Словесные и пальчиковые игры с малышами. Развлечение, которое всегда с вами: пальчиковые игры для малышей до года


Хорошее упражнение для развития мелкой моторики – пальчиковые игры для малышей. Мама хочет, чтобы ее ребенок уже в 2-3 года научился читать, рисовать, играть на скрипке. Не спешите, нервная система грудничка еще очень слаба, ей не под силу вынести большие нагрузки. При желании и большом упорстве можно научить полуторагодовалого младенца считать до ста или запоминать длинные стихи, только такое насилие пойдет в ущерб общему развитию. В этом возрасте с ребенком нужно играть, а движение пальчиков поможет головному мозгу сформироваться и подготовиться к получению знаний.

Десять тренажеров для нервной системы

Мышцы кистей рук у новорожденного развиты очень хорошо. Он может ухватиться за мамины пальцы и повиснуть, удерживая вес своего тела без больших усилий. Природа выполнила свою анатомическую функцию, теперь ваша задача – научить пальчики выполнять ловкие точные движения. Этот навык нужен не только для подготовки рук к письму, лепке и рисованию. Мелкая моторика необходима для развития всей нервной системы. При работе с детьми нельзя спешить, забегать вперед. Все должно идти последовательно: сначала формируются нужные мышцы и связки, потом можно приступать к упражнениям.

Малыш лежит в кроватке, мама поет ему песенки, читает сказки, а погладить пальчики, дать перебирать шарики на веревочке считает излишним. Родители удивляются, почему ребенок отстает в развитии, не произносит ни одного слова, с ним же постоянно разговаривают. Дело в том, что в коре головного мозга существенную часть занимает область, ответственная за движения рук. Полушария еще плохо взаимодействуют между собой, но ловкие движения кистей посылают нервные импульсы, способствующие развитию связи между ними.

Невропатологи давно заметили связь между мозгом и мелкой моторикой. При реабилитации после инсульта или травмы головы они рекомендуют больным вязать, шить, перебирать мелкие предметы, массировать ладони и кисти. Замечено, что у пациентов, прислушивающихся к этим советам, восстановление всех функций организма проходит быстрее.

Когда малыш активно перебирает свои пальчики, хватает и бросает мелкие предметы, у него отмечаются положительные изменения:

  • снимается напряжение всех мышц тела;
  • активизируется мышление;
  • формируются творческие способности и фантазия;
  • развивается внимание;
  • зарождаются способности к определенным видам деятельности.

Пальчики помогут развитию речи

Правая часть мозга распознает предметы, а левая отвечает за развитие речи. Когда работа полушарий не согласована, малыш видит маму, слышит это слово, ротик готов произнести нужные звуки, но объединить работу всех органов не удается. Прежде чем учить ребенка говорить, нужно провести подготовительную работу: наладить взаимодействие всех участков головного мозга, сформировать согласованную связь между полушариями.

Логопеды часто используют тест для поисков причины отставания в речевом развитии. Ребенка просят поочередно согнуть и разогнуть каждый пальчик отдельно, затем 2 или 3 вместе. Если кисть хорошо слушается команд, каждый палец может двигаться как самостоятельно, так и вместе с другими, мозговые центры и проводящие нервы работают нормально. В этом случае плохое произношение может быть вызвано анатомическими особенностями губ, языка, горла. Когда малыш умеет только сжимать и разжимать кулачок, а показать пальцем на предмет, сделать «рожки» не может, причины кроются в плохой работе нервной системы.

Развивать речь младенца нужно с самого рождения. Подвесьте над ним яркие игрушки, которые он сможет хватать и отпускать, подносите к его кистям свои пальцы, чтобы грудничок уцепился за них. Чем чаще новорожденный будет сжимать и разжимать ручки, тем быстрее пойдет его умственное развитие. Желательно приобретать игрушки со звуковыми или световыми эффектами, чтобы ребенку хотелось взять и потрясти их снова и снова. Если младенец до года не произносит даже слоги, а только издает непонятные звуки, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Пальчиковая гимнастика для грудничков

До полугода у ребенка развивается вся кисть: он сжимает и разжимает кулачки, хватает, перекладывает из руки в руку и бросает игрушки с удобной ручкой. Тренировать пальцы ему пока рано – должны окрепнуть мышцы, связки и сухожилия. Когда грудничку исполнится 6 месяцев, начните массаж кистей. Возьмите каждый пальчик по очереди, согните и разогните, разотрите от кончика к ладони и до запястья. Можете поиграть в «Ладушки».

В 10 месяцев пора приступать к развитию мелкой моторики. Дайте ребенку небольшие шарики, бусины, камешки и другие округлые предметы. Кулачком их не ухватить, чтобы играть с интересными новыми вещами, нужно работать каждым пальчиком отдельно. Покажите малышу, как строить башню из кубиков, надевать кольца на пирамидку. Прекрасным тренажером будет развивающий коврик. Прикрепите на него карман с крупной пряжкой или пуговицей, кладите туда разные игрушки. Любопытному младенцу будет интересно открыть застежку, чтобы найти новый сюрприз.

Если заметите, что ребенок с трудом берет или удерживает игрушки, скажите об этом педиатру. Ресурс сайт собрал информацию о развитии речи и выяснил, что часто проблемы с произношением возникают при плохой мелкой моторике.

В «Козу рогатую» ребенку играть пока сложно: два пальчика никак не хотят разгибаться вместе, но вы можете сами показывать ему «рожки», а малыш захочет повторить мамино движение. Зато «Сороку-белобоку» он освоит очень быстро. Эти старые пальчиковые игры для малышей были знакомы еще прабабушкам. Они ничего не знали о мелкой моторике, связи между движениями пальцев и головным мозгом. Материнская интуиция подсказывала, что необходимо сыну или дочери, и наши предки создали стихи и игры, не теряющие популярности у всех поколений.

Предложите ребенку поиграть в «Грибочки». Пусть он держит открытую ладошку и на каждой строчке загибает по одному пальчику: от мизинца к большому. Если сначала у малыша не получится, помогите ему.

Игры для младшего возраста

Когда малышу исполнится полтора года, его пальцы будут готовы к тонким точным движениям. Ему можно предложить простейшие конструкторы, крупную мозаику. Обязательно купите или сделайте сами игрушку-шнуровку: продевание веревочки в отверстия очень хорошо тренирует мелкую моторику. Дайте ему помять глину или пластилин, но помните, что любопытные дети все хотят попробовать на вкус. Приобретайте материалы для лепки только в специализированных торговых центрах, смотрите, чтобы они имели сертификат и соответствовали возрасту ребенка.

Малышам от годика до 3 лет можно подобрать более сложные игры. Кисть руки – неограниченный простор для фантазии. Многие из этих упражнений хороши тем, что ими можно заниматься при поездках в транспорте, ожидании очереди в поликлинике и в других местах, где ребенку скучно.

  • «Зоопарк». Средний палец может стать хоботом слона, хвостом тигра или ящерицы, а все остальные – лапами. Две ваших и две детских руки составят целый зоопарк, где звери бегают, танцуют, тихонько подкрадываются друг к другу.
  • «Корни». Сначала найдите старое дерево и покажите ребенку, как причудливо могут переплетаться его толстые корни. Рука до локтя – мощный ствол, пальцы – корни. По команде каждый из игроков «сажает» свое дерево. У кого получилось интереснее?
  • «Ловкие ноги». Большой и указательный пальцы становятся ногами человека, который прыгает, занимается карате, выполняет сложные пробежки в фигурном катании.
  • «Норки». Пальчики – звери, а перчатка – их общий дом. Пусть животные быстро и правильно забегут в свои норки.

Предложите ребенку самому придумать, кем еще могут стать его пальцы. Хорошо, если упражнения будут сопровождаться стихами, различными историями. Многие детские потешки можно сопровождать движением кистей. Например, можете с помощью рук сыграть сказку «Репка». В магазинах иногда продаются забавные мордочки животных или кукольные головы, которые можно надеть на пальцы и устроить настоящее театральное представление.

Не забывайте, что при занятиях с детьми нужно придерживаться определенных правил:

  • ясно объясните ребенку, чем вы будете заниматься;
  • ни на что не отвлекайтесь, играйте с настроением, азартом;
  • найдите, за что можно похвалить малыша, но никогда не ругайте за ошибки;
  • если игра не нравится, не настаивайте на ее продолжении;
  • не давайте ребенку утомиться и заскучать, вовремя заканчивайте занятие.

Очень хорошей тренировкой для пальчиков станут бытовые навыки. Скоро малыш пойдет в садик, ему нужно научиться самому застегивать пуговицы, кнопки и пряжки, на ботиночках. Если ребенок не хочет сам одеваться, превратите это занятие в интересную игру. У него есть 10 помощников-гномиков, которые бегают по одежде и проверяют, все ли в порядке. Маленькие человечки завязывают шапочку, поправляют шарфик, подтягивают носочки, смотрят, чтобы все было надежно закрыто и застегнуто. В конце пусть ребенок посмотрится в зеркало и оценит их работу.

Упражнения для дошкольников

После 3 лет можно продолжать игру в гномиков, только задания теперь будут сложнее. Ребенку пора запомнить названия пальцев. Если эти слова покажутся малышу скучными, пусть они будут фамилиями, а имена своим друзьям малыш придумает сам. У каждого помощника есть брат на другой руке, например, Коля Указательный и Саша Указательный. Когда нужно выполнить работу, которую дошкольник считает трудной или скучной, пусть позовет на подмогу 10 своих приятелей. Такой большой компанией они быстро уберут игрушки, сложат на полку разбросанные книжки или соберут сложную фигурку из конструктора.

Воздействие на кисти и пальцы приносят пользу не только головному мозгу и нервной системе. Восточная медицина считает, что в этой области сосредоточено множество точек, связанных со всеми внутренними органами. Игрушки не должны быть полностью гладкими и ровными, давайте малышу шершавые или пупырчатые предметы. Очень полезны игры с мячиком, покрытым резиновыми шипами. Предложите ребенку поймать «ежика», погладить его, покатать в ладонях.

Не нужно забывать и про пальчиковые игры для малышей. Купите специальных кукол, которые надеваются на кисти. Сначала малыш будет просто двигать руками и головой персонажа, а потом сможет разыграть театральное представление. В темной комнате направьте на стену свет настольной лампы, и покажите, какие интересные тени получаются при разных положениях пальцев. Если ребенок никак не может запомнить их название, прочитайте стишок, а ребенок пусть поднимает тот палец, о котором сейчас идет речь.

Если заметили, что пальчики ребенка до сих пор остаются непослушными, плохо двигаются по отдельности, сообщите об этом педиатру. Он направит вас к невропатологу, хирургу или другому специалисту, который может назначить занятия специальной гимнастикой. Комплексов существует много, но чтобы подобрать правильные упражнения, нужно выяснить причину проблемы.

Взаимосвязь творчества и мелкой моторики

Если вы вовремя и правильно проводили упражнения с пальчиками, творческая фантазия малыша уже бьет фонтаном. Только подтолкните его в нужном направлении, и ребенок создаст такие шедевры, что вы удивитесь. Научите его пользоваться ножницами, клеем, пластилином. Нарисованная акварельной краской елка выглядит уныло, но если наклеить на нее кусочки мишуры, части конфетных фантиков, блестящие бусинки, вид станет совсем другой. Творчество дает работу рукам, а точные движения пальцев стимулируют мозг на создание новых проектов.

Возьмите обычную пластиковую бутылочку, вместе с малышом облепите ее пластилином и покажите, как прилепить горошины, крупу, бисер, блестки. Очень скоро у вас в доме появится множество разнообразных самодельных вазочек. Девочкам можно начинать осваивать плетение из крупного бисера, простейшие приемы макраме. Мальчики с удовольствием собирают конструкторы. Не останавливайтесь на одном «Лего», приобретите металлические и строительные наборы, магниты, детали из гибкого пластика. С каждым годом элементы рукоделия должны становиться мельче, а движения пальчиков – точнее.

Иногда дети отвергают магазинные игрушки и конструкторы и играют с веревочками, камешками и другими не предназначенными для этого вещами. Если такое занятие не угрожает их безопасности – не возражайте: малыш получает и удовольствие, и двойную пользу. Предмет неправильной формы трудно взять, удержать и уложить в нужное место. Пальцы получают хорошую тренировку, а неровная фактура производит естественный массаж. Второе преимущество – развитие фантазии. Если малыш видит в шнурке змею, в ракушке – тарелку, а в кусочке дерева – любимую собачку, за него можно только порадоваться.

Пусть малыш рисует, пробует написать что-то печатным шрифтом, но не нужно учить его каллиграфии. Рука до 7 лет еще недостаточно развита, чтобы вывести письменные буквы. Перед поступлением в школу можно учить ребенка простейшему вышиванию и вязанию. Тонкие движения укрепят кисть, и у первоклассника не будет проблем с письмом.

Промышленность постоянно совершенствует товары для детей, начиняет их электроникой, и для занятий с современными игрушками малышу не нужны руки и ноги. Достаточно одного пальца, чтобы нажимать кнопки. Если вы заполните детский уголок только такой продукцией, у ребенка атрофируются не только мышцы, но и мозг и речь. Не переживайте, если, отправляясь на прогулку или в поездку, вы забыли дома пакет с игрушками. Зачем они, если у малыша есть 2 руки и 10 пальцев? С таким арсеналом можно придумать столько интересных занятий, что время пролетит незаметно.

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").


Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом "Умничка"

Анастасия Шевченко педагог и логопед
Софья Тимофеева кандидат педагогических наук

Комментировать статью "12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий"

Развитие мелкой моторики. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

Обсуждение

Из опыта общения с ДЦПшками - колупание в носу с доставанием оттуда содержимого и скатыванием его в шарик - тоже мелкая моторика. Нам логопед говорила, что это процесс нужный.
И грызение семечек - тоже развитие мелкой моторики

Какой полезный пост,почитала с удовольствием,перепишу всё!Вот только неусидчивые мы(((Как заинтересовать ребенка?Если она не хочет,то даже не подойдет,или всё раскидает((((.Успокаиваю себя тем,что еще маленькая.

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет. Пальчиковые игры на немецком языке. Раннее развитие. Для развития мелкой моторики придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия.

Обсуждение

Есть такая игра:
соединяете две руки(лодони и пальцы)
указательные-прижимаете друг к другу "Мама-мама"
средние-"Что-что-что"
безыменные "гости едут"
мизинцы "ну и что?"
потом, средние, как будто целуются "Здрасте, здрасте" и как будто обнимаются(опускаются на тыльную сторону лодоней) и еще раз, можно до бесконечности..
Племяшка научила, все в быстром темпе...прикольно!

А пальчиковый театр не пробовали? Куклы можно сделать в считанные минуты, а потом разыгрывать сказки. А можно и просто фломастером мордочки на пальцах нарисовать. Кто ж от такого откажется? :)))

Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть к. Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть книга,знакома-ли она вам?Полистать нет никакой возможности,буду благодарна за ваши...

Обсуждение

У меня есть.
Мне она нравится, я здесь ее неоднократно рекомендовала. В моем издании ("Гимнастика для пальчиков", Олма-Пресс) на левой стороне слова упражнений, рисунки рук и пальцев, пояснения для взрослых. На правой стороне разворота - большой (А4) рисунок-иллюстрация к упражнению.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Подскажите, кто знает, пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук типа "сорока-сорока", желательно с описанием движений...

Обсуждение

Раз, два, три, четыре, пять(раскрываем пальчики)
Будем в пальчики играть (пошевелить поднятыми пальцами)
Закрываем и молчок (сжать пальцы)
Получился кулачок
Открываем понемножку (медленно разжимаем)
Получается ладошка.
Черепашка, черепаха
Хвостик спрятала от страха (погладить больш.палец и спрятать в кулачок)
Тук тук как дела?(стучать по кулачку, похлопывать)
Мама сына обняла (обнять ребенка, удерживая за кисть руки)

Мы из теста из муки(помочь ребенку сделать движение какбудто он чтото разминает)
Накатаем колобки(вращательные движения ладошками)
Маме Тане, папе Эде, Бабе Нате)) (и т.д. перечисляем близких людей, загибаем пальчики)
А Маркушенька-дружок получает пирожок (сложить ладошки, чтобы прикасались кончики пальцев и основания ладошек)

Тритатушки тритата(хлопаем в ладошки)
Убежали 3 кота (зажимаем кулачки)
Белый, черный, рыжий (поднимаем пальчики по очереди вверх)
Все сидят на крыше (сложить крышу из пальчиков 2-х рук)

Едет едет паровоз
Много кртится колес
Раз колесо (соединить в круг большой у указат.пальцы)
Два колесо (тоже больш.+средний)
Три колесо (больш.+безым)
Четыре колесо (больш.+мизинец)

Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись (выполнить эти движения)
По ладошке побежали, побежали, побежали (по ладошке левой руки бегают 2 пальца правой и наоборот)
Поскакали, поскакали (изобразить пальцами по ладошке)
И устали сели отдыхать(потрясти кистями и положить их на стол или на колени)

Родители маленьких детей должны твердо помнить, что развитие речи ребенка напрямую связано с движением, а именно мелкой моторикой. Существует множество пальчиковых игр для детей. Мамы, бабушки, дедушки играя с ребенком, читая потешки и напевая песенки, могут проводить с малышами гимнастику пальчиков.

Развитию мелких движений кисти ребенка, подвижности пальцев рук, точности движений пальчиков, помогут следующие игры и игровые задания.

Пальчиковая игра "СОРОКА"

Читая потешку, поочередно загибайте и разгибайте пальчики ребенка:

Сорока-воровка,
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
А этому, большому, - не дала.
Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил,
Зачем кашу не варил.

Есть еще одна похожая считалочка про сороку. Она из болгарских народных песенок и называется «Сорока и сороченок»

Длиннохвостая сорока прилетела издалёка,
Дров нарубила, печь растопила,
Кашу сварила очень сладкую.
Всех детей созвала, всем им каши дала,
Одного из-за стола только мама прогнала -
Малышоночка-сорочоночка.
Он всех больше шалил?
Он воды не носил, он и дров не колол,
Даже пол не подмёл!

Пальчиковая игра «МИЗИНЧИК»

При произнесении потешки, массируется каждый называемый пальчик ребенка. В такой пальчиковой игре выполняется не только массаж, но и активно идет запоминание названий пальцев на руках.

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным доел,
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход их всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал!

Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПАЛЬЧИКУ ДЕЛАТЬ?»

Как и в предыдущей потешке-игре, при произношении потешки, массируют каждый пальчик ребенка.

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.

Пальчиковая гимнастика «ПАЛЬЧИКИ СПЯТ»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИК О ПАЛЬЧИК»

К пальчиковой гимнастике в этом упражнении добавляется серия движений. Ребенку во время игры нужно показать какие движения следует выполнять по ходу стишка.

Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай. (Хлопки ручками.)
Ножками топай, топай. (притопывание 2раза.)
Спрятались, спрятались. (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ»

Держите перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.

Раз-два-три-четыре-пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел. (Загибаете мизинец.)
Этот пальчик чистит стол. (Загибаете безымянный.)
Этот - резал. (Загибаете средний палец.)
Этот - ел. (Загибаете указательный палец.)
Ну а этот лишь глядел! (Загибаете большой палец, щекочете ладони.)

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

Пальцы обеих рук складываем вместе.

Кто приехал? (Быстро хлопать конниками больших пальцев.)
- Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев быстро одновременно хлопают.)
- Мама, мама, это мы? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками указательных пальцев.)
- Папа, папа, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками средних пальцев.)
- Братец, братец, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками безымянных пальцев.)
- Ах, сестричка, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да?да, да! (Хлопать мизинцами.)
- Все мы вместе, да-да-да! (Хлопать всеми пальцами.)

Пальчиковая игра «ОБВЕДИ ЛАДОНЬ»

Приготовьте лист плотной белой бумаги и фломастер. Попросите малыша приложить ладошку к бумаге и обвести контур руки. Пусть ребенок по очереди чуть приподнимает пальчики над контуром, а затем поднимет всю ладошку. После этого не сдвигая руки, попросите малыша собрать пальцы в ладонь и опять расправить их по обведенному контуру.

Пальчиковая гимнастика «ПОДВИГАЙ КРУЖКИ»

Приготовьте 10 разноцветных кружков из цветного картона диаметром 1-2 см. Попросите малыша положить ладошку на стол чтобы кончики его пальцев лежали на кружках. Предложите подвигать кружочки по очереди каждым пальцем, затем всеми вместе. Потом малыш поднимает руку и снова опускает ее так, чтобы кончики пальцев попали на кружки.

Игра с пальчиками «КОЛЕЧКИ»

Попросите ребенка поочередно соединять все пальчики с большим в кольцо, делая это строго по порядку.

Такая пальчиковая гимнастика игра очень нравятся малышам. Пусть пальчики ребенка будут ловкими!

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и .

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку и .

Главное двигательное достижение крохи к этому возрасту – ходьба. Ребенок начал самостоятельно ходить. Освободившиеся руки позволяют экспериментировать с окружающими предметами, формируется навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется координация движений. Именно двигательная активность способствует развитию познавательных способностей малыша.

Влияние мелкой моторики на развитие ребенка

Многочисленными исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Одной из важных особенностей пальчиковых игр является их доступность. Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки, пальчики ребенка. Маме важно только знать несколько специальных упражнений и выучить к ним тексты стихов. В эти игры можно играть в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в поликлинику – там, где нужно занять малыша, отвлечь его либо заинтересовать.

Пальчиковые игры для ребенка подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда кроха проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, четкой, эмоциональной.

Хорошую тренировку обеспечивают народные игры-потешки. Мама сначала ритмично читает потешку, интонационно выделяя смысловые части, сопровождая чтение игровыми движениями. Затем крохе предлагается повторять движения, а в более старшем возрасте – и слова потешки.

Когда малышу трудно выполнить то или иное упражнение, взрослый должен помочь, взяв его ручку в свою, помогая шевелить пальчиками, сгибать их и разгибать. Так происходит обучение необходимым движениям, тренируется тонкая моторика пальцев и, соответственно, стимулируется речевое развитие.

Пальчиковые игры для ребенка до года

Изучаем свои возможности

Работу по тренировке пальцев можно начинать уже с двухмесячного возраста. В этот период важное место отводится массажу. Поглаживайте кисти рук малыша в направлении от кончиков пальцев к запястью, берите каждый пальчик в отдельности, сгибайте и разгибайте его.

Игра «Каждому свое имя»

Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного – просто рассматривайте пальчики, назовите каждый пальчик, ласково погладьте. Можно просто перечислять названия пальчиков (большой, указательный, средний и т.п.), а можно каждому пальчику дать свое имя.

Называя «имя», сгибайте и разгибайте каждый пальчик по очереди:
Пальчик Антошка - Озорной немножко. (Сгибаем и разгибаем большой палец.)
Пальчик Влада – Обожает наряды. (Сгибаем и разгибаем указательный палец и т.д.)
Пальчик Коля Учится в школе.
Пальчик Тимоша – Мальчик хороший.
Пальчик Иришка – Совсем малышка.

Можно придумать свои имена и стихотворные строчки к ним или произносить имя малыша по-разному: сначала полное имя, затем уменьшительно-ласкательное, особенное, как ласково называет кроху кто-то из членов семьи и т.д. Таким образом, кроха привыкает к звуку собственного имени, учится выделять его из речи взрослых.

Игра «Карандаш - помощник»

Возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошкам и пальчикам крохи. Другой вариант упражнения – поместить карандаш между ладонями малыша и, плотно прижав ладошки, совершать ими растирающие движения. Выпуклые грани карандаша хорошо массируют поверхность ладоней, заставляя работать кожные рецепторы.

Можно массировать ладони и пальчики с помощью небольшого шарика (например, для пинг-понга), любого другого округлого предмета. Массажный эффект будет ощутимее, если вы используете специальный мяч-ежик с резиновыми «колючками». Покатайте его в ладонях крохи, прижимая их к мячу.

Освойте с крохой известные народные игры с пальчиками – «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-дереза».

К 9-10 месяцам жизни рекомендуется тренировать круговые движения большими пальцами малыша. Период, когда происходит противопоставление большого пальца остальным, имеет особое значение. С этого момента ребенку становятся доступны тонкие движения пальцев рук, малыш осваивает пинцетный захват (умение брать предметы большим и указательным пальцами).

Игра «Мальчик-с-пальчик»

Попросите ребенка разжать ладошку и, помогая ему совершать движения, начните проговаривать потешку:
Мальчик-с-пальчик, где ты был? (Делаем круговые движения большим пальцем.)
С эти братцем – в лес ходил, (Загибаем по очереди сначала мизинец,)
С этим братцем щи варил, (затем безымянный палец и т.д.)
С этим братцем песни пел,
С этим братцем кашу ел,
Оттого и растолстел. (Круговые движения большим пальцем.)

Игра «Подъемный кран»

Для игры понадобится пластиковое ведерко и 6--7 небольших игрушек или предметов (игрушки из «Киндер-сюрприза», большие бусины, грецкие орехи, детали конструктора).

Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают предмет и направляют прямиком в ведерко. Сначала медленно покажите малышу последовательность действий, комментируя попутно свои движения. Затем попросите кроху повторить сначала правой рукой, затем левой.

Покажите ребенку жесты-заменители слов: «До свидания, пока-пока!» - малыш разжимает пальчики и машет ладошкой, «Дай мне!» - кроха несколько раз сжимает и разжимает кулачок, «Это делать нельзя!» - ребенок выпрямляет указательный палец, а остальные прижимает к ладони и качает ручкой. Научите малыша хлопать в ладоши, когда ему что-то нравится. Кроха быстро запоминает эти движения, а со временем научится повторять.

Пальчиковые игры для детей от 1 года до 2 лет

Играем и разговариваем

В это время возрастает самостоятельность ребенка во многих действиях. Проявление самостоятельности кроха привносит и в выполнение упражнений с пальчиками. В этом возрасте некоторые простые движения он может повторять без помощи взрослого, ориентируясь на показ и копируя действия. Также проявляется самостоятельность и в речи. Малыш старается на свой манер, громко и четко произносить звуки, слова или словосочетания при выполнении какой-либо части упражнения.

Пальчиковая игра «Паучок»

Паучок ползет, ползет, (Пальчики сжимаются и разжимаются, «шагая» по поверхности – по столу, руке, ножке.)
Паутинку он плетет.
Паутинка хоть тонка,
Крепко держит мотылька. (Округленные ладони складываются одна на другую.)
Мотылек сидел-сидел,
Вдруг вспорхнул – и улетел! (Машем ручками в воздухе.)
Просите кроху проговаривать слова-окончания: «ползет», «сидел», «улетел».

Пальчиковая игра «Семья»

Попросите малыша распрямить ладошку. Начинаем загибать мизинец, безымянный палец и далее - по направлению к большому:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вся моя семья.

Несколько раз проговорив потешку, побуждайте кроху повторять за вами, либо завершать начатое предложение. Например, вы говорите: «Этот пальчик», а кроха дополняет – «бабушка» и т.д. Повторите упражнение с другой рукой.

Пальчиковая игра «Пианино»

Имитируйте игру на пианино, по очереди постукивая каждым пальчиком, затем всей ладонью с растопыренными пальчиками по поверхности стола:
Мы купили пианино,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Вместе с бабушкой играем,
А танцует вся семья.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Игра «Пальчики здороваются»

Сядьте с малышом за стол друг напротив друга, «поздоровайтесь» пальчиками – каждым пальцем коснитесь по очереди пальчиков ребенка, приговаривая: «Здравствуй, пальчик-мизинчик», «Рад тебя видеть, безымянный пальчик», «Добрый день, средний пальчик», «Приветствую тебя, указательный пальчик», «Хорошего дня, большой пальчик!»

Следите, чтобы кроха выдвигал для приветствия какой-либо один пальчик, а не всю ладонь. Помогите ему разделить пальчики, если возникли затруднения. Одновременно с тренировкой пальцев рук малыш усваивает разнообразные фразы приветствия.

Для тренировки пальцев рук могут быть использованы также игры без речевого сопровождения:

Игра «Человечек». Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»). Те же движения нужно производить пальцами левой руки, обеих рук одновременно.

Игра «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Покачать руками вправо-влево. В начале каждой игры подскажите крохе, как правильно располагать пальцы, покажите варианты движений пальцами и руками.

Игра «Перетяни веревочку». Объясните крохе, что сейчас вы будете проверять, кто из вас самый сильный. Объясните правила игры: нужно перетянуть веревочку на свою сторону, взяв ее пальчиками или зажав в кулак. Веревочку, шнурок или носовой платок положите на стол. Один конец веревки отдайте ребенку, за другой возьмитесь сами. По команде начинайте тянуть на себя. Конечно, ребенок должен победить в этом соревновании, но сразу сдаваться не стоит – пусть малыш тренирует пальчики, развивает их силу, пытаясь удержать и перетянуть веревку. Обязательно похвалите кроху за то, что он самый сильный и ловкий.

Пальчиковые игры для детей от 2 до 3 лет

Послушные пальчики

За этот период пальцы и кисти ребенка приобретают хорошую подвижность и гибкость, постепенно исчезает скованность движений.

Если вы заметили, что ребенок легко справляется с заданием, усложняйте его: добавьте новые движения, измените их последовательность, выучите другие, более замысловатые пальчиковые игры. В игре просите кроху повторять за вами целые предложения, четверостишья. Подбадривайте и хвалите его за правильно выполненное задание.

Пальчиковая игра «Улитка»

Проговаривайте потешку, демонстрируя ребенку все действия. Попросите его повторять движения за вами:

Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)
Высунь рога! (Выпрямляем указательный и средний пальцы – «рога» и быстро убираем.)
Дам тебе я вкусного пирога! (Показываем раскрытые ладошки.)
Мне не надо пирога, (Вертим сжатыми кулачками.)
Мне свобода дорога.
Я ползу-ползу по дорожке,
Захочу – высуну рожки (Выпрямляем указательный и средний пальцы.)
А дотронешься слегка…
Убираются рога! (Пальчики снова прячутся – сжимаются в кулак.)

Пальчиковая игра «Баран и баранки»

Научите малыша собирать пальчики в колечки, смыкая поочередно большой палец с маленьким, безымянным, средним, указательным и большим:
Рано утром спозаранок
Накупил баран баранок. (Смыкаем колечки, начиная с маленького пальца.)
А потом на рублики
Прикупил он бублики. (Смыкаем пальцами колечки в обратном порядке.)
Раз, два, три, четыре, пять - (Загибаем поочередно пальчики.)
Начал бублики считать.
Раз, два, три, четыре, пять - (В обратном порядке поочередно разгибаем пальцы.)
Начал бублики жевать.
И все скушал… (Показываем ладони.)

Игра «Волшебная паутина»

Для этой игры понадобится тонкий цветной шнурок. Попросите кроху показать ручку, растопырив пальчики. Оплетаем шнурок колечками вокруг каждого пальчика малыша, а он пусть попытается снять его с пальцев, не задействовав свободную руку. Можно вместе с крохой обыграть это упражнение: например, рассказать, что паучок сплел свою волшебную паутинку вокруг его пальчиков, а ему нужно освободиться. Когда малышу удастся снять шнурок, сопроводите его успех сюрпризным моментом, например: «Ура! Ты – волшебник! Смог освободиться от волшебной паутины! Молодец!»

Пальчиковый театр для детей

Пальчиковый театр – отличное изобретение: легкое, удобное, мобильное. Можно приобрести уже готовые фигурки, которые одеваются на пальчики, можно персонажей для пальчикового театра изготовить самим - например, из фетра, бумаги, связать из пряжи, а можно приобрести в магазине. Эта игрушка долго будет радовать малыша, тренируя его пальчики, совершенствуя речь, фантазию и воображение.

Устраивайте совместные представления, а зрителями могут быть родные и друзья, сверстники ребенка.
Простейший вариант - изготовить «актеров» из бумаги.

Лист бумаги шириной 3-5 см оберните вокруг пальца и склейте в рулончик. Если кукловодом будет ребенок – соответственно, рулончик должен быть тоньше.

Дальше оформляем куколку: раскрашиваем, прорисовываем лицо, ручки, детали одежды. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажу: королю – корону, деду – бороду и усы, бабке – платочек.
Такие артисты удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый пальчик – отдельный герой. Так можно поставить русские народные сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр теней для детей

Сложенные определенным образом пальцы рук при специальном освещении могут превратиться в сказочных персонажей. Для освещения примените небольшой настольный светильник, ночник.
Установите ночник так, чтобы свет от него попадал на стену. Руки нужно расположить от источника света так, чтобы тень от них отражалась на стене.

До того как показать сказочное действо, вам вместе придется потренироваться и овладеть приемами правильного показа движений персонажа: как он шевелит ушами, открывает и закрывает рот и т.д.

Предлагаем несколько игр для теневого театра:

Игра «Зайчик». Локти опираются на стол. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного и мизинца соединить с кончиком большого пальца. Совершать плавные вращательные движения кистью (зайчик движется). То же упражнение выполнить пальцами левой руки, двумя руками одновременно.

Игра «Курочка пьет водичку». Локти опираются на стол, пальцы сложить в виде клюва. Совершать ритмичные наклоны рук вперед и возвращать в исходное положение – «клевать зернышки». Малыш может завороженно наблюдать за теневой проекцией на стене, а позже и сам будет рад принять участие в представлении.

Пальчиковая игра «Звери на работе». Прочтите малышу стишок, попутно показывая все действия, которые выполняют животные в нем. Пусть кроха повторяет движения за вами. Выполнять движения нужно двумя руками одновременно:

Сегодня день целый
Все звери у дела:
Лисичка-сестричка шубку подшивает, (Собираем пальцы в щепоть и разжимаем.)
Серый медведь, старый дед, сапог подбивает, (Стучим кулаками друг о друга.)
А сорока-белобока мушек отгоняет. (Взмахи руками.)
Медведица Маша варит детям кашу. (Кистями рук совершаем круговые движения.)
Зайчиха под елкой метет метелкой. (Ударяем ладонями друг о друга по касательной – «отряхнем» ладошки)

Тренажер для пальчиков ребенка

Небольшую плотную резинку (например, для волос) наденьте крохе на большой и указательный пальцы и попросите несколько раз растянуть ее. Пусть кроха старается растянуть резинку только двумя пальчиками, без помощи второй руки. Затем наденьте резинку на большой и средний пальцы и так далее до мизинца. Эта игра позволяет укреплять мышцы пальчиков, совершенствует координацию мелких движений. Чтобы малышу было интереснее, можно сказать, что на пальчики вешаем замочек и ему нужно растянуть его, чтобы освободиться.