История парфюмерии. Французские духи – произведение искусства в ароматах

В современном мире парфюмерная индустрия постоянно развивается, расширяя ассортимент своей продукции. Непрерывно парфюмеры создают все новые и неповторимые парфюмерные композиции. На сегодня парфюмеры зарегистрировали и производят свыше 20 тысяч композиций. Многие Дома Моды и известные дизайнеры одежды стали запускать собственные линии производства парфюмерной продукции, которые приносят значительные прибыли, чем создаваемые ими модные коллекции одежды. В современном мире парфюмерный бизнес развивается так, что созданием и производством ароматов занимаются такие фирмы, которые узко специализированы на это производство. 70% рынка охватывают десять крупнейших исследовательских фирм. Заказ на создание нового аромата проводится на конкурсной основе. Дома Моды устраивают конкурс среди специализированных фирм, фирма-победитель получает полное право на разработку и производство определенной парфюмерной продукции.

Одной из крупнейших гигантов создателей ароматов на парфюмерном рынке является швейцарская компания Givaudan. Эта компания считается всемирно-признанной и ведущей в своей сфере деятельности. Годом основания компания считает 1796 год. Создание ароматов парфюмерной композиции всегда привлекает известных дизайнеров. Так, например, такие знаменитости как Кельвин Клейн, Нина Ричи и многие другие известные личности создали совместно со специалистами парфюмерами компании свои индивидуальные духи. И этот процесс создания все более привлекательного парфюма бесконечен и постоянно востребован. Компания имеет множество своих подразделений во многих странах мира (порядка 50 стран), которые обслуживают своих клиентов в различных частях света. На парфюмерном рынке продукция этой компании составляет порядка 19,1%, объем продаж превысил 4 171,3 миллиона долларов. По этим показателям за 2011 год компания вышла в лидеры на рынке продаж. Чистая прибыль составила 199 миллионов швейцарских франков.

Швейцарская компания Firmenich SA также принадлежит к числу крупнейших парфюмерных компаний. Начиная свое производство с 1895 года, компания создала значительное количество привлекательных парфюмерных композиций, многие из которых популярны среди миллионов потребителей и по настоящее время. Компания имеет множество подразделений в 64 странах мира. Объем продаж 2011 года примерно равен 2 808, 6 миллионов долларов, что составляет 12,9% в доле рынка.

Американская компания IFF является крупнейшей в США и одна из крупных мировых гигантов в области производства ароматов. Создана компания в 1958 году. Компания в 2011 году по объему продаж вышла на третье место в мире. Доля продаж на рынке составила 12,8 %, объемы продаж 2011 года равны 2 788 миллионов долларов.

Основанная в 2003 году компания Symrise входит в число основных мировых производителей ароматов. Штаб квартира компании расположена в Германии. Объемы продаж на мировом рынке за 2011 год составили 2 052,2 миллиона долларов, что равно 9,4% доли парфюмерного рынка.

Японская компания Takasago по результатам 2011 года вошла в число крупнейших мировых компаний производителей ароматов. Объемы продаж составили 1 474,1 миллион долларов, рыночная доля продаж составила 6,8%. Созданная в 1920 году в Японии компания через 40 лет открыла свои подразделения в Нью-Йорке, Париже. Это были первые шаги на пути международного расширения бизнеса. Сейчас эта компания владеет крупными предприятиями и исследовательскими лабораториями во многих странах мира.
На современном этапе развития парфюмерного бизнеса компания Takasago является ведущей компанией на рынке стран Азии. Удачное использование широкого спектра восточных ароматов с высокими технологиями помогает компании достигать ведущих позиций в создании уникального парфюмерного сырья, которое привлекает таких известных и крупных производителей, как Givenchy, Christian Lacroix, Guerlain, Lancome, Rochas и ряд других производителей.

Многие современные компании производители ароматов освоили производства синтетических ароматов, это вошло в моду с конца девятнадцатого века. Эти ароматы намного экономичнее и обладают более низкой степенью аллергенности. Однако эти новомодные ингредиенты уступают по качеству натуральным компонентам, поскольку они не могут передать весь тонкий колорит естественных запахов. Порой парфюмеры при создании ароматов удачно используют синтетические и натуральные компоненты. Chanel 5 – одно из таких творений Коко Шанель.

Из стран лидером продаж на рынке является Франция, около 33% мировых продаж парфюмерной продукции принадлежат французским брендам. В десятку лидеров стран-экспортеров входят также США, Германия, Япония, Италия, Китай, Канада, Испания, Нидерланды, Бельгия.


Расцвет парфюмерного искусства во Франции

На XVII век приходится расцвет парфюмерного искусства во Франции. Вполне естественно, что честь изобретения многих парфюмерных композиций принадлежит романтичным и галантным французам. Французы наносили духи не только на тело, но и на одежду и аксессуары (особенно веера и перчатки), и парики.

Но главн ый прорыв в развитии парфюмерного искусства произошел в XVIII веке, когда в 1709 году итальянским цирюльником Джованни Паоло Феминисом, проживающим в Кельне, была создана «кельнская вода» - одеколон («eau de Cologne»). Она состояла из виноградного спирта, а также из базовых компонентов: масел нер оли, бергамота, лимона, лаванды и розмарина.

Вскоре это ароматическое средство (которое использовалось и в качестве чудодейственного эликсира, способного исцелять практически от всех болезней, включая оспу и чуму; его принимали орально, делали с ним инъекции и клизмы) приобрело феноменальную популярность и быстро распр остранилось по всей Европе.

Парфюмерным средством «кельнская вода» стала благодаря Наполеону Бонапарту, который в 1810 году издал декрет, обязывавший всех парфюмеров открыть формулы всех своих достижений. Так медицинское средство превратилось в одеколон, который настолько впечатлил императора Франции, что даже во время военных кампаний и ожесточенных боевых действий он всегда имел при себе бутылочку с кельнской водой.

По свидетельству современников, Наполеон буквально поливал себя этим одеколоном, расходуя до двух флаконов в день. Страсть Императора к ароматной воде послужила мощной дополнительной рекламой: каждый любитель одеколона чувствовал себя причастным к вкусам наполеоновского двора.

Другой важный вклад французов в развитие парфюмерной индустрии в том, чт о они усовершенствовали древнее египетское искусство создания флаконов для духов. После открытия стеклодувного завода Баккара в 1765 году французы изготовляли флаконы самой причудливой формы.

В XIX веке развитие науки и химии открывает огромные возможности для парфюмерной промышленности. Изменения во вкусах и достижения химии дали новый толчок развитию парфюмерии. Французская революция нисколько не уменьшила популярность ароматов, наоборот, появились новые запахи и новые названия, например, Parfum a la Guillotine, который был одним из первых парфюмерных бестселлеров. Примерно в то же время дамы стали носить при себе специальные ароматические коробочки, прообраз современных духов.

Грас – центр парфюмерной революции

Грас – небольшой городок на юге Франции, в Провансе. Именно здесь началась революция в парфюмерной промышленности. Грас стал крупнейшим в мире поставщиком сырья для духов.

Каждый год в мае, жители Граса собирали необычный «урожай». Молодые девушки в длинных платьях и соломенных шляпах с бантами ранним утром начинали сбор душистых цветков жасмина и туберозы, кассии и флердоранжа, роз или фиалок в плетеные корзины.

К началу ХХ века в Грасе было уже пятьдесят фабрик, перерабатывавших в период самого интенсивного сбора до 45 тысяч килограммов роз в день. Производитель цветов каждый день сдавал собранные цветы на фабрики, и в специальной книге записывалось количество сданного сырья, так как оплата производилась в конце сезона.

Период сбора жасмина более длительный, чем у розы, но сентябрьский жасмин стоил дешевле, особенно если цветки были подмочены дождем. Сортировка цветочной массы должна была происходить быстро, чтобы избежать малейшего нагревания или процесса ферментации, если лепестки слишком долго оставались в куче. В цехе насыщения рабочие перекладывали драгоценные лепестки жасмина, туберозы или жонкиля на раму, заполненную очищенным маслом, где проходила холодная мацерация с обновлением лепестков каждые двадцать четыре часа до момента сатурации масла.

Для цветов кассии, розы, апельсина, жасмина и мимозы адсорбционное масло поддерживалось в жидком состоянии легким подогревом, так же как и при обработке росного ладана, стиракса и др. В других цехах происходила дистилляция: свежие или сухие растения (по преимуществу предварительно смоченные) опускали в соленую и подогретую воду, наполнявшую древние реторты и перегонные кубы, унаследованные от далекого алхимического прошлого. За процессом внимательно следили, стремясь избежать резкого повышения температуры, что могло «сжечь» ароматы лаванды, тимьяна, аниса и розы.

Среди традиционных способов была водяная баня: процесс медленный и дорогостоящий, но гарантировавший получение превосходных эфирных масел. Наконец, эфирные масла выделяли с помощью летучих растворителей. Этот способ особенно применялся для получения душистых веществ из роз, продуктов животного происхождения, смол и бальзамов, а также цветов, которые не все отдали в процессе насыщения масел.

Поскольку производство парфюмерного сырья – очень длительный и затратный процесс, стоит оно очень дорого. Так, один килограмм розового концентрата стоит 9000 долларов, но его достаточно для производства нескольких сотен флаконов духов.

Однако из-за вторжения химии в мир парфюмерии, а также в результате использования более дешевого труда и ингредиентов, центрами производства парфюмерного сырья стали Китай, Индия, Южная Африка и Морокко. Концентрат, который они производят, уступает грасскому аналогу, но зато и стоит дешевле, поэтому пользуется спросом на парфюмерном рынке. Однако, несмотря на это, Грас и сегодня сохраняет статус мировой парфюмерной столицы.

В 1828 году Пьер Франсуа Герлен открыл первую парфюмерную лавку в Париже и положил начало парфюмерной династии Герленов. Пять поколений потомственных парфюмеров подарили миру такие шедевры, как Jicky (1889), Shalimar (1925), Mitsouko (1919) и другие.

В середине XIX века производство духов и туалетной воды перестало быть кустарным и приобрело промышленные масштабы. Толчком для создания крупных парфюмерных компаний послужило появления науки о создании ароматов, основы которой разработали «отцы» элитной парфюмерии – Жан Герлен, Франсуа Коти и Эрнест Дальтроф.

В это же время Франсуа Коти начинает экспериментировать с искусственными запахами, соединяя их с натуральными эссенциями. Результатом его экспериментов стал выпуск в 1917 году туалетной воды Сhуprе, позже ставшей прообразом для целого ароматного семейства и послужившей основой для знаменитых на весь мир духов Chanel №5. Кроме того, активно развивались и совершенствовались ориентальные и амбровые ароматы.

Однако прославил французскую парфюмерию во всем мире Жан Пату. Выпущенный им в 1930 году аромат Joy стал настоящим прорывом и получил титул «самого дорогого парфюма в мире». Для его производства использовалось только самое дорогое и редкое сырье, поэтому 50 мл. духов стоили 120 долларов. Жан Пату создал Joy после обвала американского фондового рынка в 1929 году. Аромат должен был поднять дух и внушить надежду на будущее американским клиентам Пату, которые переживали трудные времена. Неизменная с 1930 года композиция построена на удивительной комбинации ароматов розы и жасмина, создавая удивительную цветочную мелодию, которая стала фирменным знаком парфюмерии Дома Jean Patou на многие годы.

В развитии французской парфюмерии в первой половине ХХ века, нельзя не упомянуть о еще двух легендарных ароматах: Shalimar от Guerlain и Chanel №5 от Chanel. Shalimar – классический мягкий сандаловый аромат, созданный Жаком Герленом в 1921 году. В 1925 году он был выпущен во флаконе из хрусталя Баккара и отправлен на Всемирную выставку. Аромат и его название навеяны историей принцессы Мумтаз-Махал, ради которой ее супруг Шах-Джахан воздвиг легендарный Тадж-Махал.

Название Shalimar происходит от садов Шалимара, любимом месте Мумтаз-Махал. На санскрите «Шалимар» означает «храм любви». Shalimar – сладкий, ориентальный ванильный аромат, композиция которого состоит из парфюмерных нот цитруса, кедра, бергамота, ириса, пачули, жасмина, розы, кожи, сандалового дерева, мускуса, циветты, ванили и ладана.

Духи Chanel №5 созданы гениальным парфюмером, выходцем из России Эрнестом Бо в 1921 году. Легенда гласит, что Коко Шанель попросила парфюмера создать «искусственный аромат, который пахнет Женщиной». Создавая первый аромат Chanel, Бо экспериментировал с альдегидами - синтетическими цветочными запахами – и стал первым парфюмером, которому удалось построить на основе молекул альдегидов полноценный аромат.

Бо представил Шанель на выбор десять ароматов, из которых она выбрала пятый, откуда и пошло название шедевра. Chanel №5 – это цветочный аромат, в парфюмерную композицию которого входят ноты нероли, иланг-иланга, бергамота, лимона, ириса, жасмина, ландыша, розы, амбры, сандалового дерева, пачули, мускуса, ванили, ветивера и дубового мха. Сегодня флакон духову Chanel №5 продается в мире каждые 30 секунд.

Эти ароматы стали первыми настоящими элитными духами, символом французской парфюмерии.

Продолжение следует...

Вдохновляющие, легкие, изящные или страстные - ароматы присутствуют в жизни человека с давних времен. Парфюмерия прочно обосновалась в современном мире, это особенное искусство. Создание ароматов доступно людям с чрезвычайным талантом. При этом история парфюмерии насыщена интересными фактами, что заставляет ценить любимые запахи.

Ароматы из древности

Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно. Считается, что это Месопотамия или Аравия. Первый в мире профессиональный химик, человек по имени Тапутти, упоминается в клинописной табличке II века до н. э. Возможно, это была женщина. Итальянские археологи обнаружили в 2005 году огромный завод для производства духов на Кипре. Он был построен более 4 000 лет назад.

В древнеегипетских летописях упоминаются парфюмерные средства. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены около 3 000 сосудов, которые содержали древние благовония. Даже спустя 300 веков, средства источали аромат. Поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.

В Греции ароматические масла и благовония широко использовались как в религиозных, так и в бытовых целях. В городе Родос изготавливались емкости необычной формы. Мази и масла наносили на тело в целях гигиены и просто для удовольствия.

Значительный вклад в развитие парфюмерии внесла исламская культура. Главными нововведениями в истории были:

  • изобретение способа извлечения ароматов при помощи паровой дистилляции;
  • внедрение нового сырья: мускуса, амбры, жасмина, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.

С распространением христианства значительно уменьшилось употребление духов на Ближнем Востоке. Но в мусульманских странах благовония продолжали использовать. В распоряжении парфюмеров был широкий выбор специй, трав, цветов, смол, ценных пород дерева. В истории парфюмерии зафиксировано, что арабы и персы веками торговали душистыми ингредиентами с Западом.

Ароматы Запада

С падением Римской империи и нашествием варваров западная культура ослабла. Это коснулось и парфюмерного искусства. Но уже к XII веку благодаря укреплению торговли и освоению дистилляции ситуация изменилась. Не последнюю роль в этом сыграл рост университетов в крупных городах и развитие алхимии. Средневековое общество, вопреки расхожему мнению, уделяло большое внимание гигиене. Люди принимали ароматные ванны и стирали белье с душистыми средствами.

Появился новый сосуд для хранения ароматических смесей − помандер. Это был шар из металла с отверстиями, через которые просачивался запах. В XIV веке в обиход вошли жидкие духи, состоящие из эфирных масел и спирта. Они стали называться «туалетная вода». По легенде пожилая королева Венгрии Елизавета, используя такую воду, помолодела и вылечилась от всех болезней.

Великие географические открытия сильно повлияли на историю индустрии ароматов. Марко Поло привозил из путешествий новые ингредиенты: перец, гвоздику и мускатный орех. В XV веке была открыта Америка, и лидерами торговли стали Испания и Португалия. Расширился состав туалетной воды, смешивались , мускус, амбра, .

Тайны венецианских парфюмеров добрались до Франции, которая быстро стала европейским косметическим центром. Выращивание цветов для эфирных масел выросло до промышленных масштабов. В основном в Грассе, который и по сей день считается столицей парфюмерии.

История развития

В Эпоху просвещения духи и масла использовались особенно активно. Например, дворец короля Людовика XV получил название «ароматный двор», так как ежедневно оттуда доносились разнообразные приятные запахи. Ароматические жидкости использовались для кожи, вееров, париков, перчаток и даже мебели.

После промышленной революции производство парфюмерии приобрело невиданный размах в Европе. В 1709 году Джованни Паоло Феминис создал «кельнскую воду» − . В составе присутствовали виноградный спирт и масла нероли, лаванды, лимона, бергамота, розмарина.

В XIX веке парфюмерные компании стали популярной идеей, а современная индустрия обязана этим , Франсуа Коти и Эрнесту Дальтрофу. В парфюмерии начали использоваться не только органические, но и синтетические вещества.

Развитие этой сферы в начале ХХ века привело к огромному . Появилось семейство , изменялась мода на типы запахов. Популярность насыщенных духов падала, а цветочные становились востребованы.

В 1921 году парфюмеры открывают свойства альдегидов. Цена на духи существенно снижается.

В 60-е годы женский парфюм стал более легким и приятным. Наступил расцвет мужских ароматов.

В 80-х снова стали актуальны тяжелые и пряные запахи, появилась мода на озон и морские ноты.

С приходом 90-х вернулась естественная цветочная палитра. Современные мастера продолжают эксперименты с композициями и флаконами. Парфюмерные новинки появляются практически ежедневно.

  • Наполеон Бонапарт использовал по два флакона «кельнской воды» в день. А императрица Жозефина любила духи настолько, что через полвека после ее смерти в королевском будуаре еще чувствовался аромат мускуса.
  • Советские духи «Красная Москва» − реплика парфюмерной композиции «Любимые духи императрицы», которую создал французский мастер Август Мишель в подарок Марии Федоровне Романовой.
  • Самые дорогие в истории мира духи − Clive Christian΄s Imperial Majesty. Они продаются во флаконе из горного хрусталя, инкрустированном золотом и бриллиантами. Стоимость − более 200 тысяч долларов.
  • Американский биолог Шереф Манси и австралийский парфюмер Люси МакРей разрабатывают новый вид духов: капсулы для приема внутрь. По утверждению авторов, тело человека вместе с потом будет выделять неповторимый аромат.

Парфюмерия имеет длинную и насыщенную событиями историю. С момента зарождения и до сегодняшнего дня был пройден долгий и трудный путь. Легенды, факты и разные люди складывают полную картину развития этой сферы. А современное разнообразие ароматов позволяет выбрать идеальный парфюм на любой вкус.






9672

05.02.16 10:03

Если вы смотрели фильм «Парфюмер: История одного убийцы», у вас могло сложиться неправильное представление об этой профессии. Конечно, его герои работали по старинке, сейчас не требуется самому делать вытяжку из вороха растений – есть специальные готовые эссенции. И все равно каждый из известных парфюмеров (и те, кто создал легендарные ароматы, и те, кто «колдует» над духами сейчас) немножко алхимики. Кроме того, они обладают потрясающим обонянием (недаром их называют «лучшими носами») и чувством прекрасного. Кто же они – самые известные парфюмеры?

Самые известные парфюмеры в мире

Автор неувядающей легенды

Долгое время лидирующую позицию по продажам занимало культовое творение Эрнеста Бо «Chanel №5», пока его не потеснил современный аромат «J"adore». Собственно, духи, изготовленные по заказу французской легенды мира моды Коко Шанель , остались лучшим детищем Эрнеста.

Он родился в Москве в начале 1880-х и принадлежал к известному роду парфюмеров (его отец Эдуард тоже трудился в этой отрасли). Вскоре после революции 38-летний Эрнест покинул родину, чтобы поселиться во Франции. Он устроился в парфюмерную фирму «Chiris» и уже в 1920-м году встретился с великой Коко. В результате их сотрудничества родились «Chanel №5», за простенький флакончик которых многие душу готовы продать. Мастер представил на суд Коко много вариантов, но ей понравился тот, что находился в бутылочке под номером пять. Отсюда – название аромата.

Изобретатель ориентального аромата

Жак Герлен – тоже потомственный парфюмер. Его дедушка Пьер открыл свой магазинчик еще в 1828-м, потом дело перешло к сыновьям Габриеэлю и Эме. В 1912-м году «у руля» встал сын Габриэля. Жак сразу проявил свой небывалый талант и создал ароматы «L"Heure Bleue» и «Mitsouko», сразу же ставшие «хитами».

Но главное детище Жака было впереди – в 1925-м году он представил публике «Shalimar», открывший эру ориентальных ароматов. Эрнест Бо даже пошутил по этому поводу: «Я беру в руки ваниль и делаю крем-брюле, но когда ваниль попалась на глаза Жаку Герлену, он придумал «Shalimar». До сих пор эти духи очень востребованы, их любят роскошные женщины: Джина Лоллобриджида и Мэрил Стрип , Орнелла Мути и Джейн Биркин .

Перфекционист, автор винтажных духов

На счету другого самого известного парфюмера 17 ароматов, зато каких! Все они достались Эдмону Рудницка потом и кровью – он был редкостным перфекционистом.

Рудницка учился у Эрнеста Бо, а имя себе сделал, работая на Кристиана Диора (хотя создал несколько ароматов для Элизабет Арден и Эрмеса). Именно Эдмон ввел «моду» на названия известных духов, выходящих под брендом «Christian Dior»: с его легкой руки в мир ушли «Diorama», «Diorissimo», «Diorella» (во всех присутствует слово «Dior»). Создавая необыкновенные воздушные цветочные композиции, Рудницка вписал свое имя в историю парфюмерии, ведь и сегодня винтажные творения мастера любимы девушками и женщинами. Сам он отдавал предпочтение духам «Diorella», считая их вершиной своего мастерства.

Его муза – Катрин Денёв

Франсис Куркджан куда моложе своих именитых коллег – он родился в 1969-м году. В юности он довольно долго «метался», не зная, где его призвание: был пианистом и танцовщиком, пробовал шить, но потом решил, что должен заниматься созданием ароматов. И он преуспел в этом! Кое-кто до сих пор думает, что одеколон «Le Male Jean Paul Gaultier» (вы наверняка видели эти флакончики в виде мужской фигуры) «сочинил» модельер Жан-Поль Готье . А вот и нет! Автором одеколона был 23-летний парень с армянскими корнями Куркджан.

Еще одна культовая вещь кудесника – нежный и манящий аромат «Elizabeth Arden Green Tea». В 2009-м году Франсис зарегистрировал свой бренд «La Maison Francis Kurkdjian». Среди клиентов мэтра есть звезды первой величины, например, актриса Катрин Денёв, для которой Куркджан сотворил немало незабываемых духов.

От яда до ангела

Оливье Креспу повезло: он появился на свет в парфюмерной Мекке, городе Грасс, а его родители продавали сырье для парфюмеров. Оливье с радостью продолжил династию, только ему было интереснее самому «колдовать» над пробирками.

Зато теперь он – известный парфюмер, сотрудничавший и с «Dolce & Gabbana», и с «Nina Ricci», и с «Yves Saint-Laurent», и с «Givenchy». Но наиболее знаменитыми творениями мастера остаются мужской аромат «Dior Dune», несколько вариаций духов «Poison» и «Angel», созданный в содружестве с Тьери Мюглером.

Отец и сын

Десятую, юбилейную, премию «Prix International du Parfum» (своего рода парфюмерный «Оскар», который присуждается каждый год «лучшему носу планеты») вручили Оливье Польжу. Еще его отец Жан прославил фамилию Польж, много лет кропотливо трудясь для Дома «Chanel» и придумывая волшебные духи.

Правда, папа не очень-то верил в сына, говоря в интервью, что из Оливье не выйдет выдающегося парфюмера. Да парень и сам не мечтал продолжать дело отца. Но, будучи студентом университета (факультет истории искусств), он попал в лабораторию, где создавались ароматы и… пропал.

Он, как и его тезка Оливье Кресп, родился в Грассе, так что сам Бог велел Польжу младшему пойти по этой стезе. Хорошо, что он вовремя пришел к этой мысли, иначе у нас не было бы «Kenzo Power», «La Perla Blue» или очень востребованного изысканного мужского аромата «Dolce & Gabbana The One». А вот к награде его привел парфюм «Dior Homme».

У мира парфюмерии есть собственная история, которая неразрывно связана с историей всего человечества.

О том, что аромат приподнимает нас над обыденной реальностью, знали издавна. Недаром жрецы сжигали растения, выполняя священные ритуалы, участвуя в обрядах, с помощью запахов постигая, таким образом, тайны мироздания. В Риме во времена античности запаху придавали целебную силу.
1-ая шкатулка с ароматами, которая упоминалась в истории, была собственностью царя Дария. Египет, Индия, Сирия и др. страны производили мускус, амбру, шафран, мирру, розовую воду и пр.
Благовониями пользовались древние римляне и греки. Из Италии духи распространились по Европе. В Др. Греции для благовоний использовали смолы, бальзамы, специи, эфирные масла из цветов, нагревая их на углях, чтобы получить желаемый аромат. При раскопках в той местности нашли таблички, где подробно описан состав ароматов.
Их воскуряли в храмах, приносили в жертвоприношение богам, с их помощью ароматизировали фонтаны. Мешочки с сухими благовониями прикрепляли к одежде и волосам, аромамаслами натирали тело. После нашествия варвар их употребление прекратилось в странах Запада. Затем был изобретен перегонный куб, улучшилась дистилляция, снова открыт способ для получения спирта.
Венеция стала столицей парфюмерии, в этом городе перерабатывали пряности со всех стран Востока. Французские духи возникли в XI в., когда крестоносцы из Иерусалима привезли розы и жасмин, а в XII в. в Европе узнали об арабской технологии дистилляции спирта. В XV в. Париж и Грас стали известны на весь мир как центры парфюмерии. Согласно этикету во французском королевском дворе все придворные должны были использовать косметику и аромамасла.

Слово «парфюмерия » начало использоваться в лексиконе с 1-ой трети XVI в., оно произошло от «фумус» (воспарение, курение).
В XVI в. Маурицио Франжипани в Италии придумал растворить душистые вещества в спирте, что стало переворотом в мире парфюмерии. С этих пор начали создавать множество аромакомбинаций, стало возможным хранить в стеклянных флаконах ароматы трав, цветов, деревьев и др. В XVIII в. духи произошло четкое разделение на женские и мужские.
Создателем одеколона стал итальянец Жан Мари Фарина. После смерти его сыновья создали фабрику, готовя парфюмированную воду на высококачественном виноградном спирте, которой дали название о-де-колон. При выдерживании в бочках из кедровой древесины спирт смешивался с эфирными маслами, создавая неповторимый аромат. Вода из г. Кельна (еаr de Cologne) осталась бы неизвестной, если б Наполеон не увлекался ее использованием (приобретал до 60 флакончиков каждый месяц). Когда он находился на о-ве Св. Елены, и у него закончился одеколон, Наполеон придумал свой рецепт духов с бергамотом, назвав его туалетной водой.
Во второй половине XIV в. появились жидкие духи, в основе которых были спирт и эфирные масла. В XVI веке стали модными парфюмированные перчатки. Затем потребление духов увеличилось для того, чтобы замаскировать неприятные запахи. В 1608 г. в монастыре начала работу 1-ая в мире парфюмерная фабрика.
В XIX в. «отцы» парфюмерии Ф. Коти, Жан Герлен и Э. Дальтроф выдвинули основные теории для создания ароматов. Затем выпуск духов перестал считаться кустарным, появились парфюмерные компании.

Парфюмерия в ХХ в.

Когда Поль Пуаре высказал идею, что ароматы могут стать удачным дополнением для линий одежды, кутюрье объединили парфюмерию и модельный бизнес. Произошло это в 1911 году. Ф. Коти соединил в своих композициях натуральные и искусственные запахи. В 1917 г. им был выпущен Шипр, от которого произошло целое семейство запахов. Стали развиваться амбровые и восточные запахи.
Женские и мужские запахи в то время начали приобретать явные отличия. Г. Шанель в 1921 г. выпустила духи с товарным знаком «Шанель №5». В 20-х годах парфюмеры нашли способ создать аромат «синтетическим» путём: в «Шанель №5» начали использовать альдегиды. В 1929 г. были очень популярны духи «Лиу», которые стали символом души женщины.
В 30-х годах наступил расцвет спортивных, с нотками табака «мужских» запахов.

В 1944 г. появился протест против войны в виде духов. Их создал Марсель Роша, назвав их Femme в честь женщины.

В 50-е годы парфюмерия во Франции достигла пика развития, к тому же обострилась конкуренция с приходом новых ароматов из-за океана.

В 60-х гг. случился «бум» мужской туалетной воды. В 70-х г. началась мода на «pret-a-porter»-коллекции, появилась парфюмерия «pret-a-porter de lux», которая стала доступнее. В конце 60-х гг. в духи проникла восточная тема, модным был амбровый запах Fijiu Ги Ляроша и Chamade Герлена.

В 70-х годах на мир моды повлияло движение феминисток: духи для женщин начали заимствовать идеи у одеколонов для мужчин. Диоровская Eau savage стала прототипом освежающих вод. В 1977 г. Ив Сен-Лоран создал знаменитый Opium.

В 80-х гг. вещи считались знаком статуса их хозяина, духи стали показателем престижности, таким же как дом, одежда, автомобиль. В это время производились эксперименты в области флаконов, стали модными «амбровые» тяжёлые ароматы. В конце 80-х гг. в лабораториях созданы морские ароматы.

В 90-х годах пришла мода на легкие, природные ароматы. По новой технологии «живые цветы» стало возможным сохранить аромат не сорванных растений (вытяжки под стеклянным колпаком).

В последние годы стали популярными фруктовые запахи цитрусовых, смородины, ананаса. В современных духах сочетаются богатство и лёгкость, отлично гармонирующие с естественным запахом кожи.

1981-1985-е гг. - пришла мода на сексуальность и чувственность в духах, 1986-1988 гг. - классика, женственность, 1988-1990 гг. - символизм и духовность, в 90-х гг. ХХ в. - естественность, свежесть и экологичность.

Во французском банке данных в сфере парфюмерии за период с 1880 г. по 1985 г. насчитывается 8 000 наименований духов, из них 6 000 были придуманы во Франции. Эксперты утверждают, что около 2 000 составов духов остались незаписанными.

Какой аромат - ваш? Как говорил Кристиан Диор, мужчина может забыть, как женщина выглядела, однако запах её духов останется в его памяти навсегда.