Графический диктант для 7 лет девочке. Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д

Графические диктанты для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях — графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Как работать с данными графическими диктантами:

В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти – 7-ми лет.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись: следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.

Каждый диктант открывается в новом окне.

Дошкольная математика - важный компонент интеллектуального развития малышей. Занятия этого курса направлены на формирование познавательных и творческих способностей дошколят, на обучение порядковому и количественному счёту. На уроках математики в детском саду, дома или на кружке ребёнок знакомится с основными математическими понятиями, развивает логическое и пространственное мышление.

Основным инструментом математического развития дошкольников являются дидактические игры, но наряду с ними используют и другие:

  • практические упражнения;
  • элементарные опыты и эксперименты;
  • моделирование;
  • графические задания;
  • математические диктанты.

Давайте разберёмся, что собой представляют математические диктанты в принципе и как их можно адаптировать к особенностям и требованиям дошкольной педагогики.

Польза математических диктантов

Математический диктант - популярная форма контроля знаний, активно применяемая школьными учителями математики. Суть этого явления состоит в том, что педагог задаёт вопрос (в устной или письменной форме), а ученики должны записывать краткие ответы. Дошкольнику можно предложить выполнять задания диктанта наглядно:

  • переставить местами кубики;
  • добавить/убрать названное количество пуговиц;
  • сравнить представленные группы объектов;
  • сгруппировать определённым образом представленные объекты.

Для классификации математических диктантов можно использовать разные критерии. Чаще всего математические диктанты делят на группы в соответствии с теми задачами, которые они решают:

  • усвоение математической терминологии;
  • тренировка устного счёта;
  • логические вопросы.

Смешивать разные виды математических диктантов не рекомендуется, хотя считается допустимым. Главное при составлении задания - его адаптация к уровню знаний конкретного малыша (или группы детей, если речь идёт о математике в детском саду).

Математический диктант отлично тренирует способности ребёнка к концентрации внимания. Чтобы успешно справиться с заданием, малышу требуется проявить значительные усилия воли:

  • внимательно прослушать задание;
  • достаточно быстро, без подсказки (желательно!) сообразить, что нужно сделать;
  • записать свой ответ (выполнить задание).

К пользе математических диктантов следует также отнести развитие грамотной математической речи:

  • ребёнок слушает правильное чтение математических выражений;
  • обогащает тематический лексический словарь;
  • закрепляет названия арифметических действий и геометрических фигур.

Чтобы не вызвать переутомления и не допустить потери интереса к такому виду деятельности, следите за состоянием вашего подопечного. Продолжительность математического диктанта в среднем составляет 7 минут. Конечно, если в вашей семье растёт юный математик, который с удовольствием выполняет все задания, вы можете позаниматься дольше рекомендованного времени. Но никакого принуждения! Это важно, друзья.

Как организовать математический диктант для дошкольника

  1. Вопросы диктанта должны быть связаны между собой. Читайте их медленно. Слова произносите чётко. Следите, чтобы ребёнок был собранным и слушал вас внимательно.
  2. Каждый вопрос зачитывайте три раза. Сначала малыш должен услышать вопрос полностью. Дайте несколько секунд на обдумывание. Прочитайте второй раз - ребёнок должен записать ответ (выполнить задание). Во время третьего прочтения маленький математик может проверить правильность своего решения.
  3. Не комментируйте ответы ребёнка, пока не прочитаете весь диктант целиком. Все обсуждения и анализ проводятся в конце задания. Впрочем, вы можете отступить от этого правила, если малыш проявляет беспокойство. Но старайтесь к концу старшего дошкольного возраста приучить ребёнка действовать по установленным правилам, ведь именно так будут проходить математические диктанты в 1 классе.
  4. Не стремитесь любой ценой выполнить все задания подготовленного математического диктанта. Если ребёнок устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, а к диктанту можно будет вернуться в следующий раз.
  5. Для успешного выполнения традиционного математического диктанта требуется хорошо воспринимать информацию на слух. Если у вашего малыша есть проблемы со слуховой памятью, вы можете подготовить карточки, отражающие ваши вопросы. Постепенно объем графически представленных вопросов должен снижаться в пользу устной формы.

Примеры математических диктантов для дошкольников


Вариант 1
  1. Нарисуй столько кружков, сколько на карточке яблок.
  2. Закрась первый справа кружок красным цветом.
  3. Закрась кружок посередине зелёным цветом.
  4. Закрась оставшийся кружок жёлтым цветом.
  5. Запиши числом, сколько яблок нарисовано на картинке.

Вариант 2
  1. Нарисуй в первой строке столько треугольников, сколько морковок нарисовано на карточке.
  2. На второй строке нарисуй на один треугольник больше, чем на первой.
  3. На третьей строке нарисуй столько же кругов, сколько треугольников на второй строке.
  4. На следующей строке нарисуй на один круг меньше, чем на третьей.
  5. Закрась в каждой строке первую фигуру красным цветом, а последнюю - зелёным.
  6. Запиши числом, сколько фигур осталось незакрашенными.
Вариант 3
  1. На первой строке запиши числа от «1» до «3».
  2. На второй строке запиши число, которое следует за числом «2».
  3. На третьей строке запиши число, которое стоит перед числом «2».
  4. На следующей строчке запиши самое большое из чисел в первой строчке.
  5. На новой строке запиши самое маленькое из чисел в первой строчке.
Вариант 4
  1. Запиши по порядку числа от «1» до «9».
  2. Запиши числа от «1» до «9» в обратном порядке.
  3. Запиши соседей числа «6».
  4. Какое число на 1 больше «3».
  5. Какое число получится, если к «3» прибавить «2».
Вариант 5
  1. У треугольника всегда три стороны.
  2. У квадрата всегда три стороны
  3. Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
  4. У круга три угла.
  5. У квадрата 5 углов.
Вариант 6

Ставь знак «+», если согласен с утверждением. Ставь знак «–», если утверждение неверно.

  1. В первой строчке 4 красных треугольника.
  2. Во второй строчке 2 зелёных и 2 синих круга.
  3. В третьей строчке только один из квадратов зелёного цвета.
  4. На картинке синих фигур больше, чем зелёных.
  5. На картинке нет красных кругов.

Друзья, вы можете составлять математические диктанты для дошкольников самостоятельно. Главное - понять несложный принцип и убедиться, что ребёнку такая форма проведения дошкольной математики приносит и пользу, и удовольствие!

Счастливого вам родительства! До новых встреч!


Все мы художники в душе. И всем нам хочется свой мир разукрасить. А потому рисунки по клеточкам в тетради могут нам в этом помочь. С ними легко можно выполнить сложные и простые рисунки. Понять, как нарисовать сердце по клеточкам, или же, еду, цветы, игривую маму-кошку и ее забияку котенка. А хотите, у вас могут получиться и портреты? Например, есть такие рисунки по клеточкам, фото которых напоминают и изображения людей: мальчика и девочку, все эти разные рисунки несложно освоить.

Чтобы понять, как рисовать по клеточкам цветные красивые картинки, стоит познакомиться с техникой нанесения узора по номерам. Увидеть, что есть разные схемы и все они очень легкие, доступные даже новичкам. Ими можно быстро овладеть. Ведь для каждого из нас по небольшим частям воспроизвести нарисованных зверушек, смайлы и сердечки будет не сложно.

И все же, какие есть маленькие и большие, цветные и черно-белые рисунки, выполненные так, чтобы их легко было повторить; и какие перспективы овладеть этой техникой:

  • Какие существенные преимущества имеют рисунки по клеточкам для начинающих?
  • Тематические рисунки карандашом по клеточкам;
  • Область применения таких оригинальных рисунков;
  • Какие возможности дают красивые рисунки по небольшим частям.
Самое важное в знакомстве – увидеть, что это подготовленная на нашем сайте для вас коллекция очень красива. И здесь собраны интересные и легкие рисунки. Среди них есть те, которые высоко оценены нашими гостями и давно им знакомы, а есть и новые, любопытные рисунки по клеточкам для личного дневника.

Простые рисунки: здесь каждый может быть художником

Каждый может быть художником! Это заявление абсолютно точно гарантирует, что все наши гости, как только узнают, как научиться рисовать по клеточкам, и смогут скачать на сайте пару-тройку вариантов, красиво все повторят и разукрасят. Для каких бы целей ни служили наши подсказки, например, если это – картинки по клеточкам для девочек 12 лет или рисунки с аппетитной едой, все их можно использовать, чтобы отточить свои художественные способности.

Не только образцы готовых открыток у нас есть, но и рисунки по клеточкам: схемы. Такая подсказка, как готовая инструкция поможет двигаться четко по плану, а может быть и в своей, привычной, любимой манере выполнить работу любой сложности. Например, сделать рисунок мороженого по клеточкам, или животных, того же самого котика, или целые композиционные иллюстрации для личного дневника.

Не только для давних друзей нашего развлекательного ресурса предоставляется такая возможность, но и новые гости тоже получат шанс обучиться этому искусству, они имеют возможность взять своеобразный мастер класс, урок по изображению всевозможных картинок, на любой вкус и разной сложности.

Картинки на разнообразные темы

Самое привлекательное, что на сайте есть иллюстрации, интересные, как для девочек, так и для мальчиков. А есть нейтральные темы, к примеру, рисунки по клеточкам еда, а так же, иллюстрации по клеточкам животные: домашние любимцы или лесные зверушки, есть и сказочные, такие, как единорог.

Специально, для всех деток, кто любит мультфильм про милых пони и их дружбу, мы подготовили сюрприз! У нас есть картинки по клеточкам пони. Яркие, красочные, они очень привлекательные для деток. А потому мы предлагаем схему, как нарисовать пони по клеточкам. Эта и подобные «инструкции» достаточно понятные и лёгкие даже для ребенка. А главное, они интересные для малышей.

Отдельная категория – это рисунки по клеточкам смайлики. Они всегда интересны и всегда актуальны. Они передают настроение и их просто повторить. Для взрослых и детей такая тема именно то, что может подарить радость от плодотворного труда.

Удивительно, как часто подобные картинки для выручают нас. Благодаря им можно прекрасно провести время с ребеночком, сколько бы ему не было лет, 5,7 или только год. Мы можем в блокноте делать наброски на скучных совещаниях или в дороге занять себя. А картинки по клеточкам для личного дневника – это вообще незаменимая вещь. А потому, везде и при любых случаях скачивайте или сами нарисуете милые иллюстрации.

Более сложные рисунки

Всем тем, кто освоил это нехитрое искусство, и знает, как нарисовать по клеточкам котёнка и перед натюрмортом с едой пасовать не станет, мы готовы предложить и более серьезные и интересные варианты. Это могут быть все те же

Наталья Панферова
Путешествуем по клеточкам (примеры графических диктантов для детей 5–7 лет)

Проблема подготовки к школе актуальна всегда. Одной из важных задач в подготовке ребенка к школе – это развитие меткой моторики руки, усидчивости, произвольного внимания, умения ориентироваться на листе бумаги, считать в пределах 10. Рисование графических фигур – это отличный способ развития и тренировки всех перечисленных качеств.

К. Д. Ушинский советовал включать игровые моменты и элементы занимательности в процесс обучения детей, для того чтобы этот процесс познания был более продуктивным. Одним из эффективных средств развития интереса у дошкольников к образовательной деятельности является графический диктант. Графические диктанты следует подбирать, постоянно повышая уровень сложности – от простого к сложному.

На первом этапе педагог объясняет детям, что рисование узора производится от поставленной точки. Рисовать следует аккуратно, для того, чтобы узор получился красивым. Нужно внимательно слушать педагога. «Ребята, слушайте внимательно – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно вести линию от точки». Необходимо повторить с детьми направления: вправо, лево, вверх, вниз. Затем дети рисуют под диктовку простой узор.

На втором этапе можно предложить детям нарисовать простую замкнутую фигуру, а затем рядом самостоятельно нарисовать такую же, диктуя себе направления движения.

На третьем этапе детям предлагается выполнить творческие задания.

Например, педагог может предложить детям отправиться в путешествие: «Ребята, вы хотели бы отправиться в путешествие? (ответ детей) На каком транспорте, вы бы хотели попутешествовать? (ответ детей: машина) Сегодня мы будем путешествовать на машине, а поедем мы с вами в волшебный лес. В волшебном лесу живут разные звери, а какие они вы узнаете из загадок:

Загадывается загадка: Зимой беленький,

А летом серенький,

прыгает ловко,

любит морковку. (заяц)

Как вы умаете, кого мы с вами встретили ребята (ответ детей:). Хотите с ним познакомиться?.

Диктант: 1 клеточка вправо, 3 вниз,2 вправо,2 вниз,1 влево,2 вниз,3 вправо,3 вниз,1 влево,1 вверх,1 влево,4 вниз, 2 вправо,1 вниз, 5 влево,3 вверх,1 влево,1 вверх, 1 вправо,10 вверх.

Теперь, ребята, вы увидели какой красивый зайчик у нас с вами получился. А хотите посмотреть какие звери еще живут в Волшебном лесу…»

Загадка : Дед в шубу одет,

Наружу мех,

Кто зимой все время спит,

А летом ульи ворошит. (медведь)

Диктант: 1 клеточка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо,1 вверх,1 вправо,1 вниз, 1 вправо,1 вверх,1 вправо, 9 вниз,1 вправо,1 вниз,8 влево,2 вверх, 3 вправо,1 вверх,3 влево,1 вверх,3 вправо,1 вверх, 3 влево,1 вверх,3 вправо,1 вверх, 2 влево.

Диктант № 2: 1 клеточка вправо, 1 вверх,1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо,1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 3 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 3 влево, 2 вверх,1 вправо, 3 вверх.

Загадка: Этот зверь знаком тебе,

Ест мышей, пьет молоко,

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных… (ёж)

Диктант: 3 клеточки наискосок вправо вверх, 1 вниз, 1 наискосок вправо вверх, 1 вниз, 1 наискосок вправо вверх,1 вниз, 1 наискосок вправо вверх, 1 вниз, 1 наискосок вправо вверх, 1 вниз, 1 наискосок вправо вверх, 4 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 наискосок влево вверх.

Загадка: Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста. (олень)

Диктант: 2 клеточки вправо,1 вверх,1 вправо,2 вверх,1 вправо,1 вниз,1 вправо, 1 вверх,1 вправо,1 вниз, 1 вправо, 1 вверх,1 вправо, 2 вниз,4 влево,1 вниз,1 влево,3 вниз,1 вправо,1 вниз,7 вправо,3 вниз,1 влево, 2 вверх,1 влево,6 вниз,1 влево,2 вверх,1 влево,2 вверх,3 влево,2 вниз, 1 влево, 2 вниз,1 влево, 5 вверх,1 влево,4 вверх,1 влево, 2 вверх.

Загадка: Потрудилась лучше всех,

набрала орехов сверх,

насушила впрок грибов,

целых десять коробов,

Дома сделана побелка –

зимовать готова … (белка)

Диктант: 2 клеточки влево, 2 клеточки наискосок вправо вверх, 5 вниз, 1 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 наискосок влево вниз, 2 вниз, 1 наискосок влево вниз, 4 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 наискосок вправо вверх.

Публикации по теме:

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы.

Конспект ООД «Развитие графических навыков у детей» Тема «Первые признаки зимы»Винни-Пух заботится о своих пернатых друзьяхЗадачи: Учить рисованию простого сюжета, правильно располагая предметы.

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму - очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Не допустите промаха! Примеры типичных ошибок Родители хотят своему маленькому умнице всего самого лучшего. Он должен вырасти эрудированным, образованным, желательно, очень талантливым.

Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Графические диктанты для дошкольников 6-7 лет

Подготовка детей к школе становится сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Внутри такой подготовки для педагога важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые понадобятся ему в первом классе, с другой стороны, удержаться от использования сугубо школьных, учительских методов ведения занятий.

Для того чтобы справиться с этой нелегкой задачей, педагогу дошкольного образования нужно владеть собственным, специфическим багажом обучающих методов и приемов.
Пополнить педагогический багаж вам помогут материалы Александры Сапожниковой, преподавателя Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

Диктант - одна из «классических» школьных форм контроля и обучения. В первую очередь в области проверки грамотности. Чтобы удачно справляться с диктантами, кроме конкретных предметных умений, требуются развитое произвольное внимание, умение четко выполнять инструкцию и встраиваться в общий ритм работы группы. Эти качества можно потренировать с помощью специальных «графических диктантов», придуманных для детей 5,5-6 лет.

Вот классификация и примеры таких диктантов, предложенные Александрой Сапожниковой.

Диктанты по раскраскам

У всех детей листы с одинаковыми картинками для раскрашивания, соответствующими теме занятия, дня или недели. Взрослый говорит, что, в каком количестве и каким цветом раскрашивать, дети выполняют задание. Если кто-то из детей справляется с заданием быстрее других, он может раскрашивать какую-нибудь другую часть рисунка, указанную взрослым. Когда все дети раскрасят названную часть, все переходят к следующей - заданной взрослым. Дети, которые работали быстрее других, оставляют на время дополнительное задание, которое им было дано, и работают вместе со всеми; если они снова выполняют задание раньше всех, то они не сидят без дела, а возвращаются к незавершенной части.

Пример диктанта

Все задания даются с паузами, оставляя детям время на их выполнение. Обвести по точкам и раскрасить верхний плавник рыбы зеленым цветом, нижние плавники - желтым. Три большие чешуйки закрасить красным цветом, а пять маленьких чешуек - синим. Полоску на хвосте обвести по точкам и сделать синей, краешек хвоста сделать красным. Пузыри под рыбой раскрасить голубым цветом, но так, чтобы осталось два больших не закрашенных белых пузыря, вверху справа от рыбы оставить четыре больших не закрашенных пузыря, вверху слева от рыбы оставить два маленьких не закрашенных пузырика.

Остальные части рисунка раскрасить самостоятельно так, как хочется.
По окончании диктанта или занятия работы всех детей рассматриваются. Те, что сделаны добросовестно, красиво и качественно, подписываются и вывешиваются в специально отведенном для этого месте.

Рисуночный диктант

Взрослый медленно, спокойно, с выражением, но не очень эмоционально рассказывает историю. Одновременно на доске он рисует то, о чем говорит. Дети рисуют в альбомах. Они ориентируются на рассказ, на доску. Копировать рисунок на доске не нужно. Глядя на доску, дети учатся сравнивать свою работу с изображением, соотносить ее с увиденным и услышанным. На более поздних этапах обучения рисуночные диктанты проводятся без опоры на образец на доске. Возможен и такой вариант работы: взрослый или ребенок работает у доски, но результат показывает, когда диктант закончен.

Пример диктанта

Первый вариант

История рассказывается спокойно, достаточно медленно.
Небо затянуто тучами. Тяжелыми. Низкими. Длинными. (Взрослый рисует на доске.) Справа через них пробилось солнце. Но оно совсем не греет. (Взрослый рисует.) Ветер резкий, порывистый. Когда налетает порыв ветра, на море появляются большие волны (взрослый рисует) , постепенно они стихают, стихают, стихают (рисует) и становятся совсем маленькими. С новым порывом ветра они снова поднимаются большие, грозные (рисует) и опять стихают, стихают, стихают (рисует) .

Дно непростое, необычное. Оно все выложено длинными плоскими плитами (взрослый рисует) . Плиты так плотно прилегают друг к другу, что самого дна почти не видно (взрослый рисует) . Но в некоторых местах ко дну прикрепились водоросли (рисует) : справа - три, а слева - две. Они проросли между камнями и тянутся, тянутся, тянутся вверх, к солнцу (рисует) . На крайней справа плите лежат две большие раковины (рисует) . Это рапаны (рисует) . Они медленно поднялись и (рисует) ползут. Рядом с ними - еще две маленькие раковинки - маленькие рапанчики (рисует) . На крайней слева плите лежит большая морская звезда (взрослый рисует) . Она красивая, яркая. Хочется ее потрогать. А вот еще одна - маленькая звезда (рисует) .

Между водорослями плавают маленькие рыбки (рисует) . Их семь (рисует) . За маленькими рыбками справа приплыла огромная рыба (взрослый рисует) , а за ней еще одна (рисует) . Они попробовали поймать маленьких рыбок, но маленькие рыбки спрятались в водорослях. Тогда большие рыбы поплыли к рапанам. Ищут, чем бы поживиться. Вверху слева плавают рыбы поменьше (рисует) , но тоже крупные. Их четыре (рисует) . Они едят водоросли. Откусят кусочек - отплывут немного, проглотят его. Потом опять подплывают.

Слева берег. Он крутой (рисует) . Это часть скалы. На нем стоит рыбак - молодой мужчина (рисует) . Сильный. В полосатом свитере (рисует) , шапке, штанах (рисует) , теплых ботинках (рисует) . Он ловит рыбу (рисует) .

Второй вариант

Море тихое, спокойное. Время от времени дует ветерок и по морю идет рябь (взрослый рисует) .

Ветер пригнал тучи. Три. Одна - большая (рисует) , другая - поменьше и третья - совсем маленькая (рисует) .

Справа только-только встает солнце. Появились первые лучи (рисует) . Дно состоит из камней. Разных. Круглых, овальных, длинных, вытянутых по дну (рисует) .

По камням слева направо ползут моллюски. Их много (рисует ). Они ползут к водорослям - позавтракать. Справа растут три маленьких водоросли (рисует) , дальше - две побольше (рисует). Но все моллюски ползут сюда, к большим зарослям водорослей. И маленькие рыбки приплыли к ним. Рыбок пять (рисует ). А за ними приплыли три рыбы побольше (рисует) . Они остановились и думают, чего бы поесть - водорослей или моллюсков. Пока они думали, приплыла огромная рыбина (рисует) . Ей не нужны ни водоросли, ни моллюски. Она любит рыбу.

У берега - плот. Он состоит из толстых бревен, сбитых вместе досками (рисует) . На плоту - мальчик (рисует) . Он лохматый - так торопился на рыбалку, что даже не причесался (рисует) . Он ловит рыбу (рисует) .

Диктант по клеточкам

Это общеизвестный вид графического диктанта, когда взрослый диктует, по скольким клеткам и в каком направлении нужно провести линию, чтобы получился узор или рисунок.

"Графический диктант".

Графический диктант - это выполнение узоров, рисунков под диктовку. Развивает умение слышать и понимать, словесную инструкцию, выполнять задания по образцу, чем моделирует учебную деятельность школьника. Данное задание является одним из самых распространенных при диагностике готовности ребенка к школе и, следовательно, одним из наиболее часто используемых при развитии его произвольности.

Думаю, некоторые из вас возразят мне, что ребенок не компьютер и не должен быть бессловесным исполнителем, но согласитесь, что умение слушать и слышать важное качество, которое необходимо не только в учебе, но полезно и в жизни.

Для выполнения задания ребенку понадобиться лист бумаги в клеточку, простой карандаш и ластик. Правила выполнения зависят от вида графического диктанта, которые можно условно поделить на три вида:

Линейные - узор, выполняемый в строчку. Ребенку диктуют первую часть, состоящую из одного - двух полных циклов, далее он выполняет сам по уже имеющемуся у него образцу, разбираясь в логике исполнения узора;

Объемные - под диктовку выполняется объемный рисунок, который в последствии копируется рядом. Когда ребенок натренируется копировать прямое изображение, предложите ему потренироваться копировать и обратное, то есть, переворачивая рисунок в зеркальном отображении;

Художественные - задиктовывать их крайне сложно, да и, наверное, в данном случае не так актуально. Все дело в том, что рисунок, который готовиться для ребенка на листе в клеточку имеет множество начальных точек и соответственно множество линий. Поэтому в данном случае дается установка только на копирование рисунка (рисунок 6).

Линейные графические диктанты.

1) 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, дальше продолжи, пожалуйста, сам, до конца строки…

2) 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо …

3) 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 3 направо …

4) 5 вверх, 3 направо, 1 вниз, 2 налево, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 направо, 1 вниз, 1 направо …

6) 5 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 2 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 5 вниз, 3 направо…

7) 2 вверх, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали направо вверх, 2 вниз, 1 направо…

8) 1 по диагонали направо вверх, 1 налево, 1вверх,1 направо, 2 вниз, 1 направо…

9) 3 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 3 вниз, 1 направо…

10) 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 3 направо…

11) 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 3 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо…

12) 1 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 1 направо…

13) 1 по диагонали налево вниз, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали налево вверх, 3 направо…

14) 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 по диагонали направо вниз, 3 вверх, 1 по диагонали налево вниз, 1 вверх, 1 направо, 1 по диагонали налево вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 по диагонали направо вверх, 1 вниз, 1 налево, 1 по диагонали направо вниз, 1 налево, 3 вниз, 3 направо…

15) 3 вверх, 2 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо…

16) 2 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 2 вверх…

17) 1 по диагонали направо вверх, 1 налево, 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз, 1 налево, 1 по диагонали направо вниз, 1 направо…

18) 1 направо, 4 вверх, 1 налево, 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз, 3 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 2 по диагонали направо вниз, 2 налево, 1 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 4 по диагонали налево вниз, 2 вниз, 7 направо…

19) 1 по диагонали налево вверх, 1 направо, 2 вверх, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали налево вниз, 2 направо, 1 по диагонали налево вниз, 3 направо…

20) 1 по диагонали налево вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали налево вниз, 3 направо…

21) 1 вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо…

23) 2 вверх, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали направо вверх, 2 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо…

24) 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз, 2 по диагонали направо вверх, 2 по диагонали направо вниз…

25) 2 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали направо вверх, 2 по диагонали направо вниз,1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз…

26) 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали налево вниз,1 направо…

27) 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали налево вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 направо…

28) 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали налево вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали налево вниз, 1 по диагонали направо вниз, 1 направо…

29) 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали налево вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали налево вниз, 3 направо, 1 по диагонали налево вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали налево вниз, 1 по диагонали направо вниз, 1 направо…

30) 1 по диагонали налево вниз, 1 направо, 1 по диагонали налево вниз, 1 направо, 1 по диагонали налево вниз, 2 направо, 1 по диагонали направо вверх, 1 налево, 1 по диагонали направо вверх, 1 налево, 1 по диагонали направо вверх, 2 налево…

Объемные графические диктанты.

1) 2 направо, 1 вверх, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 2 вниз, 4 налево, 1 вниз, 1 налево, 3 вниз, 1 направо, 1 вниз, 6 направо, 3 вниз, 1 налево, 4 вниз, 1 налево, 2 вверх, 1 налево, 1 вверх, 3 налево, 3 вниз, 1 налево, 4 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 4 вверх, 1 налево, 2 вверх. (олень).

2) 4 направо, 1 вверх, 3 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 2 вниз, 1 налево, 1 вниз, 5 направо, 2 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 8 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 2 направо, 1 вверх, 4 налево, 1 вверх. (танк).

3) 1 направо, 1 по диагонали налево вверх, 1 по диагонали направо вверх, 2 вверх, 2 налево, 2 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 по диагонали налево вверх, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 3 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 2 вниз, 2 налево, 2 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 направо. (медведь).

4) 2 вниз, 2 направо, 2 вверх, 3 налево, 3 по диагонали направо вверх, 2 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 3 вниз, 8 налево, 3 вверх. (дом).

5) 3 по диагонали направо вверх, 2 налево, 2 по диагонали направо вверх, 1 налево, 2 по диагонали направо вверх, 2 по диагонали направо вниз, 1 налево, 2 по диагонали направо вниз, 2 налево, 3 по диагонали направо вниз, 8 налево. (елка).

6) 1 вверх, 2 направо, 2 по диагонали направо вверх, 2 направо, 1 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 2 налево, 1 вверх, 1 по диагонали налево вниз, 4 налево. (ботинок).

7) 2 по диагонали направо вверх, 3 направо, 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз, 2 налево, 2 по диагонали направо вниз, 2 по диагонали направо вверх, 4 вниз, 2 по диагонали налево вверх, 2 по диагонали налево вниз, 2 направо, 1 по диагонали налево вниз, 1 по диагонали налево вверх, 3 налево, 2 по диагонали налево вверх. (рыба).

8) 2 направо, 1 по диагонали налево вверх, 2 вверх, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали направо вверх, 2 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 1 по диагонали направо вверх, 2 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 2 по диагонали налево вниз, 4 налево, 1 по диагонали направо вверх, 2 по диагонали налево вверх. (белка).

9) 1 направо, 2 вверх, 2 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 3 направо, 1 вниз, 2 направо, 3 вверх, 1 направо, 5 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 3 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 налево, 1 вверх, 1 направо, 2 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх. (собака).

10) 2 по диагонали направо вверх, 3 вверх, 2 по диагонали направо вверх, 2 по диагонали направо вниз, 2 направо, 2 по диагонали направо вниз, 4 вниз, 2 налево, 2 вверх, 2 налево, 2 вниз, 2 налево, 4 вверх, 2 по диагонали налево вниз, 1 вниз, 2 налево. (слон).

11) 2 направо, 2 по диагонали направо вверх, 2 направо, 2 по диагонали направо вниз, 2 по диагонали направо вверх, 2 по диагонали направо вниз, 2 налево, 2 по диагонали налево вниз, 2 вниз, 2 по диагонали налево вверх, 2 налево, 2 по диагонали налево вниз, 2 вверх, 2 по диагонали налево вверх. (черепаха).

12) 1 по диагонали направо вверх, 2 по диагонали налево вверх, 3 вверх, 2 по диагонали направо вниз, 2 по диагонали направо вверх, 3 вниз, 3 направо, 3 вверх, 2 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 2 по диагонали налево вниз, 6 налево. (котенок).

13) 1 вверх, 1 направо, 2 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 3 вверх, 2 по диагонали направо вниз, 2 по диагонали направо вверх, 3 вниз, 3 направо, 3 вверх, 2 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 2 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 3 налево, 1 вверх, 1 по диагонали налево вниз, 2 налево. (кошка).

14) 4 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 налево, 4 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 4 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 направо, 4 вниз, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 2 вниз, 1 налево, 2 вверх, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево. (бабочка).

15) 2 направо, 1 по диагонали налево вверх, 4 налево,1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 2 направо, 1 вниз. (мышь).

16) 2 вверх, 3 направо, 1 вверх, 1 направо, 4 вниз, 4 направо, 2 вверх, 1 налево, 1 вверх, 2 направо, 7 вниз, 1 налево, 2 вверх, 4 налево, 2 вниз, 1 направо, 5 вверх, 3 налево. (собачка).

17) 1 налево, 2 вверх, 1 налево, 1 вниз, 2 направо, 2 вниз, 4 направо, 1 вверх, 1 налево, 2 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 2 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 направо, 1 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 2 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 3 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 11 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 3 вверх, 2 налево, 1 по диагонали налево вверх. (девочка).

18) 2 по диагонали налево вверх, 1 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали налево вверх, 3 вверх, 3 по диагонали направо вверх, 2 направо, 1 по диагонали налево вниз, 3 по диагонали налево вверх, 1 вверх, 1 налево, 1 по диагонали налево вверх, 1 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 1 по диагонали налево вверх, 1 по диагонали налево вниз, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали направо вверх, 4 направо, 1 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 налево, 1 по диагонали налево вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 вниз, 2 по диагонали налево вниз, 3 по диагонали направо вниз, 3 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 направо, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 2 налево, 1 по диагонали налево вниз, 1 вниз, 2 по диагонали налево вниз, 4 налево. (мышь).

19) 3 по диагонали направо вверх, 1 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 2 вниз, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали налево вниз, 1 по диагонали направо вниз, 8 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 6 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 1 направо, 2 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 2 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 1 налево, 9 вниз, 1 налево, 8 вверх, 1 налево, 8 вниз, 1 налево 8 вверх, 3 налево, 8 вниз, 1 налево, 8 вверх, 1 налево, 8 вниз, 1 налево 9 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 9 вверх, 1 налево, 2 по диагонали налево вниз, 1 по диагонали налево вверх, 1 вверх. (жираф).

20) 2 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 2 по диагонали направо вниз, 2 направо, 3 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали налево вниз, 3 вниз, 2 по диагонали налево вниз, 2 налево, 1 по диагонали налево вниз, 2 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 по диагонали налево вверх, 1 по диагонали налево вниз, 1 налево, 1 по диагонали направо вверх, 2 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 1 налево, 1 по диагонали налево вверх, 2 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 1 налево, 1 по диагонали направо вверх. (цыпленок).

21) 3 направо, 2 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 1 по диагонали налево вверх, 4 вниз, 2 налево, 2 вверх, 3 налево, 2 вниз, 2 налево, 4 вверх, 1 по диагонали налево вниз, 3 налево, 2 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 2 вверх, 2 по диагонали направо вверх, 2 направо, 1 по диагонали направо вниз, 3 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 по диагонали налево вверх, 1 вверх. (слон).

22) 2 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 4 по диагонали налево вниз, 4 по диагонали налево вверх, 2 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 2 по диагонали направо вниз. (сердце).

23) 1 по диагонали направо вверх, 3 вверх, 3 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 4 вверх, 1 по диагонали налево вниз, 2 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 4 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 2 направо, 1 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 1 вверх, 2 по диагонали налево вниз, 1 вниз, 1 по диагонали направо вверх, 2 вверх, 2 по диагонали направо вверх, 1 направо, 2 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 1 вверх, 2 по диагонали налево вверх, 1 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 вниз, 2 направо, 1 по диагонали направо вниз, 4 вниз, 1 по диагонали налево вверх, 2 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 4 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 3 налево, 3 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 2 налево, 4 вверх, 1 налево, 4 вниз, 2 налево. (девочка).

24) 3 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 2 по диагонали направо вверх, 2 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 налево, 1 по диагонали налево вниз, 2 налево, 1 по диагонали налево вверх, 1 налево, 1 по диагонали налево вверх, 2 вверх, 2 по диагонали направо вниз, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 8 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 2 направо, 1 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 1 по диагонали налево вверх, 1 по диагонали налево вниз, 1 по диагонали налево вверх, 1 по диагонали налево вниз, 2 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо. (колокольчик).

25) 4 вверх, 3 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали налево вниз, 2 направо, 2 по диагонали налево вниз, 3 налево, 2 вверх, 3 направо. (кораблик).

26) 3 по диагонали налево вниз, 8 вниз,1 по диагонали налево вниз, 1 налево, 1 по диагонали налево вниз, 1 налево, 1 по диагонали налево вверх, 2 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 вверх, 1 по диагонали направо вверх, 1 вверх, 1 по диагонали налево вверх, 1 вверх, 2 по диагонали направо вверх, 1 направо, 1 по диагонали направо вниз, 2 направо, 1 по диагонали направо вверх, 1 направо, 2 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 1 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 2 вниз, 1 по диагонали налево вниз, 1 налево, 1 по диагонали налево вверх, 1 налево, 1 по диагонали налево вверх, 2налево, 1 по диагонали направо вниз, 1 по диагонали направо вверх, 8 вверх, 3 по диагонали налево вверх. (бабочка).

27) 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево. (ромб).

28) 1 по диагонали направо вверх, 2 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 налево, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 1 налево, 2 вниз, 1 по диагонали направо вниз, 3 налево. (дерево).

29) 2 вверх, 2 по диагонали направо вниз, 2 направо, 2 по диагонали направо вверх, 2 вниз, 2 по диагонали налево вверх, 2 налево, 2 по диагонали налево вниз. (конфета).

30) 2 по диагонали направо вверх, 3 направо, 2 по диагонали направо вниз, 2 направо, 2 вниз, 2 налево, 1 по диагонали налево вверх, 1 по диагонали налево вниз, 4 налево, 1 по диагонали налево вверх, 1 по диагонали налево вниз, 1 налево, 2 вверх, 9 направо. (машина).

Данные задания можно использовать на различных уроках в школе. В том виде как они представлены выше, например, на уроках математики в начальной школе кроме основной цели - развития внимания, дополнительно с целью развития ориентировки в пространстве учащихся. На уроках математики в среднем звене можно использовать данное задание, например при освоении прямоугольной системы координат, задавая направление линий рисунка математическими координатами.

Поставь точки в системе координат и соедини их последовательно:

" (-4,4); (-3,4); (-3,6); (-1,6); (-1,5); (0,5); (0,4); (3,4); (3,3); (5,3); (5,6); (6,6); (6,1); (5,1); (5,0); (4,0); (4,-1); (2,-1); (2,0); (3,0); (3,1); (0,1); (0,0); (-1,0); (-1,-1); (-3,-1); (-3,0); (-2,0); (-2,2); (-3,2); (-3,3); (-4,3); (-4,4).

" (-4,-2); (-4,-1); (-2,-1); (0,1); (2,1); (3,0); (3,-2); (1,-2); (1,-1); (0,-2); (-4,-2).

" (-4,3); (-4,-3); (2,-3); (2,3); (-1,6); (-4,3); (2,3).

" (0,0); (1,1); (1,5); (2,6); (3,5); (3,1); (4,0); (4,-3); (3,-2); (2,-3); (1,-2); (0,-3); (0,0).

" (0,3); (1,1); (3,1); (1,0); (2,-2); (0,-2); (-2,-2); (-1,0); (-3,1); (-1,1); (0,3).

Можно воспользоваться данным типом заданий и на географии или естествознании, знакомя детей с обозначением частей света.

" 2 на север, 1 на северо-восток, 1 на восток, 1 на юго-восток, 1 на юг, 2 на юго-восток, 2 на восток, 3 на северо-восток, 1 на восток, 1 на юго-запад, 3 на юг, 2 на юго-запад, 2 на запад, 1 на юго-запад, 2 на юг, 1 на восток, 1 на юг, 1 на северо-запад, 1 на юго-запад, 1 на запад, 1 на северо-восток, 2 на север, 1 на северо-запад, 1 на запад, 1 на северо-запад, 2 на север, 1 на северо-запад, 1 на запад, 1 на северо-восток.

" 3 на восток, 2 на юго-восток, 1 на юг, 1 на северо-запад, 4 на юг, 2 на запад, 2 на север, 3 на запад, 2 на юг, 2 на запад, 4 на север, 1 на юго-запад, 3 на запад, 2 на север, 1 на восток, 1 на юг, 1 на восток, 2 на север, 2 на северо-восток, 2 на восток, 1 на юго-восток, 3 на юг, 1 на юго-запад, 1 на северо-запад, 1 на север.

" 2 на северо-восток, 1 на восток, 1 на юго-восток, 2 на юг, 4 на юго-запад, 4 на северо-запад, 2 на север, 1 на северо-восток, 1 на восток, 2 на юго-восток.

" 1 на юго-запад, 2 на север, 1 на юго-восток, 2 на север, 1 на запад, 2 на северо-запад, 3 на север, 2 на запад, 2 на северо-восток, 2 на юго-восток, 2 на юг, 3 на восток, 2 на северо-восток, 3 на юг, 2 на юго-запад, 2 на запад.

" 6 на юго-восток, 6 на северо-восток, 12 на запад, 9 на юг, 12 на восток, 9 на север.

Кроме чисто технических задач, которые предлагались выше можно предложить еще больше усложнить данное задание, внося в него элементы творчества. Во-первых, ребенку можно предложить самому придумать узор или рисунок. Такого рода творческую активность проявляют даже дошколята, хотя, безусловно, для них подобного рода задача может оказаться довольно трудной, но отказывать им в этом удовольствии, думаю, не стоит. А во-вторых, можно дать ребенку возможность самому продиктовать свое изображение для исполнения другим ребенком или группой детей под его диктовку. Эти два типа заданий наиболее сложны и требуют определенного уровня развития различных навыков ребенка