Как научить правильно писать диктанты. Как научить ребенка писать диктанты грамотно, без ошибок

Грамотность – не дар и не талант, а приобретенный навык письма. Поэтому не нужно отчаиваться, если Ваш ребенок часто делает грамматические ошибки при написании. Просто стоит с ним потренироваться и закрепить в памяти пройденный материал, а начинать нужно с азов, а именно с правильного произношения звуков, букв и .

Давайте нарисуем картинку, что происходит в мозгу у человека при письме. Сначала мы произносим слово по слогам, затем определенный звук ассоциируем с буквой алфавита. Далее мы вспоминаем как та или иная буква выглядит и изображаем ее на бумаге. Теперь более сложный процесс – нужно соединить все воедино и получить готовое слово.

Но на практике намного все проще и требует от Вашего ребенка всего лишь ежедневных занятий, которые помогут закрепить сформированные знания и включить режим «автомат» при последующем письме.

Учителя – те люди, которые постоянно сталкиваются с такой проблемой, как безграмотность. Поэтому исходя из многолетнего опыта была создана специальная методика с простыми и эффективными упражнениями, которые за считанный срок научат любого ребенка правильно писать без ошибок как под диктовку, так и при списывании текста из учебника.

  • Упражнение №1 – ловим буквы. Очень часто у деток плохо развито слуховое восприятие, что, соответственно, негативно скажется на диктантах. Поэтому с раннего детства нужно приучать ребенка улавливать звуки и буквы со сказанных слов. И делать это лучше в игровой форме. Например, игра в слова – произносите слово, а ребенок говорит на какую букву оно заканчивается и называет другое слово, которое начинается с данной буквы.
  • Упражнения №2 – делим на слоги. Нередко в словах упускаются некоторые буквы. Для предотвращения ошибок такого типа, выполняем следующее упражнение. Берем листик с карандашом и даем ребенку. Произносим слово, а Ваш малыш делит его по слогам и параллельно рисует нижние подчеркивания на бумаге. Сколько слогов – столько и пунктиров. А теперь повторите слово и пусть он запишет каждый слог на свою линию.
  • Упражнения №3 – проверочное слово. Дети постоянно путают О и А, Б и П и так далее. И тут главное научить ребенка ассоциировать то или иное слово с другим однокоренным. Например, глагол ночевать – часто пишут «нАчевать», но, если ребенок проверит с помощью однокоренного существительного «ночь», то все вопросы сразу отпадут.
  • Упражнение №4 – сканер. Непосредственная практика – залог успеха в любом деле. И лучше здесь начать с простого, а именно с обычного переписывания текста. Так мы закрепим в памяти саму моторику письма. А от ребенка понадобится только концентрация и внимание.
  • Упражнение №5 – диктовка. Записывание слов под диктовку – более сложная наука, так как включаются дополнительные механизмы в головном мозге. И преступать к ней стоит после закрепления предыдущего навыка. Чем больше Вы будете писать диктантов, тем быстрее Ваш ребенок научится грамотно писать.
  • Упражнение №6 – пунктуация. Нету точек и запятых или, наоборот, чересчур много знаков препинания. Единственный метод наладить пунктуационные навыки в письме – осознанное чтение вслух. Да, ребенок должен понимать, о чем он читает и передавать нужную интонацию. Тогда закончить предложение или поставить запятую в нужном месте и по смыслу не составит большого труда.

Помимо вышеописанных упражнений не стоит забывать и о правилах русского языка. Но не заставляйте ребенка их зубрить, пусть лучше почитает художественную литературу. Ведь чтение формирует зрительную память и закладывает основы грамматики на подсознательном уровне.

Ошибки в речи трудно не заметить, в особенности в письме. Чтобы не стать предметом насмешек, важно научиться грамотному письму. Кому-то легко овладеть грамотностью, а кому-то трудно справиться с орфографией. Все ли зависит от самого ученика? Как научить ребенка писать красиво и грамотно? Должны ли этим заниматься родители или только учителя в школе?

Во взрослой жизни придется часто использовать письменную речь, поэтому ребенку следует научиться писать грамотно

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.


Работа с пластилином улучшает мелкую моторику и развивает внимательность ребенка

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.

Правильное положение тела при письме способно минимизировать нагрузку на руку

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

  1. Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д.
  2. Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: ). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква. Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней. Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова.
  3. Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе.
  4. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

Выработка красивого почерка требует в том числе и монотонной работы по переписыванию текста

Обучение письму в широкую линейку

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Писать в тетрадке с широкой линейкой довольно сложно для малыша, поскольку ему самому приходится определять ширину, высоту и наклон букв. При этом он сталкивается с такими проблемами:

  • чересчур большие буквы;
  • очень узкие буквы;
  • слишком маленькие буквы.

Советы по избежанию данных проблем:

  1. Перед тем как начать писать самостоятельно, ребенок должен в идеале освоить письмо в тетрадке в косую линию.
  2. Предоставьте чаду возможность тренироваться написанию букв и слов в тетради в косую линейку не в рабочей строке, а в пробельной. Ее размер схож со строкой в широкую линейку, однако благодаря косым линиям малыш сможет сделать нужный наклон.
  3. Можете изготовить тетрадь комбинированного типа, где будут чередоваться листы в косую и широкую линейку. К примеру, ребенок пишет букву в узкой строчке, а следом выполняет это задание в широкой строчке. Так у малыша будет возможность видеть образец правильного написания буквы.
  4. На первых порах посильную помощь для соблюдения необходимого наклона в тетрадке с широкими линиями может оказать листок-зебра, который необходимо подложить под рабочий листок.

Пока ребенок не начал уверенно писать, сформировать почерк поможет тетрадь в косую линию

Способы научить ребенка быстрому письму

Пятиминутка

Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: ). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.

Пишем по времени

Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.

Обучение в игровой форме

Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:

  • ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;

Чтобы ребенку было интереснее, можно порой доверять ему роль учителя
  • попробуй найти букву-близнеца;
  • отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
  • в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
  • надо подобрать к образцу парный элемент.

Как справиться с дисграфией?

Как ни печально, но довольно часто встречаются школьники, пишущие с грамматическими ошибками и страдающие дисграфией. Из-за дисграфии ребенок получает в свой адрес обидные высказывания и беспочвенные упреки. Его проблема заключается в том, что он не умеет применять свои знания на практике.

Чтобы ребенок научился письму без ошибок за короткий промежуток времени, необходимо организовать комплексное обучение: в школе, дома, по возможности у логопеда. Если педагог имеет большой опыт за плечами или логопед является отличным специалистом, то им под силу справиться с дисграфией даже в средней школе.

Самостоятельно в домашних условиях также есть возможность хотя бы частично ее устранить.

Родителям, чьи дети совершают много ошибок при письме, следует придерживаться следующих советов:

  1. Позволяйте малышу больше гулять. Пребывание на свежем воздухе способствует насыщению мозга кислородом, повышению работоспособности, также ребенок сможет хорошо отдохнуть.
  2. Если малыш еще не ходит в школу, разрешайте ему играть, не загружайте слишком сильно его развивающими заданиями. В процессе игры ребенок приобретает навыки самоконтроля, дисциплины и соблюдения правил.
  3. Можно записать чадо в какой-либо спортивный или танцевальный кружок. Помимо вышеперечисленных навыков занятие спортом способствует еще и развитию координации, что благоприятно влияет на процесс обучения письму.
  4. Можно слегка помассировать малышу шею и затылок. Это поможет облегчить нагрузку на позвоночник, улучшить кровообращение и работу мозга.

Чтобы не зацикливать ребенка на одном виде деятельности, имеет смысл записать его в спортивную секцию

Что же необходимо сделать, чтобы ребенок научился грамотному письму? Если ваш малыш страдает дисграфией, стоит своевременно отреагировать, обратившись за помощью к специалисту, а также самостоятельно ежедневно проводить занятия. Если дисграфия является диагнозом, то вряд ли родители способны с ней справиться самостоятельно без помощи специалиста. Выяснить, насколько серьезными являются проблемы в письменной речи у малыша, можно по определенным признакам.

Признаки дисграфии

Детям, у которых наблюдается дисграфия, не нравится изучать русский язык. Тетради у них выглядят неаккуратно, почерк часто изменяется: либо очень некрасивый, либо вовсе невозможно разобрать, что написано. Если вовремя не принять меры, у малыша могут развиться комплексы, из-за чего он может испытывать затруднения в письме.

Тем не менее, с такой проблемой могут столкнуться умные, обладающие большим интеллектом дети. Они также способны растеряться при виде белого чистого листка и шариковой ручки:

  • кроха упорно старается выучить правила, но все равно совершает большое количество повторяющихся ошибок в тетради;
  • почерк совсем неряшливый: малыш может перепутать буквы, написать их в противоположную сторону, заменить или дописать лишнее;
  • на почерк может влиять настроение и самочувствие малыша;
  • при таких письменных нарушениях дисграфикам может хорошо даваться рисование.

Дисграфия у ребенка характеризуется не только плохим почерком, но и его зависимостью от эмоционального состояния

Не следует забывать о том, что на возникновении дисграфии может влиять как педагогическая запущенность, в которой виноваты только родители, так и генетическая предрасположенность. В обоих случаях школьник не виноват, поэтому необходимо оказать ему всевозможную помощь и ни в коем случае не ругать его и не упрекать.

Может быть, что малыш просто не испытывает интереса к учебе. В этом случае надо найти альтернативный вариант. Можно попытаться заменить обычный учебник на развлекательное пособие, к примеру, «Секреты орфографии» Граник Г., в котором к правилам прилагаются интересные задания для закрепления материала. Также можно правила представить в виде схем, либо выучить их, используя мнемонические символы. Организуйте небольшую игру в школу: понадобится доска маленького размера, мел, игрушечные тетради и дневники.

Работа над ошибками

Прежде чем научить малыша письму, нужно понять из чего состоит данный процесс, и какие качества мышления нуждаются в развитии:

  1. Память руки, основой которой является двигательная память. Если малыш напишет трудное слово много раз, то он запомнит его, и в дальнейшем уже автоматически будет писать его безошибочно.
  2. Недопустимо совершать ошибки. Школьнику достаточно один раз сделать в слове ошибку, чтобы это отложилось в памяти, и в другой раз он обязательно совершит ее в том же слове. Если кроха сомневается в правильном написании какого-либо слова, ему надо лучше обратиться за помощью.
  3. Развивать слух. Одним из основных факторов грамотности является умение различать звуки речи, давать им характеристику и сопоставлять с правилами.
  4. Проговаривать слово так, как оно пишется правильно. При этом будут задействованы разные виды памяти: слуховая, двигательная, орфографическая. Помимо этого, малыш приобретает навыки по принятию решений, что является хорошей тренировкой процессов мозга, ответственных за грамотное письмо. Пользоваться таким приемом можно даже на уроках, проговаривая слова шепотом.
  5. Комментарии к письму – очень эффективный способ обучению правильному письму. Его суть состоит в следующем: перед тем как что-то написать, ученик должен рассказать правило, которым он хочет воспользоваться. Данная методика поможет крохе приобрести и усовершенствовать орфографические навыки.

Развитие слуха крайне важно для воспроизведения письменной речи

Другие способы обучения грамотному письму

Чтобы малыш смог овладеть безошибочным письмом, можете самостоятельно придумать для него увлекательные и занимательные задания, при которых не потребуется сидеть за рабочим столом:

  1. Предложите малышу ежедневно по 5-10 минут читать по слогам, делая ударение на гласную букву и проговаривая так, как написано. Пусть сначала он читает медленно, а потом быстрее.
  2. Можете распечатать словарь орфографии и добавить к чтению небольшие фразы из 15-20 слов.
  3. Два раза в неделю устраивайте коротенькие диктанты из 4-6 слов. Пусть малыш сам проверит выполненную работу и поставит отметку.
  4. Крупными буквами можете распечатать несколько строк из какого-либо произведения. Пусть ребенок с помощью фломастера или красной пасты подчеркнет в тексте все буквы А, в следующий раз – Е и т. д. Каждый раз придумывайте разные задания, чтобы малышу по-прежнему было интересно играть. Во время таких занятий у ребенка тренируется внимание и усидчивость.
  5. В конце недели устройте крохе небольшое тестовое задание: немного почитать, переписать текст, проговаривая при этом труднопроизносимые слова по слогам 2-3 раза, проверить свою работу.

В настоящее время, помимо классики, можно найти современные учебники, специально написанные авторами с большим опытом обучения детей грамотности:

  • сборники Узоровой О.;
  • пособия по орфографии Ахременковой Л.;
  • учебник «Тексты для списывания 2 класс»;
  • пособие «Контрольное списывание 1 класс» Ушаковой О.;
  • дополнительные пособия Шкляровой Т.

Подготовка к написанию диктанта

Подготовку класса к выполнению работы учитель осуществляет заблаговременно, как правило, за несколько дней. При этом он оговаривает тему, которой будет посвящена работа. Постарайтесь добиться от малыша, чтобы он вам всегда говорил о предстоящей контрольной. Если он не помнит тему, можно догадаться самим, что она касается тех правил, которые были изучены в предыдущей главе. Однако иногда все же случаются диктанты, содержащие давно пройденные орфограммы, поэтому будет лучше, если вы уточните тему у учителя.

Подготовиться в домашней обстановке к написанию диктанта можно, выполнив следующие действия:

  • повторно изучить правила;
  • провести тренировку по их применению;
  • написать небольшой текст под диктовку, уложившись в определенный срок;
  • осуществить повтор слов из словаря;
  • сделать задания, схожие с теми, которые предстоит выполнить в школе;
  • проверить выполненную работу.

Желательно создать условия, приближенные к уроку – не подсказывать, ограничить время, на столе не должно лежать ничего лишнего. Если у малыша возникли трудности с каким-либо правилом, необходимо уделить ему больше внимания:

  • нужно убедиться, что чадо не забыло правило и понимает его;
  • пусть он попробует написать текст, комментируя при этом, почему написал именно такую букву, какое правило применил и т. д.

Для подготовки к диктанту желательно создать ребенку условия, приближенные к школьным

Не забывайте, что при проверке педагог будет ставить оценку не только за безошибочное написание, но и за то, насколько аккуратно выполнена работа. Именно поэтому важно, чтобы малыш мог исправлять недочеты корректно.

Как написать диктант на пятерку?

Чтобы получить за диктант высокую оценку, надо соблюдать определенные правила. При подготовке к написанию контрольной придерживайтесь следующих рекомендаций, которые дают педагоги, имеющие многолетний опыт за плечами:

  1. слушать надо внимательно, заострять внимание на знаках препинания;
  2. начинать работу лишь после того, как педагог прочтет предложение до конца;
  3. не торопись писать раньше времени, даже если думаешь, что все запомнил;
  4. при написании проговаривай про себя слова по слогам;
  5. не заглядывай в тетрадь к соседу;
  6. всегда делай проверку, когда педагог повторно читает, чтобы класс проверил;
  7. во время самостоятельной проверки внимательно читай все слова по слогам.

Врожденная грамотность

Под врожденной грамотностью понимается отличная зрительная память на слова. Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи.

Умение грамотно писать актуально всю жизнь. Деловые бумаги, письма, пусть и электронные, личные записи - все должно быть без ошибок. И работать над грамотностью письма нужно постоянно, так как прогресс не стоит на месте. Вместе с ним в русском языке появляются новые слова, писать которые тоже нужно правильно. Письмо под диктовку при этом является трудной работой, требующей сочетания различных умений. Помогите ребенку эти умения выработать.

Инструкция

Научите ребенка сначала полностью выслушивать предложение, только потом приступать к его написанию.

Формируйте у ребенка умение диктовать себе по слогам то, что нужно написать. Дома диктовать себе можно вслух, тщательно проговаривая все звуки. В классе придется делать это шепотом, что тоже нужно уметь.

Выпишите вместе с ребенком на карточки все словарные слова, необходимые для запоминания в данном классе (они содержатся в словарике в конце учебника по русскому языку). Развесьте эти карточки по квартире. Ребенок будет натыкаться на них взглядом и автоматически запомнит слова.

Проверьте у ребенка знание всех правил написания слов, изучаемых в данном классе. Формируйте умение применять их на письме. Просите ребенка не только сказать, какую букву следует писать в каком-либо слове, но и обосновать ее написание.

Развивайте у ребенка орфографическую зоркость. Предложите ему текст, написанный с ошибками, и попросите эти ошибки найти и исправить.

Пишите предупредительные диктанты . Диктуйте предложение сначала целиком, потом словосочетаниями. Перед написанием ребенок должен объяснить что, как и почему он будет писать.

Дайте ребенку прочитать текст. Найдите вместе с ним все опасные в плане возможных ошибок места. Уточните написание всех слов, регулируемых правилами. Повторите правописание всех встречающихся словарных слов. Продиктуйте текст ребенку. Вместе прочитайте написанное, исправьте все ошибки, докажите необходимость исправлений. Напишите диктант еще раз. Проверьте его.

Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее.

В чём суть диктанта

Со 2 класса учащиеся пишут диктанты регулярно

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

С какого возраста следует обращать внимание на грамотность

Чтобы повысить уровень грамотности ребёнка, с ним следует заниматься индивидуально

Это интересно. По данным общероссийского исследования уровня грамотности в стране, 70% школьников допускают более 4 ошибок при написании диктантов.

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

  1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
  2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.
  3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).
  4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.
  5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.
  6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе