Вопросы от родителей первоклассников. Родительские онлайн-совещания: обратная связь и полезная информация

Как готовить детей к экзаменам? Надо ли собирать деньги на ремонт класса? Ответы на эти и другие наболевшие вопросы родители московских школьников теперь могут получить не выходя из дома — на общегородских онлайн-собраниях. Они проходят каждую вторую и четвертую среду месяца.

Общегородские родительские онлайн-собрания проводит экспертно-консультативный совет родительской общественности при . Присоединиться к ним могут все, кому интересны вопросы образования, воспитания и всестороннего развития детей. Для этого нужно включить прямой эфир на сайте Московского образовательного телеканала или трансляцию . В каждом онлайн-собрании участвуют руководители школ, педагоги, специалисты по безопасности, члены экспертного совета, а также родители и дети. Модератором этих встреч выступает председатель совета Людмила Мясникова.

Что волнует родителей

На онлайн-собраниях поднимаются острые темы, волнующие родителей. Для каждого периода есть свои «вечные» вопросы: например, в начале учебного года участники встреч часто обсуждают организацию продленки, дополнительное образование, платные услуги в школах. Весной повестку возглавляет тема подготовки к экзаменам, а также празднование выпускных.

Большое внимание на онлайн-собраниях уделяют теме безопасности и профилактике негативных проявлений среди обучающихся. Специалисты профильных ведомств рассказывают родителям о том, на что обратить внимание в поведении ребенка, какие существуют зависимости, как с ними бороться и, главное, где можно получить профессиональную консультацию и помощь.

Повестка онлайн-собрания формируется из вопросов родителей, а также актуальных и интересных тем, предлагаемых специалистами. Гости селектора рассказывают о том, как проходят новаторские уроки, об инклюзивном образовании, организации школьного самоуправления. На онлайн-площадке выступают и ученики — например, победители различных соревнований и олимпиад, активные представители школьного самоуправления.

Решение проблем в прямом эфире

Общегородские онлайн-собрания — это эффективный инструмент обратной связи между учебными заведениями и родителями, благодаря которому последние могут непосредственно влиять на школьную жизнь. С начала трансляции таких встреч в прямом эфире удалось решить уже многие проблемы, которые волновали мам и пап московских школьников.

Например, после многочисленных обращений в экспертно-консультативный совет из образовательных учреждений столицы исчезли вендинговые автоматы с газировкой, чипсами и шоколадками. Представители компаний, которые поставляют в школы эти аппараты, в прямом эфире получили немало вопросов от родителей и экспертов в области образования.

Взрослые высказались единогласно — от вендинговых автоматов куда больше вреда, чем пользы. Частые перекусы вредят пищеварению, особенно если речь идет о калорийных продуктах. Участники онлайн-собрания решили направить в Департамент образования рекомендацию убрать из школ уже существующие вендинговые автоматы, а также посоветовали не заключать новые договоры на их установку. Теперь родители школьников могут не переживать о том, что их дети покупают на переменах чипсы и газировку.

Родители регулярно поднимают и тему сбора денег на ремонт классов и школ, поэтому этот вопрос обязательно будет обсуждаться на одном из онлайн-собраний. Мамы и папы московских учеников должны знать о том, что эти сборы не нужны. Так считают в экспертно-консультативном совете. Чтобы это доказать, специалисты расскажут, как происходит финансирование ремонта.

После каждого онлайн-собрания организаторам приходит много личных обращений. Родители пишут о конфликтах и проблемах, возникающих у детей, которые требуют серьезной адресной работы. В таких случаях члены экспертного совета выезжают в школу и разбираются в ситуации. Если данная проблема и пути ее решения могут оказаться полезными широкой аудитории, тему включают в повестку следующего собрания.

Смотрят все

Московский образовательный телеканал начал показывать общегородские родительские онлайн-собрания в ноябре 2014 года. Сначала это была интернет-трансляция, сейчас канал перешел на эфирное вещание, но записи всех обсуждений можно увидеть на сайте экспертно-консультативного совета .

За 2,5 года в Москве прошло 45 городских онлайн-собраний, трансляции которых посмотрели более 36 тысяч человек. Скорее всего, реальная аудитория еще больше, так как перед экраном могут собираться не только родители, но и другие члены семьи — бабушки, дедушки, дети. Кроме того, такие трансляции интересны педагогам и воспитателям, которые перенимают опыт коллег.

В школах оценили преимущества онлайн-формата. С прошлого года крупные учебные объединения, которые физические не могут собрать всех родителей вместе, стали проводить собрания в интернете. Одной из первых этот тренд подхватила . Общешкольные собрания здесь проводят раз в два месяца, в них участвуют до пяти тысяч родителей.

Как только в жизни ребёнка появляется школа, отношения в семье часто кардинальным образом меняются. Ссоры и скандалы из-за несделанных уроков, плохих оценок и баллов ЕГЭ буквально превращают до сих пор любящих друг друга людей чуть ли не во врагов. Что делать, если между вами и ребёнком встала школа?

В каких случаях родителям стоит посмотреть на себя со стороны, признать и исправить свои ошибки? Рассуждает Дима Зицер, доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO :

1. Позиция родителей: Ребёнку нужна строгая учительница, у которой высокие результаты.

Дима Зицер : Что происходит, когда ребёнок попадает к требовательной учительнице? Его подавляют, он учится подчиняться, «отключать» свою волю. Такой ученик становится очень удобным для диктатора. Худшая формулировка взрослых при этом (не только учителей кстати): «Делай, потому что я так сказал». В такой ситуации ребёнок точно не научится принимать решения, выбирать, окончательно забудет, чего он сам хочет. Зато наверняка научится другому: он не должен задавать вопросы, надо подчиняться, кто сильнее, тот и прав. Он постепенно может потерять способность даже анализировать самостоятельно. Либо, вырастая, ребёнок становится сам агрессором и диктатором — дабы подавлять уже других. Причём часто это происходит не по злому умыслу.

Выбирать учителя надо обязательно вместе с ребёнком. Сейчас такая возможность есть всегда, потому что дети перед поступлением в 1 класс ходят на подготовительные курсы. В 6 лет ребёнок вполне может осознанно высказать своё мнение, особенно если родители его любят и поддерживают. Поэтому уходите от категорий: добрая-злая, строгая-нетребовательная... Может ли учитель сделать так, чтобы ребёнок развивался, не потерял любопытство, чтобы у него было право задавать любые вопросы (потому что это основа учения)? Вот это главное.

2. Позиция родителей: Ребёнка лучше отдавать в «сильную» школу, гимназию или лицей, где много требуют.

Дима Зицер : Начнём с того, что неправильно в отношении детей использовать глагол «отдавать» — это же не вещи. Какой должна быть школа? Интересная, напряжённая в том смысле, чтобы ребёнок мог развиваться. Чтобы ребёнку было в ней комфортно. А не по принципу: эта школа модная, престижная. Или: «там ему не дадут спуску». Мы же хотим, чтобы дети сохранили те самые человеческие качества, о которых мы сказали выше. А если у ребёнка после школы и выполнения уроков вообще не остается времени на себя, он тут же начнет делить свою жизнь на плохое и хорошее. И очевидно, в какой категории окажется школа и всё, что с ней связано. А дальше родители пойдут к психологу: «Мой ребёнок стал ленивым, он совсем ничем не интересуется, он совершенно не любопытный». Человек должен учиться с удовольствием.

3. Позиция родителей: Ребёнка надо нагрузить дополнительными занятиями и секциями помимо школы. Если он никуда не ходит, это плохо.

Дима Зицер : Тем, кто так думает, я советую оглянуться вокруг: как сложилась жизнь людей, которые поступали именно так, например ваших родителей или родителей ваших друзей? По логике, мы сейчас с вами должны жить среди великих спортсменов, поэтов, художников, инженеров. Но почему-то этого не происходит. И если мы зададимся этим вопросом, то вынуждены будем признать, что в логике выше сказанного есть какой-то изъян. Но мы же способны не повторять чужие ошибки! Здорово, если человек занимается тем, что он любит. Идеально, если ребёнку тоже нравится музыкальная школа или спортивная секция, куда его отвели родители. Но чаще всего это вызывает сумасшедшее сопротивление. А в 7 лет ребёнок сопротивляться не очень-то может. Потому что боится, не хочет огорчать родителей или просто не в состоянии внятно сформулировать отказ. Вот и получается, что ребёнок учится тому, что не любит, не понимает, зачем ему это делать, не может в этом направлении развиваться, даже с самым хорошим педагогом. Получается такая тюрьма для ребёнка. Разве вам его не жаль?

Если ребёнок отказывается посещать любые занятия, значит, как-то много уже у него этого было в жизни. Родители явно хватили через край. Другая распространённая ситуация. Ребёнок пробует чем-то заниматься и бросает. Родители этого очень боятся. Но ведь это очень хорошо — пробовать и бросать. Это поиск, что очень характерно для детей 6-7 лет. Взрослые же именно так и поступают — выбирают театр, кино, книжки, даже партнёров.

4. Позиция родителей: Ребёнку надо активно помогать делать уроки или хотя бы контролировать их выполнение.

Дима Зицер : Прежде всего, отнеситесь к домашним заданиям спокойно. Если ребёнок хочет делать дома уроки — это некая форма ненормальности. Вот это должно взволновать родителей! Много детей вы видели, которые хотят делать уроки? Приходят домой из школы и говорят: «Ну-ка, я сейчас вместо того чтобы поиграть или погулять займусь любимым делом — уроки поделаю». Ну это же бред? Скажу крамольную вещь. Мне непонятна логика учителей: дома повторить то, что сделали в классе или не успели сделать. На следующий день повторите! Успевайте на уроке, если вы профессионалы. Вам за это зарплату платят. Можно построить урок так, что ребёнку захочется дома глубже исследовать пройденную на уроке тему (замечу: в первом классе такого не бывает), узнать больше, и проектная деятельность на этом основана. Но увы, не все учителя способны так преподавать. Спросите себя, что важнее: удовлетворить учительницу и сделать то, что задали в школе любой ценой — манипулируя ребёнком, говоря, что это его работа, «кончил дело — гуляй смело» и прочие глупости? Или вместе провести время, поболтать, почитать, поиграть, погулять? В 7 лет дети нам ещё очень верят. И очень стараются завоевать нашу любовь. Но уже к 8 годам мы умудряемся нередко сделать так, что дети перестают нам верить. Это сколько раз надо ребёнка обмануть! Уроки — это не ответственность 7-летнего человека. Это ответственность учителя, который странно так поступил и задал домашние задания. Родители должны поддерживать детей. Не учителей. Конечно, если ребёнку нужна помощь и он об этом просит, — помогите, разберитесь вместе. Но не устраивайте из делания уроков неизбывный процесс, ставя это занятие выше всего остального. Уроки — самое неважное из того, чем можно заняться дома.

5. Позиция родителей: Если ребёнок стал плохо учиться, надо наказать его, лишив гаджетов.

Дима Зицер : Термин «наказание» — из области ФСИН, Федеральной службы исполнения наказаний. Человеческие отношения не должны строиться на том, что один начальник, а другой подсудимый. Что один всегда знает, как надо, а другой должен это выполнять. Да, бывает, отношения между родителями и детьми именно так и развиваются. Но в результате плохо всем. Повторяю: школа — это очень сложный период в жизни ребёнка, и своего любимого маленького человека надо поддерживать. А 1 класс — вообще сложнейший период! Ребёнок должен быть уверен, что у него есть «тыл» дома. Если же ему и дома устраивают передовую, как это можно выдержать?

6. Позиция родителей: За хорошую учёбу надо поощрять подарками, а иногда и деньгами.

Дима Зицер : Это называется воспитание проституции. Мне могут возразить некоторые родители: мы же получаем зарплату за свою работу, почему же ребёнка нельзя поощрить так же? Это не одно и то же. Во-первых, зарплату вы получаете не за то, что и так всегда делаете: домашние дела, воспитание детей и т.д. Во-вторых, зарплата — это эквивалент вашему труду, о котором вы договорились сами. Учиться чему-то — характерно для любого человека. Это интересно. Поощряя за учёбу или хорошее поведение материальными ценностями, вы внушаете, что это продаётся. Отсюда возможны два варианта поведения: либо продать подороже, либо позиция «а чего ко мне пристали, я не хочу это продавать».

7. Позиция родителей: Ребёнок не имеет права получать «тройки» и «двойки», а если они есть — надо исправлять.

Дима Зицер : Большинству родителей сегодня очень тяжело живётся. На них оказывают давление социум, знакомые и друзья, собственные родители, воспоминания и привычки. Надо это осознать и попытаться уйти из-под такого многовекторного давления. Как же интересно у мамы складывается жизнь, если она считает, что ребёнок не имеет права получить плохую оценку? Теперь о ситуации «скатился на тройки». Вдумайтесь, что на самом деле происходит. Какая-то тётя или дядя сказал ребёнку посредством отметки: ему кажется (подчёркиваю это слово!), что если бы он был начальником мира, то его ученик — совершенно никчёмен в предмете, который, скорее всего, в его жизни никогда ничего не будет значить. А маме-то что с этого? Почему она считает, что её собственная значимость как личности зависит от оценки, которую учитель, чужой человек, поставил её ребёнку? Если ребёнок расстраивается — поддержите. Нет — и Бог с ней, этой «тройкой».

НЕ ИЗБАЛУЕМ ЛИ МЫ РЕБЕНКА, ЕСЛИ БУДЕМ ЧАСТО БРАТЬ ЕГО НА РУКИ?

Берите грудного ребенка на руки как можно чаще. И особенно, когда он плачет, так как плач - единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа - значит лишить его с самого начала общения. Общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЗАСЫПАТЬ ОДИН?

Мама может посидеть рядом с ребенком, пока он не уснет. В течение этого короткого времени он спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы споете ему песенку или почитаете сказку, это окажет положительное эмоциональное влияние на ребенка. Возможно, что ребенок боится засыпать из-за возможного ночного кошмара. Чтобы предотвратить такие последствия, имеет смысл обеспечить большую эмоциональную безопасность: оставить приоткрытую дверь, включенный ночник, тихо играющую музыку. Бывает, что ребенок просыпается ночью от какого-то кошмара и прибегает в комнату родителей. В этом случае позвольте ему остаток ночи спать вместе с вами.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ, КОГДА РЕБЕНКУ СНИТСЯ ЧТО-ТО СТРАШНОЕ?

Обычно ребенок крепко спит, но при этом он может лежать с открытыми глазами, говорить, кричать, двигаться. Не старайтесь его разбудить в это время. Возьмите на руки, обнимите его, через короткое время он возвращается к нормальному сну. Дети в возрасте от трех до шести лет особенно подвержены этому и могут испытывать ночные кошмары 1-2 раза в неделю. Если это бывает чаще, обратитесь к специалистам.

КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕЖЕЛАНИЕМ РЕБЕНКА ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ?

Прежде всего необходимо понять, почему он не хочет ложиться спать. Ребенок, например, может плакать и капризничать, потому что он плохо себя чувствует, голоден, а может быть, ему просто нужно снять напряжение, накопившееся за день. Старайтесь сделать укладывание спать церемонией. Например, читайте ребенку книжку или пойте определенную песню, предназначенную только для этого случая, или ведите разговор о том, что происходило днем. Главное, выработать у ребенка определенную модель поведения (условный рефлекс). Например, заканчиваете разговор о дне вопросами: "Что ты делал перед тем, как лечь спать?" и "Что ты собираешься делать сейчас?" Когда ребенок ответит на эти вопросы, пожелайте ему спокойной ночи, но так, чтобы это прозвучало как незыблемое правило (например: "А теперь спокойной ночи, спи до самого утра").

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ПРЕВРАТИЛОСЬ В АД?

Обычно трудности с едой возникают после двух-трехлетнего возраста. Именно с этого времени у ребенка происходит естественное снижение аппетита, а главное, ребенок становится личностью и начинает требовать к себе уважения. Ведь у него, как и у каждого человека, свой уникальный набор пищевых вкусов и привычек. Попытки родителей решить эту проблему силовым или обманным путем приводят к неприятным ситуациям. Поэтому главное условие - не создавать трагедий из плохих пищевых привычек ребенка. Не ведите вообще никаких разговоров с ребенком о проблемах с едой. Любое дополнительное внимание, даже негативно окрашенное, будет закреплять плохие пищевые привычки. Старайтесь делать процесс приема пищи как можно более спокойным, не вносите в него элементов соревновательности, не растягивайте еду больше, чем на 30 минут. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Например, некоторые дети лучше едят после прогулки, некоторые - после купания и т. д. Не заставляйте вашего ребенка есть, когда он не хочет. Попытайтесь несколько раз спокойно убедить ребенка поесть, но примите во внимание окончательный отказ, не заталкивайте еду в рот ребенку. Это может только усугубить проблему приема пищи. Если ваш ребенок повторно отказывается от еды или ест, на ваш взгляд, слишком мало, предложите ему маленькие порции или то, что он любит больше всего. Сначала делайте все, что возможно, чтобы ваш ребенок ел с удовольствием и по своей инициативе. Если эта цель достигнута, можно обратить больше внимания на состав и количество пищи.

КАК ПОВЛИЯТЬ НА АГРЕССИВНОСТЬ ИЛИ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ РЕБЕНКА?

Нужно иметь в виду, что агрессивность или застенчивость - это нормальные индивидуальные особенности человека. Поэтому следует принимать ребенка таким, какой он есть. Если же речь идет о чрезмерной агрессивности или чрезмерной застенчивости в поведении ребенка, когда это препятствует общению со сверстниками или взрослыми, тогда очень осторожно следует корректировать такие проявления характера. Если ваш ребенок агрессивен (регулярно доводит других детей до слез, мешает всем собравшимся членам семьи, требуя постоянного внимания к себе):

Покажите, что вы осуждаете то, что произошло в данной ситуации, но не осуждаете самого ребенка;

Научите ребенка уважать права и потребности других людей. Например, воссоздайте в игре ситуацию, где ваш ребенок проявил неоправданную агрессивность, и затем предложите более подходящее ее разрешение. Например, ребенок с силой отобрал у сверстника игрушку. В вашем обыгрывании ситуации вы в роли вашего ребенка вежливо просите разрешения поиграть с этой игрушкой. Если разрешение не получено, вежливо попытайтесь найти компромисс (например, поиграть с игрушкой несколько минут). Если это не удастся, то вам придется найти для игры что-нибудь другое;

Прогнозируйте развитие напряженных ситуаций и дайте о них знать вашему ребенку. Обсудите с ребенком ситуацию и предположительное поведение в этой ситуации. Избегайте обвинительного тона. Просто объясните, что необходимо сделать для более благоприятного развития ситуации. Агрессивные дети обычно сначала действуют, потом думают. Поэтому такая подготовительная стратегия поможет сгладить агрессивность ребенка;

Если на ваших глазах ваш ребенок нарушает права другого, без колебаний вмешайтесь и разберитесь в ситуации;

Всегда поощряйте проявление самоконтроля, самодисциплины, чувства справедливости.

Если ваш ребенок чрезмерно застенчив (им постоянно управляет другой ребенок, он избегает общения со взрослыми, отказывается выходить из комнаты, когда кто-то приходит и хочет его видеть):
не стыдите ребенка за его робость, застенчивое поведение. Обсудите конкретную ситуацию, в которой ребенок проявил застенчивость, например, он не смог принять участие в детской игре. Сыграйте с ребенком в эту игру, убедите его, что он проявил бы себя в ней вполне достойно;

Больше занимайтесь с ребенком, чтобы он имел как можно больше опыта в различных играх и постоянно укреплял уверенность в себе. Предложите застенчивому ребенку в ролевой игре играть роль более уверенного ребенка;

Поддерживайте усилия ребенка в стремлении быть более независимым и настойчивым. Но акцент должен стоять на поступке, а не на самом ребенке;

По возможности облегчайте ребенку потенциальные трудности. Перед ситуацией, которая может стать для вашего ребенка стрессовой, обговорите с ним стратегию поведения, подготовьте его и помогите приспособиться к ситуации прежде, чем оставите его одного;

Тактично вмешайтесь в ситуацию, когда, на ваш взгляд, другой ребенок подавляет вашего. Ни в коем случае не входите в роль ястреба, наблюдающего за добычей. Этим вы только усугубите неуверенность в себе ребенка. Дети младше шести лет нуждаются в помощи взрослого для разрешения конфликтных ситуаций.

КАК НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА?

Шлепать ребенка можно, только пока он еще мал. Примерно в два-три года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его "Я", и тогда он готов противостоять любым попыткам взрослых как-то обуздать его. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится, и тем сильнее раздражаются родители. Чтобы избежать этого, есть только один выход - воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того, как в нем проявится его "Я". Наказанием для ребенка будет лишение его чего-нибудь приятного (сладостей, похода за интересными покупками и др.).

ЧТО ЛУЧШЕ: ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ КРИТИКОВАТЬ?

Ребенка лучше похвалить, чем отругать. Есть два общепризнанных метода воспитания - поощрение и наказание, которыми нужно пользоваться очень осторожно. Наказание, например, может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Поэтому по крайней мере необходимо объяснить ребенку, за что конкретно он наказывается.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЕМУ ЧИТАЛИ ОДНУ И ТУ ЖЕ КНИГУ ПО МНОГУ РАЗ ПОДРЯД?

Дети часто заставляют родителей рассказывать многократно одну и ту же сказку или читать одну и ту же книгу. Часто родителей это раздражает. Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом в силу того, что младенчество - лучшее время для усвоения информации, определяющее всю его последующую интеллектуальную жизнь. Запоминая стихи и песенки при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение какой-то одной истории, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о мире. Любопытство рождает интерес, воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает к дальнейшему развитию. Повторяя, ребенок тренирует свою память. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ?

У ребенка до шестилетнего возраста часто проявляются различные страхи. Для каждого возрастного периода есть свои характерные страхи. От рождения до шести месяцев:

Любой громкий и неожиданный звук или шум;
- любое быстрое движение со стороны другого человека;
- падение, в том числе из рук взрослого;
- общая потеря поддержки.

Семь месяцев - один год:


- любые незнакомые люди;
- раздевание, переодевание и смена обстановки;
- высота.

От одного до двух лет:

Определенные громкие звуки;
- разлука с родителями;
- любые незнакомые люди;
- засыпание и сон;
- травма.

Два-два с половиной года:

Определенные громкие звуки;
- разлука с родителями;
- незнакомые ровесники;
- ночные кошмары;
- изменения в окружающей обстановке (перестановка мебели, переезд и др.);
- плохая погода (особенно гром и молнии).

От двух до трех лет

Большие, непонятные и угрожающие на вид объекты;
- незнакомые сверстники;
- неожиданные события, изменения в укладе жизни;
- исчезновение или передвижение внешних объектов;
- ночные кошмары.

От трех до шести лет
:
- одиночество;
- незнакомые люди;
- наказание со стороны родителей;
- сказочные персонажи (Баба Яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч);
- природные стихии (ураган, наводнение, землетрясение);
- ночные кошмары;
- животные.

Страхи могут быть нормальные, возрастные и патологические. Если какой-то страх владеет ребенком более месяца или мешает ему вести нормальную жизнь, нужно задуматься о помощи. Так же будет уместна консультация специалиста, не является ли чувство страха причиной таких физических симптомов, как быстрое сердцебиение, головокружение, головная боль, тошнота или недержание мочи. Если же речь идет о нормальных страхах, то, как правило, дети быстро вырастают из них, при правильном отношении родителей:
- спокойное сопереживание (нельзя дразнить, стыдить, пугать и т. д.);

Обсуждение страхов с ребенком (чем больше ребенок говорит о своем страхе, тем скорее он его преодолеет);

Анализ своих снов и действий (ненамеренно вы можете передавать ребенку свои волнения и тревоги);

Предвосхищение потенциально страшных ситуаций (не окружайте ребенка избыточной защитой, но сделайте так, чтобы по возможности снизить степень неприятных воздействий);

Постепенное, ступенчатое привыкание к страху (Например, если ребенок боится собак, понаблюдайте вместе за игрой щенков. Попросите знакомого, имеющего маленькую собаку, вместе с вами и вашим ребенком погулять с ней. Если все пройдет хорошо, вы можете предпринять следующий шаг: дайте ребенку возможность в вашем присутствии провести некоторое время со взрослой собакой, пока вы могли бы научить его приемам поведения в такой обстановке).

Пока дети наслаждаются каникулами, взрослые уже вовсю ломают голову, как подготовить своих чад к школе. Родителей волнуют разные вопросы: от качества питания школьников до покупки утверждённой формы.

Задать их они смогли на «прямой линии» в редакции «АиФ» - НП». Нашим гостем стала Ирина РАДЧЕНКО, руководитель департамента образования администрации Волгограда.

Добровольные вложения

В школе постоянные траты. То за ремонт требуют, то за охрану, то у директора день рождения. Скажите, за что родители должны платить по закону?

Е. Смирнова, Волгоград

Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» привлечение родительских пожертвований на различные нужды учебного заведения и класса происходит только на добровольной основе. Никто от вас не вправе требовать деньги или как-то угрожать ребёнку, если вы отказались вносить средства. Кроме того, деньги ни в коем случае не должны даваться в руки учителям. Если родитель всё-таки решил помочь школе, средства он должен перечислить на лицевой счёт учебного заведения.

Ирина Радченко родилась в 1962 году в Усть-Камено­горске. Имеет три высших образования. Более 25 лет работает в сфере образования. Начинала свою карьеру с преподавателя истории в вузе, после были годы практики в школе, повышение до начальника отдела образования Кировского района, работа в региональном комитете по образованию и итог - руководящая должность в департаменте по образованию Волгограда.

Детям моих подружек в школе выдают учебники бесплатно. А нас в очередной раз поставили перед фактом: нужно покупать комплект. Директор делает вид, что ничего не знает!

М. Лаврова, Волгоград

Это прямое нарушение законодательства. В таких случаях обращайтесь к нам в департамент: тел. (8442) 38-47-62. Оставляйте данные школы и учителя, мы будем разбираться. С 2012 года выбором учебной программы и покупкой пособий школа занимается самостоятельно. Администрация МОУ обязана обеспечить учащихся учебниками бесплатно через библиотеку школы. Сейчас уже ведётся закупка необходимой литературы, и к 1 сентября, обещаем, все школьники будут при учебниках.

В начале года проводили конкурс среди модельеров, представляющих школьную форму. Скажите, утвердили ли какой-то вариант? И где его можно купить?

Ж. Игнатьева, Волгоград

Да, такой конкурс был, но он никак не связан с департаментом по образованию. Просто дизайнеры фантазировали на тему школьной формы. И могу с уверенностью сказать, что на рынке никогда не появится единый обязательный вариант. Учебные заведения все разные, и форма одежды, утверждённая в них, может отличаться друг от друга. Сейчас общий вид одежды обучающихся, её цвет и фасон определяется родительским комитетом. Вместе с учителями родители выбирают форму и на свои средства её закупают. Главное - соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы: одежда должна быть из натуральных тканей.

Дочка отказывается питаться в школе. Блюда подают холодными, готовят из полуфабрикатов. Я хотела отказаться и не платить за подобные обеды, но классная руководительница утверждает, что питанием должны быть охвачены все, иначе её ждут проблемы. Как быть?

К. Уланова, Волгоград

Горячие обеды для ребёнка необходимы. Когда школьник сидит по шесть уроков на одних булках и чипсах - страдает его здоровье. Толь ко за прошлый год в два раза выросло количество детей с болезнями органов пищеварения.

Что до качества подаваемых блюд, выдача обедов школьникам происходит только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит комиссия, в состав которой входят медработник, работник пищеблока, представитель администрации школы. Кроме того, в каждой школе существует комиссия из родителей, учителей и самих школьников. Они тоже следят за качеством подаваемых блюд. А насчёт вкуса - угодить всем достаточно сложно.

Если с учителем конфликт…

Внук в этом году идёт в 1-й класс. Но из-за нового закона, что у каждой школы свой участок, ребёнок не сможет учиться со своей старшей сестрой. Что делать?

Н. Смаров, Волгоград

Всё зависит от количества мест в классах. Конечно, привилегией обладают будущие первоклассники, проживающие на территории, закреплённой за школой. Сколько точно первоклашек набрала школа, можно будет узнать уже в июле. Если остались свободные места, то у вашего внука есть шанс попасть в желаемое учебное заведение. Поговорите с директором.

У нас проблема с педагогом. Молодая выпускница не тянет учебную программу. Скажите, можно ли от неё отказаться?

И. Перова, Волгоград

Молодые учителя - редкость для наших школ, в которых средний возраст педагога приближается к 50 годам. Поэтому мы стараемся их поддерживать. В течение года учителя проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конкурсах, чтобы совершенствовать свой уровень.

Что касается замены учителя, могу сказать, что расстановка педагогических кадров в образовательном учреждении находится в компетенции его руководителя. Поэтому рекомендую обратиться к директору школы и совместно с ним найти компромисс.

На какие денежные гранты могут рассчитывать волгоградские школьники? И в каких конкурсах можно участвовать?

П. Воронов, Волгоград

Начнём с того, что для талантливой молодёжи, участвующей в международных и всероссийских олимпиадах, государство подготовило более 1200 различных денежных премий. Каждый год администрация Волгограда вручает именные стипендии 40 школьникам, победителям или призёрам олимпиад, спортивных и творческих соревнований. Получить денежное вознаграждение могут и дошколята. Персональные стипендии в 1,5 тыс. руб. ждут активистов и призёров городских конкурсов. В общем, если ребёнок активный и талантливый, он не остаётся без награды.

Скажите, когда власти обратят внимание на пришкольные спортплощадки? У нас в школе № 18 - разруха полная, ни колец для баскетбола, ни ворот для футбола…

Н. Ребров, Волгоград

Мы составили список школ, где существует потребность в восстановлении спортивной инфраструктуры. За лето комитет по физической культуре и спорту Волгограда обязуется привести всё в порядок. Также сейчас в городе реализуется программа по развитию технической спортивной базы школ. До 2017 года современный вид придадут 29 школьным спортплощадкам. В школе № 18 действительно требуется дополнительное оснащение площадок. Поможем.

Частный или государственный?

Хочу отдать своего сына в частный семейный детский сад. Скажите, эти учреждения как-то контролируются департаментом?

П. Демидова, Волгоград

Если учреждение занимается и образовательной практикой, то, конечно, оно должно быть лицензировано. Кроме того, любой частный сад должен получить разрешение у Роспотребнадзора. Всего в Волгограде таких негосударственных садов - 20 штук. Посещают их 775 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Все учреждения включены в реестр учёта, который ведётся нашим департаментом по образованию. Плюсы: подход здесь более индивидуаль ный, да и техническое оснащение не уступает времени. А вот минус - стоимость услуг 10 - 18 тыс. руб. в месяц. За государственный сад родители платят 1600 - 1800 руб. в месяц.

У нас детский сад закрылся на лето. Мне пришлось взять отпуск за свой счёт, чтобы сидеть с сынишкой. Хорошо, что муж неплохо зарабатывает. Проживём на его зарплату. А как же быть, например, одиноким мамам?

У. Хантимирова, Волгоград

Отдельные детские сады закрываются, но только из-за необходимости проводить ремонтные работы. Руководство таких садиков должно предложить родителям временно перевести своих малышей в ближайшие учреждения. Массового закрытия садиков в летние каникулы не планируется.

Здоровье дошкольников

Здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. Ведь именно в этом возрасте врачи и педагоги обращают внимание на любые отклонения в психическом и физическом состоянии детей. На сегодняшний день здоровье дошкольников – вопрос, который волнует не только родителей, но и государство.

Причины плохого здоровья дошкольников

XXI-й век можно охарактеризовать резким ухудшением здоровья дошкольников. На 8 % снизилось количество здоровых детей, почти на 7 % участились случаи нарушения физического и психического развития дошкольников. Почти на 1,5% вырос показатель численности детей 3-ей группы здоровья с различными отклонениями и хроническими симптомами заболеваний.

Основной причиной ухудшения здоровья детей является низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье на 60 % зависит от образа жизни, на 25 % - от состояния окружающей среды и только на 15 % - от наследственности и состояния здравоохранения в стране или городе. Мы, взрослые люди, осознаем это и все равно наносим вред организму. Это наш выбор. Но здоровье наших детей зависит только от нас.

Задача родителей и педагогов - привить ребёнку потребность быть здоровым, активным и сильным. Защитите здоровье ребенка! Воспитайте в нем уважение и бережное отношение к собственному здоровью!

Как улучшить здоровье дошкольников

Ребёнок дошкольного возраста более активен и самостоятелен, чем младенец. При этом он еще совершенно не адекватен во многом и должен находиться под контролем взрослых. Дошкольник может обнаружить у себя какие-то проблемы со здоровьем и сказать об этом родителям. Но дошкольник еще не умеет формулировать четко свои мысли. Кроме того, он склонен фантазировать и изображать, что плохо себя чувствует. Важно, чтобы взрослые умели понимать детей и придавали значение важным симптомам. В то же время, чрезмерное внимание к мелочам и прихотям ребенка нежелательно.

Необходимо прислушиваться к детям, обращать внимание на их поведение и настроение. Рекомендуется чаще советоваться со специалистами, проводить обследования даже здоровых детей. Полезно знакомиться со специальной литературой, принимать участие в тематических обсуждениях, ходить на занятия в медицинских центрах. Получая знания, необходимо сделать все возможное для сохранения здоровья наших малышей. Ведь дети – это наше будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним в...

«Ты волна, моя волна...»Цель. Показать сходство сказочных героев с морской стихией в различных видах искусства.Задачи:1....

Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений. Сравнение развития и воспитания разных поколений....