Развитие в 5 лет. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.


Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить - еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).

В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.

Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).

Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.


Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать


Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

    Моему сыну сейчас как раз пять лет и мы переживаем кризисный возраст. Прочитав статью, я поняла, что многое делаю неправильно. Ребенок стал очень не послушным, капризным, закатывает истерики, а я не сдерживаюсь, и ругаю его за это. Теперь попробую применить другую тактику, надеюсь поможет!Здравствуйте. Моему сыну 5 лет и 3 месяца. Не слушает меня, огрызается, даже может сказать «дурная». Истерики закатывает, по полчаса не успокаивается. Абсолютно на пустом месте. Я выхожу из себя, повышаю на него голос. В такие моменты, мне кажется, что я его не люблю. Как бы это страшно не звучало. Что делать и как себя вести?

  1. Мне всегда удавалось договориться с сыном. Но сейчас ему 5, и стало очень трудно. Он держит всех в напряжении. Истерики по малейшему поводу. У него меняется настроение 9 раз в минуту. Что делать?

  2. Подскажите как справиться с кризисом пяти лет у мальчика. Если, что не по его плачет и истерит. Хочет чтобы мама все за него делала и жадничает. Как справиться?

    Дочке 5 лет. Она и в раннем возрасте высказывалась по поводу одежды (нравится/ не нравится, в этом пойду в сад/ в этом не пойду), а сейчас делает это постоянно. Это касается всего: одежды, еды, прически. Сборы в садик или на прогулку затягиваются на час. Раньше ее хоть как-то можно было уговорить, сгладить ее недовольство, то теперь она высказывается резко. «Это дурацкое, мне противно, ты делаешь все неправильно». В итоге мы обе не выдерживаем и начинаем говорить на повышенных тонах, дочка закатывает истерику, можешь кинуть вещи, стукнуть меня. Как мне найти к ней подход? Младшая дочка, которой три, смотрит на нее и тоже уже начинает подхватывать.

    У меня двое детей, старшая дочь и младший сын. Моей дочке 5 лет и я заметила, что она последнее время начала ревновать меня и папу к сыну. Бывает, что она что-то спросит и я ей отвечу, например, хорошо она плачет почему ты мне грубо отвечаешь, якобы скажи мне не просто хорошо, а хорошо моя зайка и. т. д. Что вы можете на счёт этого посоветовать?

    Моему сыну 5 только исполнилось, постоянно ругается с младшей сестрой, ей 4 и бьет. Незнаю как бороться с этим и наказываю и объясняю, ничего не помогает, вроде любит и играют вместе, но большее время ругаются, как быть?

Содержание статьи:

Когда ребенку исполняется 5 лет, в его жизни наступает новый этап. Это касается и физического, и психического, и интеллектуального развития. В этом возрасте дети развиваются очень стремительно. Родители не успевают и глазом моргнуть, как милый малыш превращается в дошкольника, в самостоятельную, вполне сформировавшуюся личность.

Главная задача сейчас - подготовить эту личность к школе так, что желание учиться у ребенка не пропало. Для этого необходимо опереться на те знания, умения и навыки, который ребенок накопил к пятилетнему возрасту и на особенности развития детей в 5 лет.

Что должен уметь ребенок в пять лет

Существуют некие нормы развития ребенка, соответствие которым говорит о том, что у ребенка в будущем не появятся проблемы в обучении и других сферах жизни. Прежде чем перейти к этим нормам необходимо ознакомиться с возрастными особенностями детей 5 лет.

В этот период малыш «бурлит» фантазиями и идеями, у него наступает пик творческого развития. Нестандартная логика, богатое воображение не раз будут удивлять родителей, для которых главная сейчас задача постараться не погасить зачатки его будущих талантов. У ребенка улучшается координация, увеличивается ловкость и сила. В эмоциональном плане малыш к этому возрасту тоже значительно вырастает. Он учится сдерживать свои эмоции, управлять ими. Конечно, это не всегда получается.

В 5 лет происходит четкое осознание своей половой принадлежности. И именно сейчас для мальчиков очень нужен папа, как пример, а девочкам - мама.

Интеллектуальное развитие также делает большой рывок, ну а нравственное в этот период зависит от окружения, поведения в семье и других факторов.

5 лет - это тот самый возраст, когда уже можно легко определить каким ребенок вырастет, каким он станет в будущем! Заниматься с ребенком в этот период очень увлекательно, он проявляет настоящую тягу к знаниям, интересуется практически всем на свете. Важно эту тягу не отбить.

Физическое развитие ребенка в 5 лет

Пятилетние дети быстро растут, при этом не прибавляя в весе. Норма веса и роста в этом возрасте такова:

Нужно понимать, что значения усредненные. И когда какой-то из показателей отклоняется в ту или иную сторону, не стоит паниковать, ведь все индивидуально. Но если одолевают сомнения, то лучше показаться врачу и рассказать о своих тревогах.

О качестве физического развития говорят и двигательные навыки малыша. Он должен уметь:

Быстро бегать.

С легкостью стоять и прыгать на одной ноге.

Спрыгивать с возвышения в 20–30 см.

Лазать по гимнастической лесенке.

Сохранять равновесие.

Удерживать свой вес на канате (некоторые дети в этом возрасте умеют по нему забираться).

Подбрасывать мячик и ловить его.

Кидать мяч в цель и др.

Кроме того, он уже может смело осваивать двухколесный велосипед, лыжи, плавание, езду верхом и другие новые для него виды спорта и физические упражнения.

В это же время нужно уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка.

Мелкая моторика в 5 лет

Родителям, особенно если ребенок не посещает дошкольное учреждение, необходимо регулярно проводить занятия по развитию мелкой моторики. Пятилетний ребенок должен уметь:

1. Правильно держать ручку, кисточку и т. д.

2. Аккуратно раскрашивать рисунки.

3. Рисовать буквы, цифры и другие фигуры по образцу.

4. Лепить мелкие пластилиновые детали.

5. Завязывать и развязывать шнурки.

6. Работать с ножницами и т. п.

К пятилетнему возрасту малыш уже может самостоятельно нанизывать на тонкую нитку бусинки или пуговички, собирать сложные конструкторы, рисовать так, что легко можно определить изображенное. Его уже легко научить простым поделкам оригами, он без труда складывает пазлы.

Кроме всего прочего малыш 5 лет уже имеет элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены, знает правила поведения за столом, умеет застегивать молнию и пуговицы на одежде.

Для того чтобы данные навыки совершенствовались, не стоит ребенку без надобности помогать!

Умственное развитие пятилетнего ребенка

В пять лет интеллектуальное развитие выходит на первый план на фоне подготовки к школе. В тот период необходимы постоянные занятия для восполнения пробелов, если ребенок не знает того, что должен знать и для совершенствования знаний в различных сферах.

1. Математические знания . В пятилетнем возрасте ребенок должен обладать следующими математическими познаниями:

Знать арифметические знаки и для чего они нужны.

Использовать в речи порядковые и количественные числительные.

Сравнивать числа в пределах 10.

Выражать словами местоположение предмета по отношению к другим.

Знать основные геометрические фигуры, рисовать их и т. д.

2. Развитие речи у ребенка . В норме малыш должен:

Правильно произносить звуки (при наличии проблемы необходимы занятия с логопедом).

Говорить выразительно.

Составлять связный рассказ из собственной жизни и по картинке (5–6 предложений).

Легко запоминать поговорки, маленькие стихи, считалки.

Знать хотя бы 15 букв алфавита и т. д.

3. Знания об окружающем мире . В 5 лет ребенок должен знать:

Собственные, родителей, близких людей ФИО.

Свою половую принадлежность.

Название страны, свой адрес.

Возраст собственный и родителей.

Основные профессии и их особенности.

Место работы родителей.

Цвета и оттенки.

Времена года, времена суток, дни недели, их последовательность.

Название месяцев, последовательность.

Ребенок в пятилетнем возрасте должен понимать, что представляет собой живая и неживая природа, уметь обобщать предметы, находить среди группы предметов «лишний», объяснять выбор.

4. Развитие памяти и мышления . Память находится в состоянии перехода от непроизвольного к сознательному запоминанию. Для того чтобы свое развитие получила и смысловая память как раз самое время ребенку объяснять непонятные для него слова, встретившиеся в книгах или быту. В 5 лет ребенок может:

Заниматься одним делом от 10 до 15 минут не прерываясь.

Запоминать предметы, их расположение, определять «пропавший» или «новый».

Находить отличия.

Описывать события и рассказывать о том, что происходило вчера, сегодня, в другой день.

Легко запоминать иностранные слова, новые слова родного языка, значения слов.

Конечно, лучше всего ребенок будет запоминать то, что ему понравилось. Если что-то его вынудят выучить, то это он быстро забудет.

Психическое развитие ребенка в 5 лет

Психическое развитие ребенка 5 лет неразрывно связано с другими сферами. Впервые у него появляется желание быть как взрослый, понимая, что он - индивидуальность, возникают склонности к определенным занятиям (которые хорошо бы не проглядеть), формируются личность, характер, свои собственные интересы.

Сейчас малыш понимает, что он не «центр земли», и для него обретают смысл правила и нормы поведения.

В этот период на развитие личности ребенка влияют следующие факторы:

Воспитание.

Окружающая среда.

Наследственность.

С последним вряд ли что-то можно сделать и как-то изменить, то первые два фактора в руках родителей. И если ребенок с раннего детства привыкнет к хорошему общению и окружению, если взаимопонимание и уважение для него будут в этом возрасте нормой, то вряд ли в будущем у него в этом плане возникнут какие-либо отклонения.

Основные черты характера уже сформировались. В настоящее время наступил период затишья, один возрастной кризис закончился, другой еще не начался. С ребенком стало легко договориться, исчезли капризы, он стал больше прислушиваться к мнению родителей.

Почти всегда у малыша в пятилетнем возрасте хорошее настроение. Он радуется всему: встречам, новым игрушкам, открытиям. Появляются предпочтения в общении: ему может кто-то нравится, к кому-то он испытывает антипатию. Задача родителей в данном случае помогать своему ребенку контролировать эмоции, потому что он только этому учится, но у него не всегда получается.

Уже в 5 лет ребенок легко отличает плохой поступок от хорошего, может испытывать чувство справедливости, сострадания, милосердия. Он вдруг начинает заботиться обо всем живом, жалеть тех, кто брошен и одинок. Именно в этом возрасте дети часто приносят домой котят и щенков, подобранных на улице.

В 5 лет очень сильно воображение, вплоть до смешивания реальности с фантазиями, часто дети могут придумывать себе вымышленных друзей и общаться с ними. Родителям не нужно думать, что ребенок сошел с ума. Это своего рода этап становления, который обязательно нужно пройти для того чтобы малыш стал самостоятельным, инициативным, развивался в творческом плане. Очень скоро все встанет на свои места и воображение уже не будет таким бурным.

Если ребенок в 5 лет отстает в развитии

Если развитие ребенка по некоторым параметрам не соответствует возрасту, то здесь необходимо выяснить степень этого отставания, выявить насколько серьезны нарушения. В возрасте 5 лет все серьезные отклонения в основном уже известны, в этом периоде уже ничего не может удивить родителей.

Проблемы могут появиться:

В речевом развитии.

Способности запоминать.

Концентрации внимания.

Физическом развитии.

В отсутствии самостоятельности.

В случае выявления каких-либо отклонений родителям необходимо обратиться с ребенком к специалистам. Здесь могут помочь:

Логопед.

Детский психолог.

Психиатр.

Дефектолог.

Невролог.

Дети с серьезными проблемами в развитии обучаются в специальных коррекционных учебных заведениях, где к каждому ребенку имеется индивидуальный подход.

Некоторых родителей беспокоит, что ребенок в 5 лет писается ночью. Энурез может возникнуть в этом возрасте как симптом заболевания (от сахарного диабета до эпилепсии) или по причине психологической травмы (ссоры в доме, ревность, постоянные стрессы и т. д.). Помочь здесь способен только врач, который выявит причину и назначит лечение: медикаментозное, психотерапевтическое, физиотерапевтическое.

Подготовка к школе в 5 лет

5 лет - это тот самый возраст, когда необходимо начинать подготовку к школе. Поэтому родителям обязательно нужно заниматься с малышом, тем более, если он не посещает детский сад. При этом нужно учитывать, что непрерывно работать ребенок в одной сфере может не более 15 минут, поэтому занятия (и желательно в игровой форме) нужно строить в пределах этого времени.

Если малыш еще не знает ни одной буквы, сейчас самое время заняться алфавитом. Не знает цифр, именно сегодня можно путем различных развивающих игр для детей 5 лет исправить данную оплошность.

Элементарные математические навыки ребенок может получить при помощи палочек для счета, различных пособий с простыми задачками для дошкольников. Мамам и папам необходимо понимать, что насильно в голову ребенка ничего нельзя запихать. Как уже упоминалось, он просто быстро все позабудет. Поэтому обучать своего малыша нужно именно играя, чтобы ему было интересно познавать новое, благо в этом возрасте у него присутствует огромная тяга к знаниям.

Особое внимание желательно уделить творческому развитию. Любые способности, которые обычно начинают проявляться в этом возрасте, необходимо заметить и стараться развить. Можно рисовать с ребенком, лепить, складывать оригами, клеить аппликации. Все это очень пригодится ему в школе.

Хорошо также много читать, просить малыша пересказать услышанное, задавать вопросы по тексту, а затем помочь ему выделить главное и второстепенное, уловить суть и понять тему. Только без принуждения. Таким образом, у ребенка развивается не только речь, но и мышление.

И не нужно зацикливаться только на умственном развитии. Физическое тоже очень важно. Необходим комплексный подход, ребенок должен развиваться гармонично!

5 лет – это возраст, когда вчерашний несмышленыш буквально на глазах превращается в рассудительного и самостоятельного дошколенка, демонстрируя своим родителям множество новых навыков и умений. В некоторых западных странах в 5 лет дети уже идут в школу, так как зарубежные психологи считают, что именно с этого возраста психика ребенка готова к постоянным занятиям. У нас в стране в 5 лет большинство детей продолжают посещать детский сад, но не всегда этого бывает достаточно для эффективной подготовки детей к поступлению в школу и успешного обучения в ней. Поэтому, каждому родителю пятилетнего малыша нужно знать, что должен уметь ребенок в 5 лет и на что нужно обратить внимание при подготовке к школе.

Физическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет происходит очередной скачок роста ребенка – дети быстро растут и за год могут «вытянуться» вверх на несколько сантиметров. Поэтому стоит уделить особое внимание питанию 5-летнего ребенка – оно должно не только соответствовать возрасту, но и содержать повышенное количество белков, жиров, минералов и витаминов, особенно кальция и железа – веществ, необходимых для роста костей и мышц. Очень важно в этот период сократить в рационе количество «вредных» углеводов – мучного, особенно сладкой выпечки и печенья, конфет и других сладостей, а также исключить фаст-фуд, газированные напитки и консервированные продукты. Все вышеперечисленное сильно нагружает пищеварительную систему и способствует быстрому насыщению и набору лишнего веса, но, зато, практически не содержит полезных веществ и витаминов, из-за чего растущий организм может начать испытывать острую нехватку полезных веществ.

В 5 лет рост девочек составляет примерно 100-116 см, а вес – 17-21 кг, мальчики в этом возрасте уже заметно крупнее и тяжелее – 105-120 см и 19-25 кг соответственно. Здоровый пятилетний ребенок большую часть дня проводит в движении – он много и охотно бегает, пробегает 100-200 м без остановки, легко прыгает с высоты 30-40 см, умеет перепрыгивать через скакалку или прыгать на одной ножке, а также легко сохраняет равновесие на гимнастической стенке, брусьях или на одной ноге. Родители 5-летних детей замечают, как сильно изменились движения и навыки их малышей по сравнению с прошлым годом. В 5 лет дети хорошо управляют своим телом и ощущают его в пространстве, их движения становятся более точными и скоординированными, растет сила и выносливость всех групп мышц ребенка.

Так, 5-летний ребенок во время бега или ходьбы не должен спотыкаться или падать без внешних причин – не замеченных препятствий, неровностей почвы и так далее.

Любимыми играми в этом возрасте становятся всевозможные догонялки, прятки, жмурки, игры с мячом, скакалкой и упражнения на шведской стенке. Если раньше ребенку не хватало сил подняться по канату или залезть на самых верх лестницы, то теперь он с легкостью делает все это или сидит на перекладине, устойчиво сохраняя равновесие.

Нервно-психическое развитие

По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.

В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.

В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.

В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».

Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:

  • все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
  • цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
  • цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
  • геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;

В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.

Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.

В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

В 5 лет ребенок уже почти способен сам следить за своим внешним видом и не требовать помощи от взрослых в обычных повседневных делах – одевание, умывание или прием пищи. Все, что требуется от родителей пятилетки – это предоставить малышу все необходимое для выполнения привычных ему действий и проконтролировать результат. В 5 лет дети должны не только самостоятельно одеваться и есть, но и помогать родителям, в этом возрасте и мальчики и девочки могут принимать участие практически во всех домашних делах – от приготовления пищи до генеральной уборки. Не стоит пренебрегать помощью ребенка, даже если его работа далека от совершенства и обязательно нужно требовать от малыша ежедневно выполнять свои обязанности – это поможет избежать ссор и непонимания между родителями и детьми в будущем. Ведь подростки, которых не приучали к домашней работе с детства, искренне не понимают, что изменилось и почему они должны тратить свое драгоценное время на такие скучные и противные дела, как уборка, если раньше мама прекрасно справлялась со всем самостоятельно.

Социальное развитие малыша в 5 лет

Большинство детей в этом возрасте не испытывают особых проблем в общении, они легко находят общий язык со всеми и при необходимости могут обратиться к незнакомым детям или взрослым, охотно разговаривают и играют с теми, кто проявил интерес к ним. Если малыш стесняется сам подойти и познакомиться с другими детьми или не может заговорить в присутствии посторонних, родителям стоит обратить на это свое внимание — такая застенчивость может стать причиной серьезных проблем в будущем. Самое главное – ни в коем случае не высмеивать малыша и не пытаться его пристыдить, демонстрируя, «как надо» или приводя в пример других детей, так можно добиться только обратного результата. Лучше ненавязчиво создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден общаться с взрослыми – например, покупая что-то в магазине, разговаривая с тренерами, знакомыми и так далее. А также помочь ребенку найти общий язык с детьми во дворе или на детской площадке, например, вместе с ним начав запускать воздушного змея, играя в интересную игру или придумав какое-нибудь совместное занятие – стоить снежный город, крепость из песка и так далее. Важно не оставлять ребенка наедине с детьми, надеясь, что он сам сможет общаться с ними, а играть и разговаривать вместе с ним, помогая ему преодолеть свою застенчивость.

Справиться с проблемами в общении можно с помощью кукольного театра или сюжетных игр, где ребенок сможет «проиграть» разные ситуации и понять, как можно обратиться к незнакомым людям, о чем говорить с ровесниками или как просто подойти и предложить поиграть.

Девочки и мальчики в 5 лет

Именно в возрасте 5 лет девочки и мальчики окончательно понимают и принимают свои социальные роли, связанные с полом. До этого дети воспринимали разницу между полами, как что-то временное и не слишком важное, а вот после 5 лет все меняется. В этом возрасте дети четко осознают свою половую принадлежность и агрессивно реагируют на попытки «изменить» ее. По наблюдению психологов и педагогов, родители 5-летних мальчиков и девочек по-разному ведут себя по отношению к своим детям, девочек чаще хвалят, больше обращают внимание на их потребности и внешний вид, тогда как от мальчиков требуют определенных достижений, строже обращаются с ними и не дают им открыто проявлять свои эмоции. Такое поведение во многом интуитивно – родители понимают, что девочке нужно больше заботы и поддержки, а вот мальчики больше оценят доверие родителей и возможность самостоятельно осваивать новые горизонты и совершать свои маленькие подвиги.

В воспитании детей по-прежнему важнейшим является личный пример родителей – девочки учатся быть женственными и ласковыми, как мама, а мальчики – пытаются подражать своим отцам в немногословности и спокойствии.

Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?

Какие они?

Каждый год жизни для детей - определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.

За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.

Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет - прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания - это важно.

Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него - идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.

«Я все понял»

Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение - самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

Пишут и читают

Общаться с пятилетними мальчиками и девочками - одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.

Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас - наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени - и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.

За партой

Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.

А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.

Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.

Пусть играют побольше

Ребенок - это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы - только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.

В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики - зеленые, а небо - нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 - 5 лет - очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.

Тесты и паззлы

Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка - для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.

Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.

Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.

Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 - 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.

Все знакомые литеры

Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?

Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» - когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит - прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.

Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 - 5 лет проводить по 10 - 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!

Угадайка

Как никогда пригодится сейчас фольклор - загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.

А вот в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.

И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе - вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.

Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.

Новая затея

Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.

Младший дошкольный возраст очень многие недооценивают, не уделяя должного внимания развитию ребенка. А ведь эти дети очень любознательны и вопросы от них просто «сыплются», причем абсолютно на разные темы. Именно в этом возрасте малыши начинают интересоваться смертью и рождением. Поэтому очень часто можно услышать вопросы: «Откуда берутся дети?» или «Почему люди умирают?». Многие родители, глядя на своего малыша, часто задумываются над тем, что должен знать ребенок в 5 лет и не отстает ли он от своих сверстников.

Психическое развитие

Начиная с этого возраста, у детей возникает чувство жалости и сострадания. Именно поэтому, мамы и папы могут столкнуться с тем, что вернувшись вечером с работы, они обнаружат дома бездомного котенка. Родителей должно насторожить в 5 лет, если у него не проявляется чувство одиночества. Малыш должен понимать разницу между тем, когда он с семьей, и когда он один, а также выражать чувство тревоги по этому поводу. Кроме того, его должны беспокоить действия людей или ситуации, которые могут привести к гибели, как самого ребенка, так и окружающих.

Дом и быт

Малышу нужно рассказать о правилах нахождения и о том, что в результате того, как он будет их выполнять, зависит его безопасность. Ребенок 4-5 лет должен знать, что запрещено открывать дверь незнакомым людям, оставлять открытой воду, нельзя без разрешения и наблюдения взрослых пользоваться плитой, утюгом и играть со спичками. Помимо этого, кроху нужно приучать к помощи по дому, и он должен знать, что трудиться – это хорошо. Малышу можно поручить несложные задания: полив цветов, вытирание пыли, подметание полов и их мытье, уборка грязной посуды со стола и т.п.

Подготовка к школе

В этом возрасте очень важно заниматься с детьми и готовить их к школе. Все чаще и чаще, малыши и их родители сталкиваются с тем, что при поступлении в первый класс требуется определенный «багаж» знаний. Итак, что должен знать ребенок 5-6 лет по основным предметам:

Математика:

  • знать счет до 10 и обратно;
  • уметь называть основные геометрические фигуры и отличать их друг от друга;
  • иметь представление о математических действиях и знать, как ими пользоваться;
  • знать числительные и использовать их в речи;
  • уметь сравнивать цифры, которые расположены рядом друг с другом.

Русский язык:

  • знать разницу между гласными и согласными звуками и определять их в словах;
  • уметь делить слова на слоги;
  • сосчитать количество букв и звуков в слове;
  • понимать что такое ударение, и уметь определить на какой слог оно падает.

Развитие речи:

  • внятно и членораздельно говорить;
  • уметь составлять рассказ из 5-6 предложений, глядя на картинку или из жизни;
  • строить сложные предложения из предложенных слов;
  • знать, как объяснить смысл пословицы;
  • выразительно рассказывать стихи, понимая их смысл.

Природоведение:

  • знать времена года, название месяцев, а также время суток;
  • понимать, что такое неделя и знать название дней;
  • называть явления природы;
  • уметь отличить травоядных животных от хищников, полевые цветы от садовых, деревья от кустарников.

И это далеко не все. У малышей этого возраста должна хорошо быть развита мелкая моторика, и они без труда должны вырезать ножницами разные фигуры по нарисованным линиям, раскрашивать картинки не выходя за контуры, рисовать простые предметы, глядя на них, и свободно контролировать нажим на ручку, кисть или карандаш.

Физическое воспитание

Родителям нужно помнить, что кроме умственного развития, не стоит забывать о физических нагрузках. Что нужно знать и уметь ребенку в 5 лет, чтобы не отставать от своих сверстников, так это лазать по гимнастической стенке, спрыгивать с высоты 20–30 см, бегать в течение полутора минут не останавливаясь, уметь прыгать на одной ножке, уверенно подниматься и спускаться по лестнице, бросать и ловить мяч и т.д.

Итак, знания ребенка в 5 лет должны быть очень разносторонними. Их невозможно занести в определенные рамки, но существует минимум, который малыш должен знать и уметь.