Игры с залом в лагере интересные. Игры с залом

В эти игры можно играть и с малым количеством детей.

ФУТБОЛ
Ведущий стоит на сцене, так, чтобы все, сидящие в зале, видели его. Он спрашивает зрителей, хотят ли они услышать, как по-настоящему кричат болельщики на матче? Зал отвечает: "Да!" Задание: при взмахе правой руки ведущего правая половина зала кричит: "Гол!" А при взмахе левой руки левая половина зала кричит: "Штанга!" Ведущий может взмахивать по одному разу каждой рукой или по несколько раз подряд одной рукой, а потом поднимает обе руки вверх, и зал одновременно кричит оба слова. Получается такой же шум, как во время матча.

ДОЖДИК
Ведущий предлагает детям послушать, как начинается дождь. Для этого нужно повторить все, что показывает вожатый:
1. Все, сидящие в зале, начинают хлопать указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки.
2. Затем к указательному пальцу добавляется средний; потом добавляем безымянный палец, а через некоторое время - мизинец. После этого хлопаем всей ладонью, то есть, аплодируем. Получается следующее: сначала "дождь" начинает капать, затем моросит, потом усиливается и, наконец, идет сильный ливень.

КАК ЧИХАЕТ СЛОН
Ведущий предлагает ребятам послушать, как чихает слон. Для этого зал делится на три части. Правая часть говорит: "Хрящики!"; середина - "Ящики!"; левая часть - "Потащили!". Ведущий поочередно взмахивает руками, указывая на ту или иную часть зала, а ребята произносят слова. Когда ведущий поднимает обе руки вверх, каждая часть зала кричит свое слово, и получается такой звук, словно чихает слон.

ИНОСТРАНЦЫ
Ведущий предлагает детям поговорить на разных языках. На самом деле это очень просто: выбирается любая песня, которая известна всем (например, "Жили у бабуси..."), и все гласные в этой песне заменяются одной, например, "а". Получается: "Жала а бабаса..." Так поется 1 куплет, и этот язык можно назвать английским. А теперь споем по-французски: "Жулу у бубусу..." И т.д.

ЦИРК НЕ ПРИЕХАЛ
Реквизиты игры: карточки с заданиями, фонограммы песен, мячики, шнурки. Суть игры: в город не приехал цирк, а зрители уже собрались в зале и ждут начала представления. Что делать?! Конферансье предлагает сидящим в зале самим устроить представление. На столе или на полу раскладываются карточки с заданиями, надписью вниз. Выходит доброволец и вытягивает любую карточку.
Ему дается время на подготовку, а потом под гром аплодисментов он выполняет задание. И так - пока не закончатся задания. Примеры заданий: спеть песню под фонограмму, показать фокус, жонглировать мячами и т. п.
Игра позволяет выявить творческий потенциал ребят и помогает детям стать более раскованными.

ИГРА В ЗАЛЕ "ОЙ-ЛЯ КАЛИНА"
Вед.: - Сейчас мы поиграем в интересную игру "Ой-ля калина".
Я буду показывать движения и напевать слова, а вы должны повторять вместе со мной.
Слова такие:
Шпивай-мо (нараспев, протяжно)
(Ритмично хлопает по коленям.)
Ой (хлопает по коленям)
Ля (Хлопает в ладоши)
Калина (щелкает пальцами)
Ой (хлопает по коленям)
Ля (хлопает в ладоши)
Ку-ку (щелкает пальцами).
Повторять три раза, петь быстро, темп можно менять.
В ходе игры каждый раз увеличивается количество слов "ку-ку" от одного до пяти (не забывая щелкать пальцами), а потом уменьшать от пяти до нуля. Когда слово "ку-ку" не поется (на нуле), пальцами не щелкают, а делают просто паузу.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "КАПУСТА-МОРКОВКА"
Ведущий:
- Давайте вспомним, как растут морковка и капуста. Морковка вверх, капуста вниз.
Показывает: руки вытянуты вперед. Когда говорится "морковка", кисти рук опускаются вниз, когда говорится "капуста", поднимаются вверх.
- Итак, вытягиваем руки, как я. Когда я говорю "морковка", руки вниз, а когда "капуста", руки вверх. Внимательно слушайте меня, потому что мои руки будут показывать, когда правильно, когда неправильно. Главное не поддаться на "провокации" ведущего и правильно показывать "капусту" и "морковку". Начинаем!
Вед. в быстром темпе говорит то "морковка", то "капуста".
(Во время игры вед. старательно сбивает играющих, показывая руками не то, что надо. Игра идет 3–5 минут.)

ИГРА "БАРЫНЯ-СУДАРЫНЯ"
Вед.: - Сейчас мы поиграем в интересную игру "Барыня-сударыня", а для этого нам надо разбиться на 5 групп.
(Вед. организует разбивку:
- если ребята сидят по рядам, то надо разбивать в зависимости от количества рядов, по 1, по 2, по 3 ряда.
- если же они сидят сплошной массой, то ребята разбиваются так: от Коли до Пети - 1 группа, от Васи до Саши - 2 группа и т. д.)
- 1 группа запоминает свою фразу: "Веники замочены".
2 гр. - "Ножики заточены".
3 гр. - "Завтра едем за грибами".
4 гр. - "Пей чай с пирогами".
5 гр. - "Бревна в речку покатились".
- Я надеюсь, вы все запомнили. Итак, ваша задача: после слов, которые кричу я - "Барыня, барыня, барыня-сударыня"; все группы по очереди встают и говорят свою фразу в том ритме, в котором я пропел начальную фразу. Итак, начали!
Ведущий свои слова каждый раз напевает в разном темпе. Сначала очень медленно, потом быстрее и быстрее. Можно делать резкие переходы. Игра продолжается около 3–4 минут.

ИГРА "У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ"
Вед. обращается к ребятам:
Для того чтобы нам сыграть в одну интересную игру, необходимо выучить лова и движения. Повторяйте за мной.
Вед. напевает следующие слова:
- У оленя дом большой (поднимает скрещенные руки над головой, изображая рога оленя).
- Он глядит в свое окошко (имитирует окошечко).
- Заяц по полю бежит (изображает бег на месте).
- В дверь к нему стучит (стучит в воображаемую дверь).
- Тук, тук, дверь открой (имитирует стук в дверь и тянет на себя ручку воображаемой двери).
Там в лесу охотник злой (показывает большим пальцем назад, затем имитирует ружье).
- Заяц, заяц забегай (машут руками над головой, изображая уши зайца, затем делают приглашающий жест).
- Лапу мне давай (сцепляют руки в замок).
Когда ребята запоминают слова, они произносят их и делают движения в более быстром темпе.


ИГРА "МЫ ОХОТИМСЯ ЗА ЛЬВОМ"
Вед. обращаясь к ребятам:
- Вы умеете охотиться на льва? Сейчас проверим! Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять, договорились? Тогда положите все руки на колени, и начнем охотиться. (При повторе слов ребята повторяют и движения.)
- Мы охотимся за львом (хлопают руками по коленям)
- Не боимся мы его (покачивают головой)
- Будем драться насмерть с ним (хлопают руками по коленям)
- И, конечно, победим, ух! (победно выбрасывают вверх руку)
- Ой, кто же там? (прикладывают руку козырьком к голове)
- А, это лес!
- Над ним не пролетишь (поднимают руки вверх и описывают дугу)
- Под ним не проползешь (описывают дугу снизу вверх)
- Вокруг не обойдешь (как будто охватывают руками большой надувной мяч)
- Надо ж напрямик! (взмах рукой вперед)
Далее слова повторяются сначала, но слово "лес" вед. заменяет поочередно словами: пруд, тополь, нора, хвост, постепенно понижая интонацию.
(Ребята копируют интонацию ведущего.)
После слов:
- А, это хвост...
Над ним не пролетишь,
Под ним не проползешь,
Вокруг не обойдешь,
Надо ж напрямик.
Побежали! (Ударяя руками по коленям, ребята изображают быстрый бег.)
Далее звонким голосом ребята проигрывают первый куплет до слов:
- И, конечно, победим, ух!

,
Пойте с нами чика-бум!!!
Пою я бум-чика-бум,
Пою я бум-чика-бум,
Пою я бум-чика-рака, чика-рака, чика-бум!!!
О-е!!! О-я!!! А еще раз? Как споем?

«ШЕЛ ПО КРЫШЕ ВОРОБЕЙ…»


Ведущий: Шел по крыше воробей!
Дети (хором): Бей, бей, бей!
Ведущий: Собирал себе друзей!
Дети: Зей, зей, зей!
Ведущий: Много, много, много нас!
Дети: Нас, нас, нас!
Ведущий: Встанут … (называет любые имена) все сейчас!
Ребята, носящие названные имена, встают, раскланиваются.

«ЗАРНИЦА»


- Тыр-тыр - пулемет,
(держать обеими руками ручки «пулемета»)
- Выше-выше - самолет.
(руки движутся снизу вверх наискосок)
- Бай! - артиллерия,
(хлопок)
- Мчится кавалерия.
(одна рука машет воображаемой шашкой над головой)
- Ура!
Смысл игры в том, чтобы, сопровождая слова определенными движениями, с каждым разом ускорять темп и стараться успевать говорить и показывать правильно движения.

***


С помощью этой кричалки можно плавно перейти к исполнению любой песни оргпериода.
Каждую фразу, произнесенную ведущим, ребята повторяют хором.
- О, Але!
- Олес бамбалас!
- О сава саваимба!
- О кикилс бамба,
- О, я бананы ем!
- О, апельсины ем!
- Настроенье каково?
Дети: Во! (показывают большим пальцем)
Ведущий: Все такого мнения?
Дети: Все, без исключения!
Ведущий: Может, сядем, отдохнем?
Дети: Лучше песенку споем!
«ДЖОН БРАУН ДЖОЙ»
Ведущий: Джон Браун Джой намазал лыжи один раз (повтор 3 раза) и поехал на Кавказ.
Во фразе, которая повторяется 3 раза, последнее слово заменяется хлопком. В следующем исполнении - предпоследнее и т.д. В результате первую фразу зал старается ритмично прохлопать, а вторую поет. Игра способствует развитию чувства ритма.

«ЛЕТИТ ПО НЕБУ ШАР»


Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы: до неба шар
Никак не долетит.
Сначала слово «летит» заменяется движением, напоминающим взмах крыльев. Во втором исполнении - слово «небо» заменяется движением большого пальца вверх. Затем при слове «шар» обеими руками перед собой очерчивается большой круг. В следующем исполнении слово «знаем» заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове «мы» - обе руки прижать к груди, при слове «никак» - отрицательно покачать головой. Самым интересным является последнее исполнение песенки, где главной задачей участников является не сбиться и правильно показать движением нужное слово. Хором здесь повторяются лишь «по», «но», «до». Можно предложить ускорить темп игры.

«ЛАВАТА»


Дружно танцуем мы!
Тра-та-та, тра-та-та!
Танец веселый наш -
Это «Лавата».
- Мои ручки хороши, а у соседа - лучше!
Еще раз поют песенку и идут в хороводе.
- Мои коленки хороши, а у соседа - лучше!
(ушки, щечки, носик и т.д.)
Можно по-другому:
- Ручки были?
- Были!
- А колени?
- Нет!
- Беремся за колени соседа и идем кругу.

«ОРКЕСТР»


Участники игры разбиваются на группы , в зависимости от того, сколько инструментов вы собираетесь включить в свой оркестр. Но основными инструментами считаются: гитара, цимбалы, пианино, барабан.
Дирижер поет:
Зе шафе оф музыканто
О контрас спэрос, спэрос…
(указывает на какую-нибудь группу, например, «гитару»)
Группа:
Гита, гита, гитара!
(2 раза показывает исполнение на гитаре)
Когда каждая группа исполнит свою партию, дирижер в последний раз поет:
Зе шафе оф музыканто
О контрас спэрос, оркестро!
После этих слов группы начинают все вместе исполнять свои партии, получается замечательный «оркестр»!

«ГРУЗИНСКИЙ ХОР»


Игра по принципу игры «Оркестр».
1-я группа: О сервер пупа, пупа, пупа…
2-я группа: Дзюмбо квелико митолико микадзе…
3-я группа: Пи-пи плясипупа…
4-я группа: Ква-ква, ква-кварадзе…
Первая группа начинает хор со своей фразы, повторяя ее непрерывно, не останавливаясь. Как только первая фраза прозвучала 1-2 раза, в хор вступает вторая группа. Затем присоединяются друг за другом третья и четвертая группы.

«ГНОМ»


Ведущий:
На маленькой поляночке
Стоит высокий дом,
А в том веселом доме
Живет веселый гном.
Гном, гном, как тебя зовет?
Дети (1-я половина зала):
Петька, у тебя рубашка в клетку,
Я пришел к вам, детки,
Чтобы съесть конфетку!
Дети (2-я половина зала):
Васька, у тебя штаны (трусы) в горошек,
Я пришел из сказки,
Потому что я хороший!

«БЛИНЧИКИ»


Зал делится на 4 части.
1-я часть зала кричит (целая):
Блин!
2-я часть зала кричит (половинка):
Пол-блина!
3-я часть зала кричит (четвертная):
Четверть блина!
4-я часть зала кричит (восьмая):
Блинчики!
Кричат по долям. Восьмушки (блинчики) кричат чаще всего.

«ЧАСЫ»


Ведущий:
У моей бабушки были часы и ходили они так:
Тик-так, тик-так
Зал повторяет за ведущим по частям: 1-я половина зала - «Тик», 2-я половина зала - «Так».
Ведущий: Но потом в них попала пыль, и они стали ходить так:
Так-так, так-так (1-я половина зала)
Тик-тик, тик-тик (2-я половина зала)
Потом они стали ржаветь, и ходили они так:
Так-так, тик-так, тик-тик…
Потом они окончательно заржавели и стрелки стали ходить как хотят:
Тик-так-так, так-тик…
(дальше можно их «отнести к мастеру»…)

«ФУТБОЛ»


Задача 1-й половины зала кричать: Штанга!
Задача 2-й половины зала кричать: Гол!
Ведущий просто работает комментатором футбольного матча.

«ИППОДРОМ»


Есть трибуна девочек - вес девочки в зале.
Есть трибуна мальчиков - все мальчики в зале.
Лошади скачут - удары по коленкам.
Лошади берут барьер - хлопки в ладоши.
Лошади побежали по камушкам - удары кулаками в грудь.
Лошади побежали оп песку - трем ладонь об ладонь.
Лошади скачут по болоту - теребить себя руками за щеки и произносить «чавк-чавк».
Лошади скачут мимо трибуны мальчиков - мальчики приветствуют криками.
Лошади скачут мимо трибуны девочек - девочки приветствуют криками.

Лошади прискакали на стадион, где много мальчиков и девочек - мальчики и девочки приветствуют криками.

«ЕЖИКИ»


Ведущий говорит:
Два притопа, два прихлопа
Ежики, ежики (показывает «салями»)
Наковали, наковали (кулачок об кулачок)
Ножницы, ножницы (руки крестом)
Побежали, побежали (бег руками)
Зайчики, зайчики (руки, как ушки)
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе
Девочки! (кричат все девочки)
Мальчики! (кричат все мальчики)

Первый раз ведущий все показывает и говорит сам - учит детей. Второй (третий, четвертый) раз говорит и показывает вместе с детьми.

«МЫ С ТОБОЙ ОДНА СЕМЬЯ»


*Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты, я!
(повторяется перед каждой третьей строчкой)
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева -
Мы одна семья.
* … подмигни …
Мы одна семья.
* … обними …
* … ущипни …
* … поцелуй …

В конце стихотворение повторяется заново, и повторяются все движения («улыбнись», «подмигни», «обними», «ущипни», «поцелуй»).

«СУПЕР-БИЗОН»


Ведущий: Погладьте соседа справа по голове и скажите: «Солнышко, ты сегодня просто великолепен!».
Погладьте соседа слева по голове и скажите: «Ну, ты сегодня супер-бизон!»
Погладьте по голове себя и скажите: «А я, вроде, тоже ничего!»

«ХЭЙ, МАМБА, МАМБА, ХЭЙ»


Ведущий:
Хэй, мамба,
Мамба, хэй!
Хэй, мамба,
Мамба…
Дети:
Хэй!
Интереснее, если играют двое ведущих и зал разделен на две части (соревнуются, кто громче).
1-й раз ведущий произносит песенку, а зал кричит последнее «хэй».
2-й раз зал кричит и хлопает в ладоши.
3-й раз - кричит и хлопает по коленям.
4-й раз - кричит и теребит соседей по голове.
5-й раз - кричит и подкидывает вверх все, что есть под рукой.
6-й раз - кричит, хлопает в ладоши, хлопает по коленям, теребит соседей по голове, подкидывает вверх все, что есть и подскакивает с сидений.

Игры с залом

КАРТОШКА
Предложите ребятам проверить внимательность, наблюдательность и быстроту реакции. Это очень просто сделать. Пусть на любой Ваш вопрос ребята отвечают: "Картошка". Вопросы могут быть обращены ко всем, а иногда лучше спросить одного. Например: "Что у тебя на этом месте?" (показав на нос). Реакцию нетрудно представить. Кто ошибся - выходит из игры. Не забудьте самых невнимательных после первых двух вопросов простить, иначе Вам не с кем будет продолжать игру. Вот несколько вопросов, которые можно задать:
Что вы кушали сегодня на обед?
А что вы хотели бы съесть на ужин?
А кто это опаздывает и сейчас входит в зал?
Что привезла вам в подарок мама?
О чем вы мечтаете ночью?
Как зовут твою любимую собаку? ... и так далее.
Победителям - самым внимательным ребятам - вручите в конце игры шуточный приз - картофелину.

ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: "Пол". Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: "Нос", а потом поднимите руку вверх и скажите: "Потолок". Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: "Нос", а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: "Я вижу, у кого-то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос". Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя "самого высокого в мире носа".

ФУТБОЛ
А теперь встречаемся на "стадионе". Предложите ребятам небольшую футбольную разминку. Делается это просто. Вы - ведущий - говорите слова: "Над полем футбольным взвевается флаг, играют команды..." Одна часть зала хором скандирует "Динамо", другая вторит ей: "Спартак". Не надейтесь наивно, что ребята сразу и охотно поддержат игру и будут выкрикивать требуемые слова. Конечно, нет. Нужно разбудить в них спортивный азарт. А для этого разделите зал на болельщиков (фанатов) "Спартака" и "Динамо" (правая и левая половина), сделайте это с согласия детей. Назначьте на каждой трибуне главного болельщика - мальчишку, который пользуется авторитетом у ребят. Он сможет стать Вашим помощником. По рядам распределите роли: пожилых болельщиков, которые кричат хрипло и кашляют, молодых болельщиков со стальными голосами и даже визжащих фанатов-девочек. Не требуйте выполнять Ваши команды, а иронично просите об этом. Проскандируйте все вместе какие-то лозунги, проверьте, у кого это получается лучше , у "динамовцев" или "спартаковцев". Сделайте вид, что Вы не разобрали, кто кричит громче, и попросите ещё раз "организованно поорать". Как только Вы почувствуете, что зал включился в игру, начните сначала: "Над полем футбольным взвевается флаг..." и Вы увидите, что на этот раз получится звонкое "Динамо" и напористо "Спартак". Начинаем матч. В футболе есть правила, будут они и у нас. Если Вы поднимаете вверх руку с раскрытой ладонью, то болельщики хором должны крикнуть: "Штанга". Если рука вверху, но сжата в кулак, то это "Гол!" А если Вы обеими руками показываете на пол, то болельщики должны знать, что это "Мимо". А теперь Вы договоритесь, что для спартаковцев Вы будете подавать команды правой рукой, а для динамовцев - левой. Если ребята все поняли, начинайте репортаж о матче двух команд. Например: "Вот к воротам динамовцев приближается центрфорвард, удар! (Вы поднимаете вверх раскрытую руку, ребята кричат "Штанга".) Ещё удар - опять раскрытая рука - "Штанга". И еще удар! (опускаете руки вниз - "Мимо"). Да, не везет сегодня спартаковцам, а мяч тем временем уже у их ворот..." Так Вы комментируете ход матча, называя при этом фамилии игроков, которые очень похожи на фамилии известных всему лагерю ребят. Ускоряйте темп комментария и игры, поддерживайте высокий эмоциональный накал. Когда игра начнет утомлять ребят , подведите итоги матча и поблагодарите великолепных болельщиков.

ПОЖАЛУЙСТА
Это волшебное слово мы говорим тогда, когда о чем-нибудь просим. Попросите ребят выполнять все Ваши команды, но при условии - вы будете предельно вежливы - после команды Вы скажете слово "пожалуйста". Если Вы это слово не скажете, команда не выполняется. Если договорились, то можно начать. Итак, "Поднимите правую руку вверх, пожалуйста... Левую руку тоже поднимите, вверх, пожалуйста. Пожалуйста, сцепите руки... и теперь дружно расцепите..." Увидели, сколько в зале невнимательных? Весело прокомментируйте итоги игры. Можете повторить её с другими командами ещё несколько раз.

ЁЖИКИ
А эта игра-кричалка помогает успокоить зал, если в этом есть необходимость. Вы убедительно попросите мальчиков собрать в кулак все свои силы и сосредоточиться, потому что это испытание для настоящих мужчин. Вы обращаетесь с просьбой к девочкам, собрать в ладонь все свои душевные силы, т.к. это испытание на женское достоинство. Все сидящие в зале должны повторять за Вами слова, изображая некоторые из них движениями рук:
Прибежали, прибежали (имитируете движение бегуна).
Ёжики, ёжики,
Наточили, наточили (изображаете руками заточку)
Ножики, ножики,
Прискакали, прискакали делаете скачущие движения)
Зайчики, зайчики.
Ну-ка, вместе, ну-ка дружно:
Девочки! - Мальчики!
Последние слова девочки и мальчики кричат отдельно. Вы определяете, кто громче. Игру можно повторить, но в конце пусть будет не просто крик, а крик "шёпотом". Кто тише?

ПОЕХАЛИ...
Предложите ребятам вспомнить, где расположены на их лице нос, глаза, губы, где находятся другие части тела. Не забыли? Реакция зала однозначна: недоумение, веселье, остроты-реплики. А теперь мы проверим, так ли это. Совершим путешествие по самому себе. Все должны хлопать по коленям и хором проговаривать: "Поехали, поехали, поехали..." При этом игроки смотрят на ведущего и смотрят на него. Он, прерывая "движение", называет и показывает части тела (затылок, нос, рот, рука, глаза и т.д.). Ребята вслед за ведущим должны показать у себя ту же часть, которую он назвал. Нужно быть внимательным, т.к. может прозвучать слово "ухо", а Вы в это время вслед за ведущим поглаживаете себе живот. Или ведущий говорит: "Затылок", а показывает на лоб. Кто самый внимательный? Давайте узнаем: "Поехали, поехали, поехали... Ухо. Поехали, поехали, поехали... Ухо соседа. Поехали, поехали, поехали..." Во многом успех игры зависит от остроумного комментария.

С КЕМ? КУДА? ЗАЧЕМ?
Эта игра позволяет проверить быстроту реакции. Вы легко сможете объяснить ребятам условие. А они таковы: Все, на кого Вы показываете, должны мгновенно среагировать и ответить на Ваш вопрос. Вот и всё. Только при этом отвечать нужно словами , начинающимися на одну букву. Например, на букву "М".
Вы: Кто?
1 ребенок: "Мама"
Вы: С кем?
2 ребенок: "С Машей"
Вы: Куда?
3 ребенок: "В Москву"
Вы: Зачем?
4 ребенок: "За молоком"
Вы объявляете очередную букву, быстро задаете вопросы и показываете, кому они адресованы. На размышление - доли секунды. Представьте только, какие в этой игре могут получаться оригинальные и веселые сочетания вопросов и ответов. Подбадривайте нерасторопных, смейтесь над удачными ответами, получайте искреннее удовольствие от этой игры. Пусть всем будет хорошо и весело.

ГОЛ-МИМО
Участники делятся на две команды (территориально). Затем разучиваются названия рук. Одна называется "гол", другая - "мимо", когда руки скрещены - весь зал кричит - "шайба". Та команда, на которую показывает одна из рук, должна громко прокричать название руки. Задача ведущего - запутать участников. Для накала страстей ведущий ведет счет. Если кто-то один в команде ошибается, то другой команде прибавляется одно очко. Счет можно вести строгий, а можно так, как хочет ведущий.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Зрелищная игра. Ведущий, он же режиссер, по очереди вызывает всех участников спектакля на роли. Роли: елочка, березка, пенек, белочка, полянка с цветочками, птичка, зайчик, волк, охотники и красная шапочка, все остальные в зале - ветер. После вызова очередного участника на роль ведущий показывает и проигрывает с ним его роль от начала сказки. Текст сказки можно изменять. Вот один из вариантов:
Ветер дует, деревья качаются, дуб заскрипел, зашелестела березка с елочкой, зайчик запрыгал, птички летают и поют, белочка колет орешки, пошла красная шапочка, напевая песню: "Ля-ля-ля", за ней крадется волк, охотники по следу, шапочка цветочки нюхает, волк шапочку обнюхивает, открывает пасть "а-а-а", охотники хватают волка. Всем огромное спасибо!

ТЕАТР
Игра применяется для заставки перед представлением. Ведущий на сцене: "Сейчас я спрошу: "А не поиграть ли нам в театр?", а вы хором отвечаете: "Да-да-да!". Попробуем. Хорошо! Сначала. Раскрылся занавес раскидывает руки в стороны) - вшик-вшик. Сначала.(Все повторяют движения и звуки).Запиликали флейты! Мальчики: пили-пили (имитируют игру на флейте). Заиграли контрабасы. Девочки: бу-бу (имитируют игру на контрабасе). Сначала! На сцене сидят трое. Один говорит... Кто говорит? (Быстро выбирает в зале). Говорит: "А не организовать ли нам Банду?". Кто-то повторяет. Сначала. Второй говорит: Кто? "А кто у нас будет атаманом?". Сначала. Третий говорит: "Я". Кто?(выбирает).Сначала. "А мы все (показывая пальцем - "Он"), а он: "А что я для этого должен сделать?". Сначала. Ведущий (залу):"А что он для этого должен сделать?". Например, из зала кричат: "Спеть!". Ведущий: "Выходит и поет", приглашая "атамана" на сцену. Тот выходит и поет.

АПЧХИ
Это скорее не игра, а забава. Забавляться можно в группе от трех человек. Все быстро делятся на три равные группы (если ребят много, то можно разделиться примерно). Мы говорим, что по взмаху руки или какому-либо голосовому сигналу одна группа кричит: "Ящики!", другая - "Хрящики!", треть - "Спички!". Сразу можно обговорить, что крикнуть нужно очень резко и коротко.

ВЕРЕТЕНА ТОЧЕНЫ:
Всех находящихся в зале ведущий разбивает на три команды. Одна команда "Веретена точены", вторая - "Веники замочены" , третья - "Барыня, барыня, сударыня барыня". Ведущий указывает рукой на одну из команд и та кричит свое название. С течением времени темп игры увеличивается.

РЕГУЛИРОВЩИК
Среди играющих выбирается ведущий - "регулировщик". Все поют песню, а он поднимает руку вверх и совершает ею движения по часовой стрелке вниз. Три правила: рука вверх - поют песню громко; рука в горизонтальном положении - песня стихает; рука внизу - поют песню " про себя".Затем "регулировщик" медленно поднимает руку и т.д. продолжается игра.

ИППОДРОМ
Все сидят в кругу. Вожатый сидит так, чтобы его было всем хорошо видно, его стул как бы отделен от остальных. Можно посадить ребят полукругом. Вожатый говорит:" Есть ли у нас ладони?(Ребята показывают) А колени? (Кто-то неизбежно хлопнет ладошкой по коленке) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленям. -Кони вышли на старт, - одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю Старт! Побежали! - быстрое похлопывание. - Бежим! Бежим! По мостовой! - удары кулаками в грудь поочередно (Кинг-Конг) - По песочку, - быстро тереть ладонями друг о друга. - По болоту - быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем. - Барьер! - руки зависли чуть дальше на уровне груди". И так далее. Можно придумать свои варианты "пересечения местности". Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал: Скоро финал! - быстро хлопаем - приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим. А вот трибуна мальчиков! Ребята давай! - Возгласы. - Вот финиш. Ура! Мы победили.

ОХОТА НА ЛЬВА
Хлопая себя руками по коленям, играющие говорят хором слова:
"Мы охотимся за львом,
Не боимся мы его,
У нас хорошее ружье
И каленый меч".
Далее слова сопровождаются соответствующими жестами. Все: "Ой! Что это?". Ведущий: "Это -озеро (болото, луг, в конце - лев).Все: "Его не обойдешь. Над ним не пролетишь. Под ним не проползешь. Дорога напрямик." Буль-буль-буль (или чав-чав, шур-шур, а-а-а).После слова - "лев", все повторяют движения и звуки в обратном порядке.

Игры с залом

Игры с залом помогут вам поднять настроение у ребят и эмоционально настроить их, снять шум в зале, а также заполнить неожиданно возникшую паузу в ходе какого либо мероприятия.

«Карлики и великаны»
Ведущий договаривается с ребятами, что, если он скажет «великаны», все должны подняться на носки и поднять обе руки вверх ; если же он скажет «карлики», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед. Сначала руководитель проводит репетицию, при этом он может не делать движений. Потом, проводя игру, ведущий может время от времени показывать движения не­впопад. Можно движения изменить: на слове «карлики» - сводят руки, соединяя ладони, на слове «великаны» -широко разводят руки в стороны.

«Поезд»
Представим, что мы должны сдвинуть с, рельсов тяжёлый железнодорожный состав. Колеса на­чинают медленно стучать на стыках рельсов. Отмечаем этот стук двойным хлопком. Первым хлопает ведущий. За ним остальные уча­стники. Поезд разгоняется, ведущий делает двойной хлопок короче, все должны реагировать на изменение ритма. Темп убыстряется, поезд мчится. Ведущий можете изменить направление «движения», сказав «обратно». С этого момента темп замедляется до полной остановки поезда.

«Запрещенное движение»
Ведущий условливается с ребятами, какое движение нельзя делать, например: присесть, захлопать в ладоши, помахать руками. Затем руководитель показывает различные движения, которые играющие должны в точности повторять за ним. Чем бо­лее разнообразны и забавны эти движения, тем ин­тереснее игра. Неожиданно руководитель показывает за­прещенное движение.
Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда руководитель кладет руку на затылок, играющие должны присесть, скрестив ноги , а когда он наклоняется вперед, они должны два раза хлопнуть в ладоши. До начала игры надо все движения хорошенько прорепетировать.

«Солнышко, заборчик, камешки» .
Ведущий, постепенно увеличивая темп, и в любом порядке дает играющим такие команды: «Сол­нышко!», «Заборчик!», «Камешки». Играющие на команду «Солнышко!» растопыривают пальцы на руках, по коман­де «Заборчик!» смыкают пальцы и выпрямляют ладони, руки сжаты в кулаки при команде «Камешки!»

«Дождик»
Подставьте ладонь начинающемуся летнему дождику. Падает 1 капелька (ведущий бьет одним пальцем по развернутой ладони).
Падают 2 капли (2 пальца).
Падают 3 капли (3 пальца).
Начинается дождь! (Бьет ладонью о ладонь.)
Сильный дождь! Ливень! (Звук нарастает.)
Гром! Град! (К шуму ладоней добавляются топот ног.)
Дождь затихает.
4 капельки, 3, 2, 1.
Тишина...
Снова появилось солнце!

«Ежики»
Зал вместе с ведущим произносит слова и повторяет его движения:
Два притопа, два прихлопа (по 2 раза топаем ногами, хлопаем в ладоши)
Ежики, ежики, (показываем растопыренные пальцы)
Наковальня, наковальня, (ударяем кулак о кулак)
Ножницы, ножницы. (руками показываем ножницы)
Бег на месте, бег на месте (бежим на месте)
Зайчики, зайчики. (показываем уши)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
Девочки! (все девочки кричат: «Девочки!»)
Мальчики! (все мальчики в кричат: «Мальчики!»)

«Летит по небу шар»
Все ребята повторяют за ведущим эти слова и движения.
Летит, летит по небу шар,(машут руками и показывают шар)
По небу (пальцем на небо) по шар летит(машут руками и показывают шар).
Но знаем (показывают на голову) мы (ударяют себя в грудь), что это шар
От нас (ударяют себя в грудь)не улетит (машут руками).
Затем одно слово заменяется соответствующим движением, и все слова повторяются, кроме этого слова (вместо него - движение). Далее заменяются по одному другие слова. В итоге все показывается только движениями.

«Колобок»
Ведущий вызывает на сцену желающих участников по количеству героев сказки, раздает роли (Дед, Бабка, Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса). Затем он рассказывает сказку, и всякий раз, как только прозвучит имя одного из героев сказки, тот должен присесть. Ведущий, оставляя сюжет сказки прежним, но часто неожиданно возвращается к герою, повторяет его имя несколько раз. Участники должны быть внимательны, чтобы не пропустить свой «ход»

«Барыня»
Ведущий делит зал на четыре части. Каждая группа встает и говорит свои слова на мотив «Барыни».
Первая группа (допустим 1,2 ряд) : «Мы на ярмарку ходили».
Следующая группа (3, 4 ряды): «Самовар себе купили».
Следующие (5,6 ряд): «Ты садись скорее с нами».
Следующие (7,8 ряд): «Пить чай с пирогами».
Далее все вместе: «Барыня! Барыня! Сударыня барыня!»
Игра повторяется несколько раз с увеличением темпа.

«Красная шапочка»
Ведущий приглашает на сцену 6-7 человек желающих. Им необходимо представить. Что они корреспонденты и ведут репортаж с места событий. Они находятся в сказку «Красная шапочка» в тот момент , когда волк заходит в дом к бабушке. Каждому корреспонденту необходимо выбрать себе место, где он находится и рассказать, что он от туда видит. Ведущий попеременно дает слово корреспондентам.

«Парам-Парерум»
Ведущий: Парам-Парерум!
Ребята: Хэй!
Ведущий: Парам-Парерум!
Ребята: Хэй!
Ведущий: Парам-Парерум!
Ребята: Хэй! Хэй! Хэй!
Ведущий: Настроение каково?
Ребята: Во! (показывают кулак с поднятым вверх большим пальцем)
Ведущий: Все такого мнения?
Ребята: Да!
Ведущий: Тогда: Ура!!!
Ребята: Ура! Ура! Ура!

«Рыбка»
Ведущий левой рукой изображает уровень моря, а правой Золотую рыбку. Когда рыбка выпрыгивает из моря зрители хлопают, когда она в море - нет. Рыбка начинает плавать и выпрыгивать быстрее и быстрее. Зрителям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться.

«Шумиха»
На сцену выходят двое. Один начинает что-то говорить, другой за ним повторяет.
Первый: Что ты за мной повторяешь?
Второй: Это ты повторяешь.
Первый: Нет это ты.
Второй: Нет ты.
Первый: Давай у ребят спросим.
Второй: Давай.
Первый и второй: Кто из нас повторяет?
Первый: Давай сделаем так. Это твоя половина зала, а это моя (делят зал пополам). Кто громче, тот и прав.
По сигналу своего ведущего половина зала повторяет за ним звуки и движения постепенно добавляя новые. (хлопают, свистят, визжат, бросают что-то вверх и т.д.).
В конце ведущим необходимо помериться и сказать, что весь зал их хорошо поддерживал и теперь они никогда не будут ссориться.

«Ручка громкости»
Зал изображает звук радио, а ведущий ручку громкости у этого радио. Чем выше поднята рука ведущего тем громче звук издает зал, чем ниже тем звук становится тише. Ведущий может плавно и резко двигать рукой. Залу необходимо передавать в звуке эти изменения.

«Театр»
Зал делится на четыре части.
Первая выполняет роль правой кулисы (правой рукой как - будто отодвигают шторку со словами: «Вжик. Вжик».
Вторая - левая кулиса (тоже самое, только левой рукой).
Третья группа будет оркестром. Каждый изображает какой либо инструмент. Звучат фанфары.
Четвертая группа - это зрители. Бурные аплодисменты.
Итак, все готовы? Начинаем.
Правая кулиса открылась.
Левая кулиса открылась.
Оркестр - фанфары.
Аплодисменты зрителей.
Представление начинается!

«Пожалуйста»
Ведущий просит зрителей выполнить какое-либо движение. Зал выполняет его просьбу, только если он говорит «Пожалуйста». Зрителям нужно быть очень внимательными и постараться не ошибаться.

«Перевертыши»
Ведущий просит зрителей выполнить какое-либо движение. А зал делает все наоборот. Например:
- Повернитесь налево (зал поворачивается направо) .
- Сядьте (зал встает).

«Светофор»
Ведущий имеет карточки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Когда ведущий показывает ребятам карточку зеленого цвета они должны топать ногами, на желтый цвет - хлопать в ладоши и не красный - тихо сидеть. У ведущего есть помощник, который путает ребят и показывает не то, что нужно.

Игры с залом.

Вам необходимо создать дружественную атмосферу, настроить, завести зал? Вашими помощниками станут эти игры.

Дождик.

Я хочу научить вас хлопать в ладоши еще лучше. Давайте поиграем в "дождик".

"На небе стали собираться тучки, и на землю упала одна маленькая капелька. Послышался вот такой шлепок (хлопок одним пальчиком по ладошке). А за маленькой капелькой упали две (хлопок двумя пальчиками по ладошке), потом три. Потом - четыре, пять, - а потом пошел небольшой дождик. Дождик становился все сильней и сильнее и, наконец, начался настоящий ливень. Но вот ветер разогнал тучи и дождик начал утихать. Вот на землю упали только четыре капельки, потом только три, потом - две,и, наконец, последняя капелька. Дождик кончился, стало тихо-тихо...

А еще хлопают так. (Показываем, все хлопают.) А если вам очень понравилось выступление или что-то другое, то хлопают, подняв руки над головой. Вот так.

Музыкальный бутерброд.

Весь зал делится на три сектора. Один - отбивает ритм, стукая кулачком по ладошке, и говорит: «хлеб». Второй - поглаживает одной ладошкой вторую, как бы намазывая, говоря при этом: «масло». Третий - отстукивая каждый слог ребром одной ладони по второй, говорит: «колбаса». Водящий руководит сооружением музыкального бутерброда, накладывая одни звуки на другие попеременно, меняя темп.

Тетрис.

Выходит ведущий на сцену и просит ребят выполнять различные движения(поднять одну руку, другую, встать, сесть, повернуться, повернуть голову, наклониться и т.д.). Это продолжается до тех пор, пока не выйдет другой и не станет уводить первого со сцены. На что первый с обидой в голосе говорит: «Ну вот, опять ты мне не даёшь в тетрис доиграть…» Этот момент обычно очень веселит ребят.

Регулировщик.

Зал поет любую песню, а ведущий должен регулировать звучание песни. Если у ведущего рука поднята вверх, то ребята поют песню громко. Если рука в горизонтальном положении, то звучание стихает, и ребята поют спокойным голосом. А если рука опущена, то ребята поют про себя.

Во поле береза стояла .

Дети поют песню "Во поле береза стояла" один куплет. Затем каждое слово заменяют движениями. Во поле - широкий жест рукой слева направо. Береза - жест как будто ставим на землю бревно. Стояла - топаем ногой. Кудрявая - показываем кудри вокруг головы. Лю-ли, лю-ли - делаем вид, что качаем ребенка. В заключение не произнося ни слова, дети выразительно "поют" всю песню.

Русская народная песня.

Ведущий делит игроков на две части, одна половина должна по команде ведущего кричать: "Веники замочены", а другая: «Веретёна не точёны». Все вместе: "Барыня, барыня, сударыня-барыня". Ведущий разучивает слова с игроками и репетирует. Ведущий превращается в "дирижера", все остальные - хор. Управляя хором правой, левой руками и обеими вместе попеременно, ведущий создает русскую народную песню. Ребята должны вовремя реагировать на быстрые команды "дирижера" и не сбиться.

Белое солнце пустыни.

Ведущий предлагает всем присутствующим принять участие в озвучивании отрывка из фильма "Белое солнце пустыни". Все, конечно, соглашаются. Сначала нужно распределить роли. В нашем отрывке баркас с Верещагиным отходит от берега и взрывается в море. Ведущий делит компанию пополам. Одна половина по его команде должна быстро и непрерывно говорить: "Тыр-тыр-тыр", а другая: "Чух-чух-чух". Вместе как раз получится шум мотора баркаса. Несколько раз порепетируем. Теперь требуется девочка на роль жены Верещагина. По команде ведущего она будет пронзительно и громко кричать: "Паша! Паша!". Еще нам нужен мальчик на роль Сухова. Его задача - басом крикнуть: "Верещагин, не заводи баркас! "Он пытается спасти жизнь товарищу, поэтому кричать надо громко и отчаянно. Ну и в заключение, все вместе репетируем звук взрыва. Каждый "взрывается" как умеет.

Теперь приступаем к озвучиванию, Все готовы? Мотор! По сигналу ведущего каждый выполняет свою роль.

1-ая группа - тыр-тыр-тыр (шумят до самого взрыва).

2-ая группа - чух-чух-чух (тоже шумят до взрыва).

Девочка (на фоне шума баркаса): «Паша! Паша!»

Мальчик: «Верещагин, не заводи баркас!»

Все вместе: Бух-х-х (взрыв).

Обычно в первый раз получается не очень хорошо. Попробуем еще раз. Если играющих много, можно организовать еще шум моря и крик чаек.

А меня укусил гиппопотам.

Игра может проводиться в кругу и, сидя на стульях, в зале. Водящий объясняет игру: играющие повторяют слова за Водящим и делают движения.

Водящий: - А меня укусил гиппопотам.

(Все повторяют слова за Водящим и делают движения: хлопки слева, хлопки справа)

И со страху на веточку залез. (Хватаются руками за голову)

А меня укусил гиппопотам. (Хлопки слева, хлопки справа)

Тетя Шура, тетя Шура, тетя Шура!

Дядя Вася, дядя Вася, дядя Вася!

Баба Маня, баба Маня, баба Маня!

А меня укусил гиппопотам.

(Хлопки слева, хлопки справа и все движения повторяются). Затем темп убыстряется.

Индейский охотник.

Ведущий разучивает с игроками "боевой индейский крик". Затем предупреждает, что сейчас он будет рассказывать историю про индейца и нуждается в помощи игроков. По сигналу ведущего они должны кричать по-индейски, обязательно повторять вместе с ведущим все движения, а также в одном месте (ведущий махнет рукой) нужно изо всех сил крикнуть: "Волка!" Репетиция. Если дети готовы, то можно начинать. "Жил-был индейский охотник. И говорил он... (кричим по-индейски басом). У него была жена и говорила она... (кричим по-индейски несколько выше тоном). И был еще у них индейский сынишка. Он говорил...(кричим тонким голоском). Раз охотник собрался на охоту и говорит жене... А она ему отвечает...Сын говорит папе...Но папа ответил... Взял охотник лук и мешок, попрощался с семьей и отправился в путь. Шел он:

по дорожке (все стучат ладонями по коленям, имитируя шаги или топают);

по песочку (все стучат ребрами ладоней по коленям или шаркаем ногами);

по травке (трем ладонь о ладонь);

по мосточку (ударяем себя кулаками в грудь) ;

по болотцу (сцепляем ладони в замок, шлепаем их друг о друга). И вдруг увидел... (все хором - ВОЛКА!!!). От страха он побледнел и побежал домой - по болотцу... (повторяем все в обратном порядке, в ускоренном темпе). Прибежал домой и говорит...Дети кричат по-индейски.

Итальянский футбол

Все играющие делятся на две команды. Первая команда подчиняется правой руке ведущего, вторая — левой. Когда ведущий машет правой рукой, первая команда кричит: «Гол!». Когда машет левой, вторая команда кричит: «Мимо!». Когда ведущий поднимает обе руки на уровне плеч, обе команды кричат: «Штанга!». А когда обе руки поднимает вверх, обе команды кричат: «Ура!». В этой игре от обеих команд требуется максимум внимания, т. к. если какая-то команда закричала не то или не в свое время, им засчитывается штрафное очко. Побеждает команда с наименьшим количеством штрафных очков.

Чим-брим.

Водящий разучивает с ребятами слова:

Чим-брим смазал лыжи один раз. Чим-брим смазал лыжи один раз. И поехал на Кавказ.

После этого слово раз ребят заменяют хлопком в ладоши. Получается такая строчка: Чим-брим смазал лыжи один... (хлопок).

Потом слово один тоже заменяем хлопком. Получается так: Чим-брим смазал лыжи... (два хлопка) и т.д.

Репка

Водящий вызывает на сцену семь игроков: первый — «Репка», второй — «Дедка», третий —«Бабка», четвертый — «Внучка», пятый — «Жучка», шестой — «Кошка», седьмой — «Мышка». Распределив роли, водящий рассказывает сказку «Репка». Когда он называет кого-то из героев, игрок с соответствующей ролью должен быстро встать и сесть. Задача водящего: рассказать сказку как можно интереснее и запутаннее.

Салют.

Ведущий предлагает устроить в зале праздничный салют. Помогут в этом самые смелые зрители. На сцену приглашается два человека. Одному достается роль спичечного коробка, который стоит у правой кулисы близко к краю сцены, второму - роль спички. Стоя в середине сцены, спичка должна будет гордо прошагать до коробка и, чиркнув головой по коробку, загореться. Ведущий приглашает зрителя в ярко - красной одежде, который будет исполнять роль огонька. Следующие четыре зрителя становятся фитильком. Выстроившись в шеренгу, они стоят в середине сцены. Далее приглашается зритель на роль пушки. Разместившись у левой кулисы, пушка должна суметь громко сказать «бах». И, наконец, из зала приглашаются 5-8 зрителей в ярких одеждах. Они приседают перед сценой кружком и после сигнала пушки должны будут встать со словами «тили-тили», а зрители громко аплодируют. После репетиции устраивается салют, ведущий комментирует происходящее: «Гордая спичка шагает к коробку, чиркнув головкой по коробку, загорается, появляется огонек. Спичка с огоньком шагает к фитильку. Огонек бежит по фитильку к пушке. Пушка стреляет. Загорается салют под аплодисменты зрителей».
Перевертыш.

Ведущий предлагает игру на внимание. На любые его фразы играющие должны отвечать наоборот. Например, ведущий говорит «добрые», игроки - «злые». Вот возможный текст игры. Ведущий: «Здравствуйте, ребята». Играющие: «До свидания». Ведущий: «Да, здравствуйте». Играющие: «Нет, до свидания». Ведущий: «Ну хорошо, до свидания». Играющие: «Здравствуйте». Ведущий: «Ой, ребята, какие вы хорошие». Играющие: «Плохие». Ведущий: «Ну, плохие». Играющие: «Хорошие». Ведущий: «Вы же только что были плохими». Играющие: «Хорошими». Ведущий: «Ну ладно, ладно, хорошими» Играющие: «Плохими», и т. д.

Сердце красавицы. Ведущий предлагает всем вспомнить слова куплета песни: Сердце красавицы склонно к измене. И к перемене, как ветер в мае. И предлагает спеть песню без слов всем залом. Слова заменяются по очереди. Слово «сердце» заменяем прикосновением рук к левой стороне груди. Исполняем песню, заменяя это слово на жест. После введения каждого жеста поем всю песню, пока не заменим все слова жестами. Вот что получится: Прикосновение рук к левой стороне груди - «сердце». Обводим рукой овал своего лица - «красавицы». Делаем наклон головы вправо - «склонно». Изображаем над головой рожки - «к измене». Все сидят нога на ногу и меняют ноги, опускают одну, закидывая другую - «и к перемене». Дуют - «как ветер». Вытягивают ладонь с пятью пальцами - «в мае».
Титаник.

Ведущий предлагает поставить новый фильм «Титаник». Ведущий: «Давайте отправимся в морское путешествие на «Титанике». Но не надо бояться, ведь этот корабль мы построим сами. Для этого мне понадобится ваша помощь». Ведущий приглашает на сцену двух человек. Они будут бортами «Титаника». Затем приглашается еще один актер. Ему достается роль шлюпки. Борта берутся за руки, шлюпка виснет у них на руках. Нос корабля должна украшать женская фигура, нужна девушка - УХ! Выходит девушка. Затем приглашаются два высоких человека, им предстоит быть трубами на корабле. Корабль построен, но не оснащен. Очень важно не забыть взять сигнальную ракету. На эту роль приглашается маленькая девушка, умеющая издавать громкий, пронзительный крик. Двое актеров в белом приглашаются на роль айсберга. Он встает на пути движения корабля. Наконец, приглашается пара, которой достается роль влюбленных. Влюбленные на носу корабля изображают сцену из фильма «Титаник» (полет на носу корабля над океаном). Он: «Trust me (верь мне)». Она: «I trust you (я верю тебе)». Ведущий: «Но тут: Корабль врезается в айсберг и раскалывается пополам (борта расцепляют руки, шлюпка падает на воду). На корабле паника (зрители кричат). Крысы убегают с корабля (зрители топают ногами). Взлетает сигнальная ракета». Сигнальная ракета: «Help! Help!». Ракета прыгает со стула и кричит. Ведущий: «А наши влюбленные спасаются на шлюпке. Счастливый конец все целуются».

Нужно разогреть детей перед началом вечернего мероприятия? Или по техническим причинам культорг задерживается и вам поручено «потянуть время»? Оптимальный выход – провести простые игры с участием всего зала. Будьте готовы, что вас могут в любой момент вызвать на сцену (одна из любимых игр Атмосферы – «подставь друга») и попросить поиграть.

    Рыбка

Ведущий левой рукой изображает уровень моря, а правой Золотую рыбку. Когда рыбка выпрыгивает из моря зрители хлопают, когда она в море – нет. Рыбка начинает плавать и выпрыгивать быстрее и быстрее. Зрителям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться.

    Футбол

Зал делится на две команды. Когда правая рука, поднятая вверх, – первая команда кричит «Гол». Левая рука, поднятая вверх, – вторая команда кричит «Гол», обе руки – две команды кричат «Штанга».

    Генералы.

Игру проводят два человека, которые делят зал на две части. Первая часть относится к первому генералу, а другая соответственно ко второму. После чего, ведущие по очереди просят своих генералов, похлопать, потопать покричать и.т.д., добавляя с каждый разом, все новое действие. Игра заканчивается, когда весь зал объединяется в одну команду и делают одни и те же действия.

    Перевертыш

Ведущий предлагает игру на внимание. На любые его фразы играющие должны отвечать наоборот. Например, ведущий говорит <добрые>, игроки - <злые>.

Вот возможный текст игры. Ведущий: <Здравствуйте, ребята>. Играющие: <До свидания>. Ведущий: <Да, здравствуйте>. Играющие: <Нет, до свидания>. Ведущий: <Ну хорошо, до свидания>. Играющие: <Здравствуйте>. Ведущий: <Ой, ребята, какие вы хорошие>. Играющие: <Плохие>. Ведущий: <Ну плохие>. Играющие: <Хорошие>. Ведущий: <Вы же только что были плохими>. Играющие: <Хорошими> Ведущий: <Ну ладно, ладно, хорошими> Играющие: <Плохими>, и т. д.

Опять же чем больше, разнообразней и смешнее вы будете придумывать текст – тем веселее. Дети должны отвечать обязательно хором. Разумеется, все в рамках цензуры

    «Мои понты»

Задача участников, повторять слова и движения за ведущим.

Мои (показывает на себя)

Понты (показывает кулак, где разжаты указательный палец и мизинец)

Тре (показывает три пальца на руке)

Угольные (Образовывает с помощью руки, треугольник в районе талии)

А если не (указательным пальцем водит из стороны в сторону)

Угольные

То это не

После чего игра ускоряется.

    Регулятор громкости

Зал изображает звук радио, а ведущий ручку громкости у этого радио. Чем выше поднята рука ведущего тем громче звук издает зал, чем ниже тем звук становится тише. Ведущий может плавно и резко двигать рукой. Залу необходимо передавать в звуке эти изменения.

    Фитнес

Дети стоят в кругу или находятся в зале. Рассказывается легенда, после чего за ведущим повторяется слова и движения:

Фитнес-фитнес (движение руками вверх) пресс качаем-качаем (руки на животе, полусогнутые)

Фитнес-фитнес, пресс качаем качаем

Жим сидя, жим сидя, жим сидя (поднимаете штангу из положения сидя)

Затем берем гантели и делаем бег на месте

Побежали, побежали, побежали.

Закончили упражнение.

Можно проводить несколько кругов игры (быстрее, на одной ноге, с препятствиями и тд и тп)

В последний круг ведущий говорит, что жим сидя это хорошо, но жим лежа еще лучше и в конце после пробежки ведущий ложится и делает вид, что поднимает штангу, а все остальные считают.

    Дождик

Подставьте ладонь начинающемуся летнему дождику. Падает 1 капелька (ведущий бьет одним пальцем по развернутой ладони). Падают 2 капли (2 пальца). Падают 3 капли (3 пальца). Начинается дождь! (Бьет ладонью о ладонь.) Сильный дождь! Ливень! (Звук нарастает.) Гром! Град! (К шуму ладоней добавляются топот ног.) Дождь затихает. 4 капельки, 3, 2, 1. Тишина... Снова появилось солнце!

    Белое солнце пустыни

Ведущий делает «загон». «Был такой старый фильм, Белое солнце пустыни. Кто помнит его- поднимите руки. Так вот, сейчас мы с вами неожданно оказались на съемках этого самого фильма. И каждый из вас – член актерской труппы».

Первой половине «Вы будете изображать мотор катера. Когда я командую катер – вы говорите «Чух-чух-чух..» Давайте попробуем…»

Второй половине – «Вы будете изображать взрыв. По команде «взрыв» вы любыми путями изображаете взрыв. Давайте попробуем…».

Теперь Катер.. (изобразили). Взрыв. (изобразили).

«Теперь мне нужен парень с самым громким и сильным голосом. По поднятой руке». Выбрал. «Ты, после мотора будешь так громким мужественным голосом кричать – «Верещагин, не заводит мотор!!!» Давай попробуем…»

Давайте сначала.

Верещагин

«И теперь мне нужно 7 чаек. Которые после пашки руки сложат и будут каркать как чайки. Кто будет чайками?» Выбрал.

«И тепреь давайте. Сьемки. С самого начала. Свет. Камера. Мотор. Поехали»

Верещагин

Апплодисменты

    Замотало

Ведущий предлагает всем в зале представить себя… шарфами. Но шарфами не обычными, а умеющими выполнять целых две простые команды: замотало и размотало. По команде ведущего «Замотало!» все «шарфы» обнимают предмет или человека, которого назовет ведущий, по команде «Размотало!» - разводят руки в стороны. Дальше ведущий начинает всячески заматывать и разматывать шарфы, например, так:

Замотало на себя… - размотало!

Замотало на спинку переднего сиденья… - размотало!

Замотало на руку соседа слева… - размотало!

Замотало на соседа… - размотало!

    Чайничек с крышечкой

Все дети стоят в кругу и повторяют движения и слова за ведущим.

В этой игре по мере повторения из игры исчезают слова "чайничек", "крышечка", "шишечка" и "дырочка":

Чайничек (показывается обеими руками чайничек)

с крышечкой, (показывается крышечка, расположенная над чайничком)

Крышечка

с шишечкой, (показывается шишечка, которая расположена на крышечке)

с дырочкой, (показывается дырочка, расположенная на шишечке)

Из дырочки пар идет. (показывается как из дырочки выходит пар)

Пар идет из дырочки,

Дырочка в шишечке,

Шишечка на крышечке,

Крышечка на чайничке.