Амонашвили шалва александрович учебная деятельность. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Булат Окуджава:

Пока Земля ещё вертится,

Пока ещё ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет.

Слушая в себе эти строки хочется сказать всем учителям: "Пока ещё вертится Земля Образования, пока ещё мерцает, но не гаснет свет свободы, Господи, пошли всем нам мудрый, добрый, приглашающий к диалогу о сущности вечной педагогики жизни трактат "Школа Жизни" Шалвы Амонашвили. Или, предельно кратко, Господи, пошли нам Амонашвили".

Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной. Он педагог и психолог, один из основных создателей системы начального обучения детей с шестилетнего возраста в нашей стране, который продолжая развивать гуманистическую педагогику, выдвинул три основных принципа своей жизнеутверждающей, гуманной, гармоничной педагогической деятельности:

Любить ребёнка. Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.

Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.

Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.

Основная цель учебной деятельности Ш.А. Амонашвили это духовная общность между учителем и его учениками, перестройка внутренних установок ребенка на процесс самопознания и саморазвития. Сегодня по его методике работают школы во многих странах мира. Кроме России (несколько крупных городов) – в Литве, Эстонии, Казахстане, Чехии, Болгарии, Словакии.

По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Он сравнивал свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. В начале своей педагогической деятельности основным тезисом работы учителя он считал формулу, сравнимую с работой врача еще со времен Авиценны: “Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!” Несомненно, ни врач, ни учитель не имеют права ошибаться. Ошибка врача в диагнозе влечет за собой неправильное лечение, ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. “Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс”.

По мере накопления педагогического опыта Амонашвили пришел к выводу, что настоящий учитель должен быть актером. Как артист на сцене забывает обо всем, кроме жизни своего героя, заставляет зрителя воспринимать спектакль, как действительность, так и педагог, входя в класс, должен забыть о своих личных проблемах, переживаниях, и помнить только о своих учениках, каждый из которых имеет свой собственный характер, мировоззрение, но все они без исключения должны быть вовлечены в общий творческий процесс обучения.

В теории Амонашвили мне понравилось его умение лаконично формулировать основные тезисы работы учителя, которые он называет “памятками”. Впоследствии он их сгруппировал, и получилась памятка следующего содержания:

Будь осторожен!

Не ошибись!

Не вреди!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай, к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

Основные целевые ориентации технологии можно сформулировать так:

  1. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
  2. Облагораживание души и сердца ребёнка.
  3. Развитие и становление познавательных сил ребёнка.
  4. Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.
  5. Идеал воспитания – самовоспитание.

Приёмы, используемые в технологии, изложены в книгах - «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели». В этих книгах, описывая технологию обучения Амоношвили:

Категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки ученика предлагается качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. «Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» - говорит педагог и создаёт для этого все условия.

Говорит о воспитании гуманных чувств у детей , которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…» и средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения должен быть непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Педагог не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять. Разговор ведётся в соответствии с нормами общения, используются выражения: «По моему мнению… Мне представляется… Извините, но я думаю иначе… Простите, что перебиваю…» Дети играют в «героя»: в Тома Сойера, в Пеппи, в Маленького принца. Каждый играет героя таким, каким представляет, а все дети ухаживают за ним как за настоящим героем, всё без шуток – таков уговор.

Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.

На уроке математики педагог вводит «3 минуты поэзии», на письме – «3 минуты музыки», иногда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение». Жизнь детей в школе и вне её, и это очень важно, должна быть яркой, красочной, насыщенной игрой, романтикой, юмором, чтобы их окружали произведения искусства, музыка… Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются. Сами дети, в школе, где преподавал Амоношвили, придумали плакаты и повесили их в классе: «Твой смех не должен оскорбить чужое достоинство!», «Нужно плакать от сострадания и сочувствия, а не от того, что у тебя болит зуб!»

В его книгах подчёркивается важная мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными.

Амонашвили уверен в том, что каждый ребёнок достоин уважения. И он не скупится выражать радость в связи с успехами детей. «Спасибо тебе, что думал! Ты меня очень порадовал! Дай, я пожму твою руку!» - эти слова можно слышать на уроке. «Я говорю ребёнку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, высказывает проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства; надо поощрять любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития, становления. Я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к нему». Дети должны чувствовать гордость за педагога, за свой класс, за каждого ученика. Но, выражая радость в отношении отдельного ученика, учитель должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.

Общение между людьми это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общения между учителем и детьми. «Не нужны мне уроки передачи знаний, и вообще, не терплю это бездушное понятие. По-моему, оно заранее настраивает педагога на то, чтобы занять в классной комнате видное и возвышенное место. Нужен не процесс передачи и получения знаний, а процесс совместной духовной жизни ученика и наставника» - говорит Амонашвили.

Детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль. Хороший спор становится важным путём самоутверждения ребёнка. Хорошим же его можно считать тогда, когда интеллектуальное противостояние развивается с переменным успехом. При обучении необходимо создавать ситуации, в которых детям необходимо доказывать свою правоту: «Кто же прав? А вы как думаете?» Целью этого обучения является, и отучение детей произносить хором «Да!» без предварительного осмысления того, что требует согласия, тем самым он развивает самостоятельность детей, умение критически оценивать ситуацию, прислушиваться к мнению товарищей.

Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания крайне необходима «письменная речь» - не что иное, как сочинение. Но это не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность». Отсюда и темы сочинений: «Что меня радует, что огорчает», «Мой представление о счастье», «Каков я и каким могу стать», «Когда я стану большим», «Вежлив ли я». Для стимулирования интереса к письменной речи, дети составляют тома собственных сочинений, выпускают газеты, книги. Во втором классе у каждого ученика появляется тетрадь «Я среди людей». На специальных уроках дети анализируют свои поступки, размышляют по поводу разных жизненных проблем и обо всём пишут в тетради. Тетради эти никому не показывают, в них хранятся тайные откровения. Принцип, которому придерживается Амонашвили: «Личность рождается в борьбе с самою собою в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть направлены на то, чтобы направить ребёнка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелёгкой борьбе».

Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть. То есть включить в содержание своего общения и отношений с ребенком его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. В своей школе Амонашвили проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.

Исходя из вышеизложенного , выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:

  1. Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.
  2. Всегда должны быть вера в возможности каждого ученика и поощрение детей.
  3. Необходимо радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
  4. Обязательно учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
  5. Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.
  6. Законы для учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  7. Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  8. Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  9. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  10. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы». Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.

В Заключение приведу высказывание Д.Д.Зуева, члена-корреспондента Российской Академии образования, профессора, главного редактора «Антологии Гуманной Педагогики»:

«…Классическое наследие, прикладным аспектом которого является гуманное педагогическое мышление и многообразие соответствующих образовательных систем, не является Океаном Педагогических Знаний. Такого океана нет и быть не может. Классическое наследие - это Чаша Педагогической Мудрости, наполняющаяся по каплям в течение тысячелетий….»

Литература

  1. Амонашвили Ш. А.: Здравствуйте дети!,М.,1983;
  2. Амонашвили Ш. А.:,В школу- с шести лет. М.,1986;
  3. Амонашвили Ш. А.: Как живете дети?,М.,1986;
  4. Амонашвили Ш. А.: Единство цели.: ,М.,1987;
  5. Амонашвили Ш.А. :Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.,1984;
  6. Амонашвили Ш.А. :Культура педагогического общения. М., 1990;
  7. Амонашвили Ш.А.: Гуманно-личностный подход к детям.:М., Ин-т практической психологии, 1998.
  8. Амонашвили Ш.А.: Школа Жизни.: М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998


) - советский и российский педагог и психолог.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 года, действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почётный член РАО с 21 марта 1993 года, действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии . Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария) . Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах . Ректор Академии педагогического искусства и социализации . В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили . Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

    Награды и премии

    Семья

    • родители - Амонашвили Александр Дмитриевич (1910-1942) - погиб на фронте, Амонашвили Мария Ильинична (1915-1990).
    • сестра - Амонашвили Натела Александровна, учитель Тбилисской I экспериментальной публичной школы №1, д.п.н., автор пособий и дидактических материалов для 1–4 классов.
    • жена - Ниорадзе Валерия Гивиевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ. Ушла из жизни 24 октября 2012 года.
    • дети - Паата (1964) - психолог, социолог, писатель, издатель, Нино - филолог, ювелир.
    • Внуки - Мика (1990) - бизнесмен, строитель; Александр - финансист; Нино - социолог.

    Педагогические идеи

    Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

    Основные установки

    Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции»

    Основные методические подходы

    Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

    Труды

    • Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980
    • Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М., 1982.
    • Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петровского. - М., 1983.
    • Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М., 1986
    • Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М., 1987
    • Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984
    • Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986
    • Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
    • Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. - М.,1996.
    • Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. - М., 2003.
    • Амонашвили Ш. А. Вера и любовь. - М., 2009.
    • Амонашвили Ш. А. Исповедь отца сыну. - М.,2009.
    • Амонашвили Ш. А. Письма к дочери
    • Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании
    • Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.
    • Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём?
    • Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!. - М..2005.
    • Амонашвили Ш. А. На иностранном языке

      Ш. А. Амонашвили автор книг: Педагогическая симфония (трилогия: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели»). М., 1983-1986; Переведена на многие языки. В 2003 году издана в трёх томах на китайском; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. Переведена на чешский, венгерский, болгарский и др. языки; Школа Жизни. М., 1996. Переведена на югославский, эстонский языки;

      Критика взглядов Ш. Амонашвили

      Главными критиками работ Шалвы Амонашвили являются представители Русской Православной церкви. По мнению протоиерея Александра Новопашина, представителя Информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского, педагогические взгляды Амонашвили пропитаны оккультизмом. В доказательство автор представляет следующие аргументы:

      • "...Амонашвили, как и многие проводники учения деструктивных культов, вводит собственный новояз";
      • "...гуманизм Амонашвили, основанный на «винегрете» из религий и философских течений, ведет к полной потере духовных ориентиров прежде всего у невоцерковленных педагогов и закладывает в сознание ребёнка мину замедленного действия, которая позднее приведет к трагической развязке";
      • "О целях детского воспитания говорится в самых общих выражениях – самих по себе ничего не значащих. Такие понятия, как «совершенство», «божественность», «мудрость» в педагогике Амонашвили не имеют ясного определения, они размыты и по сути остаются словами";
      • вольная трактовка текстов Евангелия со стороны Ш. Амонашвили;
      • манеры Амонашвили на публичных выступлениях напоминают поведение неопятидесятнических пасторов;
      • остальные аргументы сводятся к критике Ш. Амонашвили по вопросам теологии.

    Ректором Академии является профессор Шалва Александрович Амонашвили.

    Он доктор психологических наук, академик Российской Академии Образования, иностранный член Академии Педагогических Наук Украины, почётный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства».

    Награждён медалями: «К.Д.Ушинского, «Учитель Великой России».

    Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

    Шалва Александрович автор следующих книг:

    • «Педагогическая симфония» («Здравствуйте, дети!» «Как вам живётся, дети?», «Единство цели»);
    • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»;
    • «В школу с шести лет»;
    • «Размышления о гуманной педагогике»;
    • «Школа Жизни»;
    • «Вера и любовь»;
    • «Исповедь отца сыну»;
    • «Письма к дочери»;
    • «Баллада о воспитании»;
    • «Истина Школы»;
    • «Без сердца что поймём?»;
    • «Спешите, дети, будем учиться летать!»
    • «Почему не прожить нам жизнь героями духа»

    Шалва Александрович развивает идеи духовного гуманизма и утверждает их в педагогической теории и практике.

    Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

    Основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ.

    Краткая биографическая справка

    Родился 8 марта 1931 года в Тбилиси. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1985 году был избран членом-корреспондентом, а в 1989 году — действительным членом АПН СССР.

    С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

    В 1989 — 1991 годах был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР.

    С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С.С.Орбелиани г. Тбилиси.

    С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет (МГПУ).

    Амонашвилии Шалва Александрович (род. 1931) - грузинский педагог. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 1983-1991 гг. возглавлял НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР, с 1987 генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения Министерства народного образования Грузии. Автор научного направления, известного в мире как «гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук, почетный доктор Софийского университета имени св. Климента Охридского (Болгария). В 2008 г. в составе группы авторов — создателей образовательной системы «Школа 2100» был награжден Премией Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)».
    В 60-70-е гг. прошлого века Амонашвили принял участие в педагогическом эксперименте по исследованию развивающего обучения в лаборатории экспериментальной дидактики (Грузия, Тбилиси). Вспоминая этот этап своей педагогической деятельности, Амонашвили писал: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма... Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства... Дети начинали все больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной». С 1964 г. педагог руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Он научно обосновал и проверил на практике условия, содержание и принципы работы с детьми-шестилетками, способствующие становлению социально значимых мотивов учения и всестороннему развитию личности младших школьников.

    Педагогическая система Амонашвили

    Педагогическая система Амонашвили строилась на гуманности и вере в ребенка, воспитании творчеством и тесном сотрудничестве педагога с детьми. Школьные занятия были уроками познания, общения, взаимопомощи. Балльные оценки и сравнение детей друг с другом были отменены. В книгах «Обучение. Оценка. Отметка» (1980), «Здравствуйте, дети» (1983), «В школу с шести
    лет» (1986) педагог раскрыл основы системы обучения и воспитания младших школьников.
    В начале педагогической деятельности Амонашвили получил школу куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил ее в образцовое учебное заведение. Министерская комиссия, которая пришла в школу с проверкой, была изумлена произошедшем" переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые лети? На что педагог отвечал, что если любить детей и с ними заниматься, в них расцветают чудесные цветы талантов.
    В 1988-1989 гг. Амонашвили работал вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе - ВНИК «Школа». Перед содружеством ученых была поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в сфере образования ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы не были востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены.
    С 1993 г. Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавлявшегося А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа». Педагог занимается подготовкой основных документов, вписал свою концепцию гуманной личностно-ориентированной педагогики в общую схему образовательной системы «Школы 2100». После смерти А.А. Леонтьева Амонашвили стал одним из научных руководителей этой образовательной системы и одновременно руководил Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете и Издательским Домом Шалвы Амонашвили.
    Основной постулат педагогической философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно", он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить ее». Отношения «учитель — ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать ее ребенку».
    Основа основ в школе Амонашвили -- «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? На все эти вопросы педагог ищет ответы вместе со своими учениками.
    Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Амонашвили: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни». Ее главный принцип - - это любовь к ребенку. Учитель должен излучать доброту без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. В пособии для учителей «Здравствуйте, дети!» Амонашвили обобщил результаты своей педагогической деятельности, многолетних наблюдений за формированием личности младших школьников. Книга написана в виде рассказа-размышления педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток. «Моя практика работы с детьми и научный поиск организации га радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания», — пишет Амонашвили в предисловии. Академик АПН СССР А.В. Петровский назвал книгу «Здравствуйте, дети!» «педагогической симфонией», лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили «В школу — с шести лет». Педагог убежден, что эффективное воспитание и обучение детей младшего школьного возраста всецело зависит от личностных качеств учителя.
    Во-первых, учитель должен любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
    Во-вторых, учителю необходимо умение понимать детей, т.е. стать на их позицию, воспринимать их заботы и дела как серьезные, считаться с ними, проявлять к ним не снисхождение, а уважение. Педагог, который понимает детей, не стремится подчинить их своей власти, он, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивает ростки завтрашней. Понимая движения души и переживания ребенка, его чувства и устремления, педагог может добиться того, что сам ребенок станет его соратником в своем же воспитании.
    В-третьих, следует быть оптимистом, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, побуждающем педагога с надеждой ожидать, когда ребенок поумнеет, проявит способности, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, который помогает глубоко вникнуть во внутренний мир ребенка и в зависимости от его личностных особенностей искать пути воспитания, обучения и развития.
    В-четвертых, учителю должно быть присуще все то, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
    Учителю нужно стремиться быть таким. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель. Он посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и нынешних поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, они воспринимаются через личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно является для них примером, предстает перед ними как образец человечности. Только через любовь к нему ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.

    До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью. Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением. Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили. «Мел» собрал самые важные тезисы педагога о том, каким должен быть учитель.

    Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

    1. Быть учителем, а не преподавателем

    Задача учителя - помочь и подсказать. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников. Особенно опасно неверие в ребёнка - предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. В таких случаях учитель ещё без всяких причин начинает кричать на учеников и угрожать наказаниями. Но чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть.

    «Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».

    2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость - жестокостью

    В основе воспитания лежит безграничная любовь к детям. В авторитарной системе учитель, даже искренне любя ребёнка, считает своим долгом «держать его в руках»: заставлять учиться, хорошо себя вести, строго спрашивать с него. А чаще учитель даже не трудится вложить хоть чуточку своей души в процесс обучения, который не должен состоять только из бесконечных домашних заданий, вызовов к доске и контрольных работ. Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно - бунтом.

    «Физик вызывал в нас раздражение и злобу. Человек немолодой, воображавший себя известным учёным, просто издевался над нами. Принципиально никому не ставил пятёрку. „Пятёрка - это мне, - говорил он. - Другие же отметки - вам“. Ему жалко было и четвёрки ставить. Потому много было в классе троечников и двоечников. Нас возмущали его грубость, насмешки и угрозы. Потому не раз бойкотировали его уроки, мешали ему на уроке, конфликтовали с ним. А он, вместо того чтобы разобраться, почему мы так себя ведём, ужесточал меры, наказывал двойками и угрожал, что каждому испортит аттестат».

    Учитель не всегда жёстко обходится с учениками со зла. Возможно, он думает, что делает это во благо ребёнка. Но любить ребёнка - это в первую очередь понимать его, интересоваться им и уважать его личность. Человеческая любовь к ребёнку вызывает ответную человеческую любовь к учителю, которая выражается в желании порадовать учителя своими знаниями и не огорчать прогулами. В классе у таких учителей стыдно списывать и врать, что забыл дневник.

    3. Суть наказания - не в том, чтобы отомстить ребёнку

    Наказание не должно применяться авторитарно - в таких случаях ребёнок не принимает наказания, считает его несправедливым. Наказание само по себе - не мера воспитания. Его воздействие на ребёнка зависит от того, насколько учитель любим и уважаем. И цель наказания - не в том, чтобы совершить общественное правосудие или лично учительское возмездие, а в том, чтобы передать ребёнку чувство огорчения от неудачи. Суть наказания при этом такова, что ребёнок переживает обиду из-за того, что огорчил любимого человека, и чувствует решимость оправдать его ожидания и доверие.

    «Мальчик, мои пятёрки краснеют рядом с двойками… Как быть?..

    А в душе моей происходит взрыв. Я закрываю голову руками и начинаю тихо плакать, чтобы рядом сидящий не догадался, в чём дело. Дело не в пятёрках, а в том, что в них любовь моей учительницы ко мне. А эти двойки могут навредить этой, - самой дорогой, что мне досталось за последние месяцы, - Любви!

    Я причиняю учительнице боль - и мне больно от этого».

    Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

    4. Отметка и оценка - это не одно и то же

    Отметки необязательно выражаются цифрами. Они могут быть словесными, например, слово «молодец». Точно так же, как ребёнок хвастается пятёркой, он скажет дома: «Учитель сказал, что я молодец». Детей ругают за плохие отметки, хвалят за хорошие - все эти реакции формальные, одномерные. Отметки портят ребёнка, образовательный процесс, отношения с родителями.

    «Пятёрки нацелены в сердце, потому что они искажают нравственность ребёнка, тройки порождают равнодушие, двойки вызывают возмущение».

    Детям нужно чаще задавать вопросы, на которые нет заранее известного правильного ответа. Учитель знает, сколько будет дважды два, но не знает, почему ребёнку трудно запомнить таблицу умножения. Не знает, что его интересует, что нравится, что мотивирует учиться.

    «Наша учительница вошла с доброй, приветливой улыбкой, поздоровалась бархатистым голосом, сказала нам «спасибо», взглянула всем в глаза. Это уже было необычно. А потом - вдруг - спросила:

    Ребята, вы любите стихи?

    Нам никто не прививал любовь к стихам; прежний учитель требовал от нас выучить наизусть заданное стихотворение и отбарабанить его на уроке. Никогда не задавал он вопроса, нравятся ли нам эти стихи».

    Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

    6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку

    В авторитарном педагогическом процессе требовательность –предупредительная мера к наказанию. Учитель требует, чтобы ребёнок усердно учился, не нарушал правил. Он говорит «перепиши это к завтрашнему дню», подразумевая «иначе пеняй на себя». Тональность такого требования - приказная, принудительная. Это педагогический инструмент, который решает проблемы самого учителя, а не ребёнка.

    Если же учителя действительно больше заботит завтрашний день ребёнка, чем тишина в классе, его требования выражают переживания за будущее ребёнка. В таких случаях требование меняет своё содержание и тональность. В нём звучит доверие и надежда на успехи ребёнка, оно мотивирует его стараться и развиваться.

    «Были случаи, когда она (учительница) обращалась к кому-либо из нас:

    И когда с этой просьбой однажды обратилась и ко мне, я был очень горд и рад. А спустя пару дней, вернув книгу, сказала:

    У тебя хороший вкус, раз такие книги читаешь… Спасибо, я получила удовольствие…

    Что ещё было нужно для того, чтобы я пристрастился к чтению?»

    Шалва Амонашвили «Как любить детей (Опыт самоанализа)»

    7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков

    Уроки - это основа для школьного дня, но дети приходят не только ради них. Они приходят ради весёлых перемен, встреч с друзьями, бесед с учителем, интересных внеурочных школьных дел. Школьная жизнь - гораздо больше, чем несколько уроков каждый день, а уроки - гораздо больше, чем прилежное сидение за партой.

    Ребёнок не может оставить свои впечатления и переживания за порогом школы и прийти с чистым, стерилизованным стремлением учиться

    И он не станет более внимательным и сосредоточенным, если отнять у него игрушку, которая так захватила его воображение, что он принёс её с собой в школу. Он станет ещё рассеяннее, потому что будет огорчён, и сможет думать только о дальнейшей судьбе своей игрушки.

    «Пусть лежит оловянный солдатик в кармане, пусть ребёнок катается в своём воображении на велосипеде, пусть находится под впечатлением вчерашней дедушкиной сказки! Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью. И тогда прямо на уроке (всё равно, какой это будет урок) Илико достанет из кармана своего оловянного солдатика. Я с большим интересом стану его рассматривать. „Как он мне нравится! У тебя только один солдатик? Есть ещё и другие? Нет, не надо дарить мне его! Приведи всю свою армию оловянных солдатиков; наверное, поиграть с ними будет очень интересно!“ Илико будет доволен и завтра же принесёт всех своих солдатиков, а я поищу сказку об оловянном солдатике, чтобы прочитать её всему классу».

    Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

    8. Хороший учитель - тот, кто любит детский «жриамули»

    «Жриамули» - это грузинское слово, которое обозначает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гомон. Он отличается от обычного шума тем, что он наполнен радостью и жизнью. Иметь педагогический слух значит уметь различать разные нотки в этом шуме, который всегда наполняет школу, и любить его.

    «И вот смотрю я на фотокарточки моих 36 детей и меня охватывает нетерпение встречи с этим детским „жриамули“. Я принимаю любовь к „жриамули“ как доказательство того, что смогу их понять. Убеждён: кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё профессиональное счастье».

    Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»