Безопасность малыша на разных этапах. Безопасность новорожденного. Безопасная среда в жизни ребенка

Новорожденный зависит от тебя во всем – он нуждается в твоей любви, пище, одежде и в безопасном доме, где можно жить и играть.

В первые дни и недели новорожденные младенцы обычно либо спят, либо кушают, в том числе и ночью. Каждый выбирает свой распорядок кормления и сна.

По мере того как твой малыш подрастает и становится подвижнее, окружающий мир становится для него все опаснее. Опасность, прежде всего, представляют твердые предметы, находящиеся на уровне глаз крохи, когда он ползает или стоит. Попробуй встать на четвереньки и определить, какие объекты могут причинить малышу вред: выступающие ручки шкафов, натянутые веревки и т.д.

Удушение. Как только ребенок самостоятельно добирается до мелких объектов, все, что попадает к нему в руки, непременно пробуется на вкус. Поэтому держи все мелочи подальше от юного исследователя и на всякий случай узнай у врача, как оказывать первую помощь ребенку, если он подавился.

Падения. Дети любят обследовать новые места. Не лишай ребенка приключений, но сделай их безопасными.

Опасности, связанные с водой.

Чтобы сделать купание малыша приятным и безопасным, не отходи от ребенка, находящегося в ванне, так далеко, чтобы не иметь возможности поддержать его руками.

Будь бдительна при использовании лекарств или моющих средств. Многие случайные отравления связаны с медицинскими или бытовыми химическими препаратами.

  • Храни все моющие средства, инсектициды и лекарства в оригинальных упаковках и в недосягаемом для малыша месте.
  • Лекарства, которые легко вынимаются из упаковки, помещай в , которую малыш не сможет открыть самостоятельно.
  • Никогда не называй лекарство "леденцом".
  • Держи наготове рвотное средство, но не давай его твоему ребенку до тех пор, пока ты не получила такую рекомендацию от лечащего врача или из отделения "скорой помощи".
  • Запиши и храни на видном месте важные телефоны ближайших больниц и медицинских центров.

Если, несмотря на все твои усилия, кроха отравился, действуй четко и не впадай в панику:

  • вызывая "скорую помощь", не отпускай от себя ребенка и держи наготове упаковку с веществом, вызвавшим отравление;
  • сообщи возраст малыша и название лекарства или химиката, действию которого он подвергся;
  • выполни все инструкции, которые специалисты дадут тебе по телефону.

Малыш научился ходить: будь бдительна!

Дети, научившись ходить, умеют уже очень много, но на каждом шагу их подстерегают опасности, о которых им ничего не известно. Если кроха неожиданно затих в другой комнате, срочно выясни, где он и чем занимается.

Проверь на безопасность детские игрушки. У них не должно быть острых краев и мелких деталей. Если они выпадут из игрушки, ребенок может их проглотить. По этим же соображениям в игрушке не должно быть таких деталей, которые могут легко отломиться.

Безопасность в ванной комнате и на кухне. В ванной комнате вынь из розеток и смотай шнуры от фенов, щипцов для завивки волос, электробритв и других электроприборов, которые не используются. Еще лучше хранить их вне поля зрения ребенка, чтобы они не попали в ванну с маленьким купальщиком. На кухне, когда ты готовишь, поворачивай кастрюли, находящиеся на плите, ручками назад, и, по возможности, используй дальние горелки.

Безопасность у воды

Ни в коем случае не оставляй ребенка без присмотра у воды - будь то река, пруд, плавательный бассейн, ведро для мытья полов или лужа. Примерно треть утонувших в доме и за его пределами составляют дети младше пяти лет.

Источник: Компания Gerber Products Company благодарит персонал Комиссии по безопасности потребительских товаров США и Национальной Администрации по безопасности дорожного движения за критический анализ и комментарии к этой публикации.

Комментировать статью "Безопасность малыша на разных этапах. Безопасность новорожденного"

Дети на борту самолета - и поведение их родителей - тема горячая: в соцсетях то и дело рассказывается, как чей-то ребенок кричал весь перелет и бросался игрушками в пассажиров при полном бездействии родителей, либо наоборот, обиженные матери взывают к чувствам невольных спутников и просят потерпеть неудобства - "ведь все же были детьми!". Дело идет к тому, что скоро молодые матери, а не стюардессы должны будут обносить салон конфетками, чтобы задобрить пассажиров. А вот в 50-е годы к...

Современные родители сегодня зачастую придерживаются самых разных, порой противоположных концепций воспитания. Среди них есть и активные мамы и папы, для которых ребенок – это не повод замыкаться в четырех стенах. Зачастую их можно видеть с младенцем в торгово-развлекательных центрах, кафе, а кто-то даже отваживается с полугодовалым малышом на дальние путешествия. Однако, как и в любом деле, здесь важно, разумно сопоставив все плюсы и минусы, адекватно оценить риски такой активности. «К...

Коляска для новорожденных – комфорт и безопасность малыша Детство – чудесный отрезок времени, в период которого и малыши, и их родители получают максимальный заряд положительных эмоций. А для того, чтобы мамы, папы, бабушки и дедушки смогли еще больше времени проводить с крохами не только в период их активного времяпровождения, но и тогда, когда детишки спят, на рынке детских товаров предлагают специальные прогулочные коляски и коляски-люльки. Без кроваток, кашек и памперсов не обойтись...

Обсуждение

Вот у нас прогулочная коляска Uppababy Cruz, коляска очень удобная, есть в наборе люлька и прогулочный блок, которые снимаются при необходимости, а еще достаточно просторная корзина для покупок длиной 70 см. Колеса изготовлены по запатентованной технологии AirGo «по типу надувных» и шаг мягкий.

С момента своего рождения ребёнок различными движениями и звуками выражает свои чувства. В начале это происходит хаотично и инстинктивно. Но с каждым новым месяцем жизни новорожденный становится более осознанным, активным и подвижным. Примерно с 6 месяцев ребёнок начинает двигаться в «новом ритме». Он учиться координировать свои движения, тянется к предметам, пытается схватить всё, что попадается ему на глаза, переворачивается, учится сидеть, ползать и даже по-своему танцевать. В процессе...

Курс "Личная безопасность ребенка. Основы из основ". Здравствуйте! Если Вы уже посмотрели видео (размещено 7 октября), то первые шаги уже знаете. Шаг 1. Необходимо добиться от ребенка чёткого и однозначного понимания того, кто для него является знакомым (доверенным) лицом. Этих людей немного. Назовите их. Ребенок должен называть их без ошибок (мама, папа, дедушка Коля, соседка Анна Тимофеевна, водитель Юрий Михайлович, папин знакомый Владимир Алексеевич). Всё! Остальные - НЕЗНАКОМЫЕ люди...

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

Наконец-то мама и малыш дома, вернулись из родильного дома. Для ребенка приготовлена красивая кроватка, но стоит ли торопиться класть его туда? Начнем с самых истоков. Человек-это млекопитающее, а детеныши млекопитающих в природе спят, тесно прижавшись друг к другу и к маме. Мать их кормит, защищает, согревает. Малыш знает, что, пока мама рядом, он в безопасности. Позаботиться о себе ребенок пока не может, и если мамы нет рядом, он испытывает страх и тревогу. У мамы тоже возникает...

Пеленка-матрешка (пеленка кокон на молнии) представляет собой конверт для пеленания с двухзамковой молнией и хлястиком-бабочкой с кнопкой. Дарит чувство комфорта и безопасности новорожденному малышу, упрощает процесс пеленания. «Пампусики - как у мамы в пузике!» Коммерческое предложение открыть Характеристики Пеленки-матрешки Пампусики эластичный трикотаж средней плотности качество пенье успокаивают и помогают комфортно спать удобная безопасная застежка рекомендованы педиатрами 5 вариантов...

Наверняка, вернувшись из роддома, ты столкнулась с вопросом: укладывать малютку спать в специально купленную для него кроватку или плюнуть на советы мамы и свекрови («Не приучай!»), и спокойно уснуть, обняв малыша, на собственной кровати? Ответ обычно приходит очень быстро: большинство младенцев сладко и спокойно засыпают рядом с мамой и начинают плакать, когда их пытаются переложить в кроватку. В этом ничего удивительного нет: ребенок чувствует тепло, исходящее от мамы, вдыхает родной запах...

От правильного выбора коляски во многом зависят безопасность малыша и комфорт родителей как минимум на полтора-два первых года жизни ребенка.

Однако если позаботиться о безопасности малыша заранее и установить блокиратор для шкафов со стеклянными дверцами, этой неприятной ситуации можно избежать.

Безопасность ребенка. Кроватки, стульчики и др. мебель. Ребенок от рождения до года. Нужны ворота безопасности, замки на ящики и двери шкафов-купе.

По итогам обсуждения эксперты предложили ряд простых рекомендаций родителям для обеспечения безопасности детей в Интернете

А еще мне как-то хотелось маленького праздника и я пригласила гостей. Они, естественно, спросили, что купить-принести-подарить. Я сказала: "Что-нибудь из серии безопасный дом для ребенка" В итоге у меня лежит целый пакет со всякими штуками, который я повезу с собой летом на дачу.Автор - известный американский семейный психотерапевт и консультант по вопросам личной безопасности детей и подростков.
Расцчитана на широкий круг читателей.
ОЧЕНь РЕКОМЕНДУЮ!!! Почти нет особо специфическиx американческиx советов, вполне подxодит и для нашей российской действительности. 16.03.2007 12:11:30, gast

Ничего не сделаете, чтобы 100% обезопасить. Люди, которые воруют детей - профессионалы. Это как задать вопрос "Научите меня чтобы у меня мобильник в метро не сперли". Можно хоть 100 замков навешать на карманы - все равно дырку найдут, если надо будет! Так что только следить за детьми, ни на минуту не упускать из поля зрения, в магазине держать в продуктовой коляске на детском месте (хотя понимаю, тесно - но зато надежно!), в детских комнатах не оставлять. Ну и вообще, если предстоит серьезный шоппинг, где можно голову потерять и ребенка из виду упустить - то ребенка не брать.

15.03.2007 16:47:18, Татьяна Л

Пока малыш не научился разговаривать, для него особенно важны сенсорные впечатления. Именно поэтому такое значение придаётся тем вещам в доме, что окружают ребёнка. Особенно в первые три года.

Дом, который удобен не только взрослым, но и детям, – первое, о чём нужно позаботиться при появлении малыша. В погоне за безопасностью не стоит забывать, что ребёнку нужна свобода передвижения и возможность открывать что-то новое. Идеальное решение – организовать пространство так, чтобы ребёнок мог чем-то заниматься под присмотром, а вы не волновались, что может произойти что-то страшное. Постоянное чрезмерное ограничение (манеж, кроватка, коляска и т. п.) лишает ребёнка свободы движения. Имеются в виду именно излишние ограничения, а не необходимые.

Чем больше свободы, тем больше возможности получать сенсорные стимулы для познания мира, развивать координацию мышц и физическую силу тела. Именно поэтому в доме нужна безопасная среда, которая может дать вашему ребёнку свободу исследования и передвижения, а вам – спокойствие.

В наше время придумано множество приспособлений, которые помогут вам в этом. Например, ограничители дверей, пластмассовые наклейка для острых углов мебели.

Вот несколько правил, которые также могут помочь родителям, дети которых только начали ползать или ходить:

  • Если в зоне доступа ребёнка есть электрические розетки, закройте их специальными заглушками.
  • То же относится к проводам, которые тянутся по полу и до которых он может дотянуться. Постарайтесь их спрятать или убрать.
  • Чтобы закрыть спальню малыша, лестницы и любые другие комнаты, куда вы хотите ограничить доступ, можно установить детские барьеры.
  • Проверьте ваши домашние растения: нет ли среди них тех, которые могут вызывать отравления, если их съесть.
  • Проведите ревизию шкафов и ящиков, которые окажутся в свободном доступе. Закройте их или уберите оттуда все химические вещества, инструменты, острые предметы и другие потенциально опасные вещи.
  • Поворачивайте ручки сковородок к стене, когда готовите на плите. Не оставляйте на краю стола опасных предметов. Если есть возможность, используйте на газовой плите предохранительный вентиль.
  • Не допускайте бесконтрольного изучения комнаты, которая может быть опасной. Например, ванной, где часто много опасных бытовых вещей (фен, бритва, средства для уборки и т. п.).

Когда вы спокойны и уверены в удобстве и безопасности вашего дома, то и малыш учится у вас уверенности и спокойствию. Позаботившись заранее о создании подходящей среды дома, вы можете подарить своему ребёнку бесценный опыт узнавать что-то новое самому.

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Глава 25. Создание безопасной для ребенка среды обитания

Только представьте себе, что вы имеете доступ к лекарству, способному предотвратить третью часть смертности в детском возрасте! И родители действительно обладают таким «лекарством», к тому же бесплатным. Оно называется созданием безопасной для ребенка окружающей обстановки. Один из трех умерших детей погибает вследствие несчастного случая. Однако большинство из них можно предотвратить.

Кому опасность угрожает больше

Несчастный случай может произойти с любым ребенком, однако некоторые малыши более других подвержены такой опасности. Разгадка – в схеме развития ребенка. Младенец, который медленно, но последовательно движется по пути своего развития, переходя от ползания к вставанию, а затем к ходьбе, в меньшей степени подвержен несчастным случаям. Такой ребенок не рискует подниматься на новую ступень лестницы развития, пока не закрепится на предыдущей. Полная противоположность этому – действия ребенка импульсивного, который зачастую спешит пройти вехи развития, руководствуясь методом проб и ошибок, а не рассчитанных шагов. Непредусмотрительный торопыга, он очертя голову кидается к желанной игрушке, готовый несколько раз споткнуться на пути к цели. Такой ребенок чаще всего отлично знаком персоналу местного травматологического пункта.

Предрасположены к несчастным случаям и дети, тянущие все в рот. Они не считают, что полностью ознакомились с предметом, пока не пососут его. Наблюдая за играми ребенка, вы можете определить, является ли он таким «сосателем». Чаще малыш берет игрушку, некоторое время изучает ее и лишь затем отправляет в рот для дополнительного анализа, в то время как «сосатель» прежде всего пробует ее на вкус. Такой ребенок больше предрасположен к несчастным случаям, связанным с проглатыванием предметов и асфиксией (удушьем).

Наконец, понаблюдайте за так называемым «живчиком» – ребенком, который то и дело ускользает из-под бдительного родительского ока и вовсе не обнаруживает признаков страха одиночества, будто такой стадии развития для него не существует. Такой малыш подвержен несчастным случаям в большей степени, чем ребенок, который часто не отваживается ступить на незнакомую территорию без одобрения родителей.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Справочник логопеда автора Автор неизвестен - Медицина

ГЛАВА 8. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА

Из книги Золотые правила естественной медицины автора Марва Оганян

Экополис. Возрождение этноса. Восстановление экологической среды обитания Переориентация сельской участковой больницы на метод естественного неспецифического лечения. Организация гигиенического, физиологического целесообразного питания в детском саду и в школе.

Из книги Золотые правила питания автора Геннадий Петрович Малахов

Как взаимосвязаны среда обитания, тело и пища Растительный и животный мир на всех своих уровнях демонстрирует: в пищу используется то, что находится рядом, в среде обитания растения или животного. Причем живой организм приспосабливается так, что сам является частью той

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Создание речевой среды

Из книги Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью автора Мария Шапиро

Создание условий для творческого самовыражения ребенка, выявления его внутренних возможностей Для особого ребенка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса

Из книги Молодость и долголетие с фэн-шуй автора Ольга Викторовна Белякова

Глава 4 Влияние факторов окружающей среды Негативные факторы окружающей среды самым отрицательным образом влияют на здоровье человека.Согласитесь, наше здоровье зависит от воздуха, которым мы дышим, от продуктов, присутствующих на нашем столе, от климатических условий

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Луи Броуэр

Из книги Психиатрия. Руководство для врачей автора Борис Дмитриевич Цыганков

Из книги Шизофрения автора Крис Фрит

Глава 6 СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ Прогресс в области развития классификации хотя и очевиден - эволюция от МКБ-6 до МКБ-10 (МКБ - Международная классификация болезней), - но, на наш взгляд, недостаточно поступателен. Это связано во многом с противоречивостью

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Борис Тихонович Чувин

Глава 6 Факторы окружающей среды Как мы видели в предыдущей главе, генетические факторы играют важную роль в возникновении шизофрении. Но столь же ясно, что генетические факторы - это еще не все. Другие факторы тоже должны играть здесь свою роль. Поиск этих других

Из книги Прибыльная стоматология. Советы владельцам и управляющим автора Константин Бородин

2. ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ

Из книги Одуванчик, подорожник. Природные лекарства автора Юрий Константинов

Из книги Острые состояния у детей автора Лев Кругляк

Место обитания и распространение Известно около 200 видов подорожника, произрастающих в умеренных и субтропических поясах (редко в тропиках). Встречаются вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, в степях, на лугах, песках. Подорожник можно встретить во всех уголках земного

Из книги На кофеине автора Мюррей Карпентер

Глава 9. У нашего ребенка аллергия Многие родители спрашивают: чем объяснить, что в настоящее время участились аллергические заболевания и, что особенно неприятно, среди детей и молодежи? Без сомнения, до некоторой степени это вызвано множеством новых раздражающих и

Должна быть безопасной. Это самое главное.

Для начала надо посмотреть на дом глазами ребенка. Так мы сможем найти источники потенциальной опасности. А затем придумаем способ защиты от них.

К счастью, сегодня в продаже есть масса готовых защитных и блокирующих устройств. Но прежде, чем их покупать, нужно определить, что нам действительно необходимо, а без чего можно обойтись.

Определяем источники реальной опасности

Я не буду писать о тех опасностях, которые не имеют серьезных последствий.

Но есть то, что может нанести серьезные травмы или привести к смерти ребенка . Ребенок может проглотить завалявшийся в углу винтик, выпить чистящее средство, облиться кипятком, упасть с большой высоты, наколоться на что-то и многое другое.

Вы думаете, что спички опасны тем, что ребенок может разжечь дома костер? А что, если он решит засунуть их в ухо?

В одной небольшой квартире десятки, если не сотни опасностей . По сути, дом – это настоящее минное поле.

От всего ребенка не убережешь (и не нужно), но я призываю осмотреть дом и решить, что в данный момент представляет наибольшую угрозу. А в остальном просто быть начеку.

Наша задача – не спрятать ребенка от реального мира , а научить его жить в нем. И если он упадет с кровати, потому что слишком сильно прыгал, ему это принесет больше пользы, чем вреда.

Безопасная мебель

Как только малыш начинает самостоятельно исследовать квартиру, первое, что он делает – это открывает дверцы шкафчиков , выдвигает ящики. Сколько детских пальчиков пострадало от естественной любознательности!

Блокирующие устройств а могут быть неплохим решением. Но я сторонница большей свободы ребенка, поэтому стараюсь обходиться объяснениями. Однако, если ребенок еще слишком мал и часто остается в комнате один, защитные устройства все же желательны. В некоторых случаях на помощь может прийти обыкновенный скотч.

Блокиратор мы установили лишь на шкафчик с бытовой химие й. Но о том, что в этом шкафчике, сын итак прекрасно знает. Я познакомила его со всем содержимым, даже дала понюхать то, что можно.

Уголки стола мы защитили специальными устройствами, потому что сын так и норовил расшибить о них голову.

Неустойчивая мебель должна быть прикручена к стенам.

Межкомнатные двери сделать безопасными помогут специальные фиксаторы положения и амортизаторы. Но мы обходимся предупреждениями.

Кухонные стулья у нас легко переворачиваются, если облокотиться на спинку, стоя на них. Менять их мы не стали. Поэтому когда Антошка залезает на стул, просто разворачиваем его спинкой к столу.

Безопасная кухня

Пожалуй, самое опасное место в квартире – это кухня. А самый опасный предмет на ней – это плита .

Любопытные ручки легко крутят регуляторы на плите. Запреты могут не сработать. И чтобы избежать утечки газа, можно купить специальные блокирующие устройства в виде пластиковых колпачков , которые легко монтируются.

Чтобы ребенок не опрокинул на себя готовящуюся еду, готовить лучше на дальних конфорка х или использовать защитный экран.

Скатерть лучше убрать, ведь за нее легко потянуть и все, что было на столе, окажется в лучшем случае на полу, в худшем – на ребенке.

Отдельную опасность представляет детский стульчик . Никогда не оставляйте ребенка одного, даже если он пристегнут дюжиной ремней безопасности. Дети – большие любители летать с таких стульчиков головой вниз.

Окна и дети

Мы разрешаем Антошке залезать на подоконник, но только в нашем присутствии. Запрет здесь не сработает. Ребенок рано или поздно, когда вы ненадолго отлучитесь, захочет забраться на подоконник.

Чтобы не попасть в страшную статистику падений детей из окон, блокирующие устройства просто обязательно должны быть установлены на все окна.

Опасные предметы

Как только Антошка начал ходить, все самые опасные предметы были убраны на верхние полки (аптечка и т.п.). Подальше спрятали мы и то, что он мог испортить.

Но это не значит, что ребенок живет в каком-то вакууме. Он знаком со многими предметами, которые детям не игрушка.

Под моим контролем он перебирает опасные предметы, играет с ними. Запретный плод сладок, а так он знает, что это такое и для чего нужно. А потому нет искушения залезть по-тихому и что-то взять, и не дай бог проглотить. Но после таких игр все опасное обязательно убирается подальше.

Электроприборы и розетки

Вопрос с электроприборами мы решили просто – научили Антошку правильно ими пользоваться. А те, что представляют наибольшую опасность — под запретом (например, утюг); их убираем сразу после использования и следим, чтобы шнур не свисал.

Розетки прекрасно защищают специальные заглушки. Но к их выбору стоит подойти особенно ответственно, т.к. у нас есть такие, которые Антошка сам умудрялся доставать.

И даже если вам кажется, что ребенок уже не интересуется розетками, все может измениться в одно мгновение. Так было у нас.

Антошке было примерно 2 года. Я перестала ставить заглушку на одну часто используемую розетку, т.к. мне казалось, что сын давно потерял к ней интерес. Отошла от него на 30 секунд, и он успел найти два провода и воткнуть их в розетку. Хорошо, что он держал их за изоляцию. Но с тех пор я всегда ставлю заглушки.

Список опасностей можно продолжать еще долго. Я советую внимательно присмотреться ко всем вещам в доме и подумать, насколько они безопасны. Начиная от игрушек и мебели, и заканчивая комнатными цветами, которые могут оказаться ядовитыми.

Я не призываю бросаться в крайности и изолировать ребенка от всего. Главное – исключить то, что угрожает жизни, а в остальном быть начеку и учить ребенка обращаться с опасными предметами под вашим контролем.

Вас может заинтересовать:

Что должны знать дети, чтобы защитить себя.

Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволят прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.

Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может
прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.

Необходимо научить ребенка доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом, он сможет распознать возможную опасность и избежать ее,
суметь различить хорошие, плохие и смущающие прикосновения.
При этом следует объяснить, что хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия,
плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу, смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Смущающими могут быть прикосновения, которые начинаются, как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают, ребенок должен громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает, убежать, рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что воспитанные дети хоть и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.
Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, при которых ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет - эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие, как выражение теплых чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях, задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях, поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которое помогает избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.



Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

· Насмешками над слабыми и беззащитными

· Драками с одноклассниками

· Унижением девочек, символизирующих мать

· Плохим отношением к учителю

· Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

Советы родителям.

1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, избиения, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас, как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.



2. СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу. Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать.

3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

4. НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать "Я горжусь тобой!"

5. ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.

6. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствуете одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем - ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается людьми, употребляющими алкоголь или наркотики.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

1. Научите вашего ребенка говорить"Нет" любому взрослому, если он почувствует исходящую от него опасность

2. Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой папа!" ), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника

3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются

4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя

5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот человек не знает пароля

6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок

7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть

8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год. Имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен

9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случается. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.

РЕБЕНОК

· Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей

· Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку

· Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел, и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть

· Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями

· Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения

· Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка

· Понимание причин трудного поведения ребенка

· Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка

· Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.

СЕМЬЯ

· Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям

· Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить

· Умение справляться с кризисами

· Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять

· Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста

· Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях, несущих риск

· Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.

ВОСПИТАТЕЛЬ

· Осознание своих умений, как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать

· Умение отказаться от стереотипов

· Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям

· Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание

· Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями

· Умение соблюдать конфиденциальность

· Способность к обучению, саморазвитию

· Умение обращаться к собственному детскому опыту

ДРУГИЕ ЛЮДИ

· Умение говорить о ребенке с окружающими

· Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его

· Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка

ПАРТНЕРСТВО

· Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания

· Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми

· Готовность при необходимости просить и принимать помощь

· Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей

· Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.

Тема: Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.

1.Создание безопасных условий для воспитания детей в доме и вне семейной среды.

Одна из основ детской безопасности – это наша родительская предусмотрительность. Главный ее закон: "Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости – действовать".

Попытайтесь взглянуть на свой дом не взглядом мудрого взрослого, а глазами шустрого активного карапуза. Ему все хочется потрогать и всюду сунуть свой любопытный носик. Важно как можно чаще ставить себя на место ребенка. Только так можно предвидеть опасность.
Если в доме нет конструкций, которые могут легко завалиться, значит, малыш никогда ничего на себя не перевернет. Если вы привыкли всегда убирать свисающие вниз шнуры от бытовой техники, значит, стоящий на гладильной доске утюг или электрочайник на кухонном столе никогда не свалится малышу на голову. Если все ящики вашей мебели имеют специальные фиксаторы, значит, ребенок никогда не вытащит ящик целиком и не уронит на себя все его содержимое. Если у вас в ванной комнате лежит нескользкий коврик и вы никогда не оставляете там ребенка без присмотра, значит, вы свели возможность травматизма в этом помещении до минимума. В целях безопасности ставьте на двери ванной и туалета только такие замки, которые можно легко открыть снаружи. И никаких крючков и шпингалетов, которые ребенок может закрыть случайно или специально, из шалости. Когда-то давно именно так и поступил один расшалившийся четырехлетний малыш, закрывшись от бабушки на балконе. Ей пришлось выбить стекло, чтобы открыть крючок. А ведь ничего этого не произошло бы, не будь на балконной двери этого самого крючка. Пока ребенок не научится аккуратно открывать и закрывать двери, лучше поставить на них специальные фиксаторы, которые закрепляются над дверями и мешают им захлопываться.

Нельзя сбрасывать со счетов и электричество.

Обязательно расскажите ребенку назначение и устройство розеток. А еще лучше пусть папа разберет розетку вместе с малышом. Однажды увидев ее устройство, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Объясняйте и постоянно напоминайте, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Этой болезнью страдают практически все дети самых разных возрастов. В доме, где есть малыши, стоит пользоваться специальными заглушками, а вот подросших карапузов лучше научить правилам пользования электроприборами. Это куда эффективнее, чем запрещать и прикрикивать. Объясните малышу, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми руками.

На помощь придут и подходящие сказочные истории. Так, у детского писателя и поэта А. Усачева в книге "Умная собачка Соня" есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством: "Взяла собачка Соня и сунула хвост в розетку. А там кто-то как вцепится в него зубами!.." Прочитайте эту сказку вместе с малышом, пусть кроха сделает для себя соответствующие выводы.

Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах и быть недоступными для ребенка. Знать-то знаем, но выполняем ли? Статистика безжалостна. Именно отравления бытовой химией стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И, как правило, случается это из-за нашей халатности. Чаще всего, дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Особенно часто это происходит, если родители хранят бытовую химию в емкостях от пищевых продуктов. Например, в пластиковых бутылках из-под напитков.

Но просто запирать банки и флаконы на замок мало. Мы не сможем оберегать малыша от окружающего мира бесконечно.Значит, как и во всех других случаях, детский интерес нужно предвидеть и предупредить. Покажите ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объясните ее назначение. Обратите внимание малыша, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Причем, они могут причинить вред, даже просто попав на кожу. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом чаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций". А самые опасные вещества – бытовые яды и удобрения – должны быть категорически недоступны детям.

Это же касается и лекарств. С ними тоже проблем хватает. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял, и часто уверен, что лекарства – штука нужная и полезная. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным. Таблетки и сиропы (даже "безобидные" витамины) – не конфеты, и не варенье и их нельзя есть столько, сколько хочется. Только в определенной дозе лекарство лечит, в других дозах оно может стать ядом. Никогда не доверяйте даже очень сознательному ребенку самому принимать необходимые лекарства, он должен делать это всегда под вашим контролем.

Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах. Даже безобидный на наш взгляд флакончик сосудосуживающих капель, которым мы капаем нос при насморке, может быть смертельно опасным для малыша, если он его выпьет...

Следующая опасность – окна, балконы и прочая высота. Ее актуальность обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет – риск снижается. Но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Старший же ребенок уже знает, что высота – это опасно, но, вместе с тем, она может притягивать его, будто магнит. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. И снова случай из жизни со счастливым концом. Одна девушка рассказала, как лет в шесть ей захотелось посидеть на балконных перилах, свесивши вниз ноги. И она это почти осуществила на своем балконе, на... девятом этаже. Подставив табурет, она начала перекидывать ногу через перила, но, к счастью, уронила вниз тапок. Испугавшись, что мама будет ее ругать (а мама в это время спала после ночной смены), девочка побежала вниз за тапочкой и больше уже не решилась повторить задуманный подвиг. Возможно, именно полет обуви подействовал на нее отрезвляюще. И разве она не знала, что высота – это опасно? Знать-то знает, но понимала ли? Наверняка, у многих из вас есть какие-то подобные детские воспоминания и ощущения. Хорошо бы о них не забывать. Тогда вам будет гораздо легче понять поступки и психологию вашего малыша и предотвратить возможную трагедию.

Для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление. Зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу. И только доверительные, регулярные беседы помогут донести до сознания маленького "летчика" все возможные последствия опасных игр с высотой. Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести "шоковую" терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое своего рода запугивание – крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу.

Кухня не зря считается самой опасной зоной во всей квартире. Но беды не случится, если мама будет четко выполнять простые правила. Приучите себя всегда разворачивать кастрюли и сковородки ручками к центру плиты, а малышу как можно раньше объясните, что плита может быть очень горячей. Дайте возможность ребенку самому в этом убедиться, слегка дотронувшись рукой до разогревающейся духовки. Обжечься он не успеет, но температуру почувствует. Любые подвижные игры на кухне должны быть для малыша абсолютным табу. Следите за соблюдением этого закона неукоснительно.

Другая кухонная опасность – это ножи и прочие режуще-колющие предметы. Полезно знать об одной интересной детской особенности. Малыши-дошкольники воспринимают все слова с частицей "не" несколько иначе, чем взрослые. Любые запреты нередко вызывают у них подсознательное желание сделать все наоборот. Поэтому, лучше не злоупотреблять фразами вроде "Не делай! Не трогай! Не бери! Не лезь!" Вместо того, чтобы запрещать, лучше научить пользоваться опасными предметами правильно и осторожно. Фразу "никогда не трогай нож" лучше заменить такой: "С ножом нужно обращаться очень аккуратно. Он острый и ты можешь порезаться. Будет больно". Бывает, что и мы сами, занимаясь приготовлением пищи, можем случайно порезать палец. Покажите порез малышу. Пусть он убедится, что ваши предостережения не просто слова. Привлекайте маленького помощника к приготовлению ужина, дав ему пластмассовый ножик и вареные овощи. Пусть нарежет их кружочками, соломкой или кубиками. А подросший карапуз может проделывать простые кухонные манипуляции и настоящим неострым ножом, но под вашим чутким руководством. Эту же рекомендацию можно отнести и к бытовой кухонной технике. Если малыш хоть раз увидит, во что превращается мясо после знакомства с электромясорубкой или кухонным комбайном, он вряд ли захочет совать туда пальцы. Самый простой способ борьбы с опасным детским любопытством – это его безопасное удовлетворение. А умение правильно пользоваться ножом и вилкой сведет возможность травматизма на нет.

Воспитательную работу по теме безопасности нужно начинать с самого нежного возраста, не полагая наивно, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Обязательно договоритесь между родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, а также с няней, если она у вас есть, что разрешено ребенку, а что нет. Чтобы исключить манипуляций вами со стороны ребенка: мама это запрещает, а папа разрешает.
Важно! Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной, во время еды в высоком стульчике.

Трудно сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Все зависит от самого ребенка: от его разумности, сознательности и психологической готовности. Одно точно: малыша дошкольника оставлять одного нельзя, а приучать к самостоятельности имеет смысл постепенно. Вы должны быть уверены, что ребенок не побоится находиться дома без вас, что он сможет найти себе содержательное занятие, и твердо усвоил основные правила безопасности.

Как же часто мы напоминаем своему малышу: "Никому не открывай дверь!" Но подобные слова для ребенка могут остаться пустыми словами, если мы не дополним их некоторыми пояснениями. Малыш может понять ваши предостережения совершенно по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно, и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном..." Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом. В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?" Вы должны четко объяснить малышу, что "никому не открывать дверь" – это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и чтобы ни говорил. Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, когда выйдет – он вам откроет".

Может показаться, что хороший выход из ситуации – это запереть малыша снаружи на ключ, чтобы он вообще не смог никому открыть дверь. Но делать этого категорически нельзя. Напротив, вы должны быть уверены, что ребенок при необходимости сможет самостоятельно открыть дверь и выбраться из квартиры. Случиться может всякое, и путь к спасению должен быть свободным.

Как можно раньше научите малыша пользоваться телефоном. Особенно это важно в тех случаях, если вам придется часто оставлять ребенка дома одного. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера телефонов скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные номера родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Кстати, об адресе. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему то, что он дома один и не называть свой адрес. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже". Приучайте ребенка к мысли, что при малейших сомнениях в правильности своих действий, он должен незамедлительно перезвонить вам на мобильный телефон, рассказать о случившемся и спросить совета. Да и вы сами время от времени звоните домой, чтобы убедиться, что у ребенка все в порядке и поинтересоваться, чем занимается сын или дочурка.