Развитие интеллекта. Развитие интеллекта у взрослых

элеонора брик

Тренировка мозга необходима каждому человеку. Без нагрузки, решения задач, обработки информации теряется навык думать, анализировать, мыслить. Для повышения интеллекта необходимо трудится ежедневно. Невозможно , выпив витамины или прочитав одну книгу за год. Новая информация заставляет мозг думать и повышает уровень IQ . Что читать для интеллектуального развития, кругозора и эрудиции?

Способы развития интеллекта

Уровень IQ зависит от грамотности, образованности человека, нестандартности мышления. Для интеллектуального развития тренируйте ежедневно мозг . Один из способов развития интеллекта – это чтение книг. Тщательно подбирайте список литературы: лучшие книги для общего развития интеллекта, словарного запаса и речи у взрослых действительно способны повысить качество жизни. А вот современные детективы, любовные романы не насытят информацией — такое чтиво расслабляет, но не учит.

Прежде чем непосредственно переходить к решению ставшего актуальным вопроса «какие полезные книги нужно прочесть для развития мозга, сознания, памяти, логического мышления, грамотной речи?», следует осознать, что развитие интеллекта невозможно без приобретения следующих навыков:

Повышения объема памяти . Необходимо для запоминания информации. Данные фиксируются и при случае извлекаются.
Увеличения словарного запаса . Беседа приобретает интеллектуальный оттенок, если собеседник умеет красиво высказываться. Обширный словарный запас помогает произвести впечатление умного человека.
Умение образно мыслить . Стимулирующие умственное развитие аудиокниги и развивающее речь интеллектуальное чтение способствуют , поскольку человек проживает описанную историю. Формируется опыт, образы запоминаются, при похожем случае информация всплывает и используется.

Навык скорочтения помогает усваивать информацию и обрабатывать тонны литературы. Интересная интеллектуальная литература для чтения и развития ума взрослого человека, книги по самоорганизации и эффективности мотивируют, заставляют следовать поставленным целям.

Какие книги нужно читать, чтобы повысить интеллект?

Интеллектуальные сайты в большинстве своем предлагают список книг для развития ума, улучшения речи и увеличения словарного запаса в общении — в такой список входит литература, затрагивающая различные сферы жизни . Развитие памяти, улучшение словарного запаса и способность к мышлению – это база, которая используется для обработки информации: чтобы стать всесторонней личностью необходимо расширить познания в основных отраслях.

Научные труды . Речь идет не о справочниках и энциклопедиях, состоящих из сплошных непонятных терминов. Читайте книги, рассказывающие историю творения мира, о природных явлениях, развитии культуры и искусства. Вспомните теорию Дарвина, почитайте труды Хокинга об истории времени.
Философская литература . Научные книги построены на теориях, доказательствах и учат понимать мир. Философия – это отрасль, посвящающая в тайны человеческих поступков и действий, изучает мышление людей. Включите в список философской литературы библейные издания различных религий. Сегодня многие увлекаются восточными авторами, делятся в социальных сетях мудростями. Яркий представитель восточной философии – Омар Хайям и его Рубаи. Интересны к прочтению, легко заучиваются наизусть. Дополните изучение философии книгами Стругацких, Ницше, Канта.
Художественные произведения . Знание классики – это как экзамен в интеллектуальное общество. Самые умные книги для взрослых, которые развивают интеллект, мозг и личность, будут бесполезны без полученной в свое время базы — основы закладываются со школьной скамьи, прививается любовь к поэзии и прозе. Если пропустили этот период, не желая , то пришло время наверстать упущенное. Художественные произведения помогают пополнить словарный запас, улучшают грамотность. Начните с таких книг: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Незабудки» Пришвина, «Преступление и наказание» Достоевского, «Красное и Черное» Стендаля, «Войну и мир» Толстого. Современный интеллектуальный писатель Дюсимбиев Газинур и его рассказы отлично дополнит список классических произведений.
Исторические книги . Человек привык сравнивать сегодняшние события с прошедшими. Интеллектуал способен провести параллели на высоком уровне, так как знает историю развития своей страны и других государств. Чтение исторических книг дает знания о значимых событиях в мире и раскрывает особенности жизни знаменитых людей. История помогает осознать жизнь. Найдите труды популярных авторов: Лоренса, Бушкова, Мухина Юрия.
Чтение поэзии . Стихи один из древнейших способов передачи информации потомкам. Жанр легкий за счет рифмы, благозвучности и красоты речи. Постоянное чтение стихов способствует улучшению памяти и пополнению словарного запаса. Для развития интеллекта подойдет творчество Ахматовой, Шекспира, Бродского.

Определенного списка литературы для развития интеллекта нет. Есть рекомендации по чтению для школьников, студентов, абитуриентов, готовящихся к поступлению в ВУЗы. Главное — выработать навык чтения . Используйте свободное время для получения информации. В помощь придут современные гаджеты и аудиокниги. Со временем заметите, что чтение станет привычкой. Появится потребность в погружении в увлекательный мир, наполненный знаниями и открытиями.

Список книг для развития интеллекта

Основы закладываются в школьные годы. Поэтому множество книг выпущено с расчетом на подрастающую аудиторию. Но, не когда не поздно учиться, получать знания, тренировать память. Интеллектуальное развитие не имеет возрастных ограничений . Главное желание стать умнее и регулярность действий.

Список книг для развития интеллекта:

«Интеллект-тренинг», Родионова А. После прочтения трудов этого бизнес-тренера человек получает такие результаты: , запускаются процессы мышления, пополняется словарный запас. Книга построена по принципу обучающей литературы: читай и внедряй. Автор дает понять, что человеческие возможности неограниченны, никогда не поздно достичь совершенства. Читающему предлагаются варианты развития умственных способностей.


«Развивайте интеллект…». Труды Картера Филипа включают тесты, помогающие развитию интеллекта. Подойдут тем, кто готов решать разнообразные шарады и головоломки. Практические упражнения помогут в развитии мышления, улучшат память, сделают человека более сообразительным. Книга очень затягивает, на задачки приведены ответы.
«Мозг на 100%». Автор поведает, как . У обычного человека он находится в спящем состоянии. Просмотр сериалов, выполнение однообразной работы приводит мозг в спячку, теряются навыки, приобретенные в школе. Ольга Кинякина предлагает заставить работать мозг. В книге содержатся все необходимые упражнения, задания и задачки для улучшения памяти, развития интеллекта. Интенсивная программа способствует развитию мышления, .
«Основы механического запоминания». Книга Зака Белмора рассчитана на любой возраст. Более того, для лучшего усвоения информация и для достижения результата, автор разбил книгу на главы. Каждый из разделов предназначен для определенной возрастной группы. Выполняя упражнения, человек обучается запоминать большие объемы информации и полотна текста. Процесс запоминания упрощается, становится произвольным.

Рекомендуемое интеллектуальное чтиво для ума, хорошая классическая литература для развития речи представляют собой комплекс упражнений для тренировки мозга. Как человеку нужна вода для жизни, так мозгу – информация для размышлений. Принимайте пищу для ума ежедневно, уделяя чтению не менее 1 часа в день .

Что читают умные люди по духовному развитию и для интеллекта?

Подойдет литература, способная запустить процессы мышления и способствующая активизации памяти. Желая повысить уровень IQ, многие люди делают ставку на количество прочитанных книг. Если сюжет не увлекает, описанные упражнения кажутся нелепыми и бесполезными, то лучше отложить книгу и перейти к следующей. Просто чтение не сделает человека умнее , поскольку материал не будет применяться в жизни.

Труды Эдварда де Бона . Если хотите научиться мыслить не так все, готовы оторваться от стандартов, то начните с книги «Шесть шляп мышления». Во время изучения материала у вас появится возможность поиграть. Чтобы получить результат действуйте, выполняйте задания автора. Книга интересна включением различных жизненных ситуаций, к которым читателю предлагается подобрать свои шляпы мышления. Практические занятия помогают сделать мышление оригинальным и нестандартным. Еще одна занимательная книга автора – «Научите себя думать». В основе сюжета методика Эдварда, помогающая привить читателю навык хотеть учиться и развиваться. Предложенная методика направлена на усовершенствование мыслительного механизма. Книгу можно назвать самоучителем, так как она включает 5 этапов. Постепенное выполнение шагов приводит к желаемому результату.
Книги Рона Хаббарда . Хорошие отзывы получила книга «Технология обучения». Представляет собой учебник, основная задача которого, научить читающего учиться. Люди, последовавшие подсказкам автора, повысили интеллектуальный уровень на 15%. Рон Хаббард убежден, что IQ человека формируется из нескольких составляющих. И основная из них – это умение обучаться или другими словами системность получения новой информации в течение всей жизни человека. В книги «Самоанализ» автор делает акцент на памяти человека. Если своевременно не вспомнить интересный факт или историческую информацию, то не стоит и говорить об интеллектуальном развитии. Прочитанные книги будут забываться через несколько дней, если не запустить работу памяти на полную катушку. Книга содержит практические рекомендации, которые помогают человеку самосовершенствоваться. Особое внимание автор уделяет зрительной памяти, считая, что существует возможность ее развития.

«Развитие памяти для «чайников» . По названию книги понятна ее основная цель. Прежде чем приступать к изучению возьмите за основу, что универсальных и простых способов улучшения памяти не существует. Для достижения результата методики комбинируются. Чем больше способов вы используете, тем лучше эффект. Интересно, что комбинация методов приносит результат в независимости от возраста. Джон Богосиан Арден – автор книги, уверен, что свойства памяти одинаковы у студента и пенсионера, поэтому поддаются одинаковому развитию.

Прежде чем приступать к чтению книг, проверьте уровень интеллектуального развития . В интернете приведены тесты и предложено время для выполнения задач. При первом прохождении не спешите вложиться в установленный срок. Отвечая на вопросы теста, вы уже развиваетесь, поскольку решаете задачки и головоломки. Полученные данные помогут определиться, в каком направлении двигаться, чего не хватает вам: словарного запаса, творческого мышления, навыка запоминания информации. Затем приступайте к исправлению ситуации, изучая и практикуя предложенные книги.

Заключение

С учетом того, что люди говорят, мыслят и читают на разных языках, списки интеллектуальной литературы от различных составителей могут очень разниться: составить универсальный список невозможно – он будет слишком объемным. Поэтому читайте всегда, старайтесь непрерывно и последовательно совершенствовать свой интеллект — пусть это станет полезной привычкой, продлевающей жизнь и улучшающей общение с окружающими людьми. Читайте с пользой и с удовольствием!

17 марта 2014

Стать умнее в один миг невозможно. Быть умным - это образ жизни, постоянный поиск и преодоление себя. Это довольно сложный, но вместе с тем приятный путь. И вы можете выбрать, как его начать.

1. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями

Это улучшает кровоток и насыщает мозг кислородом, а хорошее физическое состояние способствует хорошему психическому здоровью. Выберите программу, комфортную для своего возраста и физических способностей. Главное здесь - регулярность.

2. Убедитесь, что вы спите достаточно

Многочисленные исследования показали, что недостаток сна снижает концентрацию внимания, краткосрочную и долгосрочную память, скорость решения проблем, остроту зрения и слуха, замедляет реакцию. Особенно для поддержания хорошего психического здоровья важна правильная комбинация глубокого и быстрого сна. Здесь вам снова помогут физические упражнения и от Лайфхакера.

3. Придерживайтесь здорового, сбалансированного питания

Ваш мозг нуждается в определённом количестве питательных веществ для оптимальной работы. Разнообразьте своё привычное меню, чтобы получать достаточно витаминов, аминокислот и углеводов. Для этого не обязательно покупать пищевые добавки! Ранее мы писали .

4. Если вы курите - прекратите!

5. Снизьте употребление алкоголя

Алкоголь в небольших количествах, особенно в сочетании с общением, может быть полезным для некоторых функций мозга. Но чрезмерное употребление может привести к острым и хроническим нарушениям его деятельности и вызвать необратимые когнитивные расстройства.

6. Регулярно изучайте новое

Обучайтесь чему-то новому, например иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах. Научитесь чему-то, что давно хотели попробовать! Это способствует пластичности и гибкости мозга. Изучение математики является отличной тренировкой логики и абстрактного мышления, а также улучшает концентрацию, психическую выносливость и гарантированно поднимет ваш IQ на несколько пунктов. Используйте , чтобы научиться чему-то новому.

7. Поддерживайте дружбу с умными и образованными людьми

Сделайте встречи с ними регулярными и обсуждайте широкий круг вопросов - сложные интеллектуальные дискуссии подарят вам новые идеи и перспективы. Вы поймёте, как думают и выражают себя умные люди и что, возможно, стоит изменить в себе.

Если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате, где должны находиться.

Александр Журба, бизнесмен и венчурный инвестор

8. Читайте хотя бы одну серьёзную книгу в неделю и разнообразьте своё чтение

Это улучшит словарный запас и вербальный интеллект, а также повысит ваши знания и разговорный репертуар. Чтение должно быть !

9. Играйте в сложные компьютерные игры

Шутеры и гонки в лучшем случае развивают скорость реакции, но не дают вам умственной стимуляции. Выберите игру, которая включает в себя сложные правила, стратегию и требует определённых психических навыков. Такими являются, например, игры-головоломки Braid и Portal.

В многопользовательских онлайн-играх самым высоким порогом вхождения обладает, пожалуй, Eve-online .

10. Откажитесь от ограничивающих представлений о собственном интеллекте

Многие действительно квалифицированные люди склонны занижать свои способности и страдают от недостаточной уверенности в себе. Часто мнение родителей, чересчур критично настроенных (или даже некомпетентных) преподавателей значит больше, чем упрямые факты ваших успехов. Поверьте в себя и начните жить полноценной жизнью!

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах. Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта. Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие. Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления. Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли. Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память. Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на раскрытие интеллектуальных способностей. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают различные позы. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают иероглифы, записывают ими свои мысли. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей. Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания! Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации. Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей. Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами. Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории. Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления. Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей. Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности. Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы. Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы. Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности. Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова. Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях. Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу. Упражнение направлено на развитие беглости мышления. Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно". Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами. Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Интеллектуальное раскрепощение. Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания. Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов. Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания. Развитие воображения, фантазии. Развитие аналитико-комбинаторных способностей. Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности. Несколько игр на развитие зрительной памяти. Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию. Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения. Несколько игр на развитие тактильной памяти. Несколько словесных игр. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия. Развитие вербального интеллекта. Освоение мнемотехнического приема. Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга. Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта. Развитие интеллекта в групповом тренинге. Развитие вербальной беглости. Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли. Вербальная беглость. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие понятийного мышления. Развитие ассоциативного мышления. Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей. Развитие вербального интеллекта: восстановление порядка слов в пословицах. Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра. Развитие концентрации внимания, воображения. Развитие вербального интеллекта, воображения. Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости. Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка. Развитие понятийного мышления. Развитие внимания, чувства языка. Развитие внимания. Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение. Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Развитие вербальной беглости.

Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже в период внутриутробной жизни. Следовательно, начинать занятия следует еще до рождения малыша. Когда кроха родится, огромное влияние на формирование его интеллектуальных способностей окажет та среда, в которой ему предстоит расти.

Семейное воспитание играет важную роль в становлении всех способностей малыша. Из этой статьи станет понятно, как развивать мозг крохи, чтобы в будущем он стал умным и успешным.

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:

  • умственные способности;
  • эмоциональное мировосприятие;
  • физическую культуру.

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:

  • вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
  • логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
  • физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
  • эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
  • социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
  • духовный – обогащает внутренний мир человека;
  • творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.

Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Развитие интеллекта у детей зависит от:

  • наследственности, получаемой детьми на генетическом уровне;
  • характера течения беременности: лекарства, алкоголь, курение, болезни, эмоциональное состояние во время вынашивания ребенка – все это влияет на формирование будущего интеллекта;
  • образа жизни ребенка, его двигательной и познавательной активности;
  • социального уровня семьи;
  • темперамента и характера;
  • влияния школы;
  • развития интеллекта взрослых;
  • личностных характеристик родителей.

Некоторые причины, влияющие на интеллект ребенка, изменить трудно. Но их можно подкорректировать.

Когда начинают развивать интеллект

Обучением следует заниматься с первых же дней появления младенца на свет. Некоторые матери начинают этот процесс еще тогда, когда кроха находится в утробе. В этот период можно делать первые шаги в формировании интеллектуальной сферы. В наше время разработано множество методик, которые помогают закладывать начальный фундамент интеллекта. На развития будущего малыша воздействуют:

  • цветотерапией;
  • прослушиванием музыки;
  • общением с будущим малышом
  • тактильным воздействием;
  • физической активностью будущей мамы;
  • духовным обогащением женщины в период вынашивания ребенка.

После рождения малыша обучение нужно продолжать. И все же, интенсивное интеллектуальное развитие у ребенка приходится на период с двух до восьми лет. В этом возрасте мыслительная и эмоциональная сфера находятся в стадии становления.

С малышом необходимо заниматься: играть в логические игры, читать ему книги, расширять кругозор и словарный запас. Не стоит забывать, что когнитивное развитие в детском возрасте происходит через игру.

Этапы формирования интеллекта

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления.

Главное при этом, чтобы занятия проводились в доступной форме. В этот период приступают активному обогащению словарного запаса, речи, малышу много читают, разговаривают с ним.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир. На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например

Когнитивное развитие дошкольника непременно должно включать совершенствование речи. А также развитие любознательности.

Таким образом, дети начинают поэтапно приобщаться к учебной деятельности.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями, кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

Способы развития интеллекта

Формирование и развитие интеллекта у дошкольников можно проводить разными способами. К наиболее эффективным средствам относят игру. Это могут быть и подвижные коллективные игры, и спокойные игры для небольшого количества детей: шашки, шахматы, всевозможные настольные игры. Есть множество других способов:

  1. Детей увлекают творческими заданиями. Полезным занятием для малышей будет лепка, конструирование, рисование.
  2. Занятия математикой развивают логическое мышление.
  3. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу.
  4. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Отличный вариант —
  5. Дошкольника учат задавать и отвечать вопросы, это развивает способность рассуждать.

Занятия осуществляют регулярно, только в этом случае будет достигнут положительный результат.

Психологи советуют родителям учесть следующие факторы во время занятий с детьми:

  • занятия с малышами организуют в игровой форме;
  • игрушки для уроков желательно делать совместно;
  • не рекомендуется перегружать малыша, все упражнения должны быть доступными для него;
  • необходимо замечать то, к чему у малыша лежит душа, выявлять у него таланты и способности;
  • в случаях возникновения затруднения, следует прийтина помощь, нельзя оставлять малыша наедине с проблемой;
  • когнитивное развитие в дошкольном возрасте строится в активной игровой форме;
  • достижения ребенка должны быть отмечены, при получении положительного результата ребенка следует похвалить;
  • необходимо изучать интеллектуальные способности дошкольников и развивать их;
  • дошкольника и младшего школьника нужно учить испытывать радость познания.

Школьники и подростки нуждаются в дополнительном источнике жирных кислот омега-3, которые входят в структуру головного мозга и отвечают за память, внимание, мышление и интеллект. Для того чтобы улучшить мыслительные функции, ребенку можно давать препарат Омега интеллект для школьников.

Получая необходимые мозгу нутриенты, школьник будет лучше справляться с учебной программой и умственными нагрузками. Омега интеллект для школьников будет полезен как для младших школьников, так и для учащихся старших классов.

Игры для развития интеллекта

Существует несколько упражнений, которые способствуют развитию мышления. Их можно предложить детям любого возраста. Игры должны проводиться в условиях доброжелательной атмосферы.

  • Игра «На поиски клада»

Вместе с малышом на бумаге создают план квартиры. Ребенку разъясняют, что план – это вид помещения сверху, своеобразная карта жилища. После чего, на карте делают отметку, помечая крестиком то место, где будут спрятаны сокровища. В роли сокровища может быть игрушка или сладости. Задача малыша – найти клад. В ходе игры малыш научится ориентироваться в пространстве.

  • «Деревья и плоды»

Для проведения игры потребуется приготовить изображение деревьев и плодов с них, также можно сделать листики. Задача малыша – подобрать листочки и плоды к нужному дереву. Цель игры – развить логическое мышление.

Игры для развития социального интеллекта

Такие игры необходимы для того, чтобы малыш мог налаживать контакт с окружающими людьми, они помогут освоить нормы поведения в обществе. Игру организовывают в детском коллективе.

Одному участнику завязывают глаза, его задача – добраться до определенного места в сопровождении сверстника. «Поводырь» направляет и подсказывает, куда нужно идти, помогает преодолевать препятствия, возникшие на пути.

Игра учит доверию и взаимопомощи.

  • «Разноцветный букет»

Игра помогает ребятишкам налаживать дружественные контакты, получать радость от общения. Это достигается с помощью комплиментов, которые дети делают друг другу.

Взрослые предлагают создать совместно разноцветные цветы, каждый лепесток будет посвящен присутствующему лицу и сопровождаться комплиментом в его адрес. К игре готовят разноцветные лепестки и поляну, атрибуты делают из бумаги.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка

Эмоциональные игры помогают получать разные ощущения и анализировать, что является приятным, а что нет.

  • «Радость»

Детям предлагают сосредоточиться на собственных ощущениях и описать, как они испытывают радость или другие эмоциональные ощущения. Каждый участник игры начинает свою фразу так: Радость – это…

Данная игра помогает детям сосредоточиться на положительных моментах и испытывать приятные ощущения.

  • «За стеклом»

Малыши учатся контактировать между собой и доносить другим собственные ощущения. Ведущий пытается выразить с помощью мимики эмоцию или состояние, остальные – угадывают, что испытывает человек, стоящий перед ними. Человек, отгадавший эмоцию, становится ведущим. В игре дети учатся быть внимательными друг другу и понимать желания друг друга.

Интеллектуальное развитие детей проводится в доброжелательной атмосфере. Родители помогают малышам справляться с трудностями. Уроки организуют ежедневно. Выбирая упражнения для когнитивного развития младшего школьника, следует учитывать возраст, способности и интересы ребенка. Заботливые родители должны знать, как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным.