Алкоголь и подросток: влияние алкоголя на растущий организм, последствия, профилактика. Профилактика подросткового алкоголизма и возможные последствия

Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи программы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №1 г. Шарыпово

Н.А.Петровская

«______»_____________2013 год

Номинация: «Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни посредством детско-взрослых объединений (сотрудничество с внешкольными общественными объединениями)»

Программа

По профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Шарыпово 2013

Название:

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна - социальный педагог.

Основание для разработки программы

1. Постановление Правительства Российской Федерации №89 от 14.02 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»;

Сроки реализации программы:

2013–2014 учебный год.

Учреждение-заявитель:

Юридический адрес:

г. Шарыпово, пер. Школьный,1

Учредитель программы:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

Цель программы:

Задачи программы:

Формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

Пояснительная записка

Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать нужно только примером.

Воздаяние же злом за зло, не поучает,

А развращает.

Л.Н.Толстой

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Данная проблема знакома и жителям нашего небольшого города Шарыпово. Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.

С учетом актуальности данной проблемы социально – психологической службой школы №1 г. Шарыпово разработана программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни, которая была опробирована в 2011-2012 учебном году.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи:

Формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

Формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

Обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

Вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

Формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

Просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

Открытости и информированности;

Добровольности и сотрудничества;

Системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просветительская деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение театрального спектакля «Белый ангел - черные крылья», акции: «Мы выбираем здоровое будущее», «Не переступи черту» - по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, «Я выбираю жизнь», конкурс плакатов, рисунков выполненных в программе Power Paint по данной теме. Викторина «Полезные привычки», летняя площадка «Айсберг безопасности», выступление театральной студии в акции «Остановись, подумай», и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Профилактическая деятельность.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностико-аналитическая деятельность.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Структура проекта.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;

просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;

тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

  • педагог - психолог;
  • социальный педагог;
  • родители;
  • учащиеся начальной школы;
  • учащиеся средней школы;
  • учащиеся старшей школы;
  • классные руководители;
  • фельдшер школы;
  • библиотекарь школы;
  • инспектор ПДН;
  • врач-нарколог.

План мероприятий

№ п\п

наименование

цель

форма

сроки

I. Просветительская деятельность

Информационный стенд для учащихся и родителей

Информационные документы

В течение года

Информация и нормативные документы

Знакомство с направлениями деятельности школы и правоустанавливающими документами

Информационные документы

Сентябрь

Психопрофилактика и психогигиена психических травм

Знакомство с последствиями психических травм и их профилактика

Беседы на родительских собраниях

сентябрь- октябрь

Здоровое поколение нового века

Профилактика различных «маний»

Конкурс стенгазет среди классов

Ноябрь

Мы выбираем здоровое будущее

Пропаганда здорового образа жизни

Круглый стол

декабрь

Я выбираю жизнь

Пропаганда здорового образа жизни

Встреча с наркологом

март

Информация о достижениях и результатах работы учреждения за уч.г.

Распространение информации о деятельности школы

Выставка детских работ, родительские собрания.

«Планета детства»

Пропаганда здорового образа жизни

Летняя площадка

июнь

Буклеты для подростков и родителей (информационный, тезисный)

Буклеты

октябрь- апрель

«Безопасное детство»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа, конкурс листовок

октябрь

«Право на жизнь»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа, конкурс листовок

март

«Мы за безопасную жизнь»

Пропаганда здорового образа жизни

Акция (распространение листовок)

апрель

Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений

Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков

Тренинги

сентябрь, октябрь, и по запросу учителей

Остановись, подумай

Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний»

Тренинг, конкурс стихов и плакатов

февраль

II. Профилактическая деятельность

День открытых дверей.

Знакомство родителей с объединениями школы.

Мероприятие

сентябрь

Родительские собрания в объединениях и студиях

Знакомство с воспитательной политикой школы

Беседа

сентябрь, октябрь

Спектакль «Белый ангел – черные крылья»

Пропаганда здорового образа жизни

Просмотр, обсуждение с приглашением инспектора ПДН

ноябрь

«Здоровье молодежи – здоровье России»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа за круглым столом с приглашением инспектора ПДН

декабрь

Консультирование специалистов: нарколога, ОДН, подростковый педиатр

Знакомство с ответственностью детей перед законом. Профилактика подростковых заболеваний и различных «маний»

Консультация

специалиста

Ноябрь февраль

апрель

Консультирование детей и родителей по проблемным вопросам

Разрешение проблемных ситуаций.

Консультация

психолога

в течение года

Психокоррекционная и психоразвивающая работа

Создание социально-психологических условий для развития личности и преодоление затруднений

«А ты сказал наркотикам НЕТ!!?» - ролевая игра

в течение года

Коррекция детско-родительских отношений

Преодоление проблем в детско-родительских отношениях

Консультация психолога

в течение года

Привлечение родителей к участию в мероприятиях школы

Вовлечение родителей в реализацию воспитательной программы

Мероприятия для детей и родителей

в течение года

III. Диагностико-аналитическая деятельность

Анкетирование по осведомленности воспитанников с проблемой «маний»

Выявление уровня осведомленности.

Анкеты-опросники

октябрь

Анкетирование по изучению социального положения семьи при поступлении ребенка школу, 5-е и 10-е классы

Изучение социального положения семьи.

Анкета

сентябрь

Анкета-опросник для детей и родителей по уровню удовлетворенности проведенными мероприятиями.

Выявление усвоения полученных знаний по профилактике различных маний

Анкета-опросник

Апрель

май

Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Реализация программы осуществляется через систему запланированных мероприятий в учреждении.

В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами считаем:

Лекции: лекция является наиболее экономичным способом передачи
информации. На лекции материал излагается концентрированно, в
логически выдержанной форме. Во время лекции может использоваться
момент импровизации, который оживит ее, акцентировав внимание учеников;

Практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов), позволяющие учачимся раскрыть свой внутренний потенциал;

Деловые игры способствуют снятию психологического напряжения и
социальной адаптации в условиях современного общества.

А так же беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги.

При реализации программы используются следующие методы и приемы:

1. Методы проблемного обучения:

Создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса;

Самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися, которая включает поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств;

2. Психолого-социалогические:

Ролевая игра;

Создание и решение различных ситуаций.

3. Методы практико-ориентированной деятельности:

Упражнения и тренинги.

4. Словесные методы: лекции и беседы.

5. Широко применяется метод наблюдения.

Ожидаемые результаты.

Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через повышение детской осведомленности об опасности использования алкогольных, наркотических веществ и общей культуры поведения детей, а также увеличение количества родителей, включившихся в активную борьбу против наркотиков и заботу о благополучии ребёнка. Мероприятия по повышению роли семьи и социализации детей и подростков, сохранению психического, физического и духовного здоровья подрастающего поколения помогут им в укреплении семейных связей.

Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы, а предложенные формы работы повысили восприимчивость детей и подростков к негативным последствиям вредных привычек. (Приложение №1)

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессивность – устойчивая черта личности, уровни которой определяются научением в процессе социализации, ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. (Петровский)

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. (Зинченко)

Аддикция – злоупотребление ПАВ без признака индивидуальной, психологической и физиологической зависимости.

Аддиктивное поведение - это поведение, связанное с изменением сознания, измененной, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсины), выражается в стремлении ухода от реальности.

Алкоголизм – это вынужденное потребление алкоголя в больших количествах.

Дивиантное поведение предполагает систему поступков отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиация – это отклонение от нормы

Наркомания – это заболевание, вызванное употреблением препаратов относящихся к списку наркотических.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди». Психология человеческих отношений. Красноярск, 1994г.-173с.
  2. Блум Ф., Лейзерсон А. «Мозг, разум и поведение», Москва «Мир» - 1988г.-248с.
  3. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007. – 37с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224с.
  5. Нуар М., Круазиль Б. Зубочистка для мозгов. – Минск, 2008. – 224с.
  6. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления - М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.
  7. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова - 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. - 176 с. (методика).
  8. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М.: Новая школа, 1995. -144 с.
  9. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: ООО «Издательство ACT», 2001. - 800 с.
  10. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. - М., ЦГЛ, 2006.- 160с.
  11. Щуркова Н.Е. Игровые методики.- М.: Пед. Общество России, 2004.- 224с.
  12. «Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.
  13. «Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.
  14. «Лучшие уроки по профилактике употребления ПАВ и здоровому образу жизни» методические материалы. - видеоматериал.

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

  • Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;
  • Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;
  • Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;
  • Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;
  • Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;
  • Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;
  • Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.

Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Советы родителям по профилактике алкоголизма.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается.

Причины подросткового алкоголизма

Одна из основных причин подросткового алкоголизма - взаимоотношения в семье. Подросток может начать употреблять алкоголь, если в семье негативные межличностные отношения, насилие, непонимание, чрезмерная опека со стороны родителей. Часто подростки пробуют алкоголь в семьях, где принято со спиртным отмечать «семейные праздники», «приход гостей» расслабляться по выходным.

Для подростков очень важными являются отношения с друзьями. Поэтому они могут употреблять алкоголь:
. чтобы не отставать от своих выпивающих друзей, быть более коммуникабельным, много говорить, не бояться сторонней оценки своих суждений;
. чтобы чувствовать себя сексуально привлекательным, нравиться противоположному полу;
. быть смелее и увереннее в себе;
. чтобы отвлечься от сложной действительности.

Последствия употребления алкоголя подростками

Регулярное употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем органов и функций человека. Алкоголь затрагивает все системы органов человека:
. происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
. повреждается печень, развивается гепатит, цирроз печени;
. нарушается работа поджелудочной железы;
. деятельность сердечно-сосудистой системы;
. развиваются воспалительные заболевания почек.
. появляются различные воспалительные заболевания в легких, бронхах, гортани, носоглотке;
. снижается иммунная защита организма.

У подростка появляются эмоциональные нарушения: огрубение, взрывчатость, беспечность, внушаемость. Отсутствует контроль за своим поведением. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, во время отдыха с друзьями. Выпивка принимает регулярный характер. В результате этого, употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Советы родителям:

Как распознать что подросток начал употреблять алкоголь

Необходимо обратить внимание на резкое изменение в поведении ребенка.
. Если появились такие черты как грубость, агрессия, раздражительность.
. Ребенок стал замкнутым, скрытным.
. В доме пропадают деньги, вещи.
. У ребенка резко снизилась успеваемость.
. Приходит поздно домой с запахом алкоголя.

Что делать если подросток пришел домой пьяным

С подростком необходимо поговорить. Но разговор лучше отложить до утра, в состоянии алкогольного опьянения подросток не станет слушать никакие доводы.

В разговоре с подростком необходимо выяснить причины, по которым он решил попробовать алкоголь и найти способ достигнуть тех же целей, но без спиртного. Научить подростка отстаивать свое мнение, говорить «Нет». Это поможет подростку завоевать авторитет среди сверстников, без выпивки.

Если ребенок всерьез интересуется спиртным, необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости проведут анонимное лечение алкоголизма.

Подростки из благополучных семей и алкоголизм

Многие люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Часто алкоголиками становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей.

В таких семьях родители часто заняты, и не всегда следят за развитием своего ребенка.

Часто родители не знают, с кем общается их ребенок, чем он занимается в свободное время, как, где и с кем он проводит свое время. Родители часто считают, что главное в воспитании ребенка, это обеспечить его здоровым питание, хорошей одеждой и карманными деньгами.

Когда подросток начинает вести себя странно, часто вызывающе и дерзко, они оправдывают его поведение переходным возрастом или еще чем-нибудь, и решают все трудности и споры подарками и карманными деньгами, даже не подозревая, что эти деньги продолжают спонсировать детский алкоголизм.

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма

Подросток должен чувствовать себя комфортно в своей семье, чувствовать, что его понимают. Воспринимать своих родителей в качестве самых умных наставников в жизненных вопросах.

Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.
. Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.
. Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.
. Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

Профилактика алкоголизма в школе

Что такое профилактика алкоголизма? Это система мер направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкоголизма. Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления алкоголя. Те обстоятельства, что способствуют употреблению алкоголя, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению - факторы защиты. В течение жизни на человека воздействует как те, так и другие факторы, профилактика алкоголизма же направлена на усиление факторов защиты. К числу последних можно отнести: благополучие в семье, физическое и психическое здоровье, регулярное медицинское наблюдение, устойчивость к стрессам, хороший уровень достатка, соблюдение общественных норм и другие.

В Республике Беларусь профилактика алкоголизма остается одной из самых актуальных проблем. Рост алкоголизации населения показывает, что работа в этом направлении необходима. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика алкоголизма среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Первичная профилактика алкоголизма.

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма на три стадии: первичная, вторичная и третичная. Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика алкоголизма.

Цели. Эта стадия имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя среди тех, кто еще не употреблял алкоголь. Поэтому она нацелена, прежде всего, на детей, подростков и молодежь. Главная цель этого этапа состоит в том, чтобы сформировать негативное отношение к злоупотреблению алкоголем, способствовать уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм. Более того, в общем, можно сказать, что этот этап профилактики предполагает даже не столько предупреждение алкоголизма, сколько сохранение и укрепление здоровья человека, формирование здорового образа жизни среди населения.

Задачи. Для первичной профилактики алкоголизма в школе характерны три главных задачи. Во-первых, проведение широкой воспитательной работы среди учащихся. Во-вторых, санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание. И последнее, формирование трезвеннических установок.

Принципы. Основу профилактики алкоголизма в школе составляют следующие принципы:

1. Противоалкогольное просвещение должно быть представлено в виде целостной системы противоалкогольного воспитания, проводится на протяжении всех лет обучения и направлено на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

2. Программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

3. Противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных специалистов;

4. Противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Проблема алкоголизма подростков с каждым годом становится более актуальной, особенно на территории стран СНГ. Молодые парни и девушки попадают в сети опасной зависимости, не осознавая тяжести последствий. Давайте разберемся, почему так происходит, каковы особенности пагубного пристрастия в столь молодом возрасте, и что можно сделать.

Статистика

75 % подростков в возрасте до 15 лет уже пробовали спиртные напитки, а к 17 годам с алкоголем знакомы уже почти все молодые люди.

Подростковый алкоголизм формируется в сжатые сроки: в 3 раза быстрее, чем у взрослых. Если подросток в возрасте 15-17 лет, а то и раньше начинает систематически «баловаться» спиртным, то алкоголизм может сформироваться через год — полтора.

Для юношей и девушек систематическим приемом алкоголя принято считать употребление этанолсодержащих напитков хотя бы раз в неделю в течение нескольких месяцев. И существенной разницы нет, какой именно напиток будет — пиво, вино, водка или алкогольсодержащий коктейль.

Согласно статистике, 5-7% отравлений в детском или подростковом возрасте приходятся на алкогольные интоксикации. Опьянение в таком возрасте развивается чрезвычайно быстро. Вначале возникает непродолжительное возбуждение, вызванное спиртным, но оно быстро переходит в крепкий сон и может даже привести к смерти. Для молодого организма, не привыкшего к спиртному, обычная для взрослого доза может стать летальной.

Почему подростки начинают злоупотреблять спиртным

В ходе многих исследований удалось установить некоторые закономерности формирования алкоголизма у подростков, факторы, которые «стимулируют» молодежь приобщаться к спиртному.

Причины подросткового алкоголизма тесно связаны с 3 аспектами:

  • семейными проблемами;
  • влиянием среды (компании);
  • личностными особенностями.

Семейные проблемы

В большинстве случаев почвой, на которой произрастает подростковый алкоголизм, являются семейные проблемы.

Дети, живущие в полных благополучных семьях, где их любят и ценят, уделяют им достаточное количество внимания, редко тянутся к спиртному.

Подростковый алкоголизм практически всегда произрастает на почве семейного бездействия: родители или сами подают пример, или не могут повлиять на поведение своего ребенка.

Большинство ребят, пристрастившихся с юных лет к рюмке, воспитываются в неполных семьях или семьях, в которых один из родителей является неродным. Для таких семей характерен недостаточный контроль за поведением, времяпрепровождением подростка, не уделяется необходимого внимания развитию его способностей, его проблемам. Да, и родители, как правило, не пользуются должным авторитетом у своих детей, не являются теми, к чьему мнению прислушиваются. А потому на первое место у молодых людей, воспитывающихся в подобных семьях, выходит компания.

У части юных алкоголиков удается обнаружить наследственную отягощенность наркологическими или психическими расстройствами: один из родителей, чаще отец, или даже оба страдают алкоголизмом или психическим заболеванием (шизофренией, эпилепсией, пограничным психическим расстройством).

Среда (компания)

Практически никто не пробует спиртное наедине. Неинтересно. У кого-то первое знакомство с наследием Бахуса происходит в кругу семьи, на каком-то празднике, в других случаях первый опыт употребления алкоголя — «заслуга» компании.

Основные закономерности группового употребления алкоголя:

  1. юноши и девушки начинают приобщаться к спиртному из любопытства;
  2. групповой мотив всегда силен — пробуют спиртное все вместе, чтобы не отстать от компании;
  3. у подростков чаще всего нет достаточного количества денег, чтобы регулярно баловаться спиртным, а потому и прием может быть несистематическим;
  4. опьянения сопровождается повышенной двигательной активностью: шумят, танцуют, могут возникать агрессивные реакции, следствием которых становится избиение случайных прохожих, насилие;
  5. употребление спиртного в компании часто сопряжено с ранней сексуализацией: выпитая доза помогает наладить контакт, избавиться от комплексов, и гормоны берут свое.

Причиной раннего алкоголизма является не столько влечение к спиртному, сколько влияние компании.

Личностные особенности

Неблагоприятным фоном для развития алкоголизма среди подростков являются — врожденные или приобретенные аномалии характера.

Среди молодых людей, злоупотребляющих алкоголем, преобладают лица с неустойчивыми и демонстративными чертами характера.

  • Неустойчивые черты проявляются слабоволием, затруднениями, связанными с планированием своих действий и предвиденьем их последствия, неспособностью противопоставить свое мнение мнению окружающих, жаждой новых впечатлений, удовольствий, быстрой сменой интересов.
  • Демонстративные черты, как правило, характерны для подростков, имеющих . Этому контингенту свойственно стремление постоянно быть в центре внимания, эмоциональная неуравновешенность, демонстративность поведения, повышенная внушаемость и даже лживость.

Иногда приобщаются к алкоголю личности с . С помощью спиртных напитков они стараются приглушить свойственные им дисфории (приступы тоскливо-злобного настроения), нереализованные амбиции, но безуспешно. Вместе этого быстро нарастает злобность, склонность к внезапным, беспочвенным аффектам, может появиться привычка сочетать алкоголь с другими дурманящими средствами, например, клеем, ацетоном или барбитуратами.

Среди всех типов личностей наименее предрасположены к алкоголизации . Замкнутость, сниженная потребность в контактах, пассивность, невыразительность эмоций в данном случае являются их сильной стороной, и такие личности не склонны к зависимому поведению.

Почти все подростки некритичны к собственному влечению. Они плохо оценивают и контролируют свои чувства и побуждения, а потому и не осознают в полной мере всей опасности регулярной алкоголизации, возможности в сжатые сроки развития зависимости.

Алкоголизм чаще развивается у ребят, перенесших травму головного мозга, нейроинфекцию, органическое поражение центральной нервной системы. При этом болезнь развивается в более сжатые сроки, протекает злокачественнее, быстро вырабатывается абстинентный синдром.

Влияние алкоголизма на детей и подростков

Личность ребенка и подростка постоянно претерпевает изменений: вырабатываются новые навыки, качества, приобретаются знания. И если на каком-то из этапов психологического и социального развития ребенок или подросток начинает регулярно приобщаться к спиртному, то дальше он просто не пойдет, а остановится в своем развитии или даже начнет деградировать.

Этанол оказывает пагубное влияние на печень, желудочно-кишечный тракт, поджелудочную железу и репродуктивную систему, но этим его вред не ограничивается. Он чрезвычайно негативно воздействует на мозг, на нервные клетки.

Как влияет алкоголь на психику ребенка в разные возрастные периоды

Чем раньше начинается воздействия алкоголя на нервную систему ребенка или подростка, тем более выраженными будут изменения:

  • следствием приобщения к алкоголю 4-5 летних детей становится олигофрения: их отличает неразвитая речь, неловкие движения, гигиенические навыки могут отсутствовать, у таких детей (а в дальнейшем и взрослых) могут возникать сложности с самообслуживанием;
  • действие алкоголя в возрасте 6-7 лет приводит к тому, что ребенок становится нецелеустремленным, будет занят только поиском развлечений, его деятельность направлена только на процесс, а не на результат;
  • последствия алкоголизации в 7-11 лет — частые нервные срывы, эмоциональная неустойчивость, неумение выстраивать отношения с другими людьми, сочувствовать им, дружить, любить;
  • алкоголизация 12-14 летних ребят приводит к тому, что страдает мышление, интеллект, по своему умственному развитию они отстают от сверстников;
  • регулярное употребления спиртных напитков в 16-17 лет чревато неадекватной самооценкой, прямолинейностью, категоричностью, проблемами с межперсональной адаптацией.

Изменения личности и внешнего вида

Ранний алкоголизм приводит к личностным изменениям, психопатизации и слабоумию.

12-18 лет — возраст, когда происходит становление личности человека. Воздействие спиртных напитков на нервную систему на этом этапе может привести к необратимым последствиям. Пропущенные возможности для развития практически не компенсируются, а наверстать упущенное очень тяжело.

Для подростков-алкоголиков характерно 2 типа изменения личности:

  • апатоабулическое: наблюдается интеллектуальное снижение, молодой человек проводит дни в изоляции, часами лежит в постели, слушает музыку; если завести с ним беседу, то можно добиться только односложных ответов, в компании молчалив;
  • аффективно-неустойчивое: характерны резкие перепады настроения, беспочвенная слезливость, на смену которой могут приходить вспышки злости, агрессии.

Происходящие личностные изменения, как правило, свидетельствуют о быстро развивающемся .

Зависимость от алкоголя накладывает свой отпечаток не только на личность подростка, происходят и внешние перемены: снижается вес, кожа становится бледной, приобретает сероватый оттенок, цвет глаз, волос теряет свою яркость, становится блеклым, могут быть плохо развиты вторичные половые признаки.

Пивной алкоголизм

В последнее время все большую распространенность среди подростков начал приобретать пивной алкоголизм. По сравнению с водкой, коньяком или шампанским пиво является гораздо более дешевым, а потому доступным напитком. С экранов телевизора постоянно звучит призыв к употреблению пива: якобы это модно, мужественно, приятно и безопасно.

На самом деле при регулярном употреблении пива алкогольная зависимость развивается точно также, как и при употреблении любого другого этанолсодержащего напитка.

Особенности подросткового алкоголизма

Особенностью алкоголизма в подростковом возрасте является быстрое нарастание социальной дезадаптации. Забрасывается учеба, прежние увлечения, начинаются (или усиливаются) конфликты в семье, учебном заведении, могут появляться проблемы с законом (если молодые люди начинают совершать кражи или вследствие агрессивного поведения).

Часть молодых людей, пристрастившихся к спиртному, на этом не останавливаются и начинают сочетать алкоголь с лекарственными препаратами, средствами бытовой химии.

Вместе с тем обратимость симптомов заболевания в подростковом возрасте более выражена, чем у зрелых личностей. Если вовремя отказаться от пагубного пристрастия, обратиться за медицинской помощью, тогда можно все исправить, начать жизнь с чистого листа.

К счастью, именно так и поступает большинство сбившихся с пути молодых людей: спустя 10 лет диагноз алкоголизм выставляют лишь 42% лиц, у которых был диагностирован подростковый алкоголизм.

Алкогольное опьянение в подростковом возрасте имеет свои особенности: на смену кратковременной эйфории быстро приходит депрессивно-злобное настроение, двигательное возбуждение или выключение сознания. Вследствие двигательного возбуждения молодые люди могут совершать асоциальные действия.

Абсолютное большинство подростков обнаруживает полное отсутствие критики к своему состоянию, связанное с возрастными особенностями отношения к своему здоровью. Так что самому, без помощи взрослого, здравомыслящего человека, подростку сложно справиться с возникшей болезнью.

Лечение

Как лечить детский или подростковый алкоголизм, и можно ли с ним справиться — этот вопрос задают многие родители и не только.

Прежде всего, необходимо понять, что зависимость от алкоголя в любом возрасте — это очень серьезная болезнь, поэтому просто взять и кинуть пить практически невозможно. Понадобится медикаментозная терапия в сочетании с психотерапевтическим лечением.

Для начала нужно провести дезинтоксикационную терапию, которая будет способствовать выведению с организма всех токсичных продуктов, образовавшихся вследствие употребления спиртных напитков. Одновременно необходимо насытить молодой организм витаминами и другими полезными веществами, которые он не дополучил по вине алкоголя. Не стоит забывать и о поддержании нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы, печени, ведь им и так нелегко пришлось из-за пагубного пристрастия.

Но одного лишь медикаментозного лечения будет недостаточно. Нужно понимать, что подросток пристрастился к крепким напиткам неспроста. Не стоит забывать о личностных особенностях молодого человека, имеющихся проблемах в семье, влиянии компании. По всем этим направлениям необходимо кропотливо работать:

  • поспособствовать оздоровлению отношений в семье, увеличению доверия между членами семьи, взаимоуважению;
  • ни в коем случае нельзя игнорировать личностные проблемы молодого человека, к этому вопросу необходимо подходить индивидуально, может понадобиться работа с психологом;
  • нужно максимально уменьшить негативное воздействие компании, некоторые родители, если есть такая возможность, даже прибегают к переезду.

Профилактика

Подростковый алкоголизм всегда развивается не на пустом месте. Молодой человек, который имеет свои увлечения, цель в жизни и ощущает поддержку близких людей, не станет губить свою жизнь «в вине». Другое дело, когда и времени свободного много, и планов на будущее нет, и компания подвернулась не самая благоприятная. Такое стечение обстоятельств, как правило, к хорошему не приводит.

Поэтому необходимо уделять достаточное внимание интересам, способностям подростка, его самореализации и занятости. И здесь верными помощниками будут всевозможные музыкальные, художественные, спортивные школы, кружки по интересам, репетиторы.

Возможно, родителям придется чем-то пожертвовать, выделять ежемесячно круглую сумму денег, чтобы подросток мог посещать интересные для него секции, только нужно понимать, что все эти деньги мы вкладываем в будущее своих детей, их личностное становление.

Подростковый возраст — это всегда кризис во взаимоотношениях между родителями и детьми. И в это время необходимо не столько «закручивать гайки» в воспитании детей, сколько следить за своим поведением, за тем, какой пример, мы подаем. И если вы будете регулярно приходить домой «навеселе», тогда как можно требовать иного поведения от своего ребенка?

Самая лучшая профилактика подросткового алкоголизма — поддержание дружеских и теплых отношений в семье.

Что бы не произошло, какие бы ошибки не совершил ваш ребенок, он должен знать, что вы его будете любить всегда, и он может рассчитывать на вашу поддержку. И тогда можно преодолеть любые проблему, в том числе и алкоголизм.

Программы по борьбе с алкоголизмом. Как утверждают специалисты, единственная реалистическая цель для любого человека, имеющего проблемы с алкоголем, -- полный отказ от спиртных напитков. Отказ от спиртного должен быть постоянным.

Нет методов быстрого лечения алкоголизма. Путь к выздоровлению может быть долгим и трудным, но затраченные усилия, в конце концов, вознаграждаются. Для сохранения трезвости обычно необходимы некоторые формы постоянной поддерживающей терапии.

Существует несколько типов реабилитационных программ по борьбе с алкоголизмом. Хотя в каждой лечебной программе есть свои особенности, большинство из них можно отнести к одной из следующих категорий.

  • 1. Краткосрочная детоксикация. Такие программы позволяют алкоголику в течение нескольких дней пройти детоксикацию (протрезвление и преодоление физической зависимости) и курс лечения. Тем, у кого отмена алкоголя протекает в тяжелой форме (включая возможность судорог) и у кого есть другие проблемы со здоровьем, обеспечивается медицинская помощь. По завершении процесса детоксикации (обычно это занимает не более пяти дней) клиент покидает медицинский центр. Далее ему предлагают вступить в одну из последующих программ и оказывают в этом помощь. Все это организуется обычно еще до того, как больной выписывается.
  • 2. Реабилитационные программы на базе больниц. Хотя каждая программа уникальна в своем роде, программы на базе больниц обычно включают детоксикацию индивидуальную, а также групповую психотерапию. Одной из таких программ является совместная американско-российская система ДЕТОКС, функционирующая в Москве. Некоторые используют методы поведенческой терапии, в частности выработку отвращения к спиртному. Программы, дающие лучшие и долговременные результаты, обычно приводят своих клиентов к «Анонимным алкоголикам».
  • 3. Программы на основе социальной модели. В отличие от программ, реализуемых на базе больниц, программы социальной модели реализуются по месту жительства и рассматривают алкоголиков как членов небольшого демократического сообщества, которое включает других жителей и практикующих врачей. В их распоряжении могут быть средства, позволяющие справиться с более острой фазой реабилитации -- детоксикацией. Но основное направление этих программ -- выработка социально приемлемого поведения и эффективное взаимодействие с другими.
  • 4. Амбулаторное консультирование может начинать и завершать лечение алкоголизма. Оно, как правило, включает сеансы индивидуальной или групповой психотерапии. Выздоравливающим алкоголикам нужно научиться справляться с многими проблемами. Необходимо совершенно заново устроить свою жизнь, найти новые формы взаимоотношения с людьми (в эту область консультирования могут быть включены супруги и дети алкоголиков). Протрезвление оставляет пустое место в жизненном пространстве, занятом ранее алкоголем. Внезапно появляется много свободного времени, которое трезвый человек должен уметь занять. Кроме того, необходимо решить вопрос с алкогольной зависимостью, поскольку существует опасность перейти от одного вида зависимости (алкогольной) к другому (любое другое компульсивное поведение). Таким образом, если алкоголизм создавал массу проблем, то к трезвости бывшему алкоголику нужно приспособиться.

Технологии профилактики:

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни.

Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.

2. Формирование мотивации на поддержку.

3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения.

Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.

  • 4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.
  • 5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей.

Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.

  • 6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.
  • 7. Разработка альтернативных программ досуга людей.

Учитывая сложность и ответственность проведения антиалкогольной профилактической работы в школе, она может вестись исключительно лицами, прошедшими специальную подготовку, которая должна обязательно включать в себя:

  • - изучение особенностей возраста;
  • - повышение коммуникативной компетентности;
  • - изучение актуальных потребностей и интересов подростков;
  • - освоение методов групповой работы;
  • - формирование навыков визуальной диагностики особенностей личности;
  • - изучение особенностей подростковых групп и субкультур.

Подготовка специалистов для проведения профилактической работы в школе должна носить междисциплинарный характер. Организация и проведение целевых программ, направленных на снижение спроса на алкоголь и уменьшение вреда от их употребления.

Данные программы должны охватывать пять основных направлений:

  • 1) широкая воспитательная работа -- это повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов;
  • 2) валеологическое воспитание -- пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
  • 3) психологическое воспитание и психокоррекционная работа -- занятия, проводимые психологами и педагогами, посвященные развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления, регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни.
  • 4) общественные меры борьбы -- привлечение общественности к выявлению и выделению "групп риска", к социально-реабилитационной помощи;
  • 5) правовые средства борьбы -- пропаганда нормативных актов.

В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.

Профилактическая работа с подростками должна включать в себя три компонента и направления.

  • 1. Образовательный компонент.
  • -- знание о действии алкоголя на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях, к которым они приводят.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.

  • -- знание и понимание своих чувств, эмоций, а также возможных способов работы с ними и заботы о себе.
  • 2. Психологический компонент.
  • -- коррекция определенных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления алкоголя; создание благоприятного доверительного климата в семье, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.

Цели: психологическая поддержка подростка; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать "нет", отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент -- помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Статистика подросткового алкоголизма.

Согласно данным статистического отдела Роснадзора в 2011 году ежедневно употребляли спиртные напитки около 33% процентов юношей в возрасте до 20-ти лет и около 20% девушек того же возраста. Причем, самое страшное, что и подростковый алкоголизм стремительно молодеет. В настоящее время пик самого массового приобщения к «питию» перешел в возрастную группу 14-15 лет. Эту же группу в массовом порядке начинает захватывать и наркомания.

Если в 2000 году официальное количество больных алкоголизмом и наркоманией среди подростков составляло 18,1% на каждые 100 тысяч, то в 2011 эта цифра достигла 20,7% на каждые 100 тысяч населения. Особо заметим, не подросткового населения, а общей численности. Это раз. Второе - это только официальная статистика тех подростков, которые уже обращались за помощью в наркодиспансеры.

А сколько всего имеют проблему с алкоголем - никому не известно и вряд ли когда станет известным. Как говорят исследователи, чтобы узнать более-менее реальное положение дел необходимо официальные данные статистики умножать на пять.

Статистика подросткового алкоголизма в России приводит следующие данные:

  • 1. Родители приобщают детей к алкоголю в возрасте до 10 лет в 60% случаев.
  • 2. Подростки, систематически потребляющие алкоголь учатся неудовлетворительно (77%), удовлетворительно (22%) и хорошо (1%).
  • 3. Подростки, принимающие алкоголь, редко читают или вовсе не читают, и это притом, что пик развития эрудированности приходит на старшие классы.
  • 4. 91% алкозависимых детей, - выходцы из неблагополучных и социально неустойчивых семей.
  • 5. 53% алкозависимых детей - не получают должное внимание и уход от своих родителей.

Учитывая то, что подростковый алкоголизм в России имеет стихийный характер, можно уже сейчас говорить о последствиях всенародного спаивания молодежи. Помимо проблем с социальной адаптацией ребенок значительно вредит своему здоровью, что впоследствии отразится не только на длительности, но и на качестве его жизни. Ниже представлен перечень опасностей, ожидающих пьющих подростков.

  • 1. Беспорядочная половая связь, которая приводит к:
  • 2. Нарушение работы желудочно-кишечного тракта.
  • 3. Болезни печени, ослабевание её функций.
  • 4. Сбои и непоправимые изменения в работе эндокринной системы.
  • 5. Повышенная восприимчивость к инфекционным, воспалительным и вирусным заболеваниям (туберкулезу, циститу, гепатиту).
  • 6. Сбои в работе сердечнососудистой системы.
  • 7. Патологическое изменение состава крови.
  • 8. Эмоциональные, психические расстройства. Падение нравственности, честолюбия, трудоспособности. Пропадают любые желания и стремления.

Главным условием эффективной профилактики алкоголизма среди молодежи является информирование подростка (родителей, социального окружения) о проблеме и последствиях. Поэтому информационные технологии и образование являются основными в профилактике алкоголизма. Общественные технологии также играют достаточно весомую роль в системе профилактики. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с алкоголизмом. Психотехнологии являются основой любой программы социальной профилактике алкоголизма, и она играет большую роль в реабилитации больных.

Стойкая зависимость от алкоголя – опасное заболевание, связанное с физической и психической деградацией. Одной из самых актуальных проблем в России была и остается профилактика алкоголизма, особенно среди подростков, ведь пьянство молодого поколения наносит вред будущему страны. Программа защиты населения складывается из нескольких стратегий, которые ведут к усилению факторов, понижающих восприимчивость к алкоголю и к снижению причин, приводящих к пагубной привычке.

Что такое профилактика

Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо заболеваний, называют профилактикой. Алкоголизм – тяжелое заболевание, от которого ежегодно гибнет больше людей, чем во времена эпидемий чумы, холеры, тифа. Задача современного общества – оградить от опасности, убедить в пагубности употребления спиртных напитков. С этой целью среди людей проводится профилактика алкоголизма, включающая различные направления и формы. Благодаря мерам, направленным на выработку отрицания алкоголя, минимизируется его употребление среди взрослых и подростков.

Виды профилактики алкоголизма

Быстрого лечения от алкогольной зависимости не существует. На протяжении многих веков эффективного рецепта избавления от хронического алкоголизма никто не изобрел, а терапия до сих пор остается сложным и длительным процессом. Лучше всего поддаются искоренению алкогольные привычки на самой ранней стадии формирования, поэтому профилактика пьянства необходима для всех возрастных категорий, особенно для подростков и детей.

Как и любое другое заболевание, алкоголизм проще предотвратить, чем лечить. С тяжелой зависимостью расстаются не все, а результаты – высокая алкогольная смертность. Кратковременный отказ от спиртных напитков для многих людей часто сменяется вновь возникшей и намного усилившейся тягой. Чтобы предупредить злоупотребление алкоголем, искоренить негативные последствия патологии, следует проводить несколько этапов профилактики.

Первичная

Формирование антиалкогольных настроений начинается с бесед. Первичная профилактика алкогольной зависимости – это предупреждение о вреде алкоголя в виде просмотра видеороликов, прослушиваний интервью с бывшими алкоголиками. Для такой тактики лучшей аудиторией являются дети и подростки. Специалисты, ведущие борьбу с заболеванием, приходят в школы и другие учебные заведения и пропагандируют здоровый образ жизни. Беседы сводятся к рассказам о болезнях, которые вызывает прием алкоголя:

  • нарушается сердечная деятельность;
  • разрушается печень;
  • страдают почки и желудочно-кишечный тракт;
  • происходит деградация личности на фоне психологических патологий.

В состав целевой группы первичных мероприятий также входят родители, учителя, участники молодежных коллективов. Психологическое воздействие проводится и на детей, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих родителей и постоянного места проживания. Первичная профилактика включает:

  • антиалкогольное обучение;
  • работу средств массовой информации;
  • организацию детской и молодежной активности;
  • развитие личностных ресурсов;
  • развитие адаптивных форм поведения;
  • формирование социальной компетентности.

Вторичная

Алкоголизм коварен тем, что воздействие его на человека индивидуально, поскольку привычка складывается под воздействием комплекса факторов: наследственная предрасположенность, психическая неуравновешенность, влияние социальных факторов. Вторичная профилактика алкогольной зависимости направлена на тех людей, кто нуждается в лечении алкоголизма. В эту программу входит встреча алкоголика с бывшими заложниками пагубной привычки, работа с его семьей, широкая социально-психологическая помощь.

Обязательный этап вторичной профилактики – групповая терапия с близкими людьми. Она включает в себя собеседования с психологом, разные тренинги. Цель этой помощи – осознание проблемы в семье, поддержка больного и совместное принятие решения для дальнейших кардинальных действий. Важным моментом выступает нацеленность самого человека на излечение от алкоголизма. Суть вторичной профилактики – остановка алкоголика до момента, когда организм подвергнется патологическим изменениям, которые лишат возможности полноценно жить.

Третичная

Это общество анонимных алкоголиков. Третичная профилактика употребления алкоголя представляет комплекс мероприятий, которые проводятся с людьми, прошедшими терапию против алкоголизма, находящимися на реабилитации. Это очень сложный период, поэтому важно любыми способами удержать человека от срыва, помочь противостоять возврату к пагубной привычке. Организм на физическом и психологическом уровне еще помнит действие спиртного, поэтому бывшему пьянице хватит одного глотка алкоголя, чтобы опять впасть в тяжелейшую зависимость.

Третичная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни во время посещения групп анонимных алкоголиков. Людям необходимо проговаривать свои проблемы вслух, но нелегко найти собеседника, который выслушает, поймет, не осудит, поможет справиться с зависимостью. С этой целью создаются общества людей с одинаковыми трудностями, где они беседуют, делятся переживаниями, работают с профессиональными психологами.

Программа профилактики алкоголизма

Вводить профилактические программы по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма нужно еще в начальной школе. Детский алкоголизм – это особо опасное заболевание, ведь у ребенка еще полностью не сформированы системы и органы, поэтому спиртное наносит непоправимый вред здоровью. Помимо этого, прием горячительных напитков малолетними детьми вызывает необратимые нарушения психики, что приводит к личностной деградации.

Средний возраст, в котором дети начинают пробовать спиртосодержащие напитки – 10 лет. Как правило, им наливают спиртное по праздникам взрослые, не задумываясь о последствиях. Формирование личности начинается с раннего детства, поэтому профилактика должна стартовать как можно раньше. Меры пресечения детского алкоголизма:

  • здоровое питание;
  • излечение от спиртного родителей;
  • антиалкогольное воспитание;
  • полноценный сон;
  • приобщение к спорту.

Среди подростков

Раннее предупреждение ребенка о том, насколько опасен алкоголизм, должны делать родители. Если подростки наблюдают в семье бытовое пьянство и принимают участие в совместных застольях, то у них формируется неправильное отношение к алкоголю. Дети подросткового возраста должны видеть, как интересно жить без горячительных напитков. Большую роль в этом играет разъяснительная работа в школе, техникуме, институте.

Дети в учебных заведениях должны получать информацию о вреде для здоровья и о социальных последствиях алкоголизма. Бигборды, плакаты, брошюры – неэффективны в борьбе с болезнью, так как они несут запретный характер, а для молодежи нужен более тонкий подход. Эффективная профилактическая мера – это предупреждение причин и получение информации о счастливой жизни без допинга. Особенно успешно действуют примеры окружающих людей.

Профилактика женского алкоголизма

Должна проводиться активная работа среди женщин, ведь они редко могут избавиться от зависимости навсегда, даже после успешного поначалу лечения. Учеными доказан факт, что женский алкоголизм неизлечим. Болезнь характеризуется отдельными законами, которые влияют на ее развитие, течение и исходы. К ним относятся:

  1. Психо-эмоциональная лабильность. Высшая нервная деятельность женщин устроена в сторону преобладания интуиции над логикой, в связи с чем женский организм более подвержен влиянию стрессов.
  2. Высокая чувствительность печени к токсическому воздействию алкоголя. Это приводит к воздействию даже небольших доз алкоголя к быстрому разрушению органа с трансформацией в цирроз.
  3. Хрупкая структура межнейронных связей и нервных клеток. Уже на начальных стадиях алкоголизма это приводит к нарушению нервных импульсов (нервным расстройствам).

К профилактическим мерам женского алкоголизма относится формирование негативного отношения к потреблению спиртных напитков. Чтобы попасть в стойкую и безвозвратную алкогольную зависимость, женщине необходимо выпивать 1-2 раза в неделю. Выбраться из этого болота удается лишь единицам, поэтому прежде чем искать истину в вине, нужно думать о собственном здоровье и будущем своего потомства.

Мужское пьянство

По статистике, мужской алкоголизм встречается в два раза чаще, чем женский. С годами он стремительно молодеет. В некоторых случаях пагубная привычка начинается в детском возрасте и достигает своего развития уже к 14 годам. Прежде чем сформировать стойкую зависимость, мужчине нужно пройти три стадии пьянства: выпивка по праздникам с друзьями, употребление спиртного в одиночку по выходным и непреодолимое желание принять алкоголь, независимо от места и времени.

Спиртное постепенно приводит мужчину к развитию многих заболеваний, нарушая физическое и психическое состояние. Сильно страдает сердце, поэтому алкоголики часто погибают от аритмии. Последствия алкоголя проявляются в поражении мышечной и костной ткани, развитии остеопороза, переломами костей. У каждого третьего больного наблюдается потеря веса, дряблость мышц, нарушение репродуктивной системы. Главное последствие алкоголизма – нарушение психики, деградация личности.

Для профилактики мужской алкогольной зависимости используют групповые беседы, которые психологи считают более эффективными, чем индивидуальные разговоры. В мужских коллективах необходимо культивировать здоровый образ жизни, пропагандировать спорт. Работодателям нужно устраивать регулярные матчи, например, по футболу, волейболу и другим видам спорта между цехами, рабочими бригадами, офисными работниками.

Пивной алкоголизм

Среди молодежи пиво стало символом общения с друзьями, просмотра футбола и других мероприятий веселого времяпрепровождения. К сожалению, редко кто задумывается, что это тоже алкогольный напиток, который приводит к алкоголизму. Пиво разрушает тело и мозг человека не меньше, чем напитки с высоким содержанием спирта. Пивной алкоголизм – это болезнь такая же, как и другие наркологические заболевания.

На ранних этапах человек не осознает зависимости, выпивая по 1 литру хмельного напитка в день. Даже когда уже наметился «пивной» живот, любители пива не бьют тревогу. Нередко человек начинает осознавать проблему на третьей стадии заболевания, когда обычные методы лечения не помогают и спасти больного уже нельзя (отек головного мозга, онкология и прочие болезни). Основная мера профилактики пивной зависимости – ограничение пропагандирования напитка по телевидению, в магазинах, барах.

Видео