства через художественный образ .

Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Уже с младшего дошкольного возраста, через игровую деятельность мы стараемся приобщать детей к созданию мира красоты через наведение порядка в групповой комнате, умением следить за своим внешним видом, тем самым, утверждая их в понимании того, что красота – дело рук человеческих.

Использование выразительных техник чтения детских произведений способствует возникновению положительного эмоционального отклика у детей на литературные произведения. Организовать занятия стараемся таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия). Для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Мы стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища : при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций.

Регулярные выставки детских работ с обсуждением, рассматривание различных картин и иллюстраций художников способствуют дальнейшему восприятию произведений искусства.

В изобразительной деятельности программа предлагает нам развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда) .

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Как видите, предыдущие пункты во многом сходны по содержанию. А, значит и методы и формы работы остаются неизменными. Рисование – это своеобразная игра с образами и цветом, в которой находят выход чувства и переживания ребенка. Рисование и лепка не только способствуют развитию восприятия, воображения и творческой активности, но и помогают переживать сильные эмоциональные впечатления, как позитивные, так и негативные. Поэтому необходимо всегда обращать внимание на то, что рисуют дети в свободное время и ни в коем случае не критиковать непонравившиеся рисунки, а постараться понять, какие переживания побудили ребенка нарисовать именно это. Вы, наверно, поняли, что речь идет о методе наблюдения за деятельностью детей, а это, как раз и может быть методом построения образовательной траектории (по ФГОС ) ребенка, его индивидуализации образования.

К сожалению, в детский сад приходит много детей, которым дома родители не позволяли пользоваться карандашами, красками и пластилином, переживая, что они все вокруг испачкают, а ведь, чем раньше ребёнок начнёт манипуляции с вышеназванными предметами, тем в дальнейшем у него будет больше уверенности в себе, он быстрее будет развиваться умственно, так как еще В. А. Сухомлинский сказал : «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детском рисунке, тем умнее ребёнок».

Поэтому, хочется обратить особое внимание на создание уголка ИЗО в групповой комнате.

В соответствии с требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде уголок ИЗО должен быть доступным и безопасным; давать возможность для самовыражения. А это значит, что в уголке ИЗО в свободном доступе должны постоянно лежать карандаши, мелки, краски, бумага, шаблоны. Помимо традиционных кисточки и карандашей можно положить ватные палочки, диски, коктейльные трубочки, кусочки поролона. Тем самым мы стимулируем детей к рисованию с воображением, экспериментированием.

В конструктивно-модельной деятельности программа предлагает нам подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета. Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота) . Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.).

Изменять постройки двумя способами : заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд) .

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету : дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Для стимулирования творчества можно предложить детям придумать собственные фигуры. Если детям трудно или их фантазия быстро заканчивается, можно предложить построить фигуры, придуманные воспитателем. Например , поезд, башню, лесенку, цветок или мост (ворота) и т. п.

В музыкальной деятельности программа предлагает нам воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами : песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти.

Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный, эмоционально на нее реагировать.

Музыка – это одно из наиболее мощных средств воздействия на эмоции человека.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. Музыкально - фольклорный материал направлен на то , чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор, русская классика и музыка для детей. Используется в аудиозаписи и современная музыка, доступная для восприятия детям. Сценарии составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль.

В музыкальные занятия включаются игры с использованием русских музыкальных инструментов. Знакомить с ними детей начинаем уже с младшего возраста : показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Эти инструменты также находятся свободном доступе у детей в группе.

Итак, в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной деятельности должны использоваться формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям и мы, безусловно, стараемся не допускать как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей.

Согласно целевым ориентирам дошкольного образования в раннем возрасте, несмотря на термин «ранний возраст» , это же применимо и к детям 2-й младшей группы к концу учебного года :

Ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Однако, мы не должны забывать, что, согласно ФГОС , целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, а результаты работы могут использоваться исключительно для решения одной из образовательных задач : индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)

Успешность художественно -эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления, фантазии – не хаотично, а в определенной органической логике.

Внимательно прослушав наше сообщение, Вам, уважаемые педагоги, не составит труда отгадать кроссворд.

1. Восприятие какого народного творчества предполагает ФГОС ? (фольклор)

2. Основной рабочий документ воспитателя? (программа)

3. Чему способствует использование выразительной техники чтения детских произведений? (эмоциональному …отклику)

4. Совокупность художественно образных форм произведения действительности. (искусство)

5. Один из методов использования построения образовательной траектории ребенка. (наблюдение)

6. Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. (творчество)

В итоге, по вертикали у нас получилась аббревиатура названия самого актуального на сегодняшний день документа – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

    Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

    Становление эстетического отношения к окружающему миру.

    Формирование элементарных представлений о видах искусства.

    Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

    Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

    Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

    Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

    Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

    Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

    Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

    Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

    Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

    Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

    Формировать интерес к окружающим предметам.

    Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

    Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

    Художественное восприятие произведений искусства:

    Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

    Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

    Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

    Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

    Дать элементарные представления об архитектуре.

    Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

    Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

    Художественно-изобразительная деятельность:

    Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

    Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

    Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

    Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

    Развивать воображение, творческие способности.

    Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

    Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

  • Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

    Эстетическое восприятие мира природы:

    Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой

    Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры

    Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение

    Эстетическое восприятие социального мира:

    Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях

    Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей

    Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира

    Формировать знания о Родине, Москве

    Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов

    Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение

    Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире

    Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки

    Художественное восприятие произведений искусства

    Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес

    Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства

    Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства

    Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.

    Развивать представления детей об архитектуре

    Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма

    Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи

    Содействовать эмоциональному общению

    Художественно-изобразительная деятельность

    Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности

    Развивать эстетические чувства

    Учить создавать художественный образ

    Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать

    Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события

    развивать художественное творчество детей

    Учить передавать животных, человека в движении

    Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства, способности к творчеству.

Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны. Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.

Иначе говоря, внутреннее развитие - основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога - научится по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту внутреннюю работу, так как именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста.

I. Задание по восприятию искусства. 4-6 лет

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравиться, сказать, что особенного в ней понравилось. Предложить придумать название картине

3-4 года. Детям предлагаются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравиться (красота узора, цвет элементы)

II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство).

Тема: «Моя семья», «Чем я люблю заниматься».

Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития:

Высокий уровень (3 балла) -- дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла) -- в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

С помощью данных уровней можно выявить, сколько детей имеют высокие, средние и низкие уровни.

Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ Детский сад с. Бишигино.

При проведении подготовительного этапа исследования, данные занятия помогли выявить уровень художественно-эстетического развития дошкольников в разновозрастной группе. В художественно-эстетическом развитии дошкольников является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Целью данной работы стало выявление уровней художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста и эффективность их развития в процессе ручного творчества.

Проводимая экспериментальная работа состояла из трех этапов:

подготовительный;

проведение занятия;

завершающий.

После проведения каждого этапа работы предполагается выявление художественно-эстетического развития и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

В данной работе приняли участие 10 детей. Нами были использованы следующие методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности.

Данная работа состояла из трех этапов исследования:

подготовительный;

проведение занятия;

завершающий.

Подготовительный этап.

Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности выполнялось задание на самостоятельное изготовление ребенком игрушки-шумелки, где ребенку предоставляется широкий выбор материалов и необходимых инструментов, возможность самому придумать игрушку или сделать ее по одному из вариативных образцов, в процессе выявляется уровень творческой самостоятельности, ручная умелость и , (см. приложение 4).

В начале занятия проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

На данном занятии мы должны были выявить, как развит художественно-эстетический вкус дошкольников.

Таблица 2.1. Показатели художественного развития дошкольников

Показатели

творческая самостоятельность

ручная умелость

способность реализовывать замысел

владение элементами культуры труда

Таким образом, в таблице 2.1. мы видим, что общий балл 5 (низкий показатель) имеют следующие дети - Катя, Саша, Аня, Вера и Лена; общий балл 7 - Петя, Рома и Маша; общий балл 8 - Ваня и Наташа. Обобщая результаты первоначальной диагностики творческих способностей, следует констатировать, что у пятерых детей (50 %) художественно-эстетическое развитие в ручном творчестве находится на низком уровне, т.е. дошкольники не могли выполнить элементарные упражнения - плохие умения работы с ножницами и клеем. У троих (30 %) дошкольников - средний (подражательно-исполнительском) уровень - воспитанники затрудняются при создании оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми предлагалось самостоятельно применить усвоенные знания, умения, навыки, не проявляют инициативу, выдумку, самостоятельность, в единичных случаях проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. У двоих ребят (20 %) выявился высокий уровень, т.е. отличное владение ножницами, клеем, знание техники безопасности помогло выполнить задание (см. приложение 6). При выполнении данного задания дошкольники не обошлись без помощи воспитателя.

Таким образом, данные результаты показали, что в работах дошкольников слабо отражается богатство впечатлений и слабо развито воображение.

Проведение занятия.

С целью совершенствования основных параметров творческой самостоятельности у детей дошкольного возраста на данном этапе была определена система работы по созданию специальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников посредством художественного труда, в виде создания атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом, установления рационального соотношения репродуктивной и творческой деятельности, многообразия и вариативности заданий и видов работ творческого характера, используемых в системе интегративного обучения ручному труду.

На данном этапе исследования проводилось занятие «Колобок - колобок, ты куда спешишь, дружек?», где должно развиваться творческое воображение, инициатива, конструктивное мышление, любознательность, самостоятельность (см. приложение 5).

В ходе реализации данного этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность.

Организация данного занятия с детьми дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе.

Завершающий этап исследования.

На данном этапе исследования проводилось такое же занятие, как и на подготовительном, чтобы можно было сравнить работы детей (см. приложение 4).

Исходя из результатов исследования на данном этапе, можно сказать, что 4 ребят (40 %) имеют высокий уровень, 5 (50 %) - средний уровень и 1 (10 %) - низкий уровень (см. приложение 7).

Таблица 2.2. Показатели художественного развития дошкольников

Показатели

творческая самостоятельность

ручная умелость

способность реализовывать замысел

владение элементами культуры труда

Таким образом, в таблице 2.2. мы видим, что общий баллы повысились: 5 (низкий показатель) имеет 1 ребенок -Саша; общий балл 7 - Аня, Рома, Вера, Лена и Катя; общий балл 8 - Ваня, Маша, Наташа и Петя. Результаты на завершающем этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в ручном труде дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно-исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость мысли (количество производимых идей), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), появилась оригинальность (способность производить идеи), повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных детьми поделках.

Сравнивая работы детей на подготовительном этапе и завершающем, можно сделать вывод о том, что поделки дошкольников явно отличаются друг от друга, т.е. на завершающем этапе работы выполнены выразительно, четко.

Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством художественного труда.

В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста посредством ручного творчества, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.

Таким образом, данные занятия способствовали развитию креативных способностей у детей дошкольного возраста, при решении какой-либо проблемы дети не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, формируют связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.