Конспект НОД по познанию в детском саду для детей старшей группы «Зимушка – зима. Нод для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "зимушка-зима"

Цель: формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы.

Задачи:

  • в области “Познание”: закрепление умения обобщать представления о временах года;
  • в области “Коммуникация”: совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект;
  • в области “Художественное творчество”: совершенствовать умения рисовать по памяти.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, худ. творчество.

Материалы и оборудование: зимние пейзажи, карточки с изображением природных явлений, объектов всех времен года, прозрачная целлофановая пленка, ножницы, миска темного цвета, большой кусок льда, лист альбома, цветные карандаши.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о временах года.
  3. Игра “Времена года”.
  4. Зимушка-зима.
  5. Рисование “Времена года”.
  6. Игра “Зимние забавы”.
  7. Рассказ о январе месяце.
  8. Составление опыта.
  9. Итог занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку В.Даля “Старик годовик” (читает отрывок).

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, знойно, душно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

2. Беседа о временах года.

Ребята, поняли ли вы, что за это были птицы? Давайте вспомним, что произошло, когда полетели первые три птицы (вместе с детьми делаем вывод, что стало холодно, наступила зима) . А почему птиц было три? Сколько зимних месяцев мы знаем? Назовите их.

Аналогично вспоминаем, что происходило, когда полетели другие птицы.

Давайте пересчитаем и определим, сколько всего месяцев в году (12). А сколько месяцев в каждом времени года? Назовите времена года. Как вы думаете, почему “старика-годовика” назвали “годовиком”?

3. Игра “Времена года”.

Детям дается набор карточек с изображением природных явлений, объектов всех времен года. Дети делятся на четыре команды, которые будут представлять четыре времена года. На заданное время, каждая команда должна собрать как можно больше карточек, соответствующих каждому времени года.

4. Зимушка-зима.

Что происходит с природой зимой? Она замирает. Посмотрите на эти зимние пейзажи. Что можно сказать о них? Какое чувство мы испытываем, смотря на эти картины. Назовите приметы зимы. Обсуждение вместе с детьми примет зимы:

Снеговой покров;

Замерзание почв и водоемов;

Дни короткие, ночи длинные;

Мало птиц, нет насекомых;

Бывают метели, снежные бури; и т.д.

5. Рисование “Времена года”

Воспитатель раздает детям листы альбома, разделенные карандашом на четыре квадрата. Вспоминает с детьми наиболее яркие события каждого времени года и просит их нарисовать с помощью символов. Н-р, зима-снежинка, весна-сосулька, лето-земляника, осень -желтый лист.

6. Игра “Зимние забавы”.

Давайте немного поиграем. Представьте, что мы на улице. Чувствуете, как пахнет морозный воздух? Повторяйте за мной движения.

Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора – творить
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.

7. Рассказ о январе месяце.

Про какой месяц говорится, что дни его самые короткие, а ночи – самые длинные (декабрь ). А сейчас какой месяц? В ночь на первое января люди встречают Новый год. В домах по-праздничному светло, тепло и уютно.

А в природе январь – это самая середина зимы. Пора лютого холода. Мороз и ветер знобят все живое, загоняют зверей в норы и логовища; заставляют птиц искать укрытия где-нибудь под застрехами или мерзнуть на голых ветках, а иных даже прятаться в снег, рыть там глубокие норки. Это куропатки, рябчики. Вы, ребята, должны оказать помощь зимующим птицам. Им очень трудно добыть зимою еду. Если у вас нет кормушек, просто насыпьте возле деревьев на чистом снегу хлебные крошки и зернышки. В январе, хоть и крепчают морозы, солнышко с каждым днем светит все дольше и дольше. Начинают синеть небеса, дни постепенно прибывают. Январь еще называют сечень – сечет зиму пополам.

8. Проведение опыта.

Какой главный цвет зимы? Из чего состоит снег? Снег состоит из снежинок. Каждая снежинка в отдельности прозрачная, а вот состоящий из снежинок снег уже белый. Почему? Давайте проведем опыт, чтобы понять - почему снег белый.

Воспитатель показывает детям лист пленки. Дети прикладывают его к цветной бумаге, чтобы убедиться, что она прозрачная. Затем воспитатель разрезает пленку на несколько крупных прямоугольников, которые накладывает друг на друга. Дети определяют. Можно что-нибудь увидеть через получившуюся стопку из кусочков пленки. (Можно, они тоже прозрачные). После этого, воспитатель разрезает куски пленки на мелкие полоски и раздает их детям. Дети насыпают полоски на лист цветной бумаги и определяют цвет получившийся горки – белый. Воспитатель делает вывод: из большого количества собранных вместе маленьких прозрачных полосок получилась непрозрачная горка. Точно также из множества маленькие еще одним, с куском льда. Большой кусок льда кладут в темную миску. Дети убеждаются, что лед прозрачный. Воспитатель постепенно измельчает лед – до тех пор. Пока он не станет белой.

9. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите те, которые по-вашему мнению, наиболее правильно показывает все времена года.

Участники НОД: дети и воспитатель старшей группы № 1, воспитатель по изобразительной деятельности.

Гости: родители, воспитатели детских садов Туринского городского округа.

Цель: развивать у детей художественные представления путём целостного восприятия зимней природы.

Задачи:

Развивающие:

Развивать у детей мышление, творческое воображение, мелкую моторику

кистей рук;

Развивать диалогическую речь;

Развивать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;

Развивать интерес к процессу и результату аппликации.

Образовательные:

Продолжать формировать представления о зимних явлениях природы,

умение использовать полученные знания в собственном творчестве;

Формировать умение подбирать к слову определения; обогащать словарь

дошкольников эмоционально - окрашенной лексикой (серебристый,

жемчужный, скрипучий, голубовато - розовый, нежно- голубой);

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к природным явлениям, умение видеть

красоту природы;

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего

Методы и приемы:

Прием сравнения,

Прием точных установок,

Пояснение,

Акцентирование деталей,

Поэтические стихи

Музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями природы, цветовыми проявлениями сезона, поведением людей; беседы о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме и составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины, экскурсия в зимний лес, рисование зимних пейзажей, заучивание стихов о зиме, проведение дидактических игр «Найди картину по палитре », «Собери зимний пейзаж», «Когда это бывает?» и т.п., подвижных игр: «Два Мороза», «Мы - весёлые ребята», «Снежная карусель» и др.

Материал для НОД:

Демонстрационный:

- Зрительный ряд:

репродукции картин зимних пейзажей: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», И.И.Шишкин «Зима»; фотографии зимней природы.

- Музыкальный ряд :

песни: «Зимняя сказка», «Зимы я вовсе не боюсь» сл. Н.Бакай, муз. И. Кадомцева; «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой; звуковой эффект «Вьюга», вальс «Сказка зимнего леса» - Штраус, музыка «Зимний лес».

- Литературный ряд:

отрывок из произведения С.Есенина «Белая берёза», отрывок из стихотворения Л.Чарской «Зима», отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (Под голубыми небесами…).

- Раздаточный:

подготовленные детьми на предыдущем занятии фоны для выполнения композиции «Белая берёза», клей ПВА, кисти для клея, подставки для кистей, матерчатые салфетки, фломастеры.

Ход НОД:

Дети заходят в музыкальный зал под песню «Зимняя сказка» и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята! Давайте ещё раз поздороваемся. Возьмитесь за руки и громко скажите друг другу и всем присутствующим: «Доброе утро!» (Цель - создание чувства группового единства).

Воспитатель: Молодцы! Я хочу начать наше сегодняшнее занятие с чтения отрывка из стихотворения, а вы, ребята, внимательно его послушайте и скажите, о ком говорится в этом стихотворении:

Кто в пуховой шубке белой

Лёгкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях её пушистых

Много блёсток золотистых,

Много серебра.

Эти локоны седые,

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула -

Раз! Куда бы не взглянула,

Застлан бел ковёр….

Новый взмах - и речка стала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руки поднимает -

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

Вопрос детям:

Как вы думаете, о ком поэт написал в своём стихотворении?

Ответы детей

Также интересный конспект зимней прогулки для старшей группы :

Воспитатель: Правильно!

Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка -

Матушка - зима!

Ребята, предлагаю вам посмотреть несколько фотографий.

Полюбуйтесь, какая красота!

Скажите, какое время года запечатлено на этих фотографиях?

Ответы детей

Воспитатель: Почему вы считаете, что это зима? Объясните.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы!

А кто из вас может сказать, какая бывает зима?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зима бывает снежной. А что мы знаем про снег? Что такое снег?

Ответы детей

Воспитатель: Подумайте и скажите, каким бывает снег?

Ответы детей

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется природное явление, когда с неба падает снег?

Ответы детей

Воспитатель: А где зимой можно увидеть снег?

Ответы детей

Ребёнок: Ох, ЗИМА! Ох, ЗИМА!

Сколько снега намела!

Реки все сковала льдом.

В снежной шапке

Каждый дом.

Звучит музыка «Вьюга» (звуковой эффект). Входит ЗИМА

Зима: Вы обо мне? А вот и я. Здравствуйте мои друзья!

Я Зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, по сёлам и городам. Где пройду, там мороз трещит, снег падает.

Ребята! Вам нравится зимнее время года?

Ответы детей

Зима: А вы можете рассказать мне о своих любимых зимних забавах? Чем вы любите заниматься зимой на улице?

Ответы детей

Зима : Кабы не было зимы

В городах и сёлах,

Никогда б не знали вы

Этих дней весёлых!

Воспитатель: Зимушка - зима! Нам с ребятами нравятся не только зимние забавы, но и зимняя природа, которую изображают художники на своих полотнах.

Дети кратко рассказывают о картинах художников - И.И.Шишкин «Зима» и И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» .

Зима: Да! Многие художники любят рисовать зимние пейзажи. Они выбирают очень красивые или чем-то необычные виды природы.

Но красоту природы можно передать не только красками, но и словами, как это делают поэты или музыкой, как это делают композиторы.

Например, поэт А.С.Пушкин описал зимнее утро такими словами:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин

Зима: Вот такую прекрасную картину зимы описал поэт!

А композитор Игорь Кадомцев сочинил весёлую мелодию к словам стихотворения Натальи Бакай «Зимы я вовсе не боюсь» и получилась весёлая, задорная песенка. Я предлагаю вам исполнить её вместе со мной.

Физминутка:

«Белая зима»:

(песня «Зимы я вовсе не боюсь», сл. Н.Бакай, муз. И.Кадомцева).

Пускай снегами всё заносит,

Пускай лютуют холода,

(Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.)

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимою белые снежинки

(Руки через стороны вверх, опустили.)

Танцуют за моим окном.

(Приседание.)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

(Поочерёдно правой и левой рукой плавное движение вверх-

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимы я больше не боюсь.- 2 раза

(Качание поднятыми вверх руками.)

Зима: Как хорошо повеселись! А сейчас я хочу пригласить вас в свою снежную мастерскую. Вы хотите там побывать?

/Ответы детей /.

Зима: У меня есть волшебная снежинка, которая поможет нам быстро добраться до мастерской. Но для этого нужно сказать такие «волшебные» слова: «Ты лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

Покружи вокруг Земли,

В мастерскую приведи!»

Дети вместе с Зимушкой-зимой произносят волшебные слова тихим, загадочным голосом, делают поворот вокруг себя и оказываются в «мастерской Зимушки - Зимы».

Зима: Вот мы и пришли!

Проходите, пожалуйста! Присаживайтесь за столы.

Ко мне в мастерскую часто приходят дети. Они создают прекрасные картины и, некоторые из них, дарят мне на память (показывает на работы, созданные детьми других групп, которыми украшена «мастерская» ).

Сегодня каждый из вас создаст своё зимнее дерево - зимнюю, густозаснеженную, белоствольную берёзку. А когда мы соединим все ваши работы, у нас получится красивый зимний берёзовый лес.

Подумайте и скажите, как можно изобразить зимнюю берёзу?

Ответы детей

Зима: Мы с вами создадим образ зимней берёзки из бумаги: ствол и заснеженную крону - в технике обрывной аппликации, а тонкие веточки и пятнышки на стволе - нарисуем чёрным фломастером (показать 2-3 образца).

Дидактическая игра «На что похожа зимняя берёзка?»

Зима: Молодцы! Как много сравнений вы подобрали к образу зимней берёзки! А сейчас пришло время приступить к работе. Для изображения ствола берёзки возьмите длинный узкий прямоугольник. Погладьте его рукой. Что вы ощущаете? Какая на ощупь бумага?

Ответы детей

Зима: Вспомните, а ствол у берёзы такой же гладкий и ровный?

Ответы детей

Зима: Значит, что нам надо сделать с бумагой, чтобы она стала неровной, шероховатой, мягкой?

Ответы детей

Зима: Правильно! (Дети мнут бумагу, шуршат ею )

Ребята! Но, чтобы ствол получился тонким и неровным, можно с обеих длинных сторон прямоугольника оторвать по полосочке. Вот, например, так (показать ).

Заснеженную крону дерева сделаем из другого прямоугольника, который лежит в левом верхнем углу лоточка. Крона берёзы может быть разной по форме. Может быть похожей на стог сена, на облачко, на лист дерева и т.д. Вспомните, какие сравнения вы подбирали к образу зимней березки.

Дети выполняют аппликативную работу под музыку Штрауса «Сказка зимнего леса».

В конце занятия из работ детей составляется коллективная композиция «Зимний лес».

Зима: Посмотрите, какая чудесная картина зимнего леса у нас получилась!

Дети рассматривают свои работы и работы других детей. Делятся своими впечатлениями. Предложить 2-3 детям выбрать понравившуюся им берёзку и объяснить свой выбор. (Фоном звучит музыка «Зимний лес», авт. неизвестен.).

Ребёнок: Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Зима: Молодцы ребята! Порадовали меня своими работами. У каждого из вас получилась своя зимняя берёзка, не похожая на другие.

А теперь вам пора возвращаться в детский сад. На память о том, что вы были у меня в гостях, я дарю вам снежинку. Она поможет вам в пути детский сад ваш найти.

А я прощаюсь с вами. До свидания! До новых встреч!

(ЗИМА уходит).

Воспитатель: Ребята! И нам пора отправляться в путь-дорогу.

Я положу снежинку на себе ладошку и мы все вместе скажем «волшебные» слова: «Ты лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

Покружи вокруг Земли,

В детский сад нас приведи!»

(Воспитатель с детьми говорят волшебные слова и «возвращаются» в группу под песню «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой).

Номинация: Детский сад, зимнее занятие, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность
Название: Конспект занятия в старшей группе, зимой «Зимушка – зима»


Должность: воспитатель по ИЗО первой категории
Место работы: МАДОУ детский сад №2 «Колокольчик»
Месторасположение: город Туринск, Свердловской области

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме; развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 170»

Заводского района г. Саратова

КОНСПЕКТ НОД

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: «ЗИМУШКА – ЗИМА»

Подготовила и провела:

воспитатель Федотова Марина Викторовна

САРАТОВ 2015

Примерная основная общеобразовательная программа под

редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

Возрастная группа подготовительная к школе группа _

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Зима».

Тема НОД: «Зимушка-зима»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная

Формы реализации детских видов деятельности:

Загадывание загадок;

Слушание музыки и просмотр слайдов о зиме;

Приход игрушки снеговика;

Ответы на вопросы;

Игра-викторина (участвуют две команды);

Игра «Что наделала зима?»;

Игра «Назови ласково»;

Дыхательные упражнения

Отгадывание загадок;

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Физминутка;

Игра «Доскажи словечко»;

Игра «Найди лишнее слово»;

Упражнение «Назови действие»;

Рисование снежинки пальцем в тарелочке с манкой;

Оборудование: игрушка снеговик; конверт с заданиями; магнитная доска, эмблемы – «снеговичок – красный колпачок», «снеговичок – синий колпачок»; «снежинки» для дыхательного упражнения; картинки с изображением отгадок; листок с изображением неполного символа снеговика; тарелочки с манкой; указка.

Предварительная работа: беседы о зиме; загадывание загадок; чтение художественной литературы; наблюдения за зимними явлениями; рассматривание иллюстраций; разучивание песен; рисование по теме.

Перспектива обогащения предметно игровой среды : создание альбома «Зимушка – зима».

ХОД НОД

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме).

Сколько у зимы месяцев?

Вокруг зима, вокруг снега и ветер, и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное; грустное и весёлое.

Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники. (Дети садятся на ковёр, слушают музыку и просматривают слайды).

Стук в дверь. Приходит игрушка – снеговик с конвертом.

Воспитатель загадывает загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (снеговик).

Воспитатель смотрит, что лежит в конверте Снеговика.

Дети, а здесь задания, вопросы, кроссворды!

Уважаемый Снеговик, ребята конечно помогут ответить тебе на все вопросы. Да, ребята?

Мы сегодня с вами поиграем. В нашей игре участвуют две команды: «Снеговичок – красный колпачок»

«Снеговичок – синий колпачок».

Ваши выступления я буду оценивать на магнитной доске вот такими снеговиками. Сейчас мы проведём разминку.

На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А Зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на стульчик. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Дети отвечают и садятся на стульчики.

Скажите: « Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

Молодцы! Приступим к конкурсам.

Игра – викторина «Что наделала зима?». Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ – фишка).

1.Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

2.Метель мела и все тропинки…– (замела).

1.Река покрылась льдом и всё…(заледенела).

2.Зима позвала и вьюгу и всё…(завьюжила).

Игра «Назови ласково»

Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

1. Мороз – (морозец).

2.Лёд – (ледок).

1.Холод – (холодок).

2.Метель – (метелица).

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Отгадки ваши появятся на экране. (Или воспитатель вывешивает картинки).

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги –

И по большим снегам беги (Лыжи).

1.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

2.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

Физминутка

Воспитатель: «Дети, все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!»

(Дети встают в кружок).

Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

Дети садятся на свои места.

Игра «Найди лишнее слово».

Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).

1.Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

2.Снег, снегирь, снасти, снеговик.

1.Холод, хороший, холодильник, холодок.

2.Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие» (со снежком)

1.Зимой метель…(метёт)

2.Ночью ветер в трубах…(воет, завывает)

1.Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).

2.В лесу зимой голодный волк…(воет)

1.На зиму медведь в берлоге…(засыпает)

2.Мороз щёки и нос…(щиплет)

1.Зимой вода в реке…(замерзает)

2.Иней на ветках деревьев…(блестит)

1.Зимой снег всё вокруг…(накрывает)

2.Деревья зимой…(спят)

1.Под снегом травка зимой…(греется)

2.Зимой насекомые…(прячутся)

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).

Дети рисуют.

Вместе с детьми подсчитываем очки. Подводим итог игры.

Ничья. Молодцы!

Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).

Вот и закончилась наша игра. Все задания снеговика мы выполнили Спасибо за внимание.

Даю установку на дальнейшую деятельность.


Авторы: Котельникова Татьяна Васильевна, Шепелева Елена Николаевна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Стрелецкое"
Населённый пункт: Белгородская область, Яковлевский район, с. Стрелецкое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД в средней группе "Зимушка-зима"
Дата публикации: 09.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по речевому развитию

в средней группе.

ОО «Речевое развитие»

Тема: «Зимушка-зима»

Интеграция:

«Познавательное

развитие»,

«Физическое

развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Программное содержание:

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки

зимы. Закреплять знания о зимующих птицах

Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее

усвоенных

Закрепить

образовывать

обозначающие

названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнять в

слов-признаков,

родственных

Составлять

предложение,

распространять его. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным

предложением. Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая

«Доскажи

словечко»).

Упражнять

произнесении

звука с и

начинающихся

Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.

Оборудование: волшебная палочка, изображение волшебницы Зимы,

картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежков; снежинки на ниточках;

серия картин по теме «Зима», письмо от Зимы.

Ход занятия

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было

очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте

красавицу,

волшебницу,

королеву,

длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все

вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья,

кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя

высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта

красавица, волшебница и королева? (Зима).

А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды,

покрывает землю холодным покрывалом)

Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Ребята, зима она какая? – (снежная, холодная, морозная, вьюжная)…Кто из

снеговиков,

постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Зимой на улице тепло или холодно? (холодно). Что происходит с человеком,

если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами.

Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают

Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы

носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети

имитируют

одевание)

надеваем

джинсы), потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем

сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите,

пошел снежок!

Физкультминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно

ловят снежинки, потягивания – руки в стороны

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон зайчишка в поле скачет,

Словно мягкий белый мячик.

Прыжки на месте

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте.

Дети садятся

А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте

посмотрим на экран.

А вот и первая ее подружка – сосулька.

Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная

палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной

палочкой, тот и отвечает.

Дидактическая игра «Подберите признаки » (до кого дотронется палочка,

тот и отвечает) .

Сосулька

короткая,

холодная,

прозрачная,

круглая, хрупкая…

Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята?

(нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

А вот еще один ее друг – «снежок». Давайте вместе с вами слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;

руки под щеку.)

Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -

Дидактическая

игра

«Что

бывает

круглым» (дети

называют

предметы)

Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем.

Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На деревья, на лужок –тихо падает… (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно

ласково сказать?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Снеговик – снеговичок

Снежинка-снежиночка

Лед – ледок

Ветер-ветерок

Елка-елочка

Дерево- деревце

Мороз-морозец

Шапка-шапочка

Шуба-шубка

Зима-зимушка

А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.

Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет

друзей; может, на день рождение не получила подарок) .

Давайте ее развеселим.

Как же ее развеселить?

Расскажем о ней.

Ребята, какая снежинка?

(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все

равно снежинка осталась грустной.

А может, с ней поиграть (упражнение на дыхание – развитие длительного,

плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку,

щеки не раздувать).

Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.

А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами (корзинка со

снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт

(сосулька)

2. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)

3. Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось

(снег)

4. Без рук рисует, без зубов кусает

(мороз)

5 Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зима)

7 Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали

(снежинки)

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок,

сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с ).

Произнесем еще раз вместе – сснежок, сссоссулька, сснежинка, сснеговик. А

(снегирь,

снегурочка, снегопад, санки).

Воспитатель: ребята, посмотрите, Зима прислала нам письмо, но она все

напутала, чтобы проверить нас, все ли мы о ней знаем.

Игра «Бывает – не бывает»

Зимой на деревьях распускаются листочки. На улице жарко. Солнце ярко

светит и обогревает землю. Иногда идет дождь. Зимой дети катаются на

лодках по реке, купаются в море и загорают. Зимой птицам легко добыть

себе корм. Люди ходят без шапок и варежек. Чтобы не простудиться,

нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!

(Дети исправляют неточности в тексте).

понравились

Елена Викторовна Зайцева
НОД «Зимушка-зима» (старшая группа)

Основная образовательная область : «Познавательно - речевое развитие» .

Интеграция : «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, музыка, «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Цель : Закрепить знания детей о зиме.

Образовательные задачи :

Расширять и активизировать словарь по теме : «Зима» . Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы, учить рисовать нетрадиционным способом «рисование солью» .

Развивающие задачи :

Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Закреплять правильное произношение.

Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствовать умение работать кисточкой.

Воспитательные задачи :

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изо- деятельности; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде, воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оздоровительные : следить за осанкой детей во время работы.

Методические приёмы : сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, самомассаж, показ мультфильма, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Словарная работа : снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся….

Индивидуальная работа : Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи при рисовании снежинок нетрадиционным способом рисования.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

Оборудование, наглядный материал : игрушка Незнайка, картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, вёдра, конверт с письмом, снежинки с заданиями, аудиозапись муз произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев» ,запись музыкальной физкультминутки «Снег-снежок» , ноутбук, видеозапись мультфильма «Зимняя сказка. Как медвежонок заболел» ,Картон чёрного или синего цвета,соль, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки.

Планируемый результат :

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Зима» ;

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Ход занятия:

Круг приветствия

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй,беленький снежок!

Здравствуйте, детишки : девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано : Китовский Детский сад. Ребятам старшей группы «Семицветик» . Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем

Зима прислала нам письмо,

В снежинках-звездочках оно.

Так начинается письмо :

"Я не была у вас давно. "

Красивый почерк у Зимы,

"Пора нам встретиться, друзья,

Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Ну как, ребята, вам остаться

Без снежной горки, без катка?

Я белоснежная Зима,

Я вам построю терема

И сад, и лес посеребрила,

Большую ёлку подарила.

Везде найдёте вы меня,

Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания

и приготовила задания…

Снежинка№1

Вот вам первая снежинка

И на ней задание.

Вы скажите мне друзья,

А какая я - зима?

Беседа :

Какое сейчас время года?

Как вы узнали, что наступила зима?

Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)

А сейчас какой месяц? (январь)

Теперь давайте вспомним :

Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)

Каким бывает ветер? (сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный)

Что происходит зимой на водоёмах?

А что бывает только зимой? (снег)

Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

А сейчас мы с вами немного поиграем :

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель :

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом, Значит, ясно будет…Дети : днем.

Воспитатель :

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга Жди …Дети : метели.

Воспитатель :

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения Ждите …Дети : потепления.

Воспитатель :

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно Будет ясно и …Дети : морозно.

Снежинка№2

Есть слова похожие,

Как родственники схожие,

Они живут одной семьей,

Поиграть хотят с тобой.

Хотите поиграть?

Игра называется : «Договори словечко» . «Снегопад» .

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. снег.

С неба всё скользят пушинки – серебристые … снежинки.

На просёлки, на лужок всё снижается …снежок.

Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью …снежной.

Вот веселье для ребят – всё сильнее … снегопад.

Все бегут вперегонки, всё хотят играть в …снежки.

Снежный ком – на снежный ком, всё украсили …снежком

Словно в белый пуховик мы одели …. снеговик.

Рядом – снежная фигурка, это девочка …снегурка.

А теперь с предлагаю немного потанцевать (включается аудиозапись)

Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,

Снег–снежок.

По дорожке стелется.

(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,

Снег–снежок

Белая метелица.

Снег–снежок,

Снег–снежок

Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,

Снег–снежок

Тает на ладошке.

(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков

Вместе поиграем

(«Лепят снежки» )

И друг в друга снежки

Весело бросаем

(«Бросают снежки» )

Но тепло во дворе

(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки

(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег

(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью) .

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны) .

Молодцы ребята!

Снежинка№3

Вот ещё одна снежинка

Посмотрите на картинки.

Вы скажите мне друзья,

Что здесь лишнее убрать?

Проводится игра «Убери лишнюю картинку»

(На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки)

Зимой все дети очень любят играть на улице в разные игры. А в какие игры любите играть вы? Давайте поиграем с вами в игру «Снежки» (Проводиться игра «Попади снежком в цель» .)

Молодцы ребята! Снежки холодные и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!

(Проводиться самомассаж)

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)

Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)

Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)

Улыбнулись все скорей (в другую сторону)

И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)

Веселее, веселее. (в другую сторону)

Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)

Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения)

Покрутили, повертели-

Вот и уши отогрели!

Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца)

Сильно-сильно растираем.

Молодцы, ребята!

(Включается аудиозапись – плачет Незнайка)

Ребята, вы слышите кто-то плачет? Давайте посмотрим кто это? (Педагог вносит игрушку Незнайку)

Да это же Незнайка! Что случилось с тобой?

Незнайка : Я живу далеко - далеко в Солнечном городе. У нас очень тепло и растет много цветов, и никогда не бывает снега. Я хотел посмотреть,какой он – снег! О нём мне рассказывал Знайка. У вас так красиво и весело зимой. А какие красивые снежинки, так и хочется их съесть!

Педагог : Что ты Незнайка снег есть нельзя! Ребята, расскажите Незнайке, почему нельзя есть снег. (Ответы детей) Правильно ребята, снег белый, но он холодный.

Вот Незнайка ты вместе с ребятами, посмотри мультфильм. (Показ фрагмента мультфильма «Снежная сказка» . Про то, как медвежонок заболел»)

Педагог : Вот так медвежонок и проболел всю зиму . Лучше снежинками просто любоваться. Посмотрите, какие они красивые. (Показ снежинок изображённых на картинках) .

Незнайка : А можно я возьму снежинки с собой в Солнечный город?

Педагог : Ой, они же растают! Правда, ребята.

Незнайка : А что же мне делать? Я хотел показать их своим друзьям.

Педагог : Не расстраивайся Незнайка мы научим тебя рисовать снежинки. Они не растают, они будут нарисованы на бумаге. Для этого нам необходимы вот такие листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать клей солью. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть. Вот какие снежинки вы теперь умеете рисовать. Молодцы, ребята! (во время самостоятельной деятельности детей,включается музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» , «Танец снежных хлопьев» )

Незнайка : Спасибо вам, ребята! Теперь я покажу всем жителям Солнечного города, какие бывают красивые снежинки и научу их рисовать. До свидание!

Педагог : - Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные : большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке, если вы хорошо занимались,у вас все получилось то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо,или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы! Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой- то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано : «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима

Да и мне пора к себе возвращаться! Спасибо вам ребята и до свидания!