Женская одежда древних римлян. Чем отличалась одежда древних римлян от одежды древних греков

Как правильно носить тогу? Как одевались римские женщины? Нужна ли италийцам теплая одежда? И наконец, носили ли римляне нижнее бельё? На все эти вопросы вы получите ответы, прочитав данный обзор.

Сельские жители и рабы

Раб, попадая в дом римлянина, одевался в ту же рабочую одежду, какую носил обычный италийский крестьянин. Гардероб же крестьянина, как правило, состоял из туники – длинной рубахи с короткими (до локтя или выше) рукавами и плотного плаща. Для туники брали два полотнища и сшивали их вместе так, чтобы для головы оставалось отверстие (тунику надевали через голову). Иногда у туники имелся только левый рукав; правая рука оставалась совершенно свободной, а полотнища туники прихватывались на правом плече застежкой, так чаще одевались греки.

Колумелла рекомендовал выдавать рабам на холодное и дождливое время «шкуры с рукавами», т. е. кожухи и «плащевидные капюшоны» (sagacei cuculli). Эти капюшоны (cuculiones) поминает уже Катон; Это короткие пелерины, которые закрывали плечи, грудь и часть спины, с остроконечным башлыком, надевавшимся на голову.

Были cuculliones и другого покроя: короткая сплошная накидка с единственным круглым отверстием для лица – нечто вроде мешка, только пригнанного по фигуре человека.

Катон считал, что рабам нужно выдавать по одной тунике в год и плащ, который прослужит два года. Поскольку стиркой шерстяных вещей занимались фулоны и в домашних условиях этим не занимались, а одежда имеет свойство быстро пачкаться, в теплое время года рабы ходили голыми.

Что касается крестьян, то разнообразие их гардероба зависело от достатка. Ясно, что зажиточные сельские жители были владельцами более чем одной туники.

Ремесленники, занятые своим делом, часто изображаются в одном плаще, спущенном на колени, но они работают в помещении.

В качестве обуви сельское население носило деревянные башмаки. И крестьяне, и рабы предпочитали, конечно, ходить в самодельных легких сандалиях из спарта или веревок. Такие «сандалии» плели для волов, естественно было изготовить такую легкую и дешевую обувь и для себя. Но обувь носили нечасто, поскольку она была лишним грузом в работе.

Военные

Плащ солдат назывался Sagum, его обычно противопоставляли гражданской тоге. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом. В него можно было завернуться целиком и можно было забросить обе полы за спину: движений он не стеснял. Во время сражения плащ закидывали на свободную руку или отбрасывали назад.

Туника

Отметим, что туника являлась всесословной одеждой, её носили как рабы, так и сенаторы. Древние римские авторы же утверждали, что древнейшие времена тунику римляне не носили, а вся их одежда была весьма проста и состояла из набедренной повязки и тоги. Неизвестно, было ли так на самом деле, или это только лишь идеализированный образ прошлого, но тога прочно вошла в состав римской одежды.

Тунику подпоясывали и обдергивали так, чтобы спереди она спускалась чуть пониже колен, а сзади доходила до коленного сгиба; спускать значительно ниже было «по‑женски» и мужчине не подобало, а вздергивать выше, «носить, как центурионы», и вовсе не пристойно. Рабы ходили в коротких туниках и часто без пояса; ремесленники за работой и торговцы за прилавком, случалось, тоже снимали пояс. Дома можно было не подпоясываться, но выйти в таком виде на улицу считалось неприличным.

В холодное время года могли носить по нескольку туник.

В кругах состоятельных, не занимавшихся физическим трудом, предпочитали тунику белую; у крестьян, ремесленников и рабов она была темной, немаркого цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (clavi), которые шли параллельно одна другой от шеи до самого низа туники и спереди и сзади, на груди и на спине. У сенаторов полосы эти были широкими, почему туники их назывались laticlavia, а у всадников узкими – angusticlavia. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.

Знатный римлянин в тунике и плаще

Знатные римляне

Знатные римляне не выходили на улицу без тоги, поскольку это считалось неприличным. Тога — это чисто римская одежда. В отличие от туники, тога была громоздка и неудобна, нужно было достичь огромного мастерства, чтобы уметь правильно её надевать. Во времена ранней республики в ходу была малая тога, в последствии она становится шире и длиннее.

Оратор в малой тоге

Для тоги брали кусок материи в форме эллипса, обычно вдвое или втрое больший, чем это требовалось по фигуре. Материю эту брали обеими руками за ее широкий край, захватывая примерно треть всего куска и, собрав его складками, перекидывали через левое плечо так, чтобы покрыта была левая рука и спереди конец свисал почти до самой земли (конец этот назывался lacinia). Затем материю (около трети ее по ширине) пропускали под правой рукой (в старину ее натягивали туго по спине), на высоте бедра опять собирали в складки и, протянув по груди наискось, перекидывали конец через левое плечо: это была «перевязь» (balteus или praecinctura); натягивать ее надо было так, чтобы она не «душила человека», но чтобы и не обвисала (Quint. XI. 3. 140). Остальную часть материи (захвачена была ведь только треть ее) спускали полукругом, тщательно располагая в нем складки, чуть пониже колена – это sinus, и перекидывали конец опять через левое плечо. Заднюю полу несколько поддергивали вверх и на груди над «перевязью» собирали ее в складки – это umbo (слово обозначает выпуклость посередине щита). Нельзя, чтобы пола волочилась по земле: это признак небрежности и изнеженности. Цезарь носил тоги именно таким образом, за что над ним нередко посмеивались. Sinus обычно натягивали на правое плечо; его можно было накинуть и на голову, защищая себя от дождя или солнца, или желая остаться неузнанным, молясь и совершая жертвоприношение.

Сенатор в тоге

Плащ накидывали на себя сразу; тогу надевали в несколько приемов, и облечься в это сооружение одному, без чужой помощи, было невозможно, обычно это делали рабы.

Тога была белого цвета, без всяких украшений, только мальчики носили до совершеннолетия тогу с широкой пурпурной полосой на краю. В качестве исключения расшитую тогу могли надевать магистраты и жрецы. Триумфатор надевал пурпурную, расшитую золотом (toga picta). Тога была крайне непрактична: летом в ней было жарко, зимой холодно, она быстро пачкалась, будучи белоснежной, и стоила весьма и весьма дорого.

Но сами римляне постепенно отказывались от тоги, в ней обязательно следовало появляться только на Форуме и в цирке.

Обычной одеждой римского гражданина становится теперь плащ, в который облекаются, покончив со служебными обязанностями. Плащ этот – pallium – представляет собой упрощенный греческий гиматий – кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии. Слово pallium скоро, однако, стало родовым обозначением других плащей, общим признаком которых было то, что их надевали на себя, а не обвертывались ими, как тогой.

Их можно по внешнему виду и покрою разделить на три группы: 1) знакомый уже нам кукуль, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном, 2) пенула и 3) лацерна.

Пенула — это плащ, который застегивался спереди и был узковат, откинуть его назад можно, но сделать это и трудно, и неудобно. Иногда он надевался через голову.

Лацерна — первоначально воинский плащ, она уже в начале империи стала обычной одеждой гражданского населения. Этот широкий плащ застегивался под горлом или на плече; полы его можно было закинуть на одно плечо или крест‑накрест на спину (правую полу на левое плечо, левую – на правое); можно было их спустить вниз и целиком закутаться.

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV в. запрещали носить их в Риме. Но во время военных действий на севере, в частности, в Германии их приходилось надевать. На колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах. Надеты на них также и своеобразные шейные платки (focale), завязывавшиеся под горлом.

Женская одежда

Женская одежда состояла из туники, столы и паллы. Она не очень отличалась от мужской, но была длиннее. Столу носили только почтенные замужние женщины. Стола – это, по сути, женская тога. Это была длинная, волочившаяся по земле одежда со множеством складок и короткими рукавами, перехваченная по талии поясом. По низу ее нашивали узкую оборку, всю в складках, так называемую instita. Столы, как правило, были неярких оттенков.

Знатная римлянка в столе Римлянка в тунике

Выходя из дому, женщина набрасывала на себя паллу – длинную широкую шаль, в которую можно было совершенно закутаться.

Женщины из трудового сословия носили длинное прямое платье с рукавами до запястья.

Весталки

Весталки на голову, обвитую шерстяными, похожими на валики, повязками (infulae), надевали покрывало, ниспадающее до плеч; на груди носили круглый медальон (bulla), белая туника была перехвачена по талии веревкой.

Весталка

Римская толпа в массе своей не поражала ни цветистой пестротой одежд, ни разнообразием ее покроя. Преобладали темные тона рабочих туник и греческих плащей; на этом фоне резко выделялись белоснежные тоги магистратов и сенаторов, иногда мелькали золотисто‑рыжие пенулы рабов, пробегавших с носилками, и вызывающе яркие одежды продажных женщин.

Большую часть одежды делали из шерсти, лён применяли в хозяйственных нуждах, в качестве материала для одежды он распространился только в период поздней империи. Также римляне знали дикий шелк, в I в. н.э. появился и настоящий китайский шелк.

Носили ли римляне нижнее белье?

Да, носили, но, конечно, оно не выглядело так, как современное. Речь здесь о набедренной повязке из льна, называемой subligar, которую оборачивали вокруг талии и интимных мест. Женщины также покрывали грудь мягкой полоской ткани иногда кожи, называлась она strophium.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян - латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже - из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

Мужской костюм в Древнем Риме

Основой римского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.
Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников - две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.
Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» - плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным признаком, и они называли себя «gens togata» - «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и ссыльные также не имели права носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся в затканной золотом пурпурной тоге - пикте. Позже ее заменил пурпурный плащ - «палудаментум», родоначальник мантий европейских королей.
Существовали и другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также носить, несколько раз обмотав в виде шарфа вокруг левой руки.
Парадным плащом была также «лацерна» - прямоугольный кусок ткани, который закрывал спину и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.
Бедняки носили «пенулу» - шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.
Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. - эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

Женский костюм в Древнем Риме

Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, - из легких шелковых разноцветных тканей - иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.
Знатные женщины надевали поверх туники «столу» - верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.
Верхней одеждой также служил плащ - «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).
Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

Одежда римских патрициев:

На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус.

На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными локонами.

Костюм римских воинов

Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» - кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ - «трабея». В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» - короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну». Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев. Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.
На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.
Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Римский воин в лорике:

На мужчине - костюм воина: кожаный панцирь, шлем-кассик с гребнем из конского волоса.

На женщине - стола и пеплум, накинутый на голову, сандалии.


На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой

На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Обувь в Древнем Риме

У римлян не было привычки ходить босиком.
Свободные римляне в быту носили сандалии - «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др. Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги - «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу. Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор - черные, со скрещенными впереди ремнями. Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

Прически и головные уборы в Древнем Риме

Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.
Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было. Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.
Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке. Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.
Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.
Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.
Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

римские женские прически:

Украшения в Древнем Риме

Древние римляне носили венки из живых цветов. Во время пиров они возлагали на голову венки из плюща, мирта, роз и фиалок. Венками украшали головы полководцев, ораторов, жрецов, победителей спортивных состязаний, участников жертвоприношений. Знаменитых поэтов увенчивали лавровым венком (слово «лауреат» происходит от латинского названия лавра - «laurea»). Полководцу, который сумел спасти войско из опасного положения, солдаты подносили сплетенный ими самими венок из травы. Триумфатора увенчивали лавровым венком, который позже стал делаться из золота, а затем превратился в зубчатый венок, называвшийся «корона радиата».
Римлянки вплетали в волосы повязки, украшенные жемчугом, золотом, драгоценными камнями, носили золотые плетеные сетки, прикрепляя их к волосам красивыми шпильками из слоновой кости.
Мужскими украшениями были «буллы» - круглые медальоны-амулеты, охранявшие детство, которые юноши носили до гражданского совершеннолетия (до наступления 17 лет). На безымянном пальце левой руки римляне носили перстни - вначале они были железными, позже золотыми. Некоторые щеголи украшали свои руки сразу несколькими перстнями. В качестве украшений могли также служить пряжки.
Знатные римлянки отличались особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Большинство их они переняли у греческих женщин и украшали себя ювелирными изделиями тонкой работы из золота, индийского жемчуга, драгоценных камней. Они носили шейные цепочки и ожерелья, кольца и браслеты в форме свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, красивые пряжки. Нитками жемчуга украшали волосы. Золотые и серебряные серьги, которые носили римлянки, имели самую разнообразную форму. Самыми красивыми и самыми дорогими считались жемчужные, имеющие форму капель. Особой популярностью пользовались янтарные и хрустальные шары, которые римские матроны держали в руках: считалось, что они освежают руки.
Костюм знатной римлянки дополнялся очень дорогим опахалом из павлиньих перьев или зонтиком, который служил защитой от солнца или дождя.
Древние римлянки были искусны в употреблении косметики. Они заимствовали ее у греков и египтян. Римские женщины пользовались пудрой, душистыми маслами, мазями, румянами и притираниями, особыми средствами для осветления волос, для омолаживания кожи. Они научились искусству грима, употребляли различные лосьоны и помады для омоложения кожи лица, применяли свинцовые белила, зубной порошок из пемзы.
Римлянки также пользовались зеркалами, которые вначале делались из смеси олова и меди, а позже появились очень дорогие, из чистого серебра, с позолотой на оборотной стороне. Кроме ручных зеркал, у римлян были и большие стенные.
Туалетные принадлежности римлянки держали в несессерах: серебряные четырехугольные зеркала, подобно этрусским, украшенные на оборотной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки; ножницы; банки с румянами, помадами, белилами, флаконы с духами, ленты и пр.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

История древнеримского костюма началась с простой и непритязательной формы, а закончилась необыкновенной помпезностью! Римляне любили удивлять всех своим оригинальным образом и одеждой. Например, никого не удивляло, что молодой мужчина мог облачиться в женскую тунику с разными рукавами. И уж тем более никто не обращал внимания на римских философов, неопрятно и оборванно одетых. Давайте рассмотрим, как называлась одежда древних римлян, о противоречиях которой многие историки спорят до сих пор.

Верхняя одежда древних римлян

Тога – традиционная одежда римского гражданина. Несовершеннолетние юноши носили тоги с широкими красными полосами, также такую расцветку могли носить жрецы. Повседневные тоги изготавливались из белой шерсти, без узоров и декорирования. Серый и черный цвет носили скорбящие женщины и мужчины. Триумфаторы надевали пурпурные тоги, украшенные золотой вышивкой.

Палудаментум – длинный воинский плащ, для пошива использовалась высококачественная материя красного цвета.

Палла – кусок ткани, обмотанный вокруг талии и наброшенный через плечо. Самый распространенный цвет – пурпурный, но также актуальными были желтые, белые и черные тона.

Пенула – узкая накидка без рукавов, которая застегивалась спереди. Изготавливалась из грубого полотна или шерсти. Ее можно было надевать поверх тоги.

Одежда древнего римлянина

Женская одежда древних римлян не должна была быть пестрой и яркой – считалось, что лишь продажные женщины могли носить колоритные расцветки.

Стола – длинное и свободное платье древних римлян с короткими рукавами. На талии завязывалась поясом, внизу пришивалась пурпурная оборка. Столу носили женщины только из высшего общества. Ее запрещали одевать рабыням и женщинам легкого поведения.

Для изготовления одежды римляне использовали различные материалы: кожу, шерсть, шелк, аморгосскую ткань и лен.

Что касается римской обуви, то ее существовало множество разновидностей: сандалии с ремешками, высокие кожаные сапоги преимущественно красного или черного цвета, а также богато декорированные башмачки.

Женщины обожали носить украшения. Серьги, кольца, и ожерелья – все изготавливалась из драгоценных металлов и камней.

Строгая и простая одежда древних римлян сформировалась под действием военизированного характера и рабовладельческого строя. На культуру и моду влияло богатство и роскошь одних и беднота и бесправие других.

«Владыки мира – народ, одетый в тоги»
Вергилий «Энеида»


Древний Рим в качестве фундамента для собственной культуры избрал культуру завоеванной им Древней Греции. У греков римляне переняли религию, лишь переименовав богов. Так, Афродита стала Венерой, а Зевс – Юпитером. У греков римляне научились строить храмы с колоннами и делать скульптуры из мрамора.


Главным же отличием римлян от греков была воинственность. Римляне еще во времена Римской Республики славились своими воинами, а Римская Империя включала в себя как территории Северной Африки, так и британские острова.


Статуя императора Августа
Одежда – туника, сверху доспехи и тога


Что касается одежды, то в основе традиционной одежды римлян лежали , преобразившийся в тунику, и греческий плащ-гиматий, ставший римской тогой.


Основными тканями, из которых была изготовлена одежда древних римлян, являлись шерсть и лен, также римлянам был известнее шелк, который привозили из другой империи – китайской.



Кадр из кинофильма «Цезарь и Клеопатра» 1945 года
Цезарь одет в тунику (белого цвета) и тогу


Одежду римляне шили дома, каких-либо ремесленников, занимавшихся пошивом одежды, в Римской Империи почти не было. Так, император Август, живший в I веке до н.э., гордился тем, что его туники и тоги были пошиты сначала его матерью, а затем и женой.


Туника – одежда прямоугольного покроя
из тонкой шерсти или льна,
надевалась под тогу как нижняя одежда
или использовалась в качестве домашнего платья.


Все мужчины римской империи носили туники. Туника сшивалась на плечах и надевалась через голову. Существовали различные виды туник. К примеру, туника колобиум имела короткие рукава и обязательно подпоясывалась.


Туника таларис имела длинные узкие рукава и ее носили люди знатного происхождения. Туника далматика была более длинной с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Первые христиане, жившие в Римской Империи, часто носили именно данный вид туник.


Тога – верхняя одежда граждан Рима,
представляющая собой кусок белого шерстяного полотна
в три раза превышающего рост человека и
сложно драпирующегося вокруг тела.


Поверх туники носили плащи. Одним из которых была тога. Однако тогу могли носить лишь мужчины и при этом римляне по происхождению. Недаром сами римляне величали себя народом, одетым в тоги.


Тога - это плащ из большого куска шерстяной ткани (6 на 1,8 метров), прямоугольной, а чуть позже эллипсообразной формы. Тога оборачивалась вокруг фигуры и укладывалась складками. Надевать и драпировать тогу своему хозяину помогали рабы.



Цезарь упрекает Корнелия Цинну в предательстве.
Изображенные на картине одеты в туники и тоги


Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось и определенное значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом).


Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов. Позже пурпурный цвет, как символ власти, сохраниться в мантиях европейских королей и облачении кардиналов католической церкви.


Ассоциация пурпурного цвета в одежде с властью, возможно, была связана и с дороговизной самой одежды, окрашенной в пурпур. Пурпурную краску смогли получить жители Финикии – народ, живший на побережье Средиземного моря. Они вылавливали и толкли в порошок определенных моллюсков, таким образом, получая пурпурную краску для ткани. Ткань такого цвета стоила очень дорого.


Помимо пурпура определенное значение было и у белого цвета. Белая одежда считалась одежой праздничной. Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.


Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.


Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.


Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.



Скульптура императрицы Ливии


Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок также была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни.



Плащ, который носили римлянки, назывался палла . Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. К слову, в отличие от гречанок римлянки на улицы городов вполне могли выходить с . Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.



Статуя молящейся Ливии
Одета в плащ паллу


Были известны римлянкам и купальники – это были тонкие полоски ткани, которые завязывались на груди и на бедрах. Также римлянки носили строфии - прообраз современных бюстгальтеров. Строфии (кожаные полоски) надевали под туники и их целью было поддерживать грудь снизу.



Древнеримская мозаика
Купальный костюм


Впрочем, костюм древних римлян разделялся не только на женский и мужской. Он также делился на гражданский и военный. Римские солдаты-легионеры имели надежную броню.


выражение «надеть сагум» у римлян означало «начать войну»



Кадр из фильма Астерикс и Обеликс против Цезаря, 2000 год


Так, в эпоху Империи солдаты носили сагум – короткий плащ из шерстяной ткани. Обязательным элементом была броня. Военоначальники носили чешуйчатые панцири. На ноги крепились кожаные или же металлические поножи. Также, после войн с племенами галлов, римские солдаты начнут носить шерстяные штаны длиной ниже колен – в основном для защиты ног.


Обувь легионеров – калиги – сапоги, которые удерживались на ногах прочными ремешками. Не могли обходиться солдаты и без шлемов. Римляне носили как кожаные, так и металлические шлемы самой разнообразной формы. Шлемы центурионов (командиры воинских подразделений) украшались посеребренным гребнем, а также султаном из конского волоса и перьев. Шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.



Недавние исследования немецких и британских археологов показали, что одежда, которую носили жители Древнего Рима, вопреки устоявшимся стереотипам, была весьма разнообразна. Судя по всему, в империи начиная с первого века нашей эры практиковался индивидуальный пошив. Кроме того, уже в те времена существовало такое понятие, как "бренд".

Многие из нас еще со школьной скамьи знают, что одежда древних римлян разнообразием не отличалась. Обычно мы помним, что знатные римляне носили тоги, представлявшие собой своеобразный длинный кусок полотна, который иногда достигал в длину до шести метров. Причем несчастные римские богачи были вынуждены несколько раз обертывать его вокруг себя, что без посторонней помощи сделать, конечно же, было невозможно.

А простые граждане империи носили мешкообразные одеяния с вырезами для рук и головы, нисколько не подчеркивавшие, а, наоборот, скрывавшие фигуру. Разница заключалась только в том, что женщины подпоясывались непосредственно под бюстом, а мужчины — на бедрах. Кроме того, почему-то многие считают, что в основном эти одеяния были белого или светло-серого цвета. Наверное, данное заблуждение создали многочисленные художники-иллюстраторы учебников истории.

Однако последние открытия археологов говорят о том, что все было не так. На самом деле одежда древних римлян была весьма разнообразной. И, что самое интересное, судя по всему, уже в те времена существовал так называемый индивидуальный пошив.

Как мы знаем, в основном в Римской империи одежду изготовляли из шерстяных тканей. Использовались также материалы из хлопка, льна и крапивы, хотя гораздо реже, а шелк был совсем уж экзотикой, поскольку его не производили на месте, а привозили из далекого Китая. Пик расцвета текстильной промышленности в Древнем Риме приходится на начало нашей эры, когда, захватив Египет, римляне познакомились с тамошним вариантом ткацкого станка. И вскоре завоеватели застроили одежными "фабриками" всю страну, то есть большую часть Европы и Малую Азию. Это было подлинное массовое производство, которое после падения империи вернулось в Европу только тысячу лет спустя, в годы Высокого Средневековья.

Немецкий историк Сильвия Мичке из Романо-Германского центрального музея Майнцат (ФРГ) недавно сделала одно интересное открытие. Исследуя местную коллекцию римского нижнего белья она обнаружила ластовицы, то есть треугольные вставки вдоль швов для укрепления и расширения одежды. До сих пор считалось, что размер и форма римской одежды определялись исключительно размерами станка и под фигуру одежду никак не подгоняли. Данное открытие, однако, говорит о том, что римляне все-таки знали толк в модном дизайне.

Также недавно было установлено, что в империи, судя по всему, существовало такое понятие, как "бренд". Так, например, в кельнском музее "Колумба" хранится туника, в верхней части которой красной нитью вышита буква "каппа". До последнего времени считалось, что это монограмма имени хозяина. Однако сейчас историки склонны предполагать, что это все-таки логотип дизайнера, поскольку вещи с такой же вышивкой совсем недавно были найдены при раскопках римской крепости Виндоланд на севере Англии. Время изготовления этих предметов одежды разное, и вряд ли они принадлежали одному и тому же человеку. Да и весьма сомнительно, чтобы римлянин, у которого, как правило, было несколько имен, подписывал свою одежду всего лишь одной буквой.

Кроме того, раскопки данной крепости опровергли миф о том, будто все легионеры империи носили одинаковую форму. Не только нижнее белье, но и панцири древних римлян, судя по находкам, изготавливались по индивидуальному заказу. Двух одинаковых предметов одежды и обмундирования среди обнаруженных вещей просто нет.

Кстати, был также окончательно развеян миф о том, будто бы воины Древнего Рима щеголяли в красных плащах. Находки говорят о том, что любимым цветом данной одежды был светло-серый, то есть цвет земли. Это было не только дешево (красная краска, добываемая из морских моллюсков, обитающих в Средиземном море, тогда стоила сумасшедших денег), но и практично — легионеру, одетому в подобный плащ, было легче замаскироваться. Плащи же офицеров были темно-коричневого цвета, а вовсе не багряного.

Да и, судя по данным ученых, одежду красного цвета в империи носили в основном женщины. Есть сведения о том, что богатые дамы одевались в непомерно дорогие платья (причем самых разных фасонов, иногда даже с рукавами) и плащи, окрашенные во все оттенки красного. Интересно, что, когда шел дождь, этим модницам срочно приходилось искать убежище, ибо в намокшем состоянии очаровательное одеяние начинало жутко отдавать рыбой — ведь краситель-то, как мы уже говорили, добывался из тел моллюсков.

Однако платья и плащи были далеко не единственной женской одеждой. Судя по мозаике, обнаруженной на полу Вилла-Романа-дель-Казале на Сицилии, относящаейся к поздней римской эпохе, иногда дамочки носили… бикини! На телах женщин, изображенных там, присутствует что-то вроде пляжных трусиков и бюстгальтера, причем этот костюм, как и положено настоящему бикини, раздельный. Скорее всего, предполагают ученые, это все-таки был не классический купальник, а просто два куска ткани, один из которых обматывался вокруг бедер, а другой — вокруг груди. Примечательно, что на изображении в этих костюмах женщины вовсе не купаются, а занимаются гимнастическими упражнениями (или, возможно, участвуют в какой-то мистерии).

Что касается классической тоги, то она, конечно же, присутствовала в гардеробе знатных римлян, но, судя по всему, не была повседневной одеждой. Ее надевали лишь в особо торжественных случаях (возможно, именно поэтому все дошедшие до нас образцы очень хорошо сохранились). А таковые даже в Риме случались не каждый день, поэтому, судя по всему, большую часть времени тоги не использовались.