Развитие ребенка в 10 мес. Росто-весовые показатели десятимесячных девочек по данным Всемирной организации здравоохранения. Навыки в десять месяцев

Достигнув 10 месячного возраста, малыш ни секунды не сидит без дела. Он продолжает активно исследовать окружающее пространство, осваивая новые навыки и приобретая новые знания.

Физическое развитие малыша – рост и вес ребенка в 10 месяцев

Физические параметры развития ребенка в 10 месяцев лежат в пределах:

К 10 месяцам у большинства малышей вырастает до 6 зубов – 2 нижних средних, 2 верхних средних и 2 боковых верхних резца. Дети в этом возрасте подрастают в течение месяца на 1-1,5 см и прибавляют в весе 400-500 грамм, а чересчур активные детки – не более 300 грамм.

Чему научился малыш к 10 месячному возрасту

К 10 месяцам маленький человечек многому научился, стал более самостоятельным и общительным. Ребенок с удовольствием контактирует как с взрослыми, так и с маленькими детьми.

К этому времени ребенок:

  • Умеет пользоваться ложкой и пить и кружки.
  • Без поддержки сидит с ровной спиной, ходит, держась за опору или руку взрослого, быстро ползает.
  • Самостоятельно встает, реагируя на протянутые к нему руки.
  • Умеет откусывать и пережевывать небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет в процессе игры простые действия – укачивает куклу, катает машинку или мячик, собирает и разбирает пирамидку, строит башни из кубиков.
  • Осваивает пинцетный захват – берет мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Самостоятельно забирается на кровать, диван, кресло или слезает с них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в десять месяцев

Речь ребенка

В 10 месяцев кроха, продолжая непрерывно лепетать, произносит короткие слова, уже понимая при этом их смысл (Ляля, баба, дядя).

Родители должны совершенствовать и развивать речь ребенка, для чего уделять общению с ним достаточно времени:

  • Продолжать знакомство с окружающими предметами и явлениями – яркое солнышко, красивые цветочки на клумбе, зеленая травка или пушистый снежок
  • Расширять пассивный словарный запас , называя малышу все предметы и явления, к которым кроха проявляет интерес
  • Побуждать ребенка произносить звуки , которых еще нет в его лексиконе, то есть формировать активный словарный запас малыша
  • В разговоре с ребенком использовать простые предложения из подлежащего и сказуемого или доступные сознанию ребенка обороты речи.
Действия с предметами Десятимесячный ребенок осознанно выполняет многие действия – катает машинку, качает куклу, хлопает в ладоши или мастерит домик из кубиков. Ребенок учится манипулировать одновременно двумя предметами , например, пододвинуть палочкой от пирамидки далеко лежащий предмет, посадить в кузов машинки игрушку и повозить ее.

Теперь малыш не только раскидывает и разрушает все подряд, но и с большим удовольствием занимается созиданием – строит или собирает разбросанные предметы в коробку . Ребенок не просто производит хаотичные движения, а действует целенаправленно, радуясь похвалам мамы, когда цель достигнута.

Становление личности На 11 месяце жизни малыш уже активно проявляет черты характера – упрямство или покладистость, общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность. В этом возрасте происходит становление личности маленького человечка . Теперь, подчас, не малыш выполняет требования взрослых, а родители идут на поводу у крохи, подчиняясь его требованиям и желаниям.

Малыш начинает ставить под сомнения запреты взрослых, он теперь не сразу отказывается от нежелательных действий (к примеру, выплескивая чай из кружки или запихивая в ротик посторонний предмет, небезопасный для здоровья), кроха не реагирует на возгласы взрослых, упрямо продолжая начатое дело. Малыша интересует, что произойдет, он как бы испытывает родителей на прочность.

Пройдет немного времени и малыш начнет вести себя как положено, так что взрослым стоит набраться терпения и спокойно относиться к экспериментам ребенка.

Контакты и социальное развитие В 10 месяцев малыш , чем раньше идет на контакт с посторонними людьми, старается что-то сказать, чтобы привлечь к себе внимание . Ребенок уже осознает различные настроения тех или иных людей. Осознавая себя, как личность, малыш ищет не просто внимания близких, но и плодотворного сотрудничества с ними. Малыш не только выполняет несложные поручения старших, но и сам находит для себя занятия. Нужно поощрять стремления крохи к самостоятельности.

На 11 месяце жизни ребенок позиционирует себя, как взрослого человека. Он точно копирует поведение родителей по отношению к окружающим людям, явлениям и событиям . Поэтому мамы и папы должны быть осмотрительны в своих действиях, так как малыш одинаково быстро впитает в себя как положительную, так и отрицательную модель поведения.

Память ребенка В возрасте 10 месяцев ребенок знает названия многих предметов, уверенно находит их глазами. Малыш может показать ручкой, где находится мама, папа или бабушка, любимая игрушка или источник звука. Ребенок хорошо знает, где лежат его игрушки, может воспроизвести действия, которым его научили несколько дней назад . Кроха узнает свои книжки по красочным иллюстрациям и может подсказать маме, какую из сказок он хотел бы послушать.

Ребенок на 11 месяце жизни усвоил, что предметы существуют независимо от того, видит их малыш или нет. Ребенок научился запоминать связь между действиями , к примеру, если открыть ящик, можно достать игрушки, а если доползти до кухни – увидеть маму.

Игры и занятия с 10 месячным ребенком

В этом возрасте малышу требуется больше разнообразных впечатлений. Речь идет не только о новых игрушках, но и обстановке, людях, играх и занятиях.

Ребенку пора расширять кругозор, для чего увеличивать его круг общения, знакомить с новыми местами, явлениями или действиями.

В 10 месяцев нужно активно поддерживать развитие речи.

Ребенок лучше запоминает слова, когда он производит с предметами какие-либо действия. Поэтому игра остается лучшим развивающим элементом для малыша.

  1. Небольшие сценки из жизни . Давая ребенку какую-либо игрушку или предмет, озвучивайте свои и его действия: «Возьми машинку, положи в нее кубик и покатай!» Выходя из комнаты, помашите крохе ручкой «Пока, пока!», пусть малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, скажите ребенку «Здравствуй!», протяните к нему свою руку и пожмите его ладошку.
  2. Изучаем процесс приготовления пищи . Готовя обед, завтрак или ужин берите малыша с собой на кухню. Покажите малышу, что и из каких продуктов вы готовите. Малыш вполне способен запомнить, что каша варится из крупы, а супчик – из овощей. Покажите крохе, как вы моете и чистите овощи, мешаете ложкой молочную кашу или варите компот. При этом, знакомьте малыша с такими понятиями, как горячее и холодное, кислое и сладкое, жидкое и густое.

Так как развитию речи способствует совершенствование мелкой моторики, нужно продолжать игры и занятия, развивающие ручки ребенка:

  • Переливание жидкости или игра с сыпучими материалами . Во время купания в ванной или летом на даче, дайте малышу, сидящему в воде, 2 стаканчика или любые емкости с широким горлышком. Покажите крохе, как черпать воду из ванной и переливать из стаканчика в стаканчик. Занятие придется ребенку по душе. То же самое малыш может делать, используя сыпучие предметы, например, крупу. Такие занятия укрепляют мышцы рук и обучают синхронизации движений.
  • Игра в рыболова . Во время купания положите в ванночку несколько мелких, но не тонущих предметов, например, пластмассовые шарики или рыбки. Дайте малышу небольшой ковшик или ситечко и предложите поймать рыбок. Упражнение развивает глазомер и мелкую моторику.
  • Лепим из пластилина . Скатайте колбаску и разрежьте ее на несколько частей. Покажите крохе, как скатать из кусочка пластилина шарик и прилепить его на бумагу или картон. Научите кроху разминать небольшие кусочки пластилина, это способствует развитию и укреплению пальчиков.
  • Надевание браслета на руку . Возьмите пластмассовый браслет или колечко и наденьте на свою, а потом на детскую ручку. Покажите малышу, как нужно держать браслет, чтобы его было удобно надевать. Обычно такие манипуляции получаются у малыша с 3-4 раза.

Особенности питания ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому для их полноценного развития требуется восполнять растраченную за день энергию.

Питание малыша должно быть сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами, чтобы костно-мышечная система ребенка развивалась в соответствии с его возрастом.

В рационе ребенка уже присутствуют такие , как мясо и рыба. Теперь, когда малыш является обладателем не менее шести зубов, можно отказаться от пюре в баночках и готовить ребенку почти взрослую пищу.

  1. Завтрак малыша должен быть питательным и полезным . Для этого подойдут молочные кашки из гречневой, геркулесовой или рисовой крупы. Не менее полезны для крохи творожок и фруктовые пюре.
  2. В обед ребенок должен обязательно съедать первое блюдо , например, овощной супчик. Мясное пюре пора заменить паровыми котлетками, тефтелями или фрикадельками. Малыш, у которого уже выросли зубки, вполне может прожевать такую пищу. Рыбу можно давать крохе в виде котлет или небольших кусочков без костей, приготовленных на пару, отваренных или запеченных в духовке.
  3. Ужин малыша должен быть легким . Для него подходят овощные или фруктовые пюре и кефир.
  4. В течение дня нужно давать малышу погрызть небольшой очищенный кусочек яблока или морковки. Кроме этого, кроха не откажется от вкусного сухарика или баранки. Ребенку в 10 месяцев необходимо разрабатывать первые зубки, для чего нужно грызть, кусать и пережевывать пищу.

Чтобы малыш рос здоровым и развитым ребенком, нужно уделять ему максимум внимания, окружая кроху заботой и любовью.

Десятимесячный ребенок умеет ползать, ходить, держась за руку, понимает и выполняет просьбы взрослых, говорит первые слова. Ребенок становится более самостоятельным, может сам занять себя, увлекшись игрушками. Теперь в играх малыша не обязательно участие взрослого. Десятимесячный ребенок может ненадолго оставаться без мамы.

  • В 10 месяцев ребенок в совершенстве овладел навыками ползания по ровной поверхности. Он быстро передвигается на четвереньках, легко переворачивается во все стороны, садиться и сидит, удерживая равновесие, без поддержки. Ребенок может лежать на боку, упираясь одной рукой, а другой в это время держать игрушку.
  • Ребенок должен уметь стоять возле опоры, хорошо удерживая равновесие. Если занять малышу обе руки игрушками – ребенок сможет стоять несколько секунд, не держась ни за что, а потом опуститься на пол.
  • Ребенок может ходить возле опоры. Ребенок любит рассматривать содержимое нижних полок шкафов и сбрасывать вещи, до которых дотянется руками, на пол.
  • На десятом месяце жизни ребенок учиться подниматься по ступенькам. Может карабкаться по шведской стенке, крепко цепляясь руками за перекладины.
  • Можно научить малыша спускаться с дивана – просто разверните его ногами к краю и покажите, как спустить их с дивана. Ребенок быстро усвоит урок и будет делать это самостоятельно.
  • Ребенок может пережевывать твердую пищу, есть, держа кусок хлеба или яблока в руке и откусывать от него кусочки.

Развитие мелкой моторики ребенка в 10 месяцев


Ребенок берет мелкие предметы, захватывая их двумя пальцами. Можно тренировать этот навык собирая с малышом фасоль в чашку, или перекладывая пуговицы и др. Нарезайте малышу фрукты мелкими кусочками, и ребенок будет брать еду пальчиками и есть самостоятельно.

Десятимесячный ребенок умеет и любит рвать бумагу на кусочки. Этот навык можно использовать в развивающих играх с малышом. Например, рвать цветные салфетки и приклеивать их на бумагу – первая аппликация.

Малыш может рисовать руками. Используйте пальчиковые краски (они легче смываются с рук и отстирываются). Ребенок может размазывать краску по бумаге как пальчиками, так и всей ладонью.

Во время кормления давайте малышу ложку. Сначала он будет размазывать еду по столу, но со временем научиться есть самостоятельно.

В 10 месяцев ребенок должен уметь держать стакан двумя руками и пить из него.

Развитие слуха и зрения ребенка в 10 месяцев.

  • Если раньше малыш воспринимал объекты целиком, то теперь изучает игрушку в деталях. Ребенок может показать на кукле, где у неё глазки, ротик и т.д. Малыш может узнавать предметы по отдельному фрагменту.
  • Ребенку интересно соотношение предметов друг с другом. Он может пытаться вставлять друг в друга разные емкости, стучать игрушкой по другим предметам, используя игрушку как орудие.
  • Ребенок прислушивается к тихим звукам. Малыш сам может говорить «шепотом». Можно прятать за подушкой тикающие часы, кроха должен будет найти их, прислушиваясь к звуку.
  • Услышав музыку большинство малышей начнет «танцевать»: ритмично приседать, кивать головой, топать ножкой.

Речевое развитие ребенка в 10 месяцев

  • В десять месяцев ребенок может повторять слоги вслед за взрослым.
  • Ребенок может осмысленно произносить слоги – мама, баба, дай, на и др. Называя таким образом людей и предметы.
  • Ребенок уже понимает, что от него хотят, моет показывать пальцем на предметы и картинки в книге, которые ему называют, радуется, когда называют его имя, узнает себя в зеркале.
  • Лепет ребенка эмоционально окрашен – он выделяет слоги интонацией, делает паузы, может говорить громче или тише.

Ребенок копирует действия взрослых – причесывается, вытирает тряпочкой пол, может пытаться использовать вещи по их прямому назначению. Поощряйте малыша в его деятельности и обязательно хвалите.

Чем заниматься с ребенком в 10 месяцев

  • Предложите ребенку сумочку (можно взять настоящую мамину сумку) с разными предметами внутри – ребенок будет изучать содержимое, доставать из неё вещи.
  • В качестве игрушек для малыша могут выступать любые предметы – кастрюли, крышки, коробочки, бусы и др.
  • Берите малыша с собой в гости, в магазин – ребенку важно получать новые впечатления вне дома, видеть новых людей вокруг себя.

Если здоровый ребенок к десяти месяцам не имеет каких-либо навыков, описанных в календаре развития, это не является отклонением от нормы. Малыш может начать ползать позже, ближе к году. Осмысленный лепет у детей может появиться после годовалого возраста. Просто занимайтесь с ребенком, учите его тем навыкам, которые он ещё не освоил. Они появятся у малыша, когда он будет к ним готов.

В 10 месяцев ребенок осваивает пространство вокруг себя, подражает взрослым, учиться говорить, исследует различные предметы и пробует использовать их для игр.

Десятимесячный малыш – это маленькая формирующаяся личность. Проявления характера заметны во всем: ребенок хочет быть самостоятельным, сосредотачивается на каком-либо деле и возмущается, когда ему мешают. Развитие ребенка в 10 месяцев очень стремительно –мамы порой не успевают фиксировать новые достижения за день и обсуждать их на форуме – столько их много.

Успехи малыша в 10 месяцев:

  1. Обычно к этому возрасту у ребенка уже есть как минимум 4 зубика. Но этот процесс индивидуален – не стоит волноваться, если их еще нет.
  2. Малыш самостоятельно стоит в кроватке, держась за бортики. Может приседать и подпрыгивать в ней, передвигаясь по периметру.
  3. Малыш способен пользоваться несколькими предметами сразу: например, подталкивать палочкой мяч.
  4. Повторяет движения взрослых. С интересом исследует содержимое шкафчиков и комодов, открывая и закрывая дверца.
  5. Умеет сам слезать из дивана, попой вперед.
  6. Если поддерживать его за ручки, может передвигаться и стоять.
  7. Самостоятельно садится из положения стоя.
  8. Хорошо развита мелкая моторика рук, освоено щипковое хватание.
  9. Умеет ползать по пластунски.
  10. Повторяет слова мамы и папы, реагирует на шутки и стихи.
  11. Активно использует жесты в общении: машет ручкой на прощание, протягивает ручки навстречу.
  12. Ищет общения с другими детьми.

Навыки и реакции ребенка:

  • Если поставить малыша рядом с диваном или креслом, то он может сам стоять минимум минуту.
  • Поставив ребенка и протянув к нему руки, можно увидеть, как он схватится за них и встанет.
  • Если положить кроху на спину, он должен самостоятельно сесть.
  • Если дать малышу куклу, то он будет с интересом осматривать ее отдельные детали, дотрагиваясь до них пальцами: к носу, глазам, рту игрушки.

Кормление ребенка в 10 месяцев

Прикорм в этот период отходит на задний план или вовсе отсутствует. Малыш преимущественно питается обычной пищей. Сколько должен есть десятимесячный ребенок? Доза на день – это до 700 грамм молочных продуктов.

За одно кормление он съедает в среднем 200 грамм пищи. Грудное молоко дается на ночь. После кормления можно давать пить по 50 грамм сока или воды.

Если ребенку давать мало жидкости, то у него может появиться запор. Еда должна быть приготовлена на пару или сварена. Можно давать целые кусочки вареных овощей или мягкие фрукты, чтобы стимулировать жевание.

Слишком сильно измельчать пюре не стоит — можно просто разминать его вилкой. Меню должно состоять из натуральных продуктов без консервантов и красителей.

Уход и здоровье малыша

Физическое развитие в 10 месяцев позволяет приучать ребенка к порядку. Он сейчас уже достаточно активный, чтобы научиться убирать за собой игрушки. Нужно подавать ему пример, складывая их на место и прося малыша помочь.

Обязательны прогулки с ребенком, не менее двух часов в день. Нельзя перегревать малыша, одевая его слишком тепло. В этот период он уже может ходить на носочках или на цыпочках, говорить слова, рассматривать картинки и книги. Можно понемногу приучать кроху к горшку, хваля его за успехи в течение дня.

Психическое развитие ребенка

У малыша может появиться любимая игрушка, с которой он не захочет расставаться. Ему нравится определенная музыка, под которую он будет танцевать, притопывая ножками. Иногда чрезмерно активный малыш, может кусаться или щипать лицо взрослого или другого ребенка. Не нужно кричать на него, даже если он бьет кого-либо. Следует спокойным тоном объяснить, что этого делать нельзя. Именно сейчас формируется личность маленького человека и излишне строгое отношение к нему может быть чревато комплексами в будущем.

Что еще может делать малыш в 10 месяцев

  • Выполнять указания: «дай», «возьми», «обними».
  • Говорить по слогам: та-та, ба-ба, ма-ма.
  • Имитировать звуки.
  • Называть предметы на своем языке.
  • Баловаться с языком и слюной во рту.
  • Запоминать положение предметов.

Он начинает понимать, где и что лежит, и не так пугается, когда мама уходит, ведь уже понимает, что она вернется. В это время формируется раннее ассоциативное мышление малыша.

В какие игры можно играть с ребенком?

Родители часто интересуются, как развивать ребенка при помощи игр? Есть масса способов для этого. Вот самые простые из них:

  1. «Хоровод». Взять ребенка за ручки и выполнять круговые движения, имитируя хоровод. Можно напевать смешные песенки или читать стихотворения. Эта игра развивает координацию тела и учит ребенка выполнять простейшие движения.
  2. «Бросание игрушек». Нужно поставить на пол пустую коробку и бросать в нее вместе с ребенком игрушки с определенного расстояния. Так развивается манипулирование предмета.
  3. «Проход через тоннель».Нужно сконструировать из пустых коробок туннель и позвать малыша с другой стороны. Проползая через него, он увидит как меняется расстояние и предметы.

Сон ребенка в 10 месяцев

В этот период общий сон составляет до 15 часов в сутки. В отличии от грудничка, который спит около 20 часов, малыш десяти месяцев отроду днем много бодрствует и с интересом познает мир.

Сон днем

В таком возрасте малышу нужно спать два раза днем по 1,5 часа. Если дневной сон займет больше времени, тогда малыш будет плохо спать ночью.

Сон ночью

Ночной сон малыша в 10 месяцев должен занимать минимум 10 часов. Иногда малыш просыпается 2-3 раза за ночь. Кормящие мамы должны прикладывать малыша к груди в период с 5 до 9 утра.

Сейчас можно выработать особый ритуал сна и придерживаться определенного времени для сна. Тогда ребенок заметит последовательность действий и сможет засыпать впоследствии самостоятельно.

Показатели веса и роста у детей в 10 месяцев

Мальчики и девочки развиваются по-разному. К 10 месяцам рост мальчиков составляет 69-75 см, вес – 7,5-11 килограмм. Девочек – рост 65-70, вес – 7,5 -10,1. Такие параметры являются рекомендованными, но все зависит также от наследственности малыша. Показатели могут варьироваться в ту или иную сторону.

Развитие мелкой моторики рук

  • Игры в песке или снегу с совком, граблями, формочками.
  • Рисование пальчиками по песку или манке.
  • Откручивание крышечек на бутылках.
  • Перебирание камушков или макарон.
  • Пересыпание крупы из одной емкости в другую.

В процессе нужно следить, чтобы ребенок задействовал обе руки. Это стимулирует одинаковое развитие обоих полушарий мозга.

Если малыш упал

Ребенок в 10 месяцев непоседлив и может залезть под стол, кровать или в любое самое неожиданное место. Поэтому падения и ушибы для него, это обычное дело. Даже самая внимательная мать может не уследить, и ребенок ударится. Если малыш упал с дивана и ударился головой, не нужно паниковать.

Малышу исполнилось 10 месяцев, физическое, эмоциональное развитие продвигается ускоренными темпами. Ребёнок меньше спит, требует внимания, охотно контактирует с близкими людьми.

Малыш уже не такой беспомощный, ежедневный уход понемногу отходит на второй план. Гигиенические мероприятия обязательны, но общение, приобретение навыков, физическое развитие занимают всё больше времени. Возраст 10 месяцев – трудный, но интересный период для родителей. Радость от общения с подросшим ребёнком заставляет забыть об усталости.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев

Ребёнок становится активнее, с интересом изучает мир вокруг себя. Кроха внимательно наблюдает за взрослыми, концентрирует внимание на определённых предметах, увлечённо занимается с определённым предметом или игрушкой.

Чем больше внимания вы уделяете эмоциональному контакту, тренировке речи, общаетесь с крохой, тем интенсивнее будет развитие. Детки, не получающие достаточно внимания в этом возрасте, зачастую отстают от сверстников.

Физическое развитие ребёнка

Что умеет малыш:

  • активно ползает, часто с высокой скоростью, опираясь на руки и коленки;
  • хорошо сидит даже без поддержки и опоры на ручки;
  • легко встаёт без посторонней помощи из положения сидя;
  • пытается делать первые шаги, учится крепко стоять, цепляясь за ноги родителей, мебель;
  • иногда кроха отпускает ручки, стоит, делает шажок – другой без опоры;
  • малыш двигается при поддержке за ручки, пытается достать игрушку, упавшую на пол, цепляясь за мамин или папин палец.

Важно! Ребёнок плохо сидит без поддержки, качается, подолгу лежит, вяло двигается? Посетите педиатра, расскажите о низкой двигательной активности. Зачастую для решения проблемы, укрепления мышц достаточно услуг опытного массажиста. Целенаправленное воздействие на биологически активные зоны улучшит мышечный тонус. Отличное дополнение – специальная гимнастика, которую родители проводят дома.

Эмоциональное развитие

Особенности:

  • в 10 месяцев родители замечают, что рядом с ними не беспомощный человечек, мирно посапывающий в кроватке большую часть дня, а маленькая личность со своим характером и запросами;
  • ребёнок понимает несложные слова, короткие фразы. Среди лепета можно различить правильные слоги, псевдослова (бутя – бутылочка, ав-ав – собака), которыми ребёнок заменяет сложные понятия. Чем чаще вы разговариваете с крохой, тем активнее развивается речь;
  • проговаривайте по два-три раза одну фразу, избегайте длинных, труднопроизносимых слов. Откажитесь от постоянного «сюсюканья», коверкания слов: ребёнок запомнит неправильные названия предметов, позже переучивать сложно;
  • малыш понимает настроение родителей и окружающих, знает, когда его хвалят или ругают. Иногда проявляются приступы ревности, если мама в гостях уделяет внимание другому ребёнку;
  • при правильном развитии кроха выражает привязанность к родителям, близким, особенно выделяет «любимого взрослого»;
  • некоторые детки спокойно относятся к горшку, понимают, чего от них хотят. Оптимальное время для приучения к полезному приспособлению – 12–18 месяцев, но если малыш не сопротивляется, ненадолго высаживайте на горшок в 10 месяцев. Обязательное условие для обучения – окрепшие мышцы спины: ребёнок уверенно сидит без поддержки;
  • детки интересуются игрушками, предметами, исследуют содержимое ящиков, запоминают расположение вещей в комнате. Кроха изучает свойства каждой игрушки, не просто грызёт или стучит, а пытается собрать/разобрать её. Отличный вариант для изучения цветов, формы, развития внимания – обычная пирамидка с яркими кольцами. Стройте вместе домик из лёгких, не слишком больших, кубиков, изучайте картинки в книге (подходят крупные, чёткие изображения животных, овощей, фруктов);
  • при достаточном уровне психоэмоционального развития детки копируют поведение родителей, запоминают действия, воспроизводят их. Например, мама говорит по телефону, что-то увлечённо рассказывает. Малыш непременно заинтересуется. Дайте в руки детский гаджет с кнопками и музыкой (конечно, игрушечный, без вредного излучения). Ребёнок по-своему будет «говорить» по телефону, копировать движении мамы;
  • появляются вкусовые пристрастия, маленький человечек выделяет одежду, которую носит с удовольствием. Психологи советуют поощрять стремление к выбору: так ребёнок учится проявлять своё мнение, развивается психика;
  • при соблюдении режима дня десятимесячный малыш привыкает к распорядку, запоминает, что после еды будет прогулка, а после вечернего купания – сказка и сон.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • о правильном развитии свидетельствует понимание простых вопросов, выполнение просьб и команд. Например, при вопросе: «Где папа?», – кроха ищет глазами одного из родителей, улыбается, часто просится на руки. Психологи советуют подкреплять просьбы действиями. Например, мама говорит: «Дай маме чашку», – сразу протягивает руку, затем хвалит за правильное выполнение. Повторение приёма закрепляет навыки поиска, концентрации внимания;
  • в 10 месяцев малыш становится чувствительным к переменам. Мама, ушедшая из дому без предупреждения и традиционного ритуала прощания, любимый медвежонок, забытый в гостях, расстраивают деток, доводят некоторых до истерики/горького плача.

Важно! Ребёнок слабо проявляет эмоции, безучастно относится к родителям, равнодушно смотрит на других деток? Возможно, наблюдается задержка развития. Иногда погружение в себя, долгие занятия с одним предметом, отстранённость от мира свидетельствуют о детском аутизме. Обязательно проконсультируйтесь педиатром, неврологом, психологом. Раннее выявление проблемы даёт больше шансов на успех терапии.

Правила питания

Повзрослевший малыш кушает многие виды пищи, проявляет разборчивость при выборе блюд. Исчезает разница между продуктами для прикорма, которые получает грудничок и малыш – «искусственник». Родители должны готовить не только вкусную, но и полезную пищу.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев? Основные правила:

  • нельзя давать еду с общего, «взрослого» стола;
  • запрещены специи, острые, жареные, кислые блюда, копчёности, соленья, грибы, шоколад;
  • готовите пищу на пару, запекайте, отваривайте. Паровые блюда содержат максимум витаминов;
  • избегайте крупных кусков, жёсткого мяса. Сочетайте протёртые блюда с более твёрдой пищей;
  • исключите из меню продукты, часто вызывающие у деток аллергические реакции;
  • предлагайте порции согласно возрасту, красиво оформляйте блюда;
  • не превращайте еду в баловство, откажитесь от спектаклей и сказок, лишь бы заставить кроху съесть ещё пол-ложечки;
  • не перекармливайте маленького человечка. Ожирение, плохой аппетит, отвращение к еде, тарелка с кашей на полу, капризы – ответ малыша на излишнее внимание к приёму пищи, частая реакция на кормление, если кроха не голоден.

Полезные блюда и меню для ребёнка в 10 месяцев:

  • овощное пюре из тыквы, кабачков, цветной капусты, моркови, картофеля. Оптимальное количество – 110–130 г;
  • овсяная, кукурузная, гречневая каши. Манку давайте реже: много углеводов, мало витаминов;
  • масло: сливочное – до 10 г, растительное – не более двух чайных ложек за день;
  • соки (60 мл), фруктовое пюре из слив (если нет расстройства стула), зелёных яблок, черники, груш – 50–60 мг;
  • рыбные котлеты, фрикадельки на пару. Объём небольшой: достаточно 1–2 маленьких рыбных шарика, чтобы не спровоцировать аллергию;
  • тушёное, варёное мясо в виде паровых котлет, фрикаделек. Подходит кролик, курица, нежирная говядина, телятина. Постная свинина – 1 раз в неделю, не чаще;
  • творог – 50 г за день. Слишком большие порции творожка (много кальция) усиливают нагрузку на почки, особенно, в сочетании с кефиром, свежим молоком;
  • соблюдайте питьевой режим. Кроме соков, давайте несладкий компот, кипячёную водичку. При расстройстве стула, склонности к запорам полезны травяные отвары (после консультации у педиатра).

Полезные советы:

  • если в 6–7 месяцев вы излишне опекали кроху, не предлагали ложку, наверстайте упущенное;
  • ребёнок часто подражает взрослым: на этом и сыграйте. Купите пластиковую ложечку, столик для кормления, покажите, как пользоваться столовым прибором;
  • родители должны правильно держать ложку, чтобы кроха повторял за ними. Конечно, не всё сразу получиться, каша будет не только на лице, «слюнявчике», вокруг столика. Постепенно малыш научится крепко держать ложку;
  • главное: показать, что еда – это простой процесс, благодаря которому организм нормально растёт и развивается. Не разрешайте баловаться, играть с едой, специально разливать суп или сок;
  • кроха играет за столом? Значит, он наелся. Прекратите кормление, уберите еду. Постепенно малыш запомнит, как нужно вести себя за столом;
  • приготовьтесь к капризам и сопротивлению: некоторые детки долго играют на нервах, не слушают, намеренно дразнят маму, балуясь за столом;
  • наберитесь терпения, во время кормления уберите «лишних» людей из кухни. Театрализованное действие, бабушки, суетящиеся вокруг крохи – это лишний раздражитель, мешающий спокойному приёму пищи.

Рост и вес

Особенности:

  • тело подросшего ребёнка к десяти месяцам становится пропорциональнее;
  • набор веса, рост слегка замедляются;
  • средние показатели для девочек: вес – от 8 до 10 кг, рост от 69 до 75,4 см, для мальчиков: вес – 8,3–10,9 кг, рост от 69 до 77 см.

Разница зависит от многих факторов: роста, веса при рождении, качества питания, индивидуальных особенностей, наследственности.

Что делать, если у ребенка часто идет ? У нас есть ответ!

Эффективные методы лечения ринита у детей описаны странице.

По адресу прочтите о том, как распознать детский аутизм и как с этим бороться.

Сон

Соблюдение режима дня укрепляет здоровье, ребёнок привыкает к порядку. При повторении определённых процедур и действий складываются чёткие биоритмы для каждого вида занятий.

Здоровый сон – обязательный элемент в распорядке дня.

Особенности:

  • дневной сон – дважды, продолжительность – около двух часов каждый раз. Недосыпание отрицательно сказывается на наборе веса, увеличении роста, физическом развитии, здоровье нервной системы;
  • если кроха мало спит днём, он вряд ли проспит ночью подряд оптимальные, для его возраста, 12 часов. Создайте хорошие условия для отдыха, днём выезжайте на прогулку, чтобы малыш поспал на воздухе;
  • укладывайте спать десятимесячного малыша не позже 22 часов, утром подъём в 6–7 часов. Реже нарушайте режим: вы сами создадите проблемы для себя и малыша.

Ориентируйтесь на показатели психоэмоционального развития ребёнка в 10 месяцев, проверяйте, все ли навыки освоил малыш. При небольшой задержке не волнуйтесь: все детки имеют индивидуальные особенности.

Если маленький человечек сильно отстаёт в развитии, не сидите, сложа руки. Просите помощи у педиатра, психолога, детского невролога. Читайте полезную информацию по теме, общайтесь с другими мамочками: наверняка вы получите полезные советы.

Больше полезной информации для родителей в следующем видео:

У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи. Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать. И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.

Что нового в физическом развитии в 10 месяцев?

Малыш на столько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).


Что умеет малыш к концу 10-го месяца

  1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки передвигаться. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
  2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
  3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
  4. Многие дети уже хорошо . Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
  5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
  6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
  7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
  8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
  9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
  10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

Что нового в психическом развитии

  1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
  2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
  3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
  4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
  5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
  6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
  7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
  8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
  9. Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

Тест на развитие малыша в 10 месяцев:

  • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками.
  • Малыш должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна.
  • Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет».
  • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

Как кормить малыша в 10 месяцев?

Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол. Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г. В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует. Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой. Продолжайте вводить новые продукты.

Режим – сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Как помочь малышу развиваться

  • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
  • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
  • Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
  • Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
  • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
  • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
  • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
  • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
  • Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
  • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
  • Продолжайте развивать моторику ребенка:
    • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
    • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
    • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».