Школьный период ребенка. Причины тревожного состояния

Морфология детей и подростков не только недостаточно описана в монографиях и руководствах, но и недостаточно изучена. Об этом свидетельствуют библиографические сводки работ по системам и аппаратам растущего организмах. Однако изучение роста и развития человека в постнатальном онтогенезе и управление этими сложнейшими процессами - первостепенная проблема сегодняшнего дня. Вырастить здоровое поколение в современных условиях загрязнения внешней среды и сложного экономического положения страны – задача чрезвычайной сложности. В ХХ веке присоединилась проблема гипокинезии, являющаяся основой не только многих заболеваний человека, но и существенно снижающая физический потенциал.

Работами биохимиков и физиологов, изучающих динамику онтогенетических преобразований органов и тканей показано, что уровень обменных процессов в каждом возрастном периоде существенно связан с активной работой нервной, эндокринной систем, скелетной мускулатуры. Исследованиями спортивных морфологов подтверждается сформированное И.А. Аршавским (1967) «энергетическое» правило скелетных мышц: уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объемом двигательной активности. Организм, который чаще находится в движении, приобретает большие адаптивные возможности, лучшую реактивность, снижается степень риска заболеваний.

Существовавшее ранее мнение, что детский организм – миниатюрная копия взрослого организма, приводило к единообразию подходов в лечении и совершенствовании двигательных особенностей растущего и развивающегося организма. Видимо, первыми, обратившими внимание на соматические особенности детей разного возраста, были скульпторы (они же и анатомы), оставившие нам мраморные шедевры, в которых точно отображены возрастные пропорции ребенка.

Первой работой в России, которая может считаться началом серьезного описания морфологических и функциональных особенностей органов и систем ребенка, является монография профессора Военно-медицинской академии Н.П. Гундобина «Особенности детского организма» (1906). Через 50 лет в Академии педагогических наук выходит в свет том Известий АПН «Анатомо-физиологические особенности детей и подростков» (1956).

В последующие годы обстоятельные работы публикуются в материалах конференций АПН РСФСР (1956-1969) под редакцией В.И. Пузик, Л.К. Семеновой, Н.И. Гуровой, М.М. Комцовой, Б.А. Никитюка, М.В. Антроповой. Итогом работы стало руководство под редакцией академика АПИ А.А. Маркосяна «Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков» (М.: Медицина, 1969.- 580 с.).

Большая роль в изучении начальных этапов индивидуального развития детей принадлежит П.Ф. Лесгафту (1988?, 1912), Н.П. Гундобину (1898), Н.В. Вяземскому (1901), заложившим основу изучения развития ребенка. Были выявлены сложные взаимоотношения нервной и эндокринной систем с опорно-двигательным аппаратом. Формирование детского организма характеризуется интенсивно идущими процессами морфогенеза. Развитие организма идет неравномерно, периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления, во время которого происходит интенсивная дифференцировка тканей организма и формообразование.

В процессе возрастного развития изменяются все свойства организма: химические, физико-химические, морфологические и функциональные. Возрастные изменения определяются ходом объема веществ и энергии, а также перестраивается и увеличивается скелетная мускулатура.

В период с 7 до 12 лет продолжают совершенствоваться все системы организма и достигают к 13-14 годам полного функционального развития. Заканчивается формирование костного скелета, опорно-двигательный аппарат «готов» к большим физическим нагрузкам.

В этот период «второго детства» можно выделить вначале замедление темпов роста в длину – 8-10 лет, а затем его ускорение с 11 лет до разгара полового созревания (14-16 лет). У девочек все сроки сдвинуты на 1-1,5 года на более ранние сроки. Однако в этотпериод наиболее четко прослеживается расслоение детей по темпам полового созревания, которое может достигать 3-5 лет. В этот же возрастной период происходят пропорционные формирования индивида соответственно его генетической программе развития. Наиболее интенсивно происходит рост верхней конечности – исчезает «филиппинский тест». Четко прослеживается формирование полового диморфизма. Формирование соотношений верхних и нижних конечностей у девочек оканчивается к 14-15 годам, а у субъектов мужского пола продолжаются до 18-19 лет.

Сложнейшие перестройки организма в школьном возрасте совпадают со временем начала тренировок, выбора вида спорта по индивидуальному желанию и профессиональный отбор в виды спорта. Все это требует углубленного знания ростовых особенностей организма детей школьного возраста, динамики его физиологических процессов, развивающихся вслед за морфологическими перестройками всех систем организма.

2.2. Динамика ростовых процессов
Изучение ростовых процессов – это изучение развертки индивидуальной генетической программы развития человека. Кроме того, изучение процессов роста – основа для понимания процессов формирования различных форм и функций у человека, поскольку кривые, характеризующие рост компонентов тела, – это проявление сложных функций вегетативной и соматической нервной системы, эндокринной и иммунной систем.
Первые продольные наблюдения в течение 18 лет за изменением длины тела (каждые 6 месяцев) были проделаны графом Фолибертом де Монбейяром в 1759-1777 гг. и опубликованы в приложении к «Естественной истории» (I.M. Tanner, 1964). Последующий анализ показал, что основной характер роста существенно не отличается от роста детей ХХ столетия, а выявленные после математической обработки скорость роста и ускорения меняются в зависимости от солнечной активности, экологических и социальных факторов (А.Л. Чижевский, 1973). Было показано, что изменение длины тела хорошо описывается параболой х = а + вх 2 , а ускорение – кривой третьего порядка х = в + вх 2 + сх 3 (И.И. Шмальгаузен, 1935), Иногда в 10- 12 лет выявляется «полуростовой скачок» увеличения длины тела, но он наблюдается примерно в 20-25% случаев (рис. 2.1).

Кривые роста большинства скелетных и мышечных размеров повторяет ход кривых роста длины тела, это относится к печени, селезенке, почкам. Но есть другие ткани, которые вступают в процесс роста в свое время, отведенное генетическими часами (рис. 2.2). Лимфоидный тип (1) достигает своего пика развития к 10-12 годам, то есть к периоду, когда внешние контакты с другими коллективами, с внешней средой (вода, лес, поле с цветами) наиболее активен и может вызвать как аллергические реакции, так и извращенное восприятие с угнетением нервной системы и т.д. Проведенная математическая аппроксимация этих кривых позволяет ознакомиться с возрастным характером изменения активности тканей, их увеличением, а, следовательно, и с повышением функции, которая отражается на морфологических особенностях перестройки тканей и их функции.

Кривые прироста жировой массы на нижней конечности у лиц мужского и женского пола имеют различный характер не только по массе увеличивающейся жировой ткани, но и расхождение по срокам прироста (рис. 2.3). Эти данные весьма показательны в формировании полового диморфизма.

Возраст 25-45 лет – это возраст, когда в полной мере проявляются физические возможности человека на основании морфологической зрелости тканей и органов. Развернута генетическая программа индивидуальных особенностей, организм открыт к восприятию внешних (тренировочных) воздействий. Начавшаяся в пубертатный период восприимчивость к тренировкам определенной направленности вызывает направленную морфологическую организацию на микроструктурном уровне.

У 84% закончены процессы роста тела в длину, а следовательно, закончено формирование опорно-двигательного аппарата, но он открыт для направленного совершенствования.

Средняя длина тела у «условного мужчины» 174+4,2 см, а у «условной женщины» – 162,5+3,8 см, масса тела составляет в среднем для лиц мужского пола 70 кг, для женского – 58 кг.

Продолжаются процессы, связанные с изменением размеров тела в ширину. С возрастом меняется форма грудной клетки, формирование оканчивается в среднем к 30 годам. Увеличивается толщина компактного вещества костей конечностей (следствие постоянных физических нагрузок). Заканчивают формирование соединительнотканные вспомогательные структуры мышечной ткани и суставов – наступает зрелость.

В основе влияния среды лежит сформировавшаяся к этому времени «отработанная» система адаптации организма. Это основная особенность этого возрастного периода. Адаптация к тому или иному фактору внешнего воздействия имеет «широчайшую материальную базу»: во-первых, клетки, непосредственно отвечающие за приспособительную интенсификацию соответствующей функции; во-вторых – клетки, дублирующие эту функцию; в-третьих – возможность перестраивать основную функцию клетками для сохранения равновесия в организме (гомеостаза).

Названные процессы – важнейшее достижение функциональной (спортивной) морфологии. Раскрыта причина постепенности приспособленности организма с возрастом к определенным внешним воздействиям. Становится понятным, почему в дошкольный период не тренируются такие физические качества, как сила мышц, общая выносливость и т.д.

В зрелом возрасте начинаются и процессы старения, они также не охватывают весь организм сразу, а поэтапно наблюдаются элементы старения в отдельных системах. Эти процессы генетически (конституционально) запрограммированы и протекают по-разному.
Масса тела может изменяться при одинаковой длине тела от 45 до 250 и более кг. Компонентный состав тела состоит из воды + белковой + жировой + минеральной масс. Увеличение этих масс находится под сложным влиянием ЦНС и гормонов, а также под влиянием питания и трат энергии, получаемых с ним. Однозначного ответа о регуляции массы тела нет, так как это фактор, находящийся одновременно под влиянием конституциональных и средовых факторов.

Индивидуальные продольные наблюдения часто используются в спорте для получения возможности следить за ростовыми процессами и по их интенсивности корректировать тренировочные нагрузки. Однако занятия в ДЮСШ требуют знания ростовых процессов не только длины и массы тела, но и различных тканей, составляющих массу тела занимающихся. Спортивная морфология нуждается в более детальных характеристиках ростовых процессов, так как проведение научно обоснованных тренировочных занятий возможно только при построении тренировочных программ при всестороннем учете особенностей ростовых процессов как индивидуумов, так и коллектива детей одного биологического возраста.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Дорохов Р.Н. , Губа В.П. - спортивная морфология

Дорохов р н губа в п спортивная морфология м спортакадемпресс.. тексты.. введение i структура научной и учебной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура научной и учебной дисциплины
«Спортивная морфология». Спортивная морфология (от греч. morphe – форма и...логия), наука о форме, строении и развитии организма спортсмена. Спортивная морфология, другим

Возрастная периодизация
Возрастная морфология и решаемые ею чисто практические задачи немыслимы без четких знаний индивидуальных периодов роста и развития отдельных систем человека и организма в целом. Особенно остро этот

Изменение базовых показателей в онтогенезе
К базовым (основным) показателям, характеризующим человека, относятся длина и масса тела. По мнению ряда исследователей, длина тела наследственно запрограммирована и в незначительной степени зависи

Физическое развитие и конституциональная диагностика
В чем принципиальное различие методик оценки физического развития и соматотипирования – одного из этапов конституциональной диагностики? Физическое развитие точнее было бы обозначить «физи

Развитие учения о конституции человека
Современные достижения техники, электроники и скоростных методов обработки информации, полученные непосредственно во время выполнения упражнений или бега столь значительны, что на первое место выхо

Краткий обзор школ конституциологии
В настоящее время антропологические или мерологические (МЕРОЛОГИЯ (от греч. meros – часть и...логия), в антропологии – изучение отдельных органов человека на трупном материале. Мерология входит в

Морфологический подход к типологии
Морфология человека и его индивидуальность, пожалуй, две особенности, которые людей объединяют и разделяют, но существует и третья сторона этой проблемы – это типология. По особенностям соотношения

Типирование лиц женского пола
Для лиц женского пола оценочных схем значительно меньше, в основном работают со схемой И.Б. Галанта (1927). Автор выделяет 7 типов конституции, сгруппированных в 3 категории, подчеркивается, что в

Соматотипирование лиц подросткового возраста
В конце 80-х и начале 90-х годов были предложены схемы соматотипирования детей среднего школьного возраста. Схема А. В. Шелаурова основывалась на метрической оценке компонентов тела, В осн

Характеристика туловища
По размерам туловище составляет наиболее крупную часть тела, которое делится на шейный, грудной, брюшной, тазовый отделы. Верхняя часть туловища – шея – имеет границы сзади от основания черепа до 7

Характеристика шеи
Внизу спереди границей шеи является яремная вырезка и по бокам от нее – ключицы. Особенно четко они проявляются у мужчин. Сзади границей служит линия, проведенная от акромиальных отростков через от

Характеристика конечностей
Границей верхней и нижней конечностей являются плоскости, проведенные через центры плечевого и тазобедренного суставов. Центральная ось верхней конечности при свободно-опущенной конечности

Характеристика внутренних компонентов тела, их строение и значение в спортивной деятельности
К основным компонентам тела (сомы) относятся ткани, жировая, мышечная и костная масса, а также содержание воды в организме.

Строение отдельных тканей
Сухожилия и связки.Сила (тяга мышц или внешних сил) действует на сухожилия и связки в одном направлении. Поэтому фиброзные пластинки сухожилий, состоящие из фибробластов (фиброцито

Жировая масса
Жировая масса (ЖМ) – ведущий компонент телосложения, определяющий внешний вид человека. Причин для включения жировой массы при оценке конституционального типа в ведущий показатель несколько:

Изменение мышечной массы под влиянием тренировок
Анализ литературы и собственных наблюдений показал, что говорить вообще об изменении ММ у детей или лиц, занимающихся спортом, даже одним и тем же, нецелесообразно. Прежде всего, средства, применяе

Изменение костной массы под влиянием тренировок
Чаще всего пользуются таким показателем, как изменение широтных и длиннотных показателей костей, характеризуя ростовые процессы. Определяются они с помощью самых различных методов и измерений – от

Вода в организме
В организме человека принято выделять три жидкие фазы – циркулирующую, интерстициальную и внутриклеточную, которые разделены друг от друга мембранами. Потеря жидкости во время работы происходит за

Развитие и формирование звеньев тела
Каждый позвонок развивается из нескольких пластинок, в которых образуются ядра окостенения. Важно помнить, что позвоночная дуга и остистый отросток – продукт сращения симметричных образований право

Развитие грудной клетки
Зависит от расположения и конфигурации ключиц, ребер, грудины, величины подгрудинного (грудино-реберного) угла, соотношения поперечного, глубинного и продольного размеров, выраженности кривизны поз

Развитие костей пояса верхней конечности
Нагрузки на верхнюю конечность в течение всей жизни превосходят по размаху движения, аналогичные для нижней конечности. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. После пубертатного п

Кости свободной верхней конечности
Плечевая кость имеет множество ядер окостенения, которые закладываются на первых месяцах постнатального развития. Основное ядро – это ядро тела плечевой кости, которое сливается с

Строение скелета нижней конечности
Нижняя конечность состоит из тазового пояса и свободной нижней конечности. Первой закладывается у плода стопа, которая затем замедляет рост, а увеличивают интенсивность роста бедро и голень.

Основные суставы и их характеристика
Сустав: В спортивной морфологии интересны два основных по

Некоторые проблемы адаптации
Прежде чем перейти к описанию адаптации, остановимся на основном биологическом понятии «гомеостаз». В широком биологическом понимании гомеостаз рассматривается как процесс, создающий устойчивое сос

Закономерность адаптации к физическим нагрузкам
Адаптационные реакции организма на физические нагрузки никогда не ограничиваются их влиянием на одну какую-то систему, так как между отдельными системами существует четко выраженная взаимосвязь.

Информация и жизнедеятельность организма
Жизнедеятельность организма или выполнение определенной работы (тренировки)– это постоянная работа морфологических структур организма. Регулируется количество включенных в работу с

Понятие о реактивности
Реактивностью (нормой реакции) принято называть свойство организма отвечать изменением активности на внешние воздействия. Реактивность теснейшим образом связана с основными факторами жизни: наследс

Воздействия на организм физиологических и чрезвычайных раздражителей
Физиологическими (нормальными или адекватными) называют такие нагрузки и раздражители, в ответ на которые организм (клетка, орган, система органов), биологическая система увеличивает свою специфиче

Раздражители в физической культуре и спорте
Ребенок, начавший заниматься спортом, на каждом занятии сталкивается с новыми непривычными раздражителями. Вначале ответные реакции бурные, неадекватные, но со временем они сглаживаются. Ф

Изменение структур в ответ на тренировочные воздействия
Все раздражители по своей сути сходны в действии на жизнедеятельность организма, если не в макро-, то в микроструктурах. Объединяющим фактором служат обменные процессы, обмен веществ, энергии и инф

Биоритмы и их характеристика
Говорить, писать о возрастной морфологии, о спортивной морфологии, оторвав ее от временной характеристики процессов, протекающих в организме, невозможно. Нельзя разделить пространственные и временн

Общие положения и основные принципы антропометрии
Антропометрические исследования необходимо проводить по унифицированной методике исследований, принятой во всех странах, строго соблюдать технику измерений. Отклонения от правил приводят к тому, чт

Контактные методы исследования
Сложность формы человеческого тела требует применения специальных способов измерения. Наиболее рас

Антропометрические приборы
Одним из основных методов антропологических исследований является антропометрия, то есть размерная характеристика индивидуума. Для измерений человека создан ряд аппаратов и приспособлений, которые

Скользящий циркуль-гониометр представляет комбинацию скользящего циркуля и гравитационного гониометра
Благодаря шарнирному укреплению гониометр может быть расположен в любой плоскости, что позволяет производить измерения подвижности во всех суставах. Сколиозометр – прибор для измерения изг

Антропометрические точки
Все измерения человеческого тела проводятся лишь между определенными пунктами, которые получили название «антропометрические точки». Наиболее часто используемые в соматометрии точки описан

Измерение продольных размеров тела
Для измерения длины тела стоя используется вертикальная шкала с точностью измерения 0,1 см с перемещающейся по ней поперечной рейкой, которая может быть наложена на голову для определения крайней в

Измерение поперечных размеров тела
Измерение поперечных размеров тела производится толстотным циркулем (точность измерения 0,5 см) или же головной частью антропометра, которая с помощью дополнительной планки превращается в штангенци

Измерение обхватных размеров
Периметры определяются с помощью сантиметровой ленты, точность измерения 0,5 см. Можно пользоваться металлической или обычной сантиметровой лентой. Однако при измерении периметров необходимо

Измерение кожно-жировых складок
Для определения толщины кожно-жирового слоя предложено несколько принципиально различных методов и

Определение веса (массы)
Взвешивание должно проводиться на десятичных медицинских весах с точностью до 50 г, пользоваться пружинными весами из-за их больших погрешностей не рекомендуется. Весы перед проведением исследовани

Определение состава тела
Состав тела человека наиболее полно выражает характер обмена веществ, а также позволяет судить о соотношении жировой, мышечной и костной масс и жидкости. Он зависит от пола, возраста, перенесенных

Гониометрия
Методы соматометрии, широко примененные в школьной медицине, недостаточно полны без данных о подвижности в отдельных суставах и кинематических цепях. Гониометрия человеческого тела (гонион

Измерение подвижности в суставах
Подвижность в суставах существенно зависит от внешних и внутренних факторов: температуры окружающей среды, времени суток, эмоционального состояния испытуемых, предварительной физической нагрузки. С

Измерение подвижности в отдельных суставах
Движения верхней конечности следует рассматривать как результат комбинированного движения плечевого пояса в грудиноключичном суставе и плечевой кости в плечевом суставе. Плечевой пояс перемещается

Динамометрия
Измерение силы отдельных мышечных групп человека с помощью специальных приборов – динамометров получило название динамометрии. Динамометрические показатели могут быть выражены в абсолютных величина

Правила измерения силы мышц
В литературе имеются описания разнообразных положений испытуемых при измерении силы мышц (стоя, лежа, сидя). От исходного положения при измерении существенно зависит абсолютная сила мышц: например,

Методы исследования сводов стопы
Стопа орган опоры при стоянии и движении тела, выполняет также рессорную функцию, амортизируя толчки И сотрясения при ходьбе, беге, прыжках. Стопа образует в продольном направлении своды наружный (

Контрольная работа по спортивной морфологии
«Особенности телосложения и физического развития спортсмена» Выполнена: Ф.И.О. ____________________________________________________________ Курс_________

ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.М. Параничева1, Е.В. Тюрина ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, Москва

Объектом экспериментальных исследований были дети в возрасте 5-9 лет. В статье излагаются данные состояния здоровья мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся данные коэффициента попарной встречаемости (сопутствия) разных видов патологии в нашей выборке. Установлены особенности негативных изменений здоровья детей от 5 к 9 годам.

Ключевые слова: дошкольный, младший школьный возраст, здоровье.

Health dynamics in preschool children and children of younger school age. The subjects of experiments were 5-9-year-old children. The article presents the data on the state of health of boys and girls ofpreschool and younger school age. The coefficient of pair cooccurrence of different types of disorders is given. There are found out characteristics of negative health changes in children from 5 to 9 years old.

Key words: preschool children. younger school age, health.

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. В последнее десятилетие педиатры, гигиенисты, антропологи с большой тревогой отмечают особенно резкое ухудшение физического развития и других критериев здоровья, двигательной подготовленности . Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения (кариес, дискинезии желчевыводящих путей), диагностирующиеся более чем у половины детей. У многих дошкольников регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии), заболевания Лор-органов. Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервнопсихического здоровья, а также значительное возрастание аллергопатологии. Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте до 7 лет, в

Контакты: Параничева Т.М. E-mail:

13,5% случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость).

В целом, по данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания .

Следовательно, сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно снижает возможности успешного получения образования

Проведенные нами углубленные исследования свидетельствуют, что реально состояние здоровья детей хуже, чем это регистрируют школьные документы. Причем, чем старше ребенок, тем менее достоверны сведения школьной медицинской документации.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально -экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблематикой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны, показателем эффективности деятельности органов и учреждений здравоохранения и социальной сферы в целом .

Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей обмена, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов .

Здоровье детского населения, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет, и, вероятно, нам сегодня известны лишь начальные проявления неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения России.

Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым . Анализ показателей состояния здоровья дошкольников за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: в 2,7 раза сократилась 1-я группа здоровья (с15,6 до 5,7%), в тоже время в 2,3 раза возросла численность 3-й группы здоровья (с 11,8 до 26,9%). Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% детей - 1-2 отклонения. Вызывает тревогу рост числа детей, имеющих пять и более морфофункциональных отклонений .

Ранговое распределение морфофункциональных отклонений выявило, что по-прежнему на первом месте находятся отклонения со стороны костно-мышечной системы (в основном за счет нарушений осанки, уплощения стопы, последствий перенесенного рахита). Нарушения осанки от начальных до значительных форм диагностируются у 55-70% детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мнению авторов в структуре морфофункциональных отклонений в течение всего дошкольного возраста нарушения осанки занимают второе и первое место. С возрастом отмечается неблагоприятная динамика нарушений костно-

мышечной системы у детей. По данным некоторых исследователей, в 71,2% случаев у московских детей и подростков состояние осанки в наши дни требует внимания медиков и в 44,1% - серьезной коррекции .

Изучение состояния здоровья младших школьников г. Нижнего Новгорода выявило прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся с 1 -го по 4-й класс: увеличение в 3 раза количества детей с хроническими заболеваниями (3 и 4 группы здоровья). В структуре заболеваемости лидируют болезни опорно-двигательного аппарата, частота которых за время обучения в начальной школе увеличивается в 1,5-2 раза, болезни органов пищеварения, болезни глаз (увеличение в 3 раза с 1 по 4 класс), болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения. У многих школьников выявлено сочетание нескольких заболеваний. За 4 года обучения в школе число здоровых детей (1 группа здоровья) снизилось на 15% .

Для оценки состояния здоровья детей 5-9 лет необходимо выявить особенности возрастной динамики физического развития и психического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, что и составило цель настоящего исследования.

Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдениями было охвачено 738 детей в возрасте 5-9 лет, из них 418 мальчиков и 320 девочек. По всем показателям статистически сравнивались между собой группы: 1) возрастные; 2) мальчики с девочками; 3) мальчики с девочками внутри каждой возрастной группы. Цифры (средние или проценты), где найдены значимые на двустороннем уровне p<.05 различия между группами (столбцами таблицы), выделены с помощью подстрочных латинских букв в соответствии со стандартом, разработанным и рекомендуемым Американской Психологической Ассоциацией (APA) . Согласно этому стандарту, если два значения не различаются значимо, они подписаны одной и той же подстрочной буковкой, а если различаются, то подписаны разными буковками. Если значение подписано несколькими буковками, то это значит, что оно не отличается значимо от нескольких других значений, которые между собой различаются значимо. К примеру, значение, подписанное a,c, не отличается от значений, подписанных а и от значений, подписанных с, в то время как те между собой различаются, т.к. подписаны разными буковками. Сравнение средних в таблицах делалось t-критерием Стьюдента. Сравнение процентов в таблицах делалось z-критерием для долей.

Для оценки здоровья детей и подростков определяют наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; уровень физического развития и степень его гармоничности.

В качестве основополагающих учитываются следующие критерии:

I критерий - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

II критерий - уровень физического развития и степень его гармоничности,

III критерий - уровень нервно-психического развития,

IV критерий - резистентность организма,

V критерий - функциональное состояние органов и систем,

VI критерий - наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обуславливает здоровье, II-VI критерии характеризуют здоровье.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий. Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска.

Медицинская группа и группа здоровья

Дети и подростки, отнесенные к разным медицинским группам, требуют дифференцированного подхода при занятиях физкультурой или лечебной физкультурой.

Существует три медицинские группы здоровья для школьников:

1. Основная группа здоровья. К этой группе здоровья относят детей имеющих хорошее состояние здоровья, соответствующие нормативом физического и психологического развития в соответствии с возрастной группой, а так же имеющие не сильно выраженные заболевания не влияющие на общее физическое развитие (например: небольшое избыточный вес, неосложнённые кожно-аллергические реакции и т.п.)

Ребятам, которых врач отнес к основной группе рекомендуется занятие физкультурой в пределах школьных нормативов, разрешается участие в различного рода соревнованиях и спортивных мероприятиях.

2. Подготовительная медицинская группа. К данной группе относят детей имеющих небольшое отставание в физическом развитии, обусловленное перенесённым заболеванием или имеющие хронические заболевания с частыми обострениями. Подготовительная группа детей занимается физкультурой на уровне основной группы, только без интенсивных нагрузок и с меньшими нормативами. Педагогу необходимо подобрать комплекс упражнений, который не ухудшит общее физическое состояние.

3. Специальная медицинская группа. К этой медицинской группе относятся дети, которым необходимы занятия физкультурой по специальной программе. Чаще всего данную группу детей учителя физкультуры оставляют сидящими на лавочке, то есть полностью освобождают от урока физкультуры. Хотя такие дети больше всех остальных нуждаются в физических упражнениях, только подобранных специально для них. Полное освобождение от физических нагрузок не приносит пользы их здоровью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ показателей состояния здоровья детей выявил, что основная масса детей 5-9 лет относится к основной медицинской группе, однако, почти четверть детей по состоянию здоровья относится к подготовительной медицинской группе (табл. 1, 2).

Таблица 1

Распределение детей 5-9 лет по медицинской группе и группе здоровья

% от базы в столбцах 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет Мал. Дев.

Медицинская группа основная 85.2а 88.2а,ь 74.0ь,с 69.1с 69.7*4 74.6а 75.1а

подготовительная 14.8а 11.8а,Ь 26.0ь,с 30.9с 30.3с>(1 25.4а 24.9а

База 210 85 312 317 241 635 53.0

Группа здоровья 1-я 27.4а 14.8а 22.3а 20.1а 25.7а 19.2а 26.5ь

2-я 66.2а 76.5а 68.5а 73.2а 66.4а 72.8а 66.1ь

3-я 6. 8.7а о? 9. 6.7а 7.9а 8.0а 7.4а

База 219 115 336 358 241 691 578

С увеличением возраста увеличивается число детей, переходящих из основной медицинской группы в подготовительную группу: процент детей в основной группе падает, а в подготовительной растет, что свидетельствует о возникающих отклонениях в здоровье. Различий по половому признаку у детей до 10-летнего возраста, входящих в основную и подготовительную группу не наблюдается.

Таблица 2

Возрастно-половое распределение мальчиков и девочек 5-9 лет по медицинской

группе и группе здоровья

% от базы в столбцах 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет

Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев.

Медицинская группа основная 81.0а 90.4а 88.0а 88.6а 76.3а 71.1а 65.7а 73.0а 73.2а 66.1а

подготовительная 19.0а 9. 12.0а 11.4а 23.7а 28.9а 34.3а 27.0а 26.8а 33.9а

База 116 94 50 35 177 135 169 148 123 118

Группа здоровья 1-я 25.0а 30.3а 9.0а 22.9ь 18.9а 26.7а 15.7а 25.1ь 25.2а 26.3а

2-я 65.8а 66.7а 83.6а 66.7ь 72.1а 63.7а 77.5а 68.3Ь 67.5а 65.3а

3-я о! 9. 3.0а 7.5а 10.4а 8.9а 9.6а 6.8а 6.6а 7.3а 8.5а

База 120 99 67 48 190 146 191 167 123 118

Согласно полученным данным дети 5-9 лет распределились по группам здоровья следующим образом: I группа - 22,6%; II группа - 69,6%; III группа - 7,8%, что согласуется с данными доклада О состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.)», из которого следует, что 32,1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (ПЫУ-У группы здоровья).

Значимых возрастных различий по долевому соотношению 1 - й, 2 - й и 3 - й групп здоровья нет. Очевидно, что медицинская группа стабильно, но несильно коррелирует с числом нозологий, диагностированных у ребенка: корреляция tau-c Кендалла колеблется в разных возрастах от 0,24 до 0,33. Группа здоровья вдвое сильнее коррелирует с упомянутым числом нозологий у 5-летних и 9-летних ^аи-с ~ 0,50), чем у 7-8-летних ^аи-с ~ 0,25). Все корреляции высокозначимы (р<0,001).

Распределение детей по группам здоровья в зависимости от пола выявило, что среди детей первой группы здоровья до 10-летнего возраста преобладают девочки, среди детей второй группы преобладают мальчики, но различия по полу не достоверны. У детей третьей группы здоровья до 10-летнего возраста нет значимых различий по половому признаку.

Нозология (хроническая патология)

Рейтинговое распределение указанной в медицинских картах патологии дает представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у детей 5-9 лет представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Структура хронических заболеваний у детей 5-9 лет (в %)

Первое место в структуре имеющейся патологии принадлежит нарушениям осанки и другим отклонениям в опорно-двигательной системе организма (46,1%). Преобладание данной патологии у современных детей 5-9-летнего возраста отмечают многие исследователи. При тщательном обследовании нарушения осанки от начальных до значительных форм диагностируются у 55-70% дошкольников и первоклассников . Более низкая частота отклонений, полученная при обработке имеющихся в данном мониторинге сведений, свидетельствует, по-видимому, о том, что врачи, в основном, фиксируют лишь наиболее выраженные искривления позвоночника и не указывают на наличие функциональных нарушений в виде сутуловатости, крыловидных лопаток, асимметрии плеч и т.д.

Наблюдения показывают, что нарушения осанки проявляются у детей уже в дошкольном возрасте. Причины данных нарушений ученые гигиенисты и медики связывают с серьезными изменениями метаболических, т.е. обменных процессов в организме ребенка, зависящих от состояния питания населения, в том числе беременных матерей и детей всех возрастов, а также от состояния окружающей среды. Отсутствие в питании детей продуктов, содержащих в достаточном количестве кальций (молочные продукты), приводит к нарушениям формирования костной и хрящевой ткани скелета. В первую очередь, это сказывается на состоянии позвоночного столба.

Второе рейтинговое положение в представленной структуре заболеваемости у детей занимают болезни ЛОР - органов (17,8%). Отклонения со стороны органов дыхания во всех возрастных группах ддетей встречаются одинаково часто: от 13,7 до 21,4 случаев на сто детей. Это в основном аденоиды первой и второй степени, гипертрофия миндалин второй степени. Патология в виде гипертрофий миндалин, аденоидов, отитов у детей данного возраста является довольно распространенной. Следует помнить, что указанные заболевания являются причиной частых ангин и респираторных инфекций у детей, так как лимфоидная ткань носоглотки в таких случаях не выполняет функцию барьера для проникающих через верхние дыхательные пути микробов. Более серьезным заболеванием ЛОР - органов является хронический тонзиллит, в результате которого значительно снижается общий иммунитет ребенка, его работоспособность. Известно, что при хроническом тонзиллите серьезно страдает сердечнососудистая система организма.

Нарушения сердечнососудистой системы (16,7%) чаще проявляются в виде функциональных шумов и врожденных пороков сердца. Среди функциональных нарушений сосудистого тонуса у детей данного возраста указываются проявления гипотонии, т.е. пониженного артериального давления.

Следующее рейтинговое положение в структуре заболеваемости занимают нарушения органов зрения (12,6%). По данным многих авторов, распространенность аномалий рефракции среди детей, поступающих в школу с 7 лет, колеблется от 8,7 до 12,5 % . Нарушения функционирования органов зрения обусловлены многими причинами: генетическими, морфологическими (строение глаза), неврологическими, трофическими (питание), функциональными (нагрузки на цилиарную мышцу).

Тенденция к увеличению в последние годы частоты нарушений зрения и слуха уже у дошкольников свидетельствует о причинах, не связанных с учебным процессом. Однако наличие у каждого пятого-шестого ребенка данных отклоне-

ний обязывает учебные заведения создавать необходимые условия для профилактики и коррекции нарушений зрения и слуха у школьников.

На пятом месте в структуре заболеваемости детей 5 -9 лет стоят отклонения нервной системы (6,7%). Чаще других встречаются невротические состояния, легкие задержки психоречевого развития, проявления минимальной мозговой дисфункции, являющиеся следствием резидуально-органических перинатальных повреждений (энцефалопатий).

Пятая часть детей 5 -9 лет не имеет хронической патологии.

Процент детей, у которых нет хронических заболеваний, в целом уменьшается с возрастом; особенно велики различия между 5-летними, у которых более 1/3 не имеют хронической патологии, и остальными возрастами, где эта доля примерно 1/5 и ниже. Процент детей имеющих патологию органа зрения, безусловно, растет с возрастом (4% у 5-летних до 18% у 9-летних). Что касается остальных диагнозов, то, несмотря на обнаруженные значимые различия между теми или иными возрастными группами, монотонных тенденций (увеличение или уменьшение процента с возрастом) не выявлено.

У мальчиков чаще, чем у девочек в любом возрасте, наблюдаются хронические заболевания. У мальчиков стабильно чаще, чем у девочек отмечается патология нервной системы, а также «прочие заболевания» (кроме 5 лет). В возрасте 5-7 лет у мальчиков также чаще наблюдается патология опорно-двигательного аппарата, однако это различие значимо в возрасте 6 лет.

У одного ребенка дошкольного и младшего школьного возраста встречается несколько функциональных отклонений в деятельности органов и систем организма. При этом наиболее часто встречающиеся отклонения (вторая группа здоровья) связаны между собой. Так, например, отклонения в нервно-психическом здоровье (НПЗ), которые, хотя и снижаются по частоте встречаемости от дошкольного к младшему школьному возрасту, однако существенно углубляются и оказываются связанными с нарушениями других функциональных систем: кровообращением, дыханием, выделением и др.

В нижеследующей таблице 3 показан коэффициент попарной встречаемости (сопутствия) разных видов патологии в нашей выборке. Это коэффициент Ошиа, который имеет формулу и представляет среднегеометрическую вероятность того, что если ребенок имеет одну из двух патологий, то он имеет и вторую тоже.

где а - число детей, каждый из которых имеет обе данные патологии; Ь - число детей, имеющих первую патологию; с - число детей, имеющих вторую патологию.

Поскольку половина детей от 5 до 9 лет всей выборки имеет патологию опорно-двигательного аппарата (ОДА), неудивительно, что эта патология часто сопутствует другим видам патологии, в первую очередь патологии сердечнососудистой системы (ССС) и ЛОР-патологии.

Коэффициент попарной встречаемости разных видов патологии у детей 5-9 лет

Нервная с-ма Сердечно-сосудистая с-ма ма- - с я § Й е триа в и Орган зрения Ухо, горло, нос ха ыд ына г р О Кожная аллергия Эндокриная с-ма т - па й ын ь 5 й аги вид - о н р о п о

Нервная система

Сердечно-сосудистая система.162

Пищеварительная система.104 .105

Орган зрения.059 .167 .015

Ухо, горло, нос.114 .195 .089 .130

Органы дыхания.069 .029 .041 .034 .056

Кожная аллергия.117 .107 .070 .047 .112 .128

Эндокриная система.029 .112 .026 .097 .063 .058 .016

Опорно-двигательный аппаратт.222 .344 .143 .253 .341 .097 .124 .118

Примечание: Таблица относится к целой выборке.

Исследования, проводимые в 2007-2012 годах, показывают, что особенностями негативных изменений здоровья детей являются следующие:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди детей 5-9 лет их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. С увеличением возраста увеличивается частота функциональных нарушений и хронических болезней.

3. Не изменилась структура хронической патологии. По-прежнему, велика доля болезней опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложнен-

ные формы плоскостопия), болезней ЛОР - органов, нарушений со стороны сердечнососудистой системы и органов зрения.

4. С увеличением возраста увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Дошкольники 5-6 лет имеют в среднем 2 диагноза, 7-9 лет - 3 диагноза.

Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к ухудшению качества жизни населения, существенным ограничениям в реализации им биологических (воспроизводство) и социальных функций.

В решении проблемы состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях, необходим комплексный подход, включающий усилия, как системы образования, так и здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.

2. Ананьев В.В. Введение в психологию здоровья. /Ананьев В.В. - СПб, 1999.

3. Антропова М.В. Нормализация учебной нагрузки школьников: экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование / Под ред. М.В. Антроповой,

B.И. Козлова. - М. 1988. - 160 с.

4. Антропова М.В. Проблемы здоровья детей и их физического развития / М.В. Антропова, Т.М. Параничева и др. // Здравоохранение Российской федерации, 1999. - С. 17-21.

5. Антропова М.В. Психологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальной школе / М.В. Антропова, Т.М. Параничева и др. // Школа здоровья. - М., 1998. - №3. - С. 19-27.

6. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова // Серия «Гиппократ». - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 248 с.

7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения, индивидуальный подход // Школа здоровья. - № 2. - С. 21-24.

8. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. - 1999. - №8. -

9. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал, - 1998. -№1. - С. 5-8.

10. Баранов А.А. Универсальная оценка физического развития младших школьников / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др. - М., 2010. - 34 с.

11. Васильева О.С. Здоровый образ жизни // Школа. - 1999. - № 44.

12. Комплексная программа «Образование и здоровье» // Школа здоровья, 1998. - № 2. - С. 85-116.

13. Кучма В.Р. Состояние здоровья детей и подростков / В.Р. Кучма // Г игиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - том 2. - М., 2001. - С. 368-372.

14. Леонов А.В. Гигиенические проблемы охраны здоровья школьников разных типов образовательных учреждений / А.В. Леонов, Н.А. Матвеева, Е.С. Бого-

молова и др. / Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Мат. Всеросс. конф. с междунар. участ. - М.: НО НЦЗД РАМН, 2002. -

15. Параничева Т.М. Роль морфофизиологических и психофизиологических особенностей первоклассников в адаптации к учебной нагрузке / Т.М. Параничева // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Мат. I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья - М.: НО НЦЗД РАМН, 2008. - С. 213-215.

16. Трегубов А.Л. Сердечная деятельность у детей ясельного возраста /А.Л. Трегубов, Е.И. Иванова, Л.М. Бажанова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М., 1981. - С. 125-126.

17. Уланова Л.Н. Состояние здоровья школьников Воронежа за 30 лет (19661997 гг.) / Л.Н. Уланова, Е.К. Сычева, Т.В. Ермолаева и др. // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 1. - С. 9-11.

18. Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Мат. I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М.: НО НЦЗД РАМН, 2008. - С. 213-215.

19. Тш-ina E.V. Age and sexual features of mental health of children of primary school age / E.V. Типш, Т.М.Paranicheva, Е.А.Babenkovа // Family health in the XII century: Proceedings of the XV International Scientifuc Conference 30 April-7 May 2011. - Torremolinos, Spain. - Р. 187-190.

Лекция 10

Тема: Физиологические закономерности роста и развития организма человека.

Вопросы:

1. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам.

2. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего возраста к физическим нагрузкам.

3. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.

4. Физиологические основы урока физической культуры.

5. Влияние занятий физической культурой на физическое и функциональное развитие, работоспособность школьников и состояния их здоровья.

Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам.

Особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам связаны с уровнем морфофункционального созревания их организма.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста нервные центры характеризуются высокой возбудимостью, относительно слабым развитием процессов торможения (особенно условно-рефлекторного внутреннего торможения). Дети отличаются быстрой утомляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженными ориентировочными реакциями.

В возрасте 3-6лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительные обратные связи, формирующие единую двигательную функциональную систему.

Ведущим механизмом является механизм рефлекторного кольцевого регулирования . В процессе движения от нервных центров поступают по прямым связям моторные команды к работающим мышцам, а от зрительных, мышечных и других рецепторов тела по обратным связям передается информация о результатах движений, и вносятся сенсорные поправки в моторные программы. При занятиях физическими упражнениями с детьми этого возраста важно использовать различные зрительные ориентиры, помогающие в освоении двигательных навыков.

Начиная с 5-6-летнего возраста (по мере созревания двигательной сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей.

За период от 5 до 8 лет устанавливаются выраженные координацион-ные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигательных актов.

Основные этапы развития моторных функций и совершенствования управления движениями у детей следующие.

Первый год жизни – формирование основных поз; до 3-х лет – создание основного фонда движений; в возрасте 3-6 лет – созревание механизма кольцевого рефлекторного регулирования с ведущей ролью зрительных обратных связей; в возрасте 7-9 лет – усовершенствование кольцевого рефлекторного механизма с ведущей ролью проприоцептивных обратных связей; в 10-11 лет – созревание механизма центральных команд (программного управления).

Большое значение в регуляции двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет развитие межполушарных отношений. В первые годы жизни у детей доминирующим является правое полушарие. Еще не сформированы индивидуальные особенности функциональной асимметрии. Они формируются постепенно на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Зачастую у детей многие функции перекладываются на не ведущую конечность (например, левшей часто обучают основные действия выполнять правой рукой - есть, писать и т.п.). Такое переучивание приводит к иннервационному конфликту, когда управление движениями осуществляется неадекватными для данного орга­низма механизмами. В результате не только ухудшаются моторные реакции, но и могут развиваться стрессовые состояния, неврозы, заикания.

Недостаточная функциональная зрелость левого полушария головного мозга у детей и преобладание у них функций правого полушария требует использования в физическом воспитании преимущественно наглядных методов обучения, прочувствования движений, использования подражательных реакций, а высокая эмо­циональность детей, обусловленная большой ролью подкорковых влияний (ретикулярной формации, лимбических структур) – широ­кого применения различных игровых средств.

Особенно важно учитывать, что у маленьких детей в связи с по­здним развитием лобных долей еще не налажена речевая регуляция движений .

В 2-3 года ребенок не может выпол­нять двигательные действия не только под внешнюю команду, но даже под свою собственную команду: «Раз-два!». Эта способность постепенно формируется к 4-5 годам с развитием речевой функции и речедвигательных межцентральных взаимосвязей. Тогда не только внешняя речь посторонних лиц, но и собственная шепотная, а затем и внутренняя речь становится регулятором двигательного поведения.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются при физических нагрузках быстрым врабатыванием и быстрым восстановлением. В этом возрасте характерны малая выраженность устойчивого состояния и быстрое развитие утомления.

Для них не­переносима монотонная деятельность, тяжелы статические на­грузки. Эффективность механической работы низка: КПД их состав­ляет всего 10-12%, тогда как у нетренированных взрослых – 20-25%, а у спортсменов – порядка 30-35%.

Дети легче переносятнагрузки аэробного характера и мало адапти­рованы к анаэробной работе. Однако аэробные возможности их еще не­достаточны. Высокий расход кислорода, обусловленный интенсивным энергообменом, требует постоянного быстрого притока кислорода. Вдобавок к этому кислородная стоимость работы у детей из-за несовер­шенства двигательных навыков и недостаточной координации движе­ний выше, чем у взрослых. С этими высокими потребностями в кисло­роде не справляется кислородтранспортная система. Неэффективное дыхание, малая величина систолического объема крови, низкая кисло­родная емкость крови не обеспечивают должного удовлетворения кис­лородного запроса. Можно отметить, что 1 л кислорода у дошкольни­ков и младших школьников извлекается из 5 л альвеолярного воздуха (у взрослых - всего из 3,5 л) и из 12 л крови (у взрослых - из 8 л). При малом объеме сердца и легких дети на физические нагрузки реагируют значительным повышением частоты сердцебиений и дыхания.

Величина систолического объема крови у детей младшего школьного возраста повышается при интенсивной работе до 70 мл, минут­ный объем крови достигает 13-15 л/мин, при этом частота сердечных сокращений может повышаться до 240 уд/мин и более.

Важной особенностью регионарного кровообращения является большее увели­чение ЧСС, систолического и минутного объема кровотока при рабо­те ногами, чем при работе руками. При этом работа руками в большей степени вызывает повышение ЧСС, а работа ногами - систоличес­кого объема крови. Адекватные нагрузки для детей младшего школь­ного возраста при работе руками в 2-2.5 раза меньше по мощности, чем при работе ногами. У тренированных детей МОК при стандарт­ных нагрузках быстрее достигает рабочего уровня, эти сдвиги более экономны и быстрее восстанавливаются по сравнению с изменения­ми МОК у нетренированных детей.

Рабочие изменения артериального давления из-за низкой мощно­сти сердечной мышцы, малого систолического объема крови, отно­сительно широкого просвета и высокой эластичности стенок сосудов сравнительно небольшие (до 150-160 мм рт. ст.). Минутный объем дыхания у детей 8-11 лет увеличивается при работе до 50-60 л/мин, но при небольшой глубине дыхания резко нарастает частота дыхания.

Дыхание неравномерное, зачастую возникают задержки дыхания. Большое значение для детей имеет носовое дыхание. От него дети зависят больше, чем взрослые, так как их носовые проходы узкие, а реакции кровеносных сосудов слизистой дыхательных путей на из­менения температуры внешней среды еще несовершенны.

Игры и эстафеты за счет высокой эмоциональности детей вызывают резкое нарастание у них ЧСС и изменения дыхания. Повышение мощ­ности нагрузки вызывает у младших детей гораздо большее увеличение ЧСС и частоты дыхания, чем у старших детей. Часто (в 12-13% случаев) в состоянии покоя встречаются значительные дыхательные аритмии, которые исчезают при рабочем учащении дыхания до 30 вд./мин.

Дети младшего школьного возраста и, особенно, дошкольного воз­раста не переносят длительные интенсивные нагрузки, связанные с накоплением кислородного долга, и с задержкой дыхания. В их крови при задержке дыхания очень быстро падает содержание оксигемоглобина. Непроизвольное прекращение задержки дыхания наступает при гораздо более высоких его концентрациях, чем у взрослых, обуслов­ливая малую продолжительность подобных задержек.

Аэробные возможности детей нарастают с возрастом, увеличиваясь в абсолютных значениях МПК (л/мин) примерно до 15 лет. У мальчи­ков МПК составляет в 7-8 лет – 1,3 л/мин, в 8-9 лет – 1,5 л/мин, в 9-10 лет – 1,6 л/мин, в 10-11 лет – 1,7 л/мин. Эти значения гораздо ниже, чем у взрослых. Однако относительные величины МПК (мл/мин/кг) у детей очень высоки, близки к показателям нетрениро­ванных взрослых лиц, а у некоторых детей даже превосходят их. У мальчиков младшего школьного возраста значения МПК превышают эти показатели у девочек.

Величина предельного кислородного долга у детей 8-11 лет не превы­шает 1,5-3 л. Это ограничивает возможности выполнения работы субмаксимальной мощности (например, бег на средние дистанции). При подобных нагрузках энергообразование идет за счет реакций глико­лиза, но у детей эти реакции развиты недостаточно в связи с малыми запасами углеводов в организме и затруднениями в их мобилизации. Быстрое снижение концентрации глюкозы в крови является лими­тирующим фактором при данных нагрузках. При этом даже не на­капливается в крови большого количества лактата - максимальная его концентрация у детей в 7-9 лет составляет только 9 мМоль/л, т. е. вдвое ниже, чем у взрослых. Для развития анаэробных возможностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста анаэробные нагрузки следует включать в занятия физическими упражнениями, но их доля не должна превышать 20% общего объема нагрузки.

Дошкольный период в жизни ребёнка - прекрасное время, когда есть желание и возможности для накопления умственных и физических сил. Для правильного воспитания детей необходимо знать и учитывать психологические и возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста. Ведь развитие находится в прямой зависимости с возможностями ребёнка-дошкольника.

Дошкольный возраст - это жизненный период с трёх до семи лет. Этот период ознаменован стремительным ростом организма, активным развитием мозга и усложнением процессов в центральной нервной системе. Совершенствуется интеллектуальное поведение ребёнка. Это проявляется в развитии моральных понятий и обязанностей.

Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Основная потребность и деятельность ребёнка в этом возрасте - игра. На основе игры формируется личностное развитие ребёнка. Игра развивает воображение и способствует появлению чувства коллективизма. Знакомство с миром, людьми, их местом и ролью в обществе происходит посредством игры.

Социальные и нравственные нормы передаются также в игре. Поэтому необходимым условием этого периода является налаживание игрового процесса. Помимо потребности в игре, для этого времени характерна необходимость в самостоятельности, общении и уважении.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста выражаются в следующем:

  • склонность к подражанию;
  • импульсивность;
  • неспособность к самоконтролю;
  • преобладание чувств над разумом;
  • безграничное стремление быть самостоятельным;
  • активное познание нового.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста основаны на восприятии. Детские игры носят ролевой характер. Это время показательно:

  • Развитием воображения. Это происходит посредством замещения одного предмета другим.
  • Приобретением смысла. Детское сознание обретает смысловую структуру.
  • Выполнением мыслительных операций. Ребёнку доступно анализировать, синтезировать, обобщать и сравнивать.
  • Способностью к аналогичным действиям. Поэтапное объяснение ребёнку даёт ошеломляющий результат.
  • Чуткостью и вниманию к другим людям. Это выражается периодически.
  • Проявлением характера, упрямства и своеволия.
  • Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста основаны на потребности в общении и познавательной активности. Течение этого периода сопровождается сюжетно-ролевыми играми с преобладанием наглядно-образного мышления.

Особенностями этого возраста считают:

  • Усложнение волевых проявлений.
  • Появление способности к рефлексиям. Это происходит посредством реакции другого ребёнка на свои поступки.
  • Усложнение сюжетно- ролевой игры.
  • Зарождается осознанность выполняемых действий.
  • Общение со сверстниками выходит на более высокий уровень. Появляется способность к сотрудничеству. В частности, выполняются правила очередности.
  • Способность сопереживать и заботиться о ближнем или животном.
  • Возрастные особенности старших дошкольников заключаются в острой необходимости общения, где воображение является ведущей функцией. Детям в этом возрасте присущи такие особенности:
  • Безоговорочное доверие взрослому человеку.
  • Особая чувствительность.
  • Преобладание наглядно-образного мышления.
  • Составление мнения о себе посредством окружающих, т.е. формирование самосознания.
  • Ожидание оценки своих действий от окружающих.
  • Осознание собственных переживаний.
  • Появление учебного мотива.

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

Младший школьный возраст - период, когда начинается целенаправленное обучение. Основным видом деятельности теперь является учеба. Игра по- прежнему, важна и нужна, но её роль заметно ослабевает. Дальнейшее формирование и развитие психических свойств и человеческих качеств основывается на учебе. Учебная деятельность имеет сложную структуру, поэтому путь её становления достаточно долог.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста сложно описать кратко. Изначально они обусловлены формированием первичного цельного мировоззрения. Также имеют место следующие изменения:

  • Возникновение этических норм.
  • Преобладание разума над чувствами. Обдуманные поступки преобладают в большинстве случаев.
  • Появление стремления контролировать собственные действия.
  • Формирование личного сознания, самооценки.
  • Развитие интеллекта в результате учебной деятельности.

Возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста кратко можно определить активным развитием центральной нервной системы. Восприимчивость нервной системы в этот период гарантирует овладение сложными по координации движениями. Режим ребёнка должен быть наполнен обязательными физическими упражнениями. Регулярная физическая активность в это возрасте подвержена быстрому восстановлению.

детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность определяется как связь между разными эта­пами или ступенями развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его эле­менты. То есть в новом всегда сохраняются элементы предшествующего этапа развития.

Таким образом, преемственность - это одна из объективных закономерностей развития любого явления, благодаря ей разви­тие непрерывно.

Существует преемственность и в развитии детей раннего, до­школьного и младшего школьного возраста, в частности, преем­ственность в развитии личности ребенка. Сущностный характери­стикой личности является развитие творческих способностей человека, творческости как качества личности.

Преемственность в развитии творческой сущности личности в разные возрастные периоды и на разных ступенях образователь­ной системы определяется необходимостью, которая обусловлена социальным заказом к системе образования (обществу необходи­мы творческие личности). В условиях художественной, изобрази­тельной деятельности в силу ее специфики, объективно творче­ского характера имеются большие возможности для развития творческой личности.

Однако преемственность, будучи и закономерностью, и необ­ходимостью развития творческой личности, может быть стихий­ной, фрагментарной, неполноценной, если специально не созда­вать условия преемственного развития.

То есть система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, а затем в начальной школе должна обеспечить пре­емственность в развитии творческих основ личности. Таким обра­зом, преемственность в развитии личности обеспечивается преемственностью в системе образования. Эта преемственность проек­тируется и реализуется в целях, задачах, содержании, формах и методах работы с детьми.

На каждом возрастном этапе детства в пределах дошкольного должно происходить преобразование задач, содержания, методов и форм работы с дошкольниками с учетом и в связи со специфи­кой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей этого возраста, ведущего вида дея­тельности, магистральных линий развития, новообразований ка­ждого возрастного периода).

В предыдущих главах специфика творческого развития лично­сти дошкольника в условиях изобразительной деятельности рас- сматривалась нами в связи со всеми вышеназванными моментами. Доминирующая потребность детей раннего возраста (с года до трех лет) - освоение предметного мира и способов действия с ним. Предметная деятельность, в которой в основном и удовлетворяет­ся эта потребность, существенным образом влияет на характер изобразительной деятельности и возможности психического, лич­ностного развития ребенка в ней. Как следствие, это повлияло на конкретизацию задач, содержание, методы руководства этой дея­тельностью в раннем возрасте.

В дошкольном периоде, когда у детей развивается зародившая­ся раньше потребность освоения смысла деятельности взрослых, непосредственного участия в ней, ведущим видом деятельности становится игра. Возможность реализовать многие свои потреб­ности пока только в воображении, игровом плане существенно влияет на характер, своеобразие детской изобразительной дея­тельности (§ 3). Творческое воображение развивается наиболее интенсивно в этот стабильный период, поэтому задача развития творчества, продуктивного воображения является доминирующей в системе развивающего обучения на занятиях и в самостоятель­ной художественной деятельности дошкольников. Продолжают развиваться творческие умения. Приобретение знаний, умений и навыков подчиняется задаче развития творчества. Главное, чтобы ребенок мог выразить свои замыслы.

Именно поэтому в дошкольный период не только в условиях игры, но и в изобразительной деятельности целенаправленно раз­вивается фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детства - творческое воображение. Значение твор­ческого воображения в дошкольном возрасте непреходяще. Оно крайне важно для его последующего развития в более зрелые го­ды и обусловливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека.

Линия развития творческого воображения в условиях изобра­зительной деятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе.

Однако в начальной школе у детей появляется новый способ креативного познания мира - теоретическое мышление, которое формируется в учебной деятельности. Уже к концу дошкольного возраста у детей появляется более критичное отношение к результатам своей изобразительной деятельности, осознание при­чин ее несовершенства. В процессе осознания детьми смысла художественной деятельности (самовыражение и воздействие на других людей) у старших дошкольников зарождается новая по­требность: овладения знаниями и более совершенными способа­ми деятельности (адекватными оценкам и уровню требований окружающих). Оформляющаяся учебная деятельность становит­ся ведущей в начальной школе.

Процесс обучения детей на уроках предполагает задачу форми­рования соответствующих знаний и умений в сфере изобразитель­ного искусства как одну из главных. Однако характер освоения этого материала может быть как механическим, чисто репродук­тивным, так и творческим, креативным, на уровне творческого мышления. В.В.Давыдов продуктивное воображение, доминирую­щее в развитии дошкольников, считает основой творческого мыш­ления младшего школьника. Он рассматривает эти способности как самоценные и равноценные составляющие единой линии творческого развития детей - это и есть, по его мнению, основание преемственно­сти между дошкольной и школьной ступенями образования.

Креативное, творческое мышление младшего школьника - это как бы новый качественный отрезок в единой линии развития творческих способностей человека. Дошкольник познает мир в форме особых образов, через воображение, а школьник в процес­се мышления - в форме абстрактных понятий.

Таким образом, в начальной школе задача освоения специфи­ческих знаний, умений сохраняется при наполнении ее более сложным содержанием (например, некоторые законы линейной и воздушной перспективы). При этом процесс освоения идет более совершенным способом креативного познания - творческим мышлением, позволяющим осознать принципы, закономерности создания художественного образа.

В плане преемственности получает дальнейшее развитие спо­собность ребенка самостоятельно ставить изобразительные зада­чи, организовывать и осуществлять для их решения адекватные действия (например, целенаправленное наблюдение, упражнение в рисовании с натуры), проявлять инициативу, осознанную гиб­кость в поиске адекватных замыслу способов изображения и т.п. То есть в начальной школе продолжается процесс освоения, дея­тельности на более высоком, более осознанном уровне.



В то же время вне уроков не должна потеряться самостоя­тельная художественная деятельность детей, возникающая по их инициативе. Главный смысл этой деятельности, как и у дошко­льников, - творческое самовыражение. Знания, умения и опыт творческой деятельности занимают в этом случае подчиненное положение. Доминирующим психическим процессом в такой деятельности является творческое воображение. Смысл этой деятельности - в создании ребенком оригинального образа, аде­кватно отражающего его чувства, мысли, устремления. Именно в такой свободной форме изобразительной деятельности наибо­лее ярко продолжается собственная линия развития творческого воображения детей-школьников как одной из сущностных ха­рактеристик творческой личности.

Развитие творческого воображения младших школьников мо­жет продолжаться в начальной школе и в рамках кружковой, сту­дийной работы, на некоторых уроках по изобразительной дея­тельности, где рисование идет на свободную тему.

Таким образом, преемственность в творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществ­ляться по двум линиям: во-первых, развитие творческого вообра­жения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности. Во-вторых, развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельно­сти, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уро­вень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка.

Один из подходов в решении задачи развития творческого во­ображения школьника в единстве с формированием специфиче­ских знаний, умений реализован в программе по изобразительно­му искусству Б.М. Неменского. Эта программа в большей степени отвечает идеям преемственности в развитии и художественном образовании детей. Существуют и другие программы, пытающие­ся решить задачи развития творческого воображения и формиро­вания изобразительных навыков и умений в единстве.

В школе В.В.Давыдова в настоящее время разрабатываются программы преемственности в развитии разных форм креативно­го познания: творческого воображения и мышления.

Анализ практики преемственности в художественном воспита­нии детей дошкольного и младшего школьного возраста показы­вает стихийность этого процесса и даже ошибки в решении этой проблемы. В дошкольных учреждениях это проявляется в форси­ровании темпов психического развития детей дошкольного воз­раста, стремлении ставить и решать задачи начальной школы в условиях дошкольного образования. Конкретным проявлением этого является перенос задач, форм, методов обучения из началь­ной школы в дошкольное учреждение; ущемление игры как веду­щего вида деятельности. Все это пагубно скажется на дальнейшем общем психическом и личностном развитии ребенка. Главная причина такого явления - непонимание специфики дошкольного периода детства, его самоценности, неповторимости, приоритет­ности определенных сторон психического и личностного развития детей в этом возрасте.

В начальной школе, к сожалению, не учитывается опыт творче­ского развития детей в дошкольном возрасте и не подвергается дальнейшему развитию. Нередко учитель, не зная образовательной программы дошкольного детства, полностью дублирует задачи, содержание изобразительной деятельности, реализуемые в детском саду; использует методы и приемы обучения, из которых дети «выросли». Соотношение репродуктивных и креативных способов освоения ребенком изобразительной деятельности далеко не всегда является проблемой, осознаваемой и решаемой школьным учите­лем. Поэтому преемственность в художественном воспитании детей нередко носит внешний характер. Очень важно достижения в худо­жественном развитии детей-дошкольников сохранять и развивать при последующем обучении их в начальной школе.

Это должно проявляться в первую очередь в развитии ребенка как субъекта изобразительной деятельности. То есть его развитие сопряжено с дальнейшим освоением им этой деятельности. В пер­вую очередь с развитием общественно направленных мотивов деятельности, желания выполнить работу, производящую впечат­ление на других людей (выразительную и своеобразную). Соот­ветственно должна быть преемственность и в усилении учебных мотивов, развитии потребности заниматься данным видом деятельности, осваивать ее на более высоком уровне. Преемствен­ность должна быть и в освоении деятельности в сочетании всех ее структурных компонентов и становлении ее на самодеятельном уровне. То есть у младшего школьника получает дальнейшее раз­витие способность ребенка самостоятельно ставить изобрази­тельные задачи (целеполагание). Осуществлять адекватные дейст­вия (более совершенное восприятие, замысливание образа, более высокий уровень изображения, контроля и оценки). Как следст­вие, преемственным должно быть достижение более творческого уровня деятельности. Процесс освоения деятельности, процесс субъектного развития ребенка органично включает в себя разви­тие всех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой.

В решении проблемы преемственности особо следует обратить внимание на развитие творчества ребенка, творческости как каче­ства личности. Это обусловлено двумя факторами:

Сущностной характеристикой личности является способность к творчеству;

Изобразительная деятельность по своей сути в ее высшем уровне развития в обществе - это сфера творчества.

Полагаем, что проблему развития личности младшего школь­ника в условиях изобразительной деятельности следует рассмат­ривать так же, как и дошкольника, а именно: в общей системе работы по развитию личности во всех сферах и видах деятельно­сти (не только учебной).