Государственные праздники России

Государственные праздники - праздники, официально установленные Указом Президента Российской Федерации. Часть государственных праздников содержится в Трудовом Кодексе РФ и является нерабочими днями. Другая часть праздников является рабочей, но тем не менее, в эти дни официально проводятся различные праздничные мероприятия развлекательного характера.

Официальные праздники России, в том числе и государственные праздники, закреплены в Трудовом Кодексе РФ. Так, в статье 112. ТК РФ перечислены нерабочие праздничные дни, в состав которых входят:
1, 2, 3, 4 и 5 января - Новый год и Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.

Государственные праздники в России - краткое описание.

1 - 5 января –

Петр I, ссылаясь на неудобства во взаимоотношениях с европейскими народами, издал указ отмечать Новый год со дня Рождества Богочеловека, т.е. 1 января вместо 1 сентября. Праздновать Новый год 1 сентября, было запрещено.
В наше время эта дата закреплена Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 201-ФЗ. Новогодние каникулы длятся с 1 по 5 января.
Новый Год является одним из самых торжественных и любимых всеми праздников. Главным атрибутом этого замечательного зимнего праздника принято считать новогоднюю елку, как правило, устанавливаемую дома, а также в местах гуляний. Говоря об атрибутах и особенностях Нового Года, нельзя не вспомнить о таком сказочном персонаже исконно русского народного творчества как Дед Мороз. Традиционным также стало новогоднее обращение главы государства за несколько минут до наступления нового года. Распространенной забавой в новогоднюю ночь является использование различных пиротехнических изделий: бенгальских огней, хлопушек, римских свечей, ракет и различных петард.

7 января –

Рождество по праву считается одним из самых главных православных праздников. Этот торжественный день посвящен великому для верующих людей событию, рождению Иисуса Христа. По значению для церкви, этот святейший праздник стоит сразу за другим светлым праздником - Пасхой. В ночь на Рождество в храмах проходят торжественные богослужения. Одним из главных символов Рождества Христова является рождественская елка. Несмотря на то, что Рождество является чисто религиозным праздником, в сознании людей этот праздник прочно укрепился как приятный день, который можно провести в теплой семейной атмосфере. На Рождество, как и на Новый Год, принято дарить подарки родным и близким.

23 февраля -

Существовал еще во времена СССР.

10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России». В нем этот день назван так: «23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. - День защитника Отечества».
Раньше этот замечательный праздник именовался Днем Советской Армии и Военно-Морского флота. Помимо смены названия, праздник подвергся изменению и в содержании. Несмотря на то что официально это день всех защитников Отечества, как мужского, так и женского пола, сегодня, День защитника Отечества все больше воспринимается как день всех мужчин, являясь неким аналогом 8 марта для мужчин.

8 марта -

Впервые «международный» женский день отмечался в 1911 году в четырех странах - Австрии, Германии, Дании и Швейцарии, но в разные дни. В России международный женский день был впервые отмечен в 1913 году, но только в одном городе, а в 1914 – по всей стране.
1975 год был объявлен Организацией Объединенных Наций «Международным годом женщины», а 8 Марта с подачи делегации СССР по решению той же ООН получило официальный статус «Международного женского дня».
Международный день всех женщин, отмечаемый во многих странах как день борьбы женщин за свои права. Исторически сложилось так, что этот праздник стал следствием целого ряда маршей и забастовок прекрасной половины человечества против дискриминации на работе, за уменьшение рабочего дня, за увеличение заработной платы. В связи с тем, что сегодня практически отпала необходимость борьбы женщин за свои права, день 8 марта стал торжественным праздником, посвященным всем женщинам. В этот замечательный день принято поздравлять и задаривать подарками абсолютно всех женщин: мам, бабушек, жен, любимых дам сердца и просто прекрасных коллег по работе.

1 мая –

Впервые на территории Российской империи он появился в 1890-1891 годах. Первоначальное название - День международной солидарности трудящихся. В Советском Союзе праздник часто назывался просто по числу - 1 Мая (Первомайский).
Праздник, ранее известный как День международной солидарности трудящихся. Почти сразу после распада Советского Союза, праздник был переименован в Праздник весны и труда. Вместе со сменой названия, изменилось и общее восприятие этого дня. Некогда главный день, когда можно было выразить свою озабоченность целым рядом социальных и политических проблем, стал все больше восприниматься как славный теплый весенний праздник начала последнего месяца весны, когда можно отдохнуть с семьей дома или на даче.

9 мая -

День Победы – это святой для каждого из нас праздник, который отмечается с 1945 года.

Одновременно торжественный и горький праздник победы Советских войск над захватчиком в Великой Отечественной войне. В этот знаменательный день принято поздравлять ветеранов и отмечать заслуги советского народа, принявшего на себя все тяготы военного времени ради будущего своей Родины. На 9 мая традиционно происходят встречи ветеранов, проводится парад войск и военной техники, возлагаются цветы к местам Воинской Славы. Подчеркивает важность и торжественность этого дня праздничный салют, грохочущий во многих российских городах. В День Победы люди искренне радуются победе в этой тяжелой войне и почитают мужественность и необычайную стойкость советских людей.
Именно 9 Мая мы особенно сильно ощущаем свою ответственность за сохранение правдивой истории нашей страны, чувствуем гордость за свой многострадальный народ и хотим верить, что ужасы войны больше не повторятся.

12 июня –

День России или же День независимости России, как именовался этот праздник до 2002 года - это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.
В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом придает этому дню государственное значение - День принятия декларации о государственном суверенитете России. А с 2002 года - 12 июня отмечается как «День России».

Отмечается с 2005 года.

Это не новый праздник, а возвращение к старому празднику после длительного перерыва (с 1917 года по 2005 год).
Предполагаемой причиной утверждения праздника стала отмена Дня Великой Октябрьской социалистической революции. На смену празднику 7 ноября пришел День народного единства, отмечаемый 4 ноября и официально являющийся нерабочим праздничным днем. 16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника - Дня народного единства. Произошло фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (был -День согласия и примирения) на 4 ноября (Стал - День народного единства).

В Московском патриархате предлагают сделать предметом широкой дискуссии вопрос о том, превращать ли православную Пасху в официальный общероссийский праздник. Действительно, во многих светских городах Европы пасхальные и рождественские дни являются праздничными. А у нас вылезли с протестами "борцы с клерикализмом", озабоченные "ущемлением прав граждан, не исповедующих христианство". Зато мусульманские муфтии и иудейские раввины оказались гораздо более здравомыслящими и толерантными по отношению к православным... Глава отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал намерение законодателей Петербурга обратиться к президенту страны с предложением придать православной Пасхе статус всероссийского праздника :
"Мне думается, что эту тему стоит широко обсудить в обществе, попробовав понять, какая часть нашего общества поддерживает эту идею, а какая - нет".

Ранее парламент Петербурга принял законопроект, согласно которому православная Пасха стала официальным городским праздником...
Депутаты Законодательного собрания Петербурга в среду приняли обращение к властям России с просьбой рассмотреть возможность придания Пасхе статуса общероссийского праздника.
В обращении депутаты указывают, что во многих светских государствах Европы и мира дни, когда отмечается Пасха и Рождество, являются праздничными. "Данный факт свидетельствует о признании христианских ценностей, которые оказали существенное влияние на формирование государственности этих стран. При этом права граждан, неисповедующих христианство, в этих странах нисколько не ущемляются".

В большинстве национальных республик России национальные религиозные праздники являются официальными, в республиках с мусульманским населением празднуют Курбан-Байрам...
Для россиян Пасха "является одним из самых любимых праздников" и российскому обществу необходимы не искусственно создаваемые праздники, зачастую перенятые из-за рубежа, а давно известные и признанные народом. "Россия - огромная страна, которая после самых тяжких испытаний всегда возрождалась, и потому празднование Воскресения Христова особенно символично для нашей страны".Как отметил отец Всеволод, "известно, что в большинстве стран Европы с Пасхой связан выходной день". "Конечно, Пасха - это всегда воскресенье, но в ряде стран выходным днем является либо Страстная пятница, либо понедельник, следующий за Пасхой. Если Пасха станет государственным праздником, то либо предшествующая пятница, либо последующий понедельник может стать выходным".

Но есть и противники этой точки зрения.
Заместитель руководителя аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова .: «У нас церковь отделена от государства, и делать любой религиозный праздник государственным - значит, ставить под сомнение принцип светскости нашей страны».
Преференции для христианских праздников могут обидеть представителей других религий - так считает руководитель историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» Арсений Рогинский : «Это будет способствовать не их объединению и консолидации», а разделению, противоречиям и взаимному раздражению».
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеев а : «Тут дело даже не в обиде других конфессий, а в нашей Конституции, по которой у нас не должно быть предпочтений ни одной религии». Она назвала питерских депутатов «невеждами», которые не знают, что написано в Основном законе страны, и добавила, что «каждый человек сам волен выбирать, какие религиозные праздники отмечать»...

По мнению вице-спикера Совета Федерации Юрия Воробьева, придание Пасхе статуса государственного праздника может вызвать напряжение и противоречия в России, которая является многоконфессиональным и многонациональным государством. С инициативой введения нового праздника ранее выступили питерские депутаты.
Замглавы комитета по правовым и судебным вопросам Михаил Капура назвал предложение законодателей Санкт-Петербурга «абсолютно вредным и непродуманным». При этом он подчеркнул, что ислам является второй по значимости религией в нашей стране. «О каких православных государственных праздниках можно говорить в этих условиях?» - отметил сенатор.

Интересно, что сами мусульмане вовсе не против появления нового выходного дня. «Православные составляют у нас большинство и имеют полное право на то, чтобы на общефедеральном уровне отмечать Пасху, - заявил в среду первый зампред Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин . - Мы бы с удовольствием еще один день отдохнули, в особенности ближе к маю, это бы не помешало России». При этом он напомнил, что в ряде российских регионов, населенных преимущественно мусульманами, главные исламские праздники - Ураза-байрам и Курбан-байрам - являются нерабочими.

Руководитель пресс-службы Совета муфтиев России Гульнур Газиева отметила, что «мусульмане с большим уважением относятся к вере православных христиан» и «приветствуют такое хорошее начинание, как признание основного православного праздника общегосударственным». Однако, по ее словам, также необходимо «учитывать интересы и права верующих мусульман» и сделать для них «если не государственными праздниками, то хотя бы официальными выходными» два дня в году - на Ураза-Байрам и Курбан-байрам. «По законам ислама верующие мусульмане в эти дни обязательно должны посетить праздничную молитву. Сейчас они вынуждены оформлять отгулы или просто отпрашиваться с работы. Но если бы это было отражено в законодательстве в качестве дополнительных выходных дней, мы бы сочли это как внимание к нуждам мусульман, которые являются полноправными гражданами на территории России, а не гостями».

А вот российские иудеи для себя ничего просить не стали. Пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоце р : «было бы довольно странно, если бы представители иудаизма стали требовать от государства, чтобы отмечались еврейские праздники». «Также странно требовать от многих российских граждан-атеистов, чтобы они обязательно отмечали православную Пасху», - считает он. Г-н Глоцер недоумевает, «куда еще боле всероссийским хотят сделать этот праздник», ведь «и так президент всегда выступает с поздравлениями, и устраивают какие-то торжества, гуляния». «Но наша официальная позиция - ничего плохого в том, что людям дадут еще один выходной, нет. Я не думаю, что представители нашей конфессии на это обидятся».

Вообще, это просто нелогично - выступать против празднования Пасхи на государственном уровне, учитывая, что Рождество Христово уже несколько лет празднуют...
Давно уже была история, когда студенты прочли объявление на дверях аудитории: "Экзамен по научному атеизму переносится с 7 января на 14 в связи с Рождеством Христовым" ;)

Тогда какой смысл протестовать против Пасхи?

Интересно отметить, насколько спокойнее и здравомысляще относятся к идее сделать Пасху государственным праздником представители таких конфессий, как ислам и иудаизм.
А вот псевдоинтеллигентных борцов с клерикализмом" феерически колбасит и плющит. Обязательно хочется им показать свою ненависть к "фофудье"... В конце концов, если тебе не хочется праздновать - не празднуй, а возьми да поработай дополнительно, в чем проблема?

"Завтра (15 апреля. - РЛ ) на Заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга я внесу проект обращения к Президенту Дмитрию Медведеву. В нем просим рассмотреть возможность принятия Указа Президента о праздновании Пасхи как общероссийского праздника с целью организации и проведения праздничных мероприятий по всей стране. 4 апреля я встречался со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом во время его посещения Воскресенского Новодевичьего монастыря. Я рассказал Патриарху об этой инициативе, Святейший ее полностью поддержал", - заявил в интервью "Русской линии " председатель комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Виктор Евтухов , говоря о проекте Обращения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть возможность придания празднику Светлого Христова Воскресения всероссийского статуса.

"Мне думается, что эту тему стоит широко обсудить в обществе, попробовав понять, какая часть нашего общества поддерживает эту идею, а какая - нет", - заявил порталу Интерфакс-Религия председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, напомнив, что "в большинстве стран Европы с Пасхой связан выходной день". "Конечно, Пасха - это всегда воскресенье, но в ряде стран выходным днем является либо Страстная пятница, либо понедельник, следующий за Пасхой. Если Пасха станет государственным праздником, то либо предшествующая пятница, либо последующий понедельник может стать выходным", - считает отец Всеволод. Он указал на то, что в России живут не только православные, а в ряде регионов страны, населенных по преимуществу мусульманами, выходными являются некоторые исламские праздники, по поводу чего, как признался отец Всеволод, он не может "не разделить радость мусульман". "Словом, аргументов за то, чтобы сделать Пасху в нашем государстве полноценным праздником, достаточно много, но дискуссия на эту тему по большому счету только начинается, и пусть в ней прозвучат разные аргументы", - пожелал протоиерей Всеволод.

Мы попросили политиков и общественных деятелей высказать свое мнение о возможном придании празднику Светлого Христова Воскресения всероссийского статуса.

"Я считаю, что это очень разумное предложение, потому что в России Пасха все равно всероссийский и всенародный праздник. 85% россиян считают себя православными, в России православных больше, чем французов во Франции", - сказала первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре, заслуженная артистка России . "Другое дело, что мы итак отмечаем этот праздник, который всегда выпадает на воскресенье. Мы не можем объявить Пасху государственным праздником, потому что по Конституции России, Церковь отделена от государства. Мы не можем заставить мусульман праздновать Пасху. Если мы объявим Пасху государственным праздником, тогда нам придется такой же статус придать, например, Хануке и Курбан-байраму. Пасха всегда и так выходной день, поэтому я не понимаю мотива этой инициативы. Я также считаю, что все должны в этот день праздновать, но, мне кажется, что сделать Пасху государственным праздником просто невозможно. Это не позволит наша Конституция", - выразила уверенность депутат Госдумы.

"С Церковными праздниками ситуация такая: Рождество - праздничный (нерабочий) день, Пасха - всегда выходной. Но это не государственные даты, потому что по Конституции Россия - это светское государство, и Церковь отделена от государства. Все мы всегда празднуем Пасху, яйца красим и куличи печем, но это наше духовное дело, а не государственное. Ну, будет Рамзан Кадыров праздновать Пасху? Зачем это? Для того чтобы подчеркнуть особую роль Православия в России в ущерб другим конфессиям? Так это нарушение Конституции. Если депутату Евтухову наша Конституция чем-то не нравится, то он имеет возможность ее изменить путем внесения поправок через Законодательное Собрание", - заключила Елена Драпеко.

В свою очередь, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, уполномоченный Высшего Совета ЛДПР по Санкт-Петербургу отметила, что ей "как человеку православному эта идея нравится, а с точки зрения гражданина и опять же православного человека я считаю, что это не вовремя". "В условиях кризиса нельзя тянуть на сугубо церковный православный праздник очень обрезанное "бюджетное одеяло". Россия все-таки многоконфессиональная и многонациональная страна. Конечно, в условиях кризиса нужно много праздников, чтобы поднимать дух народа, но нужны праздники, объединяющие представителей всех национальностей и всех конфессий. Нужны такие праздники, в которых каждый найдет свое место, когда каждому будет интересно и у каждого в результате такого праздника будет поднято настроение. Депрессивное состояние в условиях кризиса нужно преодолевать, а праздник - это один из методов", - считает петербургский депутат.

"Я считаю, что сначала надо направить Обращение не к Президенту, а, прежде всего, к Патриарху. Надо выяснить, насколько он считает это возможным. Россия - это светское государство, Церковь отделена от государства, которое не имеет право без согласия Церкви вмешиваться в церковные дела. А Пасха - это церковный праздник. Когда верующие люди хотят что-то сделать, они обращаются для благословения к Патриарху, а, уже получив такое благословение, обращаются к Президенту. Если будет благословение Патриарха, а я верю в его мудрость, если будут соблюдены все условия, если будет желание людей и понимание того, что нам дает признание Пасхи государственным праздником, то я проголосую за Обращение к Президенту. Если не будет письма Патриарха, то я как православный человек не могу поддержать эту инициативу", - призналась Елена Бабич.

"Кроме того, встает вопрос, а какие мероприятия следует проводить, если Пасха станет государственным праздником? Возможно, пасхальные концерты духовной музыки, но ведь и такие концерты не все представители Церкви воспринимают одинаково. Трансляции пасхальных богослужений у нас и так проходят всегда. Вообще с каждым мероприятием надо определяться особо, иначе это может скатиться к народным гуляниям с крашеными яйцами, что только будет подрывать авторитет Церкви, а это недопустимо", - заявила депутат, добавив, что "Пасха - это серьезный церковный праздник. Люди ночью идут в храм, где проходит особая служба. Более того, священники почти не спят, ибо утром снова служба". "Я как-то говорила со своим духовным отцом, он мне сказал, что если мероприятия будут проходить в пасхальный день, то никто из священников просто не сможет в них участвовать из-за длинных пасхальных церковных служб. Что касается пасхальной недели, тут тоже нужно очень четко все продумывать, в чем конкретно будет заключаться празднование. Иногда благие намерения приводят к плохим результатам. Хоть мы исторически православное государство, но мы 70 лет были атеистическим государством, даже если мы и придем к этому, то надо постепенно. Рождество все приняли, тут и Новый год, увеличение каникул, возможность побыть с детьми, куда-то съездить, отдохнуть. Что касается Пасхи, то надо еще посмотреть, что даст провозглашение ее государственным праздником. Нужно узнать мнение людей, хотят ли они, чтобы Пасха стала государственным праздником. Для этого следует провести общественные слушания и социологические исследования. У нас все-таки было 70 лет атеизма. Нельзя формой подменять истинную веру. Люди должны постепенно к этому приходить. Этой инициативой можно даже навредить", - считает Елена Бабич.

Известный православный политик, депутат Государственной Думы четвертого созыва, кандидат юридических наук Александр Чуев положительно оценил инициативу Виктора Евтухова. "Я считаю, что давно пора это сделать, и в общем-то это большой светлый праздник для всех православных и даже для не очень верующих людей. Обязательно надо сделать этот праздник официальным. Люди должны иметь эту возможность. Надо просто включить его в список праздничных дней", - считает православный политик.

Со своей стороны, известный русский писатель отметил, что "Пасха сама по себе является великим праздником". "Я надеюсь, что депутаты Законодательного Собрания Петербурга - люди православные, и на них есть крест. Неожиданно для себя я ощутил некое затруднение, подумал, а разве до сих пор мы Пасху праздновали не с открытой душой и чистой совестью, в государстве разве можно кого-то обязать праздновать Пасху?! Это единый порыв, когда наши церкви полны-полнехоньки, когда даже закоренелый грешник и пьяница, или самая последняя грешница ощущают потребность пойти радоваться воскресшему Христу! Примут или не примут этот закон - Пасха остается Пасхой. Я даже помню, как в советское время объявили Пасху рабочим днем, так потом тогдашнее политбюро горько каялись, что посмели такое сделать. Была даже частушка очень злая, которую вся страна узнала в один момент: "Спасибо партии родной за любовь и ласку, за то, как они обгадили Пасху!". Поэтому я, право, не знаю, как отнестись к этой инициативе", - признался писатель.

"Я всецело поддерживаю порыв Евтухова, думаю, что он благороден, но вместе с тем, это же закон, буква, а сердце наше по-любому будет праздновать Пасху. Когда посмели большевики приказать Церкви перейти на новое летосчисление, на григорианский стиль, то Патриарху Тихону об этом заявили, а он в ответ сказал: "Ну, хорошо, мы примем решение, но народ-то в Церковь придет 7 января. Мы прикажем праздновать по-европейски, 25 декабря, а народ придет 7 января". Народ-то наш православный гораздо сильнее, чем любое Законодательное собрание и все Думы, все президенты, которые приходят и уходят, а Христос - всегда с нами! Каждую минуту. Мне все равно, будет воплощена эта инициатива или не будет, мне от этого ни холодно, ни жарко, я все равно буду праздновать Пасху. В данный момент я стою на ступенях паперти в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области, вот скажу сейчас какой-нибудь старухе, что закон примем, чтобы праздновать Пасху, она мне и ответит: "Миленький, так зачем мне закон-то твой? Я уже вербочку освятила, теперь яйца крашу!" Не знаю, как и оценивать эту инициативу. Их воля", - заключил Владимир Крупин.


Говоря о государственных праздниках России предварительно необходимо разъяснить понятие «государственный праздник». Итак, государственный праздник – это система выходных дней, которые строятся на основе сочетания религиозных и национальных праздников.

В настоящее время в России отмечаются восемь государственных праздников. Среди них - как те, что остались от предыдущих исторических периодов, так и те, которые связаны с новейшей историей страны - обретением суверенитета, изменением государственной идеологии. Число государственных праздников России не совпадает с числом официальных праздничных нерабочих дней: так, Рождество Христово является выходным днем, не имея при этом статуса государственного праздника. На празднование Нового года и Дня весны и труда отведено по два календарных дня, поэтому общее число нерабочих дней в году составляет 11 (ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации).

До принятия христианства на Руси новый год наступал в марте. С X века по юлианскому календарю новый год начинался 1 сентября, но официально эту дату стали отмечать в конце XV века. С1700 года с легкой руки императора Петра I Новый год в России празднуют одновременно с европейскими странами- 1 января, т. е. в соответствии с григорианским календарем.

В 1991 году этот день объявлен нерабочим.

Установлен в 1919 году как День Красной армии. Дата для этого праздника выбрана в честь побед Красной армии над войсками кайзеровской Германии в 1918 году под Псковом и Нарвой. После переименования Красной армии в Советскую изменилось и название праздника - он стал Днем Советской армии и Военно-морского флота. В настоящее время отмечается как День защитника Отечества в соответствии с Федеральным законом РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995 год). С 2002 года по решению Государственной думы СФ РФ 23 февраля является нерабочим днем.

Впервые в России он был отпразднован в1913 году в Санкт-Петербурге. С 1966 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года праздник Восьмое марта стал нерабочим днем.

Праздник в честь международной солидарности трудящихся в России начали регулярно отмечать с 1890 года. После Октябрьской революции праздник стал официальным: в этот день проводились демонстрации трудящихся и военные парады (первый первомайский парад РККА состоялся в 1918 году на Ходынском поле). На второй день праздника, как правило, во всей стране проходили так называемые «маевки» - массовые празднования на природе. 1 мая 1990 года руководство СССР и КПСС поднялось на трибуну, чтобы в последний раз принять участие в официальной первомайской демонстрации. С 1992 года всенародно любимый праздник переименован в Праздник весны и труда. Этот день, отмечаемый частью мирового сообщества как день солидарности трудящихся, в России используется для проведения политических акций партиями и движениями левого политического спектра.

Всенародный Праздник Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне отмечается в нашей стране с 1945 года. Но впервые широко был отпразднован в СССР лишь спустя 20 лет. В том же юбилейном1965 году День Победы стал нерабочим. После распада СССР некоторое время парады в День Победы не проводились, возобновили этот ритуал в юбилейном 1995 году. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники). С тех пор парады на Красной площади проходят ежегодно - правда, теперь без боевой техники. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

В этот день в 1990 году I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России.12 июня 1991 года состоялись первые выборы Президента России. С 1994 года по Указу Президента РФ «О государственном празднике Российской Федерации» отмечался День принятия декларации о государственном суверенитете России. В 2001 году праздник получил свое нынешнее название. Формально День России - главный государственный праздник Российской Федерации.

До 1977 года этот праздник отмечался 5декабря, в день принятия Конституции 1936 года. Затем праздник был перенесен на 7 октября (день принятия новой конституции СССР - «Конституции развитого социализма»). Традиция празднования Дня Конституции продолжена в современной России. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации, а с 1994 года Указами Президента («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником.

Наряду с государственными в России отмечают некоторые профессиональные праздники. Часть из них привязана к конкретным датам, другие празднуют в тот или иной выходной день месяца (первую субботу, последнее воскресенье и т. п.). Эти дни, не являясь официальными выходными днями, отмечаются членами различных профессиональных сообществ.

Праздники, установленные международными общественными организациями и профессиональными объединениями, преимущественно являются «памятными днями», к которым приурочивают проведение гуманитарных и просветительских акций, присуждение различных премий и т. д. Перечень международных и всемирных праздников, установленных ООН, ЮНЕСКО и другими крупными международными организациями и союзами, может служить наглядным пособием по глобальным проблемам современности.

Устанавливая тот или иной международный праздник, Генеральная Ассамблея ООН иногда обращается с призывом отмечать его во всех странах–членах ООН. Такие призывы, как правило, остаются без ответа – по крайней мере, на государственном уровне. Так произошло, например, с неделей борьбы против расизма и расовой дискриминации. В 1979 году Генеральная Ассамблея призвала отмечать ее ежегодно с 21 марта, однако, по меньшей мере в последние полтора десятилетия в России об этом вряд ли кто-то вспоминает. Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, международные дни охраны озонового слоя, кооперативов, день добровольцев во имя экономического и социального развития остаются праздниками групповыми. Незавидная судьба постигла даже День ООН (отмечаемый с 1948 года в день принятия Устава этой организации в 1945 году). В1971 году Генеральная Ассамблея рекомендовала странам–членам Организации отмечать день 24 октября как государственный праздник, но, увы, в списках национальных праздников этот день найти невозможно.

Значимость государственных праздников в передовых государствах западной демократии

Системы государственных праздников европейских стран строятся на основе сочетания религиозных и национальных праздников. В XX веке в некоторых странах в эту систему были включены праздники так называемого красного цикла – всевозможные дни труда и солидарности трудящихся.

Есть три праздника, которые существуют в календарях всех европейских стран, - это Новый год, Рождество (часто два нерабочих дня) и Пасха (сама Пасха приходится на воскресенье, а нерабочими днями обычно являются Страстная пятница и пасхальный понедельник). Религиозные праздники в редких случаях (как, например, День святого Патрика у ирландцев) совпадают с национальными, однако чаще всего национальные праздники имеют отношение к важнейшим датам истории конкретной страны или связаны с ее монархом.

Наименее идеологизирован праздничный цикл Великобритании, где вообще нет национальных праздников, а их место занимают bank holidays (банковские выходные), которые не несут никакой символической нагрузки и назначаются на понедельники в теплое время года. Банковские выходные выпадают на первый и последний понедельники мая и на последний понедельник августа. Эти дополнительные выходные были введены в 1971 году и являются обязательными выходными практически во всех учреждениях (кроме системы образования). Конфедерация британских профсоюзов TUC лоббирует введение еще трех дополнительных банковских выходных – по одному в июне, июле и сентябре. Конфедерация также настаивает на том, чтобы выходные были доступны всем занятым в стране – сейчас они не охватывают 2,9 млн. человек.

Традиция не фиксировать дату праздника, а относить ее на определенный день недели (чаще всего понедельник) вообще свойственна праздничной англосаксонской системе. Так, в США шесть из десяти выходных дней закреплены не за числами, а за днями недели. США также относятся к странам с большим количеством национальных праздников. Причем среди них есть и весьма маргинальные – вроде Дня Колумба. Кроме того, в США, как и в России, нет дополнительных выходных на Пасху.



Самым большим праздником христиан, несомненно, является Пасха (Светлое Христово Воскресение), который, наряду c Рождеством Христовым, входит в число самых важных – «двунадесятых» – праздников православия. «Праздник праздников» и «торжество торжеств» – так называют ее в народе. В этом году Пасха – достаточно ранняя и выпадает на 8 апреля.

Даже у людей, далеких от религии, Пасха ассоциируется с торжественной службой, крестным ходом и куличами, а также крашеными яйцами и колокольным звоном. Волжский.ру решил разобраться в истинном смысле праздника и подготовил специальный материал об истории и традициях Пасхи, о том, почему каждый год она выпадает на разные дни, что стоит и чего не стоит делать в этот день, а также о других связанных православных праздниках – Вербном Воскресенье и Благовещении.

Пасха: откуда взялся праздник?

Корни самого слова «пасха» уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства. Праздник зародился задолго до рождения Христа, но его значение уже тогда было большим для еврейского народа. В Ветхом Завете он служит напоминанием о том, как Всевышний обошел стороной еврейские дома во время последней из «казней египетских», когда погибли первенцы всех египтян: на иврите «песах», или «паса́х» дословно означает «миновал», «прошёл мимо».

Позже у христиан праздник приобрел несколько иное толкование: переход от смерти к жизни, от земли – к небу. В этом смысле Пасха прочно связана с библейским воскрешением Христа, чье распятие случилось после еврейской Пасхи, в пятницу, впоследствии названную «страстной». Это событие дополняет значение праздника новым смыслом, традициями и атрибутами. Иными словами, слово «пасха» до сих пор означает и ветхозаветный, и новозаветный праздники.

Почему Пасха всегда выпадает на разные дни?

Пасха – главный переходящий праздник церковного календаря. Это значит, что он не имеет конкретной даты, и каждый год исчисляется по лунному календарю. Так, еще с давних времен для праздника было избрано первое воскресенье после полнолуния в день весеннего равноденствия или сразу же после него. Таким образом, Пасха может выпасть на любой день в период с 4 апреля по 8 мая. Кстати, именно от даты Пасхи исчисляются все другие переходящие праздники – Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница).

В этом году Пасха отмечается 8 апреля, поскольку день весеннего равноденствия – 21 марта, а первое весеннее полнолуние выпало на 31 марта 2018 года.

В соответствии с датой Пасхи, начало 40-дневного Великого Поста в этом году выпало на 19 февраля, а окончание – на 7 апреля и совпало с праздником Благовещения. Этот праздник знаменует собой день, когда Дева Мария получила благую весть: Архангел Гавриил известил ее о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа.

Великий Пост: что можно, чего нельзя?

За 40 дней до Пасхи православные верующие начинают поститься: первый день поста начинается после Масленицы и Прощеного воскресения. При этом самые строгие две недели поста – первая, когда верующие только начинают путь к покаянию – и последняя, когда завершается очищение души. В эти дни верующие не едят продукты животного происхождения, и, в целом, воздерживаются от обильной пищи. В отдельные дни поста нельзя питаться горячей пищей и добавлять к ней растительное масло, зато в другие – разрешена, к примеру, рыба и даже красное вино. Исключения и послабления, согласно церковным канонам, делаются для стариков, детей, беременных женщин, больных и путников.

На просторах интернета предостаточно информации о постном меню и способах соблюдения церковных канонов за столом в эти дни. Заметим, однако, что из года в год «отцы церкви» неустанно повторяют: намного важнее в этот период соблюдать пост духовный. То есть, воздерживаться от скверных поступков, слов, мыслей, ссор, уныния и других грехов. Пост – время очищения и внутреннего совершенствования православных, а также приближения к пониманию веры и Богу.


Вербное воскресенье: как оно связано с Пасхой?

Вербное воскресенье знаменует собой вход Господа в Иерусалим и отмечается ровно за неделю до празднования Пасхи. В этот день ученики Иисуса и верующие его принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий. Также верующие шли торжественным крестным ходом с пальмовыми ветвями в руках. Однако, на Руси климат был холодный, и пальмы не росли, поэтому со временем в народе их заменили вербой, на которой в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника – Вербное воскресенье.

На Руси в этот день прихожане молились во время утрени с освященной вербой а, придя домой, глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать хворь. Женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота, а затем втыкали ее под крышу дома. Считалось, что это сохранит скотину в целости и поможет ей после выгула исправно возвращаться домой.

Страстная неделя: «неделя страданий»

Вся последняя неделя поста именуется Страстной седмицей, и в переводе с церковнославянского языка означает «неделя страданий». Каждый ее день имеет свое особое значение и историю. В это время, согласно библейским писаниям, Христос начал свой путь к гибели за все грехи человечества и последующему воскрешению. Поэтому Страстную неделю христиане усиленно молятся, соблюдают строжайший пост, вспоминают последние дни земной жизни Христа. Страстная седьмица в этом году начнется 2 апреля и завершится 7 апреля.

Священники рекомендуют в это время ходить в церковь, оставив все мирские дела. Именно посещение богослужений и духовный пост во время Страстной недели намного важнее поста «застольного». Также в это время желательно причаститься хотя бы дважды: в Великий четверг и на Святую Пасху.


Страстная неделя: строго по дням

Многие православные не имеют возможности соблюдать пост все 40 дней, но стараются ограничить себя в пище хотя бы в последнюю, Страстную неделю.

Так, например, в понедельник пищу принимают всего 2 раза в день, ограничивая ее объём и придерживаясь сухоядения. В этот день можно употреблять сырые, отварные, квашеные овощи, хлеб, орехи, ягоды, сухофрукты. Пища должна быть приготовлена без растительного масла. Во вторник следует также придерживаться сухоядения, но разрешена отварная каша и компот из сухофруктов. Великая среда: только отварные и свежие овощи, хлеб, легкие супы, приготовленные без растительного масла и мяса. Великий четверг предполагает небольшое послабление: например, растительное масло, горячие супы и салаты. Но четверг сменяется полным отказом от еды в Великую Пятницу, именуемую «страстной». Тем, кто не может полностью отказаться от употребления пищи, рекомендуется придерживаться сухоядения. В Великую Субботу мирянам также следует придерживаться сухоядения или вообще отказаться от еды до наступления полуночи.

Светлая Седмица: сколько празднуется Пасха?

Многие ошибочно полагают, что Пасха празднуется всего один день. Но, на самом деле, празднование Пасхи длится 40 дней (считается, именно столько Господь пребывал на земле после воскрешения). В это время верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» и славословят Христа.

Особенно светлой и радостной для православных является первая неделя после Пасхи – Пасхальная (Светлая) седмица. В 2018 году Светлая седмица пройдет с 9 по 15 апреля. В церковных канонах сказано, что она празднуется «как един день»: всю неделю полностью повторяется ночное пасхальное богослужение. О том, насколько широко празднуют Пасху в это время, свидетельствует тот факт, что в течение всей Светлой седмицы нельзя самовольно налагать на себя пост – даже тем, кто готовится к причащению. Кстати, любую работу во всю Пасхальную седмицу «ортодоксальные» приверженцы православных догматов считают большим грехом.


Пасхальный стол

В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, настоящую творожную пасху, крашеные яйца. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, и только затем уже все остальные блюда.

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли «крашенка», расписное – «писанка», а деревянные пасхальные яйца – «яйчата». При этом испокон веков православные яйца красили именно в красный цвет, знаменующий собой искупление человеческих грехов Христовой кровью. Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, строгие церковные каноны не приветствуют. К примеру, термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями, хотя и широко представлены на прилавках магазинов, в конечном счете, отправляются в мусорное ведро, что недопустимо.

Одна из легенд, которая объясняет традицию окрашивания яиц на Пасху, связана с Марией Магдалиной. Согласно преданию, она посетила Рим и императора Тиверия с проповедью, подарив ему обыкновенное куриное яйцо. Но Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскрешении Иисуса и воскликнул: «Это столь же невероятно, как если бы яйцо стало красным!». И тогда, прямо на глазах императора, яйцо покраснело. С тех пор православные христиане окрашивают пасхальные яйца, которые символизируют сотворение чуда.

К слову, многие верующие, которые соблюдают Великий Пост, считают, что на Пасху стоит «компенсировать» его обильным застольем. Священники же говорят, что этого дня ждут не ради того, чтобы предаться греховному излишеству, а чтобы понять, для чего вели строгий образ жизни все 40 дней. Да и резкий переход от воздержания к обильной пище опасен с медицинской точки зрения.

На кладбище в Пасху: ходить или не ходить?

Православные «отцы церкви» из года в год настоятельно не рекомендуют ходить на Пасху на кладбище.

В то же время, православные священники отмечают, что с каждым годом на кладбище в канун Пасхи ходит все меньше людей. По словам священнослужителей, традиция оставлять угощения на кладбище – это, своего рода, пережиток язычества. Древние славяне в процессе похорон насыпали большой курган и устраивали на нем поминальную трапезу. Традиция сохранилась и спустя несколько веков, при этом, угощения, оставленные на могилах, чаще собирали малоимущие. Сегодня церковь считает это абсолютно нормальным явлением: ведь сладости на кладбище оставляют не умершим, а живым – для помина. В то же время, употреблять в пищу любой помин – так же, как и устраивать любые застолья – лучше дома, а не на кладбище.


Богослужения в Волжском

В ночь на Светлое Воскресенье в церквях проходят торжественные службы, воспевающие подвиг Христа, его мученическую смерть и последующее воскрешение. Верующие идут в храмы, чтобы освятить главные символы праздника – кулич, символизирующий жизнь и крашеные яйца, символизирующие возрождение, начало новой жизни.

Праздничные Пасхальные богослужения пройдут во всех храмах Волжского. Службы начнутся в 11.00-11.30 часов 7 апреля. При этом освятить куличи и яйца волжане смогут как после пасхальной службы, так и заранее. Освящение начинается в храмах в субботу с 11.00 часов и продолжается почти в течение всего дня.

Пасхальные ярмарки в Волжском

В преддверии празднования Пасхи, с 5 по 7 апреля, в городе будут организованы выставки-продажи куличей. Пиобрести куличи от местных производителей волжане смогут по следующим официальным адресам:

  • пр. Ленина, 94 (территория перед рынком);
  • ул. Оломоуцкая, 31а (территория перед торговым центром);
  • ул. Мира, 41 (территория перед входом в поликлинику);
  • ул. Мира, 75а (территория перед торговым центром «Престиж»);
  • ул. Горького, 25.