Когда ребенок говорит агу. Когда дети начинают агукать и как их этому научить

Наконец появился на свет долгожданный малыш. Впереди много забот, переживаний и радости от его успехов. Еще очень далеко до долгожданного слова «мама», но первые звуки, издаваемые малышом, можно услышать очень скоро. И каждая мамочка с нетерпением ждет момента, когда ребенок начнет агукать.

Первые звуки или во сколько месяцев дети начинают агукать

Первые четыре-пять недель от новорожденного можно услышать лишь и . Только к началу второго месяца своей жизни малыши начинают издавать первые звуки. Начинается все с несложных по произношению гласных: «а», «у», «о», «е». Мы же слышим «агу» за счет гортанного произношения этих звуков ребенком.

Первое время, когда дети начинают агукать, они «разговаривают» сами с собой, опробуя новый для себя навык. Они долго следят за источником звука и пытаются его воспроизвести. Потом малыш начинает применять новое умение для диалога с родителями или игрушками. Часто детки начинают гулить под понравившуюся мелодию, как бы подпевая ей.

На четвертом-пятом месяце дети начинают пытаться произносить первые согласные звуки. Сначала, так называемые губные, «м», «п», «б». Постепенно все четче будут звучать отдельные слоги, из которых начнет формироваться первый лепет ребенка. К концу первого года малыш уже начинает пытаться произнести первые слова, состоящие из одинаковых слогов.

Учимся агукать

Агуканье — важный процесс дальнейшего формирования речи. Конечно, специально научить гулить ребенка невозможно. Однако, некоторые действия помогут малышу быстрее начать общаться с окружающим миром.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Во-первых , с ребенком надо побольше разговаривать. Любое действие родители должны сопровождать объяснением, что они делают. Говорить с малышом надо во время пеленания, утреннего туалета, кормления, купания, то есть во все время бодрствования. Речь должна быть мягкой и ласковой, без резких всплесков эмоций.
  2. Во-вторых , повторяйте за малышом его звуки и добавляйте новые, несложные. Дети по своей сущности подражатели и они будут пытаться повторить произнесенное. Пусть между ребенком и мамой состоится диалог «агу» с улыбкой.
  3. В-третьих , надо обязательно поглаживать и нежно массировать ладошки ребенка. Здесь располагаются акупунктурные точки, связанные с участками мозга отвечающими за речевое развитие. Пальчиковые игры и массаж ладоней развивают мелкую моторику и способствуют дальнейшему развитию речи.

При общении с маленьким человечком ни в коем случае не надо коверкать слова и сюсюкать. Чтение коротких детских стишков, народных потешек и прибауток окажут благотворное действие на развитие малыша.

Уже месяц, но ребенок молчит

Не стоит волноваться, если младенец не начинает агукать к концу первого месяца. Малыши не механизмы со строго заданной программой развития, у каждого из них свой темп. Во сколько дети начинают агукать — вопрос исключительно индивидуальный. Один уже на третьей неделе старается сказать «агу» , а другой, по природе молчун, обрадует первыми звуками несколько позже принятого.

Бывают случаи, когда ребенок вовремя начал агукать, но потом неожиданно замолчал. Дело в том, что малыш готовится освоить следующую порцию речевых навыков. Через некоторое время гуление возвратится, но еще добавится смех в голос, пищание и визжание. Иногда прекращение агуканья вызвано внешними факторами, например стрессом, или плохим самочувствием ребенка.

При длительном «молчании» (после восьми месяцев) малыша стоит обратиться к участковому педиатру. Возможно, у вашего чада возникли какие-то проблемы неврологического характера или нарушения слухового аппарата. Врач направит ребенка к узкому специалисту (неврологу или отоларингологу) для установления причин задержки развития и их лечения.

Малыш гулит и улыбается при виде знакомых взрослых своей беззубой улыбкой и наполняет счастьем и радость сердца родителей. Это значит, его физиологическое и эмоциональное развитие идет своим чередом.

По теме развития:

Момент когда малыш начинает агукать и гулить очень индивидуален. Он наступает после полутора первых месяцев жизни, и может стимулироваться родителями.

Когда ребёнок начинает агукать, молодая мама приходит в неописуемый восторг. Многие новоиспечённые родители очень ждут этого момента, расспрашивают педиатров и более опытных мамм и пап на тему того, во сколько месяцев когда ребёнок начинает говорить на своём языке, тянуть гласные, агукать, гулить.

Ниже расскажем во сколько месяцев ребёнок начинает произносить первые гласные и согласные, и от чего это событие зависит. Также вы узнаете, как можно поспособствовать перым звукам своего малыша и что делать, если время идёт, а он всё молчит.

Стоит помнить, что агуканье и гуление - это разные понятия, которые отличаются набором звуков. При агукании в речи преобладают гласные звуки, а при гулении, которое появляется после 1,5 месяцев, появляются согласные звуки в сочетании с гласными.

Первые гласные

Новорождённый ещё не умеет ничего, разве что кряхтеть и плачем заявлять о своих неудобствах и дискомфорте. Плач - это начало, то есть самый первый способ общения маленького человека. В первые 4–5 недель после рождения некоторые дети смешно скрипят, но большего вы от них не услышите.

Первые гласные есть шанс уловить ко второму месяцу жизни: он начинает тянуть звуки [а], [о], [э], [у] и сочетания звуков [а-а-а-а, уа-уа-уа-уа, уэ-уэ-уэ-уэ, уау-уау-уау-уау]. Из-за гортанного произношения нам кажется, что малыш научился говорить агу или аги.

Сначала ребёнок начинает гулить для себя, он пробует «на вкус» своё новое умение, так и эдак тянет гласные, маме кажется, что малыш поёт. После того как младенец освоится с новшеством, он начнёт использовать гуление для общения с мамой, папой или игрушками. Некоторые дети подолгу «разговаривают» с рисунками на бортиках кроватки и с подвесным мобилем, а при виде родного лица включаются в беседу ещё активнее. Начавший гулить младенец сам в восторге от новой способности.

Появление согласных звуков

Малыш начинает произносить первые согласные звуки в возрасте 3–4 месяцев. Обычно это губные [м], [п], [б], [в]. Процесс гуления разбавляется произнесением этих согласных [м-м-м, б-б-б, в-в-в]. К 5 месяцам он начинает уже лепетать, многие дети к первому полугодию говорят «бабабаба», «мамамама», «дададада» и прочие слоги, хотя и неосознанно.

В это время происходит формирование речи, ведь к первому году ваш ребёнок произнесёт первые осознанные слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дай, на, уп или бах и другие.

Как помочь малышу

Есть несколько несложных правил, выполняя которые вы существенно облегчите ему тяжёлую задачу.

Во-первых, как можно больше разговаривайте с ребёнком. Когда дети начинают осваивать речь, они впитывают всё словно губка. С самого рождения комментируйте свои действия, сообщайте ему о том, что сейчас вы идёте купаться, одеваетесь, расписывайте все подробно.

Хорошим подспорьем будет шезлонг. С его помощью можно делать с малышом домашние дела, попутно рассказывая ему, что мама моет посуду, убирает со стола, чистит ванну. Говорите спокойным ласковым тоном. На шезлонг хорошо повесить яркую игрушку, например, жёлтого цвета, с которой ребёнок будет играя потихонечку общаться. Замечено многими авторами, что ребёнок первым начинает видеть именно этот цвет.

Полезным для малыша будет пение мамы, разучите несколько детских песен - потешек и радуйте его. Очень скоро он начнёт повторять за вами звуки и пытаться выполнять какие-то движения, сопровождая ваше рассказывание потешек. В это время малыш ещё не может ходить и выполнять многие действия, поэтому нужно выполнять описанные ниже действия взяв его руки в свои:

Когда ребёнок начинает гулить, попробуйте повторять за ним то, что он произносит. Такая перекличка будет очень полезна, попутно можно пробовать добавлять новые звуки, которые малыш ещё не освоил. Детки по натуре своей - подражатели и стремятся считать все действия родителей и повторить их.

Для стимуляции речевой активности очень хорошо подойдут развивающие коврики. Их пространство оснащено всевозможными игрушками, которые умеют пищать, шуршать, трещать, звенеть, сверкать, вибрировать. Они завлекают ребёночка и стимулируют его на речевой отклик.

Никогда не коверкайте слова, не нужно сюсюкать и искажать слова. В этом нет никакой пользы, зато есть вред. Изуродованные слова и звуки только затруднят освоение ребёнком речи. А вот стишки, потешки и прочее народное творчество для детей очень ритмично и нравится малышу. Когда он начинает говорить, он уже чуть ли не наизусть знает потешки, которыми его развлекали с рождения.

Разучите упражнения пальчиковой гимнастики. Между делом поглаживайте и массируйте ладошки малыша. Мелкая моторика рук тесно связана с речевым центром мозга. Импульсы, поступающие из пальцев рук, стимулируют также память, внимание, пространственное мышление, воображение, координацию и логику. Кроме того, это лишний повод провести время с ребёнком.

Давайте малышу трогать разные фактуры и предметы, детки любят играть с крупой и кинетическим песком. Совсем маленьким массируйте ладошку по кругу, мягко разминайте каждый пальчик, поглаживайте ручку, как бы раскрывая её. Всем известная сорока-ворона прекрасно подойдёт, это и весело и полезно.

Что делать если малыш молчит

Во сколько дети начинают агукать и гулить - вопрос индивидуальный. Если чаду уже месяц, а он молчит, не стоит поднимать панику. Когда малыш достаточно созреет, он обязательно порадует вас новыми звуками и слогами. Дети, как и взрослые, бывают разных темпераментов - одни говорливые и шумные, другие тихие молчуны. Любите своего ребёнка таким, какой он есть, и не подгоняйте его под усреднённые параметры и нормы.

Если малыш молчит слишком долго, более 8 месяцев, стоит обратиться к детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу и логопеду.

А что делать, если ребёнок перестал гулить? Всё было хорошо, все были в восторге от разговоров с младенцем, и вдруг - тишина. Малыш перестал агукать, и, скорее всего, это означает, что он затих перед скачком развития. Скоро он начнёт болтать с новой силой, и к уже имеющемуся арсеналу добавятся новые слоги, звуки, смех. Новые достижения и периоды в развитии имеют свойство начинаться с отката назад, ребёнок просто берёт паузу, накапливает полученные знания от общения с вами и это нормально.

Ещё причины, по которым говорливый ребёнок мог замолчать, - это стресс, неврологические нарушения или болезнь. Любые заболевания отодвигают развитие малыша назад. Понаблюдайте за ним, что ещё изменилось в его поведении, и сообщите обо всех признаках вашему врачу. И не начинайте паниковать заранее, ребёнок чувствует излишнюю тревожность мамы, и это мешает ему развиваться в нужном ритме.

Помните, что ваш ребёнок - не робот с отлаженной системой, а живой организм, со своими особенностями и тайнами. Когда начинают агукать дети, зависит от множества факторов, даже от наследственности и заложенного характера. Не торопите время, момент когда дети начинают агукать всегда наступает. Скоро любимое чадо станет вовсю разговаривать, а вы с умилением вспомните ожидание первых звуков.

Мам часто волнует вопрос «Во сколько месяцев малыш готов к речевому общению?».

В первый месяц ребенок не слышит звуки и обращенную к нему речь. Уже в возрасте 1,5 месяцев кроха складывает трубочкой губки, разжимает их и издает гласные звуки. Он произносит их отрывисто, нараспев, протяжно, сочетая вместе или отдельно. Позже подключаются губные звуки «м», «п», «б». С этого момента считается, что маленький начал гулить.

Так называемое «агу» возникает из-за устройства речевого аппарата малыша и гортанного звукопроизношения. Когда карапуз общается, он прислушивается к звукам, как бы «замирает», а потом начинает интенсивно двигать обеими ручками, ножками и гулить. Мама может стимулировать появление «комплекса оживления», если будет своим доброжелательным тоном приглашать ребенка к участию в «разговоре», параллельно поглаживая его.

Как поощрять гуление ребенка в первые месяцы

Мама должна понимать, что без ее внимания чадо не сможет самостоятельно освоить процесс становления речи. Сколько бы ни советовали знакомые не беспокоить ребенка в течение 1 года, слушать их не стоит. Да, свободного времени на протяжении года почти не остается. Но говорить с крохой стоит всегда, в период его бодрствования, начиная с первых месяцев. Для стимуляции желания младенца общаться помогут несколько простых советов.

  1. Мама должна ласково обращаться к малышу во время гигиенических процедур, кормления, одевания, прогулки. После достижения малышом возраста 2 месяцев, мама сопровождает все действия малыша простыми звукоподражаниями. Необходимо активно поощрять гуление карапуза, добавляя новые звуки. Позже и сам младенец начинает подражать взрослому, усиленно жестикулируя, выговаривая свое первое «агу».
  2. После 2 месяцев рекомендуется показывать яркие игрушки, издающие мелодичные негромкие звуки, и, когда ребенок начинает агукать, тихонько ему подпевать.
  3. Не сюсюкайтесь с малышом. Сколько бы эмоций не вызывало чадо, оно должно слышать правильную речь взрослого и на протяжении 1 года, и в течение последующих лет.
  4. Поглаживание ладоней, ступней ножек грудничка стимулирует акупунктурные точки, связанные с отделом мозга, отвечающим за речь малыша с первых лет.

Этапы становления речи на первом году жизни

С 1,5 месяцев

Мама начинает активно разговаривать с малышом, откликаясь на его «агу», тем самым привлекая его внимание. Вплоть до 4 месяцев дети с готовностью пробуют на слух звуки и радостно делятся ими с окружающими.

Первое полугодие

У ребенка формируется и развивается речевой слух. Он умеет гулить о своих проблемах, используя различные оттенки голоса.

Второе полугодие

Дети умеют не только гулить, но и общаться с помощью сочетания звуков, поэтому в 7 месяцев мама хорошо понимает своего младенца и откликается на его просьбы. Появляется лепет, который мама ребенка побуждает повторять, создавая шумящие звуки или используя музыкальные игрушки. Звенящие игрушки для ребенка 1 года не должны быть чересчур звонкими и пугающими.

Конец 1 года

Сколько слов должен говорить кроха, понятие чисто индивидуальное. Но дети уже понимают значения нескольких десятков слов, продолжают гулить и родители, наконец, слышат первые слова ребенка. К концу 1 года у детей формируется самостоятельная речь. Она состоит, как правило, из простых слов. Малыш этих лет уже осознанно употребляет их в речи, начинает устанавливать простейшие связи. В этот период каждая мама стремиться научить своего карапуза длительному конструктивному диалогу.

Ребенок не гулит. Ищем причины

Сколько времени после рождения проходит до 1 гуления ребенка и когда малыш начинает говорить первые слова, точно ответить нельзя. Процесс речевого развития крохи после 1 месяца, носит индивидуальный характер, но отсутствие желания гулить – это повод проявить беспокойство и внимание. А отсутствие речи в течение 1 года – серьезная проблема.

Причины задержки речи.

  1. Плохое самочувствие малютки. Мама должна помнить, что дети гулят и агукают только в тех случаях, когда они здоровы и им обеспечены комфортные условия.
  2. Отсутствие внимания со стороны взрослых. Попробуйте 1-2 раза не отреагировать на эмоции чада и он «забудет», как надо оживляться и гулить для мамы. Когда ребенок начинает гулить, оставьте все дела и станьте для него активным собеседником.
  3. Сколько общения, столько и улыбок. Желание гулить сродни нашему взрослому разговаривать. Когда рядом хмурый собеседник, пропадает всякий настрой общаться, и маленький начинает капризничать. Если малыш молчит в течение 2 месяцев, вероятнее всего будет предположить, что у крохи возникли проблемы неврологического характера, либо нарушился слух. Ведь, начав однажды, «разговаривать» с родителями, дети не перестанут без весомых причин произносить «агу». В этом случае следует обратиться за консультацией к специалисту и после выявления проблемы продолжать еще с большим вдохновением учить младенца разговаривать.

Игровые приемы для побуждения малыша к гулению

В начале 1 года жизни родители начинают ситуативное общение с малышом, забывая, что быстрее научить его говорить можно в условиях целенаправленного обучения. Для этого можно использовать следующие приемы.

  • Пение. Когда с ранних лет кроха слышит мелодичное пение во время укачивания, он и сам пытается подпевать маме, используя нехитрый словарный запас из звуков.
  • Звукоподражание. Дети с удовольствием подражают животным, когда видят и слышат их.
  • Дополнение слов. Малыша можно научить говорить слово полностью путем добавления в его речь недостающего слога. Много лет наши бабушки в течение 1 года малыша на его «ба» добавляли слог «ба». Получалось «баба».
  • Игровые приемы. Дети первого года любят играть в «Ладушки, ладушки», «Пальчик хочет спать», «Сорока-ворона». Они начинают играть с пальчиками, иногда сопровождая свои действия произношением «агу». Дети многих поколений играли в эти игры, когда требовалось побудить их произнести первое «агу».
  • Потешки и поговорки, считалки и прибаутки во время умывания, кормления и одевания. Дети с удовольствием слушают их и в 2 месяца и на 2 году жизни. Эти приемы очень удобны когда необходимо закрепить навыки, не вызывая протеста малыша. Художественное слово формирует с ранних лет эмоциональность речи.

В заключение

И напоследок мудрость жизни. Если ребенку исполняется 2 месяца, а родители спрашивают, когда начинать учить говорить своего малыша, знайте, они опаздывают ровно на 2 месяца. Кропотливая работа с младенцем, в течение 1 года, вознаградит маму его первым «агу» и красивой речью в течение последующих лет.

Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.

Рефлекторные голосовые реакции – первые слова

В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.

  • гуление;
  • свирель;
  • лепет.

Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.

После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.

Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.

В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,

К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.

Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.

У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.

Развитие осознанной речи

Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

В 1 год

Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики . Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).

В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

К 2-ум годам

Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

В 3 года

Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

В 4 года

Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

Важно знать! Чтобы малыш начал разговаривать правильно, вовремя и знал столько слов, сколько это необходимо по возрасту, с ним нужно заниматься.

Начинайте с рождения ребенка. С ним необходимо разговаривать, при чем он должен видеть лицо говорящего. Когда малыш начинает говорить, для него огромное значение имеет аудитория, он может сам с собой разговаривать, но очень быстро замолкает. Если же с ним будет говорить взрослый, малыш начнет вторить ему. Не забывайте для ребенка это игра.

Почему дети начинают поздно говорить

У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:

  • несформированность сенсомотрной сферы;
  • неправильное воспитание.

Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена . В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).

Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.

Самые распространенные:

  • отсутствие мотивации;
  • настойчивое обучение;
  • переизбыток эмоций;
  • недостаток свободы движения.

ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.

Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.

Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.

Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.

Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.

Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.

Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.

Вывод : Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.

Как помочь малышу заговорить

Если кроха разговаривает плохо или неправильно, для начала следует выяснить причину, почему это произошло. Желательно проконсультироваться у логопеда. Если есть подозрение на заболевание, следует обратиться за помощью к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно постоянно заниматься. Только занятия должны быть в форме игры. Ни в коем случае его нельзя заставлять «Скажи то, скажи это». Все должно происходить в форме свободного диалога.

Также, если ребенок указывает на предмет, не нужно тут же ему подавать. Сразу надо назвать предмет, дождаться отклика ребенка — пусть даже он не назовет его правильно, или придумает свое название.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику (мозайка). С детьми до 3 лет в нее нужно играть под наблюдение взрослых , чтобы избежать проглатывания или засовывания в уши или нос мелких деталей.

Чтобы ребенок заговорил нужно отвечать на все его вопросы «Что это?», «Почему». Часто с ним разговаривать, при чем так, чтобы малыш не был пассивным слушателем. К примеру, забирая ребенка из садика нужно спросить, что он делал, что кушал. Поначалу, нужно будет ему подсказывать, но со временем он сам начнет рассказывать, что ел, во что играл, кого поставили в угол.

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.

Когда ребёнок начинает агукать и гулить?

Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорождённый малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.

Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.

Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всём мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье. Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение). Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.

Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.

Если агуканье ребёнка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растёт и меняется, произношение звуков также меняется.

Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года:

  1. Агуканье и гуление обычно длится 6 — 9 месяцев.
  2. Период лепета заканчивается около 12 месяцев, потому что это возраст, когда ребёнок начинает говорить первые слова.

Однако некоторые дети могут проявлять большую вариативность, и эта временная шкала является лишь ориентиром.

  • с рождения и до 1 месяца младенцы производят в основном звуки удовольствия, крики о помощи и реакции на человеческий голос;
  • около 2 месяцев младенцы уже могут различать разные звуки речи и издавать нечто, похожее на «гусиные звуки», или кряхтение;
  • около 3 месяцев малыши начинают издавать удлиненные гласные звуки «oooo» «aaaa» (первое агу), и будут отвечать вокально на речь других. Они продолжают издавать преимущественно гласные звуки;
  • около 4 месяцев дети могут менять свою подачу и подражать тонам взрослой речи;
  • около 5 месяцев крохи продолжают экспериментировать, пытаясь имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми;
  • около 6 месяцев дети меняют громкость, подачу и скорость. Когда младенцам 6 месяцев, они, наконец, могут контролировать открытие и закрытие вокального тракта. Получив эту способность, малыши начинают различать разные звуки гласные и согласные.
  • около 7 месяцев младенцы могут производить несколько звуков на одном дыхании. Они также распознают разные тона;
  • на 8 месяце малыши могут повторять отдельные слоги. Они имитируют жесты и тональное качество речи взрослых. Дети также воспроизводят пёстрое гуление. Разнообразная болтовня содержат смеси комбинаций согласных и гласных, такие как «ка, да, бу, ба, ми, боу». Разнообразие этого лепета отличается от редуплицированного с точки зрения вариации и сложности образующихся слогов;
  • около 9 — 10 месяцев младенцы могут подражать не речевым, а речеподобным звукам, если они находятся в репертуаре ребёнка. Когда дети начинают агукать, это уже начинает походить на родной язык. Общее строение слогов, которые они воспроизводят, очень тесно связано со звуками их родного языка, и эта форма гуления значительно предвосхищает форму ранних слов;
  • на 11 месяце малыши подражают флексиям, ритмам и выражениям ораторов;
  • к 12 месяцам младенцы обычно могут говорить одно или несколько слов. Эти слова относятся к предметам, которые они называют. Дети используют их для привлечения внимания или для определённой цели. Крохи продолжают воспроизводить гулящие звуки за пределами своих первых слов.

Современные исследования поддерживают идею о том, что лепет непосредственно связан с развитием языка.

Согласно этой гипотезе, когда малыш начинает говорить «агу», это является прямым предвестником языка. Сначала дети воспроизводят универсальные звуки, которые существуют во всех частях мира и на всех языках.

Редуплицированное гуление воспроизводит несколько звуков, но только отдельные из них («ма-ма» и «па-па»), превратившись в «маму» и «папу», признаются значимыми и, таким образом, поощряются родителями, а остальным не уделяется внимание как бессмысленным. Это мнение согласуется с утверждением, что анатомические изменения вокального тракта очень важны, но подразумевает, что социальная среда, в которой воспитывается младенец, оказывает большее воздействие на развитие языка.

Когда младенцы начинают агукать, они уделяют пристальное внимание реакциям своих родителей и воспринимают ответную реакцию в качестве одобрения звуков, которые они создают. Это усиление посредством рефлексии помогает малышам сконцентрировать своё внимание на специфических особенностях звука. Социальная обратная связь способствует ускоренному обучению и более раннему воспроизводству разнообразных расширенных слов.

Имеются данные о том, что гуление различается в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребёнок. Было выделено, что младенцы, рождённые во франкоязычных средах, демонстрируют большее количество восходящей интонации в отличие от младенцев, выросших в англоязычной среде. Вероятно, это связано с различиями между французскими и английскими интонациями во время разговора.

Порядок составления согласных и гласных в гулении русских, английских, шведских, французских и японских младенцев также, по-видимому, похож на порядок их родного языка. Эти результаты подтверждают ещё одну гипотезу, предполагающую, что детское журчание напоминает фонетические характеристики родного языка ребёнка из-за воздействия речи.

Когда дети подвергаются воздействию двух языков, их лепет напоминает язык, которому они больше всего подвержены. Доминирующим языком считается тот, который оказывает на ребёнка наибольшее воздействие.

Аномальное развитие

Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определёнными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления. Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью. Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.

Гуление также может задержаться у детей, родившихся с синдромом Дауна. Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.

Гуление у глухих детей

Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.

Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребёнка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности малыша слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.

Дети начинают агукать, если подвергаются воздействию языка, но вокальное лепетание лепета может быть отложено или вообще отсутствовать у глухих детей.

Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.

Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.

Как научить ребёнка агукать?

Чтобы помочь ребёнку повысить восприимчивость языка (понимание, что он слышит) и его желание гулить и агукать, почаще говорите с крохой.

Нет никакого правильного или неправильного способа говорить с вашим ребёнком. Читаете ли вы книгу, болтаете о погоде или описываете, что находится на полке в продуктовом магазине, — всё это будет полезно для языковых навыков ребёнка. Младенцам нравится разговаривать, слушать ваши реплики и подражать им. Так они учатся говорить.

Методы поощрения ребёнка «разговаривать»

  • дайте ребёнку игрушку и поговорите об этом.

«Собака! Это фиолетовая собака. Гав-гав!»;

  • включайте зрительный контакт с ребёнком, пока он разговаривает с вами. Когда он болтает, смотрите малышу в глаза, улыбайтесь и отвечайте;
  • подражайте болтовне ребёнка. Если вы слышите, как он подражает звуки, которые вы издаете, повторяйте его снова и снова. Повторение может показаться простым и глупым, но это очень интересно для крохи. Оно поощряет его практику вокализации, а также учит малыша, что звуки не просто забавны, но являются и способом общения;
  • задавайте много вопросов.

«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»

«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»

Затем сами отвечайте.

«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».

Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ»;

  • если не знаете, о чем поговорить, рассказывайте ребёнку, что вы (и он) делаете.

«Мамочка надевает куртку! Теперь давай надевать варежки — одну, две — и уютную шапочку. Как насчёт этой, с фиолетовыми цветами?»

Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнёт это делать.

  • читайте книги. Книги — это супер-источник новых слов для ребёнка.Чтение позволяет малышу слышать, как звучат фразы.

Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребёнку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.

С достаточной практикой и поддержкой от вас, лепет ребёнка в конечном итоге будет совершенствоваться, создавая первые основные слова маленького человека.