Значение слова персонификация в словаре литературоведческих терминов. Персонификация - это понятие с широким спектром значений

Персонификация (лат. persona – лицо, и facere – делать) – термин, первоначально использовавшийся для обозначения свойства сознания наделять неодушевленные предметы, природные явления и силы человеческими свойствами. Явление персонификации (иными словами, олицетворение) часто встречается в мифологии, сказках, религии, магии... Понятие получило распространение также в социологии, философии и психологии.

Определение термина в психологическом контексте связывают с именем американского исследователя Гарри Салливана. Согласно его теории, персонификация – это те образы, которые рождаются в сознании человека в процессе взаимодействия с окружающим миром, начиная с младенчества. Особенность персонификаций состоит в том, что они иногда не соответствуют действительности – рождаясь как реакция на определенное событие или эмоцию, они закрепляются в сознании в качестве стереотипов и проецируются на других людей, не всегда подходящих под этот шаблон.

Салливан, как и Зигмунд Фрейд, отмечал важную роль матери в процессе формировании личности, однако, в отличие от австрийского психолога, он считал, что личность продолжает свое развитие и во взрослом возрасте. Три вида персонификации по теории Салливана – касательно матери, своего «Я» и идола.

Первый этап персонификации происходит в младенческом возрасте и представляет собой два компонента – «мать-плохая» (первоочередный) и «мать-хорошая». «Мать-плохая» появляется в сознании ребенка из-за предмета, который не приносит ему пищи – например, пустышка. Этот образ не идентифицирован, поскольку пустышку он может получить от кого угодно. «Мать-хорошая» рождает образ матери, проявляющей заботу о своем ребенке. Эти два элемента, проецируемые на одного человека, рождают в сознании два противоположных образа матери, гармонично сосуществующих вместе.

После того как образ матери сформирован и ребенок вступает в фазу межличностного общения, начинает проявляться «персонификация я». Персонификация «я-плохой» связана с теми переживаниями, который ребенок испытывает, когда чувствует неодобрение со стороны другого человека (наказание матерью за плохое поведение). «Я-хороший», напротив, проецирует положительные эмоции. «Не-я» – это следствие сильных эмоций, переживаемых ребенком.

Следующий этап – это персонификация идола: вследствие недостатка общения или внимания, ребенок придумывает себе воображаемого друга, который зачастую не менее дорог ему, чем реальные люди. Персонификация идола проявляется и у взрослых людей, когда они наделяют окружающих чертами характера, которыми те не обладают. Результатом такой деятельности могут быть конфликты в межличностном общении.

Несомненно, психология - одна из важнейших наук, помогающая индивиду познать самого себя в первую очередь. В этом ей приходит на помощь целая плеяда терминов и определений. Одним из них является персонификация. На чем основывается понятие и что оно значит, интересует многих. Нередко его определяют как олицетворение, но термин обладает большим числом смыслов. Проанализируем, что такое персонификация, более детально.

История определения

Слово персонификация произошло от латинского persona, означающего «лицо» и facio - «делаю». Настоящий термин вначале применялся, чтобы обозначить возможность наделения неодушевленных объектов или природных явлений человеческими свойствами. Это зачастую попадается в мифах, сказках, религиозных текстах . Позже персонификация пришла и в философию и психологию.

В последнюю науку ее привнес американский исследователь Гарри Салливан. Он предложил теорию, в которой говорилось, что персонификация - это образы, рождающиеся в сознании человека при соприкосновении с окружающим миром. Это продолжается на протяжении целой жизни, с самого младенчества.

В психологии

Современные психологи говорят о двух первостепенных определениях персонификации. К первому причисляют приписывание человеческих или личностных качеств некой «абстракции», под какой может иметься в виду определенная общественная группа или структура, реальный человек и даже что-то нечеловеческое.

Второе определение более узкое. Им называют тип защитного механизма, когда индивидуум приписывает качество или свою вину прочим вследствие личной фрустрации .

Следует обозначить, что явление персонификации совершается в разрыве от действительности. Оно зарождается как реакция на тот или иной событие, эмоцию, оставаясь в сознании человека как некий стереотип или шаблон. Часто персонификация проецируется на окружающих людей или события, не подходящие под настоящий штамп.

Такие психологи, как Салливан и Фрейд указывали на значительную роль матери в процессе становления личности, но Гарри Салливан полагал, что развитие продолжается и у взрослого человека. Исходя из этого, американский психолог выделяет определенные виды персонификации.

Виды и этапы

Тремя видами персонификации, обнаруженными Салливаном, являются:

  1. Роль матери.
  2. Собственное «Я».
  3. Идол.

Первый этап

Формируется в младенческом возрасте, выделяя два компонента:

  • мать - хорошая;
  • мать - плохая.

Под плохой матерью подразумевается та, которая не предоставляет ребенку то, что он желает. Например, пустышка вместо еды. В этом случае в сознании ребенка не случается определенной идентификации, так как пустышку ему может принести каждый. Он как бы не распознает свою мать.

Второй образ «мать - хорошая», отвечающая на все потребности. Это тип, создающийся в сознании ребенка, определяя ее, как существо, заботящееся о нем . Два таких элемента, действующих на одного, в данном случае ребенка, абсолютно противоположны. Но несмотря на это они совершенно гармонично наличествуют в сознании человека.

Второй этап

Когда образ матери сформировался и ребенок начинает общаться с другими людьми, происходит персонификация собственного «Я». Тут также выделяются два направления:

  • я плохой;
  • я хороший.

Первая связана с переживаниями, которые присутствуют у ребенка, когда он чувствует осуждение. Если со стороны другого человека исходит негатив, как реакция на совершенный ребенком проступок, то он идентифицирует себя с «я плохой». Например, наказание.

«Я хороший», наоборот, рождает только положительные чувства. Получая одобрение, ребенок считает себя хорошим и правильным. «Не-я» появляется вследствие сильных эмоций, которые переживает человек.

Третий этап

И последний тип основан на идоле. Когда ребенку не хватает внимания и общения он начинает придумывать себе воображаемого друга, который становится ему очень близок и дорог, как реально существующий человек.

Персонификация идола может наблюдаться и у взрослых людей. Она заключается в том, что индивид наделяет окружающих теми чертами характера, которые им не присущи. Такое ошибочное мнение может рождать конфликты.

Примеры

Стоит отметить, что персонификация - это в первую очередь стремление обрести отличную от себя, обособленную личность. Любой автономный или частично автономный комплекс может быть наделен чертами персонификации, являться в виде личности . Это хорошо просматривается в спиритическом сеансе или автоматическом письме. А также данное явление часто наблюдается у душевнобольных, страдающих галлюцинациями.

Юнг выделял персонификацию первобытных людей, которые связывали ее с бессознательным идентифицированием различных объектов, явлений (например, природы) до тех пор, пока идентификация не становится осознанной, понимая происхождение и смысл данного объекта.

Персонификация

(от лат. persona - личность, лицо и facere - делать) - наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним П. - олицетворение.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Персонификация

Наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним-олицетворение.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Синонимы :

Смотреть что такое "персонификация" в других словарях:

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - (ново лат., от лат. persona лицо, и facere делать). Акт олицетворения, т. е. представление предмета в виде личности, и следствия такого олицетворения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка

    Персонификация - (латинск.) термин античной стилистики, то же, что олицетворение (см.). Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В.… … Литературная энциклопедия

    персонификация - аллегория, одушевление, олицетворение, персонализация, антропоморфизм, очеловечение Словарь русских синонимов. персонификация см. олицетворение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    персонификация - и, ж. personnification f. Олицетворение. Высказываются различные и даже противоположные отношения к императорству, к его персонификации. 1867. Н. И. Утин Огареву. // ЛН 62 679. В его <мопассана> изображении.. крестьянин становится каким то … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Персонификация - возложение личной, персональной ответственности на работников в соответствии с должностными инструкциями. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - (от лат. persona лицо и...фикация) представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека. Распространена в мифологии, сказках, притчах. Ср. Аллегория, Олицетворение … Большой Энциклопедический словарь

    Персонификация - восприятия виртуальной реальности связана с эффектом психологической достоверности аудиовизуального общения, непосредственного контакта пользователя с автором и другими пользователями в режиме реального времени. Способствуя превращению зрителя в… … Энциклопедия культурологии

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, персонификации, жен. (лат. personificatio) (книжн.). Олицетворение, представление какого нибудь предмета или абстрактного понятия в образе лица, в образе человека. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - (от лат. persona – личность и facere – делать) понимание и изображение абстрактных понятий или неодушевленных вещей (таких, напр., как справедливость, небо, источник) в качестве живых существ, наделенных, подобно личности, определенным… … Философская энциклопедия

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - англ. personification; нем. Personifizierung. 1. Наделение животного, предмета, явлений природы, соц. структур, отвлеченных понятий человеческими свойствами. 2. Стремление индивида переложить на к. л. вину за события или ситуации, вызывающие… … Энциклопедия социологии

Книги

  • , Золотов Ю.А.. Персонификация истории науки необходима и весьма полезна для преподавания, для пробуждения интереса к научному поиску; в жизни и трудах известных ученых мы ищем пример, ищем идеал. Биографии… Купить за 1068 грн (только Украина)
  • Кто был кто в аналитической химии в России и СССР , Золотов Ю.. Персонификация истории науки необходима и весьма полезна для преподавания, для пробуждения интереса к научному поиску; в жизни и трудах известных ученых мы ищем пример, ищем идеал. Биографии…

Персонификация – это индивидуальный образ самого себя или другого человека. Он представляет собой совокупность представлений, чувств, отношений, возникающую на основе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. Например, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать заботится о нем. Персонификация плохой матери возникает вследствие переживания ребенка, связанного с тем, что мать тревожная и побуждает тревогу у ребенка. Эти образы редко соответствуют в точности тем людям, которых представляют. Первоначально они формируются для построения отношений в изолированной межличностной ситуации, но впоследствии они закрепляются и влияют на отношение к другим людям. Например, человек, персонифицировавший отца как авторитарную личность, может проецировать эту персонификацию на других мужчин старшего возраста (преподавателей, работодателей, чиновников).

Персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Это – представления, по поводу которых существует единодушие, т.е. идеи, получившие широкое распространение в обществе и предаваемые из поколения в поколение.

Когнитивные процессы .

Салливан, обсуждая проблемы роли познания в функционировании личности, выделяет три типа переживаний: прототаксические, паратаксические и синтаксические.

Прототаксический способ мышления рассматривается как дискретный ряд кратковременных состояний сензитивного организма. Этот тип опыта соответствует тому, что Джеймс назвал потоком сознания, «сырых» ощущений, образов, чувств, протекающих через разум. Между ними нет никакой связи, и они не имеют смысла для субъекта опыта. Прототаксический способ переживаний наиболее явно обнаруживается в первые месяцы жизни и является необходимой предпосылкой двух других.

Паратаксический способ мышления представляет усмотрение причинных отношений между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны. Салливан полагал, что мышление людей во многом не выше паратаксического: человек видит причинные связи между переживаниями, не имеющими друг к другу никакого отношения. Пример патаксического мышления – суеверие.

Высший способ мышления – синтаксический , предполагающий использование форм символической деятельности, особенно вербальной. Признанный символ – тот, в отношении содержания которого существует согласие группы людей (слова и числа). Синтаксический способ мышления устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом.


Развитие личности .

Саливан описал последовательность межличностных ситуаций, в которые вовлекаются личности на пути от младенчества к взрослости и то, как эти ситуации влияют на формирование личности. Большее внимание, чем другие исследователи психологии личности, за исключением Фрейда, Салливан уделил рассмотрению стадий развития личности. В отличие от Фрейда, который рассматривал развитие личности в основном как развертывание сексуального инстинкта, Салливан отстаивал социально-психологический подход к личности, в котором большое внимание уделяется процессу взаимоотношений между людьми. Хотя Салливан не отвергал биологических детерминант развития личности, он ставил их ниже социальных факторов психического развития. Более того, он полагал, что иногда эти социальные влияния противоречат биологическим потребностям человека и наносят ему ущерб.


Салливан выделяет шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости: 1.младенчество, 2.детство, 3.ювенильнильный период, 4.пред-юность, 5.раняя юность, 6.поздняя юность.

Период младенчества продолжается от рождения до появления артикулированной речи. В этом периоде основной зоной взаимодействия между ребенком и средой является оральная. Кормление дает ребенку первый межличностный опыт. Основные характеристики этой стадии: 1. дифференциация тела ребенка, что позволяет ему удовлетворять ему свои потребности независимо от матери (например, сося палец); 2. освоение координированных движений, включая движения глаз и рук, рук и рта; 3.образование первых персонификаций (например, спокойная, заботящаяся, приносящая удовлетворение или тревожная, отвергающая мать); 4.переход от прототаксического к паратаксическому способу мышления, 6.организация опыта посредством научения и возникновение основ Я-системы.



Переход от младенчества к детству возможен благодаря овладением языком и синтаксическому способу познания. Детство продолжается от появления артикулированной речи до возникновения потребности в товарищах по играм. Языковое развитие делает возможным смешение различных персонификаций (например, хорошей и плохой матери) и интеграции Я-системы в более согласованную структуру. В Я-системе начинает развиваться представление о грамматическом роде – мальчик идентифицирует себя с предписанной обществом мужской ролью, девочка – с женской. Развитие символических переживаний позволяет играть ребенку во взрослого – Салливан называет этот процесс драматизацией – и проявлять интерес к различным видам активности, которая служит цели избегания, наказания и тревоги – Салливан называет это озабоченностями . Драматичным событием детства трансформация к недоброжелательности , которая разрушает межличностные отношения ребенка и является причиной его изоляции от окружающих людей. Трансформация к недоброжелательности обусловлена болезненными тревожными переживаниями, связанными с людьми, и может быть причиной регрессии к содержащей меньшую угрозу стадии младенчества.

Ювенильная стадия охватывает большую часть школьной жизни. В этот период ребенок обретает опыт социальной субординации в отношении авторитетов за пределами семьи, соревновательные и кооперативные свойства, учится контролировать собственное поведение, у него формируются установки и стереотипы, начинают четче различаться реальность и фантазия. Основным событием этого периода является возникновение представления о жизненной ориентации.

Краткий период пред-юности характеризуется потребностью в дружеских отношениях со сверстниками, во взаимодействии с которыми можно решать жизненные проблемы. Именно в это период происходит становление истинно человеческих взаимоотношений между людьми. В более ранние периоды межличностные ситуации характеризует зависимость ребенка от взрослых. В период пред-юности формируются отношения равенства, взаимности и взаимодействия.

В ранней юности развивается паттерн гетеросексуальной активности. Пубертатные физиологические изменения переживаются как чувство желания, из которого возникает динамизм вожделения. В этот период эротическая потребность отделяется от потребности в близости. Эротическая потребность избирает в качестве объекта человека противоположного пола, в то время как потребность в близости сохраняет фиксацию на человеке своего пола. Если эти две потребности не разведены, то, по мнению Салливана, индивид проявит скорее гомосексуальную ориентацию, чем гетеросексуальную. Многие конфликты подросткового и юношеского периода возникают из противостояния потребностей в сексуальном удовлетворении, близости и безопасности. Ранняя юность продолжается до тех пор, пока человек не найдет стабильный паттерн поведения, удовлетворяющий его сексуальные стремления.

Поздняя юность представляет достаточно продолжительный период перехода к обязанностям, привилегиям и ответственности взрослого человека. Стабилизируется Я-система, происходит овладение более эффективными способами снижения напряжения, формируются более сильные защитные механизмы против тревоги, синтаксически развивается опыт, что позволяет раздвинуть символические границы.

Проходя эти стадии, человек достигает финального этапа – взрослости.

Персонификация - это что такое? Это иностранное слово редко употребляется в повседневной жизни, и его толкование известно немногим. Тем не менее, это явление довольно часто встречается, например, в художественной литературе, а также в сказках, мифах, религиозных культах и тесно связано с понятиями олицетворения и антропоморфизма. Подробнее о том, что это - персонификация, будет рассказано в обзоре.

Что сказано в словарях?

О том, что такое персонификация, в словарях говорится, что выделяют два значения этого понятия.

Первое из них обозначает действие, соответствующее по значению глаголу «персонифицировать». Данный глагол, в свою очередь, может быть истолкован в следующих смыслах:

  1. Придавать (придать) чему-нибудь свойства личности. Пример: «Древними египтянами в образах богов и полубогов персонифицировались различные стихии и силы природы».
  2. Отождествлять (отождествить) с конкретной личностью. Пример: «Для того чтобы персонифицировать пользователя, интернет-магазинами используется ряд специальных приемов».

Второе сопровождается пометкой «филологическое» и говорит о поэтическом приеме, который заключается в наделении свойствами одушевленных существ неодушевленных предметов и различных явлений. Пример: «Поэты в своем творчестве, особенно в описании природы, нередко прибегают к персонификации: у них трава шепчет, ветер завывает, дождь плачет, земля гудит, Мороз-воевода обходит свои владения».

Одушевление природы

Люди стали прибегать к нему еще с древних времен. В силу отсутствия у них научных знаний о мире они представляли природные явления и объекты (например, времена года, солнце, ветер, океан, небо, реки и горы) в различных образах действующих лиц, в том числе и в образе человека. Им приписывались и свойства человеческой психики. А также персонификация распространялась и на абстрактные явления, например, Лихо, олицетворявшее зло у славян, или богиню любви и красоты Венеру у римлян, богиню юности Гебу у древних греков.

Примеры

Как правило, не обходятся без персонификации мифология, языческие религии, сказки, притчи, культы и магия, художественная и другая литература. Так, в русских народных сказках и верованиях присутствуют Дед Мороз и Снегурочка, Весна-красна, Леший, Русалка, Баба Яга.

В качестве примера персонификации в религии можно привести синтоизм, который преобладает в Японии. В его основе лежит анимизм, то есть вера в существование духов, в одушевленность природы. Синтоисты обожествляют природные явления и поклоняются им, считая, что многие вещи имеют свою духовную сущность, которая называется «ками». Ками может быть у дерева, камня, у явления природы или священного места.

Продолжая рассмотрение вопроса о том, что это - персонификация, нельзя не сказать и о других его значениях.

Персонификация в педагогике

Иначе педагоги еще называют ее индивидуализацией. Она является одним из принципов в воспитании и обучении и предполагает, что в развитии каждого из воспитанников должна быть определена индивидуальная траектория и выделены специальные задачи, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

Педагог, осуществляющий принцип персонификации, первым делом должен:

  • определить особенности включения ребенка в различные виды деятельности;
  • раскрыть потенциал личности как в учебной, так и во внеклассной работе;
  • предоставить каждому ребенку возможности для оптимального самораскрытия и самореализации.

Для успешной реализации указанного принципа также необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Работу, которая проводится с группой учащихся, нужно направлять на развитие каждого ребенка.
  2. Достижение успеха в воспитательном воздействии во время работы с одним учеником не должно негативным образом повлиять на воспитание других.
  3. Выбор воспитательного средства должен происходить с учетом индивидуальных качеств ребенка.
  4. Выбирая способы коррекции поведения воспитанника, нужно взаимодействовать с ним.
  5. Постоянный мониторинг эффективности воздействия на каждого из детей определяет совокупность тех воспитательных средств, что используются педагогами.

Персонификация в психологии

В психологическом контексте рассматриваемое понятие связывается с именем Гарри Салливана, американского исследователя. В соответствии с его теорией, персонификация представляет собой образы, рождающиеся в человеческом сознании с самого младенчества, в процессе его взаимодействия с окружающим миром.

Особенностью персонификаций является возможность их несовпадения с действительностью. Они рождаются как реакция на те или иные события, эмоции и закрепляются в сознании как стереотипы. А затем они проецируются на других людей, которые не всегда подходят под этот шаблон.

Персонификация по Салливану

Он, как и Фрейд, важную роль в формировании личности ребенка отводил матери. Но, в отличие от австрийца, считал, что личность продолжает развиваться и когда человек взрослеет. Салливан приводит три разновидности персонификации - это те, что касаются матери, собственного «я», а также идола.

1-й этап персонификации осуществляется во младенчестве и содержит в себе два компонента, один из которых условно называется «мать-плохая» (первичный), а второй - «мать-хорошая».

Первый возникает в детском сознании из-за того предмета, что не приносит младенцу еды. Им, к примеру, может быть пустышка. Данный образ не является идентифицированным, ведь пустышку можно получить от кого угодно.

Стереотип «мать-хорошая» порождает образ матери, которая заботливо относится к своему ребенку. Два указанных элемента, спроецированные на одного человека, создают два противостоящих друг другу образа матери, которые впоследствии соединяются в гармонии.

После укрепления в сознании первоначального образа матери и вступления ребенка в фазу межличностного общения начинается второй этап, постепенная персонификация «Я». Первая ее разновидность, «Я-плохой», связывается с переживаниями, появляющимися у ребенка, когда он чувствует на себе неодобрение, проявляемое другими людьми. Например, когда мать наказывает его за плохое поведение. Положительные эмоции, напротив, проецируют «Я-хорошего». Следствием сильных эмоций, переживаемых ребенком, является «не Я».

Третий этап - это персонификация идола. Она возникает из-за недостатка внимания или общения. Тогда ребенок сочиняет воображаемого друга, который может стать ему даже не менее дорогим, чем реальные люди. Подобная персонификация может проявляться и у людей взрослых. Это происходит, когда окружающие наделяются ими такими чертами характера, которыми они в действительности не обладают. В результате этого могут возникнуть конфликты в межличностном общении.