Пожилой и старческий возраст. Питание в пожилом возрасте и старости

Среди наиболее важных проблем современности, стоящих перед мировым сообществом, выдвинулась проблема старения населения.

Научный подход к проблеме старения стал развиваться сравнительно недавно. Одной из причин этого является бурное развитие биологической науки, появление новых методических подходов, позволивших проникнуть в сокровенные тайны живого организма, понять основные законы его развития и жизнедеятельности и поставить, таким образом, вопрос о причинах и механизмах старения на экспериментальную основу.

Другая причина связана с тем, что впервые за всю историю медицинской науки, несмотря на огромные достижения в понимании, распознавании и лечении болезней, средняя продолжительность жизни человека, приблизившись в экономически развитых странах к 70 годам, либо перестала увеличиваться, либо увеличивается чрезвычайно медленно.

Эта ситуация делает медико-социальные проблемы людей пожилого и старческого возраста в настоящее время весьма актуальными.

Возрастная классификация

Определение понятия старость относиться к числу «вечных проблем». Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы его границы. Трудности в определении связанны, прежде всего с тем, что старение - процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение - процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с ее наступления процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор - 60 лет, китайские ученые - 70 лет, английские физиологи XX века - с выше 50 лет, немецкий физиолог М.Рубнер - 50 лет старость, 70 лет - почтенная старость. В последние десятилетия предлагались различные варианты возрастной классификации для позднего периода жизни человека.

В классификации Д.Бромлея выделяются пять циклов развития. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий. Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 5 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

Ю.Б.Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) - от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше.

Е.С.Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и старческому (75-90 лет) возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями.

По документам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; 75 лет и старше - старые люди; возраст 90 лет и старше - долгожители.

В зарубежной литературе встречается различие «молодых пожилых» - 65-74 лет, «старых» - 75-84 лет и «очень старых» - 85 лет и старше. ВОЗ, ссылаясь на решение ООН от 1980 года, возраст 60 лет рекомендуют рассматривать как границу перехода в группу пожилых. Согласно международным критериям население страны считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. По этому показателю население России давно можно считать таковым, ибо около 20% ее граждан (т. е. каждый пятый россиянин) относятся к вышеуказанной возрастной категории. А в нескольких десятках областей страны удельный вес пожилого населения в сельской местности уже превышает 30%.

Конечно, все эти деления условны, точных границ разных периодов человеческой жизни установить нельзя, так как она представляет собой непрерывное развитие, а совершающиеся в организме возрастные изменения многочисленны и разнообразны. Итак, условно человек считается старым с 75 лет, то есть через 15-20 лет после того, как выходит на пенсию. В отечественной науке следующая схема возрастной периодизации:

  • - Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.
  • - Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины.
  • - Долгожители - 90 лет и старше мужчины и женщины.

Выделяется также пенсионный возраст, границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического - количества прожитых лет.

Существует понятие функционального возраста, который отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью; психологического возраста - группа показателей, характеризующих возрастные измерения психики; биологического возраста - показатель уровня износа структуры и функций организма.

Разграничения на периоды является условными, поскольку календарный и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.

Начало старения и старость существенно отличаются у отдельных людей. Иногда процесс старения как бы приостанавливается на некоторое время, иногда, напротив, ускоряется. Нормальная старость начинается постепенно, медленно и плавно, но никогда сразу, в одночасье, в какую-то годовщину со дня рождения.

Исследования в области психологии старости показывают, что индивидуальные различия между пожилыми людьми более значительны, чем между молодыми. Это понятно: они прожили дольше, у них было гораздо больше возможностей что-либо в жизни испытать – не только стрессовые ситуации и отрицательные эмоции, но и любовь, радость, минуты счастья; было больше времени для формирования собственной личности. Не может быть и речи о стариках вообще. Одни пожилые люди выглядят так, как будто возраст их почти не коснулся, другие в старости даже хорошеют или становятся мудрее. У третьих состояние соответствует календарному возрасту, четвертые старятся преждевременно. А некоторые – действительно неприятные люди. Но не были ли они такими в течение всей жизни?

Старость может принимать различное обличье. Люди, которые, что называется, умеют стареть и не обманывают ни себя, ни окружающих (не соответствующими возрасту и внешности одеждой, прической, поведением и т.п.), часто выглядят лучше, чем те, кто не смог примириться с действительностью.

Пожилые и старые люди, которые смогли выработать позитивное отношение к этому этапу своей жизни и сохранили индивидуальность, зачастую пользуются популярностью у молодого поколения, не бывают и не чувствуют себя одинокими и стремятся как можно дольше быть активными, независимыми, чтобы не стать кому-то в тягость. Многие из них сами помогают семье или другим людям, которым требуется помощь.

Но те, кто внутренне ощущает старость и старение как время потерь и безнадежности, как “ожидание смерти”, проживают ее трагически. Если представить себе, что речь может идти о 10, 20 годах жизни и более, то это действительно большая потеря для них и для окружающих. Правда, иногда этому негативному чувству способствуют именно окружающие, которые бывают бестактными, жестокими, не проявляют необходимого сочувствия. Поэтому неудивительно, что старый человек, живущий без любви и уважения, чувствует себя ненужным.

Старение – это естественный процесс, который сначала проявляется незаметно, а в пожилом возрасте ускоряется. Как уже было сказано, этот физиологический этап человеческой жизни имеет естественные признаки, по-разному проявляющиеся у различных людей. Важно знать о них заблаговременно, чтобы не быть застигнутым врасплох.

Основой физиологических изменений в старости является изношенность органов, замедленный обмен веществ, ухудшение деятельности биологических адаптационных механизмов. Старый человек плохо приспосабливается к изменениям температуры, поэтому у него часто холодные руки и ноги - они хуже снабжаются кровью.

С возрастом постепенно уменьшаются запасы психической адаптационной энергии. Это проявляется, например, в том, что старые люди тяжело переносят вынужденный отказ от старых привычек, без особого удовольствия принимают новые мнения или используют новые методы в своей профессиональной деятельности (неофобия). Стареющий человек не любит изменений в своем непосредственном окружении и труднее к ним привыкает.

Замедленная реакция на раздражители означает увеличение временного интервала между воздействием раздражителя и ответом на него. Таким образом, измеряется быстрота реакции при психометрических тестах. Некоторым пожилым людям необходимо больше времени для принятия решений, для подготовки даже к таким ежедневным делам, как выход из дому на прогулку или за покупками и т.п. Интересно, что эта нерешительность, как правило, отсутствует при выполнении привычных рабочих операций.

С возрастом замедляется и быстрота словесной реакции. Пожилому человеку труднее высказывать свои мысли, и требуется больше слов для их выражения.

В старости люди становятся более замкнутыми – интравертными. Внутренняя эмоциональная и интеллектуальная жизнь приобретает для них большую значимость, чем прежде.

В старости возможны изменения в эмоциональной сфере. Эмоциональная жизнь пожилых людей, с одной стороны, более статична, т. е. не отличается такими яркими проявлениями эмоций, как в молодости. С другой стороны, старые люди более ранимы, больше нуждаются в проявлениях заботы, внимания и понимания со стороны окружающих. Старые люди в большинстве случаев свободны от страстей, аффектов и предвзятости; как правило, более уравновешенны. Кто был в зрелости умным, к старости становится мудрым.

У большинства старых людей постепенно сужается круг близких друзей и родственников - может даже произойти частичная или полная изоляция. Есть люди, у которых множество увлечений, и, наконец, в пенсионном возрасте появляется достаточно времени, чтобы ими заняться. Но не каждый умеет, выйдя на пенсию, найти “запасной вариант” жизни – особенно те, кто был поглощен только работой и не имел никаких хобби. Согласно социологическим исследованиям, уход на пенсию очень болезнен для людей с низкой профессиональной квалификацией, узких специалистов и одиноких людей. Это усугубляется еще и тем, что с уходом на пенсию снижается жизненный уровень.

Подобные перемены в жизни могут стать психосоциальными факторами риска: если чрезмерно усилится их негативное влияние, то нарушится нормальное старение. Социальная изоляция способна привести старика к душевному одиночеству; с этим связаны изменения в поведении, которые окружающие часто не понимают или неправильно объясняют. Старый человек не говорит об этих причинах или потому, что не осознает их, или потому, что стесняется о них говорить. При этом он считает (часто ошибочно), что его близкие - родственники или друзья - должны понять все сами... Разочарованный, он все больше погружается в себя и постепенно ему становится все тяжелее поддерживать контакты с другими людьми. Возникают подавленность, страх, депрессия (особенно в утренние и дополуденные часы), чувство неполноценности, рушатся надежды, чаще вспоминается прошлое, пропадает желание заниматься какой-либо деятельностью. В конце концов, человек покоряется воле судьбы.

Однако патологические изменения в старости не являются неизбежными. Как только близкие старого человека заметят первые признаки патологии, которая вначале может проявляться как чудачество, они должны приложить все силы, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

Кроме того, проявления старости с возрастом различаются. Например, у шестидесятилетнего они совершенно иные, чем у девяностолетнего. Разные люди на различных этапах старости по-своему реагируют на ее неприятные проявления. Не все хорошо приспосабливаются к старости, не всем удается внутренне примириться с фактом, что молодость прошла.

Большую роль играют отношения стареющего человека с его ближайшим окружением: отрицательное влияние средовых воздействий порождает у них целый ряд невротических нарушений. В их числе описывают такие состояния, как невроз “социальной изоляции” (при уходе взрослых детей из семьи), “пенсионного банкротства” или же панической боязни “не дотянуть до пенсии”, “неврозы итога”, вызванные субъективной оценкой неблагоприятного баланса жизненных достижений. Существует, правда, и иная точка зрения, основанная на том, что с наступлением старости нервно-психическая реактивность личности снижается и тем самым патогенное действие травмирующих отношений теряет свое значение (отсюда и уменьшение невротических заболеваний в старческом возрасте).

Однако в любом случае перед стареющим человеком неизбежно возникают вопросы: как вести себя в новой обстановке, как не быть в тягость близким и самому себе? Как избежать дряхлости и немощности, продлить свою работоспособность, чувствовать себя до последних дней естественного конца жизни здоровым и крепким? В их решении очень многое зависит от разума и воли человека, от выбранной им общей стратегии “преодоления” старости, осознанного устремления к продуктивному и полнокровному долголетию. В этом отношении мы вполне уверенно можем утверждать, что профилактика преждевременной старости целиком зависит от здорового образа жизни в юношеские и молодые годы. Известный отечественный геронтолог А. А. Богомолец писал: “Умение продлить жизнь – это прежде всего умение не сокращать ее. Затормозить процесс старения можно разумным управлением своей жизнью”.

В психологическом облике старости отражается весь духовный мир человека, его предшествующий опыт, накопленные знания, склад характера и проявления темперамента. У акцентуированных и психопатических натур нередко происходит утрированное заострение наиболее демонстративных черт личности, гротескное усиление присущих ей внутренних конфликтов. Именно у них наиболее часто вырабатывается позиция панической боязни старости как “живой могилы” (по выражению Мартина Лютера), состояние беспомощности и обреченности, доходящее до суицидального поведения. Вместе с тем среди долгожителей, как правило, не удается обнаружить каких-либо личностных отклонений и затяжных психологических конфликтов в предшествующие периоды жизни.

Для лиц, страдающих неврозами и психопатиями, вся биологическая перестройка организма в пожилом возрасте представляет массивный психотравмирующий фактор, на фоне которого оживают и приобретают болезненный характер ранее являвшиеся безразличными внешние воздействия. Больные становятся несдержанными, беспокойными, тревожными, мнительными, обидчивыми и ранимыми. Колебания настроения достигают выраженной степени, сопровождаются повышенной слезливостью, приступами безысходной тоски и отчаяния. Своевременно проводимое успокаивающее лечение транквилизаторами (от французского “транквиль” - спокойный) при одновременной нормализации внутрисемейной и производственной обстановки прекращает эти расстройства.

Большое значение в невротических ухудшениях состояния здоровья приобретают перемены в привычном укладе жизни, изменения условий труда и быта (перемена места работы перед уходом на пенсию, переезд на другую квартиру, появление новых соседей и т. п.). Болезненная ломка привычного образа жизни особенно значимой бывает для тревожно-мнительных натур, у которых с возрастом затрудняется приспособление к новому окружению, новому ритму жизни, новым человеческим отношениям.

В преддверии старости перед личностью встает вопрос – как компенсировать упадок энергии, повысить физические возможности? Здесь многое зависит от психологических моментов. Так, при недостаточной подготовленности к предстоящему уходу на пенсию и при отсутствии активного досуга в ряде случаев возникают депрессивные и астенические реакции. Человека угнетает реальная и мнимая потеря жизненных позиций. Мысли о разрушающемся семейном благополучии, об утрате главенствующей роли в семье, о нереализованных планах ведут тревожно-мнительных и возбудимых людей к глубоким внутренним конфликтам, усугубляя свойственную старческому возрасту тоскливую окраску переживаний. Состояние бездеятельности, появление мучительной “вакуумной” ситуации приводит к значительной психической травме пожилого человека.

В старческом возрасте нередко наблюдаются тревожные опасения за свое здоровье, сосредоточенность внимания на нередко выраженных телесных ощущениях, доходящая иногда до убежденности в наличии тяжелого, неизлечимого заболевания. Появляется боязнь одиночества из-за потери родных и близких, панический ужас перед надвигающейся дряхлостью. Своевременное проведение индивидуальных психотерапевтических бесед, общеукрепляющего лечения, формирование отвлекающей доминанты устраняют такие временные, функциональные расстройства психики.

В отчете Комитета экспертов психического здоровья Всемирной организации здравоохранения сказано: “Старость - это один из этапов человеческой жизни, не самый лучший и не худший из них, имеющий свои характерные особенности и достоинства”. Задача медицинских работников состоит в том, чтобы всемерно содействовать нормальному протеканию старости, физическому и психическому здоровью пожилых людей. Овладение искусством счастливой старости во многом зависит от упорного и терпеливого шлифования своего характера, активного и деятельного образа жизни.

Всем известно, что пожилой - это тот, кто уже не молод, кто начинает стареть. Тогда в организме человека происходят необратимые изменения. Однако седеющие волосы, морщины и одышка далеко не всегда говорят о наступлении старости. Но как определить тот самый возраст, когда человека можно причислить к категории пожилых людей?

Разное время - разные мнения?

Когда-то считалось, что пожилой возраст - это когда человеку перевалило за 20. Мы помним много ярких исторических примеров, когда молодые люди вступали в брак, едва достигнув возраста 12-13 лет. По меркам в 20 лет считалась старухой. Однако сегодня не средневековье. Многое изменилось.

Позже эта цифра несколько раз изменялась и молодыми стали считаться двадцатилетние люди. Именно этот возраст символизирует начало самостоятельной жизни, а значит расцвет, молодость.

Современные взгляды на возраст

В современном обществе снова все как-то изменяется. И сегодня большая часть молодых людей, не задумываясь, причислит к пожилым тех, кто едва перешагнул тридцатилетний рубеж. Доказательством тому является тот факт, что и работодатели довольно настороженно относятся к соискателям старше 35. А что уж говорить о тех, кто перешагнул за 40?

Но ведь, казалось бы, к этому возрасту человек приобретает некую уверенность в себе, жизненный опыт, в том числе и профессиональный. В таком возрасте он имеет твердую жизненную позицию, четкие цели. Это возраст, когда человек способен реально оценивать свои силы и отвечать за собственные поступки. И вдруг, как приговор звучит: «Пожилой». С какого возраста можно считать индивида пожилым, мы и попробуем разобраться.

Возрастные рубежи

Представители Российской академии медицинских наук говорят о том, что в последнее время произошли заметные изменения в определении биологического возраста человека. Для изучения таких и многих других изменений, происходящих с человеком, существует Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ. Так, классификация возраста человека по ВОЗ, говорит следующее:

  • в диапазоне от 25 до 44 лет - человек молод;
  • в диапазоне от 44 до 60 - имеет средний возраст;
  • с 60 до 75 - люди считаются пожилыми людьми;
  • с 75 до 90 - это уже представители старого возраста.

Все, кому посчастливилось перешагнуть эту планку, считаются долгожителями. К сожалению, до 90, а уж тем более до 100 доживают немногие. Причиной тому служат различные заболевания, которым подвержен человек, экологическая обстановка, а также условия жизни.

Так что же получается? Что пожилой возраст по классификации ВОЗ значительно помолодел?

Что показывают социологические исследования

По данным ежегодно проводимых в разных странах, сами люди не собираются стареть. И готовы причислить себя к пожилым только когда достигнут возраста 60-65 лет. Видимо отсюда берут свое начало законопроекты об увеличении пенсионного возраста.

Пожилым людям, однако, нужно больше времени уделять своему здоровью. К тому же снижение внимания и скорости восприятия информации не всегда позволяет людям после 60 лет быстро адаптироваться к изменению ситуации. Особую принимает в условиях научно-технического прогресса. Людям, достигшим определенного возраста иногда бывает сложно осваивать инновационные технологии. Но мало кто задумывается над тем, что для многих людей это является сильнейшей психологической травмой. Они вдруг начинают чувствовать свою никчемность, ненужность. и без того обостренную ситуацию переоценки возраста.

Мои года - мое богатство

Классификация возраста по ВОЗ не является абсолютным критерием для причисления человека к определенной Ведь не только количество лет характеризует состояние человека. Здесь уместно вспомнить известную пословицу, которая говорит о том, что человеку столько лет, на сколько он сам себя ощущает. Наверное, это выражение в большей мере характеризует возраст человека, нежели возрастная классификация ВОЗ. Связано это не только с психоэмоциональным состоянием человека и со степенью изношенности организма.

К сожалению, болезни, одолевающие и изматывающие людей, не спрашивают возраста. Им подвержены в равной степени и старики, и дети. Зависит это от многих факторов, в том числе от состояния организма, иммунитета, условий жизни. И, конечно, от того, как сам человек относится к своему здоровью. Когда-то не до конца вылеченные заболевания, отсутствие нормального отдыха, неправильное питание - все это и многое другое довольно сильно изнашивает организм.

Пожилой возраст - это для многих ворчание, плохая память, целый букет хронических заболеваний. Однако все вышеперечисленные недостатки могут характеризовать и относительно молодого человека. Сегодня это далеко не критерий для того, чтобы причислить человека к определенной возрастной категории.

Кризис среднего возраста. Какой у него сегодня порог?

Всем хорошо известно такое понятие, как А кто может ответить на вопрос о том, в каком возрасте он чаще наступает? Прежде чем определить этот возраст, давайте разберемся с самим понятием.

Под кризисом здесь понимается такой момент, когда человек начинает переосмысливать ценности, убеждения, оценивает прожитую жизнь и свои поступки. Наверное, такой период в жизни и наступает именно тогда, когда за плечами человека прожитые годы, опыт, ошибки и разочарования. Поэтому этот жизненный период часто сопровождается эмоциональной неустойчивостью, даже глубокой и продолжительной депрессией.

Наступление подобного кризиса неизбежно, длиться он может от нескольких месяцев до нескольких лет. И зависит его продолжительность не только от индивидуальных особенностей человека и от его прожитой жизни, а и от профессии, обстановки в семье и прочих факторов. Многие выходят победителями из этой жизненной коллизии. И тогда средний возраст не уступает место старению. Но случается и так, что из этой схватки выходят постаревшие и потерявшие интерес к жизни люди, которые не достигли еще и 50 лет.

Что говорит Всемирная организация здравоохранения

Как мы уже рассмотрели выше, пожилой возраст по классификации ВОЗ попадает в диапазон от 60 до 75 лет. По результатам социологических исследований, представители этой возрастной категории молоды душой и совсем не собираются записывать себя в старики. К слову, по данным таких же исследований, проводимых десяток лет назад, к пожилым относили всех достигших 50 и более лет. Нынешняя классификация возраста по ВОЗ показывает, что это люди среднего возраста. И совершенно не исключено, что эта категория будет только молодеть.

Мало кто в молодости задумывается над тем, какой возраст считается пожилым. И только с годами, пересекая один рубеж за другим, люди понимают, что в любом возрасте «жизнь только начинается». Только накопив огромный жизненный опыт, люди начинают задумываться над тем, как продлить молодость. Иногда это превращается в настоящую схватку с возрастом.

Признаки старения

Пожилой возраст по ВОЗ характеризуется тем, что у людей происходит снижение жизненной активности. Что это означает? Пожилые люди становятся малоподвижны, приобретают массу хронических заболеваний, у них снижается внимательность, ухудшается память.

Однако пожилой возраст по классификации ВОЗ, это не просто возрастные рамки. Исследователи давно пришли к заключению, что процесс старения происходит как бы по двум направлениям: физиологическому и психологическому.

Физиологическое старение

Что касается физиологического старения, то оно наиболее понятно и заметно для окружающих. Поскольку с организмом человека происходят определенные необратимые изменения, которые заметны ему самому, а также окружающим. В организме меняется все. Кожа становится сухой и дряблой, это приводит к тому, что появляются морщины. Кости становятся ломкими и из-за этого вероятность переломов возрастает. Волосы обесцвечиваются, ломаются и часто выпадают. Конечно, для людей, старающихся сохранить свою молодость, многие из этих проблем разрешимы. Существуют различные косметические препараты и процедуры, которые при правильном и регулярном использовании способны замаскировать видимые изменения. Но эти изменения все равно рано или поздно станут заметны.

Психологическое старение

Психологическое старение может оказаться не таким заметным для окружающих, однако так бывает далеко не всегда. У пожилых людей часто сильно меняется характер. Они становятся невнимательны, раздражительны, быстро устают. И происходит это часто именно потому, что они наблюдают проявление старения физиологического. Они не в силах повлиять на в организме и из-за этого часто переживают глубокую душевную драму.

Так какой же возраст считается пожилым?

В силу того, что организм каждого человека имеет свои особенности, происходят подобные изменения у всех по-разному. И наступает физиологическое и психологическое старение не всегда одновременно. Сильные духом люди, оптимисты способны принимать свой возраст и поддерживают активный образ жизни, тем самым замедляя физиологическое старение. Поэтому ответить на вопрос о том, какой возраст считается пожилым, иногда бывает достаточно сложно. Ведь не всегда количество прожитых лет является показателем состояния человека.

Часто люди, которые следят за своим здоровьем, чувствуют первые изменения в своем организме и стараются к ним приспособиться, снизить негативное их проявление. Если регулярно заниматься своим здоровьем, то отодвинуть приближение старости возможно. Поэтому те люди, которые попадают в категорию «пожилой возраст» по классификации ВОЗ, далеко не всегда могут чувствовать себя таковыми. Или напротив, те, кто преодолевает 65-летний рубеж, считают себя древними стариками.

Поэтому нелишним будет еще раз вспомнить о том, что гласит народная мудрость: «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает».

Современная геронтология предполагает, что видовая продолжительность жизни человека находится в пределах 90 лет. При этом согласно регуляторно-адаптационной теории старения, жизнеспособность и продолжительность жизни человека определяются взаимодействием двух основных разнонаправленных процессов. С одной стороны, это старение. С другой стороны, - компенсаторный механизм возрастной адаптации организма, стабилизирующий его жизнеспособность, замедляющий старение и увеличивающий продолжительность жизни.

С возрастом происходят существенные функциональные и структурные изменения организма, имеющие индивидуальные различия. При этом одни индивидуумы оказываются старше своего возраста, а другие - моложе. Речь идет не столько о внешних признаках, сколько о физиологических, анатомических, психологических проявлениях старения. Процесс старения определяется соотношением между рядом внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся особенности организации хромосом и реализации заложенного генотипа, своеобразие обмена веществ, нейроэндокринной регуляции, обеспечивающей активность, прежде всего, головного мозга, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, устойчивость иммунологического статуса. Эти внутренние факторы способствуют наиболее успешной возрастной адаптации организма к меняющимся условиям жизни.

К внешним факторам относится образ жизни, физическая активность, характер питания, вредные привычки, подверженность болезням, стрессы. Период геронтогенеза, согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет - у женщин. Но, например, Г.С. Абрамова предлагает следующий вариант хронологии: зрелость начинается с 36 лет и продолжается до 50 лет, пожилой возраст длится - с 51 года до 65 лет и старость начинается после 65 лет.

Данный период является итогом всего жизненного пути человека. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стабиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Э. Эриксон считал, что личность в старости является как продуктом более раннего поведения, так и текущей ситуации. Он рассматривал финальную стадию развития как процесс поисков при которой в конечной консолидации смерть теряет свою остроту.

Две тысячи лет назад римлянин Марк Туллий Цицерон в философском трактате о старости обрисовал преимущества старости. Цицерон назвал интересы ума и достоинства характера лучшим оружием против старости. Он отвергал четыре главные обвинения против старости: первое - будто бы она препятствует деятельности; второе - будто бы она ослабляет тело; третье -якобы она лишает человека, чуть ли не всех наслаждений; четвертое-что она приближает человека к смерти. Период зрелости по возрасту, по состоянию духа человека назван был древними греками временем «акмэ», что означало вершину, высокую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе».

Представление о зрелости, как расцвете личности, важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости. С началом периода зрелости развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так думают многие

психологи. Но многочисленные исследования показали, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности.

Зрелость имеет свои специфические психологические особенности: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей; уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни; изменения в физическом и интеллектуальном развитии др. По экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45 - 50 годами. Существенной характеристикой в определении зрелости являются противоречия и гетерохронность. Чем старше человек, тем более заметна гетерохронность, а на стадии зрелости возрастает и вариативность несовпадений.

Интеллектуальное развитие человека имеет свои критерии умственной зрелости, они зависят от конкретной системы образования в конкретную историческую эпоху. Иными словами, носят исторический характер. Экспериментальные исследования возрастных изменений психических функций у людей в возрасте 41-46 лет показали, что активное обучение и самообразование сохраняют их на высоком уровне развития и создают лучшие потенциальные возможности для более продуктивной познавательной деятельности. Самый высокий уровень развития имеет функция внимания, а самый низкий - функция памяти.

Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремления к ней. Психологически ответственное лицо - это личность, отвечающая за содержание своей жизни, прежде всего, перед собой и другими людьми.

Центральное место в средней зрелости занимает генеративность -желание повлиять на следующее поколение посредством своих детей. Генеративность побуждает оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, стать продуктивным человеком.

В возрасте 45 - 60 лет проявляется неуспокоенность, необходимость человека в актуализации себя. Если происходит реализация всех планов и замыслов, если человек считает, что он достигает всего, чего мог достигнуть, тогда снижается страх смерти. Иначе наступает отчаянье. В этом возрастном периоде надо брать ответственность на себя. Старость становится мудростью с накопленным багажом знаний и жизненного опыта.

В этом возрасте нельзя прекратить усилия и успокоиться, иначе наступает остановка духовного развития. Появляется чувство опустошенности, вызванное застоем. Развивается эгоцентризм. К 50-ти годам взгляды и принципы костенеют, следствием чего является нетерпимость, фанатизм. Поэтому человек может проявлять некоторую агрессию, защищая свои принципы. Для того чтобы этого не случилось, необходимо постоянно сохранять контакт с жизнью, обновлять принципы.

Старческая усталость, нередко ощущаемая в этом возрасте, не что иное, как нарастание бесчувственности, безразличие. Но если приложить усилия, не пропадет радость жизни и желание поиска нового. Второй пик творческой активности отмечен в 50 - 55 лет.

Главная психологическая проблема пожилых людей - поиск смысла прожитых лет. В период 60 - 70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь. Склонность делиться воспоминаниями отражает поиск смысла пережитого и стремление получить от молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря. Главное, чтобы у пожилого человека было ощущение счастья и удовлетворение от жизни, тогда старость будет приятной порой.

Прожита значительная и полная удовлетворения жизнь, в настоящий момент она максимально активна - вот цель развития в старости. Страх смерти толкает человека не просто к бегству от реальности, он побуждает использовать резерв психической энергии. Большая активность является психической особенностью долгожителей.

Ф. Гезе выделяет три типа стариков и старости:

старик - негативист, отрицающий у себя признаки старости;

старик - экстравертированный, признающий наступление старости через внешние явления и путем наблюдения за изменениями;

интровертированный тип, для которого характерно острое переживания процесса старения.

И.С. Кон выделяет следующие социально - психологические типы старости:

Активная творческая старость, когда человек продолжает интересоватьсz общественной жизнью, воспитанием молодых, жить полноценной жизнью, не испытывая ущерба.

Пенсионеры занимаются делами, на которые у них раньше не быловремени.

Третий тип пожилых людей находит главное применение своих сил в семье.

И, наконец, последний тип - это люди, смыслом жизни которыхстановится забота о собственном здоровье.

Наряду с благополучными типами старости, И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития.

Агрессивные старые ворчуны, недовольные всем и вся, неудовлетворенные, не раскрывшие свой потенциал;

Разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют делать это. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным событием развития диалогичности сознания в Я - концепции, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека.

Содержание актуальных переживаний пожилых людей способствует осуществлению внутреннего диалога, который основан на осознании концепции жизни и собственной Я - концепции. Создание личного отношения к бренности существования - это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой человек сталкивается с необходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексируя.

Интересную классификацию адаптации личности к старости предлагает Д.Б. Бромлей, рассматривая пять типов приспособления.

Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны к себе. Терпимо относятся к недостаткам других. Не проявляют агрессии и подавленности. Самооценка этой группы людей довольно высока.

Отношение зависимости. Эти люди зависимы от супружеского партнера, своих детей, внуков. Они легко расстаются с профессиональной сферой жизни и находят гармонию, безопасность, эмоциональное равновесие в семейной среде.

Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках. Стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Избегают высказывать свое мнение, с трудом делятся сомнениями проблемами с другими людьми. Иногда занимают оборонительную позицию по отношению к своей семье. Активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями, вот что является защитным механизмом этой группы людей.

Отношение враждебности к окружающим. Такие люди агрессивны, взрывчаты и подозрительны. Стремятся «переложить» вину за свои неудачи на других людей, замкнуты и избегают контакта с другими. Как правило, их жизнь сопровождается стрессами и неудачами. Агрессию и страх они переносят, даже, на «новый, чужой мир». Этим людям присущ сильный страх смерти.

* Отношение враждебности человека к самому себе. Люди этой группы избегают воспоминаний, так как в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны и не бунтуют против собственной старости. Причиной их депрессии является невозможность удовлетворить потребность в любви. Они испытывают чувство одиночества и ненужности. Завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Особенно одиночество становится реальным для человека, живущего долго. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающий разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; с другой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабилизировать в нем от вторжения посторонних. Рассмотрим эти аспекты более подробно.

Прекращение трудовой деятельности обуславливает повышение тревожности, ухудшение самочувствия и определенное падение социального престижа. Если пожилой человек, выйдя на пенсию, не наладит нового поприща для применения своих сил, то происходит постепенное сужение круга интересов, сосредоточение на своем внутреннем мире, снижение способности к общению; все это приводит к эмоциональному кризису.

Именно в этом возрасте происходит потеря друзей и родных. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто отдельно от пожилых родителей. Все эти моменты могут обречь человека преклонных лет на одиночество. Он лишается возможности общения, посильной помощи, постоянного движения и действия. Равнодушие к себе и окружающему миру пагубно влияет на пожилого человека. Отсутствие социальных контактов ведет к снижению жизненного интереса.

Люди пожилого возраста особенно чувствительны к проявлению внимания и заботы. Как следствие - возрастает роль дружбы. В этом возрасте особо возрастает потребность в общении с друзьями. Часто болтливость и некоторая навязчивость говорят о нехватке общения. Старых друзей не осталось, родные живут отдельно, да и все рассказы уже знают наизусть.

Ухудшается способность личностных контактов, к установлению социальных связей. Из-за снижения эмоциональной окраски в общении, усиливается роль стереотипов и навыков общения, накопленных в жизненном опыте, что ведет к стандартизации общения в обычных условиях. К возрастным изменениям можно отнести повышенную серьезность ко всему, обидчивость. Неуверенность в своих силах рождает тревожность и мнительность.

Бездеятельность и пассивность приводят к угнетенности и скуке. В таком состоянии подчеркиваются негативные черты характера - консерватизм, переоценка прошлого, стремление поучать, ворчливость, эгоцентризм, недоверчивость. Чтобы этого не произошло, пожилому человеку необходимо делать усилия над собой, не давать воли негативным эмоциям, брать ответственность за свою жизнь и свое состояние на себя, а не перекладывать ее на родных и близких, стремиться самому искать новые интересы и проявлять себя в новом качестве. Отчетливое осознание возможных изменений - уже есть путь к их преодолению.

Еще одним проявлением невостребованности пожилых людей являются постоянные жалобы на болезни. Возрастает спрос на медицинскую помощь, особенно медикаментозную. Следствием органических заболеваний становятся ложные установки, неудовлетворенные амбиции, эмоциональные стрессы. Однако характер части заболеваний носит психологический оттенок. Некоторые пожилые люди симулируют своим состоянием, дабы привлечь внимание близких, желая быть в центре внимания. Из-за увеличивающейся зависимости от других людей проблема границ психической реальности у пожилых людей становится болезненно напряженной. Это приводит к появлению довольно распространенного явления, так называемого «синдрома мученика», - когда человек, страдающий от болезней, реальных и мнимых, включает в свои мучительные переживания всех вокруг. Э. Берн называет это явление сценарием Сизифа.

Чаще всего это бывает с одинокими стареющими матерями, пытаясь всеми силами воздействовать на жизнь своих взрослых детей. Старикам необходимо должное внимание, а главное понимание их физического, психологического состояния со стороны молодых.

Устойчивым противопоставлением процессу старения является творческая работа. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом; и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена её ориентация на будущее. Творческая деятельность выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия.

Наряду с процессами старения, в организме человека развиваются приспособительные психологические механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться вплоть до глубокой старости.

Для оптимального развития компенсаторных механизмов нужно, прежде всего, выработать новые установки и ориентировать себя на новые цели.

Отметим, что интеллектуальные способности в начале старости не только не ослабевают, но даже совершенствуются. Ослабление интеллекта с возрастом проявляется в некотором замедлении восприятия, уменьшении объективности мышления и косности суждений. Это связано не только с физиологическими изменениями, но и с изменением образа жизни. В старости путь сохранения интеллекта связан с поддержанием активного взаимодействия с социальной средой, общения с самыми разными людьми.

При обследовании памяти у лиц в возрасте 70 - 90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память, образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении. Ведущим видом становится логическая память.

Необходимо облегчать старым людям адаптацию к "жизненным переменам, так как возможность приспосабливаться к новым условиям с возрастом уменьшается. Мощным эмоциональным стимулятором для пожилого человека является осознание своей полезности и значимости в кругу семьи. Когда это не ощущается, то пожилые люди склонны считать свои личные и социальные проблемы неразрешимыми. Главной причиной чего является отсутствие положительных эмоций.

Старики могут и должны для растущего человека быть источником жизненной философии. Общение с ними незаменимо ничем, так как они осуществляют ту связь времен, без которой невозможно само знание о существенности жизни в любом возрасте, о жизни как явлении бесконечном.

Семейная жизнь у стариков продолжается, приближаясь к золотой свадьбе, они, нормальные живые люди, трогательнее, трепетнее относятся друг к другу. Знаков внимания становится больше, в них и скрытая просьба, и намек, и юмор, и нерастраченное чувство. Нормальные семьи в старости приобретают совершенно фантастическое качество - супруги становятся похожи друг на друга.

Самый мощный стрессовый фактор - это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому. Умение перенести смерть близкого человека поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно они должны помочь человеку пережить горечь потери. Если же человек замыкается в своих горестных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, и ранит окружающих людей.

Не менее стрессовым фактором является мысль пожилого человека о своей смерти. Его страшит неизвестное, не желание оставлять своих близких любимых людей. Пожилые люди чаще говорят о своей смерти, чаще, чем молодые. У них появляется больше времени для раздумий, они могут оценить свою жизнь с высоты своих лет. Чем меньше у пожилого человека времени уходит на практическое приложение своих сил и энергии, тем больше он размышляет. Размышления касаются, в том числе, и страха смерти.

Страх смерти посещает тех людей, которые оценивают свою жизнь отрицательно, видят в ней в основном негативные моменты. Это угнетенные, подавленные люди, не умеющие радоваться и доставлять радость другим. В старости - это угрюмые, сварливые старики.

Во избежание этого переживания и других стрессовых ситуаций необходимо бережное сохранение и поддержание стереотипов. Прочно установившиеся привычки и их неукоснительное выполнение внушает человеку спокойствие и чувство незыблемости бытия.

Психическая старость и физическая немощность не одно и тоже. Все психическое развитие зависит от наличия у человека целей, перспектив в будущем и значимых событий, связанных с достигнутыми целями в прошлом.

Ничто так не разрушает человека, как осознание того, что он выключен из жизни, отсутствие будущего. Все, что раньше казалось главным и необходимым в старости теряет свой смысл. Старики пытаются создать из своей юности нечто вроде утраченного рая, переживая и сожалея о ней. Концентрируясь на прошлом, не замечая настоящее, можно не опасаться случайностей. Постоянно находясь в прошлом, человек теряет будущее, перестает развиваться как личность.

В этом случае, если пожилой человек связывал свои радости с будущим своих детей, учеников или своего труда, он сохраняет себе перспективу развития как личности, а вместе с тем и духовной молодости.

В этом возрасте возникает особо острое ощущение уходящего времени. Жаль впустую истраченных часов. Все труднее мириться с незавершенными делами. Главную ценность и радость старому человеку доставляет то время, которое он сам наполняет содержанием.

Духовная старость связана с неспособностью к восприятию нового. Она влечет за собой и физическую старость. Старость - это новый жизненный этап каждого человека, но у каждого она своя. Легко идущий по жизни человек, имеющий цели, планы на будущее, не желающий останавливаться на достигнутом, войдет в период старости активным и полным жизненных сил.

Патологические изменения, характерные для людей пожилого и старческого возраста, начинают проявляться уже с 40-50 лет.

1. Инволюционные (связанные с обратным развитием) функциональные и морфологические изменения со стороны различных органов и систем. Например, с возрастом снижаются показатели жизненной емкости легких, бронхиальной проходимости, величина клубочковой фильтрации в почках, увеличивается масса жировой ткани и уменьшается мышечная масса (включая диафрагму).

2. Наличие двух и более заболеваний у одного пациента. В среднем при обследовании пациента пожилого или старческого возраста у него выявляют не менее пяти болезней. В связи с этим клиническая картина заболеваний «смазывается», снижается диагностическая ценность различных симптомов. С другой стороны, сопутствующие заболевания могут усиливать друг друга. Например, анемия у пациента с ИБС может вызвать клинические проявления сердечной недостаточности.

3. Преимущественно хроническое течение заболеваний. Прогрессированию большинства хронических заболеваний способствуют возрастные неблагоприятные эндокринно-обменные и иммунные сдвиги.

4. Нетипичное клиническое течение заболеваний. Нередко выявляют более медленное и замаскированное течение болезни (пневмонии, инфаркта миокарда, туберкулеза легких, неопластических процессов, сахарного диабета и др.). Например, лихорадка у пожилых больных может быть одним из основных, если не единственным, проявлением туберкулеза или инфекционного эндокардита, абсцессов брюшной полости.

5. Наличие «старческих» болезней (остеопороза, доброкачественной гиперплазии предстательной железы, болезни Альцхаймера, старческого амилоидоза и др.).

6. Изменение защитных, в первую очередь иммунных, реакций.

7. Изменение социально-психологического статуса. Основными причинами социальной дезадаптации выступают выход на пенсию, утрата близких и друзей в связи с их смертью, одиночество и ограничение возможностей общения, трудности самообслуживания, ухудшение экономического положения, психологическое восприятие возрастного рубежа старше 75 лет независимо от состояния здоровья.

На этом фоне нередко развиваются такие нарушения, как тревожные состояния, депрессии, ипохондрический синдром (патологически преувеличенное опасение за свое здоровье, убежденность в наличии того или иного заболевания при его фактическом отсутствии).

В возрастной психологии и педагогике существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды и эпохи.

В психологическом онтогенезе человека выделяют три эпохи: детство - зрелость - старость. Такой подход оставляет возможность включать в эпохи разное число периодов, по-разному компоновать архитектонику эпохи.

Есть кризис старения в узком смысле слова - переход от второго зрелого возраста к пожилому возрасту, а есть чаще употребляемое более широкое понятие - кризис старения как сам пожилой возраст, где многие психологические характеристики зрелости «просвечивают» сквозь не менее зримые характеристики наступающей старости.

Старость как возрастно-психологическая эпоха состоит из нескольких возрастных периодов. Их минимум два - пожилой возраст и старческий возраст. Есть точка зрения, что в этой эпохе можно выделить три периода, некоторые добавляют период, который они называют долгожительством (по сути дела, факультативный, необязательный период человеческой жизни - многие ли доживают до этого возраста?).

Обсуждая проблему ведущей деятельности в пожилом возрасте, современные геронтологи пишут, что «в отечественной возрастной психологии, к сожалению, отсутствует общепризнанное определение и понимание ведущей деятельности позднего (пожилого) возраста и определение основных личностных новообразований этого возраста». Есть основания согласиться со следующим мнением. Несмотря на вариативность так называемых «здоровых типов старости», в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни («Жизнь не бессмысленна, я не могу продолжать трудиться, но у меня есть возможности реализовать себя в других сферах жизнедеятельности»), но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое.

Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Болезненная (в релевантном смысле слова) старость - с непринятием. Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии.

Это переход на другой тип психологической жизнедеятельности, где главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание в себе старого. Принять свой жизненный путь таким, каким он был, - вот задача пожилого возраста. Это значит принять и себя в своем жизненном пути таким, «каким был и есть», и свое психологическое окружение, и многое другое.

Болезненная старость - это продолжение экспансии! Конечно, быстрый отказ от жизненной экспансии также болезнен, как в перспективе и ее безудержное продолжение. Здоровая старость - это постепенное завершение, исчерпание задач экспансии (продвижение, рост, распространение).

Видимо, и сама периодизация эпохи старости, т. е. выделение в ней отдельных возрастных периодов, психологически строится именно с учетом того, какие задачи жизненной экспансии исчерпывают себя. Не расставляя по возрастным периодам, укажем исчерпывающие себя смысложизненные задачи:

Люди перестают работать - уходят на пенсию;

Они перестают быть начальниками;

Они перестают быть детьми - хоронят своих родителей;

Они перестают быть родителями - их дети встают на ноги и заводят собственные семьи;

Они теряют свои физические кондиции - это тоже трудно принять в себе;

Они меняют свою сексуальную жизнь;

Они перестают путешествовать - нет сил и желания;

Они смиряются с неизбежностью и близостью смерти.

Таким образом, медицинские и психологические проблемы пожилых людей заключаются в следующем.