Картотека на тему: Дошкольное образование за рубежом. Дошкольное образование в странах европейского сообщества

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.

Он снял множество устаревших норм и запретов, которые использовались с 60-х годов прошлого века, и совсем не учитывали особенностей современного образа жизни.

Однако, вокруг новых правил вспыхнули эмоциональные споры. Одни увидели в этом позитивные перемены, движение к европейским нормам, массу выгод для детей, родителей и персонала. Других возмутило, что требования к садам теперь будут недостаточно строгими. Они даже разглядели в этом потенциальные опасности для ребенка.

сайт решил узнать, как воспитывают детей в странах, где подобные свободные нормы действуют уже давно. Счастливы ли дети в этих условиях, довольны ли родители?

Мы опросили восьмерых наших соотечественниц, которые живут и воспитывают детей за рубежом. Их рассказы подтвердили: хорошим садик делают не строгие правила, а уважение к личности ребенка.

Особенности детских садов в Германии

Чтобы попасть в германский садик, родителям приходится немало похлопотать. Зато ребенок здесь воспитывается в максимально уважительной обстановке. Его научат, как отстоять себя перед старшим, помочь младшему. Как найти компромисс, помириться после ссоры, как выразить свои эмоции, уважая других. А после выпуска повзрослевшие малыши идут в свой первый самостоятельный — без родителей — поход с ночевкой.

Как устроены детские сады в Швеции

Шведское воспитание детей устроено по принципу: «У ребенка должно быть детство». Дошколят не пытаются интенсивно развивать, не пичкают информацией, не оценивают их достижения и уровень интеллекта. Зато делают все, чтобы малыши росли здоровыми, научились дружить, уважать и заботиться друг о друге.

В шведских садиках дети почти все время проводят на свежем воздухе. Если погода хорошая, на улице даже спят. А прогулка состоится даже при плохой погоде.

Как устроены детские сады в Дании

В садиках Дании стараются готовить детей не к школе, а к жизни в обществе: дают свободу и учат уживаться друг с другом.

Главный принцип датских садиков: «Мы счастливы потому, что мы вместе!». Самая распространенная разновидность занятий — когда дети с воспитателями усаживаются на пол и беседуют о самых разных вещах.

В детских садиках Дании детям стараются обеспечить максимум самостоятельности: их могут приобщать к приготовлению еды, к оформлению детской площадки, позволяют помочь на ферме или в мастерской, если сад загородный.


Как устроены детские сады в США

Американские детские сады — удовольствие не из дешевых, даже при том, что многие родители предпочитают услуги няни, а не детский коллектив.

Но, даже если ничего сверхъестественного не произошло, родители регулярно получают подробные отчеты о том, что делал ребенок, в каком был настроении, с кем играл, как себя чувствовал, и тд.

Интересно, что дети спят днем в одежде и обуви на специальных матрасиках, просто на полу. Это объясняется соображениями безопасности: чтобы в случае экстренной ситуации можно было оперативно эвакуировать детей.

Особенности детских садов в Нидерландах

Декретный отпуск в Голландии всего три месяца. Но этот момент компенсируется тем, что родители маленького ребенка могут работать неполный день, причем, как мама, так и папа. Поэтому ходить в садик по вторникам и четвергам — это нормально.

Кроме того, если оба родителя работают, государство частично оплачивает садик для малыша.

Как и во всех европейских садиках, в детских садах Голландии не пытаются научить детей читать, а предпочитают знакомить их с миром и прививать навыки самообслуживания. Воспитатели дружелюбны и к детям относятся с уважением.

Как устроены детские сады в Бельгии

Бельгийские садики, как и все детские сады в Европе, поощряют детскую свободу и не перегружают детей излишним контролем. Но, вместе с тем, рано приступают к обучению. То, что мы называем детским садом, в Бельгии — это школа для малышей, куда идут совсем крохи.

Впрочем, ни родителей, ни детей это не смущает, и бельгийское образование по качеству считается одним из лучших в Европе.


Особенностидетских садов в Израиле

Воспитание детей в Израиле известно мягкостью и практически вседозволенностью. Ребенка в израильских семьях считают чуть ли не центром Вселенной, и главное для родителей — обеспечить его счастье и благополучие.

Однако, при этом оплачиваемый декретный отпуск здесь длится всего 14 недель, то есть 3.5 месяца. Поэтому детей в ясли отдают уже с трех месяцев.

Есть и другие особенности воспитания, которые естественны для израильтян, а с нашей точки зрения могут выглядеть странными.

Как устроены детские сады в Южной Корее

Южнокорейские мамы не боятся отправлять в садик трехмесячного грудничка на общесадовском автобусе.

А южнокорейские дети с пеленок учат английский и спокойно едят на обед богатую специями традиционную пищу.

Система образования в США существенно отличается от того, к чему мы привыкли на родине. В Америке нет длительного декретного отпуска, поэтому малышей в детские сады отдают очень рано — иногда с шести недель. Причем разделения на ясли и детские сады нет. А уже с пяти лет ребенок обязательно должен посещать специальные группы при школе (kindergarten). Рассказом о системе дошкольного воспитания ForumDaily начинает серию материалов об образовании в США. Мы покажем все подводные камни и поделимся лайфхаками, как дать своему ребенку лучшее образование.

Недетский выбор

Изабелла Гальперин из Калифорнии искала садик для своей трехлетней дочки Шарлин достаточно долго. Хотела, чтобы он был недалеко от дома и — самое главное — чтобы ребенку в саду было хорошо. Их семья русскоязычная, но для Изабеллы было важно, чтобы дочка уже сейчас начала учить английский, нашла друзей и разговорилась. Поэтому она искала большой нерелигиозный американский садик.

Изабелла начала с просмотра отзывов о детских садах на Yelp .

“Я смотрела садики только с пятизвездочным рейтингом, читала отзывы в интернете о тех садах, что подходили по рейтингу и удаленности от дома. Если они были хорошие — ходила на обзорный тур. Так я побывала в шести или семи садиках. В одном из них даже видеокамеры стояли, чтобы родители в любое время могли удаленно смотреть, что делает их ребенок. Эта идея мне очень понравилась. Но в этом саду, к сожалению, не было места”, — рассказывает Изабелла.

В результате она нашла то, что искала — большой американский детский сад близко к дому, который работает по системе Монтессори. Перед тем как идти в садик, маленькая Шарлин выучила, как сказать по-английски, чтобы ее не толкали и что ей нужно в туалет. Сейчас она посещает садик два дня в неделю по три часа.

В группе Шарлин — 24 ребенка от 3 до 5 лет. У детей есть свое расписание и предусмотрен перекус. День ребенка делится на две части — занятия с учителями, во время которых детки садятся в кружок, поют песни, читают, учат буквы и цифры, и время для самостоятельных занятий, когда ребенок сам выбирает игрушку или развивалку по душе. Изабелле нравится, что в саду многое предусмотрено именно для для обучения: наряду с игрушками много развивающих материалов, а в перечне занятий есть даже самая настоящая география — с картами и сторонами света. Шарлин же больше всего понравился урок, на котором дети учили состояния тел: жидкое, твердое, газообразное.

В садике очень чисто, малыши сами убирают за собой, ставят все на место. На улице детей ждут безопасные и интересные детские площадки с горками и песочницей.

Правда, к садику Шарлин привыкла не сразу. Вначале сказывался языковой барьер — Изабелла часто замечала, как ее дочка стоит отдельно от всех детей и играет сама с собой. Но сейчас Шарлин уже освоилась: она разучивает песенки на английском и дружит с англоязычной девочкой.

Что из себя представляют садики в США

В США можно подобрать детский сад (day care) на любой вкус. Прежде всего они отличаются по размеру: есть маленькие, так называемые семейные, детсады (в них может быть всего 5-6 детей) и традиционные большие, где в одной группе около 25 человек.

Маленькие детские сады могут размещаться даже на территории частного дома. Их деятельность в обязательном порядке лицензируется.

Плюсы таких садиков: мало детей, а значит более индивидуальный подход, семейная обстановка, относительная дешевизна, многие из них рассчитаны на ту или иную диаспору (например, есть русские, китайские или французские садики). Минусы: как правило, академическая программа слабее, чем в больших сада, кроме того, в нем ребенку может оказаться тесновато — мало места, мало детей, нет разнообразного общения.

Большие сады располагаются в специально спроектированных для этого зданиях. Детей в них, соответственно, достаточно много. Как правило, в таких садиках детей принимают с пеленок — малыша можно оставлять уже с шести недель. Весь день они спят в специальных боксах. Памперсы, детские смеси, одеяла и все остальное должны принести родители. Столь ранний возраст приема детей обусловлен тем, что декретного отпуска в США практически нет. О трех годах по уходу за ребенком, к чему привыкли все в постсоветских странах, здесь можно забыть. В Штатах на работу нужно выходить через полтора месяца после родов, и многие американские мамы делают выбор именно в пользу работы.

Мария Оксюк, психолог по образованию, сейчас работает воспитателем в детском саду в Калифорнии. В ее группе — малыши полутора лет. “Им нужна не я, а мама, — делится Мария. — Как у матери у меня просто сердце разрывается, когда я вижу, как таким малышам трудно оставаться на целый день в незнакомой среде. Как психолог я понимаю, что, если в таком раннем возрасте отдать ребенка в сад, у него не сформируется привязанность к матери. По сути, получается, что для малыша главным взрослым становится воспитатель. В этом кроется, наверное, секрет такой “отстраненности” местных взрослых, и стремлении подростков побыстрее покинуть отчий дом. Например, я вижу двухлетнего малыша, которого мама приводит в семь утра и забирает в полвосьмого вечера. Вечером он уже не бежит к ней радостно навстречу — наоборот, несется прочь. Это такой синдром “отказника” получается”.

Не похожи американские сады на наши и в вопросе питания. В большинстве детских садов нет традиционных завтраков, горячих обедов и полдников. Их заменяет или еда, которую родители дают с собой в контейнере, или перекусы — пицца, картошка фри и фрукты. Некоторые сады, впрочем, иногда предлагают как опцию горячие обеды.

Также в американских садиках дети обычно спят не на кроватях, а на специальных матрасах, которые располагают на полу. При этом дети не раздеваются — считается, что они должны быть к готовы к разным чрезвычайным ситуациям и не тратить время на сборы. Кроватки предусмотрены только для самых маленьких. Однако в небольших частных садиках всех детей могут укладывать в кровати.

Кроме того, в США популярны садики, относящиеся к какой-либо религиозной общине. Есть, например, сады при католических церквях, хабады при синагогах. Как правило, они существенно дешевле обычных. Но чтобы отдать туда ребенка, нужно состоять в этой религиозной общине.

У Яны Бергер, русскоязычной иммигрантки из Израиля, трое детей. Своего младшего сына Аарона двух с половиной лет она отдала в хабад при синагоге. Это небольшой семейный детский сад в маленьком калифорнийском городке. “Я объездила массу садов: и Монтессори, и обычные, и русские, но остановилась именно на хабаде. Во-первых, он недалеко от дома, во-вторых, я чувствую, что воспитатели здесь работают не за страх, а за совесть. Аарон с удовольствием ходит в сад, а вечером воспитатели мне рассказывают, какой он у меня ангел. Конечно, материнское сердце тает от такого отношения к моему ребенку”, — признается Яна.

В хабаде дети также спят в одежде и обуви, кроме того им запрещено снимать обувь. “Как мне объяснили, если ребенок загонит в ногу занозу, вынуть ее никто не имеет права — это считается хирургическим вмешательством. Ну, и из-за землетрясений, которые часто случаются в Калифорнии, конечно”, — поясняет Яна.

Дорогое удовольствие

Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад — решают родители, никаких специальных требований на законодательном уровне нет.

Детские садики в США, в основном, частные. Однако для семей с низким уровнем доходов (для трех человек таким считается $19 790 в год) предусмотрены и бесплатные сады по программе “Head start”. Даже в небольших городах, обратившись в местный департамент образования, можно найти бесплатный сад. Правда, даже если вы его найдете, это не значит, что сможете отдать туда своего ребенка — как правило, в бесплатные садики огромные очереди. Туда принимают детей практически с рождения и до пяти лет.

Если же доход семьи на доллар выше уровня бедности, на сад придется раскошелиться, и еще как.

Средняя стоимость частного сада для малышей от шести месяцев до трех лет в США — чуть более $11,5 тысяч в год, то есть около $1000 в месяц. Дети постарше (3-5 лет) обходятся родителям немного дешевле: $4-9 тысяч в год, то есть $300-800 в месяц.

Но это, конечно, «средняя температура по больнице». Ценник колеблется в зависимости от возраста ребенка, количества часов, которые он проводит в саду, типа садика и от штата, где вы живете.

Разница в стоимости садика, согласно данным Национальной ассоциации детского дошкольного образования, в среднем может быть весьма существенной: от $5,5 тысяч до $16,6 тысяч в год. В отдельных городах выходит еще дороже. Например, стоимость пребывания в детском саду в Бостоне или Сан-Франциско может достигать и 2200$ в месяц. Вот так выглядит список штатов с самыми дорогими садами в порядке убывания: Массачусетс, Нью-Йорк, Миннесота, Колорадо, Калифорния, Иллинойс, Вашингтон и Висконсин. Для сравнения — самые недорогие садики в Миссисипи ($4,6 тысяч в год), Кентукки ($6,5 тысяч) и Южной Каролине ($5,8 тысяч).

Всю информацию о стоимости садиков в вашем регионе, можно получить в специализированном агентстве Child Care Resource and Referral agency.

Но есть и хорошие новости. Сумму оплаты за сад можно списать с налогов. Если за год родители, которые учатся на дневном отделении или работают, потратили на садик более 3 тысяч долларов на одного ребенка или более 6 тысяч долларов за двоих и более детей, то они могут вернуть до 35% от потраченной суммы. То есть получается, что для получения налоговой льготы ребенку достаточно два-три месяца в году походить в сад на полный день, или полгода — на полдня. Только важно не растерять ежемесячные чеки.

Еще американские детские сады учат родителей организованности. При поступлении ребенка в сад родитель подписывает контракт, в котором оговорены в том числе и штрафы за опоздания. И штрафы немалые — от 15-20 долларов за двадцать минут.

Если через 20-30 минут после окончания рабочего времени сада ребенка не забрали, а до родителя никак не могут дозвониться, воспитатели вызывают полицию — полицейский приезжает с социальным работником. Последствия могут быть ужасными, вплоть до передачи вашего ребенка по суду в другую семью. Так что не опаздывайте.

Разные системы обучения

В американских детсадах встречаются разные системы обучения. Кроме обычных есть сады Вальдорф, сады Реджио-Эмилиа, сады Монтессори. Как правило, специализация детсада на цену не влияет, все дело в предпочтительном направлении развития именно для вашего ребенка.

Вальдорфские сады

Вальдорфская система, основанная на учении австрийца Рудольфа Штейнера, предусматривает индивидуальный подход к воспитанию ребенка. Детей обучают, включая их воображение и тягу к имитации, при этом не используются совершенно никакие тесты.

Эта система больше подходит детям с артистическими наклонностями. Ежедневная программа такого садика включает в себя разнообразные художественные занятия: рисование, лепку, музыку, кукольный театр, постановку маленьких пьесок, рассказывание сказок. Ребенок может свободно найти средства для художественного самовыражения. Среди прочего, школы и садики Вальдорф также ориентированы и на религиозное христианское воспитание.

Подход Реджо-Эмилиа

Сады Реджо-Эмилиа (название происходит от одноименного итальянского г орода, где зародилась педагогическая система) в основу системы обучения ставят проектный подход. Дети днями и месяцами исследуют части целого с разных сторон — например, море познается через исследование ракушки.

Система базируется на таких постулатах, как контроль самого ребенка за своим обучением и развитием, получение новых знаний с помощью исследования предметов и перемещения их в пространстве, множество путей самореализации ребенка (музыка, конструирование, рисование, рассказывание историй).

Детские сады Реджо-Эмилиа отличаются и своим оригинальным дизайном. Эти садики максимально далеки по внешнему виду от того, что предстает перед глазами при словах “дошкольное учреждение”. Скорее, это теплый гостеприимный дом со всеми его запахами и звуками, смешными картинками и коллажами на стенах. Воспитатели в таких садах являются не старшими наставниками, а соавторами и сотворцами, они постоянно учатся вместе с детьми, а порою — и у детей.

Система Монтессори

Самой популярной в США стала система Монтессори. Она была придумана итальянкой Марией Монтессори около ста лет назад и с тех пор существенно не изменилась. Суть метода в том, чтобы следовать за индивидуальным физиологическим графиком развития мозга ребенка, подбрасывая ребенку задачки с увеличивающимся уровнем сложности. С середины нулевых принципы Монтессори-обучения были включены в государственную школьную программу США.

На практике в таком саду детишки от трех до шести лет находятся в одном помещении, играют и учатся вместе. Это один из основных принципов Монтессори — имитировать деревенскую общину. Так младшие учатся у старших, а старшие привыкают чувствовать свою ответственность за свои действия перед малышами. Утром, в самое продуктивное для детского развития время, проводится несколько обучающих занятий, все остальное время дети играют сами с обычными игрушками и развивающими пособиями.

Имейте в виду, что в США товарный знак “Монтессори” не зарегистрирован, как это сделано в Европе и России. Это значит, что любой сад может в своем названии употреблять модную приставку Монтессори, закупив специализированные учебные пособия, но при этом быть далеким от принципов родоначальницы. Проверить, насколько детское учреждение действительно работает по системе Монтессори, можно, попросив у сотрудников лицензию AMS (American Montessori Society) или AMI (Association Montessori International of the United States). Если такой лицензии нет, но садик все равно нравится (дешево, близко, симпатичные воспитатели), не расстраивайтесь: поспрашивайте, где обучались воспитатели, есть ли у них представление о методе и вообще — “горят” ли у них глаза.

Как выучить в садике второй язык

США — многонациональное государство, и дети могут получить бонусы от этого положения вещей уже в раннем детстве. Все чаще и исконно американские родители, и иммигранты предпочитают отдавать детей в этнически ориентированные сады, например, русскоязычные иммигранты часто отдают малышей в Ребенок, с младых лет попавший в иную языковую среду, имеет все шансы вырасти билингвом — человеком, для которого родными являются два или три языка. Например, Forum Daily ранее рассказывал, . Кроме того, изучение иностранного языка, пусть и в игровой ситуационной форме, дает мощный толчок развитию мозга, стимулирует ребенка активней изучать окружающий мир во всем его многообразии.

Детская способность схватывать язык на лету дала толчок появлению множества билингвальных садиков. “Популярными” иностранными языками в США являются китайский и испанский. Соответственно, повышенным спросом пользуются и детсады с этими языками обучения. Так, китайский — очень сложный в изучении тональный язык — дается детям на удивление легко. Занятия проводятся носителями китайского, деткам поют песенки, читают сказки на китайском. Обычное неигровое общение идет, как правило, на английском языке. И не беда, если малыш не понимает ни того, ни другого — он не перепутает языки, а выучит с течением времени оба.

Русскоязычная Яна Динер из Калифорнии отдала свою четырехлетнюю дочь в китайский детский сад на полный день. “Дочка всегда рада туда идти утром и никогда не хочет уходить домой. Мы очень довольны: она всегда чистая, сухая, накормленная и довольная. И хотя основной язык у дочки русский, она уже говорит на китайском”, — рассказывает Яна. Еду дочери в садик Яна дает с собой.

“В месяц китайский детский сад нам обходится в $1300. В нашем регионе обычные американские сады стоят $1500-1700 в месяц. Так что еще и экономия получается”, — делится Яна.

На кого мы оставляем детей

Дошкольное образование в США — крупный кусок рынка труда. По данным 2012 года, в области ухода и образования детей до пяти лет заняты 2,3 млн человек. Около половины из них трудятся в детских садах, остальные — это няни, а также родственники и знакомые, которым платят за присмотр за детьми.

По данным Национальной ассоциации детских садов, многие работники садов не имеют специализированного образования , лишь чуть больше половины из них закончили какой- либо колледж. Справедливости ради стоит упомянуть, что и оплачивается их труд соответственно. Средняя заработная плата работника детского сада 10$ в час. В сущности, копейки.

Веронике Энт с первой попытки не удалось найти хороший садик в Сан-Франциско для своей двухлетней дочери, хотя никаких особых требований не было. «Мы искали обычный районный садик недалеко от дома. Но во время поисков я пришла в ужас: у воспитателей ни образования, ни нормального английского языка. Лицензии — непонятно какие. Словом, трудно найти что-то качественное, а списки ожидания в сады не заканчиваются”, — возмущается Виктория. В результате она наняла няню, но с нового учебного года все-таки планирует отдать ребенка в садик.

В принципе, уход и присмотр в американских садиках неплохой: до года на трех деток приходится один воспитатель, от года до двух лет — один воспитатель на четырех деток, а с двух лет и до старшей группы — один воспитатель на шестерых малышей.

Альтернативой садам может стать квалифицированная няня. Однако это не самый бюджетный вариант. В зависимости от выполняемых обязанностей (готовка, развоз по секциям, развивающие занятия) час работы няни стоит 12-20$. Приплюсуйте стоимость секций и кружков. Экономии не получается, но зато ребенок получает индивидуальный уход.

Пища для ума

Отдавая детей в сад, родители рассчитывают не только на их социализацию, но и на интеллектуальное развитие и подготовку к школе. Результаты исследования , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер-Дроб из университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей.

Психолог исследовал 600 пар близнецов. Первоначальное тестирование на умственное развитие проводилось в возрасте двух лет. Изучалось, посещали ли дети садик, насколько стимулирующим к умственному развитию было общение матери с детьми, также — анализировались их социально-экономический статус и расовая принадлежность. Окончательное тестирование по чтению и математике проводилось в возрасте 5 лет. Так как сравнивались именно близнецы, обладающие одинаковым набором генов и выросшие вместе, доктор Такер-Дроб смог выделить влияние окружающей ребенка среды на результаты теста.

Отчет гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на детей, которые посещали сады. Другими словами, плохая домашняя обстановка становится для ребенка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. И даже если семья очень бедна, плохой садик лучше, чем ничего. Если же дома все хорошо, то для способности ребенка к обучению не имеет значения, посещает он садик или нет.

Конечно, для работающих родителей сад — отличный выход. Дети с удовольствием ходят туда, заводят новых друзей, учат иностранные языки и познают мир играючи. А для неработающих мам сад — это пара часов отдыха, возможность побаловать себя, при этом будучи уверенной, что ребенку тоже хорошо. И зачастую только финансовая сторона является решающей в вопросе, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад в Америке.

Детский сад в Европе. Что это такое?

Слышала от приятельницы из Канады, что детский сад -это Дорого и не всем по карману.
Эта канадка жила несколько лет в России и её дети посещали российский детский сад.
Она была просто в восторге, т.к. каждая група имела помимо игровой комнаты ещё и отдельную спальню с обсолютно нормальными деревянными кроватками для детей,
Большой туалет, раздевалку с отдельными шкафчиками для каждого ребёнка и отдельную веранду для прогулок.
Ещё бассейн, куда все дети ходили плавать и где занятия проводила тренер по физкультуре.
Об огромном зале для музыкальных занятий и зале для физкультуры и говорить не приходится, т.к. это вроде бы само сабой разумющееся.
Да, и ещё ежемесячная плата 10 лет тому назад была просто символическая.

По рассказам своей знакомой из Европа узнала о частных садиках. Сдесь дети ютятся в маленькой комнате, где только имеют возможность играть, но не спать. Понятия "тичий час" zдесь нет.
Гуляют с мими Не каждий день,а только иногда и тольйко в хорошую погоду, т.к. свой участок для прогулок имеют НЕ все детские сады.
Такой ставки как музыкальный работник Не существует. Все воспитатели сами играют на гитаре и поют.
Дети подпевают и подтанцовывыют кто захочет, а кто нет- продолжает играть дальше.
Вообше, к обучению детей младшего дошкольного возраста относятся несерьёзно.
От них ничего не требуют и они растут вроде как сами по себе. Но зато существуют платные занятия, такие как например танцы, английский или игра на флеите, что сдесь очень популярно. Oплата за семестр, а это 15 часов,составляет примерно от 110 до 200 евро.
Туалет один на весь детский сад (~ 75 человек), куда они ходят всей группой парами как на прогулку. Музыкального зала нет и спортивного то-же.
Один раз пригласили родителей на детский концерт в конце учебного года, для которого приготовили только 3 номера: по одному от группы.
Все местные родители были довольны, т.к. ничего лучшего не видели. Но что самое ужастное, что все дети были грязно одеты.
Вроде бы нарядные платья у ничх и были, но родители привели их так одетых уже утром.
К вечеру все эти наряды у кого то были облиты супом, который ещё не успел высохнуть и поэтому от платья пахло, а у когото испачкан красками или ещё чем то.
Да, забыла сказать, что кухни в нашем понятии сдесь то же нет.
Детят могут заказать Пицу на обед из близлежащего бара или разогреть суп из консервной банки. На полдник они получают обычно только кекс с соком или водой.
Вообшем речь о здоровом питании сдесь то-же не идёт.
Ежемесячная плата за всю эту прелесть составляет € 320 .

Девочки, расскажите пожалуйста, про детские государственные сады в Eвропе и Америке. Неужели там такой же беспорядок как и в частных?!
И было бы интересно конечно узнать, а как же в российских д/с обстоит дело сейчас. Стало лучше или хуже чем раньше?

Спасибо.

Админ : Обсуждая эту тему, гостям журнала желательно помнить, что в своих комментариях они могут критиковать кого угодно, но только в доброжелательной форме.

В обязанности зарегистрированного пользователя входит: выполнение правил клуба, самодисциплина по выполнению этих правил. Выполнение правил во избежание неприятностей - забота пользователя, а не админа. Если админ пропустил нарушение - пишите в форму «написать админу», если админ заметил нарушение и наказал - обижаться надо только на себя. Чаще всего, отключение от эфира бывает по причине: недоброжелательная критика, в том числе России и россиян, агрессия в адрес собеседников, насмешки над кем-то (пусть даже в завуалированной форме), национальный вопрос.
Обсуждать и критиковать публично действия администратора запрещено. Таковы правила нашего клуба.

Подробнее - в правилах клуба внизу главной страницы клуба.

Давно мы не рассказывали вам о жизни в разных странах. Сегодня речь пойдет о детских садах и школах заграницей. Мы поделимся с вами различной информацией из нашего личного опыта.

У нашего малыша появился опыт жизни заграницей уже, когда ему исполнилось 1,5 года. До этого он уже успел познакомиться с системой детского сада в российском частном садике. За три года мы уже успели сменить 5 детских садов в трех странах.

Нас часто спрашивают о том, на каком языке будет разговаривать ребенок, если с раннего возраста менять языковую среду. Пожалуй, давайте поговорим об этом в следующей статье. Чтобы ее не пропустить подписывайтесь на рассылку, и мы отправим вам свежую статью, на указанный вами имейл.

Из советского прошлого мы знаем два основных типа детских заведений – это детский садик, в который ребенок ходит от года до пяти шести лет, и школа с шести лет и до совершеннолетия. Далее идут специальные школы с определенным уклоном (математика, музыка и т.д.), кружки, секции и прочие места дополнительного образования.

В зарубежных странах все устроено немного иначе, и в корне отличается от российской системы.

Эта информация будет весьма вам полезной, если вы планируете поездку заграницу с ребенком, при этом не имеет значения на постоянное место жительства или на непродолжительное время.

Детские сады заграницей делятся по возрастной группе:

  • Младенцы и Дети до 2 лет. Как правило, эти группы называются «Infants» и Pre-Nursery.
  • Дошкольники от трех до шести лет – «Nursery» . В этих группах уже проходят уроки и различное обучение. В некоторых странах дети идут в обычную школу в начальные классы с 3-5 лет, а не как в России с 6-7 лет.
  • Школьники или «Schoolers» , дети от шести лет и старше.
  • «Day Care» или «Продленка» по-русски – это название больше всего подходит. Кто не знает что такое продленка, то это группа продленного дня. Так как в большинстве детских садов время работы с 9 до 12-30.

Особенности детских садов заграницей:

  1. Работают детские сады с 9 до 12-30 или 13-00. Далее начинается «продленка» или «DayCare». Для лучшего понимания – это отдельный вид услуг, который оплачивается отдельно.
  2. «Day Care» – продленка до 17-00 или 18-00 в зависимости от садика, но так как садик на английском языке «kindergarten», то чаще всего используется слово школа (school).
  3. Питание в детском саду может также отсутствовать. Поэтому необходимо готовить ребенку каждое утро «lunchbox» – контейнер с едой, если ребенок остается на Day Care, то помимо завтрака вам придется готовить еще и обед.
  4. Сон в дневное время не во всех садах обязательный, то есть если ребенок сам на ходу не уснул, то его никто в добровольно-принудительном порядке заставлять не будет. Это нарушает обычный распорядок дня, что может привести к различным последствиям, с которыми придется столкнуться.
  5. Гигиена в большинстве детских садов страдает, собственно как и во многих садах России. При этом не имеет значения: частный садик или государственный, и совсем не зависит от места расположения, то есть престижная часть города или нет. Отношение к гигиене зависти от страны, в которой вы планируете жить. На дворе 2015 год, а в некоторых странах проводят лекции о важности мытья рук перед едой и после еды. Так, что порой удивляться не приходиться, а только благодарить Всевышнего за то, что мы родились в замечательной стране.
  6. Транспорт. Не все школы представляют такой сервис, но в большинстве случаев он есть. Эта услуга, как правило, оплачивается отдельно.
  7. Каникулы. В некоторых странах даже в детских садах и дошкольных учреждениях есть каникулы. Это период от двух недель до месяца. В период каникул очень популярны и распространены так называемые «Summer Camps» – летние лагеря. Особенность в том, что на этот период разрабатывается интересная программа, которая отличается от повседневной школьной программы. Возможны различные поездки на экскурсии, в парки и т.д. В большинстве случаев, это вне школьной программы и тоже оплачиваются отдельно.

На самом деле существуют в огромном количестве тонкости и нюансы, о которых в рамках одной статьи рассказать не возможно. Поэтому, если вам интересно и у вас есть вопросы, то пишите в комментариях.

Хотелось бы также уделить внимание расходам, но поскольку у нас мало опыта использования российского государственного детского сада, провести сравнительный анализ не возможно. Мы надеемся, что эта информация хоть как-то позволит вам спланировать свой бюджет перед поездкой.

При оформлении ребенка в детский сад за границей могут быть следующие платежи?

  1. Вступительный взнос. Одноразовый – обязательный платеж.
  2. Канцелярские расходы. Оплата книг, формы, материалов для поделок и т.д. Единоразовый платеж.
  3. Питание. Может быть включено в п.1., но по опыту, это отдельная статья расходов. Иногда оно может быть разделено на оплату завтрака, обеда и полдника. Оплачивается ежемесячно.
  4. Транспортные услуги – «School bus». Оплачивается ежемесячно.
  5. Образовательная программа. Это комплекс мероприятий, который проводится с ребенком с 9 утра до 12 часов. Оплачивается ежемесячно.
  6. «Day Care» или продленка. Оплачивается ежемесячно.
  7. Дополнительные занятия в вечернее время. Кружки и секции, которые проводятся в тех же помещениях, начинаются уже после 17 вечера. В них входят различные танцы, музыка, рисование и т.д. Соответственно оплачиваются отдельно.
  8. Выпускной вечер. Мероприятие в конце каждого года, проводится в торжественной обстановке. Дети готовят программу для родителей. Все сказочно и весело. Оплачивается отдельно. Может включать в себя выпускной альбом, различные фото и видео, форму для выпускного и т.д.

Не маленький список получился, но все зависит от типа школы, ваших личных требований и за что вы хотите платить. Вы можете спокойно использовать только «DayCare» и отказаться от других услуг в школе. Исходя из нашего опыта, вступительный взнос платить обязательно.

И в заключении, так как в большинстве стран, включая Россию получить лицензию на открытие школы весьма сложно, то детские сады и школы могут называться по-разному, например «playgroup» – игровая группа, «play-school» – детский сад или «daycare center». Имейте это ввиду при поиске детского сада заграницей для своего малыша.