Новорождённый ребёнок. Ребенку месяц и он плохо спит днем (причины)

Во многих руководствах по уходу за детьми говорится о плаче. Он настолько естественно сопровождает жизнь грудничка , что забыть о нем просто невозможно. Однако мало где упоминается, что чувствует мама, когда ее малыш заливается слезами. Разберемся, почему новорожденный часто плачет, надо ли брать плачущего ребенка на руки, как пережить и реагировать на плач у детей постарше.

Везде можно прочитать, что «постепенно мама учится различать звуки, издаваемые ее ребенком». С опытом действительно начинаешь видеть разницу между воплем голодного волка и хныканьем заболевшего малыша. Но никто не упоминает, что любой вид плача в конечном счете очень сильно изматывает.

Разумеется, у мамы достаточно ума и сочувствия, чтобы понимать, что у младенца нет других способов самовыражения. Он кричит вовсе не для того, чтобы досадить своей матери, а лишь для того, чтобы попросить ее о помощи.

Конечно, вы все это знаете. Тем не менее, на какую-то долю секунды у вас возникает желание крикнуть: «Да замолчишь ты когда-нибудь, маленькое чудовище!».

В зависимости от возраста ребенка плач воспринимается по-разному, и можно различить несколько стадий в восприятии детского плача родителями.

  • : родители не слишком хорошо понимают причину его плача, они чувствуют себя бессильными, судорожно пытаются найти хоть какое-либо решение, спрашивая себя, хорошие ли они родители (чувство вины — 5 баллов по пятибалльной шкале).
  • Через несколько недель: родители знают, почему плачет их младенец, и не раздумывая находят решение (к которому пришли через бессонные ночи и сотни грязных памперсов).
  • По прошествии нескольких месяцев: младенец прекрасно усвоил, как заставить реагировать своих родителей, и начинает применять всю свою силу убеждения. Родители уже достаточно закалены и умеют обходить ловушки, расставленные маленьким хитрецом.

Излюбленное время и место орущего младенца

  • Среди ночи в отеле.
  • В супермаркете под злобными взглядами теток в бигуди.
  • В самолете (особенно во время долгого перелета).
  • Когда мама разговаривает по телефону и ей нужно записать важную информацию о предстоящей встрече.
  • В машине, когда вы пытаетесь найти место вашей встречи.
  • Во время какой-либо церемонии, собрания, на которое вы были вынуждены его взять.

Новорожденный малыш вовсе не плачет больше всех, но именно его сложнее всего понять. Нужно всегда исходить из того, что просто так он закатывать истерики не станет, и вы должны установить причину, проведя небольшое расследование. Не волнуйтесь, вы очень быстро станете настоящим Шерлоком Холмсом: научно доказано, что уже через десять дней после рождения ребенка мама распознает от 3 до 6 видов его плача.

Причины беспокойства младенца Признаки
Я хочу есть/пить. Это очень громкие крики ярости, которые не прекращаются, когда вы берете его на руки. Часто он засовывает в рот свой кулачок. Единственное, что для него сейчас имеет значение, — это поесть.
Я мокрый. Эти крики не такие громкие, скорее жалобные, но гораздо более назойливые.
Я устал. Ребенок хнычет, всхлипывает, видно, что ему некомфортно. Ему хочется, чтобы вы прижали его к себе и утешили.
Мне больно. Резкие, пронзительные, встревоженные крики, не прекращающиеся, когда вы берете малыша на руки. До трех месяцев речь обычно идет о коликах, связанных с незрелостью нервной и пищеварительной системы.
Мне необходимо разрядиться. Эти крики позволяют избавиться от стресса, накопленного за день, и сопровождаются повышенным возбуждением.
На выбор:
Я совсем голый.
Я мокрый.
Меня тискают.
Что это за шум?
Хныканье или громкий плач, в зависимости от степени дискомфорта.

Должна ли я сразу взять его на руки?

Как выбрать между инстинктивным желанием утешить своего ребенка и тем, что подсказывают остатки нейронов, уцелевших в материнском мозгу («нет, нет и нет, нужно немного подождать»)?

Отвечая на призыв ребенка, вы даете ему понять, что вы здесь и готовы утешить его и помочь. Если младенец понимает, что рядом есть кто-то, кому можно доверять, он вырастет спокойным и уверенным в себе.

Тем не менее малыш сильно продвинется в своем развитии, если научится утешать себя сам, находя силы успокоиться. Сдержанное и сочувствующее присутствие — вот верная позиция идеальной мамы, не так ли?

Когда ничего не помогает

Он плачет. Как правило, это происходит ближе к вечеру. Вы попытались решить эту проблему: переодели малыша, накормили его. Вы укачиваете его, ласкаете. Ничего не помогает. Это классические колики, вытекающие из потребности ребенка избавиться от стресса, накопленного за день, от пережитого напряжения (возбуждение, усталость, радость и т.д.). Разве вам самой никогда не хотелось разрядиться от избытка эмоций?

В подобных ситуациях стресс и дискомфорт ребенка становятся заразными: мама чувствует себя бессильной, начинает нервничать, напряжение нарастает. Дайте малышу время успокоиться, оставив его в своей комнате, лишь иногда заходите проверить, все ли у него в порядке. Если он продолжает плакать, вы можете походить с ним из комнаты в комнату, при условии, что сами при этом будете сохранять спокойствие...

Необходимо будет также смириться с этими проходящими кризисами, они неизбежны, и старайтесь переживать их достойно, не усугубляя ситуацию.

Плач малыша постарше

У подрастающего малыша могут появиться новые разновидности плача. С развитием человека его тревоги становятся изощреннее. Покончив с примитивными проблемами (голод, жажда, сон, мокрые подгузники ), ребенок переходит в удивительный мир метафизических забот: я хочу привлечь твое внимание, я нуждаюсь в любви...

«Эй, мне скучно!» Как только ребенок перестает спать целыми днями, его охватывает жажда открытий. Не оставляйте его в кроватке, воспользуйтесь тем, что он пока неподвижен, и берите с собой шезлонг с ним. Он с удовольствием будет смотреть на то, как мама моет посуду, готовит еду, убирается.

Недорогие и очень занимательные игрушки

  • Маленькая пластиковая бутылка с несколькими скрепками, камушками или сухими фасолинами (внимание: крышка должна быть закручена очень плотно).
  • Картонная трубка из-под фольги.
  • Хорошо закрытая коробочка с ватными палочками.
  • Пластиковые браслеты.
  • Разнообразные коробки, которые можно открывать и закрывать.
  • Картонные упаковки из-под продуктов ( обычно украшают яркими, красивыми картинками).

«Ты не разрешаешь мне трогать то, что я хочу — я сейчас тебе такую истерику устрою!» Разочарование — это, пожалуй, одно из самых болезненных ощущений, которое испытывают дети. Родители устанавливают границы и запрещают им прикасаться к розеткам, лампочкам, хрупким безделушкам и т.д. Малышу нужно научиться справляться с этим чувством.

«Нет, мама, не оставляй меня!» Довольно быстро малыш познает чувство грусти, видя, как вы уходите. Принято считать, что к 8 месяцам он открывает для себя «тревогу расставания», иначе говоря, страх, что вы больше не вернетесь. Разумеется, у каждого ребенка все индивидуально: кто-то плачет, едва мать выйдет в соседнюю комнату, а кто-то не вспоминает о ней и через два дня. В обоих случаях повода для тревоги нет, все это пройдет.

Купить эту книгу

Обсуждение

Да, и действительно. подсознательно понимаешь, что означает каждый вскрик, хлип ит.п.)

Бедные наши карапузы((

16.03.2016 18:50:01, Инна Полева

Никогда не могла понять колики, кушать хочет или просто скучно. Возьму на заметку!!!

Спасибо за статью, очень полезная информация.

Полезная информация. Помню, когда в нашей семье появился первенец, мы все не могли понять почему он плачет. Оказалось - колики. Вот поди отгадай если не знаешь ничего о детях, что их беспокоит.

Комментировать статью "Почему новорожденный часто плачет: 6 причин"

Момент 3-й Почему ребенок, сладко заснув с мамой, затем вдруг просыпается и начинает плакать, если мама оставила его в постели одного или переложила в его собственную кроватку\колыбельку\коляску? В чем тут дело? Сейчас мы берем тот вариант, когда ребенок действительно сытый, сухой, здоровый. Итак, РЕБЕНКУ ОЧЕНЬ КОМФОРТНО СПАТЬ И ОЩУЩАТЬ ПРИ ЭТОМ МАМИНЫ ЗАПАХИ! «Слышу мамины запахи, значит, мама рядом и я сразу получу все, что мне нужно, как только захочу!», - примерно такой ход мыслей, если...

Во многих руководствах по уходу за детьми говорится о плаче. Он настолько естественно сопровождает жизнь грудничка, что забыть о нем просто невозможно. Однако мало где упоминается, что чувствует мама, когда ее малыш заливается слезами. Разберемся, почему новорожденный часто плачет, надо ли брать плачущего ребенка на руки, как пережить колики и реагировать на плач у детей постарше. Плач ребенка: что чувствуют взрослые Везде можно прочитать, что «постепенно мама учится различать звуки...

Все дети плачут. И если у больших деток выяснить причины плача особого труда не составляет, то понять, что именно беспокоит новорожденного ребенка очень нелегко. Ведь крохе еще недоступны привычные для нас способы общения, и справиться самостоятельно со своими, даже небольшими неприятностями, он тоже не в силах. Поэтому в первое время ему необходима ваша забота и уход. В первые месяцы жизни основные причины плача новорожденного ребенка связаны с самыми главными для него потребностями и...

В феврале 2016 года в одном из районов Москвы, по заявлению соседа, из семьи был изъят 5-летний мальчик. Оказалось, что донос написали соседи, проживающие в другом подъезде. Эти соседи при этом даже не были уверены, на каком именно этаже проживает семья. История об изъятии из благополучной семьи здесь [ссылка-1] . В результате прихода полиции ребенка изъяли как безнадзорного за "антисанитарию" и невыполнение родительских обязанностей. Матери говорят, что на нее заводят уголовное дело. Статью...

Обсуждение

Как профессионально делать крайней соседку. Нашли виновную. Все правильно она сделала. А лучше пусть молчит и не лезет, да? А потом все поражаются - как это соседи молчали, когда детей убивали-избивали, на цепи сажали и пр. Все претензии к работе опеке и правоохранительных органов.

Вот перед тем как набрасывать вы информацию не проверяете?

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

Герой этой книги - дракоша Гоша - совсем не похож на сверстников: сильных, коренастых и весьма драчливых. В школе он учится с трудом, ему плохо даются драконские премудрости - Гоша не любит плеваться огнем и жечь тетрадки. Дракоша сочиняет стихи и мечтает найти друзей. Одноклассники смеются над ним, отчего Гоше живется совсем невесело. Сумеет ли дракончик обрести уверенность в себе и раскрыть свои таланты? Удастся ли ему преодолеть робость и страх и оправдать надежды папы и мамы? Истории о...

Все дети плачут. Этот факт общеизвестен. Но тем не менее, когда плачет свой родной новорожденный малыш, а тем более первенец, многие молодые мамы впадают в растерянность. Что же он хочет? Есть? Пить? Спать? А может вообще последовать совету подруги и дать ему «прокричаться»? Надо понимать, что универсального ответа на эти вопросы нет. Каждая мама со временем научится понимать своего кроху, настроится с ним «на одну волну». Тогда большая часть вопросов отпадет сама собой. Но все таки некоторые...

♦ Постоянно разговаривайте со своим малышом. Помните, что в младенчестве у ребенка развивается слуховое восприятие, он реагирует на голоса взрослых людей, разговаривающих с ним. ♦ Старайтесь чаще брать ребенка на руки. Гладить его, целовать, показывать свою любовь ему. Помните, что основой развития ребенка в этом возрасте является постоянный контакт с матерью и другими близкими членами семьи. ♦ Не оставляйте ребенка наедине даже с самыми замечательными игрушками. Помните, он...

Моей Шауракай 8 лет, учится во 2 классе. В последнее время она постоянно плачет. Любой вопрос, легкий упрек в ее адрес завершается слезами. Я так переживаю...

Обсуждение

Я такая была в этом возрасте. Причем сама этого стеснялась, но слезы сами текли.
Думаю, к эндокринологу стоит обратиться. Если там все нормально, то к неврологу, если и там нормально - к психологу.

Давно началось? Сама как объясняет? Переутомляется?

Эти советы я решила написать в результате дискуссии, которая развернулась в комментариях ранее опубликованной записи "Не кричи и останься спокойной" [ссылка-1] Конечно, каждый родитель имеет свою точку зрения в вопросах воспитания своих детей, насколько допустимо кричать на ребенка и какой есть в этом смысл. Но мне почему-то после всех комментариев вспомнились стихи Григория Остера "Вредные советы", и я решила составить свой список вредных советов для родителей. Вредные советы для родителей...

В первые месяцы жизни ребенка кишечные колики являются основной причиной обращения родителей к врачу. Примерно от 20 до 40% детей к 6–недельному возрасту кричат по ночам, страдая от кишечных колик, которые проявляются беспокойством и плачем, сучением ножек, напряжением и вздутием живота, уменьшающимся после отхождения стула и газов. Обычно кишечные колики начинаются в вечернее время суток и встречаются чаще у мальчиков. Для описания кишечной колики у младенцев используют так называемое...

Боли Если плач, оборачивается криком с сопровождением непривычного выражения лица, то скорее всего, малыша мучают боли в животе. Плач при болях в животе характеризуется пронзительным криком ребенка. Если вы заметили, что у малыша заметен слегка вздутый живот, то это говорит о проблеме, связанной с кишечными коликами, которые возникают на первых трех месяцах жизни. Такое явление вызвано рефлекторным усилением движений кишечника (в медицине именуется, как перистальки) из-за попадания большого...

Все 9 месяцев у вас под сердцем растет малыш, который окружен не только вашей любовью и лаской, но и надежной защитой из околоплодных оболочек и амниотической жидкости. Плодный пузырь образует герметичный резервуар со стерильной средой, благодаря которой ребенок защищен от инфекции. В норме разрыв плодных оболочек и излитие околоплодных вод происходит перед родами (когда шейка матки полностью раскрыта) или непосредственно в процессе родов. Если целостность пузыря была нарушена раньше, это...

Обсуждение

11. Всегда ли врач при осмотре может с уверенностью поставить диагноз преждевременного излития вод?
При массивном разрыве поставить диагноз не составляет труда. Но, к сожалению, почти в половине случаев врачи даже ведущих клиник сомневаются в диагнозе, если опираются только на данные осмотра и старые методы исследования.

12. Можно ли поставить диагноз преждевременного излития вод с помощью ультразвукового исследования?
Ультразвуковое исследование дает возможность сказать есть ли у женщины маловодие или нет. Но причиной маловодия может быть не только разрыв плодных оболочек, но и нарушение функции почек плода и другие состояния. С другой стороны, бывают случаи, когда небольшой разрыв оболочек происходит на фоне многоводия, например при патологии почек беременной. Ультразвуковое исследование является важным методом наблюдения за состоянием женщины, у которой произошел преждевременный разрыв плодных оболочек, но не дает ответ на вопрос, целы ли плодные оболочки.

13. Можно ли определить подтекание вод с помощью лакмусовой бумажки?
Действительно, есть такой способ определения околоплодных вод, основанный на определении кислотности среды влагалища. Он называется нитразиновый тест или амниотест. В норме влагалищная среда имеет кислую реакцию, а амниотическая жидкость нейтральную. Поэтому, попадание амниотической жидкости во влагалище приводит к тому, что кислотность влагалищной среды уменьшается. Но, к сожалению, кислотность влагалищной среды снижается и при других состояниях, например при инфекции, попадании мочи, спермы. Поэтому, к сожалению, тест, основанный на определении кислотности влагалища дает много как ложноположительных, так и ложноотрицательных результатов.

14. Во многих женских консультациях берут мазок на воды, насколько точен такой метод диагностики преждевременного излития вод?
Влагалищное отделяемое, содержащее плодные воды, при нанесении на предметное стекло и высушивании образует рисунок, напоминающий папоротниковые листья (феномен папоротника). К сожалению, тест дает также много неточных результатов. Кроме того, во многих лечебных учреждениях лаборатории работают только в днем и по рабочим дням.
15. Каковы современные методы диагностики преждевременного разрыва плодных оболочек?
Современные методы диагностики преждевременного разрыва плодных оболочек основаны на определении специфических белков, которых много в амниотической жидкости и в норме не содержится во влагалищном отделяемом и других жидкостях организма. Для обнаружения этих веществ разрабатывают систему антител, которую наносят на тест-полоску. Принцип работы таких тестов напоминает тест на беременность. Наиболее точным тестом является тест, основанный на обнаружении белка, под названием плацентарный альфа микроглобулин. Коммерческое название – Амнишур (AmniSure®).

16. Какова точность теста Амнишур?
Точность теста Амнишур составляет 98,7%.

17. Может ли женщина поставить тест Амнишур самостоятельно?
Да, в отличие от всех остальных методов исследования постановка теста Амнишур не требует осмотра в зеркалах и женщина может поставить его в домашних условиях. Все, что нужно для постановки теста входит в набор. Это тампон, которая вводится во влагалище на глубину 5-7 см и удерживается там в течение 1 мни, пробирка с растворителем, в которой тампон промывается в течение 1 мин и затем выбрасывается и тест-полоска, которая вводится в пробирку. Результат считывается через 10 мин. В случае положительного результата, как при тесте на беременность, появляется 2 полоски. При отрицательном результате – одна полоска.

18. Что делать, если результат теста положительный?
Если тест оказался положительным, необходимо вызвать скорую помощь или обратиться в роддом, если срок беременности больше 28 недель и в гинекологическое отделение больницы, если беременность меньше 28 недель. Чем быстрее будет начато лечение, тем больше шансов избежать осложнений.

19. Что делать, если тест отрицательный?
Если тест отрицательный, можно оставаться дома, но при очередном визите к врачу, надо рассказать о беспокоивших симптомах.

20. Если от момента предполагаемого разрыва плодных оболочек прошло более 12 часов, можно ли ставить тест?
Нет, если с момента предполагаемого разрыва прошло более 12 часов и признаки излития вод прекратились, то тест может показать неверный результат.

Вопросы и ответы о преждевременном подтекании околоплодных вод

1. Как часто встречается преждевременный разрыв плодных оболочек?
Истинный преждевременный разрыв плодных оболочек встречается примерно у каждой десятой беременной. Однако, практически каждая четвертая женщина испытывает те или иные симптомы, которые можно перепутать с преждевременным разрывом плодных оболочек. Это и физиологическое усиление секреции влагалища, и небольшое недержание мочи на более поздних сроках беременности и обильные выделения при инфекции половых путей.

2. Как проявляется преждевременный разрыв плодных оболочек?
Если произошел массивный разрыв плодных оболочек, то его ни с чем перепутать нельзя: сразу выделяется большое количество прозрачной жидкости без запаха и цвета. Однако, если разрыв небольшой, его еще врачи называют субклиническим или высоким боковым разрывом, то поставить диагноз бывает очень сложно.

3. В чем опасность преждевременного разрыва плодных оболочек?
Существуют 3 вида осложнений, к которым может привести преждевременный разрыв плодных оболочек. Наиболее частое и тяжелое осложнение – это развитие восходящей инфекции, вплоть до сепсиса новорожденного. При недоношенной беременности преждевременный разрыв плодных оболочек может привести к преждевременным родам со всеми последствиями рождения недоношенного ребенка. При массивном излитии вод возможно механическое травмирование плода, выпадение пуповины, отслойка плаценты.

4. У кого чаще происходит разрыв плодных оболочек?
Факторами риска преждевременного разрыва плодных оболочек являются инфекция половых органов, перерастяжение оболочек в следствтие многоводия или при многоплодной беременности, травма живота, неполное смыкание маточного зева. Важным фактором риска является преждевременный разрыв плодных оболочек во время предшествующей беременности. Однако, почти у каждой 3-ей женщины разрыв плодных оболочек происходит при отсутствии каких-либо существенных факторов риска.

5. Как быстро наступает родовая деятельность при преждевременном разрыве плодных оболочек?
Это во многом определяется сроком беременности. При доношенной беременности у половины женщин спонтанная родовая деятельность возникает в течение 12 часов и более чем у 90% в течение 48 часов. При недоношенной беременности удается сохранить беременность на неделю и дольше в случае, если не присоединится инфекция.

6. Может ли в норме выделятся небольшое количество околоплодных вод?
В норме плодные оболочки герметичны и никакого, даже самого небольшого проникновения околоплодных вод во влагалище не происходит. За подтекание околоплодных вод женщины часто принимают усилившуюся влагалищную секрецию или небольшое неудержание мочи.

7. Правда ли, что в случае преждевременного излития вод беременность прерывают независимо от срока?
Преждевременный разрыв плодных оболочек действительно является очень опасным осложнением беременности, но при своевременной постановке диагноза, госпитализации и вовремя начатом лечении недоношенную беременность зачастую удается продлить, если не происходит присоединения инфекции. При доношенной беременности и близкой к доношенной как правило, стимулируют начало родовой деятельности. Современные методы диагностики и лечения и в этом случае позволяют плавно подготовить женщину к родам.
8. Если произошел преждевременный разрыв плодных оболочек, но слизистая пробка не отошла, защищает ли она от инфекции?
Слизистая пробка действительно защищает от инфекции, но при разрыве плодных оболочек одной защиты слизистой пробкой не хватает. Если в течение 24 часов от момента разрыва не начато лечение, могут возникнуть серьезные инфекционные осложнения.

9. Правда ли, воды делятся на передние и задние и излитие передних вод не опасно, часто встречается в норме?
Плодные воды действительно делятся на передние и задние, но не зависимо от того, в каком месте произошел разрыв, он является воротами для инфекции.

10. Что предшествует разрыву?
Сам по себе разрыв плодных оболочек происходит безболезненно и без каких либо предвестников.

Отражается ли на детях то, что по утрам их приходится рано будить, чтобы вести в ясли или детский сад. Дети плачут, нервничают, родители раздражаются, подчас кричат на них. Как влияет все это на нервную систему ребенка? Если ребенка приходится будить по утрам и он, просыпаясь, плачет, конечно, это его травмирует. А почему он не просыпается сам в привычное время? Может быть, у ребенка был другой режим дня и он вставал позже? В те дни, когда малыш идет в ясли или детский сад, его надо...

Обсуждение

Я стараюсь по максимуму брать везде с собой. Не ухожу тайком никогда. Даже если младшая плачет я беру ее на руки и сижу с ней, разговариваю. Если приходит категорическое время уходить - говорю, я очень тебя люблю, но мне придеться уйти. И тогда ухожу решительно. Но на самом деле чаще всего хватает просто обнять, посидеть с ними, пообещать прийти поскорее (если ухожу надолго, говорю что может тебе покажется что я ушла надолго, но я обязательно вернусь)Они верят мне. Потому что я не ухожу тайком. Переключить на мультики тоже не плохо, просто на что нибудь переключить, рассказать что они будут делать с няней без меня... Кстати очень важно кто с ними остается, может ей не нравится именно это? К бабушке ездим только если захотим. И остаемся сколько пожелаем. Но я рассказываю как скучают по нему родственники, как ждут его, как им жалко и обидно что он не едет = при этом я не давлю. В итоге сам решает (младшая пока не ездит). Но если поехать НАДО так и говорю, что надо. Еще подумайте что вы говорите ей. Может вы говорите что то такое, что он боится что вы ее бросите? Может дайте негативные оценки ее поведению, или что то типа "я от тебя устала", "как бы я хотела отдохнуть" и пр. Я видела что дети не отпускают родителей когда например у папы и мамы плохие отношения, они боятся что родители расстанутся и папа, или мама уйдет навсегда, потому что слышат, как те обсуждают возможность разрыва. Может у нее кто то уже ушел навсегда? Тоже важный вопрос. Причин может быть много. Важно найти их и обсудить с ней. И тогда все можно изменить. Удачи.

Ларис, а давно это началось? У Майи был такой период, правда, не очень долго, но как раз тогда, когда было совсем не в кассу:) Я пошла учиться в автошколу и тут мой ребенок, которй до этого с первого дня без проблем оставался с няней, начал устраивать истерики. Причем, она всегда была очень разумная и ее можно было уговорить, а тут никак. Вот буквально отрывала от себя рыдающего ребенка и убегала. Няня говорила, что после моего ухода она более-менее успокаивалась, но не совсем, т.е. настроение все равно плохое, маму все время вспоминала, переодически хныкала, но не рыдала, и то ладно. Продолжалось это безобразие 2-3 недели где-то, щас не помню уже, потом няня уехала в отпуск, мои занятия закончились, и мы где-то три недели с дочкой не расставались вообще, т.к. оставить было некому. Когда няня вернулась - проблемы как не бывало, опять ребенок радостно с ней оставался. Что это было, я так толком и не поняла. Единственное разумное объяснение, которое приходит мне в голову, это то, что до этого мы пару недель гостили у родственников и там Майя вообще про меня не вспоминала, целый день то с тетей, то с дядей, то с сестрой. Видимо, по приезду домой решила уже, наконец, и с мамой пообщаться, а тут мама бросает:) И, кстати, потом похожее поведение еще раз повторилось после приезда в гости бабушки. Тоже Майя с бабушки не слезала, мама побоку. А после бабушкиного отезда вдруг стала рыдать в садике, хотя с первого дня летела всегда туда пулей. Тоже пару недель такое продолжалось, потом прошло. Все эти истории происходили в ее 2.5 года, потом вроде не было такого.
По поводу Жени, мне кажется, что все-таки у нее сейчас повышенная потребность в маме из-за рождения брата. У нас прибавление только ожидается, и Майя ждет сестренку с огромным нетерпением, но я вижу, что она уже стала требовать больше внимания. Что я бы попыталась сделать, если есть возможность: задвинуть на все курсы-фитнесы-садики, а лучше всего еще и братика почаще бабушке скидывать и попытаться наобщаться с дочкой наедине до одурения:) Чтобы она уже от мамы устала и сама ее куда-нить выгнала:)
Все же дело в няни и контакте ее и ребенка.

Няня у нас 3 дня в неделю

Подумайте о новой няне. Некоторые могут отвлечь на себя внимание ребенка, а некоторые - нет. Я это заметила, когда первую няню искала (ребенку 1,5 было как раз), потом - когда с логопедом пытались заниматься в 2 года. С логопедом так было: она ему дает задание - он не делает. Няня то же самое задает - делает. С логопедом без меня не сидит, с няней без меня - сидит. Вторая няня тоже сразу внимание ребенкино на себя переключила и мама не особо нужна.

Почему новорожденный часто плачет: 6 причин. Но никто не упоминает, что любой вид плача в конечном счете очень сильно изматывает. Разумеется, у мамы достаточно ума и сочувствия, чтобы понимать...

Обсуждение

Знаете, когда моя дочка ходила в детсад, наши утренние расставания походили на ад..:) Очень часто стала болеть, аденоиды..
Сейчас в сад не ходим - куда делись болячки???? Ни соплинки!! Из сего делала я выводы, что расставание с мамой подобно трагедии..тем более если в том месте без мамы не нравится. Это действительно самый настоящий стресс, результатом которого скорее всего и являются болячки. Думаю здоровье и счастье дитенка важнее..
Стрессов по-меньше надо. А вывод в свет в таком случае поосторожнее. Еще мне кажется, что есть детки такие как ваша и моя, им общество может нужно не так, как тем деткам, которые с радостью бегут в садик или развивалки. Это нельзя не учитывать. Так ли необходима ваша развивалка? Так ли необходим наш садик?

У нас так было в районе 3-х лет. Перед моим выходом на работу она тоже никуда меня не отпускала, но когда я пошла на работу - отнеслась к этому довольно спокойно. Несколько вечеров уговаривала не ходить на работу, но не более того.
После моего выхода с дочкой стала сидеть бабушка и в это же время начала водить в кружок. Там все дети ходят с осени и спокойно сидят одни. А Лизку начали водить в апреле- она на этих занятиях сидит и бабушку никуда не отпускает. Даже не смотрит на воспитательницу - следит, чтобы бабушка никуда не ушла. К маю начала немного отвлекаться, но без бабушки все равно ревела.

Как понять, почему плачет недавно родившийся ребенок?

Срочно вызывать врача или удастся справиться своими силами?

Эти вопросы часто задают молодые мамы на форумах и в социальных сетях.

Причина — в незнании правил поведения. Младенец учится жить в новом пространстве. У родителей нет опыта общения с незнакомцем. Узнайте, как понять младенца, что предпринять для облегчения его страданий. Научитесь подстраиваться друг под друга.

Отчего может плакать малыш недельного возраста? Причины и рекомендации

Новорожденным детям свойственно привлекать внимание окружающих криком: по-иному выражать свои потребности они не умеют. Плач младенца — это проявление реакции организма на боль, голод или страх.

Сложнее определить причину крика у малыша до одного месяца. Это период активной адаптации организма к новой для новорожденного ребенка среде. Чем старше несмышленыш, тем легче определить источник беспокойства. После насыщения одномесячный ребенок засыпает на 1,5- 2 часа. У накормленного младенца меньшего возраста нередко появляются другие причины для плача (например, колики).

В зависимости от характера и темперамента, каждый малыш по-своему проявляет недовольство. Есть темпераментные дети, которые на незначительный дискомфорт реагируют десятками децибел крика. Иное дело — тихони. Терпеливые крохи сосредоточены на себе и не стремятся завладеть вниманием окружающих людей. Частая реакция интровертов — кряхтение и хныканье.

Дополнительная помощь — чтение «языка» тела младенца:

  • сгибание и разгибание ног;
  • размахивание руками;
  • движения мышц лица.

Плач ребенка: что делать для преодоления истерики?

Многих мам волнует вопрос: «Надо ли брать малышей на руки?». Ответ зависит от приспособляемости младенца и причины недомогания. Если источник дискомфорта не устранен, бесполезно успокаивать ребенка.

Проверенная временем методика - взять младенца на руки, и покачивая, спеть колыбельную. Как вариант, поставить музыку в стиле “релакс”, мелодичную классику. Малыш быстро заснет. Обратная сторона проблемы - младенец учится манипулировать взрослыми людьми.

Обязательное условие для прекращения крика — ровный настрой. Родителям категорически запрещается кричать, грозить и размахивать руками. В этом случае естественная реакция крохи — усиление плача, повышение внутричерепного давления и температуры.

Неполный перечень мотивов для крика:

  1. голод;
  2. метеозависимость;
  3. переполнение впечатлениями или недостаточность;
  4. неподходящие условия для сна и бодрствования;
  5. халатное отношение к родительским обязанностям;
  6. невнимание, усталость и неуверенность молодых родителей;
  7. ощущения крохи, вызванные болезненными проявлениями:

Как понять причину по звукам плача младенца возрастом до одного месяца?

Существует несколько методик, изучающих плач новорожденных детей. Специалисты наблюдали за поведением малюток в домашних условиях. Крики исследовали на устойчивость, длительность, раздражительность, частоту звуков. Интересное наблюдение: у новорожденных мальчиков и девочек характерных отличий не обнаружено.

Типы плача младенца

  • хныкающий: прерывистый, монотонный; сразу видно, что ребенок тужится, чтобы производить звуки;
  • призывный: по характеру тонов похож на хныкающий, но плачет кроха без видимых усилий;
  • жалобный: тихий, непрерывный, надрывный, кряхтящий звук;
  • интенсивный: мощный, громкий, нередко начинается с низкого тембра, по нарастающей переходит к высоким звукам, нередко — с захлебываниями.

Характер крика зависит от причины.

  1. Плач от голода начинается с хныканья ребенка. При отсутствии реакции — увеличивается громкость и уменьшается по частотности. На последней стадии — крик переходят в непрерывный рев.
  2. Плач от боли — жалобный, если недомогание слабо выражено, — хныкающий. У внезапно начавшейся боли тембр и громкость — интенсивные. Иногда плач переходит в истеричную фазу. От родителей требуется немедленная реакция, если плач внезапно прекращается, — это тревожный сигнал, требующий реагирования родителей. Лучше — вызвать скорую помощь.
  3. Плач от страха начинается со звуков верхнего регистра: громких, нередко — сразу с захлебыванием.
  4. Плач от дискомфорта, не связанного с болью, — хныкающий.

Что делать, когда новорожденный малыш часто кричит?

В моде - рекомендации придерживаться строго режима: по часам вставать, кормить, гулять, купать. Этому учат в школах молодым мам, советуют при выписке из роддома, пишут в книгах и СМИ. Много руководств, объясняющих причины поведения малыша. На практике молодые родители сталкиваются с нерезультативностью рекомендаций.


Организм человека — сложная система, у каждого человека — со своими особенностями. Рекомендации педиатров составлены на основании статистики. Поведение конкретного ребенка отличается от действий сверстников. Родители должны учитывать наработки педиатров, но делать окончательные выводы — с учетом индивидуальности младенца.

Как большинство младенцев сообщают о голоде, несоответствии условий, опрелости, коликах?

Проявления голода у новорожденного младенца

Частая причина недоедания крохи — отсутствие опыта у родителей. Организм темпераментного ребенка с хорошей наследственностью требует много энергии. У болезненного и тихого младенца двигательная активность ниже, потребность в материнском молоке выражена слабее.

К причинам недоедания относят скудность молокоотделение. Мамам важно вовремя выявить причину плача, добавив в рацион питания искусственные смеси. Еще один источник плача - обильное срыгивание молока во время или после кормления.

Младенец проявляет голод поведением:

  • издает звуки, напоминающие ворчание;
  • начинает капризничать;
  • переходит в громкому и практически непрерывному плачу.

Характерные признаки плача: новорожденная кроха открывает рот и слегка причмокивает губами.

Существует два метода проверки.

  1. Приложить к губам лежащего в коляске ребенка согнутый мизинец. Если малыш голоден, об этом сообщит его беспокойное поведение, поворачивание головы в разные стороны, вытягивание корпуса вслед за пальцем.
  2. Когда мать берет ребенка на руки, младенец беспокойно ищет грудь.

Климатические условия

У взрослых людей кожный покров — это барьер, который препятствует перегреву или переохлаждению. У младенцев функция теплообмен — в стадии формирования. Грудные дети остро реагируют на любое изменение температуры.

Одни малыши хорошо переносят жару, но чувствительны к прохладе, другие — наоборот. Один из «барометров» для определения температурных параметров — запястье новорожденного ребенка.

К характерным признакам переохлаждения относятся: сначала — жалобный плач, затем — возникновение икоты. Икота периодически переходит во всхлипывающий плач.

Внешний вид кожи — бледный. При прикладывании ладони — ощутимое охлаждение кожи ребенка.

У новорожденного младенца, который перегрелся, багровеет кожа. Инстинктивно новорожденный ребенок сучит ногами и машет руками. Если младенец спеленутый, — начнет изгибаться. Проявления перегрева — громкий захлебывающийся плач.

Некоторые грудные дети от рождения метеозависимые. Они остро реагируют на явления, к которым малыш, в силу малого жизненного опыта, не приспособился:

  • оттепели на мороз;
  • жары на прохладу.

Немаловажны показатели: сила ветра, давление, влажность воздуха.

Опрелости у новорожденного малыша

Частая причина плача — мокрые подгузники. Об опорожнении желудка (или мочевого пузыря) новорожденный ребенок сообщает кряхтением, который постепенно переходит в интенсивный крик. Если родители недостаточно быстро реагируют, возникают раздражения в промежности, на ягодицах и складках ног. Чтобы унять зуд, младенец тянет к попе и расчесывает половые органы.

Признак мокрых пеленок: ребенок изгибается, ерзает по постели, пытаясь переместиться на другое место. Если руки свободные, — хватает складки или края пеленки.

  • вместо многоразовых подгузников использовать марлю, хлопчатобумажные пеленки, старые простыни;
  • после каждого опорожнения мочевого пузыря (или желудка) — смазывать раны и опрелости специальным кремом или лечебным препаратом.

Если раздражения кожи заметны, но раны не появились, — применять специальные подгузники (с биопрепаратами), предназначенные для ночного отдыха.


Плач от коликов

Колики — это боли в виде спазм, на которые новорожденный ребенок реагирует плачем. Характерны для детей с рождения до 3-4 месяцев. При кормлении малыш заглатывает воздух. Младенец много ест: ферменты не успевают переварить всю поступающую в желудок пищу. Образуются газы. По мере адаптации организма, количество и качество ферментов начинает соответствовать массе пищи.

У каждого ребенка есть характерные признаки и период возникновения колик. У одних детей — это ранее утро, других — днем, третьих — в вечернее время При коликах большая часть младенцев бросает грудь и начинает кричать.

Внешние проявления беспокойства от колик: покраснение кожи, громкий захлебывающийся крик. Освобожденный от пеленки, младенец сильно энергично размахивает ногами и руками.

Способ успокоения — в нахождении положения, которое новорожденному ребенку приносит облегчение, Один ребенок успокаивается в классической позе: лежа в горизонтальном положении на руках у матери. Иные — предпочитают положение «столбиком» (когда головка младенца покоится на плече у родителя или опирается о подбородок).

Хороший результат: положить новорожденному ребенку на живот что-то теплое, например, поглаженную пеленку или теплую грелку. Как вариант, обвязать вокруг корпуса шерстяной платок.

Это наиболее вероятные причины, объясняющие постоянный плач детей в возрасте до 1-3 месяцев. Родителям необходимо:

  • изучать наработки специалистов;
  • наблюдать за состоянием новорожденного ребенка;
  • регулярно советоваться со своим педиатром.

Это неприятное и беспокойное явление для родителей, особенно если малыш - первенец. На самом деле, если не может сходить в туалет - это не повод для паники, так как - не редкость. Даже незначительное изменение в рационе питания может привести к подобной неприятности. Как правило, новорожденный ребенок опорожняет свой кишечник в первые сутки жизни, далее в течение нескольких дней стул еще имеет твердую консистенцию, темно-зеленого цвета. В последующие дни он становится все мягче и светлее, а через неделю все уже регулируется. Однако некоторые факторы способны привести к такой ситуации, когда новорожденный ребенок не может сходить в туалет.

Причины

Первая и самая распространена причина возникновения запора у малыша - это обезвоживание или недостаточное потребление воды. В жаркую погоду даже самым маленьким крохам необходимо давать дополнительное питье. Бывает, новорожденный ребенок не может сходить в туалет в период знакомства с молочными смесями или когда происходят изменения в уже привычном питании, например, при выборе другого производителя детских каш. Аналогичным образом у детей, питающихся исключительно грудью, может случиться запор при употреблении мамой непривычных для крохи продуктов. Таким образом, любые изменения в рационе младенца способны привести к запорам, так как организму необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к пищевым новшествам.

Симптомы

Запор определяется как состояние, при котором кал становится сухим (твердым), редким или неправильной формы. Обычно, если а стул, как правило, становится твердым вместо привычного кашеобразного - это и есть самый распространенный у малышей. Ребенку приходится сильно напрягаться, что доставляет ему неудобства, и он начинает капризничать. Также он может своеобразно кряхтеть, ежиться и плакать. Если кал чересчур жесткий, то он способен вызвать трещинки на коже вокруг ануса крохи, которые могут иногда кровоточить при дефекации. Поэтому если ваш регулярно или этот процесс у него проходит крайне болезненно, то можно с уверенностью сказать, что у вашего чада запор.

Как помочь крохе

Если у новорожденного ребенка запор, то вы вполне можете справиться с ним самостоятельно, в этом нет ничего страшного. Простой, действенный и, главное, легкодоступный метод - это грудное молоко матери. Как известно, в нем содержатся слабительные вещества, подаренные самой природой. Перед кормлением погладьте животик крохи осторожными движениями по часовой стрелке и дайте ему немного полежать на животе. Будет неплохо, если после этого вы искупаете малыша в теплой воде и уже потом покормите младенца, позволяя ему сосать грудь, пока кроха сам ее не отпустит или не уснет. Таким образом, если в последние дни вы не употребляли в пищу ранее неиспробованных продуктов, то в течение суток кроха должен порадовать вас испачканным подгузником. Если кормить грудью возможности нет, и ребенок питается молочными смесями, то допаивайте малыша водой. Таким образом, стул ребенка станет мягче и ему будет легче продвигаться по кишечнику. Бывают случаи, когда необходима клизма малышу. Обычно она требуется в тех ситуациях, если запор длится более пяти дней. В таком случае возьмите самую маленькую грушу с мягким наконечником, наберите в нее воды комнатной температуры и сделайте крохе клизму.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.