Умелые руки не ведают скуки: пути развития ручной моторики у подростков с ОВЗ

Развитие моторики у детей – очень важная составляющая его общего развития. По мере взросления, начиная с рождения, младенец постепенно начинает познавать азы движения тела, головы, рук.

Для того чтобы стимулировать у малыша правильные двигательные навыки, врачами разработаны целые методики последовательного развития общей и мелкой моторики .

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность движения рук с тремя основными системами организма – нервной, мышечной и костно-связочной. В разговорной речи мелкую моторику часто называют ловкостью рук , тесно связывая ее с быстрой реакцией и логическим мышлением. Занимаясь с ребенком, очень важно проводить занятия по мелкой моторике, особенно для детей дошкольного возраста.

Развивая двигательные функции ребенка, мы укрепляем память, зрительную и нервную систему. Известны факты, когда слабовидящие и незрячие дети имеют очень сильную моторику, являющуюся для таких людей замещающим фактором их развития. На ранних этапах развития необходимо провести диагностику моторики, чтобы определить насколько правильно развивается малыш, нет ли патологий в двигательной или нервной системе маленького организма.

Нарушение мелкой моторики, как правило, очень связано с , ведь за движение рук и ног отвечает речевой отдел коры головного мозга. Для того чтобы дать возможность малышу правильно развиваться, не отставая от сверстников, нужно практиковать с ним занятия лепкой, рисованием, сборкой конструкторов из мелких деталей, мозаики или пазлов.

Мелкая моторика и речь – две взаимосвязанные функции детского организма. В раннем возрасте на этапе становления речи, вы можете проводить занятия, связанные со строительством домиков из большого количества кубиков или нанизывание колец на стержень пирамидки. Хватательные движения малыша, понимание – куда и для чего он переносит кубики или кольца, и в какой последовательности он должен это делать быстро развивают мелкую моторику, а, как следствие, – умственные способности и речь.

Чтобы понимать, как правильно развивать мелкую моторику, необходимо определить – нет ли у ребенка отставания в развитии. Побывав на , обратите его внимание на движения, если вам кажется, что малыш ограничен в них или у него отсутствует координация. Ранняя диагностика и быстро принятые меры позволят родителям вовремя отреагировать на возможные отставания в развитии.

Моторика у детей в возрасте до года

В самом начале только что принесенный из роддома младенец совершает неосознанные подергивания ручками и ножками, не умеет держать голову и самостоятельно переворачиваться. Однако в первые полгода жизни новорожденный шаг за шагом осваивает новые движения , становится активнее.

Мелкая моторика ребенка будет развиваться гораздо быстрее, если вы окажете ему в этом помощь. В силах родителей дать своему чаду больше свободы, поощряя его двигаться. Распеленайте новорожденного и дайте ему как можно больше воли. Даже во время сна движение ног и рук будет укреплять мышцы малыша.

Мелкая моторика рук у детей появляется уже в месячном возрасте. Поднесите к ладошке малыша указательный палец и, почувствовав его, младенец сразу же сожмет кулачок. В двух-трех месячном возрасте развесьте над головой в кроватке или коляске яркие игрушки. Во время бодрствования малыш начнет бить по ним ручками, а со временем хватать их.

У детей развитие мелкой моторики рук происходит очень быстро. В возрасте 3-х месяцев новорожденный уже может сжимать руку, он недолго (до10-15 секунд), но достаточно уверенно будет держать в руке мелкую игрушку. Внимание в этом возрасте еще рассеяно, но хватательные движения с каждым днем становятся более уверенными.

До 6 месяцев , развивая мелкую моторику, регулярно занимайтесь с младенцем. Больше играйте с ним, заставляя делать какие-то движения руками, ногами, головой и телом. По несколько раз в день выкладывайте малыша на животик, на расстоянии вытянутой ручки раскладывайте некрупные игрушки. Вначале малыш будет рассматривать игрушки, а затем начнет тянуть к ним ручки, хватать, подтягивать к себе.

От 6 и до 10 месяцев необходимо подготовить малыша к ходьбе, ведь не пройдет и нескольких месяцев, как он начнет пытаться передвигаться самостоятельно. Для этого всячески укрепляйте ноги – делайте массажи, растягивающие упражнения, отталкивающие. В этом возрасте дети, как правило, уже достаточно устойчиво сидят в манеже. Положите малышу побольше игрушек. Мелкая моторика рук в том возрасте позволяет развивать и другие мышцы. Потянувшись за игрушкой, малыш укрепляет мышцы спины и торс, пытаясь встать, ухватившись за сетку манежа, – ноги.

От 10 месяцев и до года можно начинать тренировать движения поэтапно. Можно разбросать в манеже или кроватке небольшие игрушки и показать, как складывать их в одно место. Такие упражнения на мелкую моторику позволят малышу хорошо развивать координацию и акцентировать свое внимание.

Для того чтобы скоординировать у ребенка развитие двигательных функций, а может быть и ускорить этот процесс, с малышом необходимо регулярно заниматься. Даже просто находясь рядом с ребенком, подавая ему игрушки и рассказывая, что вы делаете, можно быстро обучить малыша не только ловким движениям, но и новым словам, правильному произношению.

Мелкая моторика у детей от года до 3-х лет

Развивая ловкость в возрасте года или двух лет, вы демонстрируете ребенку возможности его пальцев и рук. Постепенно малыш осознает, что такое осязание, когда берет в руки предметы различной формы и фактуры. Мелкая моторика для детей в этом возрасте представляет познание им процессов координации.

Именно такие дети впервые начинают самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать, пусть даже неправильно, ботинки, переливать жидкость из одной емкости в другую. Мелкая моторика дошкольников в этом возрасте чаще всего быстро развивается в процессе игр. Учите малыша, играя с ним, рассказывая сказки, басни и поговорки, разучивая считалки и стишки. В это время манипуляция и жестикуляция руками покажется ребенку естественным явлением.

Мелкая моторика в 2 года – невероятно важные шаги в общем развитии ребенка. Как известно, в этом возрасте малыш начинает активно разговаривать, все больше познавая мир. Учитывая то, что участки коры головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук, находятся совсем рядом, занимаясь с малышом различными упражнениями, мы активно стимулируем его говорить. Это невероятно, но это факт – дети с повышенной физической активностью начинают разговаривать гораздо быстрее, и раньше всех – складывать отдельные слова в предложения.

В возрасте до 3-х лет малыш уже отчетливо знает названия многих предметов. В виде игры можно попросить сына или дочь помочь маме убрать в комнате. При этом занятия по мелкой моторике будут параллельно тренировать память, стимулировать мышцы по время нагибаний или приседаний за игрушками и предметами.

Развитие моторики 3 года можно проводить в виде игры, как и любое обучение в таком возрасте. Будет замечательно, если вы учтете пожелания ребенка, играя с ним в его любимую игру. Ведь именно это и поможет малышу беспрекословно принять некоторые изменения в правилах и акцентировать внимание на том, что нового предложите ему вы.

Мелкая моторика для детей 4-5 лет

Мелкая моторика дошкольников в возрасте 4-5 лет подразумевает развитие у ребенка многих движений уже в режиме автоматизма. Например, сидя за обеденным столом, маленький член семьи может поддерживать разговор со взрослыми и умело владеть ложкой или вилкой.

Единственное, с какими трудностями может столкнуться малыш – это с выполнением более точных координированных движений.

В этом возрасте дети с удовольствием играют в развивающие логические игры. Родителям необходимо повсеместно поддерживать такие стремления. Мелкая моторика для детей без логического мышления в этом возрасте просто невозможна. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией выкладывают мозаику и при этом активно думают. Активизируя основные участки мозга, ребенок быстрее развивает моторику рук, что в значительной степени сокращает риски такого заболевания, как дисграфия.

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста прекрасно развивается при помощи игр. Одной из эффективных в этом смысле для родителей может стать игра «Повтори движение». Вы садитесь с малышом друг напротив друга и показываете ему различные фигурки, созданные из ладоней и пальцев рук. Малыш должен повторить вашу фигурку.

Развитие мелкой моторики в 4 года требует принятия самостоятельных решений. Дайте ребенку больше свободы в этой игре. Пусть он подойдет к вам, внимательно рассмотрит, каким образом вам удается переплести или скрестить пальцы рук и попытается повторить так же.

Для следующей игры необходимо подготовить сосуд с горлышком меньше, чем основание. В него опускается знакомый малышу предмет, но так, чтобы он это не видел. Затем попросите ребенка опустить руку в сосуд и на ощупь определить – что именно за предмет там лежит.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, благодаря такой игре, тесно связано с логикой мышления, воображением и памятью. Ощупывая то, что находится в сосуде, малыш непроизвольно вспоминает все знакомые ему предметы, сравнивает их и анализирует вероятность совпадений.

Мелкая моторика - согласованная работа мышц пальцев и кисти, первая ступенька в формировании ребенка. Потребность в ловком и согласованном действии пальцев
бесспорна. Процесс развития включает работу костной, нервной и мышечной систем. Уровень
улучшение моторики влияет на умственное развитие.

Развитие мелкой моторики у детей.

С первых дней жизни малыша начните заниматься улучшением мелкой моторики . Массаж
ладошек и пальчиков активирует точки, которые связанные с корой мозга.

Развитая мелкая моторика у малыша позволяет ему удовлетворять собственные
потребности и помогает познавать окружающий его мир.

Идя в первый класс, ребенка проверяют на готовность мелкой моторики пальцев к
обучению: воображение, письмо, концентрацию и речь.

Как развивать мелкую моторику ребёнка

Родители должны учитывать возрастные особенности своих деток. Трудно представить
месячного малыша с пластилином или шестилетнего с погремушкой.

  • Массаж кисти руки и пальчиков станет первым шагом.
  • . У малышей этого возраста уже хорошо развит хватательный
    рефлекс. Используйте для его развития погремушки из разных материалов: пластик,дерево, ткань, камень, чтобы малыш получал разные тактильные ощущения от
    прикосновений.
  • К этому возрасту, малыш уже может самостоятельно садиться и
    изучать ручками окружающие его предметы. Хорошо помогают в развитии специальные
    коврики, где подобраны разных цветов и форм детали.
  • В этом возрасте малыш самостоятельно встает и даже ходит. Все окружающие его вещи помогают в развитии. Специально для такого возраста созданы развивающие центры. Они вырабатывают такие движения: повороты, нажатие, верчение,оттягивание, стучание.
  • . В этом возрасте с малышом можно поиграть в различные
    пальчиковые игры, потешки, песенки с движениями. Также очень важно в этом возрасте
    начать закладывать элементарные навыки по самообслуживанию.
  • . Возраст «я сам», становления личности. Нужны более сложные
    механизмы развития: лепка пластилином и тестом, рисование красками и карандашами,
    вырезание ножницами, аппликации.
  • . Мелкая моторика этого возраста вполне справится с азами письма:
    обвести по точкам, соединить цифры, написания букв и цифр.

Какие игрушки помогут в развитии

Есть игрушки, с которыми ребенок играется в любом возрасте. Чем старше юный
испытатель и лучше развита мелкая моторика пальцев, тем интереснее находятся
применения игрушкам:


Упражнения для мелкой моторики рук

Развитие от 0 до 2 лет:

  • Сорока-белобока (загибать пальчики и проговаривать потешку);
  • Ладушки, хлопушки (хлопать в ладоши);
  • Прятки (ладошками закрывать глазки);
  • Зайчик (шевелить пальчиками-ушками);
  • Здравствуйте пальчики (поздороваться с каждым пальчиком);
  • Сильные пальчики (сцепить, чуть согнув, пальчики между собой).

Развитие от 2 лет:

  • Рыбак (ложкой в тарелке ловить мелкие предметы);
  • Дорожка (из любой крупы посыпать дорожку, круг, треугольник);
  • Сладкий чай (класть сахар и размешивать в кружке);
  • Салют (разорвать на мелкие кусочки лист бумаги и подбросить над собой);
  • Комочек (бумагу смять в комочек);
  • Собери (в коробочку сложить палочки, пуговицы, бусинки);

Развитие от 3 лет:

  • Лабиринт (нарисуйте и научите малыша находить правильный путь);
  • Бусы (начните с бубликов, потом макароны, пуговицы, бусинки, бисер);
  • Дорожка (нарисуйте извилистую линию, пусть малыш проведет по ней);
  • Фигурки (вырезаем различные фигурки и приклеиваем на лист);
  • Подарок (заверните мелкий предмет в несколько обверток и попросите
    развернуть);
  • Прищепки (учим пользоваться);
  • Угощения (лепим из пластилина).
  • Во время упражнений с малышом включайте движения на расслабление,
    растяжение и сжатие;
  • Проводите регулярно массаж кистей;
  • Учитывайте возраст развития ребенка;
  • Помогайте выполнять движения и фиксируйте руки, если это необходимо;
  • Обучение идет от простых к сложным движениям;
  • Хвалите ребенка за новые движения.

Все необходимые навыки развития моторики пальцев ребенка закладываются в
дошкольном возрасте. Достаточно уделить немного времени, и малыш будет удивлять
вас достижениями.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи.

Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты. Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

  • развитие памяти и речи;
  • освоение рисования и письма;
  • формирование логического мышления;
  • развитие ловкости;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и фантазии;
  • подготовка к навыкам ручного труда.

Ребенок до года

Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у малыша до года?

  1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
  2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
  3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
  4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
  5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
  6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макаронами, раскладывая и пересыпая их по разным мисочкам, тарелочкам и кастрюлькам.

Важно! Не оставляйте ребенка наедине с бумагой и мелкими предметами. Малыши очень любят пробовать все на вкус.

Игра и развитие мелкой моторики у детей

Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

1.Гимнастика для маленьких пальчиков.

Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка.

Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

  • добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
  • дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
  • построить шатающийся мостик.

Игра позволит ребенку ориентироваться, где находятся: верх, низ, право, лево.

Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года. Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание.

2.Игры с мелкими предметами.

Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

6.Шнуровка.

Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

7.Завинчивание.

Дети с удовольствием будут закручивать и откручивать пробки у бутылок и баночек. Устройте соревнования.

8.Раскраски нашего детства.

Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

9.Рисование.

Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

Затем, даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:
  • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
  • рисовать по намеченному контуру;
  • дорисовывать рисунок.

После, можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

Придворова Вера Сергеевна, воспитатель МБДОУ ЦРР - ДС №53 «Елочка», г.Тамбов

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика) , воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная) . Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца) , необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы) , динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую) , расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет) , рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

3. Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные) . Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.

4. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые) . Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки) , дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами) . В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

8. Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика) , к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

9. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги) , приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах) . Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

10. Графические упражнения.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

11. Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка) ;

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 - 0, 5 см) . Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.

Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.

Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Значимость развития мелкой ручной моторики в становлении высших психических функций и овладении речью известна каждому, кто сталкивался с проблемой развития речи ребенка в раннем возрасте. Многие дети с ОВЗ обращают на себя внимание педагогов и медиков именно тогда, когда их сверстники начинают говорить.

Недоразвитие речи становится поводом проконсультироваться у невролога, логопеда, дефектолога, и нередко специалисты сообщают родителям неутешительные новости о том, что их ребенку потребуется много усилий семьи и педагогов для того, чтобы получить результат, достающийся большинству детей без труда. Чаще всего родители выражают готовность сделать для своего чада все возможное и включаются в борьбу за лучшее будущее для своего сына или дочери.

Ранний возраст и дошкольное детство у особого ребенка в таком случае проходят в интенсивном процессе восстановления, реабилитации, в занятиях с логопедами и дефектологами, большинство из которых используют развитие мелкой моторики в интересах развития речи и достигают определенных результатов.

Родители тоже понимают, что нужно использовать сензитивный период по максимуму, и дополняют занятия, проводимые с их ребенком специалистами, самостоятельными проектами: рисуют, читают, играют, занимаются лепкой и аппликацией, строго следят, чтобы ребенок был постоянно при деле, а не таращился бессмысленно в телевизор. К сожалению, целью этой титанической борьбы бывает не достижение ребенком своего максимума, не работа с его индивидуальной зоной ближайшего развития, а более прозаический результат — достижение ребенком уровня развития его усредненного сверстника, приближение его возможностей к требованиям общеобразовательной школы.

Как правило, чем бы ни закончилась эта гонка: ребенок «успел впрыгнуть в последний вагон» и попал в первый класс на равных с другими основаниях; несмотря на все усилия, учебное заведение пришлось изыскивать специальное, рассчитанное на малышей с разного рода ОВЗ, — родители принимают факт поступления ребенка в школу как повод немного расслабиться и поручить его стараниям специалистов. Именно в этот момент они пересекают психологически значимый рубеж и перестают требовать от своего ребенка постоянной занятости головы и рук чем-то полезным, предполагая, что в школе им дали дневную норму развития, а дома нужно отдохнуть. Ребенок начинает бесконтрольно смотреть телевизор, приобщается к компьютерным играм, отстраняется от помощи по хозяйству на правах человека, уставшего на учебе.

Мелкая моторика, которой упорно занимались до сих пор, тоже перестает интересовать родителей, воспринимаясь ими как средство, которое должно было развить речь и подготовить руку к письму и которое на определенном этапе сработало или не сработало. В то же время процессы развития продолжают идти в своем режиме, более не поддерживаемые извне.

Без специально организованной деятельности мелкая моторика дошкольника хронически недогружается. В современной школе каллиграфии уделяется значительно меньше внимания, чем во времена учебы мам и пап. Современные молодые люди понятия не имеют о том, что значит «ставить почерк» или «вырабатывать наклон». Объективно говоря, письменная речь все больше используется в печатном виде, и школьников все чаще обязывают сдавать письменные работы распечатанными. В том, что школа идет в ногу со временем, нет ничего плохого, но с уменьшением нагрузки на кисть руки уменьшается и возможность развивать точность мелких движений, регулировать силу нажима, систематически упражнять пальцы, вырабатывать произвольность ручных операций.

Развлекательная деятельность детей в последнее время тоже претерпевает изменения. В ряде случаев она превращает ребенка из непосредственного исполнителя и участника развлечения в простого зрителя, слушателя, пассивного читателя. Собственная подвижность современного ребенка все чаще сводится к управлению понятливой современной техникой, которая все стремится сделать сама. Казалось бы, для гаджетов, которые так полюбились современным детям и подросткам, тоже необходимы мелкие движения, но они довольно специфичны, не подразумевают приложения усилия, соотнесения движения пальцев относительно друг друга, разнообразия движений.

Мир изменился — изменился и человек. Уже встречаются взрослые люди, не умеющие зашнуровать собственную обувь, поскольку они с детства носили обувь, которую легко можно застегнуть молнией или «липучкой». Многие испытывают затруднения при рукописном заполнении бланков, поскольку для собственных нужд к письменной речи не прибегали довольно давно. Понаблюдайте, каким пальцем вы нажимаете на кнопку дверного звонка. Сегодня большинство детей и взрослых сделают это большим пальцем правой руки, хотя до широкого распространения мобильных телефонов, несомненно, воспользовались бы указательным. Повседневные ручные манипуляции изменились, техника становится все более удобной и понятливой, все больше рассчитывается «на ленивого пользователя».

В то же время если у нас есть задача постоянно стимулировать развитие психических функций и речь подрастающего ребенка, нам нужно выводить его из зоны комфорта и возвращать к ручному труду, к тренировке кисти в разнообразных целенаправленных движениях.

Но как можно заставить подростка возобновить работу над развитием мелкой моторики? В пальчиковые игры он играть уже не расположен, раскрасками заинтересуется вряд ли. В то же время есть виды деятельности, которые отвечают требованиям развития и в то же время не покажутся подростку излишне детскими.

Одним из увлекательных видов деятельности, тренирующих мелкую моторику, являются настольные игры, возвращающие себе былую популярность. Ряд игр, предлагаемых потребителю сегодня, имеют привлекательный универсальный дизайн, одинаково подходящий и детям, и взрослым. Обратите внимание на игры, в которых требуется уравновешивать балансирующую конструкцию небольшими игровыми фигурами, интересны варианты, в которых требуется вытаскивать элементы сложной конфигурации из общей массы, стараясь не потревожить остальные фигуры. Многие логические настольные игры требуют, кроме мыслительной деятельности, достаточно точных и выверенных движений, аккуратности, координации. Для кого-то полезными могут стать игры, в которых требования к точности движений сочетаются с требованиями к быстроте реакции.

Не стоит недооценивать ценность обслуживающего труда. В любом доме работа по его благоустройству и содержанию в чистоте и порядке не заканчивается никогда, особенно если возложить ее всю на маму или бабушку, выбивающихся из сил. Составьте список дел, который ваш ребенок способен выполнять самостоятельно, привлеките его к составлению перечня его полезных для дома и семьи умений. Закрепите за ребенком те дела, которые будут по-настоящему нужными, посильными и в то же время позволят ему упражняться в экономности, точности, аккуратности движений.

Не менее интересными и полезными для развития мелкой моторики подростков с ОВЗ могут стать творческие и технические хобби, особенно требующие освоения разного рода ручных операций и архаичных технологий. Если у вас нет возможности занять ребенка творчеством под руководством профессионалов, в ваших силах осваивать различные изобразительные техники самостоятельно. Для тех, кто в детстве любил раскрашивать картинки, в последнее время появились наборы для раскрашивания живописных полотен, как по мотивам классических сюжетов, так и с декоративными мотивами: они позволяют работать в своем режиме и удобными материалами, развивая не только точность и произвольность движений, но и эстетический вкус. Другие наборы для творчества могут ознакомить вашего ребенка с техниками линогравюры, литографии, эстампа и многих других, каждая из которых любопытна по-своему и в то же время не требует от исполнителя совершенных навыков рисования, специфических художественных талантов.

Поощряйте интерес подростка к собственным творческим проектам, пробам сил в новых техниках, присоединяйтесь к его деятельности, если он или она об этом попросят. Девочкам может быть полезна работа с бисером, лентами, вышивкой, изготовлением игрушек из ткани, плетение индейских нитяных браслетов, известных у молодежи как «фенечки». Мальчики могут проявить себя в моделировании, раскрашивании коллекционных фигурок, художественном творчестве, связанном с обработкой материалов, рукописных комиксах, изготовлении разного рода инвентаря для увлечений, связанных с исторической или литературной реконструкцией. Важным условием успеха в развитии мелкой ручной моторики является положительное, эмоционально окрашенное отношение к деятельности. Иными словами, дело должно быть не только для рук, но и для души.

Еще одним интересным методом коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей и подростков являются кинезиологические упражнения (кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение).

Программа кинезиологических упражнений «Гимнастика Мозга» (ГМ) была разработана в 1970-х гг. американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению». Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10—15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Кинезиологи исходят из идеи, что развитие идет от движения к мышлению, а не наоборот. Справедливо ли это их предположение или нет, но комплексы специальных кинезиологических упражнений используются во многих детских учреждениях и объективно способствуют развитию детей и подростков с ОВЗ.

Упражнения ГМ доступны во всемирной сети, если вы готовы подойти к этому проекту системно и комплексно. В случае недоступности специфических упражнений важно уловить основную идею полезности физических упражнений, направленных на развитие координации, на крупные и мелкие симметричные и ассиметричные движения, связанные со сменой сосредоточения, неподвижности и активности.

В этом ключе подростку могут быть полезны также дыхательные гимнастики и практики восточных единоборств, не включающие в себя собственно контактные формы борьбы. Если здоровье и состояние ребенка позволяют систематические занятия спортом — плаванием, гимнастикой, общеразвивающими физическими упражнениями, то дозированные нагрузки (спорт высоких достижений в виду не имеется) позитивно скажутся на общем психофизическом статусе подростка.

Таким образом, важно помнить, что, несмотря на то что сензитивным к развитию речи и мышления путем развития телесной моторики преимущественно является ранний и дошкольный возраст, связь, позволяющая стимулировать созревание ЦНС, не нарушается и после. Поэтому необходимо продолжать специальные занятия, направленные на совершенствование скоординированности и точности ручных операций, и за пределами младшего школьного возраста. Помимо того, что подобного рода занятость организует, дисциплинирует особого ребенка, она также положительно сказывается на его реабилитации.

Займите ребенка ручным трудом и займитесь им сами. Можно проводить свободное время у экрана телевизора или компьютера, но лучший отдых — это смена деятельности, интересное творческое хобби станет еще одним поводом торопиться с работы домой в хорошем настроении, а ваш положительный пример будет полезен ребенку в сто крат больше, чем ряд душеспасительных бесед.

Кропивянская С.О.