Конспект коррекционного занятия по развитию познавательной деятельности. План-конспект занятия (1 класс) на тему: Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов

Цель занятия: развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, произвольного слухового внимания и памяти.

Коррекционно-развивающие:

1. развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления);

2. увеличение объема произвольного слухового внимания и памяти;

3. совершенствование графомоторных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

1. воспитание способности адекватно оценивать результат своей и чужой деятельности;

2. формирование умения участвовать в соревновании;

3. развитие способности действовать по правилам.

Здоровьесберегающие технологии:

1. профилактика нарушений зрения;

2. профилактика нарушений и осанки;

3. релаксация напряженных мышц шейного отдела позвоночника.

Материалы и оборудование: картинки-образцы с контурными изображениями цветов (тюльпан, роза, ромашка, гроздь сирени), цветные карандаши, фишки для награждения.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Педагог-психолог: - Ребята, я рада новой встрече с вами и как всегда, давайте поздороваемся друг с другом пальчиками.

Упражнение на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

«Здравствуй солнце золотое…» (прямой и обратный порядок)

Кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

2. Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Педагог-психолог: - Давайте поиграем с вами в игру «Соберем букет».

Инструкция. Я называю цветок, второй ребёнок повторяет и добавляет свой, третий повторяет названия этих двух цветов и тоже добавляет в «букет» свой цветок и т. д. Не останавливайтесь, пожалуйста. Теперь попробуйте по памяти перечислить все цветы в нашем букете. Кто сможет «собрать» самый большой букет? (Тот, чей букет получился наиболее полным, - победитель.)

3. Дыхательное упражнение «Бабочка».

Педагог-психолог: - Ребята, а хотите почувствовать себя легкими и грациозными бабочками?

Инструкция. Исходное положение: сидя на корточках, склонив голову, обняв себя за плечи. Сделайте медленный вдох, вставая, руки через стороны поднимите вверх, выдохните. Задержите дыхание. Снова сделайте медленный вдох, прямые руки опустите через стороны до уровня плеч. Задержите дыхание. Снова сделайте медленный глубокий выдох, руки при этом совершают в такт с выдохом плавные махи («крылышки бабочки»).

4. Упражнение на развитие интеллектуальных и мыслительных процессов «Цепочка».

Педагог-психолог: - Мы немного отдохнули, а теперь пора дать поиграть нашим пальчикам.

Большой и указательный пальцы правой и левой руки в кольце. Попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки через колечки левой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

5. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Педагог-психолог: - Вот и наступил самый интересный момент. Мы будем с вам рисовать совершенно необычным способом. Мы будем рисовать двумя руками одновременно.

Инструкция . Рассмотрите картинку-образец. Достаньте свои альбомы, возьмите по простому карандашу в каждую руку, нарисуйте обеими руками одновременно цветы по образцу по нашему выбору.

6. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Педагог-психолог: - Это было не простое, но очень увлекательное упражнение, а теперь нам надо дать отдохнуть нашим глазкам.

Инструкция. Сядьте удобно, голова неподвижна. «Нарисуйте» глазами цветок с пятью лепестками сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.

7. Упражнение на релаксацию мышц шейного отдела.

Педагог-психолог: - Глазки отдохнули, теперь дадим возможность расслабиться шее.

Инструкция. Исходное положение: сидя. Будем выполнять повороты головы с сопротивлением. Основание большого пальца правой руки приставьте к правой скуловой кости. На вдохе поворачивайте голову вправо до ощущения напряжения (5-7 секунд), на выдохе - поворот головы влево с растяжением мышц (10-15 секунд). Повторите 2 раза. Аналогичное упражнение выполняется в левую сторону.

8. Упражнение на запоминание.

Педагог-психолог: - Мы рисовали, отдыхали, расслаблялись, а теперь пришла пора вспомнить названия цветов из нашего букета.

Инструкция. Вспомните, пожалуйста, названия всех цветов в нашем букете. По количеству фишек можно определить, больше или меньше цветов вы «собрали» на этот раз.

9. Упражнение на развитие саморегуляции.

Игра «Улитка».

Инструкция. Встаньте на исходную позицию и по сигналу начинайте двигаться к выходу. Победителем будет тот, кто двигается медленнее всех. Помните: останавливаться нельзя! Остановившийся возвращается к начальной точке движения.

Ирина Кожедуб

Тема занятия : «Развиваем память и внимание »

Задачи :

1. Развитие памяти , внимания , мелкой моторики;

2. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следуй за» , находятся перед», «слева» , «справа» );

3. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии детей .

Ход занятия:

Психолог приветствует детей «Я очень рада встрече с Вами. Ребята сигналом к началу занятия будут такие слова : послушайте :

Раз, два, три слушай и смотри!

Три, два, раз - мы начнем сейчас!

Ребята для того, чтобы наше занятие началось , скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста, посмотрите на меня и повторяйте движения которые я буду показывать».

Психолог произносит слова служащие сигналом к началу занятий , сопровождая их следующими движениями : раз, два, три (хлопают в ладоши три раза) – слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза) . Три, два, раз (хлопает в ладоши три раза) – мы начнем сейчас! (протягивает на встречу к группе руки ладонями вверх) . Мне хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.

Игра «Доброе утро»

Психолог : «Я скажу слова : «Доброе утро…» . И назову кого-нибудь из группы. Те, кого я назову, помашут мне рукой, значит вы услышали и отвечаете на моё приветствие. Начинаем!»

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня…

Психолог : Сегодня мы с вами научимся запоминать разные слова по порядку. Для этого вам нужно представить, что слова это персонажи какой-то истории. Давайте посмотрим, как это можно делать. Возьмем слова : ГОРОД, СЛОН, ЦВЕТОК, ПТИЦА, КОШКА. Вот какой рассказ может получиться : по городу шел слон, он увидел на газоне цветок, когда слон подошел поближе из-за цветка вылетела птица, испуганно замахав крыльями. От неожиданности слон попятился и наступил на кошку (Рис. 1) . Чтобы вспомнить слова, закрой глаза и попытайся представить эту историю так ясно, как - будто ты смотришь фильм (слова при этом вспоминаются сами собой) . Ребята давайте вспомним, какие слова я называла по порядку. Рис. 1

Упражнение «Считай и делай»

Дети вместе с психологом выполняют движения в соответствии с текстом.

Один – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладошки три хлопка ,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть.

Упражнение «Слушай внимательно »

Психолог диктует слова : кошка, линейка, слон, чеснок, вода, гусь, метро, облако, слон, арбуз, ёж, зонтик, экран, сон, школа, слон, парта, танец, кровать. Дети говорят, какое слово встречается чаще других.

Упражнение «Замок»

На двери весит замок,

Кто его открыть бы смог (складывают руки в замок, переплетая пальцы)

Постучали (постукивают основанием ладони, не расцепляя пальцев)

Покрутили (крутят кистями, не расщепляя пальцев)

Потянули (тянут руки в разные стороны, не расцепляя пальцев)

И открыли.

Упражнение «Езда по дорожкам»

Психолог : «Кто мне скажет, на чем мы будем путешествовать по дорожкам? Назовите те виды транспорта, которые нарисованы на дорожках».

Психолог : «Представьте, что вы сели за руль автомобиля, ваша спина должна касаться спинки сиденья машины. Ноги крепко стоят на полу. Двигаться по дорожке мы будем слева на право. Ехать надо по середине дорожки не съезжая на обочину. Карандаш нельзя отрывать от бумаги».

Психолог обращает внимание на правильное положение карандаша в руке.

Психолог : «Кроме нас в машине поедет вся семья : мама, папа, сын, бабушка и дедушка».

Психолог показывает и называет все пальцы : «Дедушка и бабушка старенькие , они поедут на заднем сиденье. Дедушка и бабушка будут держать руль. Папа глава семьи, он ее опора. Папа будет держать руль - карандаш. Положите карандаш на средний палец. Мама и сын помогают папе и придерживают руль сверху».

По команде Психолога дети выполняют упражнение «Езда по дорожкам» .

Упражнение «Сосулька»

Сжать кисти рук (максимально на вдохе, как – будто сильно сжимаете сосульку, на выдохе разжать кулаки.

Упражнение «Запомни фигуры»

Психолог в течение 10 секунд показывает карточку с фигурами (Рис. 2, затем убирает ее. Дети воспроизводят такие же фигуры и так же располагают их на листе бумаги.

Упражнение «Бабочка»

Свести лопатки на вдохе (как - будто бабочка сложила крылья) . На выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылышки) .

Задание «Ориентировка на листе бумаги»

Психолог : На листе на том месте, где поставлены точки нужно нарисовать то, что я скажу. А где рисовать вы узнаете, если будете внимательно меня слушать .

1. Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в левом верхнем углу.

2. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуй в нижнем левом углу листок.

3. Мы ждем, когда наступит весна, потому что в это время начинает ярко светит солнышко. Нарисуй в верхнем правом углу солнышко.

4. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуй улыбку в правом нижнем углу.

Психолог раскрывает доску, дети сравнивают свои рисунки с образцами.

Упражнение «Солнышко»

Психолог : Утром солнышко встает, выше-выше-выше! (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках) . К ночи зайдет ниже-ниже-ниже. (приседают и опускают руки вниз) . Протянуло солнышко нам правый лучик (дети протягивают вперед правую руку) . Протянуло левый лучик (дети протягивают вперед левую руку) . Улыбнулось (все улыбаются) . Погладило нас по волосам, по щечкам, по ручкам, по животику, по ножкам (дети выполняют необходимые движения) .

Рефлексия занятия .

Психолог : «Вы сегодня были молодцы, выполнили все задания

Чем вы сегодня занимались?

Что было интересного на занятиях ?

С каким настроение вы заканчиваете занятие

Психолог : «Наше занятие подошло к концу . На следующих занятиях вам предстоит узнать много нового, интересного и важного; выполнять упражнения, с помощью которых вы будете внимательными , сообразительными и умными. А теперь мы закончим наше занятие , поблагодарим за него друг друга : встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать спасибо и молча, кивните головой. Ребята всем спасибо за работу, до следующего занятия

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект Непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Подготовила:.

Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп эмоций» Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. Упражнять детей в количественном счете в пределах 10 и формировать правильные счетные навыки. 2. Закреплять умение.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Цель: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, умение строить высказывания. Задачи реализуемые в интеграции образовательных.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска» Ф. И. О., должность педагога:.

Конспект образовательной деятельности в разновозрастной группе детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию Конспект образовательной деятельности в разновозрастной группе детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Страна добрых дел».

Конспект организованной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Цель: «Формирование предпосылок обучению грамоте.

Конспект занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Конспект по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила воспитатель: Куужела Надежда Геннадьевна.

Консультация для родителей «Развиваем внимание, память, мышление у детей играя» Консультация для родителей. Развиваем внимание, память, мышление у детей играя. Детям предлагается выполнить интересные, порой захватывающие.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Библиотека изображений:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 13 г. Могилёва»

План-конспект

коррекционного занятия

в интегрированной группе учащихся

3 «А» класса

Координация движений

пальцев и кистей обеих рук

Подготовила

учитель-дефектолог

Данилова И. Г.

2015

Тема: Координация движений пальцев и кистей обеих рук.

Задачи: 1) Развивать координацию движений пальцев рук: навыки одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук (согласованность действий обеих рук)

2) Создавать условия для проявления доброжелательного отношения друг к другу, стремления к взаимопомощи.

Оборудование: пластилин, кубики для развития моторики, карточки для обводки фигурки колобка, комплект из геометрических фигур на «липучке» и доски из ковровой ткани, индивидуальные наборы геометрических фигур («Танграм), приспособления для подвижной физкульминутки (отрезанная пластиковая бутылка с привязанной на верёвке крышкой), зелёный круг из бумаги для гимнастики для глаз, таблицы со словарными словами, картинки по теме «Овощи – фрукты», компьютер с аудиозаписями мелодий.

Ход занятия:

І. Вводная часть

    Организационный момент.

Задач и : организовать детей к предстоящей деятельности на занятии.

Рано солнышко встаёт

И скорей идёт в обход.

– Как, ребятушки, живёте?

Как здоровье, как животик?

Одолела вас дремота?

Заниматься неохота?

Всем советую начать!

Ведь занятие у нас!

На сегодняшнем занятии мы будем развивать свои пальчики, кисти рук.

2) Психологический настрой

( Звучит композиция Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)

Я приглашаю вас к нашему источнику энергии. Сядем в круг. Представьте, что в центре круга горит небольшой костёр. Повернём ладони к центру внешней стороной, затем внутренней – погреем их. Погреем рука руку. Тёплые руки приложим к глазам, передадим им теплоту и энергию. Я считаю до пяти, затем по моей команде вы откроете глаза. Встаньте, поднимите руки к солнышку, возьмите и его энергию! Солнышко посылает вам свою теплоту. Взялись за руки, передали теплоту, мысленно пожелали всего доброго, улыбнулись друг другу.

С хорошим настроением начинаем нашу работу, садимся на места.

ІІ. Основн ая часть

1) Подготов и тельный этап

Проблемная ситуация.

Ребята, посмотрите внимательно на свои рабочие места, на мой стол. Что вы заметили? (На партах у учеников появились фигурки зайца, волка, медведя, лисы, на столе учителя - колобок)

Как вы думаете, из какой сказки эти персонажи? (Колобок)

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по дорожке с Колобком.

Нравится ли вам концовка сказки? Давайте попытаемся помочь Колобку уйти от лисы. Выполняя различные задания, какие качества ученика мы возьмём в путешествие? (Внимание, терпение, трудолюбие, взаимопомощь

Кинезиологические упражнения

Задачи: активизировать работу обоих полушарий мозга, развивать умение осуществлять согласованные движения пальцев и кистей обеих рук.

Выполним упражнения, способствующие успешной работе на занятии «На удачу».

На доске вы видите белый лист бумаги с пересекающимися линиями. Повторяйте за мной упражнения и смотрите в центр пересекающихся линий.

3 раза хлопнем в ладоши.

3 раза энергично потрём мочки ушей.

3 раза выполним упражнение «Ухо – нос»

3 раза разомнём мизинцы обеих рук.

Восстановление в памяти содержания сказки и проверка усвоения задач предыдущего занятия.

Вспомните сказку и встаньте тот, у кого на парте персонаж сказки, который первый встретился на пути Колобку. (Заяц)

Спрятался под елкой,

Как листок, дрожит.

Глядь - по лесу зайка

Серенький бежит .

Речевая разминка:

Давайте повторим песенку Колобка.

Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,
В печку сажён!

На окошке стужён!

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

И от тебя заяц не хитро уйти.

2) Формирующий этап

Поможем Колобку уйти от Зайца.

Задание 1. «Лепка из пластилина предмета шарообразной формы»

Задачи: развивать координированные движений пальцев и кистей обеих рук; содействовать стремлению к взаимопомощи

Подготовим пластилин к работе и вылепим фигурку Колобка (Выполняют под музыку песни Григория Гладкова «Пластилиновая ворона»)

Вспомним, как мы учились обводить по контуру на предыдущем занятии и обведём фигурку Колобка по контуру, начиная сверху рисунка, и в разные стороны обеими руками. Нам надо упражняться в выполнении подобных заданий.

Ушли от Зайца и находим недостающий элемент на игре-конструкторе «Колобок.

На собаку он похож.

Зубы острые, как нож.

На луну повыл и смолк-

На охоту вышел … (волк)

Показываю картинку с волком

Ребята! Поможем колобку?..

Задание 2. «Встречаем Волка » На пути хвастливого Колобка – Волк.

Задачи: совершенствование мелкой моторики рук путём выполнения дифференцированных упражнений одновременно двумя руками.

Задание волка будем выполнять в парах. Собираем грани чудо-кубика (шнуровки, пуговицы, «липучки», молнии, косички), работаем обеими руками. При необходимости помогаем друг другу.

Ушли от Волка и находим ещё один недостающий элемент на игре-конструкторе «Колобок».

Колобок катился по дорожке, и ему встретились две весёлые лягушки

Физкультминутка (выполняют 1 раз)

На болоте две лягушки,

две весёлые подружки

рано утром умывались,

полотенцем растирались,

ножками топали, лапками хлопали

вправо-влево наклонялись

и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкульт-привет!

Упражнение «Лягушка»

Задача: развивать координированные движения обеими руками, глазомер.

Знаете ли вы, чем полезны лягушки? (Липким язычком они захватывают различных насекомых-вредителей, слизней)

Выполним упражнение, имитирующее заглатывающее движение лягушки. (К отрезанной пластиковой бутылке привязан «киндер-сюрприз» (крышечка). Подбрасывая, надо словить его бутылкой.) А теперь попробуем выполнить это упражнение одновременно двумя руками.

От Волка ушли – на пути

Большой, коричневый, лохматый,
Неуклюжий, косолапый,
Любит громко пореветь,
А зовут его… (медведь).

Медведь. –Чтобы уйти от медведя, необходимо собрать домик по образцу, демонстрируемому на ковровой доске

Задание 3. Игра «Танграм» («Собери домик»)

Задачи: развитие координированных движений пальцами обеих рук на плоскости, развитие зрительной памяти, воспитание стремления к взаимопомощи.

Оборудование: на доске – ковровая доска, геометрические фигуры на «липучке», схема домика. Дети называют геометрические фигуры.

Демонстрируется схема домика 1 минуту, затем убирается. Учащиеся по памяти строят домик из индивидуальных фигур. А по желанию один ученик строит на доске.

Физкультминутка для глаз

Следят за учителем с указкой в руке, движущейся в разных направлениях по зелёному кругу на доске

Но не так просто уйти от Медведя. Он просит выполнить ещё одно задание.

Задание 4. «Разложи картинки в разные корзинки»

На доске демонстрируются картинки с изображениями овощей и фруктов, Дети по очереди выходят к доске, называют фрукт или овощ, снимают картинку с магнитом и раскладывают в две корзинки.

Поработаем самостоятельно и затем проверим друг друга.

На партах у вас лежат карточки с контурным изображением овощей и фруктов. Узнайте фрукт или овощ и разложите карточки в разные корзинки у вас на партах. Если вы будете работать обеими руками одновременно, то быстрее выполните задание.

Снова отправляемся в путь вместе с Колобком.

3) Этап самостоятельной деятельности учащихся

От Медведя ушли – на пути Лиса

Вот так рыжая плутовка,
След свой заметает ловко!
Кур таскать большая мастерица,
А зовут её… (лисица)

Ребята, что же делать, как помочь колобку? (Выполнить её задание.)

А задание Лиса приготовила сложное, но я уверена, что вы справитесь и поможете Колобку уйти от Лисы.

Задание 1. «Исправь ошибку».

Задачи: развивать координацию движений обеих рук при письме букв.

Оборудование: элементы буквы о из бумаги, карточки со словами, задания на компьютере.

Вспомните, как называется наша сказка (На доске написано слово «К а л а бок»)

Если вы заметили ошибки, исправьте их. Можно ли проверить буквы о? (Нет). Обратите внимание – буквосочетание оло пишется с буквой о.

Соберите букву о из различных элементов букв.

Задание 2. «Оло»

Задача: выявить состояние сформированности умения осуществлять одновременные координированные движения пальцами и кистями обеих рук при письме буквосочетания оло

Письмо в индивидуальных карточках:

Напишите буквосочетания оло с середины строчки до конца по 3 раза .

оло оло оло о оло оло оло

- А теперь напишите имя главного героя сказки Колобок.

Колобок

С буквосочетанием оло есть много слов. Давайте прочитаем их на доске. (Молоко, молоток, около, полоса, молодость, долото, толока, толокно)

Лиса хитрая была и попросила прочитать слово на таблице. Называя буквы по стрелке, мы прочитаем слово, которое сказал нам Колобок, успешно уйдя от Лисы с нашей помощью. (Молодцы)

Ушли от лисы и находим недостающий элемент на игре-конструкторе «Колобок».

ІІІ. Заключительная часть

Рефлексия

Задача: развивать рефлексивные умения учащихся

На память о сегодняшнем занятии Колобок дарит вам свои портреты. Выберите Колобка, который соответствует вашему настроению.

Если у вас всё получалось, вы чувствовали себя комфортно – выберите весёлого Колобка.

Если вы чувствовали себя комфортно, но не всё получалось - выберите серьёзного Колобка.

Итог занятия

Итак, путешествуя по дорожке с Колобком, над чем мы работали?

(Развивали пальчики, внимание, учились красиво и правильно писать слова с буквосочетанием оло , упражнялись в ориентировке на плоскости)

Что помогло Колобку уйти от лисы? (Сообразительность, внимание, умение помогать друг другу, терпение при выполнении заданий, а также знания, полученные на других уроках)

Какое, на ваш взгляд, задание было самым трудным? Какое самым лёгким?

Следует ещё поработать над моторикой, правильным письмом слов.

Вы сегодня постарались

Поработать хорошо,

Чтобы гости захотели

К вам прийти сюда ещё!

I Организационный момент.

Выделение четвертого лишнего.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(Дети подходят к доске с демонстрируемыми картинками).

Назовите картинки, которые нарисованы, выберите лишнюю картинку. Почему вы решили, что она лишняя?

Как вы догадались, что на других картинках зима?

(Дети предлагают свои ответы, объясняя).

II Введение в тему.

1. Наблюдение и экспериментирование.

Мы с вами сегодня будем наблюдать за льдом. Посмотрим, какой он. Подходите к столу. У каждого из вас на тарелочке приготовлена льдинка.

Потрогайте ее. Какая она на ощупь. Что вы чувствуете? Холодная, твердая .

Лед холодный, а ладошки у вас какие? Теплые.

Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках? Будем греть лед! Немного подержим. Появляется вода.

Откуда взялась вода? Изо льда. Лед стал таять.

Лед остался таким, как был, или его размер изменился? Кусочки стали меньше.

Во что превратился лед? Лед превратился в воду.

Значит, когда лед тает? Когда тепло.

Посмотрите, какой еще лед? Если мы берем в ладошки, а он выпрыгивает? Лед скользкий.

Мы уже сказали, что он твердый, а как это проверить? Постучим по льду.

Посмотрите, я дам вам еще льдинки. Какие они? (подвожу к ответу детей жестами). Толстая и тонкая льдинка.

А если посмотреть сквозь льдинку, что вы заметили? Перечисляют, что видят.

Значит, лед, еще какой? Прозрачный.

Замерзли у вас ручки? Давайте погреем ладошки.

2. Пальчиковая гимнастика («Погреем пальчики»)

Дети выполняют гимнастику.

Лед руками мы держали Сжимание и разжимание пальцев обеих рук

А ладошки - замерзали

Мы их будем растирать. Трем ладонь о ладонь

Мы их будем согревать. Делаем лодочку и дуем внутрь

Согрелись ручки?

3. Восприятие наложенных изображений.

(Детям предлагаются карточки с контурными наложенными изображениями предметов по пройденным лексическим темам).

Давайте посмотрим на экран. Кто там изображен? Что делают герои мультфильма? Это Винни-Пух с друзьями. Они катаются на коньках.

Почему можно кататься на льду? Мы уже говорили, какой лед? Скользкий, твердый.

Винни-Пух и его друзья оставили на льду узоры, посмотрите на свои карточки, на что похожи ваши узоры?

4. Совершенствование умения обобщать.

Давайте назовем общим словом, то, что нарисовано на карточках.

Молодцы! Вы все справились с заданием.

5. Наблюдение, экспериментирование.

А теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Покажите тонкий кусочек.

Какой это кусочек по толщине?

Попробуйте нажать на него, стукнуть молоточком. Что произошло? Треснул, раскололся, сломался.

Если он раскололся, треснул, значит, он ломкий, хрупкий.

6. Воссоздание целого из частей.

(Дети выкладывают целые геометрические фигуры из частей плоскостного деревянного конструктора).

У вас на подносах части разных геометрических фигур. Представьте, что это треснули льдинки, а вам надо их собрать, сделать целыми.

Давайте посмотрим, у кого, какая фигура получилась?

Молодцы! Вы справились с заданием.

III Физкультминутка («Зимние забавы»).

(Дети имитируют движения).

Мы бежим с тобой на лыжах. Идут на лыжах.

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках. Катаются.

Но упали мы. Ах! Падают.

А потом снежки лепили. Стоят и сжимают воображаемый снежок.

А потом снежки катали. Катят воображаемый снежок.

А потом без сил упали. Падают.

И домой мы побежали. Бегут по кругу.

7. Количественный счет, используя слуховое восприятие.

Дети считают (если ответы совпадают с количеством - играем дальше, если нет - опять слушаем: 3,2,4,1).

Мы с вами отдохнули. А теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Сейчас мы посчитаем льдинки. Сколько услышите звуков, столько льдинок положите в мисочку.

Сколько льдинок положили?

Почему? Потому что 3 звука и т.д.

8. Наблюдение за плавающим льдом.

Что происходит сейчас с льдинками?

Значит, лед умеет плавать.

9. Итог о свойствах льда.

(Педагог демонстрирует фото-напоминания о свойствах льда).

Мы с вами сегодня играли и наблюдали за льдом. Давайте вспомним, что мы узнали про лед? Какой он? Холодный, толстый, тонкий, скользкий, прозрачный. Лед плавает.

IV Итог.

Конструирование ледяного здания.

Посмотрите на последнюю фотографию. Что вы видите? Дом, замки, горки.

Из чего они построены? Изо льда.

Мы с вами тоже будем строить ледяную постройку, но не из льдинок, а из конструктора.

(Дети выполняют свои постройки).

У вас очень интересные постройки получились.

V Оценка деятельности.

Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Что делали со льдом? Что вам понравилось больше всего делать?

Сегодня на занятии все были молодцы. Вы правильно выполняли задания, были внимательными, много интересного рассказали про лед (так же дается индивидуальная оценка для каждого ребенка).

VI Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу, и я хочу попросить вас помочь мне сложить карточки в папку и убрать формочки.

Спасибо, до свидания.