Во сколько месяцев недоношенный ребенок начинает переворачиваться. Физическое и психическое развитие недоношенных

Как протекает развитие недоношенного ребенка до года по месяцам? Для родителей, на долю которых выпало выхаживать такого кроху, нередко это вопрос жизни и смерти. Здоровье и развитие ребенка, родившегося раньше срока, во многом зависят от степени его недоношенности. Первостепенную роль играет уровень оказанной медицинской помощи. Однако не менее важна любовь и стойкость родителей.

Из недоношенных детей вырастают здоровые, крепкие, смышленые мальчики и девочки. Они не отстают в освоении навыков, а всего лишь развиваются по своей схеме. Масса и длина тела у недоношенных детей в течение первого года жизни увеличивается быстрыми темпами в сравнении с доношенными новорожденными. Природа поставила перед ними задачу - «догнать», а в некоторых случаях и «перегнать».

Группы недоношенных детей

Группа Срок беременности, в неделях Вес новорожденного, в граммах Увеличение массы тела к году, в разах
1 36-37 2000-2500 4-5
2 32-35 1500-2000 5-7
3 28-31 1000-1500 6-7
4 Менее 28 Менее 1000 8-10
  • Если ребенок родился с массой тела ниже 1000 г, его называют «экстремально недоношенным» . Дети с таким весом составляют менее 5% всех недоношенных новорожденных. За жизнь такого ребенка приходится бороться упорно и продолжительно. Все жизненно важные функции его организма требуют искусственной поддержки. При современных достижениях неонатологии выхаживают даже детей с весом 500 г. Но в этих случаях высокий процент осложнений и инвалидности. Кстати, в России с 2012 года действует закон об обязательном выхаживании и регистрации детей с весом 500 г. Вокруг этой темы много дискуссий, в том числе и нравственного характера.
  • Особо пристальное внимание уделяется деткам, родившимся с массой тела от 1000 г до 1500 г . Их называют «глубоко недоношенными», но у них много шансов не только выжить, но и быть полноценными, здоровыми людьми. Таким детям нужна искусственная вентиляция легких, подача кислорода, энтеральное (через зонд в желудке) и парентеральное (через вену) питание. В специальные питательные смеси добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза, которые способствуют быстрому росту и развитию грудничка.
  • Специальные условия . Дети с весом до 1500 г не подготовлены к самостоятельному функционированию. Для их выхаживания нужно создать условия, адекватные внутриутробным. Деток помещают в кувезы (кювезы) - инкубаторы для недоношенных. Здесь выдерживается необходимая температура и влажность воздуха, проводятся необходимые исследования и поддержка. В инкубаторе находятся дети весом до 1700 г, затем их помещают в кроватку с подогревом. При весе 2000 г малыш, как правило, уже не нуждается в специальной тепловой поддержке.
  • Особенности развития недоношенного ребенка на сроке 34 недели . Малыш способен самостоятельно сосать. Это важный показатель при выхаживании детей, родившихся раньше срока. У малышей этой группы есть риск возникновения апноэ - внезапной и непроизвольной остановки дыхания, чаще всего во сне. Поэтому им нужно пройти дополнительные обследования. Причины апноэ слабо изучены. Их связывают с мускулатурными, дыхательными, неврологическими нарушениями. Если осложнений нет, грудничок быстро набирает норму веса и отправляется домой вместе со счастливыми родителями.
  • Развитие недоношенного ребенка, родившегося в 36 недель . У таких деток, как правило, не возникает никаких осложнений. Они могут самостоятельно дышать и сосать. Интенсивная терапия им может не понадобиться. Однако такие малыши обязательно проходят дополнительные обследования и после выписки находятся под пристальным наблюдением педиатра.
  • Степень недоношенности связана не только с показателем веса, но и с общей зрелостью организма . Бывает, что детки рождаются с весом 2500 г, но по зрелости органов, систем и функций уступают тем, у кого 2000 г.

Как выглядит грудничок, родившийся раньше срока

Малыши, родившиеся раньше времени, имеют ряд особенностей. Внешние признаки проявляются с разной степенью.

  • Маленький вес и рост . Длина и масса тела грудничка могут впечатлять своей крохотностью.
  • Непропорциональность в теле . У малыша большая голова. Она составляет 1/3 длины тела (для сравнения у доношенного ребенка - 1/4). Мозговая часть черепа больше лицевой. Живот относительно всей длины также большой и распластанный. Пупок находится значительно ниже, чем у доношенных детей. Шея, ноги и руки - короткие.
  • Мягкость и податливость костей черепа . Родничок открыт. Кости могут двигаться, черепные швы расходиться.
  • Мягкость ушных раковин . Уши настолько мягкие, что могут сгибаться внутрь, слипаться.
  • Пушок на теле . Спина, плечи, бедра, лоб, щеки покрыты мягким волосяным покровом. В медицине это явление называется лануго.
  • Отсутствие подкожного жира . Кожа грудничка, как будто прозрачная. Под ней можно разглядеть кровеносные сосуды.
  • Слабость и вялость . Двигательная активность снижена, слабый крик, отсутствие чувства голода, гипотонус, неразвитый сосательный рефлекс - все эти признаки в медицине называются адинамией. Они бывают только у глубоко недоношенных.
  • Слабые и короткие ногти . Признак встречается реже, чем остальные.
  • Пучеглазие . Проявляется не сразу, а спустя две недели после рождения. Характерно для детей с большой степенью недоношенности.
  • Недоразвитие половых органов . У девочек может быть зияющая половая щель с недоразвитыми большими половыми губами. У глубоко недоношенных мальчиков - яички не опустились в мошонку.
  • Отсутствие набухания молочных желез . Бывает у глубоко недоношенных.

Перечисленные признаки могут проявляться в комплексе или частично. Какие-то из них могут встречаться даже у доношенных детей.

Когда кроха попадет домой

Это зависит от степени недоношенности. В больнице он может провести от недели до полугода. Этапы выхаживания недоношенных детей таковы: оказание первой помощи в роддоме; перевод в детское реанимационное отделение; затем в отделение интенсивной терапии; уже отсюда, при хорошей динамике, малыша выписывают домой. Мама может находиться рядом с крохой в больнице, помогать в уходе медперсоналу, привозить . И даже брать малыша на руки. Кстати, это один из самых уникальных и эффективных способов выхаживания. Он называется методом «кенгуру». При каких условиях малыша выписывают домой?

  • Нет осложнений, стабильный прогресс в общем развитии.
  • Налаженная терморегуляция.
  • Ребенок обходится без поддержки и контроля дыхания, сердечно-сосудистой системы.
  • Умеет самостоятельно сосать грудь или бутылочку, прибавка в весе увеличилась до 2000 г.

И еще одно, не менее важное условие: родители знают, как кормить недоношенного ребенка, как обеспечить малышу правильный уход и куда обратиться в случае необходимости.

Развитие по месяцам

Таблица - Прибавка в весе и росте недоношенных детей по месяцам и за год

Возраст (в месяцах) 4 группа
(до 1000 г)
3 группа
(до 1500 г)
2 группа
(до 2000 г)
1 группа
(до 2500 г)
Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см
1 180 3,9 190 3,7 190 3,8 300 3,7
2 400 3,5 650 4 700-800 3,9 800 3,6
3 600-700 2,5 600-700 4,2 700-800 3,6 700–800 3,6
4 600 3,5 600-700 3,7 600-900 3,8 700-900 3,3
5 650 3,7 750 3,6 800 3,3 700 2,3
6 750 3,7 800 2,8 700 2,3 700 2
7 500 2,5 950 3 600 2,3 700 1,6
8 500 2,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
9 500 1,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
10 450 2,5 500 1,7 400 0,8 400 1,5
11 500 2,2 300 0,6 500 0,9 400 1,0
12 450 1,7 350 1,2 400 1,5 300 1,2
Прибавка в весе и росте за год ≈ 7080 ≈ 33,7 ≈ 8450 ≈ 31,7 ≈ 8650 ≈ 27,5 ≈ 9450 ≈ 25,3

Таблица - Сравнительная характеристика моторных навыков доношенных и недоношенных детей

Навыки Ребенок с массой до 1500 г Ребенок с массой до 2000 г Ребенок с массой до
2500 г
Доношенный ребенок с массой до 3500 г
Зрительное и слуховое сосредоточение 3 мес. 2-2,5 мес. 1-1,5 мес. 2-4 нед.
Уверенно держит голову, лежа на животе 5 мес. 4 мес. 3,5-4 мес. 2,5-3 мес.
Переворачивается со спины на живот 7-8 мес. 6-7 мес. 5,5-6 мес. 5-6 мес.
Начинает ползать 11-12 мес. 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес.
Самостоятельно садится 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес. 7-8 мес.
Самостоятельно стоит 12-14 мес. 11-12 мес. 10-11 мес. 9-11 мес.
Самостоятельно ходит 14-16 мес. 12-15 мес. 12-13 мес. 11-12 мес.

На что обратить внимание при рассмотрении таблицы?

  • Отсутствует группа «экстренно недоношенных» детей . Процент рождаемости таких детей невысок. Методы их выхаживания сравнимы с космическими технологиями, а этапы развития могут сильно запаздывать.
  • Приведены усредненные показатели по месяцам . Необходимо учитывать индивидуальное развитие, генетическую предрасположенность, общее состояние здоровья.
  • После полугода показатели недоношенных детей постепенно выравниваются до уровня доношенных . Психомоторные навыки развиваются примерно в одно время, если у крохи нет никаких осложнений.

Разница в освоении навыков в сравнении со зрелыми новорожденными составляет 1–3
месяца. Это зависит от степени недоношенности грудничка.

  • 1 месяц . В отличие от доношенных детей малыш плохо набирает вес в течение первого месяца. Это обусловлено слабой сосательной активностью, неразвитым глотательным рефлексом. Если малыш находится в домашних условиях, задача родителей - оберегать его от воздействия холода, болезнетворных микробов, вирусов. Контакт с внешним миром должен быть ограничен.
  • 2 месяца . Силы прибавляются, но сосать малышу пока трудно. В этот период идет ощутимый набор веса, что является главным показателем здорового развития недоношенного ребенка. С начала второго месяца грудничка можно .
  • 3 месяца . Сон и еда - две базовых вещи для крохи в этом возрасте. Нужно только следить за тем, чтобы грудничок не поворачивал голову в одну сторону, и менять его положение. Также в этом возрасте появляются мимические реакции, малыш фиксирует взгляд на мамином лице, пробует поднимать голову. Пока не улыбается, зато реагирует на тактильный контакт. Развивается хватательный рефлекс, зрительное и слуховое внимание. Удваивается масса тела.
  • 4 месяц . Малыш поднимает и уверенно держит голову, издает звуки. Захватывает рукой игрушку. В этот период возможно повышение мышечного тонуса, который хорошо снимается массажем и гимнастикой.
  • 5 месяц . Удерживает игрушку в руке. Улыбается, начинает проявлять живой интерес к окружающему миру. Звуковые и зрительные реакции намного улучшаются. Ребенок поворачивает голову на звук и с точностью определяет его источник.
  • 6 месяц . Масса тела утраивается. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При общении заметно оживляется, узнает родных, дрыгает ножками и ручками, гулит. Если держать кроху под мышки, упирается ногами о поверхность, слегка приседает. После полугода уход за недоношенным ребенком ничем не отличается от ухода за малышами, родившимися в срок.
  • 7 месяц . Проявляет активность, легко , по-пластунски, хорошо держит игрушку в руке. В этом возрасте , если грудничок родился на 35–37 неделе.
  • 8 месяц . Делает первые попытки , стоит на четвереньках, пробует раскачиваться. Все двигательные навыки осознанные и умелые. В этом возрасте проявляет интерес не только к своим делам, но и к общению. Понимает, когда его просят показать какой-то предмет. Малыша интересует вербальный контакт - слова, интонации, песни, потешки, сказки.
  • 9 месяц . Сидит более уверенно, пробует ползать. Потребность в общении увеличивается еще больше. Режутся первые зубы, если малыш родился на 32–34 неделе. Произносит первые слоги.
  • 10 месяц . Уверенно стоит, передвигается, держась за опору. Но предпочтение пока отдает ползанию. Любит наблюдать за движущимися предметами. Быстро реагирует на звуки, прислушивается к ним, знает свое имя. В этом возрасте режутся первые зубы, если грудничок родился до 31 недели.
  • 11 месяц . Период активного ползания продолжается. Хотя малыш уже способен уверенно вставать и садиться. Может долго стоять без опоры и даже сделать несколько шагов без поддержки. В этот период его привлекают кубики, пирамидки, все движущиеся игрушки. Он хорошо контактирует с близкими.
  • 12 месяц . Грудничок может пойти самостоятельно. Это еще раз подтверждает, что недоношенные дети «догоняют» сверстников в развитии к году. Иногда это происходит позже - в полтора года. Педиатры отмечают, что в физическом развитии недоношенные дети преуспевают больше, чем в нервно-психическом. Возрастная зрелость нервно-психических процессов у таких деток может сформироваться к 2–3 годам. Эти показатели в пределах нормы.

Что нужно знать об особенностях медицинского наблюдения недоношенных детей? Необходимо: еженедельное наблюдение у педиатра в течение 1 месяца, затем дважды в месяц до полугода; ежемесячное определение уровня гемоглобина для предупреждения анемии; профилактика , начиная со 2 недели; ежеквартальная консультация ортопеда и невропатолога. Дополнительно на первом году жизни понадобятся консультации физиотерапевта, офтальмолога, отоларинголога, кардиолога, эндокринолога.

Особенности ухода: 6 важных моментов

Недоношенный малыш требует большего внимания и мер предосторожности при уходе. Каких именно?


Родителям нужно запастись не только знаниями и навыками, но еще и терпением, любовью и верой в своего малыша.

Отдельно о кормлении

Вскармливание недоношенных детей имеет ряд особенностей, о которых нужно знать родителям.

  • . После выписки малыш должен уметь самостоятельно брать и сосать грудь. В первые месяцы у грудничка еще мало сил, а затраты энергии при сосании велики. Поэтому рекомендуют докармливать его из ложечки сцеженным молоком. Главная задача мамы - и кормить ребенка как можно дольше.
  • Искусственное вскармливание . Если грудное вскармливание невозможно, используются адаптированные смеси для недоношенных детей с повышенным содержанием белка, витаминов, жирных кислот. Необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром при выборе смеси для ребенка.
  • Сколько раз кормить малыша? В зависимости от степени недоношенности: от 10 до 20 раз в сутки, дробными порциями. Когда малыш начнет набирать вес со второго месяца жизни, достаточно будет 8 кормлений в сутки.
  • . Вводится только после 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Затягивать с прикормом тоже нельзя, поскольку организм малыша нуждается в витаминах и минеральных веществах. Первыми в прикорме должны быть каши ( , ), затем и , свежие соки и самые последние - . Сахар и сладкие фрукты нужно исключить. После каждого прикорма нужно докармливать малыша грудным молоком или смесью.

Для малыша, родившегося раньше срока, каждый прибавленный грамм - уже победа. Контроль веса соблюдается строго. Желательно приобрести электронные весы для новорожденных и взвешивание проводить ежедневно.

При выписке родители получают ряд рекомендаций от неонатологов и педиатров. Важно выполнять требования по уходу и не заниматься самодеятельностью. Также важно знать: развитие недоношенного ребенка по месяцам зависит от степени недоношенности. Чем она выше, тем больше понадобится малышу времени для развития психомоторных навыков.

Распечатать

Мы уже разговаривали о недоношенных малышах, но у нас осталось еще очень много вопросов, на которые хочется получить ответ. Прежде всего – это как растет и развивается недоношенный крошка, в чем отличия его физического и нервно-психического развития, будет ли он отставать от сверстников? Об этом и поговорим подробнее.

Как он развивается физически.
Если малыш поторопился родиться раньше времени, закономерно то, что он будет отличаться от своих сверстников при рождении и далее, его рост и развитие будет осуществляться по другому плану. Но, это не значит, что они будут болеющими или гипотрофичными (с низким ростом и весом). Обычно существует закономерность, что недоношенный малыш растет быстрее своих ровесников, рожденных в срок, то есть – они пытаются быстренько нагнать то, что им не удалось досидеть в животике. Но это правило работает только при небольшой недоношенности от 32 и более недель. При глубокой степени недоношенности, когда ребенок находится на аппаратном и кювезном выхаживании, развитие его идет другими темпами. Тогда прирост веса и роста в первые недели будет небольшим, потому, что недоношенные дети сильно теряют в весе первоначально, не сразу могут усваивать питание – им нужно сначала восстановить то, они теряли, а потом уже начать прибавлять.

Еще одной сложностью в наборе веса и приросте является сложность с питанием – если дети с небольшой недоношенностью обычно могут сосать грудь или кормиться с бутылочки, то глубоко недоношенные дети питаются через зонд или даже парентерально (то есть, им через пупочные сосуды вводят питательные вещества прямо в кровь). По мере созревания у детей сосательного и глотательного рефлекса их начинают кормить грудью или с соски, тогда прирост веса улучшается. Самым сложным в выкармливании и выхаживании малыша является первый месяц, в этом месяце настраиваются все ферментные системы и дозревает пищеварение для внеутробного способа питания, если малыш начал усваивать питание – обычно дела быстро идут на лад, и он начинает прибавлять и расти, округляться и копить подкожный жирок.

Отмечается такая закономерность – дети ко второму-третьему месяцу удваивают свой вес от рождения, к полугоду утраивают, а к годику – увеличивают вес от четырех до восьми раз, причем чем более маленькими родились, тем более значительное прибавление будет. Но, это не значит, что килограммовый крошка к году должен догнать того, кто родился в срок с весом в 3.5 кг. Конечно, недоношенные малыши будут меньше, и в год для них очень хорошо весить 7-8 кг. Если будет больше – отлично, если чуть меньше – постараемся питаться покалорийнее.

В среднем динамика прибавок у недоношенных малышей такова:
В первый месяц это 150-300 грамм,
Второй – 400-800 грамм,
Третий – 500-700 грамм,
Четвертый – 500-800 грамм,
Пятый – 500-700 грамм,
Шестой – 500-600 грамм, и далее они прибавляют по закономерностям детей, рожденных в срок, к году имея добавку в весе в плюсе от 5500 до 7500 г к исходному весу тела.

В любом случае – не сравнивайте своего недоношенного малыша с соседским доношенным, его закономерности роста и веса будут другими, вы должны ориентироваться на динамику развития вашего малыша. в среднем - чем больше степень недоношенности, тем позже он догонит ровесников по росту и весу – этот срок врачи устанавливают на границе от 3 до 7 лет, в любом случае к школе они сравняются абсолютно все. Но в 12-17 лет дети по результатам исследований не отличаются никак, родились ли они с весом в 1000 или в 4000 г.

Закономерности роста.
Рост и вес тела крошки - взаимозависимые процессы, и рост ребенка определяется его сроком и массой тела. Динамика роста будет зависеть от того, как малыш начнет прибавлять вес. Первые месяцы, примерно до полугода, малыш будет расти быстро, его рост будет пребывать на 3-6 см в месяц, к году этот показатель будет составлять от 25 до 38 см, и к году малыши обычно имеют около 70-80 см роста. Во второй год жизни они растут помедленнее, примерно по 1-2 см за месяц.

Не менее интенсивно подрастают окружности тела, и очень важно следить особенно за приростом головки, чтобы не пропустить развитие патологий, которые более свойственны для недоношенных. Голова ребенка по размеру должна быть больше груди в первые полгода, прибавки размеров в среднем прибывают на 1-2 см, за полгода прирастает до 12 см, второе полугодие не столь интенсивно в росте. Грудка ежемесячно также должна подрастать на 1-2 см, и к полугоду грудь и головка должны сравняться в размерах.

Кроме того, у недоношенных малышей сдвигаются сроки прорезывания зубов – они будут задерживаться примерно на столько месяцев. сколько малыш не досидел в животике мамы, то есть по сроку гестации нужно рассчитывать и появление зубов.
То есть – если малыш родился после 35 недель – у него зубки можно ждать после 7-8 месяцев,
При родах в сроки с 30 до 34 недель зубки можно ждать ближе к 9 месяцам, при глубокой недоношенности и сроке менее 30 недель зубы имеют право появиться после 10-12 месяцев.
Кроме того, на сроки прорезывания зубов влияет наличие рахита, анемии и дефицита кальция, которые у недоношенных малышей встречаются гораздо чаще и их надо учитывать. Поэтому, не переживайте и не пугайтесь – зубки обязательно будут, но попозже.

Кроме этого, всегда развитие идет по своим закономерностям и небольшие отклонения вовсе не означают патологии. Однако, физическое развитие недоношенных малышей требует более пристального внимания педиатров.

А как с навыками?
Очень часто родители недоношенных детей слышат страшилки о глубокой умственной отсталости и неполноценности малышей. Только эти рассказы – не правда, либо правда очень частичная. Конечно. выхаживание недоношенных – вещь сложная и нервная система малышей более ранима, но это не значит – что недоношенный это равноценно тому, что инвалид. Больной ребенок может родиться и доношенным и недоношенным. Недоношенность сама по себе это только особенность малыша, это не диагноз и не приговор.

Чем отличается развитие.
Конечно, свои отличия в нервно-психическом развитии будут – малыш ведь поторопился и не досидел положенные внутриутробные этапы. Значит, ему надо наверстать сначала их. Навыки по возрасту они осваивают чуть позже, по сравнению с доношенными малышами, но они проходят все те же этапы – сначала держат головку, потом ползают и переворачиваются, сидят, встают на ножки и ходят. Но они обязательно начнут это делать – обычно навык сдвигается на то количество недель, сколько крошка недоношен.

Ваш крошка попозже будет состредотачиваться на слуховой и зрительный раздражители, попозже начнет удерживать головку, гуление начнется попозже, улыбка тоже задержится. Но она обязательно появится, как и все остальные навыки.
Если ребенок родился на сроке более 32 недели – навыки задержатся на месяц-полтора, если он родился еще раньше – задержка может доходить до трех месяцев. но дети с небольшими сроками недоношенности к концу года догоняют сверстников, глубоко недоношенный малыш чуть отстает и догонит своих сверстников к возрасту двух-трех лет, это те кто родился в весом 500-1000 г. Если ребенок родился болезненным, у него есть пороки развития или нет за малышом должного ухода (в доме малютки, например), нервно-психическое развитие будет тормозиться сильнее. Поэтому – как будет развиваться ваш недоношенный крошка – зависит от вас – ваши с ним занятия – это стимул к развитию.

Чтобы контролировать нервно-психическое развитие малыша с недоношенностью. Пользуются специальными таблицами развития НПР у таких малышей. Там обычно указаны границы появления того или иного навыка в сравнении с возрастом для доношенных, а также очерчиваются границы колебаний появления новых навыков – то есть когда надо начинать беспокоиться родителям.

Как узнать – нормально ли развитие?
Врач, когда оценивает развитие малыша сравнивает его умения по факту, с теми, что он должен уметь по его возрастным критериям. Причем умением считают то, что малыш делает уверенно, например, держит хорошо голову и гулит. Потом определяется индивидуальный темп развития – замедлено ли, в норме, ускорено или дискоординировано развитие. Проблемой считают, если малыш отстает от положенных сроков на 1-2 и более месяцев, причем более чем по 2-3 умениям.

Естественно, мы никогда не ровняем малышей, которые недоношены с детьми, которые рождены по срокам – они будут очень сильно различаться по развитию. Но общие закономерности развития мамы и папы малышей знать, безусловно, должны. Это поможет родителям сориентироваться, что что-то идет не так и обратиться за помощью к медикам.

Сроки развития в карточке обычно указывают – паспортный срок и срок с поправкой на недоношенность, то есть срок гестации и сколько недель. Постепенно навыки начнут приближаться к таковым у доношенных малышей и тогда поправки перестанут быть актуальными. К сроку в 12-15 месяцев переходят на ориентир обычных доношенных детей.

Если ребенок вызывает у вас подозрения или вы переживаете по поводу его развития – не медлите и не старайтесь искать советов в интернете или у подруг, спросите лучше врача – раннее установление проблем в здоровье и развитии позволит вам быстро и правильно скорректировать все отклонения. Тогда ваш малыш будет крепеньким и здоровеньким, даже не смотря на то, что он недоношен.

Недоношенный ребёнок — это такой же новорожденный ребенок, как и другие, отличающийся от зрелого новорожденного недоразвитыми функциями организма.

Любой новорожденный, появившийся на свет ве­сом менее 2.500 г. и ростом менее 48 см, считается недоношенным. Он рождается обычно до конца 37-й недели беременности.

Степени недоношенности

Недоношенные дети относятся к отдельной группе новорожденных.

Группа недоношенных подразделятся на ряд под­групп, но чаще всего их подразделяют на две основных: несозревших до 1.500 г веса и несозревших от 1.500 до 2.500 г.

Насчитывают 4 степени, которые базируются на показателях роста и веса недоношенного малыша.

  1. Первая. Срок рождения: 35-37 недель, вес 2000-2500 грамм.
  2. Вторая. Срок: 32-34 недели, вес 1500-2000 грамм.
  3. Третья. Срок: 29-31 неделя, вес 1000-1500 грамм.
  4. Четвертая. Срок менее 20 недель, вес ниже 1000 грамм.

Чем выше степень недоношенности, тем сложнее будет выходить кроху. Основная проблема таких малышей – не недостаток веса, а слишком низкое развитие жизненно важных систем и органов организма.

В основном недоношенный ребенок обладает всеми характеристиками новорожденного ребенка, он лишь менее созрел. И все же отдельные части тела отстают в размерах и развитии от других. Эта несоизмеримость у детей, родившихся через меньшее количество лунных месяцев, проявляется из-за того, что формирование отдельных органов и систем было незавершенно. Так, например, череп имеет округлую или яйцевидную форму и только перед концом срока беременности (10 лунных месяцев) несколько удлиняется. Подкожный жировой слой выражен намного меньше, поскольку главным образом он создается перед концом беремен­ности, поэтому недоношенный ребенок имеет в некото­ром роде специфический внешний вид.

Процент рождаемости недоношенных детей непос­тоянен и неодинаков во всех странах мира. В основном он колеблется от 8 до 12% от общего количества родившихся детей…

Причины рождения недоношенного ребенка

Причины недоношенности детей примерно в 50% случаев неизвестны.

Считается, что из всех возможных причин особен­ное влияние на рождение недоношенных детей оказы­вают:

  • на первое место хочется поставить обычную халатность будущей мамы: поехать за тридевять земель в трясущемся поезде или авто потому что «хочу», сделать генеральную уборку или ремонт, причем во всех случаях она считает, что лучшее ее шкаф передвинуть никто не сможет, упасть, залезая на дерево «за вон той красной вишенькой» или пробежавшись по льду… Дорогие будущие мамочки, берегите себя и свой живот с первых дней и до самых родов, не рискуйте малышом, рассказывая «а вон моя подруга на седьмом месяце летала в Турцию, и все было хорошо». Здесь рискам не место!
  • хронические болезни матерей (туберкулез, сифи­лис, болезни суставов, анемия и др);
  • врожденная склонность к преждевременным родам;
  • травматизм работающих женщин (постоянная подверженность малозаметным, но вредным влияниям, таким как встряски, вибрация и др.);
  • множественная беременность (двойни, тройни);
  • острые психические потрясения матери;
  • трудные социальные условия жизни матери (внебрачие, безработица и др.);
  • времена года (ранняя весна, поздняя осень);
  • нежелательные изменения в питании матери во время беременности (недостаток белков и витаминов);
  • попытка сделать аборт, предшествующие аборты;
  • употребление алкоголя и курение;
  • слишком молодой или наоборот пожилой возраст родителей;
  • несоблюдение врачебных предписаний;
  • психологические, бытовые и эмоциональные факторы, которые отрицательно сказываются на течении беременности;
  • период менее 2 лет между родами;
  • тяжелое протекание беременности;

Мы уже говорили, что около 50% причин еще не изучено в достаточной степени. Есть и новые толкова­ния, согласно которым причины недоношенности могут исходить и от отцов. Считается, что для успешных родов имеет значение, когда сперматозоиды соверше­нно зрелы и способны к оплодотворению.

Как было уже сказано выше, недоношенный ребе­нок рождается с менее созревшими органами, зрелость которых достигается параллельно с увеличением веса. Такой ребенок мало подготовлен к жизни во внешней среде, трудно адаптируется и быстро поддается различ­ным заболеваниям. Развитие недоношенного ребенка по месяцам — об этом стоит поговорить подробнее.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

Недоношенный ребенок до 29 недель.

Для таких детей характерен вес менее 1 килограмма, цвет кожи красно-фиолетовый. Кожные покровы со складками и покрыты пушком (лануго). Внешне малыши худенькие, но не истощенные. Если присутствуют признаки истощения – это говорит о наличии гипотрофии. Из-за отсутствия сосательных, глотательных и дыхательных рефлексов, жизнеобеспечение малышей производится медицинской аппаратурой. Зачастую такие дети не умеют плакать, а большую часть времени спят. Движения у них редкие и вялые из-за пониженного мышечного тонуса.

Случаи родов до 29 недель крайне редкие.

Развитие ребенка, рожденного в 29 недель

Внешне эти детки напоминают малышей рожденных на более ранних сроках, однако присутствуют отличия, которые в последующем уменьшают вероятность негативного проявления ранних родов. Чаще всего детей помещают в инкубатор в котором поддерживаются постоянные температурные режимы и влажность, дополнительно подается кислород.

Рождение ребенка в 30 недель

Детей рожденных на данном сроке уже можно вскармливать через зонд грудным молоком. У них начинают появляться движения.

Особенности развития ребенка рожденного на 31 неделе

Не смотря на то, что дети, рожденные в этот срок, уже умеют открывать глаза, плакать и более активно двигаются, им все так же необходимо постоянное наблюдение врачей.

Ребенок, рожденный на 32 неделе

Вес у этих малышей превышает 1500 грамм, они умеют самостоятельно дышать.

33 неделя

Если у ребенка отсутствуют проблемы с дыхательной системой, то его можно кормить из бутылочки или грудью.

Роды на 34 неделе — особенности рождения ребенка

Уменьшается вероятность появления проблем со здоровьем, состояние детей, которые были рождены в этот срок улучшается.

Рождение ребенка — 36 неделя

К рискам рождения в данный срок можно отнести несовершенство терморегуляции и желтуху. Вес у таких детей приближен к норме, проблем со здоровьем практически не наблюдается.

Развитие недоношенных детей по месяцам в зависимости от веса при рождении

Ребенок родился весом до 1000 грамм

В 3 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

Ребенок родился с весом в 1000-1500 грамм

В 2,5 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

В 4 месяца удерживают в вертикальном положении голову.

В 7 месяцев переворачиваются со спины на живот, а в 8 с живота на спину.

Начиная с 9 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.

Ближе к году дети пытаются вставать.

Начиная с 1 года 2 месяцев, дети пытаются с делать свои первые шаги.

После года произносятся первые слова.

Рождение ребенка весом 1500-2000 грамм.

В 2 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

Начиная с 7 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.

В 10 месяцев дети пробуют вставать.

Начиная с 11, дети пытаются с делать свои первые шаги.

После 11 месяцев произносятся первые слова.

Недоношенный ребенок весом 2000-2500 грамм — развитие по месяцам

В 1,5 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

В 2 месяца удерживают в вертикальном положении голову.

В 6 месяцев переворачиваются со спины на живот, а в 7 с живота на спину.

Начиная с 6 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.

Ближе к 9 месяцам дети пытаются вставать.

Начиная с 11 месяцев, дети стараются с делаьт свои первые шаги.

В 11 месяцев произносятся первые слова.

Особенности развития недоношенных детей по месяцам

Развитие недоношенного малыша — 1 месяц

Высокая вероятность заражения инфекционными заболеваниями, которые могут привести к осложнениям. Набор веса минимальный. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 4-5 см. Если развитие крохи протекает нормально, должен возникнуть сосательно-глотательный рефлекс. Если он отсутствует, кормление следует осуществлять с помощью зонда. Если дыхательный рефлекс плохо развит, следует прибегать к искусственной подаче кислорода.

2 месяц жизни недоношенного ребенка

Набор веса ускоряется. Это хороший показатель, так как говорит о том, что ребенок развивается. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 2-3 см. Кормление грудью – тяжелое испытание для неокрепших детей, поэтому их необходимо докармливать сцеженным молоком с помощью ложки.

Недоношенный ребенок и его развитие в 3 месяца

Вес должен вырасти в 1.5 раза. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 2.5 см. Основной задачей родителей в этот период является контроль климата в помещении, где спит кроха и смена положения тела ребенка во время бодрствования и сна.

4 месяц жизни недоношенного ребенка

Малыш уже поднимает головку, удерживает ее, фиксирует взгляд и издает звуки. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см.

Что умеет делать недоношенный ребенок в 5 месяцев

Начинает улыбаться и хватает руками предметы, которые интересуют его. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см.

Особенности физико-психологического развития недоношенного ребенка — 6 месяц

Недоношенные малыши к этому возрасту догоняют в развитии своих сверстников. Вес у них должен увеличиться в 2 раза. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см. Они способны отличить своих родных от чужих людей, играют с игрушками и поворачивают голову.

7 месяц — развитие недоношенного ребенка

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Игра становится более активной. Карапуз переворачивается с живота на спинку.

Недоношенный ребенок — 8 месяц

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Перевороты даются малышу уже легко. Появляются попытки к ползанию.

9 месяц жизни недоношенного ребенка — его умения, особенности развития

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Берет в руки кусочки еды без посторонней помощи, встает на ноги, придерживаясь за опору, активно играет.

10-11 месяц жизни недоношенного ребенка

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Детки активно ползают, играют, произносят всевозможные звуки, активно реагируют на свое имя.

Недоношенный малыш — развитие в 1 годик — 12 месяцев

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Начинают произносить слоги. Главное для родителей в этот период не торопиться и не учить ребенка ходить.

Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки .) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:

Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».

Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».

Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного» , когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.

Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи - дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка.

Начните с себя

Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.

Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.

Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия 1 . По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:

  • насколько обоснованно мое беспокойство?
  • нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
  • какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
  • каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
  • как я представляю будущее своего ребенка?

Как относиться к ребенку

Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками 2 .

Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.

Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.

При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.

Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.

Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.

Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.

Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап - насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».

Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:

  • владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
  • адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).

Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.

Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей 3 .

Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.

Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.

Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:

  • постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
  • болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.

Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, - на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.

Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача - найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

Как общаться с врачами

Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.

Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы - ваши и других членов семьи.

Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга - так называемой перинатальной энцефалопатии . Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.

Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения - это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования).

Фотосъемки производились в Окружном Центре планирования семьи и репродукции ВАО г. Москвы на базе ГКБ №70 и в Центре планирования семьи и репродукции №1 г. Москвы . Редакция благодарит сотрудников центров за помощь в подготовке материалов.

Развитие недоношенных детей до года всегда должно учитываться с поправкой на скорректированное время (СВ). Оно рассчитывается путем вычисления количества недель до срока родов от фактического возраста малыша.
Пример: крохе 28 недель (7 месяцев) – 10 недель (40 недель норма вынашивания – 30 недель, возраст, когда малыш появился на свет) = 8 (2 месяца). Другими словами, малышу 7 месяцев, но его развитие должно оцениваться как для 5. И это абсолютно нормально для этой ситуации. Выходит, что в 2 месяца фактического возраста у ребенка второе день рождение. Ведь в это время он должен был появиться на свет.

Особенности развития недоношенных детей.

  • Вес. В 3 месяца вес увеличивается в два раза, в 6 - в три раза, в год - в четыре-восемь раз. Неплохо к году малышу весить 8 кг.
  • Рост. Прибавляет малыш за первый год жизни около 25-38 см, приблизительно по 3-6 см. К году недоношенный ребенок вырастает в длину и становится 70-80 см.
  • Окружность. В первые 6 месяцев объем головы больше, чем грудной клетки. Их объемы будут одинаковые в полгода, а потом грудная клетка будет становиться больше.
  • Зубы. У малыша, рожденного после 35-й недели, первые зубки появятся в 8 месяцев. В 30-34 - в 9 , а до 30-й недели - к году.
  • Нервно-психическое развитие. В зависимости от времени рождения недоношенные дети сначала проходит развитие внутриутробных этапов (глотание, сосание, терморегуляции и другие). Затем, как все дети, держат голову и грудь, переворачиваются и ползают, стоят и самостоятельно топают. Только все эти этапы проходят немного позже.
  • Навыки. Конечно недоношенный ребенок отстает в развитии , задержки в освоении навыков не избежать. Но это не значит, что с ним не надо заниматься. Есть специально разработанные таблицы НПР, по которым можно сверять срок и наличие для такого ребенка того или иного навыка. Держать голову детки начинают в 4 месяца . Переворачиваться со спины на животик - в 8 месяцев . и седеть - в 11, а стоять и - в 12-14 месяцев.
  • Для физического развития, начиная со 2 месяца, грудничку необходимы занятия лечебной физкультурой ().


Как правило, к возрасту 2-3-х лет (с глубокой недоношенностью - максимум к полностью выравниваются в развитии и приобретении умений. Они ни чем не отличаются от своих сверстников, рожденных доношенными.
Каким будет развитие недоношенных детей до года - решать вам и зависит только от вас, родители. При правильном уходе все детки вполне благополучно получают все грани нужного развития.

Когда малыш окажется дома?

Недоношенный ребенок отстает в развитии и может находиться в больнице от семи дней до полугода, зависит это от уровня недоношенности малыша.

Периоды выхаживания грудничков, родившихся раньше срока, заключаются в следующем:

  1. Медицинское оказание основной помощи в родильном отделении.
  2. Оказание помощи в отделении интенсивной терапии.
  3. Кроху выписывают домой при положительной динамике.

При этом мать ребенка находится вместе с ребенком в больнице, сцеживает грудное молоко и ухаживает за ним, помимо медперсонала. Этот метод выживания самый исключительный и результативный, а является он способом «кенгуру». Недоношенного ребенка выписывают из больницы при следующих обстоятельствах:

  • Общее развитие недоношенного малыша находится в постоянном состоянии, без каких-либо осложнений.
  • Терморегуляция крохи находится в нормальном состоянии.
  • Малышу не требуются помощь врачей и оборудование для сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
  • Малыш хорошо прибавляет вес (повысилась до 2000 г), самостоятельно и хорошо сосет бутылочку или грудь матери.
  • В домашних условиях родители обязаны обеспечивать кроху правильным уходом, знать, как правильно кормить и при надобности знать, куда обратиться.

Уход за недоношенным малышом

Особенности развития недоношенных детей заключаются в изучении степени ухода в соотношении с доношенными малышами и составляет от одного до трех месяцев. Особенности врачебного наблюдения грудничков, родившихся раньше времени заключается в следующем:

  1. Медицинский осмотр у врача до месяца должен малыш проходить каждую неделю.
  2. После месяца ребенка наблюдают два раза в месяц до достижения им шести месяцев.
  3. Уровень гемоглобина определяют каждый месяц, чтобы предупредить у ребенка.
  4. Также рекомендуется принимать препараты со второй недели для у грудничка.
  5. Каждые три месяца необходимо консультироваться с невропатологом и ортопедом. А также в течение года дополнительное наблюдение ребенка другими специалистами (офтальмолог, эндокринолог, физиотерапевт, кардиолог, отоларинголог).

Вскармливание недоношенных малышей

У малышей, появившихся раньше времени, должна быть последовательность в способах кормления, которые должны знать родители.

  • Кормление грудью. Ребенок должен брать и сосать грудь самостоятельно. Так как нужно прилагать усилия при сосании, а малыш еще не набрался сил, то необходимо вскармливать сцеженным молоком из ложечки или бутылочки.
  • Кормление искусственно. Для этого применяют специальные смеси (богатое содержание витаминов, белка, жирных кислот) для недоношенных малышей. При использовании смеси для грудничка, надо посоветоваться со специалистом.
  • Недоношенных детей в первый месяц жизни кормят до 20 раз в день, порционными частями. Начиная со второго месяца, малышей набравших достаточный вес, переводят на восьми разовое кормление за сутки.
  • Малыша прикармливать необходимо после седьмого месяца. Начинать прикорм нужно с каш, потом добавлять в рацион пюре (мясное, овощное) и соки, а продукты кисломолочные вводят в последнюю очередь, докармливая смесью или грудным молоком после каждого прикорма.