История и этнология. Факты. События. Вымысел. История черкесов

Адыги — это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Окружающие народы называли их также зихами и касогами. Происхождение и значение всех этих названий — вопрос спорный. Древние адыги принадлежали к европеоидной расе.
История адыгов — это бесконечные столкновения с ордами скифов, сарматов, гуннов, булгар, алан, хазар, мадьяр, печенегов, половцев, монголо-татар, калмыков, ногаев, турок.

В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией.

Поначалу русские воевали, собственно, не с адыгами, а с турками, которые в это время владели Адыгеей. По заключении в 1829 года Адриапольского мира все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Но адыги отказались переходить в русское подданство и продолжали совершать атаки на русские поселения.

Только в 1864 году Россия взяла под контроль последние независимые территории адыгов - кубанские и сочинские земли. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Но большая часть адыгов — свыше 200 тысяч человек — пожелала переселиться в Турцию.
Турецкий султан Абдул-Хамид II поселил беженцев (мохаджиров) на пустынной границе Сирии и в других приграничных районах для борьбы с набегами бедуинов.

Эта трагическая страница русско-адыгских отношений в последнее время сделалась предметом историко-политических спекуляций для того, чтобы оказать давление на Россию. Часть адыго-черкесской диаспоры, при поддержке определенных сил Запада, требует бойкотировать олимпиаду в Сочи, если Россия не признает переселение адыгов актом геноцида. После чего, разумеется, последуют судебные иски о компенсациях.

Адыгея

Сегодня основная часть адыгов проживает в Турции (по разным данным от 3 до 5 млн. человек). В Российской Федерации численность адыгов в целом не превышает 1 млн. Есть еще немалые диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции и других странах. Все они сохраняют сознание своего культурного единства.

Адыги в Иордании

***
Так уж получилось, что адыги и русские издавна мерились силами. А началось все еще в давние времена, о которых рассказывает «Повесть временных лет». Любопытно, что обе стороны - русская и горская — рассказывают об этом событии почти одними и теми же словами.

Летописец излагает дело так. В 1022 году сын святого Владимира, тмутороканский князь Мстислав отправился в поход на касогов - так в то время русские называли адыгов. Когда противники выстроились напротив друг друга, касожский князь Редедя сказал Мстиславу: «Чего ради губим дружину свою? Выйди на поединок: если одолеешь ты, то возьмешь именье мое, и жену, и детей, и землю мою. Если я одолею, то возьму всё твоё». Мстислав ответил: «да будет так».

Противники сложили с себя оружие и сошлись в борьбе. И начал изнемогать Мстислав, ибо Редедя был велик и силён. Но молитва пресвятой Богородице помогла русскому князю одолеть врага: он ударил Редедю оземь, и, вынув нож, зарезал его. Касоги покорились Мстиславу.

Согласно же адыгским преданиям, Редедя был не князем, а могучим богатырем. Однажды адыгский князь Идар, собрав множество воинов, пошел на Тамтаракай (Тмуторокань). Тамтаракайский князь Мстислау вывел навстречу адыгам свое войско. Когда враги сблизились, Редедя вышел вперед и сказал русскому князю: «Чтобы не проливать напрасно крови, одолей меня и возьми все, что имею». Противники сняли с себя оружие и несколько часов подряд боролись, не уступая друг другу. Наконец Редедя пал, и тамтаракайский князь поразил его ножом.

Смерть Редеди оплакивает также древняя адыгская похоронная песня (сагиш). Правда, в ней Редедя оказывается побежден не силой, а коварством:

Большого князя урусов
Когда ты наземь бросил,
Он возжаждал к жизни,
Нож из-за пояса вынул,
Под лопатку твою коварно
Его воткнул и
Твою душу, о горе, он вынул.

По русскому преданию, два сына Редеди, уведенные в Тмуторокань, были крещены под именами Юрия и Романа, причем последний будто бы женился на дочери Мстислава. Позднее к ним возводили себя некоторые боярские роды, например Белеутовы, Сорокоумовы, Глебовы, Симские и другие.

***
С давних пор Москва — столица разрастающегося Российского государства — привлекала внимание адыгов. Довольно рано адыгско-черкесская знать вошла в состав российской правящей элиты.

Основой русско-адыгского сближения была совместная борьба против Крымского ханства. В 1557 году пять черкесских князей в сопровождении большого числа воинов прибыли в Москву и поступили на службу к Ивану Грозному. Таким образом, 1557 год является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве.

После таинственной гибели первой жены грозного царя — царицы Анастасии — выяснилось, что Иван склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами династическим браком. Его избранницей стала княжна Кученей, дочь Темрюка, старшего князя Кабарды. В крещении она получила имя Мария. В Москве про нее говорили много нелестного и даже приписывали ей идею опричнины.


Перстень Марии Темрюковны (Кученей)

Кроме своей дочери, князь Темрюк отправил в Москву своего сына Салтанкула, который был наречен в крещении Михаилом и пожалован в бояре. Фактически он стал первым человеком в государстве после царя. Его хоромы находились на Воздвиженской улице, где теперь расположено здание Российской государственной библиотеки. При Михаиле Темрюковиче высокие командные должности в русской армии занимали его родственники и соотечественники.

Черкесы продолжали прибывать в Москву весь XVII век. Обычно князья и сопровождавшие их дружины селились между Арбатской и Никитинской улицами. В общей сложности в XVII веке в 50-тысячной Москве одновременно находилось до 5000 черкесов, большинство из которых были аристократами.

На протяжении почти двух столетий (до 1776 года) на территории Кремля стоял Черкасский дом с огромным подворьем. Марьина Роща, Останкино и Троицкое принадлежали черкесским князьям. О том времени, когда адыги-черкасы во многом определяли политику Российского государства, до сих пор напоминают Большой и Малый Черкасские переулки.

Большой Черкасский переулок

***

Впрочем, храбрость адыгов, их лихое наездничество, великодушие, гостеприимство славились так же, как красота и грация адыгских женщин. Однако положение женщин было тяжелым: на них лежали самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома.

У благородных существовал обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на воспитание в другую семью, опытному учителю. В семье учителя мальчик проходил суровую школу закаливания и приобретал привычки наездника и воина, а девушка — познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями на всю жизнь устанавливались прочные и нежные узы дружбы.

С VI века адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды тоже были языческие, они придерживались многоженства. Письменности адыги не знали. Деньгами у них служили куски материи.

Турецкое влияние за одно столетие произвело в жизни адыгов огромную перемену. Во второй половине XVIII века все адыги формально приняли мусульманство. Однако их религиозные обряды и воззрения по-прежнему представляли смесь язычества, ислама и христианства. Они поклонялись Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам воды, моря, деревьев, стихий. Особенным уважением с их стороны пользовались священные рощи.

Язык адыгов по-своему красив, хотя в нем обилие согласных, а гласных всего три — «а», «э», «ы». Но усвоить его для европейца — дело почти немыслимое из-за обилия непривычных для нас звуков.

© А. Берсиров

История черкесов

11:47 16.10.2012

На земле живут миллионы людей разных национальностей, вероисповеданий и рас. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель написал книгу «Философия души». В своей работе он утверждает, что черкесы относятся к основной ветви европеоидной расы. Он выделял в европеоидной расе еще и кавказскую расу как отдельную ветвь, включив в нее черкесов и грузин. Ученый считал, что именно кавказская раса способствует продвижению кавказской истории.

Наши соплеменники всегда называли себя адыгами, своим языком они считали черкесский язык. Своим мировоззрением, мироощущением, взаимоотношением с людьми, в обществе они благодарны адыгскому этикету, который регулировал поступки и диктовал правила того, как следует жить. Немногие знали наших предков как адыгов, многие народности называли нас иначе - черси (на чеченском), шеркеси - (на турецком и арабском).

Если обратиться к истории, то адыги, абхазы и абазины как языковая семья и этнос появились давно, их истоки относят к временам существования страны Хатия, где жили хетты. В состав Хатии входили такие страны, как Анатолия, которая располагалась на территории современных Турции, Грузии, Абхазии, Краснодарского края и Адыгеи. Население Хатии составляли такие народности, как абешла, кишпеки. Считается, что именно они и стали прародителями нынешних черкесов, абхазов и абазин.

Есть вероятность того, что именно слово «кишпек» стало общим производным для названий всех остальных маленьких племен, таких как кешаги, касоги.

Сразу после хеттов в VIII-VII веке до нашей эры начинается эпоха меотов. Страна меотов была густонаселенной. Туда входили такие племена, как синды, ахейры, керкеты, зихи - предки адыгов.

Адыги всегда жили на своей Родине. В истории нет зарегистрированных случаев того, что на землях черкесов жил кто-то, кроме них. Считалось, что территория Черкесии простиралась от берегов Дона до Большого Кавказского хребта. На востоке границы простирались от реки Сунжа до устья реки Терек.

С тех пор прошло несколько тысячелетий. Погибали миллионы людей, земли завоевывались. В те суровые годы адыги участвовали в не прекращавшихся войнах. Черкесы подвергались многочисленным набегам со стороны своих соседей, которые зарились на свободный доступ к морю и благоприятный климат. Но доблестные ее сыны постоянно давали отпор врагам. Русско-Кавказская война длилась ровно 101 год, с 1763 - по 1864 гг. В этой кровопролитной войне черкесы понесли большие потери. По признаниям многих исследователей, история Российской империи не знает подобных аналогов черкесского сопротивления. Они противостояли своим врагам, отстаивая свою независимость. Исходя из этого, как таковой страны под именем «Черкесия» нет, потому что адыги потратили больше времени на защиту чести и достоинства своей маленькой страны, нежели на установление ее суверенитета. До сих пор точно нельзя сказать, сколько человек погибло в этой войне, но можно сказать точно, что во время Русско-Кавказской войны в живых осталось только 10% населения. Остальные подверглись изгнанию с Родины на чужбину - в Османскую империю.

Сегодня черкесы живут в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, также живут они в Краснодарском и Ставропольском краях, в Северной Осетии. Все они себя называют адыгами, но когда доходит дело до уточнения в документах, то они различают себя как адыгейцы, кабардинцы, черкесы. Так же называют нас всех и наши соседи, и не только они: с нашей историей очень хорошо знакомы и за рубежом.

За границей проживает более трех миллионов черкесов, из них большинство живет в Турции, Сирии, Египте, Иордании и во многих других странах Ближнего Востока. Немало черкесов насчитывается в Восточной Европе и Америке. В России живет более 800 тыс. черкесов.

Как и ранее, адыги делятся на многие племена. К тем, кто живет на исторической родине, можно причислить шапсугов - жителей причерноморского побережья, бжедугов, абадзехов и камергоевцев, которые сегодня живут в республике Адыгея, бесленеевцев и беглых кабардинцев, живущих в Карачаево-Черкесии, кабардинцев, живущих в Кабардино-Балкарии, и, наконец, адыгов, которые по сей день исповедуют христианство и живут в Северной Осетии в Моздокском районе, Ставропольском и Краснодарском краях.

Адыги являются одними из тех народов, кто внес неоценимый вклад в развитие и преображение нашей культуры. Адыги имели влияние в развитии науки и инфраструктуры в таких странах как Сирия, Иордания и Египет. Эти факты не безосновательны, так как родоначальник кабардинских, бесланеевских, темиргоевских, хатукаевских княжеских фамилий - Инал Светлый (Нэху) по некоторым сведениям, был султаном Египта и Сирии, откуда вернулся на Кавказ и попытался объединить адыгские племена. Инал являлся основателем Черкесского феодального государства в первой половине XV века. Его реформы по внутреннему управлению Черкесией, введение института 40 судей способствовали политической консолидации адыгов. Инал объединил адыгов и родственных им абхазов и абазин. Местом его резиденции был Таманский полуостров.

Связь черкесов и русских прослеживается еще со времен Киевской Руси. Черкесы внесли посильный вклад в развитие военного дела в царской России. Стоит отметить верховного князя Кабарды - Темрюка Идарова, который являлся праправнуком Инала - родоначальника адыгских князей. Темрюк правил Кабардой с середины 50-х гг. ХVI в. до 1571 года. Он был известен как инициатор заключения военно-политического союза между Кабардой и Россией (1557). После того, как Темрюк отдал в жены царю Ивану Грозному свою дочь Гуащанэ (Мария), его связи с русским правительством стали еще прочнее.

История помнит Темрюка как отважного война, который проповедовал справедливость, и законы рыцарской чести родного народа - адыгов. Под его руководством, впервые было построено адыгско-русское военное укрепление на месте слияния Сунжи и Терека. После себя Темрюк оставил яркое наследие - потомков, которые выезжая на службу в Москву, проявили себя ярко на политическом, военном и дипломатическом поприще.

Достойным продолжателем политики Темрюка стал его младший брат - Камбулат Идаров, который правил Кабардой 12 лет (1577-1589). Камбулат возглавил кабардинское посольство в Москву в 1578 году, в результате чего Камбулат получил от Ивана Грозного жалованную грамоту, в которой оговаривались условия вступления Идаровых под покровительство России. Камбулат Идаров являлся организатором обороны южных рубежей Российского государства.

Ярким черкесским пятном в истории России является младшая дочь верховного князя Кабарды Темрюка Идарова - Гуащанэ (Мария). 21 августа 1561 года русский царь - Иван Грозный сочетался с ней вторым браком. Именно этим браком был закреплен военно-политический союз Российского государства и Кабарды. У Марии Темрюковны и Ивана Грозного родился сын - Василий, который умер в младенчестве.

Внук Темрюка Идарова - Дмитрий Черкасский был видным российским военным и государственным деятелем. Под его предводительством были освобождены от польско-литовских войск Вязьма и Дорогобуж. Через пять лет Дмитрий разбил орды польского королевича Владислава под Можайском. При освобождении Москвы от поляков в 1612 году Темрюк был ближайшим сподвижником Дмитрия Пожарского. Выдвигался на царский престол, как родственник Ивана Грозного, но в пользу Михаила Романова отказался выставлять свою кандидатуру.

Одним из образованнейших людей своего времени являлся Иван Черкасский - видный государственный и военный деятель. Иван доводился двоюродным братом основателю новой царской династии Романовых Михаилу Федоровичу. Иван Черкасский командуя Большим полком, разбил на подступах к Москве претендента на русский престол - польского королевича Владислава. Иван являлся председателем Правительства с 1633 года. В 1638 году Ивана Черкасского назначают главным воеводой русской армии. Помимо этого он руководил Стрелецким, Иноземными приказами, Казенным двором и Большой казной. Именно Иван Черкасский впервые создал Аптекарский приказ.

Доверенное лицо и ближайший сподвижник Петра Великого - Михаил (Алей) Алегукович Черкасский - представляет особую гордость для черкесского народа, так как именно Михаил Алегукович стал первым российским генералиссимусом 14 декабря 1695 года. В 1679 году под предводительством Михаила русское войско удержало османов и крымцев от вторжения на Украину, и нанесла им значительный урон.

Не менее высоких чинов добился другой представитель царской семьи Черкасских - Алексей Михайлович Черкасский. С 1719 по 1725 годы он являлся губернатором Сибири. Будучи сенатором, был награжден орденами св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского. В 1740 году назначен канцлером России. Его подпись стоит под такими важными документами как трактаты о союзе с Пруссией (1740), Великобританией (1741), конвенция с Данией (1741) и под многими другими. Честность, неподкупность и стойкость в защите интересов государства признавали за ним даже его враги.

Героем многочисленных черкесских фольклорных сюжетов стал Верховный князь Кабарды - Кургоко Атажукин. В период его правления произошла знаменитая Канжальская битва (1708), в которой черкесы наголову разбили крымско-османскую армию. Черкесские воины под руководством Кургоко Атажукина с достоинством защитили свою политическую независимость.

Эпоха княжества закончилась в Кабарде с уходом его предводителя - Кучука Жанхотова (1809-1822). Он стал последним верховным князем, потому что было упразднение должности верховного князя в связи с окончательным утверждением в Кабарде российской административной и судебной систем (1822). Несмотря на это, Кучук до конца своей жизни оставался признанным лидером нации.

Потомки черкесов отличились не только в политике, но и в освоении новых земель и составлении подробных карт. Александр Бекович-Черкасский происходил от княжеского рода Бекмурзиных. В числе молодых офицеров Петр Первый отправил его за границу для изучения военно-морского дела. Александр стал тем, кто впервые составил подробную карту Каспийского моря. Через три года Петр 1 отправил Бековича-Черкасского в Хиву, где лейб-гвардии капитан Преображенского полка погиб в результате предательства хана Ширгази.

Великий русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом - Федор Ушаков являлся потомком адыгского князя Редеда. Он разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении, у Тендры и Калиакрии. В 38 морских сражениях одержал 38 побед. Помимо этого Федор Ушаков канонизирован русской православной церковью 5 августа в 2001 году, как святой праведный войн, адмирал Флота Российского.

Прототип героя поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Измайл-Бей» - Измаил-Бей Атажукин - общественно-политический деятель Кабарды. Его достижениями стали взятия таких крепостей, как Измаил и Очакова (1788). Получил орден св. Георгия IV степени и бриллиантовую медаль. Он учавствовал в переговорах по заключению Ясского мирного договора с Османской империей (1792). Посол императора Александра I на Кавказе. Известен, как ратовавший за мирную интеграцию кавказских народов в Российскую империю.

Огромную роль адыги сыграли в литературе. Родовые корни самых ярких просветителей Северного Кавказа начинаются в Черкесии. Так, в адыгском просветительстве Имя Шоры Ногмова занимает особое место. Историк, фольклорист, литератор, лингвист, первый зачинатель кабардинской письменности. В свое время был муллой, писарем казачьего полка, учителем в аманатской школе в Нальчике. Автор книги «История адыгейского народа».

Трудно найти человека, который ни разу не слышал о двуглавом снежном Эльбрусе, но мало кто знает о первом в истории человеке, который в 1829 году покорил восточную вершину Эльбруса. Им оказался черкес - Килар Хаширов. Он сопровождал научную экспедицию Российской академии наук под руководством генерала Эмануэля. После, его назвали одним из основоположников российского альпинизма.

В истории черкесов также оставил свой след Султан Казы-Гирей сумевший связать военную деятельность с литературой. Из многочисленных записок известно, что он состоял в дружбе с мэтром русской литературы - Александром Пушкиным, который высоко оценил литературные способности адыгского писателя. Его произведения «Долина Атажукай» и «Персидский анекдот» напечатаны в двух номерах журнала «Современник» (1836). Самый компетентный литературный критик всех времен и народов Виссарион Белинский в рецензии на публикации нового издания отметил, что «произведение «Долина Атажукай» примечательна, как произведение черкеса, который владеет русским языком лучше многих почетных наших литераторов».

Император Николай I назвал Султана Хан-Гирея «черкесским Карамзиным». Перу талантливого исследователя принадлежат работы «Князь Канбулат», «Черкесские предания». Хан-Гирей был уверен, что в составе России адыги получат «новую, изящную жизнь посредством образования». Также хорошо, как в литературе, он разбирался и в военном деле. Он был командиром Кавказско-горского полуэскадрона в Санкт-Петербурге. Участник Русско-персидской войны (1826-1828).

Своим неоспоримым наследием древние адыги оставили после себя то, что мы сегодня называем адыгским воспитанием, черкеской, нартским эпосом. Это не самый полный список того, что практически весь Кавказ перенял от черкесов. И самое главное, что никто не забывает, от кого все это пришло. Черкесы всегда считались очень спокойным, мирным и свободолюбивым народом.

Сколько бы горя ни испытали адыги, сколько слез и потерь, в какую бы страну их ни закинула судьба, они никогда не забывали свои корни, историю, историческую родину и свой язык.

По материалам книги : «Адыгэхэмрэ ахэм я хабзэхэмрэ»

(«Адыги и их обычаи»)

Авторы : Черкесов Алий

Хакунов Мухамед

Исторические лица указаны по данным из проекта:

"Знаменитые адыги (черкесы) в истории России и Кабарды"

Авторы : Мухамед Хафицэ,

Милаил Галушко,

История адыгов в период раннего средневековья является на сегодняшний день одной из самых малоизученных и сложных для научного исследования. Это объясняется тем, что письменные источники, содержащие информацию об адыгах в этот период, исключительно малочисленны и, как правило, фрагментарны. Современное обращение к этой теме диктуется острой потребностью в выявлении максимально полной картины исторического развития адыгских общностей, которые, как и многие другие народы, не обладали своей собственной письменностью и поэтому восстановление их истории в значительной степени зависит от учета и изученности письменных памятников, оставленных другими, владевшими письменной культурой, народами.

Однако, если идти вслед за скудными источниками, посвященными этому времени, реконструируя только то, что может быть установлено с той или иной степенью достоверности, то и тогда мы не гарантированы от недопонимания истории, так как историческая жизнь, несомненно, богаче, чем это можно представить по источникам. В свою очередь, самое строгое следование источникам невозможно без элемента реконструкции.

Сведения арабских и византийских авторов, которыми мы располагаем, содержат информацию не равнозначную как по объему, так и по содержанию.

Одни авторы дают нам ценные материалы по исторической географии, другие по этнографии, топонимике и антропонимике Северо-Западного Кавказа. Наиболее полную информацию содержат труды арабского путешественника и географа 1-ой половины X в. Аль-Масуди, византийского императора Х в. Константина Багрянородного и арабского географа, сицилийца, жившего в XII в. Ал-Идриси. Фрагментарную информацию об адыгах в данный период содержат работы Прокопия Кесарийского, ал-Хваризми (VIII-IХ вв.), Ибн Сарабийуна и ал-Баттани. При сопоставлении византийских и арабских источников обнаруживаются, хотя и не столь очевидные, нор весьма интересные совпадения отдельных положений.

Народы, населявшие территорию Северо-Западного Кавказа, были известны византийским авторам под этнонимами – зихов и сагинов у Прокопия Кесарийского, зихов, папагов и касахов у Константина Багрянородного. Этноним «зихи» появляется еще в «Географии» страбона (I в до н.э. – I в. н.э.). Его знают Клавдий Птоломей, Дионисий, Арриан и Стефан Византийский. Позднее Зихию упоминают византийский авторы Епифаний и Феофан Исповедник (VIII-IX вв.).

Раннесредневековые зихи – одно из адыгских племен или племенных объединений, возможно, давших свое этническое имя всему адыгскому массиву. Более сложно отождествление сагинов с адыгами. Прокопий Кесарийский прямо указывает: «За сагинами осели многие племена гуннов». В его построении сагины занимали ту территорию, которую позднее Константин Багрянородный отвел касогам (Касахия), поместив их на границе с аланами за зихами в глубине материка. Впервые этноним «касог» в форме касогдиане упоминаются в «Хождении Епифания» (VIII в.).

Приведенные факты позволяют допустить вероятность отождествления сагинов – касогдианов – касогов. Касоги представляли группу адыгских племенных объединений, имя которых в ряде источников X-XII вв. покрыло собою весь адыгский этнический субстрат Северо-Западного Кавказа.

Арабо-персидская традиция, в отличие от византийской, не знает этнонима зихов, название каса или кашак подразумевало все адыгские общности («все живущие в стране Каса»). Хотя в самых ранних арабских географических сочинениях ал-Хваризми, Ибн-Сарабийна и ал-Баттани даются координаты Страны ал-Йатиз, или Йазугус, находящейся на Черноморском побережье и граничащей с полуостровом Таукийа.

Систематическое описание Кавказа и его племен мы находим в главе XVII знаменитого историко-географического труда Мас’уди, носящего название «Луга золота и рудника драгоценных камней». Мас’уди помещает кашаков за царством аланов, и называет их прибрежной нацией.

Константин Багрянородный, сведения которого о Северо-Западном Кавказе в основном восходят к информации, полученной правительством империи в первой половине Х в., делит страну на три области: Зихию, Папагию и Касахию. Однако Папагия не является самостоятельным владением, а представляет часть Зихии.

Как следует из другого фрагмента того же сочинения Константина, данные области делятся по византийсчкой терминологии на фемы. Он называет фемы Дерзинес и Чиляперт. Здесь ему были известны некоторые поселки (населенные пункты): Поселок Сипакси (Сапакия) означает «пыль»; поселок Хумух, названный по имени древнего мужа, основавшего его; поселок Епискомий.16 Все эти места, по Константину, отстоят на день конного переезда от моря и знамениты своими источниками, которые производят о рту сыпь. Вероятно, здесь идет речь о минеральных источниках, находящихся в районе Горячего Ключа.

Масуди особенно подчеркивает разрозненность кашаков, которые подвергаются нападениям алан и сохраняют независимость благодаря приморским крепостям. О набегах алан на эти территории сообщает и Константин Багрянородный, поясняя, что морской берег Зихии имеет острова, населенные и возделанные. На одном из них, о. Атех, наиболее недоступном и спасаются зихи во время нападений алан. Слабость кашаков перед аланами Мас’уди видит в том, что «они не допускают назначить над собой царя, который объединил бы их».

Оба автора дают ценные сведения о торговой деятельности адыгов в Х в. В силу объективных обстоятельств, обусловленных в первую очередь географическим фактором, торговля занимала одно из самых важных мест в жизни средневековых адыгов. Одним из крупнейших торговых центров того времени являлась Таматарха (Тмутаракань). Константин Багрянородный как-то обходит вопрос, кому принадлежала Таматарха. Последняя у него выглядит не только как город, но и как самостоятельная область, простирающаяся на 18-20 миль до р. Укрух, в которой обычно видят Кубань.

Более полные сведения о Таматархе или Матрахе дает нам арабский автор XII в. Ал-Идриси. Ряд историков считает, что сведения Идриси заимствованы из недошедших до нас источников XI – пер. пол. XII вв. и относятся к Тмутараканскому периоду.

По свидетельству ал-Идриси Матраха является древним городом, со множеством жителей и четкой системой управления: «Владыки города властвуют над теми, кто соседствует с ними. Мужественные, благоразумные и решительные».

Рынки и ярмарки Матрахи, как большого торгового города, собирали множество людей как из ближайших округов, так и из самых дальних стран. Путь из Константинополя до Матрахи был наиболее важным и освоенным торговым маршрутом. Об этом говорит относительная точность и полнота информации Ал-Идриси.

Необходимо отметить, что сам факт изучения арабскими учеными адыгов в раннем средневековье весьма примечателен, так как по традиции арабов интересовали преимущественно крупнейшие политические деления и объединения. Таким образом, адыгское сообщество в раннем средневековье было целостным этнополитическим образованием, представлявшим собой мощный союз племен, объединенных общностью территории и единым языком, имевший широкие политические, торговые и этнокультурные связи с окружающим их внешним миром.

(отрывок из книги Руслана Бетрозова "Адыги. Возникновение и развитие этноса")

Адыги - это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Окружающие народы называли их также зихами и касогами. Происхождение и значение всех этих названий - вопрос спорный. Древние адыги принадлежали к европеоидной расе.
История адыгов - это бесконечные столкновения с ордами скифов, сарматов, гуннов, булгар, алан, хазар, мадьяр, печенегов, половцев, монголо-татар, калмыков, ногаев, турок.



В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией.

Поначалу русские воевали, собственно, не с адыгами, а с турками, которые в это время владели Адыгеей. По заключении в 1829 года Адриапольского мира все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Но адыги отказались переходить в русское подданство и продолжали совершать атаки на русские поселения.





Только в 1864 году Россия взяла под контроль последние независимые территории адыгов – кубанские и сочинские земли. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Но большая часть адыгов - свыше 200 тысяч человек - пожелала переселиться в Турцию.
Турецкий султан Абдул-Хамид II поселил беженцев (мохаджиров) на пустынной границе Сирии и в других приграничных районах для борьбы с набегами бедуинов.

Эта трагическая страница русско-адыгских отношений в последнее время сделалась предметом историко-политических спекуляций для того, чтобы оказать давление на Россию. Часть адыго-черкесской диаспоры, при поддержке определенных сил Запада, требует бойкотировать олимпиаду в Сочи, если Россия не признает переселение адыгов актом геноцида. После чего, разумеется, последуют судебные иски о компенсациях.


Адыгея

Сегодня основная часть адыгов проживает в Турции (по разным данным от 3 до 5 млн. человек). В Российской Федерации численность адыгов в целом не превышает 1 млн. Есть еще немалые диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции и других странах. Все они сохраняют сознание своего культурного единства.




Адыги в Иордании

***
Так уж получилось, что адыги и русские издавна мерились силами. А началось все еще в давние времена, о которых рассказывает «Повесть временных лет». Любопытно, что обе стороны – русская и горская - рассказывают об этом событии почти одними и теми же словами.

Летописец излагает дело так. В 1022 году сын святого Владимира, тмутороканский князь Мстислав отправился в поход на касогов – так в то время русские называли адыгов. Когда противники выстроились напротив друг друга, касожский князь Редедя сказал Мстиславу: «Чего ради губим дружину свою? Выйди на поединок: если одолеешь ты, то возьмешь именье мое, и жену, и детей, и землю мою. Если я одолею, то возьму всё твоё». Мстислав ответил: «да будет так».

Противники сложили с себя оружие и сошлись в борьбе. И начал изнемогать Мстислав, ибо Редедя был велик и силён. Но молитва пресвятой Богородице помогла русскому князю одолеть врага: он ударил Редедю оземь, и, вынув нож, зарезал его. Касоги покорились Мстиславу.

Согласно же адыгским преданиям, Редедя был не князем, а могучим богатырем. Однажды адыгский князь Идар, собрав множество воинов, пошел на Тамтаракай (Тмуторокань). Тамтаракайский князь Мстислау вывел навстречу адыгам свое войско. Когда враги сблизились, Редедя вышел вперед и сказал русскому князю: «Чтобы не проливать напрасно крови, одолей меня и возьми все, что имею». Противники сняли с себя оружие и несколько часов подряд боролись, не уступая друг другу. Наконец Редедя пал, и тамтаракайский князь поразил его ножом.

Смерть Редеди оплакивает также древняя адыгская похоронная песня (сагиш). Правда, в ней Редедя оказывается побежден не силой, а коварством:

Большого князя урусов
Когда ты наземь бросил,
Он возжаждал к жизни,
Нож из-за пояса вынул,
Под лопатку твою коварно
Его воткнул и
Твою душу, о горе, он вынул.


По русскому преданию, два сына Редеди, уведенные в Тмуторокань, были крещены под именами Юрия и Романа, причем последний будто бы женился на дочери Мстислава. Позднее к ним возводили себя некоторые боярские роды, например Белеутовы, Сорокоумовы, Глебовы, Симские и другие.

***
С давних пор Москва - столица разрастающегося Российского государства - привлекала внимание адыгов. Довольно рано адыгско-черкесская знать вошла в состав российской правящей элиты.

Основой русско-адыгского сближения была совместная борьба против Крымского ханства. В 1557 году пять черкесских князей в сопровождении большого числа воинов прибыли в Москву и поступили на службу к Ивану Грозному. Таким образом, 1557 год является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве.

После таинственной гибели первой жены грозного царя - царицы Анастасии - выяснилось, что Иван склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами династическим браком. Его избранницей стала княжна Кученей, дочь Темрюка, старшего князя Кабарды. В крещении она получила имя Мария. В Москве про нее говорили много нелестного и даже приписывали ей идею опричнины.


Перстень Марии Темрюковны (Кученей)




Кроме своей дочери, князь Темрюк отправил в Москву своего сына Салтанкула, который был наречен в крещении Михаилом и пожалован в бояре. Фактически он стал первым человеком в государстве после царя. Его хоромы находились на Воздвиженской улице, где теперь расположено здание Российской государственной библиотеки. При Михаиле Темрюковиче высокие командные должности в русской армии занимали его родственники и соотечественники.

Черкесы продолжали прибывать в Москву весь XVII век. Обычно князья и сопровождавшие их дружины селились между Арбатской и Никитинской улицами. В общей сложности в XVII веке в 50-тысячной Москве одновременно находилось до 5000 черкесов, большинство из которых были аристократами. На протяжении почти двух столетий (до 1776 года) на территории Кремля стоял Черкасский дом с огромным подворьем. Марьина Роща, Останкино и Троицкое принадлежали черкесским князьям. О том времени, когда адыги-черкасы во многом определяли политику Российского государства, до сих пор напоминают Большой и Малый Черкасские переулки.




Большой Черкасский переулок

***

С глубокой древности и до конца XIX века адыгское общество состояло из нескольких каст: благородных людей, вассалов, крепостных и рабов. Свободные адыги знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы на соседей, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян. Жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что благородные до 60-летнего возраста не смели входить в церковь, чтобы не осквернить своим присутствием святое место. У благородных существовал обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на воспитание в другую семью, опытному учителю. В семье учителя мальчик проходил суровую школу закаливания и приобретал привычки наездника и воина, а девушка - познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями на всю жизнь устанавливались прочные и нежные узы дружбы.

С VI века адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды тоже были языческие, они придерживались многоженства. Письменности адыги не знали. Деньгами у них служили куски материи.

Турецкое влияние за одно столетие произвело в жизни адыгов огромную перемену. Во второй половине XVIII века все адыги формально приняли мусульманство. Однако их религиозные обряды и воззрения по-прежнему представляли смесь язычества, ислама и христианства. Они поклонялись Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам воды, моря, деревьев, стихий. Особенным уважением с их стороны пользовались священные рощи.

Язык адыгов по-своему красив, хотя в нем обилие согласных, а гласных всего три - «а», «э», «ы». Но усвоить его для европейца - дело почти немыслимое из-за обилия непривычных для нас звуков.