Арабская свадьба: описание, традиции, обычаи и особенности. Почему арабы женятся на “русских”

Уважаемые читательницы сайт!

Очень много сплетен ходит вокруг темы, как и на ком женятся арабы, по чьей воле выбирается жених или невеста. Наша читательница, Sofia, готова рассказать вам, как женятся в арабской стране в пристойных семьях
Комментарий Sofia вынесен из статьи

Ко мне, матери девочки, приходили в свое время женщины-арабки (или жены арабов), когда еще дочь была мала. Мы разговаривали, или ездили в магазины, или в бабские клубы… На мою дочку смотрели, смотрели…. так же, как я смотрю сейчас на других девочек, пока моему сыну всего 12 лет.

И вот теперь ко мне приходит сваха, от нескольких семей, и говорит, что моей дочерью интересуются как возможной невестой. И если я не против — то могу сообщить дочери о таких и таких «претендентах».

Муж мой, кстати, узнает об этом последний. Второй узнает свекровь (от меня), потом — дочка, потом уже — мужчины. Женщины в нормальной арабской семье правят мужиками. 8)

Я, конечно же, знаю семьи, в которых имеются женихи. Я и парней знаю — видела их еще мальчишками. Они постарше моей дочери, но не намного (на 5 лет примерно).

И я выбираю, но не столько парня (они все хороши собой более-менее), а семью — будущих свекра и свекровь для моей дочки. Чтобы не гнобили её (если что), чтобы парня своего не держали под родительским гнетом (а такое сплошь и рядом встечается), чтобы были ЗА женское образование и работу. И вот мы со свекровью выбираем 3-4 семьи, и после этого я аккуратно выясняю у дочки о её планах на будущее. С некоторыми семьями она сама знакома — с сестрами и матерями.

И даже видела некоторых парней — мы же не в Саудии живем. Она хихикает или краснеет, но ей ЛЕСТНО, что не 1-2 ею интересуется, а больше. Пока все — на уровне смешков и хихиков. Пока она учится, но уже задумывается о своем будущем.

Я уже получила её согласие на встречу с некоторыми парнями. Но с условием — не в арабской стране. И мы поедем весной в Италию, в Тоскану. Деньги на поездку я могу заплатить сама, но теперь, когда мужчины моей семьи поставлены в известность — эти деньги дают они. И свекр, и мой муж дают — не зная, каков будет результат нашей поездки и кого выберет (или не выберет) моя дочь, а ведь может так случиться, что и её не выберут!

Все решает семья, если молодым меньше 25-27 лет. А не они сами.

Другое дело,что нормальные родители всегда хотят своим детям лучшей доли — и насильно сейчас никто никого замуж не выдает и не женит (КСА и Йемен не беру в расчет).

И теперь представьте себе парня, который вырос в таких традиционных семьях, привыкший к такому решению семейных дел — и он попадает в совершенно иной мир, с иными нормами поведения. А мозгов ему, в силу мужской незрелости, не хватает для понимания этой РАЗНОСТИ, различий этих. И в результате страдают наши женщины. Да, если мужчина живет не в своей ОРТОДОКСАЛЬНОЙ стране, где под боком мамаша (с нулевым, например, образованием), где нет всевидящих соседей, от которых ой как много может зависеть, если его образовательный уровень достаточен, а социальный — равен или выше вашего — то он вполне себе может жениться, на ком его душенька (или гормоны) захочет.

Но если ему предстоит вернуться в свою страну, где ему жить и семью заводить, то он стораз подумает прежде, чем обречь себя и своих детей на перешептывания за спиной, на отсутствие женихов для дочерей или невест для сыновей, на косые взгляды матери (тетки, сестры).

Потому что женщине-иностранке в такой ситуации придется ассимилироваться в стране мужа… мимикрировать полностью. И только уверенность его в тоом что ИМЕННО ВЫ — его судьба, что вы только его, и ничья больше; что вы будете ему верной женой и самой лучшей матерью детям; хорошей невесткой, а в будущем — тещей или свекровью — только такая уверенность даст ему силы убедить своих родителей в необходимости жениться именно на вас. И защищать вас перед ними.

Я кстати ни разу не арабка, тем не менее на мне женились. Я вышла замуж за араба-суннита 21 год назад… но ДО этого наши семьи, еще в глубоко советское время, были хорошо знакомы — на протяжении трех поколений! И фактически, хоть свах не было, наш брак случился «традиционным» способом — по семейному соглашению.

И безусловно меня защищал в свое время мой юный муж и его чудесные родители- перед соседями. Это было ДАВНО, когда не было позора, наведенного нашими недо…любленными на родной стороне дамами. И защищать меня было достаточно легко.

И не было такого количества алчущих дешевой (в финансовом и душевном отношении) плоти курортных мачо. А ведь рассказы о крайне доступных и безотказных наших девушках разлетаются как сухие листья осенью. И за 20 лет курортного открытия бывшим совком стран исламского мира эти рассказы стали известны всем и везде.

Понимаете, все знают про секс-туристок из Германии или Нидерландов — теток моего возраста и старше, которые конкретно едут за мужиками безо всяких сантиментов. И все знают про наших молоденьких и красивых дурочек, которые покупаются даже не за деньги, как местные проститутки (и арабских, и турецких шлюх хватает — просто они денег стоят), а за красивые слова, которые ничего не стоят… да еще и денег с них срубить можно! Т.е. и приятно (в отличие от старых немок) и кошельку полезно.

С уважением, Sofia.

18 января 2013

Понравилась статья? Подпишись от журнала "Замуж за иностранца!"

17 комментариев к “Как женятся в арабской стране в порядочных семьях

  1. Людмила:

    Sofia, спасибо за комментарий! Всегда вас очень приятно читать!

  2. Sofia:

    Людмила,мне просто иногда аж до злости жаль наших (русских,украинских,белорусских) девушек и женщин… Потому что они хорошие… но такие закомплексованные! Они угождают мужчинам покруче арабских жен- начиная от идиотских похуданий и кончая выкладыванием всех умений- кулинарных,хозяйственных,интеллектуальных,сексуальных,»бизнесовых»- сразу «на блюдечко».И если парень не полный идиот- он понимает(или чувствет) что так себя может вести только недооцененная,недохваленная,недолюбленная женщина! И что достаточно»погладить по шерстке»- как она оп! уже в кармане. А учитывая,что даже самому порядочному парню тяжело справится с простыми физиологическими позывами, если он молод- а тут тебе предлагают все и сразу- вот и имеем обиженных,ушибленных женщин.

    Моя сестра живет в канаде,уже много лет. Замужем за «местным» канадским украинцем.»Оканадилась» совершенно.
    Так вот там у них сексуальные контакты (даже не отношения)- как из анекдота- не повод для знакомства. Т.е. женщина,совокупляясь с мужчиной, вообще не имеет в мыслях развитие отношений.Это как пописать (сорри)- простая физиология. И тамошние дамочки ни в жисть не стануть истерить из-за прекращения отношений,основанных чисто на сексе- хоть с Махмудом, хоть с Бобби, хоть с Чингачгуком. А вот для женщин постсоветского пространства это не так. Мы всегда живем в ожидании большой ЛЮБВИ. И того, кто эту любовь(и её носительницу) оценит,восхитится ею,примет как большой-пребольшой подарок,приз.
    А на самом деле большинству мужиков сей приз на фиг не нужен. А нужно очень простое физиологическое действие. Если им для этого ничего не надо делать,кроме простого предложения (как в США или Канаде, или Нидерландах, или -наверное- просвещенной Франции)-чудесно!
    если надо приврать,цветуечек подарить,лапшу на уши повесить(как в Раше, или в Турции,или Еги на курортах)- то тоже можно,благо не напряжно. Ну а если все заморочено, и сопряжено с потерями более существенными (денег,сил,независимости)- то не-не,не надо,рано… А бабские переживания- это как раз из области «заморочек».

  3. Лилия:

    София, ты имеешь в виду, что арабы женятся только на своих? Только в своей стране? 😯 😯 😯 😯

  4. Wild:

    Sofia, очень интересная статья получилась из вашего комментария.
    У меня несколько вопросов возникло.

    >Я уже получила её согласие на встречу с некоторыми парнями. Но с >условием - не в арабской стране. И мы поедем весной в Италию, в >Тоскану

    кем и почему ставится такое условие? это для того, чтобы формально соблюсти традиции, т.е. чтобы молодые люди не встречались в вашей стране. Там они смогут друг друга увидеть, вмысле лицо, и поговорить?

    > каков будет результат нашей поездки и кого выберет (или не выберет) моя дочь

    правильно ли я понимаю, что туда приедете вы и ВСЕ семьи претендентов (парни и их матери). или вы будете с каждым претендентом отдельно встречаться?

  5. Tatiana:

    Sofia, где вы живете?

  6. ангел:

    статейка весьма странная, мои сёстры тоже замужем за мусульманином, так точно то что всё решает тут женщина, под видом того что так муж её решил!Жена — это шея!
    по поводу русских дам, это всегда было, что мы сами не любим себя и свой народ,а что Вы хотите сказать что арабки святые, да бросьте вы говорить, это ищё те стервы, что нашим дамочкам далеко!! А то что едут туда разные дамы, так пусть едут и наслаждаются жизнью, почему их надо осуждать???Не во всех как у Вас получается, что родители сосватали, у меня вот нет родителей вообще, то как мне быть???? Ждать кого?? Так что не судите, да не судимы будите!!! Я вот тоже не поняла а зачем Вы дочь в другую страну вывозите на смотрины??? А не хлопотно ли это???

  7. Olga:

    Не во всех арабских семьях так происходит сватовство. Например, в семье моего мужа (тоже египтянина) все дети сами нашли себе вторых половинок. Кто-то на работе, кто-то на учебе, кто-то через друзей, муж вот меня в интернете нашел. 🙂 Конечно, обязательно проверяется семья избранника/избранницы, чтобы были порядочные и приличные люди. Потом обязательна личная встреча родителей, затем помолвка и примерно через год — свадьба. Главное условие, чтобы мужчина был в финансовом плане состоятелен. Возможно, родители моего мужа с такими «современными» взглядами для Египта, т.к. семья долгое время жила в Европе.
    Ангел, София никого не судит, просто делится, как происходит сватовство у них в семье. У меня тоже родителей уже давно нет в живых, однако мне это никак не помешало выйти замуж и попасть в хорошую семью. 🙂 В принципе, все написано правильно, так оно и есть на самом деле. Иностранке надо очень и очень думать головой и смотреть на семью мужа и образ их жизни (если, конечно, планируется переезд на ПМЖ в Египет). А девочек наших и правда жаль. Кидаются в омут с головой на египетских курортах, а когда розовые очки спадают, то начинаются слезы по утраченным иллюзиям…

  8. Sofia:

    Wild:? условие поставлено моей дочерью. именно для того.чтобы можно было без оглядок «помотреть товар лицом»,поговорить.Лицо-то её видели, а вот она-не всех парней видела.Вот с двумя мы и будем встречаться. Наша семья, и они- у одного приедет мать, у второго-бабушка.
    мы будет как минимум в двух городах Тосканы (во Флоренции и Ливорно-точно), на спа-курорт съездим тоже.
    Парням ведь тоже неохота кота в мешке покупать. Я уверена что они фото дочки видели,может и лично видели её (но она их просто не знает в лицо),т.к. я знакома со всей женской частью их семей, в т.ч. и с молодыми девушками.кторые могли фото на мобильник сделать.
    А еще двоих моя дочка знает,там семьи «поспокойнее».Один из парней нам помогал при покупке нами недвижимости в ОАЭ. Он мне больше всех нравится,хотя он не самый красивый. тут уж как получится,конечно. 🙂
    *****
    Tatiana: ,мы сейчас живен на два,даже на три дома- Асуан,Москва,Эмираты.
    ***
    ангел, на смотрины вывожу.потому что сейчас в Еги черте-что происходит, нравы жестчают, лучше встречаться и обговаривать все вопросы на нейтральной территории.
    В той же Флоренции куча соблазнительных мест для теток, начиная от тряпочных магазинов и кончая курортами всякими. Дочка моя там уже бывала пару раз,ей нравится там,знакомые есть даже.
    И вполне нормально.если нас в уффици будет сопровождать молодой человек.И поговорят,и посмотрят друг на друга.
    Не понрявятся-ну так просто приятно проведут время.Поездка туда-недорогая.

    А с еще одним кавалером поедем наверное на остров Сир Бани Яс, в заповедник.Там свои заморочки,но от него уже два раза сваха приходила. У него есть очень положительное качество- из родителей один отец, и только один брат. 🙂

  9. Sofia:

    Вообще я конечно очень переживаю. ОЧЕНЬ.
    Я знаю,как мне повезло с мужем. Какие тяжкие бывают отношения- что с русскими.что с арабскими.что с прочими мужиками.
    Я готовлюсь к тому,чтобы быть максимально выдержанной и терпимой, чтобы не стать злобной тещей.

    Я так же подозреваю,что моя краля по телефону общается с каким-то перцем,даже сидючи в Москве. Т.е. я уверена.т.к. видела СМС-ки на арабском у неё.

    Вообще раньше она была категорична в отношении процедуры сватовства (возмущалась и шипела), но сейчас- стала постарше,поумнее, и ей все это видимо льстит. Кроме того она сознает прекрасно,что никто её принуждать ни к чему не будет,что парни выступают в роли просителей — и это осознание власти(пусть и призрачной,временной) её просто окрыляет. Поганка,короче. 🙂
    Секретничает от меня с моей свекровью, они вместе в августе в Америку поедут- к моему деверю.И тогда же «забегут» к моей сестре в Канаду- и все какие-то заговоры плетут,старая да малая.

  10. Irina:

    спасибо, дорогая София, за рассказ.. Удачи Вам и Вашей дочери…Да,сейчас много изменилось за последнее время и Вы правы, мужчины стали более избалованы молодыми девочками, и сложно найти мужчину для серьезных отношений.. Даже если сама выглядишь так, что мальчики заглядываются)))очень интересно узнала про Канаду.. думала это довольно пуританская страна(((

  11. Wild:

    София, спасибо за ответ. Очень интересно читать вас. Я лично — читаю и интересуюсь для общего развития, ну и чтобы «быть в теме», т.к. по работе связана со всеми этими вопросами.
    Ну и чтоб отличать сказки и вымысел, общаемся с подружками, такого можно услышать 🙂
    Так что спасибо вам огромное за информацию. Все у вас очень утонченно и нравственно: и молодым интересно посмотреть, погулять, присмотреться, и соблюдены все нормы.

  12. Sofia:

    Ой, про утонченность это вы польстили 😳 .
    Окружающая обстановка очень влияет на поведение тех, с кем мы общаемся.И что весьма важно- на женскую аудиторию.
    Ведья для матерей этих молодых людей- все равно чужачка,иностранка,»белая дьяволица».Что бы они не говорили. искреннее отношение(без оглядки на этнические различия)встречала очень редко.В основном еще и потому.что (без ложной скромности)в молодости я была очень хороша собой,да и сейчас еще ничего. И есть конечно некоторая женская ревность,есть. Но с другой стороны- красота очень ценится арабами.а моя дочь (чтоб не сглазить)- очень красивая. И матерям парней это нравится. 🙂
    Попадая за границу,вне пределов стран исламского мира, их самих отпускает немного,они позволяют себе много больше, и гораздо лояльнее смотрят на поведение детей.Ну т.е. земля и небо.
    если в Еги они фыркали и морщились, когда шло разговоры о посещении Аиды (нельзя), то тут- и в Оперу поедут, и на карнавал пойдут,смотреть.И в музей «с голыми мужчинами» зайдут, и в обморок не хлопнутся.
    Полагаю, и винцо продегустируют, тосканские вина- знамениты.

    А в спа-салонах их будут обслуживать немусульманки, и никакие вопросы про сокрытие аурата от них и не возникнут даже.

    Я буду следить за тем,чтобы не стать невольной свидетельницей чрезмерно раскованного поведения будущейкумы… потому что в таких случаях обычно дальнейшие контакты пресекаются (от страха будущих нечаянных разоблачений).

    Муж собирается съездить в мраморные каменоломни, с молодыми людьми (и тоже даст «отчет» о своих впечатлениях).

    Все-таки такой серьезный шаг нас ждет.
    ***
    Irina, а Канада сейчас- очень раскрепостилась. Конечно не так как США, но гомики по улицам демонстрируют себя, политкорректонсть давит, правда слова «чернокожий» пока не под запретом,хотя на «негра» уже обижаются.

  13. Nelly:

    Так сложно, оказывается.Гораздо проще влюбиться, наверное. 🙁

  14. Sofia:

    Нелли, а вы почитайте истории «просто влюбившихся». И их окончания.
    даже в Раше(Украине,Беларуси) влюбленность не есть залог удачного брака, с соплеменником/согражданином, где нет языковых барьеров и проблем с разностью взглядов на мир. Влюбленность у мужчины- прекрасно, а у женщины, если она планирует замужество (т.е. будущих детей)- мозги должны быть, ну и разумеется на фоне «приятственности» избранника. Пусть он будет беден- но перспективен (талантлив,честолюбив,порядочен,стремящийся к семейным ценностям). А если брак- всего лишь прыкрытие для законного сексу- то вряд ли тут что удачное выйдет.Год,два пройдет- и все,приелось.стало скучно (что мужу,что жене).

  15. Вера:

    Sofia, огромное Вам спасибо за такой интересный, в то же время эстетичный рассказ. Получила огромное удовольствие.
    Честно говоря, я полагала, что такой способ женитьбы остался в прошлом, но очень приятно было узнать, что к нему все еще прибегают 😀 Месяца 2 назад смотрела очаровательный и добрый фильм, называется «Помолвка» Vivah (2006), Ваш рассказ почему-то навеял воспоминания об этом фильме. (Посмотрите, кому интересно, кто устал от постоянных убийств и грязи на тв, очень добрый фильм).
    ..Абсолютно согласна с Sofia, что для создания семьи «просто влюбленности» не достаточно, так как семья гораздо больше, чем просто место, где «получают удовольствия»…
    Благодаря таким семьям, как у автора статьи, в нашем обществе все еще сохраняются семейные ценности. Низкий Вам поклон, от чистого сердца достойной пары Вашей дочери.
    Лично мне кажется, что данный способ создания семьи несет в себе очень крепкую основу для будущей пары, так как в нем присутствует огромная сила, состоящая в благословении и поддержке старших.

  16. Sofia:

    Вера,этот способ хорош только внутри одного социального круга.
    Соотвтетственно в тех странах,где такой круг (круги) более-менее определены.
    А в странах бывшего СССР все смешалось.И люмпен по духу может жить финансово лучше,чем семья интеллигентов. И всегда будут девочки (и мальчики),которые будут стремиться вырваться их болота унижения и нищеты.А с учетом ранее сказанного(смешения) в Раше такие вот договоренные браки возможны фактически только в среде ОЧЕНЬ богатых(соединение капиталов), или в узкорелигиозных средах (ортодоксы всех религий). Как вы понимаете,бОльшая часть населения не принадлежит ни к одному из вышеперечисленных кругов.
    правда с увеличением иммигрантских общин в крупных городах там тоже могут возникать (и,полагаю,возникают) такого рода услуги.Но все равно это- исключение.
    Я реалист, и могу (или думаю что могу) оценивать окружающее.

    Как-то раньше,в других темах, писала про то,что моя доча,попав в Россию,одно время даже завидовала некоторым атрибутам «свободной» жизни своих ровесниц. Сейчас,ТТТ, это ушло. В свое время я привила своим детям определенную брезгливость, теперь же на неё уже наложен и осознанный,разумный подход. И получился хороший фундамент-барьер от наносной дряни,пены людской. Конечно все может случиться. Но уменьшить вероятность этого «случиться»- ИМХО долг родителей по отношению к детям.

    • Вера:

      Это точно, Sofia, золотые слова! 🙂 Такие браки, к сожалению, у нас в виде исключений, поэтому и ценность семьи утрачена. 🙁 В основном сейчас семья создается на уровне «симпатии, страсти» либо «расчет-деньги», а на этом отношения долго не продержатся, поэтому столько разводов…
      Молодежь, как правило, привлекается «свободной» жизнью, но если в воспитании не было пробелов, то разум включается быстрее.
      Спасибо, Вам, Sofia. 😀

Оксана Есенина

Почему арабы выбирают русских жен?

Сейчас этот вопрос волнует очень многих. Но дать на него исчерпывающий ответ пока не удается никому. Что же арабы находят в наших, русских девушках? Почему они готовы закрыть глаза на ее «свободное» прошлое, пойти наперекор семейным традициям, да и просто любить ее вопреки всему миру?

Что же заставляет сердце горячих арабских мужчин колотиться все сильнее при виде своей русской «Наташи»? Красота? Безудержная страсть в сочетании с чинным спокойствием и скромностью? Таинственность, противоречащая неподкупной простоте и глубокой искренности? Или же простая дань моде иметь жену-иностранку?

Чтобы хоть как-то прояснить и понять причины значительного увеличения русско-арабских браков, давай те же попытаемся сопоставить требования восточного мужчины с качествами его потенциальной спутницы.

Что ждут мужчины - арабы от брака?

Как и любой другой мужчина, араб рассчитывает получить от брака: надежный союз, теплые и доверительные отношения, и конечно, высокий статус уважаемого женатого человека.

Но помимо всех этих человеческих желаний, восточный представитель сильный половины человечества вкупе с душевным равновесием и моральной стабильностью, мечтает обрести еще и любовь, взаимопонимание, да и просто дружескую поддержку. Не уж то своя, арабская невеста не в состоянии удовлетворить хотя бы какое-то из вышеперечисленных требований?

Арабские жены. Какие они?

Конечно, они - хозяйственные, обязательные, покорные и милые. Казалось бы, что еще нужно для благополучного семейного счастья? Но уже через два-три года совместной жизни, все движения восточных красавиц становятся настолько отработанными, что и смотреть на них становится скучно и неинтересно.

Ни для кого не секрет, что арабки в своем большинстве подходят к семейной жизни с неким расчетом. И дело здесь не совсем в предбрачном выкупе или приданном. Ее семейная жизнь - это, прежде всего огромный физический труд, некая плата своему благоверному за его доброе отношение к ней и материальную поддержку. По утрам она делает завтрак, провожает мужа на работу с милой улыбкой, стирает, убирает, а затем, обмолвившись со своим благоверным привычным набором стандартным фраз, заканчивает свой трудовой день.

С виду такие отношения, вроде бы кажутся идеальными. Но с каждым годом они все больше начинают обрастать рутиной, исчезает та самая романтика, огонек страсти, которой непременно нужно поддерживать на протяжении всей жизни. Наверное, просто многие арабские дамы немного однобоко понимают выражение: «Женщина - хранительница домашнего очага». На самом деле эта фраза имеет более глубокий смысл.

«Очаг» - это прежде всего тот источник тепла, который не только должен согревать сердца влюбленных, но и своим игривым пламенем на протяжении всей жизни помогать раззадоривать чувства супругов, то нагнетая, то подавляя эту безудержную стихию огня страсти. Поэтому главная задача любой женщины, вне зависимости от ее темперамента и национальной принадлежности - научиться управлять этой самой стихией по своему усмотрению.

Кто знает? Может быть, как раз русская женщина и является ее самой настоящей укротительницей.

А какие же мы - русские жены?

Русская женщина во все времена была эталоном скоромности и преданности. Но эта преданность проявлялась не только в отношении к мужу, но еще и к своим домочадцам, родным и всему русскому народу.

Она и из беды выручит, и совет мудрый даст, да все невзгоды и тяготы семейной жизни на свои хрупкие плечи взвалит. Только было бы рядом достойное мужское плечо, на которое бы опереться можно было в случае хворы, или еще какой невзгоды.

Но, к сожалению, в мужчинах современных перевелась вся сила духа русского. То их в клубы тянет, то на алкоголь, а то и вообще ориентацию меняют. Вот и проходится бедной русской женщине отправляться искать свое счастье на чужбину, где ее с удовольствием и примут, и обласкают, а потом и замуж позовут.

Так и остается русская красавица жить на земле иностранной со своим новоиспеченным арабским мужем, который за все преданность и верность ее неподкупную, заботиться и оберегать ее будет от зла всякого. А она для него примерной хозяйкой станет, детишек родит, да душу свою доброты бесконечной распахнет.

И все это без калымов всяких и даров предбрачных. Не нужны нам - русским женщинам блага материальные. Дайте только душе ликовать и радоваться от любви и жизни счастливой! Ну а мы в долгу не останемся!

Популярные новинки, скидки, акции

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках НЕ допускается

Власти Египта хватаются за голову: браки с иностранками становятся все более престижными среди молодых египтян, а их соотечественницы в это время просиживают в старых девах. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, власти страны взяли курс на пропаганду «сохранения целостности общества, вековых традиций и устоев, а также нерушимости главной социальной ячейки общества – семьи». Главная задача кампании со столь пространным названием – положить
конец буму смешанных браков в курортных городах страны фараонов.

Действенны ли нравоучения старейшин и свах? Власти Луксора утверждают, что да: за несколько месяцев проведения кампании женитьб с иностранками стало в два раза меньше. Однако наши туристки, отдыхающие в Египте, никакой разницы в поведении египтян пока не чувствуют.

Молодые арабы, не обремененные узами брака, продолжают со свойственной им любвеобильностью обхаживать прибывающих к ним европеек. Работая гидами и аниматорами в отелях, они с прежним усердием стараются найти жену среди клиенток, множество из
Смотри также:
Радужные перспективы Черногории Радужные перспективы Черногории
– Масленица на носу – пора печь блины!
– Романтический семейный отдых, или Как устроить второй медовый месяц
– В Йичине открылась соляная пещера
– Начато расширение шанхайского международного аэропорта "Пудун"
которых – россиянки, чтобы с ее помощью пробиться на более высокие ступени социальной лестницы.

Наши соотечественницы, являясь частыми гостьями жаркого Египта, регулярно возвращаются в страну пирамид уже не туристками, а арабскими женами. Страстность, любовный напор и темперамент жгучих брюнетов подкупают наших романтических особ. По данным Ассоциации по защите прав русскоязычного населения в Египте, только в Шарм-эль-Шейхе постоянно проживает около 4000 гражданок России (цифра за 2006 год), и число их растет пропорционально туристическому потоку - на 15% в год.

Зачем египтянину иностранная жена? Не секрет, что исламская невеста стоит жениху сотни верблюдов или столько золота, сколько она весит. Другое дело – россиянки.
Они приезжают к жаркому берегу – современные и раскрепощенные. Они загорают топлес и приходят на обед в коротких маечках, не прикрывающих пупок, что в Египте выглядит как полная обнаженка. Они прогуливаются по территории отеля в стрингах, демонстрируя то, что египтянин может себе представить только в тайных эротических фантазиях. Они соглашаются зайти к египтянину на чашку кофе, не подозревая, что это равносильно признанию в проституции. Они развлекают дискотеку танцем живота, не понимая, что в Египте приличная женщина может исполнить этот танец только в закрытой спальне и только перед своим мужем. Они верят цветам и словам и легко соглашаются на секс, если им нравится горячий египетский парень.

Для последнего жениться на иностранке – проще простого. Он заключает с ней не настоящий брак, а ОРФИ. По египетским порядкам – это, скорее, помолвка или, грубо говоря, государственное разрешение спать вместе. Но главное – по этому документу у Него – куча прав, на общих детей, к примеру, а у Нее – никаких! Кроме того, в любой момент он может сказать: «Ты мне больше не жена!» – и любой суд его поддержит.

Во что же выливается такой брак для россиянки? В ношение хиджаба, полное бесправие, тяжелую работу? А может и после свадьбы она живет в восточной сказке, оставаясь любимой «хабиби», воспитывает детей, не знает бед и забот? Многочисленные форумы пестрят историями, приоткрывающими закулисье мира русских жен современных египтян.

Наталья, 26 лет.
«Я замужем за египтянином больше трех лет – приехала туристкой в Шарм-эль-Шейх, да так и осталась. Сейчас жалею. Люблю Ибрагима до сих пор, но уже устала в одиночку «выстраивать» отношения. Такое ощущение, что трудности в семье его мало волнуют, он их со мной даже не обсуждает. Главное – чтоб не теребила, и еще – вовремя и вкусно поесть.

А вкусно поесть удается редко – бедность замучила. Недавно в семье родилась дочка, а старшего сына пришлось отправить обратно в Россию к бывшему мужу – не было денег на то, чтобы отдать его в первый класс. Все русские книги прочитаны, фильмы пересмотрены, телефонные разговоры с Россией слишком дороги, одежда истрепалась, а в парикмахерской я не была почти два года. Хочу устроиться работать в отель или турфирму, но дочка еще слишком маленькая. Это отдыхать здесь хорошо, но жизнь – совсем другая».

Ирина, 32 года. «Все «прелести» брака по-египетски испытала на себе, хорошо, что не успела выйти замуж официально. Первые конфликты между мужем-арабом и женой-россиянкой возникает года через три. Примерно тогда, когда в России женщина заканчивает сидеть с ребёнком и выходит на работу. А в мусульманской стране для женщин работы, как таковой, нет. Только пятнадцать процентов женщин в Египте работают, остальные – домашние сиделки.

Дети, готовка, стирка, магазины – вот все её интересы. Для мусульманок это вполне нормальная жизнь. Для нас же это означает похоронить себя заживо. Скука – вот одна из основных причин разводов в таких семьях.

Вторая причина – ревность. Мужчина-мусульманин – натура полигамная, и одной женщины ему мало. Но вот загвоздка, всех их нужно содержать. А такое далеко не каждый араб может себе позволить. Вот и получается, что официально у него одна жена, а остальные три – «гражданские». Разве можно жить в такой атмосфере, когда муж не успеет еще толком поужинать дома, как уже, ни слова не говоря, торопится уйти? Не смей задавать ему глупых вопросов – он сам себе хозяин».

Татьяна, 28. «Мы с Азизом познакомились в Египте, в Шарме. Поначалу я воспринимала это как пляжный роман. Ничего серьезного. Гуляли, пили кофе... Я приезжала туда несколько раз и все чаще задумывалась... Он не был похож на мальчиков, бросающих томные взгляды на туристок. Высшее образование, старший менеджер ресторана. Люди за 30 редко крутят романы просто так. Тем более что ни о деньгах, ни о близких отношениях речи не было. Однажды состоялось обоюдное признание. Но и тогда я еще думала, стоит ли затевать международную семью. Наконец решились. Я поставила условие, что жить мы будем в России.
В Москве начались трудности. Азиза не принимали мои родные, ему было трудно без языка. Несколько раз он был готов все бросить, но оставался только ради меня. Сегодня нашему сыну пять месяцев. Он крещеный, и муж прекрасно отнесся к этому, хотя сам мусульманин. У нас огромное, сильное чувство, и оно победило все трудности. Но молодым повторять мой опыт с ходу не советую. Процент мужчин, способных выдержать все это ради любимой, ничтожно мал».

«Моя подруга, 46-летняя Вика , встретила в Хургаде 25-летнего массажиста и с тех пор сошла с ума. Бросила мужа, 19-летнюю дочь, ездит к нему постоянно. Хочет переехать навсегда. Все свои сбережения потратила, купила ему машину, квартиру. Кредит взяла на 200 тысяч рублей. Массажист вроде эти деньги вложил в дело, но как только доходит до того, чтобы проценты ей выплачивать, он «заболевает». Подруга верит каждому его слову. А его на сайтах любовницы обсуждают. Рассказывают, как он ее «старой дурой» называет. А подруга ничего и слышать не хочет, молодится».

Марина, 27.
«Отдыхая в одном из отелей Хургады, я каждое утро бросала ночную рубашку на кровати – ну привычка у меня такая. И каждое утро юноша-уборщик складывал ее на подушке самым замысловатым способом. Когда он узнал, что через два дня я улетаю, то выложил рубашку в виде сердца, а полотенца вокруг свернул фантастическими птицами и засыпал все это красными лепестками местных цветов, названия которых мало кто знает. В мою комнату потом ходили как на экскурсию – фотографироваться на фоне любовного шедевра. Как вы думаете, что было дальше? Я стала его женой. Уже полгода мы живем душа в душу в той же Хургаде. Единственный минус – туго с деньгами».

Нельзя не вспомнить также историю, которая широко обсуждалась в СМИ. Курортный роман закончился свадьбой и Елена Ловкова переехала в Египет к мужу вместе со своей 10-летней дочерью от первого брака. Молодожены поселились в его родной деревне. Там молодая россиянка приняла ислам и родила второго ребенка. Однако сказка быстро развеялась: пытаясь сбежать от постоянной ругани женщина несколько раз порывалась уехать на родину. После очередной такой попытки муж забрал ее документы и маленькую дочку, потребовав за нее 50 тысяч долларов.

Россиянка обратилась в полицию, однако те решили не вмешиваться во внутрисемейный конфликт. Елене стали помогать местные жители – они привезли россиянку в Каир, где она смогла встретиться с сотрудниками российского консульства. оформить вылет на родину без документов оказалось гораздо проще, чем забрать ребенка у мужа-египтянина. Драматические разбирательства длятся до сих пор.

А вот взгляд с другой стороны баррикад. Рассказывает пара туристов. «Мы возвращались вечером в отель, когда путь нам преградил красавчик из службы безопасности. Видимо, ему надоело стоять в одиночестве и он решил заговорить с нами. На нас неожиданно обрушилась многословная, горячая и сбивчивая история его любви к одной загадочной русской девушке.

Почему она меня бросила? Я ведь все для нее делал, на руках ее носил. И я видел: она была со мной счастлива! Почему она уехала в Россию, где всегда две зимы - очень холодная и не очень?!

Он искренне хотел понять и ждал объяснения: чем он, его родня, его страна не приглянулись русской жене».

Получается, что единого шаблона, по которому строится египетский брак, как и следовало ожидать, не существует. Русская жена – это действительно предмет гордости для араба, знак высокого статуса. Но это не значит, что его ухаживания обязательно будут корыстными и расчетливыми. Многие и после свадьбы продолжают сдувать пылинки и относиться к жене с уважением, хотя и ограничивая ее свободу в соответствии со своей религией. Но если женщине не удастся распознать в черноглазом красавце профессионального альфонса или деспота, то последствия, как видим, могут быть драматическими. Но это ведь не только в Египте…

Семья в ОАЭ стоит на первом месте. Арабская женщина являющаяся хранительницей семейного очага и уважается арабскими мужчинами. Считается, что семья тем счастливее, чем больше в ней детей.

OFFICEPLANKTON проследил, как же на самом деле живут в арабской семье муж и жена, как распределяют семейные обязанности, имеет ли муж много жен и как проходит семейная жизнь в арабских странах.

Знакомства

Решение о вступлении в брак принимает в первую очередь семья жениха. Права женщин в мусульманских странах равносильны мужским, поэтому потенциальная невеста имеет право отказаться от предложения, если жених ей не приглянулся.

Арабские женщины практически никогда не выходят замуж за европейцев — за брак с неверным ее просто выдворят из страны навсегда. Мужчины же из ОАЭ иногда женятся на девушках из Европы, — но и тут все построено так, что брак не приносит выгоды никому кроме мужчины. Для женщины этот брак не станет пропуском для получения гражданства, детей, если семейная жизнь не заладится — отберут и оставят в стране.

Правда сам брак с богатым эмиратцем — вещь во-многом приятная, пока он длится. Ведь по закону, даже если жена вторая, третья или четвертая — каждая имеет свой отдельный дом, щедрое содержание, а доля внимания должна быть равной на каждую из «любимых» женщин.

Сегодня далеко не каждый араб может позволить себе многоженство . Хотя ислам и разрешает иметь до четырех жен, главной причиной такой моногамии является отсутствие средств на содержание гарема. Поэтому классическая семья ОАЭ, состоящая из одного мужа, нескольких жен и гарема – привилегия шейхов и состоятельных людей.

Свадьба

Если для европейских молодоженов брачный контракт только сейчас начинает входить в моду, то для арабских стран такой договор является обязательным элементом свадьбы. Подписывают брачный контракт вместо невесты два ее родственника.

Само же свадебное торжество после подписания может состояться в течение года – до этого жених может видеть свою будущую жену только в присутствии ее родни. За невесту семья жениха выплачивает калым, который может достигать и нескольких сот тысяч долларов, поэтому рожать девочек выгодно.

Арабская свадьба – зрелище поистине грандиозное. Стол ломится от угощений, которые постоянно обновляются, дабы показать приглашенным свое гостеприимство и изобилие. Так как ислам запрещает алкоголь, на праздничном столе нет ничего, крепче кофе. Но это не запрещает гулять свадьбе до семи дней.

Семейный уклад

Расхожее мнение о дискриминации в отношении арабских женщин – на деле оказывается несколько преувеличенным. В любой арабской семье женщина должна слушаться мужа, но она всегда принимает участие в решении важных вопросов.

То, что в Эмиратах замужние женщины живут, как в тюрьме, – миф.

Да, на улице их почти не видно. Те, что есть – в черном.

Вообще-то замужняя женщина может носить все, что ей вздумается: и мини-юбку, и джинсы, и шорты (они там вообще большие модницы, могут проводить часы в магазинах, выбирая ультрасовременные наряды и ткани), – но сверху она обязана надеть черную шелковую накидку до пят, а лицо закрыть черным платком. Видны только пальцы рук, ступни и глаза. И то, черные накидки встречаются редко. Сегодня на улицах можно увидеть арабку в джинсах и тунике, но единственное, чего придерживаются до сих пор — покрытие головы. Вот кого редко встретишь, так это женщину без платка на голове.


Женщины постарше закрывают лицо медной маской. Молодые, конечно, раскрепощеннее, но вся красота – для мужа.

Кстати, эмиратские женщины получают вполне приличное образование, для них открыты лучшие университеты мира, но ученость так и остается невостребованной. Выйдя замуж, девушка больше не может работать: либо ей запрещают, либо она не хочет сама, утомленная частыми беременностями и родами. (Хотя, конечно, молодежь в этом плане более прогрессивна. И многие девушки, получив образование в Европе, там же и остаются, чтобы сделать карьеру. Арабские семьи , живущие за пределами мусульманского мира, редко всерьез придерживаются вековых традиций).

Когда-то арабский муж мог в любое время сказать жене: «Талак, талак, талак» («уйди «) – и это значило, что он с нею разводится, и она должна немедля убраться из его дома, взяв с собой только то, во что была одета. Поэтому женщины – на всякий случай – все подаренное им золото носили на себе. Сейчас, конечно, это анахронизм.

Но женщины по-прежнему носят на себе килограммы золота (так, дочь шейха на свадьбе украсилась 16-ю килограммами золота. Газеты подробно описывали каждое ювелирное изделие и публиковали фотографии, с указанием точной цены). А мужчины – дарят золото вместо цветов. Чем больше весит подарок, тем сильнее любовь. Согласно местной поговорке, женщина без золота – голая .


А тем, кто переживает по поводу «угнетения» арабских жен их мусульманскими мужьями, можно сказать: женщина в ОАЭ может подать на развод в двух случаях.

1) Если наличествует факт измены со стороны супруга. Но эта статья заведомо «дохлая», т.к. в ОАЭ официально разрешено многоженство. А если муженек-таки согрешил, жена предпочитает помалкивать. Замуж повторно такую «скандалистку» никто не возьмет, и всю жизнь за ней будет тянуться шлейф сплетен. Опять же, дети при разводе остаются с отцом.

2) Если муж недостаточно обеспечивает свою благоверную. Ну там, не водит в рестораны (правда), не покупает золота (правда), строит ей дом хуже, чем у остальных жен и т.д. Суд очень тщательно рассматривает такие прошения и, бывает, удовлетворяет их. Ведь богатый эмиратец может позволить себе несколько жен, но ко всем должно быть равное отношение. Устанавливается четкий график посещений, новой жене строится отдельная вилла (не дешевле, но и не дороже, чем у предыдущей), деньги распределяются в равной пропорции, и вообще – жены должны быть всем довольны. Если что-то не так – это проблема не жены, а мужа, не сумевшего «разрулить» ситуацию.

Родственная поддержка в арабской семье обладает огромной силой. К примеру, в случае, если женщина овдовела, брат мужа сочтет своим долгом, на ней женится и оберегать.

Некоторое время назад тема арабо-еврейских браков всколыхнула едва ли не все израильское общество, выплеснувшись на страницы газет. И это несмотря на то, что в центре ситуации была одна-единственная история еврейки Морель Малки и араба Махмуда Мансура, чья свадьба состоялась в Ришон ле-Ционе и вызвала сразу две разрешенных демонстрации – в поддержку и в осуждение.

Наша газета об этом уже писала. Но сама тема смешанных браков той скандальной историей не исчерпывается. У нее много пластов. Проблема, скажем прямо, сверхчувствительна для всех евреев, а для израильских – особенно, и потому имеет смысл разобраться в некоторых ее особенностях. Например, каковы реальные размеры социального феномена у нас и не у нас, и насколько подвержены новому поветрию русскоговорящие девушки-репатриантки – как еврейки по Галахе, так и нееврейки. Этот аспект оказался вне внимания израильской прессы. А зря…

Ибрагим ищет Лену

…Эта наша семейная тайна давно и хорошо известна. При том, что отношения между русскоязычной и арабской общинами в Израиле остаются довольно напряженными, и именно выходцы “из нас” периодически предлагают самые радикальные лозунги по освобождению родной страны от арабов, существует необъяснимый феномен: арабские парни почему-то стремятся жениться на новых репатриантках из бывшего СССР. Если уж говорить о любви детей разных народов, то не совсем понятно, почему израильские арабы, желающие жениться на еврейках, предпочитают вновь прибывших своим соотечественницам-сабрам – при том, что у последних зачастую не один, а сразу два общих языка. Ведь иврит очень прилично изучают в арабских школах, а в еврейских худо-бедно, но преподают арабский…

…Мы бродим между лавчонками оптового рынка “Алия” в Тель-Авиве, в самом начале бесконечной улицы Левински. Меня привез сюда мой знакомый Хаим, владелец русского магазина в Холоне. Я покупаю у него продукты едва ли не с момента прибытия в Израиль, а сам он заехал на базарчик, чтобы присмотреть какой-нибудь товарец подешевле. Хаим на этом рынке – частый гость, он отлично знает, в какой лавке что искать. Хозяева лавчонок – в основном арабы – его тоже узнают и зазывают еще издали. Ибрагим, продавец макаронных изделий и прочей бакалеи из Бейт-Лехема, подтащив мешки к нашей машине, охотно болтает на разные темы. Сразу видно, что парень довольно ленив: загрузив один мешок с овсянкой в багажник, второй он оставляет Хаиму. “Или грузи все, или отдавай деньги”, – возмущается Хаим.

Но вот работа выполнена, и можно поговорить.

– Жениться не думаешь? – деловито осведомляется Хаим. – Тебе давно пора. Нашел девушку?

– Пока нет, – качает головой Ибрагим. – Сватали мне нескольких наших. Да не хочу я. Не согласился. Русскую ищу. Может, поможешь?

– Зачем тебе русская? – пожимает плечами Хаим. – Языка не знает, привычек не понимает, родителям твоим наверняка не понравится…

– Э-э-э… я тебе по порядку перечислю, – загибает пальцы Ибрагим. Во-первых, красивые. Все производят хорошее впечатление. Мне нужна жена красивая, я вот еще немного у хозяина поработаю, а потом свою лавку открою – красивая женщина привлекает покупателей. Во-вторых, русские девчонки выносливые, в работе хороши, к новым обычаям приспосабливаются очень быстро.

– Ну, убедил, – смеется Хаим. – Теперь остался пустяк: найти такую, какая за тебя, носатого, пойдет, и дело с концом. На свадьбу не забудь позвать!

– Вот тебе и предмет повышенного спроса, – констатирует Хаим, когда Ибрагим со своей тачкой удаляется. “Русских” хотят все, а израильские арабы – тем более.

Сколько их?

До недавнего времени статистики по этому поводу не существовало. Предполагалось, что в Государстве Израиль евреи собрались для того, чтобы быть евреями. Публикации об израильтянах, которые по тем или иным причинам перешли в ислам, вызывали в обществе шок. (Скажу сразу, одна из историй, потрясших Израиль не менее чем нынешняя свадьба, была связана с еврейским русскоязычным парнем, который решил принять ислам). Известный сайт y-net попытался собрать материалы по этой проблеме и выяснил, что “каждый год в Израиле переходит в ислам около 40 человек, в основном женщины, вышедшие замуж за мусульман. Но в 2006 году был зафиксирован новый “рекорд” – в ислам перешли 70 евреев”. В отчете кнессета за 2012 год говорилось, что число перешедших в ислам достигло 100 человек. Согласно данным Центрального статистического бюро Израиля, приведенным газетой “Джерузалем Пост”, в 2011 году за границей было заключено 8994 брака, из них 27 – между евреями и арабами. Число небольшое, и вряд ли стоит говорить о тенденции, но тем не менее общество проявляет обеспокоенность.Согласно опросу газеты “Ха-Арец”, 75% еврейского населения Израиля и 65% арабского выступают против подобных браков. Любопытно, что наименьший процент выступающих против – среди арабов-христиан, и значительно больший, до 70%, – среди мусульман.

Лучшие арабские невесты – “русские” репатриантки

…В тот день Марина Мачулина, репатриантка из Питера, выпускница Педагогического института имени Герцена, переводчик с испанского на русский по специальности и мать-одиночка по семейному статусу, меньше всего собиралась с кем-либо знакомиться. Она шла по улице и наткнулась на большую вывеску: “Выставка арабской книги в центре “Бейт-ха-Гефен”. Тогда она была не в курсе, что “Бейт ха-Гефен” – Центр арабской культуры в Хайфе. – “Интересно взглянуть, – подумала она, – как выглядят эти книги, и не подбросили ли за компанию к ним и русские издания?”

Она обходила стенд за стендом, но русских книг не было, да и ивритских тоже. Было видно, что Марина разочарована.

– Девушка, что вы ищете? – окликнул ее на иврите симпатичный парень и представился: Мамон Саид Ахмад. – Может, я помогу? Русские книги? Нет, об этом мы не подумали. Но в следующий раз обязательно привезем, не сомневайтесь. А кстати, не могли бы вы рассказать, почему “русские” так любят книги?

Он был подчеркнуто вежлив и внимателен, и ему явно хотелось продолжить разговор, но Марина заторопилась, отметив про себя, что парень славный.

Второй раз их встреча произошла тоже случайно, уже через несколько лет. Даниэль, сын Марины от первого брака, пошел в детский сад, который находился поблизости от дома Мамона. Поэтому, услышав приглашение зайти в дом, Марина не отказалась, подумав, что если случайность происходит во второй раз, не такая уж это случайность. Так началась их дружба.

Мамон заботился о Марине и ее сыне, она чувствовала, что он ее уважает. Но со свадьбой не торопился.

– Я не хотел жениться и производить на свет детей до тех пор, пока не обзаведусь собственным домом, – так у нас принято, – рассказывает Мамон. – Поэтому пришлось подождать. Марина не возражала.

В общем, спустя девять лет после первого знакомства они решили пожениться.

Оставалось выбрать, где: согласно религиозной принадлежности, она – еврейка по Галахе, он – мусульманин. Переходить в ислам Марина не собиралась. Более того, оставляла за собой собственную фамилию. А межрелигиозные браки в нашей стране, как всем известно, недействительны. Как большинству пар, которым не светит свадьба в Израиле, на Кипр им ехать не хотелось, это место было абсолютно чужим для них, а на свадьбе, по мнению обоих, должны были присутствовать свои, близкие люди. Поэтому все взвесив, они предпочли “русский” вариант. И улетели в Санкт-Петербург, на родину Марины. Там никого не волновала национальность жениха и невесты. Собрались институтские друзья Марины, школьные приятели. И весело отгуляв свадьбу, смешанная пара вернулась в непростую израильскую жизнь.

Марине предстояло войти в большую арабскую семью, со своей системой отношений между тетушками, дядюшками, братьями, сестрами…

– Наверное, моя ситуация облегчалась тем, что Мамон – человек светский, и не требовал от меня приобщения к своей религии, а с его родственниками я знакомилась постепенно. Мама его живет в одном доме с нами, общаемся мы часто, и я постепенно нашла в этом некоторое преимущество – поесть традиционные арабские блюда он ходит к ней. И я была очень рада, что Мамону понравилась простая жареная картошка!

Мамон считает, что у него с Мариной получилась семья хорошая, хоть и не идеальная.

– Конечно, я прекрасно знаю, что арабские жены гораздо больше времени тратят на уборку дома и приготовление пищи, чем моя жена, но мне хорошо с ней, а ее образованностью и умом я горжусь.

– Марина, – задаю я вопрос, – существует мнение, что еврейки-репатриантки охотнее связывают свою жизнь с арабами, чем сабры, потому что их еврейское образование недостаточно прочно. Как вы к этому относитесь?

– То, что выходцы из России менее предвзято относятся к арабам, это точно.

– Но ведь русскоговорящая среда как раз наоборот – более правая?

– Я к этой группе не принадлежу, мои друзья тоже, поэтому давления среды я не ощущаю. А что касается разницы между репатриантками и сабрами, Мамон говорит, что он бы никогда не женился на сабре хотя бы потому, что не был бы принят семьей девушки.

– Но противостояние евреев и арабов в нашей стране не становится слабее. Следуя распространенному мнению, израильские арабы поддерживают в конфликте палестинцев, а не израильтян. У вас не болит душа за соплеменников?

– Я знаю, что израильские арабы очень разные, и нельзя всех подводить под одну гребенку. Есть обычные, спокойные люди, со светским образом жизни, есть очень религиозные, есть экстремисты. Я не берусь судить об этом конфликте – он слишком сложный.

…Когда у них родилась дочь, Мамон попросил Марину назвать девочку в честь его матери – Амирой. И хотя Марину это обстоятельство несколько смутило, она все же согласилась. Пусть муж будет доволен. Первые слова девочка произнесла по-русски.

“Привозные жены” в Израиле не приживаются…

Я все-таки спросила мужа Марины, Мамона Саида Ахмада, почему израильские арабы предпочитают брать в жены репатрианток.

– Уже довольно давно в некоторых арабских семьях, особенно на территориях, принято привозить жен из-за границы. Поскольку многие арабы прежде получали высшее образование в бывшем Советском Союзе, а теперь едут на учебу в Россию, то и категория “привозных русских жен” постоянно увеличивается. Лично я против такого “импорта”. На мой взгляд, девушка, вырванная из своей среды и оказавшаяся на чужбине без родственников и друзей, болезненно переживает свое одиночество. Она испытывает шок, ей чуждо все: кроме языка и обычаев, еще и совершенно незнакомая страна, которая чаще всего совершенно не соответствует ее ожиданиям. Ему все знакомо, а для нее это все непонятное, неродное. Конечно, самые сильные выживают и приспосабливаются, но многие не выдерживают и ломаются, возвращаются обратно в Россию. Мне кажется, так заводить семью очень рискованно.

В отличие от “привозных жен”, репатриантки знают про эту страну абсолютно все, они ее выбрали сами, а не по просьбе мужа, сами же приспосабливались, выкарабкивались – хлебнули всякого. Они попробовали все, никаких сюрпризов для них не будет. И если уж они решили остаться в Израиле, это означает, что они способны жить здесь и не падать в обморок, если она или муж не могут найти работу и в доме нет денег. У нее рядом родные люди – родители, подружки. Репатриантки – во всех отношениях местные люди, но при этом еще и с европейским образованием, со знанием мировой культуры и широким кругозором. Вот из них получаются настоящие, надежные жены. Потому и “спрос” на них на рынке невест постоянно увеличивается. Шестеро моих друзей женились на репатриантках, на подходе – седьмая свадьба. Мой приятель Азми Шхади женится на девушке Лене. По неофициальной статистике в Нацерете уже почти пятьсот смешанных пар. Общий язык для нас – иврит. Так и живем.

“Ветреная тема”

Тема брачных предпочтений израильских арабов давно и всерьез занимает “компетентные органы”, а также непосредственно израильское руководство. Мне соглашается дать интервью, не называя своего имени, исследователь проблем Ближнего Востока – популярный лектор, “мизрахник” с огромным стажем.

– Скажите, почему стремление арабов жениться на репатриантках из бывшего СССР занимает государственные умы?

– Потому что речь идет о некоем национальном противостоянии. Брак с представителем другой национальности подразумевает уступку чужим традициям, до определенной степени вызов своему обществу, отказ от собственной культурной ориентации и переход в другой лагерь. Когда же речь идет об Израиле, где демографическая ситуация развивается не в пользу евреев, очень важно выяснить, почему девушки, приезжающие в страну, чтобы стать еврейками, приобщиться к еврейским традициям, именно здесь переступают черту и уходят из еврейского мира в арабский. Сколько бы ни было таких девушек – это не может не волновать представителей власти. Мы хотим понять, где были допущены пробелы в национальном воспитании. Должен сказать, что вопрос арабско-русско-еврейских браков возник не сейчас.

– А когда?

– О, у этой проблемы долгая история. Связана она с коммунистическим движением и созданием компартии Израиля. Еще с тридцатых годов прошлого века как для еврейских, так и для арабских коммунистов Палестины было характерно жениться на еврейских девушках, приехавших из России. Одни ехали продвигать сионизм. Другие – коммунизм. И в том, и в другом случае они казались местным молодым людям представительницами подлинной идеологии, все они были очень идейными: либо суперсионистками, либо суперкоммунистками. Вторые изо всех сил пропагандировали интернационализм, который должен был восторжествовать на этой земле. Они старались приблизить это время личным примером и вступали в браки с арабскими коммунистами. Практически все арабские коммунистические деятели того времени были женаты на русскоговорящих еврейских девушках, да и сами они во многих случаях хотя бы немного говорили по-русски.

Исследовательская работа в этом отношении не останавливается. Мы проводим десятки интервью с целью установить закономерности. Характерные черты просматриваются. Сторонницы интернациональных браков четко делятся на две категории. Это либо очень образованные, продвигающиеся в карьере женщины, убежденные в том, что высшие ценности наднациональны. Их выбор человека другого роду-племени продиктован идеологическими убеждениями. Среди новых репатрианток по-прежнему встречаются такие идеалистки – они выходят замуж по любви, которой заведомо чужды национальные ограничения.

Вторая категория, наоборот, – совершенно необразованные девушки, которыми мало занимались в детстве, и они радуются любому ласковому слову, сказанному сильным человеком. Новые репатриантки, которые чувствуют себя неуверенно в израильской среде, стесняются своего иврита, наиболее податливы к ухаживаниям арабских парней. Тем более что и для них иврит – неродной язык, и здесь-то и проявляется солидарность.

Говоря о прогнозах, можно отметить, что первые – сильные, крепкие – становятся надежными женами, пропитываются арабской культурой и идеологией. Вторые – в большинстве своем слабые, зависимые – пополняют ряды “вторых жен”, часто временных. Но и первой, и второй категории свойственна слабая связь с еврейской культурой и традициями. Они были лишены ее в стране исхода и не сумели обрести в Израиле. Вот что пугает. Израильская школа далеко не всегда способна обеспечить надежные национальные убеждения, и при первых же сотрясениях они рушатся.

– Продолжим “ветреную тему”. Кроме идеологии, языка, социального положения, видимо, есть нечто особенное в национальных традициях любви, что заставляет наших пылких девушек пренебрегать запретами?

– Конечно, есть. Арабские мужчины, как правило, более обходительны в процессе ухаживания. Они внимательны, нежны, заботливы и очень настойчивы, в то время как еврейские парни избегают натиска, поскольку хорошо осведомлены о последствиях слишком навязчивых ухаживаний. Восточная культура взаимоотношений полов гораздо более утонченная и изысканная, чем это может показаться несведущему человеку. Родители юных репатрианток, как правило, ничего не говорят своим дочкам по поводу возможных притязаний молодых людей из арабского сектора, потому что недооценивают их реальную притягательность.

– А что же находят арабские парни в наших девушках, почему они избегают евреек-сабр?

– Сначала о сабрах. Девушки, выросшие в системе израильского еврейского образования, в том числе светского, все-таки гораздо больше привязаны к своим обычаям и корням. Кроме того, они с раннего детства наблюдают противостояние еврейского и арабского секторов и отвергают все попытки ухаживания. Об этом заведомом неприятии хорошо знают арабские мужчины. И еще одно преимущество “русских”. У наших соседей существует множество всевозможных ограничений на внутринациональные браки, должно быть обеспечено иерархическое соответствие семей, родня жениха не может уступать по значимости и богатству родне невесты. В некоторых случаях кандидат в мужья не в состоянии купить полагающиеся новым родственниками подарки. Понятно, что в ситуации “русской” невесты все эти проблемы отпадают. Я долгое время пытался понять, как сами арабские парни определяют главное притягательное свойство “русских” девушек-репатрианток. Ответ, который, не сговариваясь, дали сотни парней, меня просто потряс: “Русские – более свободные, не зависящие ни от каких стереотипов, более раскованные в любви. И именно это делает их совершенно неотразимыми в сексуальном и социальном плане”.

В завершение остается добавить, что и среди клиенток компании “Яд ле-ахим”, которая специализируется на освобождении из арабских семей взмолившихся о помощи еврейских девушек, тоже хватает русскоязычных…

Виктория Мартынова, «Новости недели» – «Континент»