Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица. Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебство в молоке

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

«Вода-водица»

Программное содержание : Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода источник жизни , необходима для поддержания жизни и обеспеченья здоровья человека, о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная (пар) .

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи :

Образовательные :

Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.

Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.

Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

Развитие диалогической речи у детей.

Коррекционно-развивающие :

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие тактильных ощущений.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Воспитательные :

Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы и оборудование : рисунки по теме « вода » , стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь, х/б ткань.

Ход занятия:

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане, Без нее вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить :

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите мне ребята для чего нужна вода человеку ?

(пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).

- Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы , цвета, запаха и вкуса. Давайте мы с вами убедимся в этом. Посмотрите у меня на столе стоят два стакана с водой, (попросить подойти детей к столу и посмотреть) давай те попробуем эту воду. (Дети нюхают, пробуют воду на вкус) А теперь расскажите мне какая вода в стакане .

Правильно вода без цвета , без вкуса и прохладная, а теперь мы с вами попробуем изменить ее. У меня есть соль и сахар, возьмите ложечку и положите их в стаканы с водой и попробуйте. Какие изменения произошли с водой?

Да у воды появился вкус, в одном стакане вода стала соленая в другом сладкая, а теперь смотрите я опущу в стакан пакетик с чаем, что происходит?

- Вода окрасилась , значит можно поменять качества воды, а теперь добавим в чай кусочек лимона, понюхайте у воды появился запах, молодцы, сейчас мы с вами поиграем в игру.

«Какая бывает вода »

(Воспитатель бросает детям мяч и они говорят о свойствах воды, об использовании ее в жизни человека).

А теперь мы проведем еще один опыт , мы все знаем что вода у нас в кране чистая, а кто знает как ее чистят? Вот здесь в банке у меня вода , мы возьмем песок и перемешаем с водой, какая она стала? Правильно грязная, а теперь мы с вами сделаем фильтр, возьмем пластиковую бутылку у которой мы заранее отрезали дно, в марлю завернем вату, положим ее в бутылку, возьмем мешочек с углем и тоже высопим в бутылку. Теперь поставим ее в чистую банку, а сверху нальем грязную воду. Пока наш фильтр работает мы с вами поиграем.

Март сосульки свесил с крыши дети, взявшись за руки, идут по кругу

И капелью зазвенели останавливаются, ритмично хлопают в ладоши

Солнце в небе выше, выше поднимают руки вверх

Все хлопочут, много дел выполняют наклоны вправо и влево

Скоро снег совсем растает приседают и встают

Выйдут в поле трактора ставят руки на пояс, с перетопом продвигаются вперед

Черный грач весну встречает идут, высоко поднимая колени

Громкой песней : кра-кра-кра машут руками, как крылышками.

Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.

(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой).

Помните на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть как это происходит, давайте проведем опыт . Нальем в банку горячей воды, смотрите над банкой поднимается пар, кто знает почему?

Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите пар собирается на зеркале, собирается в капли и снова падает в банку с горячей воды.

Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки) .

Меня пьют, меня льют. Мы говорим : она течёт;

Всем нужна я, Мы говорим : она играет;

Кто я такая? Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман, В морях и реках обитает,

И ручей, и океан, Но часто по небу летает.

И летаю, и бегу, А как наскучит ей летать,

И стеклянной быть могу! На землю падает опять.

Очень добродушная, Сама пить не пьёт,

Я мягкая, послушная, А нас вынуждает.

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Итог :

Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы , цвета, запаха и вкуса. Поэтому : она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т. д. Вода может быть чистой и грязной : чистая прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры : холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние : на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит . Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становиться водой. Вода имеет большое значение доя жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода . Такая вода есть в реках , озерах, родниках, под землей.

Светлана Ханнанова
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»

Любовь Михайлова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Цель : развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Познание : Обобщить знание детей о назначении воды в нашей жизни, проводить не сложные опыты с водой. Выявить вещества, которые растворяются и не растворяются в воде. Закрепить свойства воды в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные : Развивать любознательность, логическое мышление.

Коммуникация : Расширять и активизировать словарный запас.

Здоровье : Закрепить значимость воды в жизни человека.

Социализация: Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности.

Словарная работа : Вода, жидкость, бесцветная, прозрачная, опыт, растворитель, раствор, лаборатория.

Оборудование и материал : Стаканчики, тарелочки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, речной песок, разноцветные краски, ноутбук.

Ход непосредственной образовательной

деятельности.

Посмотрите у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуй воздух (разводят руки в стороны)

Здравствуй вода (руками плавательные движения)

Здравствуйте мои друзья (руки вперед)

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук)

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)

Будем дружно мы играть

Путешествовать опять.

Воспитатель:

Ребята вы любите путешествовать? Тогда слушайте меня внимательно и выполняйте –

Вправо, влево повернись

Вокруг себя покружись

В лаборатории окажись.

Вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории. Вы будите исследователями.

(надеваем фартуки)

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Не шуметь – этим мы мешаем другим.

Слушать воспитателя.

Аккуратно обращаться с посудой – помните, стекло может биться и им можно порезаться.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение сделать вывод.

Воспитатель:

Ребята, смотрите, нас уже ждет наша «Капелька», она хочет познакомить вас с новыми свойствами воды и вместе с вами проделать опыты.

Отгадайте загадку: Она бесцветная на вид

Но нашу жажду утолит (вода).

Где есть вода?

(вода есть всюду: в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода)

Кому и для чего нужна вода? (слайды)

Давайте с вами вспомним, что мы знаем о воде? Какая она?

(жидкая, прозрачная, не имеет вкуса, запаха)

Какой формы вода?

(вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.)

«Капелька» спрашивает - хотели бы вы узнать какими свойствами еще обладает вода? Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт №1 «Вода – растворитель»

На столе блюдце в нем сахарный песок, стакан с водой. Возьмем стакан с водой, насыплем две ложки сахарного песка. Что вы видите? (сахар растворяется)

Вывод: Сахар быстро растворяется в воде, раствор остается прозрачным

Опыт №2

На столе блюдце с речным песком, стакан с водой. Возьмем стакан с водой и две ложки речного песка. Что произошло?

(речной песок не растворился)

Вывод: Песок придал воде коричневый цвет, вода стала грязной, песок не растворился, а потихонечку оседает на дно.

В лаборатории бывают перерывы. И в нашей лаборатории тоже перерыв.

Физкультминутка:

Разминая поясницу мы не будем торопиться

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

Раз и два, раз и два – закружилась голова

1,2,3,4,5, ноги надо нам размять (приседание)

Напоследок, всем известно как всегда ходьба на месте

От разминки польза есть, что ж пора на место сесть.

Воспитатель : А какую воду вы хотели бы пить?

(Чистую. Нужно пить только чистую воду, а грязную воду пить нельзя.)

Воспитатель : Правильно, ребята! Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Что для этого нужно сделать?

(Выслушивает предложение детей.)

Опыт №3 «Вода может принять свой цвет»

На столе разноцветные краски, стакан с водой, пипетка.

Возьмите пипетку и любую краску, капните в воду. Что произошло с водой?

Вывод: Вода растворила краски, какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит, вода растворитель и может изменять свой цвет.

Опыт №4 «Воду можно очистить»

Сейчас мы воду профильтруем, будем очищать ее.

Оборудование: воронка, стакан, ватные диски.

Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но пить эту воду нельзя, ей можно полить цветы.

Итог: Уважаемые исследователи, проделав опыты, скажите «Капельке», что мы с вами узнали о воде?

(Есть вещества которые растворяются в воде, есть вещества которые не растворяются в воде. Воду можно очистить с помощью фильтров)

А можно ли пить воду, которую мы очищали?

Что вам сегодня понравилось больше всего?

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Мы с «Капелькой» предлагаем всем насладиться песенкой воды. (слушаем звуки воды)

Конспект НОД по познавательно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему "Вода"


Конспект НОД разработан для детей средней группы. Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ.

Конспект НОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе.

Цель : воспитывать интерес к экспериментированию.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воды (льётся, прозрачная, без запаха). Формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать.
Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Социально- коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников.
Художественно- эстетическое: упражнять детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток), равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.
Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.
Методы и приёмы: практические: создание художественного продукта, опыты, экспериментирование, физкультминутка, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент.
Наглядные: демонстрация картинок.
Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, загадывание загадки.
Материал и оборудование: одноразовые стаканчики и ложки,сахар рафинад, тазы с водой, картинки с изображением живого и предметного мира, краски, салфетки, пипетки на каждого ребёнка, листы белой бумаги.
Ход НОД. .
В гости к детям прилетает тучка (переодетый воспитатель).Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Тучка . Хотите со мной поиграть.
Дети отвечают.
Тучка . Давайте, вы сегодня будете моими капельками. Предлагает детям закрыть глаза, проговорить слова и превратится в капельки.
Раз, два, три
Будем капельки
Все мы!
Тучка. Ребята, а когда пройдёт дождь, что образуются?
Дети отвечают.
Тучка. А из чего состоит лужа?
Дети отвечают.
Тучка. Предлагает послушать загадку:
Если руки наши в ваксе.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо.
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без...
Ответы детей.
Тучка. Предлагает детям игру "Хорошо- плохо". Дождик это хорошо или плохо? Почему хорошо? Для кого хорошо?
Дети отвечают.
Тучка. У нас прошёл волшебный дождик и склеил все капельки и получился ручеёк стал двигаться по залу и добежал до столов.
Дети берутся за руки и бегут по залу к столам.
Тучка. Ребята, что вы видите на столах?
Дети отвечают.
Тучка. Дети, давайте с вами нальём себе в стаканы воды из тазика. Вода наливается в ваши стаканы?
Дети отвечают.
Тучка. Что делает вода?
Дети отвечают.
Тучка демонстрирует схему- картинку.
Тучка предлагает детям поднести стакан с водой к носу, чем пахнет вода?
Дети отвечают.
Тучка. Показывает детям схему- картинку, что вода не имеет запаха. Затем предлагает детям взять ложечки и опустить в стакан с водой. Ложку видно или и нет? Что можно сказать про воду, какая она?
Дети отвечают.
Тучка. Подводит детей к тому что, только чистая вода не имеет запаха и прозрачная, но может менять цвет если её подкрасить краской. капает в стакан капельку краски. Что произошло с водой? Какая стала цветом вода?
Дети отвечают.
Тучка. Предлагает детям взять кусочек сахара и опустить в воду, а в другой стакан опустить ложечку соли, что будет с сахаром и солью? Какая стала вода?
Дети наблюдают и отвечают.
Тучка. Ребята, значит вода может менять вкус или нет?
Дети отвечают.
Тучка предлагает поиграть в подвижную игру "Солнышко и тучка". (игра проводится два раза).
Ребята посмотрите, что лежит у меня на столе? Давайте с вами поведём игру "Кому нужна вода?"
Дети выбирают только те картинки кому нужна вода.
Тучка. Проводит пальчиковую гимнастику "Дождик".
Дождик,дождик, веселей! (показывают как капает дождик все кистью).
Капай, капай,не жалей! (брызгают пальчиками).
Только нас не замочи (делают "домик" над головой, смыкают пальцы рук).
Зря в окошко не стучи (стучат кулачком об кулачок).
Брызги в поле пуще (показывают брызги пальчиками).
Станет травка гуще (растопыривают пальчики и покачивают ими).
Тучка. Показывает детям листок с нарисованной тучкой и спрашивает, что из тучки идёт?
Дети отвечают.
Тучка. Предлагает нарисовать дождик из пипеток при этом показывает технику рисования.
Дети рисуют дождик (играет музыка "Времена года").
Тучка . Ребята, как много я с вами узнала про воду! Как бы мне всё это не забыть, а давайте вспомним, что мы узнали о воде? Какая она? Кому нужна? Для чего нужна? Ну, теперь я всё запомнила! Спасибо! Мне пора улетать, а вам снова превращаться в детишек.
Дети. Произносят слова:
Раз, два, три, четыре
Снова мы в детишек превратились! (пока дети проговаривают слова воспитатель переодевается).

юлия казаченок
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Кораблекрушение»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе .

Тема : «Кораблекрушение » .

Программное содержание :

Цель : закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи :

1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.

2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности , экспериментированию.

Раздаточный материал : Сахарный песок, речной песок, соль, опилки, камни, песок, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.

Демонстрационный материал : Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек» , карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории, презентация.

Ход организованной образовательной деятельности.

Ход НОД

На экране изображен корабль , который плывет по морю и начинается штор. В шторме корабль так раскачивает что с палубы корабля падают мешки с какими то веществами.

Шторм стихает, и мешки попадают на берег. Мешки попадают на берег. Но некоторые из них оказываются пустыми. Давайте узнаем, что же было в мешочках.

Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.

Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях . Перечислите.

Дети :

1. У воды нет запаха

2. Нет вкуса.

3. Она прозрачная.

4. Бесцветная.

5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.

6. Имеет вес.

Воспитатель : - Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования :

Вправо, влево повернись,

В лаборатории окажись.

(дети подходят к мини-лаборатории) .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?

Дети : - У нас в лаборатории появились мешочки.

Хотите узнать что лежит в этих мешочках? Отгадайте загадки :

1. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

2. Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар)

3. Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

(камень)

4. Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? -. (песок)

Ребята у вас на столах пробирки с этими веществами, давайте их рассмотрим. Какие они?

Воспитатель : - Все эти вещества находились в мешочках давайте проверим как они взаимодействуют с водой.

Воспитатель : - Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?

Дети : - Фартуки.

(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).

Воспитатель : - Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами :

Дети :

1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.

2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

I. Исследовательская работа :

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?

Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.

Воспитатель : - Давайте проверим.

Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.

Воспитатель : - Посмотрите и определите, какая там вода?

Дети : - Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.

Воспитатель : - Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.

Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.

Воспитатель : - Что произошло с сахаром, солью?

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.

Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.

Камни не растворяются в воде вода остается прозрачной, а камни падают на дно.

Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.

Воспитатель : - Ребята, мы с вами поработали и предлагаю нам отдохнуть.

(Дети садятся за другой стол и проводится игра.

Пальчиковая игра «Море»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

II Экспериментальная работа.

Ребята у нас новая беда. На берегу острова оказались люди, и им очень хочется пить, но как на зло нигде нет питьевой воды. Что будем делать как поможем?

Подходим к 1 столу.

Воспитатель : - Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?

Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.

Воспитатель : - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).

Делаем фильтры с детьми.

Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.

Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу : «Поспешишь – людей насмешишь» .

Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.

Песок удалось отфильтровать, потому что он не растворился в воде, на фильтре хорошо видны следы песка. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде : сахар, соль.

Итог НОД :

1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль.

2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, камни.

3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.

4. С помощью чего? – фильтра.

5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример) .

6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?

Воспитатель : - Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.

Вправо, влево повернись.

В группе снова очутись .

Публикации по теме:

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная сила магнита» Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Волшебная сила магнита» Интегрируемые образовательные области:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Цель: - закрепление знаний детей о состоянии.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Мы исследователи!» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании.

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Трусова Людмила Анатольевна Тема занятия:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Актуальность: Ребенок рождается исследователем.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: 1. Помочь ребёнку понять.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица водица» Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица – водица» Цель: Совершенствовать представления детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» Задачи: Расширять кругозор о воздухе и его свойствах. Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни,вызвать интерес к окружающему.

Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Библиотека изображений:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему : «Волшебная вода».

Цель : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы) .

Задачи:

Образовательные :

  • формирование у детей представлений о свойствах воды;
  • уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

Коррекционно-развивающие :

  • развитие диалогической речи у детей;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные :

  • формирование познавательного интереса, активности, любознательности.
  • доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.

Предварительная работа : просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде » , чтение стихов и пословиц о воде.

Материал и оборудование :

Незнайка (фартуки с нарукавниками на каждого ребенка, плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, кружки и тарелки из детской посуды на каждого ребенка, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, капельки на каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель . Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды).

Дети . Воды.

Воспитатель. Правильно.

Скажите, зачем нам нужна вода?

Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

А кому еще нужна вода ?

Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.

Воспитатель:- Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?

Дети. Да!

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение засыхает, погибает.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?

Дети. Полить растение.

Воспитатель . Правильно, растение нужно полить. Давайте, Ваня М. и Вика С. польют растение.

(Дети поливают из лейки комнатное растение) .

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, я предлагаю вам, отправится в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты.

(звучит волшебная музыка)

Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

(одевать фартуки и наркавники)

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель: А сейчас закрыли глаза и повторяем вместе со мной

1,2,3 волшебство скорей прийди!

(воспитатель одевает халат и очки с колпаком волшебника)

Основная часть :

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. (На спинке каждого стула висит фартук и нарукавники, помогает одевать пом.воспитателя). И наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Воспитатель: Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «У воды нет вкуса»

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети. У нее нет вкуса.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар) .

Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.

Какая вода стала на вкус?

Дети. Вода стала сладкая .

Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?

Дети . Сахар.

Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды.

Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.

Воспитатель: Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?

Дети: Соленая

Опыт № 2 «У воды нет запаха» .

Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

Дети. Да!

Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.

Воспитатель. Скажите, вода имеет запах?

Дети. Нет. Вода не имеет запаха .

Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?

Дети. Вода пахнет лимоном .

Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?

Дети. Сок лимона растворился.

Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде, и вода приобрела запах

Опыт № 3 « Вода прозрачная »

Воспитатель . Ребята, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А камни видны в воде?

Дети. Да, мы их видим.

Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети. Потому что вода прозрачная.

Воспитатель. Правильно, вывод - вода прозрачная . Молодцы.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем ш-ш

Руки моем с-с

Щеки моем, шейку трем

И водичкой обольем.

Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.

Опыт № 4 «Вода растворитель».

Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую и опустите в воду. Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет.

Воспитатель. Каким цветом стала вода?

Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.

Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей?

Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.

Воспитатель. Правильно . Вода изменила цвет, потому что краска в ней

растворилась.

Молодцы.

Опыт № 5 «Вода не имеет формы».

Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат, тарелочки и кружечки предлагаю налить

из стакана по немного воды в эти предметы. Есть ли форма у воды?

Дети: Нет

Воспитатель: Что произошло с водой?

(дети делают самостоятельно вывод)

Воспитатель: Принимает форму той емкости, в которую налита вода,

То есть может легко менять форму. Вывод - Вода не имеет формы.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку.

В тепле он был водой.

В мороз в прозрачный превратился мост.

Дети: Лед

Воспитатель: Правильно, это лед.

(воспитатель вносит чашу со льдинками, в которых заморожены бусинки) .

Воспитатель: Ребята, вчера вечером я уронила, в лужу браслет и он порвался, бусинки рассыпались. Ночью мороз сковал лужу, вода превратилась в лед. Помогите мне их достать изо льда! Как это можно сделать?

Дети: опустить лед в теплую воду, поставить чашку с кусочками льдинок на батарею.

(Воспитатель помогает сделать выводы : дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду).

Опыт № 6 « Таянье льда в воде»

Воспитатель: А мы с вами положим все льдинки в чашку с теплой водой и посмотрим, что произойдет с льдинками.

Воспитатель: Ребята, что случилось со льдом. В каких условиях лед растаял быстрее?

Дети: Превратился в воду.

(Вывод делают дети: лед быстрее растаял в горячей воде.)

Воспитатель: Спасибо ребята, все мои бусинки можно снова собрать на нитку в браслет! Вы смогли мне их вернуть!

Ребята, вам понравилось быть волшебниками?

Дети. Да!

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты.

Воспитатель. Что это были за опыты?

Дети. Опыты с водой.

Воспитатель. Что вы узнали из опытов?

Дети. Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.

Воспитатель: Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить талисманы в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Дети. Да!

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему : « Волшебная лаборатория »

Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое, социально-

коммуникативное развитие.

Цель : Знакомство со свойствами магнита.

Задачи :

1. Формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать.

2. Учить отделять магнетические предметы, от не магнетических, используя магнит.

3. Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты .

4. Развивать познавательный интерес у детей.

5. Совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление) .

6. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам,воспитывать интерес к экспериментированию , воспитывать аккуратность при работе с магнитом, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развитие речи : обогащать словарный запас детей. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный) .

Предварительная работа : опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Материал и оборудование : магниты на каждого, скрепки, гвозди, тарелочки на каждого ребёнка. Деревянные, пластмассовые, железные, резиновые, бумажные, маленькие игрушки. По две корзинки на каждый стол. Плотный лист бумаги. Стаканы с водой, высокий прозрачный кувшин с водой. Нить.

Конверт с письмом.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу , здороваются, встают в круг.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, нам кто- то письмо прислал, давайте

прочитаем его!Ответы детей : Давайте!

Воспитатель : (открывает конверт, достаёт письмо, читает) : «Иголочку из

колодца достанет тот, кто в лаборатории ответ найдёт ».

Воспитатель : Ничего не понимаю. А вы, ребята? Хотите разобраться, что же

здесь происходит?

Ответы детей : Да!

Воспитатель : Что бы преодолеть любые трудности, нам с вами нужно стать

одной командой. Для этого возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи,

почувствуйте тепло товарища.

Давайте вместе скажем : «Команда, вперёд!»

Дети вместе : «Команда, вперёд!»

Воспитатель : Я предлагаю вам отправиться в волшебную лабораторию !

(звучит музыка) . (Воспитатель переодевается в волшебника ) .

Раз, два, три - волшебство скорей приди

Ребята, посмотрите, это волшебная лаборатория . И сегодня мы

познакомимся с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

Я вам сейчас загадаю загадку :

Он не маг и не волшебник , но очень знаменит :

Лишь завидев его, к нему гвоздь полетит,

Вмиг прилипнет к нему - тяжело оторвать!

Оторвёшь гвоздь, а он прилипает опять -

Вот такой притягательный этот …Магнит.

Воспитатель :

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Ребята, а как вы думаете, какие секреты хранит в себе магнит?

(Свойства, что можем узнать - рассматривание магнита) .

(ответы детей) : Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь?

Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий?

Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?

Воспитатель : Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные,

без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера

(большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают

разной формы.

Ребята, а давайте поэкспериментируем с магнитом . Но сначала вспомним,

какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Воспитатель : Ребята, а как нам узнать какие предметы дружат с магнитом, а

какие нет? Что же нужно сделать? (ответы детей) .Опыт №1 Магнетические предметы из тарелочек.

Воспитатель : Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит?

Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?

Дети : Они все из металла.

Воспитатель : Все предметы которые притянул магнит положите в пустую

корзинку. (кладут) Какие предметы мы положили в корзинку? (Которые

притянул магнит).

В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их

рассмотрим. (Рассматривают)

Воспитатель : Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из

дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?

Дети : магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу.

Воспитатель : Так какой же вывод мы сделаем?

Дети : Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель : Ой, кто это к нам идёт?

(появляется Машенька) .

Воспитатель : Здравствуй Машенька, что случилось? Почему ты такая

грустная?

Машенька : Как же мне не печалиться. Потеряла я конверт, в котором ответ

находился, как мне найти мою волшебную иголочку . Украла Баба Яга

иголочку, и где – то спрятала. А без иголочки ни скатерть не вышить, ни

платья не сшить. Что делать не знаю.

Воспитатель : Не печалься, Машенька, мы нашли конверт с письмом, вот он.

(Машенька берёт конверт, читает письмо.)

Машенька : Но здесь не сказано, как достать мою иголочку из глубокого

колодца с водой.

Воспитатель : Ребята, а давайте подумаем, как мы можем помочь

Машеньке?

Ответы детей (вычерпать ведром воду достать, выкачать)

Воспитатель : Может нам магнит поможет?

Дети : (да, давайте попробуем)

Опыт №2 «Магнит и гайка в воде» .

Воспитатель : Давайте проверим это. Бросьте в стакан с водой гайку, а потом

с помощью магнита попробуйте достать её из воды. Ребята, как вам удалось

достать гайку?

Дети : магнит её притянул.

Воспитатель : Правильно, молодцы.

Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?

Дети : Сохраняются. И в воде магнит притягивает предметы.

Машенька : Но колодец глубокий – не стакан, а магнит маленький, как же

достать с его помощью иголочку со дна?Опыт №3 «Удочка» .

Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к

магниту и опустить в колодец. Один из ребят проводит опыт на столе у

воспитателя.

Машенька : Большое спасибо за помощь! А не хотите ли со мной

поиграть, размяться? (разминка, музыка) .

Машенька благодарит за помощь, уходит на поиски своей

иголочки. (Дети прощаются с Машенькой) .

Опыт № 4 «Достань скрепку из воды, не замочив рук и магнит» .

Воспитатель : Ребята, а теперь новое задание, подумайте и скажите, как

достать скрепку из стакана так, чтоб не замочить ни рук, ни магнит. Как же

это сделать? Кто нам скажет? (попробовать приложить магнит к стеклу) .

Дети : Магнит притягивает предметы и через стекло

Проводят опыт №4 «Танцующая скрепка» .

Воспитатель : Я вам сейчас покажу фокус «Танцующая скрепка»

(Скрепка на плотной бумаге, магнит под бумагой) .

Воспитатель : Почему она пляшет?

Дети : Магнит притягивает.

Воспитатель : Не только через стекло, но и через дерево, воду, картон,

магнит притягивает металлические предметы.

Воспитатель :

(Подведение итогов) : Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали в

ходе экспериментов .

(ответы детей)

Воспитатель : Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы, давайте

себе похлопаем! Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями

предметах. (Магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный,

стеклянный, бумажный).

А теперь давайте попрощаемся с волшебной лабораторией и вернёмся в

детский сад.

Раз, два, три - волшебство скорей приди !

Дети прощаются с гостями