Воспитание личности ребенка и формирование характера. Воспитание личностных качеств ребенка

Здравствуйте Юлия,
у меня в этот раз философский вопрос, касающийся больше воспитания, чем раннего развития. Какие качества воспитывать в ребёнке, чтобы он смог выжить в нашем жестоком мире? Вот я наблюдаю в окружении, как многие мамы специально прививают и поощряют такие качества, как эгоизм, сомнительное лидерство, не ставят детям никаких границ в отношении других деток. Идёт только внушение «ты самый-самый», после буквально каждого (тело)движения или примитивного ответа ребёнка бурные, и на мой взрослый взгляд, неискренние восторги. Причём речь идёт не о младенцах, а о трёхлетках. Ребёнок на групповом занятии забирает общую игрушку, которую используют в игре — мамаша довольно ухмыляется (как же, лидер растёт:)). Преподаватель молчит, игра идёт дальше без игрушки. Мне лично такое претит. Я ещё не решила, как лучше поступать в таких случаях. Мой уже задаёт много вопросов, в тот числе и о поведении других людей. Закладывается понятия «что такое хорошо и что такое плохо». С другой стороны, во взрослой жизни практически всегда добиваются успеха люди без принципов. Которые идут по головам. Мне бы не хотелось, чтобы мой ребёнок шёл по головам, но и чтобы об него вытирали ноги тоже не хотелось бы.
Как найти золотую середину? Интересно Ваше мнение на этот счёт.
С уважением,
Людмила Матвеева

Людмила, спасибо за действительно важный и очень актуальный вопрос. Сразу скажу, что мой ответ на него не претендует на форму «совета», так как я не психолог, а педагог, поэтому сфера воспитания для меня — область дилетантских, а не профессиональных интересов.
Поведение ребенка, а затем и взрослого человека в обществе зависит от нескольких факторов: генетически заложенных качеств личности, влияния социальной среды, воспитания. Первое мы изменить не в силах. Второе — частично поддается коррекции: мы можем контролировать круг общения нашего ребенка, объяснять поведенческие реакции окружающих, помогать ребенку социализироваться. Третье — полностью задача нас, родителей. Поэтому вопрос для меня звучит не «как воспитать успешного и одновременно порядочного человека?» а «как сделать все от нас зависящее, чтобы ребенок вырос успешным и одновременно порядочным человеком?»

Во-первых, это та ситуация, в которой следует разобраться в терминологии.
Кто такой лидер? — В словарях Даля, Ушакова, Ожегова находим одно и то же: » 1. Вождь, руководитель политической партии, общественно-профессиональной организации (полит.). Лидеры партии. Профсоюзные лидеры. 2. лицо, идущее первым в каком-н. состязании (спорт.). Лидер турнира. 3. На гонках, преимущественно велосипедных — лицо, едущее впереди гонщика и тем невольно побуждающее его ускорять движение (спорт.)»
Таким образом, лидер — человек, управляющий определенной группой людей, ведущий ее за собой.
Чтобы повести за собой большинство, надо обладать определенными качествами, которые бы позволили человеку заиметь авторитет у коллектива.
Что это за качества:
— уверенность;
— находчивость;
— решительность;
— смелость;
— поддержка других;
— умение делегировать полномочия.

Ответим себе на вопрос честно: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок обладал этими качествами?» — Думаю, в большинстве случаев ответ будет положительный.
И это правильный курс. Воспитывать в ребенке умение быстро ориентироваться в сложной ситуации, принимать правильные решения в режиме цейтнота, не бояться трудностей, воодушевлять и приободрять других, окружать себя талантливыми людьми — все это никак не может помешать ребенку во взрослой жизни, наоборот будет способствовать социальному и профессиональному успеху.

Только это все не имеет никакого отношения к хулиганскому поведению, хамству и пренебрежению нормами поведения в коллективе. Если ребенок силой отнимает игрушку, ошибочно полагать, что это качество будущего лидера. Может и лидера, но только какой-нибудь бандитской группировки. Если вы хотите именно такого будущего своему ребенку, можно и дальше гордиться или закрывать глаза на такое поведение. Если же под лидерством вы видите интеллектуальное и эмоциональное превосходство вашего ребенка в коллективе, то стоит немедленно взять другой курс в вопросах воспитания. Как именно вести себя с детьми, чтобы взращивать в них положительные лидерские качества, — этот вопрос слишком обьемен, чтобы затрагивать его в формате лаконичного ответа. Однако позволю себе все же дать один совет. Если Ваш ребенок склонен к импульсивному поведению в коллективе, чрезмерному проявлению инициативы, если он не прислушивается к желаниям других детей и не хочет принимать их мнение, больше внимание уделяйте играм по правилам, чтобы ребенок понял, что в жизни не всегда все так, как говорит и хочет он. Если же Ваш ребенок наоборот пассивен в коллективе, идет за большинством, ведом и не проявляет инициативы, устраивайте дома игры, в которых проявление инициативы ребенком является естественным и необходимым условием, давайте ребенку больше творческих заданий, предоставьте больше самостоятельности.
В бизнесе есть понятие «деловая этика». Это некая совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Деловая этика включает в себя честность в отношениях с работниками, клиентами (покупателями), поставщиками и конкурентами. Быть лидером не значит «идти по головам», но значит «уметь убеждать». Быть лидером не значит «спорить», но значит «уметь идти на компромисс». Быть лидером не значит «гнуть свою линию», но значит «быть гибким». Быть лидером не значит «воевать», но значит «уметь договариваться». Быть лидером не значит «диктовать», но значит «быть терпимым». Таким образом, воспитывая в ребенке лидерские качества, мы не должны забывать, что воспитываем человека нравственного, с высокими моральными принципами, знакомого с нормами поведения в обществе, с этикетом, с хорошими манерами и хорошим вкусом. Воспитывая ребенка лидером, мы должны помнить о том, что перед нами стоит цель воспитать порядочного, доброго, чуткого человека, а не жестокого зверя, готового на все ради собственной выгоды. Прежде всего ваш ребенок должен быть человеком, а потом уже лидером.
И даже если лидера из вашего ребенка не получается, не отчаивайтесь. В истории человечества есть масса примеров не менее успешных и счастливых людей, о которых ни разу не сказали, что они лидеры.

Современный учитель прекрасно понимает свою большую ответственность в воспитании и обучении молодёжи. Помимо безусловно важного условия профессионализма современное образование требует от учителя воспитание таких личностных качеств, которые, возможно, не требовались ранее.

1. Терпение
На мой взгляд, это одно из важнейших качеств современного учителя. С чем встречается учитель?
— растёт количество гиперактивных детей;
больше моделей поведения учащихся;
— часто меняющееся настроение детей;
— более высокая, чем ранее, требовательность родителей к учителю;
— более высокая, но не подкреплённая материально и морально, требовательность чиновников от образования всех уровней.
И это повторяется изо дня в день.
Учитель должен быть готов к фактически постоянным экстремальным условиям.

2. Принятие и понимание эффективности новых образовательных технологий
Цифровые технологии стремительно вошли в образование. Последние годы доказали огромные достижения и возможности информационно-образовательных технологий. И этот процесс будет продолжаться.
И очень важно не просто идти в ногу с новейшими технологиями, но и понимать, какие цифровые инструменты обеспечат наибольшую эффективность в конкретных педагогических условиях.

3. Творческое отношение к работе
Федеральные государственные стандарты предполагают более творческий подход к процессу обучения. Учителя разрабатывают свои уникальные способы работы, новые формы педагогического общения.

4. Умение быть лидером
Проектная и исследовательская деятельность учащихся предполагают новые роли учителя работы в команде. Это не класс. Это временный творческий коллектив. И хотя учитель выполняет роль лидера, он должен уметь слышать и слушать.

5. Найти своё место в Интернете
В наше время почти каждый учитель оставляет свой след в Интернете.
Это означает, что и там складывается ваш имидж.
Современный учитель должен знать, как управлять своим имиджем в Интернете и какие социальные сети являются для него предпочтительными. Где он может общаться с коллегами, и в то же время знать об определённых рисках работы в тех социальных сетях, где присутствуют дети.

6. Обратная связь
Умение общаться с не только с учениками, но и родителями, коллегами является важным качеством для каждого учителя.
Чтобы не тратить на это дни напролёт, вам нужно научиться говорить ясно и сжато. И окружающие будут ценить это.

7. Умение находить привлекательные образовательные ресурсы
Это очень важно для того, чтобы поддерживать в учащихся творческий интерес к вашему предмету.
Это значит, что часть своего времени вы должны потратить на поиск новых приложений, просмотр веб-страниц для профессионального вдохновения, подписаться на рассылку (RSS) тех интернет-ресурсов, которые вызывают у вас постоянный интерес.

8. Непрерывное самобучение
Вы должны понимать, что в наше время не можете знать слишком много. Посещайте семинары, мастер-классы, записывайтесь на вебинары, обращайтесь ко всему, что сделает вас лучше.

9. Умейте отдыхать
Учитель должен вовремя почувствовать, когда необходимо отсоединиться от социальных медиа и расслабиться.
Профессиональное выгорание учителя наступает раньше, чем он сам это замечает.
Необходимо вовремя остановиться. Тогда ваша полезность будет продолжаться дольше.

10. Научиться адаптации к новым условиям
Информационные доски в учительских не вмещают всё новых и новых указаний и директив. Находите самые лёгкие пути к преодолению разгула образовательного бюрократизма, если не удаётся с разгона их отвергнуть. Дети, их запросы и интересы тоже постоянно меняются.
Умение адаптироваться, наряду с терпением, является обязательным.
Учитель изначально - оптимист. Такой его настрой безусловно передаётся и детям.

  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Участие в воспитании ребенка принимают оба родителя, но в этом деле у каждого из них есть своя «зона ответственности». Каким-то вещам ребенка может научить только мама (скажем, вряд ли отец хорошо научит ребенка штопать носки), но развитие некоторых навыков и качеств напрямую зависит от отца. : дело в том, что сын видит в папе будущего себя и так или иначе равняется на него. Папа для него – образец, с которого он, сознательно или нет, будет строить свою жизнь.

    Какие же качества отец должен воспитать в сыне в первую очередь? Об этом Я – Родителю рассказал редактор сайта «Папа Сегодня» Николай Корнетов.

    1. Ответственность

    Умение брать на себя ответственность за собственные слова и поступки – это одно из самых главных мужских качеств, без которого вашему сыну в жизни придется тяжело.

    Мужчина, на которого нельзя положиться и чьи слова ничего не значат, долго не задерживается ни в одной компании, и каких-либо долговременных отношений он построить тоже не сможет.

    Сделать сына ответственным поможет, прежде всего, ваш собственный пример. Если вы будете всегда держать свое слово, продумывать свои решения, и, самое главное, будете уметь признавать свою неправоту, если действительно были неправы, то, скорее всего, сын вырастет таким же.

    Казалось бы, уборка – «женское занятие» и убирать за собой ребенка должна учить мама. Однако, если речь идет о воспитании мальчика, то дело в свои руки лучше взять отцу, потому что если ребенок усвоит, что убирать за собой мужчина не должен, то в первые же месяцы самостоятельной жизни он, наверняка, «зарастет грязью».

    Ваша обязанность, как отца - показать сыну, что мужчина должен быть чистоплотен, если хочет, чтобы окружающие не относились к нему с брезгливостью.

    Для этого контролируйте сами, достаточно ли часто он чистит зубы, моется, следит за чистотой одежды. Научите его складывать одежду в шкаф после прогулки, а не раскидывать её по дивану и стульям, помогите ему определить, куда и как убирать его личные вещи. И, опять же, не забывайте, что главный образец для подражания – это вы сами.

    3. Финансовая грамотность

    Посвящать ребенка в «денежные» вопросы никогда не рано. Чем раньше мальчик поймет настоящую цену денег, научится планировать расходы, тем ему будет легче адаптироваться к самостоятельной жизни в будущем. Вполне вероятно, что ему придется потом быть главным «добытчиком» в семье, и поэтому навык обращения с деньгами он должен получить, прежде всего, от вас. Для этого с раннего возраста научите его обращать внимания на ценники в магазине: это научит его ориентироваться в ценах и понимать, что стоит «много», а что «мало».

    Посвящайте сына в финансовую жизнь семьи и советуйтесь с ним по поводу предстоящих больших покупок: пусть он принимает посильное участие в планировании расходов семьи.

    Не лишним будет как-нибудь вместе с ним составить бюджет, скажем, поездки на море. В будущем он обязательно скажет вам за это спасибо.

    4. Умение решать конфликты (как по-хорошему, так и по-плохому)

    Социальная действительность такова, что мужчинам и женщинам для решения конфликтов нужны немного разные навыки, поэтому ваш мужской опыт в этом деле для него незаменим.

    Попадать в конфликтные ситуации мальчик будет с раннего возраста, и вы должны его научить, в каких случаях дело необходимо решить компромиссом, когда не стыдно обратиться за помощью к взрослым и после какого «сигнала», по всей видимости, придется вступать в драку.

    Кстати, научить защищать себя физически можете его только вы, иначе ему предстоит научиться этому на собственных ошибках, а это будет куда более болезненно.

    В развитии игровой деятельности выделяют три стадии: сначала игра в одиночку, затем рядом с другими детьми и, наконец, взаимодействуя с ними. Так закладываются первые модели социальных отношений, а ю.

    Впрочем, как справедливо заметил великий педагог Антон Семёнович Макаренко, «человек не воспитывается по частям», поэтому, приучая детей содержать игрушечное хозяйство в порядке, родители закладывают у них основы аккуратности, а подсказывая темы для ролевых игр, способствуют развитию воображения и пр. Подсказками могут служить сказки, рассказы, стихи, сюжеты теле- и радиопередач. Они же помогают развивать умственный потенциал ребёнка в целом. Сначала малыш просто слушает, потом учится пересказывать короткие стихи и сказки. А поскольку у дошкольников внимание и память непроизвольны, то произведения должны интриговать яркостью и эмоциональностью.

    Постепенно увеличивается объём и перечень источников знаний, тем более что малыши, как правило, неистощимы в познавательном поиске. Маленькие «почемучки» хотят узнать всё и сразу, иногда ставя родителей в тупик своими вопросами. Если не отмахиваться от любопытного «первооткрывателя» мира, не отделываться стандартной фразой «Вырастешь - узнаешь», то процесс познания может стать для ребёнка чрезвычайно увлекательным, что поможет затем при обучении в школе.

    через передачу личного отношения родителей к отчей земле и живущим на ней.

    Дети рано начинают проявлять интерес ко всему происходящему, а в каждой семье есть реликвии - документы, фотографии, награды родных и близких, которые, например, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, были причастны к другим значимым событиям. Прекрасным средством воспитания могут стать праздничные даты, «красные дни календаря» и по другим причинам.

    Общеизвестно, что для многих людей - маленьких и больших - самым любимым праздником является Новый год, но мало кто задумывается о причинах этого. Между тем механизм формирования положительного восприятия события достаточно прост. Ведь с Новым годом связано множество ритуалов: ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, бой часов, шампанское и пр. Все эти детали воздействуют на эмоциональную сферу человека, украшают праздник, доставляя удовольствие. И если сопроводить собственными ритуалами празднование, например, Дня Победы, то можно закрепить в душе ребёнка чувство сопричастности к событию и гордости за свою страну.

    Кроме того, родители во время прогулок могут рассказывать ребёнку об исторических памятниках, возведённых поблизости от знакомых мест, о том, что связано с этими свидетелями прошлого родной земли, какие люди принимали в этом участие. Очень важно также, чтобы дети гордились ролью родителей в жизни трудового коллектива, региона, а возможно - и всей страны. Если отец и мать рассказывают сыну или дочери о своей работе и, в свою очередь, интересуются их делами, это поднимает самооценку ребёнка, позволяет ему чувствовать себя значимым, способствует формированию гражданского самосознания.

    .

    Поскольку у ребёнка от природы заложена потребность в активности, а также склонность к подражанию, то малыши очень тянутся к взрослым занятиям: они хотят мыть посуду, стирать, подметать пол, лепить пирожки, поливать из шланга грядки и пр. Если поощрять участие детей в домашних хлопотах, то постепенно привычные занятия станут естественными и необременительными. Конечно, родителям придётся смириться с тем, что часть посуды будет раз-бита (и не ругать за это!), постель убрана не очень аккуратно, а пирожок будет иметь не белый, а серый цвет и странную форму, но все это восполнится трудолюбием ребёнка.

    На одном из первых мест в жизни семьи должно стоять и физическое воспитание ребёнка. От состояния здоровья во многом зависит самочувствие и настроение человека, его успехи в работе, всё мироощущение в целом. Поэтому ещё с грудным младенцем заботливая мама проделывает нехитрые комплексы упражнений, а к утренней гимнастике ребёнка желательно приучать, как только он научится ходить. Тем более что в современных условиях несложно оборудовать и в городской квартире домашний мини-стадион, установив шведскую стенку, канат для лазания, кольца и пр. Позже это поможет ребёнку научиться бегать, прыгать, плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис или бадминтон. В общем, дочь или сын смогут выбрать себе вид спорта по вкусу, не обязательно для профессиональных занятий, но для поддержания формы и ведения здорового образа жизни.

    .

    Для малыша первыми источниками эстетических впечатлений становятся игрушки, затем его одежда, предметы быта: посуда, мебель, вся обстановка в квартире. Уют, чистота и порядок в комнате, в том числе среди игрушек, способствуют воспитанию эстетического вкуса. Но наибольшей силой воздействия обладают произведения искусства, поэтому важно приобщать детей к художественному творчеству. Тем более, что потребность в рисовании обнаруживается очень рано, примерно в 1,5-2 года. Ещё К.Д. Ушинский заметил, что все дети - страстные рисовальщики, и на родителях лежит ответственность за то, чтобы желание ребёнка выразить себя было удовлетворено.

    Не меньшее значение имеет музыка, занятия которой способствуют также выработке упорства, настойчивости, организованности. Началом приобщения к музыке становятся колыбельные песенки, которыми мама укачивает малыша, а несколько позже он будет с удовольствием слушать несложные произведения композиторов. Учёные утверждают, что постоянное звучание специально подобранной классической музыки стимулирует интеллектуальное развитие ребёнка.

    Главное, что эстетически развитый человек не просто наслаждается красотой, но сам стремится создавать прекрасное и искоренять безобразное.

    Формирование всех сторон личности как бы концентрируется в нравственном воспитании, поскольку оно проявляется в отношении человека к различным сферам бытия: к обществу, другим людям, природе, труду, Отечеству и др. Целью и результатом нравственного воспитания становится формирование у детей высоких нравственных качеств: доброты, честности, эмпатийности, смелости, ответственности, порядочности, трудолюбия и пр.

    Существуют различные пути и средства нравственного воспитания ребёнка в семье, среди которых на первом месте стоит общение с родителями. Однако, как совершенно справедливо заметил один из классиков педагогики, «воспитания без самовоспитания не существует», причём это следует отнести и к родителям.

    Воспитание - всегда обоюдный процесс, поэтому в благополучной семье взрослые влияют на детей, одновременно корректируя друг друга. И в этой коррекции большое значение имеет, с одной стороны, выработка эффективного стиля родительского воспитания, а с другой - учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. В совокупности это превращает семейное воспитание в процесс постоянного поиска, творчества, сомнений и удач.

    Л. Смагина