Интересы подростков: выявление склонностей, направления интересов и проблемы. Как помочь подростку найти интересное занятие, обрести любимое хобби

Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в жизни детей и их родителей. Вчерашний ребенок исследует мир и ищет свое место в нем. Формируются собственные взгляды, появляются новые интересы, друзья, увлечения. Некоторые из них кажутся родителям странными. Зомби, вампиры, призраки и прочая нечисть интересует подростков больше, чем алгебра и геометрия. Как реагировать родителям? Стоит ли тревожиться или беспокойство напрасно? На эти вопросы отвечает психолог центра "Грани сознания " Мария Михайловна Тарарова.

Увлечения отражают внутренний мир человека, его чувства, желания, фантазии. Но не стоит пугаться вампиров и зомби. Это всего лишь образ. За оболочкой скрываются особенности того или иного героя. Всемогущество, неуязвимость, бессмертие - это то, чем каждый желает обладать в своих самых сокровенных мечтах. И пусть эти способности недоступны человеку, но можно прикоснуться к ним в своих фантазиях!

Такой чарующий потусторонний мир

Ничто так не притягивает людей, как магия, волшебство, чудеса. Мы с детства воспитаны на сказках. И хотя подросток уже не ребенок, но его так же притягивает все волшебное и таинственное. А что может быть интереснее, чем потусторонний мир, где каждый имеет особую силу, живет по своим законам и даже является бессмертным? Где главного героя не только принимают таким, какой он есть, но и уважают его неповторимость и особенность?

Современный кинематограф, художественная литература, компьютерная игровая индустрия в избытке предоставляет возможность всем желающим окунуться в иной мир, где любой человек может освободиться от оков обыденности и побыть тем, кем желает. Альтернативная реальность богата особой атмосферой. Там затрагиваются темы борьбы добра и зла, страха смерти, отношений с другими людьми и еще многого того, что интересует подростка. Но самое главное, это подается в легкой и привычной для взрослеющего ребенка сказочной красочной обертке.

Ни для кого не секрет, что читая книгу или погружаясь в просмотр фильма, мы примеряем на себя роль главного героя. Фантастический образ задевает струнки нашей души, вызывая симпатию и интерес. И волшебный сюжет может отвечать желаниям и потребностям подростка.

Неуязвимость и всемогущество

Очень часто подросток не чувствует в себе сил противостоять чему-то или кому-то. Он может столкнуться с собственным разрушающим бессилием в отношениях со сверстниками, родителями, учителями. И появляется желание стать кем-то другим, более сильным, способным, уникальным. Ведь так заманчиво обладать теми же способностями, что и главный герой с экрана.

Одиночество

Чувство одиночества близко подросткам, как никому другому. Их тесная связь с родителями начинает ослабевать. Они все чаще сталкиваются с непониманием. Их поведение порой обескураживает взрослых, вызывая конфликтные ситуации, ссоры, обиды. Дружеские отношения или первая любовь нередко заканчиваются разочарованием.

Залечивать душевные раны помогают фантазийные истории. И образ одинокого охотника, что всю жизнь вынужден оставаться в тени и бороться за жизнь, проливая кровь, тоскливым воем отзывается в подростковых душах. Сопереживая героям, ребенок чувствует, что он не одинок.

Особый возраст

Если раньше все силы затрачивались на учебу, то теперь на первый план выходит социальное становление личности. Появляются вопросы: «кто я?», «к какой группе я принадлежу?», «кто меня окружает?» и «каким статусом в этой сфере я обладаю?» Для тинейджера становится важным, принимает ли его социум и какое положение он может в нем занять. Родители в этот период перестают быть авторитетами для ребенка, и он начинает поиск новых кумиров.

Присоединившись к какой-либо группе, подросток получает новую роль, примеряет на себя новые ценности, учится строить отношения с другими людьми. Для него важно получать понимание, одобрение и приятие от окружающих его людей со схожими интересами.

Группы по интересам

Во все времена существовало большое количество социальных групп. Это кружки, секции, музыкальные и спортивные клубы, танцевальные школы. Среди всего этого были и с собственной культурой и ценностями. Они резко выделялись на фоне традиционного культурного багажа, принятого в современном социуме. Попадание молодых людей в подобную среду пугает родителей. Подросток резко, кардинально меняется. Его манера поведения, речь, стиль одежды часто ставит родителей в тупик и вызывает неодобрение. А ведь именно понимания и принятия ждет подросток. Для него важно не только самостоятельно выбрать социальную группу, но и получить признание того, что он . Соответственно, если родители не признают его права на выбор, а социальная группа принимает его таким, какой он есть, подросток может застрять в данной группе, как в безопасном и принимающем месте.

В этом возрасте нравоучения родителей могут не восприниматься подрастающим поколением. А вот поддержка и понимание станут главными помощниками в становлении личности ребенка.

Подросток, с позволения родителей или без него, будет стараться найти свое место под солнцем. Ведь основная его деятельность в этом периоде - это поиск себя. Интересы и хобби могут меняться чуть ли не каждую неделю, и в этом нет ничего страшного. Главное - понимать своего ребенка. У него непростой период. Он впервые начинает принимать решения за себя и готов их защищать. В такие моменты важно сохранять спокойствие именно родителям. Подросток должен знать, что есть место и люди, где его принимают. И, в первую очередь, это дом и семья. Задача родителей - предоставить своему ребенку возможность самостоятельного выбора.

Если же родители хотят направить энергию своего чада в какое-то более безопасное русло, надо постараться вместе с ним придумать новое интересное занятие, которое его увлечет. Будь то спорт, танцы, фотография или что-то другое. Главное, чтобы это было созвучно с интересами подростка и его способностями. Но помните - ваша задача именно предложить, а не настаивать и уж тем более не принимать за него решение. Родительский дом должен сохранять статус безопасного и принимающего места.

Когда пора бить тревогу

Нет ничего страшного в том, что тинейджер увлекается фантастикой. Проживая краткий момент вместе с героем, он соприкасается со своими фантазиями, чувствами, сокровенными желаниями. Он попадает свою собственную сказку. Но возвращение в реальность неизбежно после финальных титров.

Не всегда события развиваются таким позитивным образом. Если подросток большую часть времени , у него отсутствуют друзья, социальные контакты, он отрешен и замкнут - это опасные признаки. Общение со сверстниками, новые знакомства, первая влюбленность - вот что интересует школьников в этом возрасте.

Если ребенок старается отгородиться от окружающего мира и спрятаться в фантазии, очень важно обратить на это внимание. Иногда достаточно поговорить, узнать, что с ним происходит и предложить свою поддержку. Если самостоятельно помочь ребенку не получается или он не идет на контакт, не откладывайте визит к психологу. Специалист сможет найти общий язык с подростком, понять, что с ним происходит и дать необходимые рекомендации ему и его родителям.

Фото - фотобанк Лори

Чем занять подростка в свободное время? Этот вопрос, наверное, волнует каждого родителя в современном обществе.

Как правильно организовать досуг, избежать влияния вредных привычек - вот об этих проблемах и пойдет сегодня речь.

А что такое вообще увлечения в подростковом воз­расте?

Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Как правило, увлечения имеют внеучебный характер.

Со школьным обучением пересека­ются только интеллектуально-эстетические - исто­рия, музыка, цветоводство, рисование, радиотехника. Бы­вает, что увлечение любимым делом отрывает ребенка от учебы в школе.

Эгоцентрические увлечения - изу­чение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модными видами спорта, участие в художествен­ной самодеятельности. То есть любое дело становится лишь средством демонстрации своих успехов. Подрост­ки стремятся выделиться оригинальностью своих заня­тий, возвыситься в глазах окружающих. Этим ребятам также свойственны и лидерские увлечения, которые сво­дятся к поиску ситуаций, где можно что-то организо­вать, руководить сверстниками. Они меняют группы, секции, кружки до тех пор, пока не найдут ту, где могут стать лидерами.

Телесно-мануальные увлечения связа­ны с намерением укрепить свою силу, выносливость, при­обрести ловкость. К ним относятся спорт, вождение мо­тоцикла, картинга.

Накопительские увлечения - кол­лекционирование во всех его видах, которое может соче­таться с познавательной потребностью (марки), с накоп­лением материальных благ (старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать моде - наклейки, эти­кетки, пачки от сигарет.

К сожалению, в настоящее время некоторые увлече­ния подростков становятся вредными для их возраста:

Самый примитивный вид увлечений - ииформативно-коммуникативный, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться: это многочасовые пустые разговор в дворовой компании, созерцание происходящего вокруг - витрин магазинов, уличных происшествий, «глазение» в телевизор.

Такое времяпрепровождение трудно назвать увлечением, но оно очень характерно для большей части подростков. Именно в их среде возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправны поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией наркоманией, бродяжничеством.

Начиная с 2006 г. в американском городе Чикаго подростки из состоятельных семей, недовольные формой своих носа и ушей, стали прибегать к услугам пластичес­ких хирургов. Самые популярные операции сейчас – это когда юные пациенты хотят быть похожими на звезд, Бритни Спирс или Джастина Тимберлейка. Основная причина - подростки не хотят, чтобы их дразнили школе. А вот о том, что пластические операции носа одни из самых сложных в пластической хирургии, он не задумываются, и неизвестно, как будет выглядеть под росток через лет пять-шесть. А уж об огромных деньгах своих родителей таким подросткам просто нет времени призадуматься.

У японских детей тоже появилось новое увлечение. Они перевоплощаются в героев популярных комиксов, мультфильмов и видеоигр, и в таком виде разгуливаю по улицам. Посмотреть на оживших персонажей обычно собираются огромные толпы зрителей и фотографов, которые и оценивают проявленные фантазию и мастерство. Вроде бы и интересно, но каждый подобный костюм обходится родителям в «кругленькую» сумму денег.

Музыкально-спортивное увлечение брейкеров захлестнуло многих подростков и молодежь в современном мире. Брейк (от англ. Ьгеак-dаnсе) - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «из­ломанный танец» или «танец на мостовой». Поклонни­ки этого течения объединены самозабвенной страстью к типцам, стремлением их пропагандировать и демонстри­ровать буквально в любой ситуации. Да, это спорт, это красиво, но порой это опасно, да и появление групп брей­керов в людных местах не всегда приятно окружающим.

А вот об увлечениях граффитчиков можно поспо­рить. Если подростки организованно, в специально отве­денных для этого местах, проводят соревнования по ис­кусству росписи на любой поверхности с помощью бал­лончиков, то это привлекает внимание многих прохо­жих. Но вот расписанные стены домов и заборов в лю­бом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрос­лого человека. Скорее всего, подобные действия «экстрималов» граффитчиков граничат с преступлением - пор­чей общественного, личного имущества или с вандализ­мом.

Особо хотелось бы обратить ваше внимание на увлече­ние подростками сотовыми телефонами. Для взрослых людей в настоящее время сотовая связь стала просто необходима - она неотъемлемая часть современного делового мира. А вот подростки и некоторая часть молодежи чаще всего используют мобильники в качестве игрушек. Например, в 2006 г. шведские подростки увлеклись сверхпопулярной в Европе игрой «Bot-Fiqhters». В «Bot-Fiqhters» каждый игрок должен найти и убить соперника с помощью СМС. Уже сейчас этой забавой увлечено более 10 тыс. человек. Но при этом взрослые озабочены тратой денег детей, ведь за СМС надо платить. Да и в стремлении «убить» своего соперника с помощью СМС мало хорошего.

Алан Прис, глава отделения биофизики Бристольского онкологического центра, на полчаса дал телефона ребятам 10-11 лет. У половины они работали в режиме разговора, у других были отключены. А потом ученый провел нейрофизиологические тесты. У тех, кому доставались включенные мобильники, все реакции оказались замедленными.

Другой эксперимент показал, что даже после двухминутной беседы у подростков 11-13 лет меняется биоэлектрическая активность мозга. В норму она! приходит лишь через два часа. Что это значит? У ребен­ка меняется настроение, он хуже воспринимает матери­ал на уроке, если во время переменки болтал по сотовому телефону.

Многие врачи предупреждают:

  1. Трубка - как маленькая микроволновка, которая нагревает мозг. Сигнал мобильника в отличие от микроволновки сложный, модулированный и организм человека реагирует на него острее. Процессы в голов­ном мозге происходят на электрохимическом уровне. Это очень сложный, тонко организованный «компь­ютер». Во время разговора по мобильнику мы бьем его (мозг) по тонким «проводкам» электромагнитным молотком. Особенно сильно «получает» кора голов­ного мозга. Этот орган воспринимает электромагнит­ные излучения как глаз - свет, а ухо - звук.
  2. По воздействию на нас мобильный телефон нельзя сравнить ни с компьютером, ни с телевизором. Важ­на не мощность аппарата, а то, что он приложен к уху, - источник электромагнитного поля находится очень близко к мозгу.
  3. Мозг реагирует на вмешательство в его нормальную работу. Он сопротивляется, включает механизм ком­пенсации, но в какой-то момент не выдерживает и дает сбой. Долгие разговоры по сотовому телефону или чрезмерное увлечение различными переговора­ми могут привести к головной боли, рассеянности и плохой памяти.

Следующая информация для размышления. Увлече­ние аудио- и МРЗ-плеерами привело к ухудшению слуха у трети американских подростков. Такие данные были получены в ходе полномасштабного исследования среди молодежи.

По данным опроса, подростки пользуются плеерами намного чаще взрослых и предпочитают слушать музы­ку на максимальной громкости: чрезвычайно громкую музыку слушают 28 % тинейджеров.

Увлечение громкой музыкой заметно отразилось на слухе подростков: 29 % опрошенных заявили, что име­ют привычку постоянно переспрашивать собеседника в ходе разговора, а 17 % пожаловались на постоянный звон в ушах.

Исследователи предупреждают, что под воздействи­ем громкого звука может возникать временная деграда­ция клеток слуховых рецепторов. В случае частого, дол­гого и интенсивного воздействия рецепторы теряют спо­собность к восстановлению и поражение становится не­обратимым.

По данным американских ученых, предельный безо­пасный для здоровья уровень звука - 85 децибел в тече­ние 8 часов ежедневно (звук пылесоса). Подъем уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое.

А вот еще один способ проведения свободного време­ни. Ваши дети часами просиживают за компьютером, играя в компьютерные игры. При этом забывая, что компью­тер сильно вредит зрению.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изоб­ражение отличается от естественного тем, что оно:

Самосветящееся, а не отраженное;

Имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

Не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;

Мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определен­ной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установ­ки аккомодации;

не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный пе­репад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст.

Широкое распространение компьютеров в мире вы­звало целый ряд жалоб на здоровье пользователей пер­сональных компьютеров, и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в оф­тальмологической и оптометрической литературе утвер­дился термин «компьютерный зрительный синдром» (СУ8).

Как же проявляется СУ8 и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих длительное время за экра­ном монитора, можно разделить на две группы: «зри­тельные» и «глазные».

К первым относятся:

Затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

Замедленная перефокусировка с ближних предме­тов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

Двоение предметов;

Быстрое утомление при чтении. Ко вторым:

Жжение в глазах;

Чувство «песка» под веками;

Боли в области глазниц и лба;

Боли при движении глаз;

Покраснение глазных яблок.

Эти явления обычно объединяют термином «астено­пия» (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процен­та пользователей ПК и зависят как от времени непре­рывной работы за экраном, так и от ее характера. У ча­сти пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа.

Словом, увлечения для подростков могут быть самыми разными. Следует оценить только вредны они или полезны. Если же вы хотите направить энергию своего чада в какое-то более безопасное русло, надо постараться вместе с ним придумать новое интересное занятие, которое его увлечет.

Подросток, с вашего позволения или без него, будет стараться найти свое место под солнцем. Ведь основная его деятельность в этом периоде – это поиск себя. Интересы и хобби могут меняться чуть ли не каждую неделю, и в этом нет ничего страшного. Главное – понимать своего ребенка. У него непростой период. Он впервые начинает принимать решения за себя и готов их защищать. В такие моменты важно сохранять спокойствие именно Вам, родителям. Подросток должен знать, что есть место и люди, где его принимают. И, в первую очередь, это дом и семья. Ваша задача – предоставить своему ребенку возможность самостоятельного выбора.

И помните – ваша задача именно предложить, а не настаивать и уж тем более не принимать за него решение. Родительский дом должен сохранять статус безопасного и принимающего места.

В завершение, хотелось бы посоветовать вам, родителям, совместно со своими детьми разумно организовывать свободное время, чтобы никакие «модные» увлечения не разрушали личную жизнь подростков.

Некоторые экстремальные занятия могут стать в какой-то степени полезными, но только в том случае, если соблюдается техника безопасности и за тренировками следит опытный наставник. Но часто подростки настолько самоуверенны, что откровенно играют со смертью. Какие бы причины ни толкнули ребят идти на риск, в лучшем случае, они попадают в больницу, в худшем – становятся инвалидами или погибают. Впрочем, поклонников адреналина это не останавливает. И они придумывают новые способы пощекотать себе нервы: спускаются под землю, забираются на крыши, прыгают с высоты и ездят на электричках.

Руфинг

Руфинг - прогулки по крышам.

Руферы - эдакие Карлсоны нашего времени, которых со страшной силой тянет на крыши. Вооружившись фотоаппаратом или обычным телефоном с камерой, руферы готовы сутками бродить по чердакам и крышам городских многоэтажек и снимать виды, открывающиеся с высоты. Здесь они якобы ищут красоту, покой и вдохновение. Но руфинг заслуженно относится к самым опасным развлечениям подростков. Во-первых, проникновение на крышу незаконно, а значит, в случае чего вам придется забирать чадо из отделения милиции. Во-вторых, даже самые мирные развлечения на высоте пятиэтажного (и более) дома безобидными не назовешь. Соскользнула нога, споткнулся, испугался громкого звука и неудачно отшатнулся в сторону... Лучше не рисковать и заранее обсудить с подростком опасное хобби .

Альтернатива: полет на параплане, на воздушном шаре или на самолете с опытным инструктором.

Скайуокинг

Скайуокинг - покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения.

Скайуокеры, как и руферы, любят высоту. Даже само название этого увлечения дословно переводится как «хождение по небу». Скайуокеры забираются на самые высокие объекты: крыши небоскребов, башни, мосты. Это им нужно для того, чтобы сделать крутые фотографии и насладиться ощущением свободы и полета. Именно это чувство - ну и, конечно, желание поразить сверстников - заставляет отчаянных молодых людей подниматься на высоту нескольких сотен метров без страховки и снаряжения. Стоит ли говорить, как опасны такие подъемы и какому риску подвергают себя тинейджеры?

Альтернатива: полет на воздушном шаре, скалолазание , прыжок с парашютом с инструктором

Диггерство

Диггерство - спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и так далее)

Кто-то считает диггеров современными археологами и искателями сокровищ. Однако, к сожалению, в большинстве своем современные подростки лезут в подземелья не из любви к истории и археологии. Ребятам не хватает адреналина, да и перед товарищами хочется «понтануться». Подземки, бомбоубежища и шахты манят безрассудных тинейджеров, как магнит. Это же настоящий триллер с эффектом присутствия! А недавно диггерство и вовсе вышло на новый уровень: сейчас можно заказать экскурсию по городским подземельям. Опытный диггер проводит любителей острых ощущений по относительно безопасным путям, чтобы почувствовать всю мрачную прелесть подземелий. Но даже с ним никто не застрахован от обрушений, да и доверять таким экскурсоводам не всегда можно – в таких местах очень легко заблудиться. Однажды подобная «прогулка» чуть не закончилась трагедией: проводники бросили своих клиентов в подземельях и скрылись.

Альтернатива: изучение истории, поездка в археологический лагерь.

Сталкерство

Сталкерство - посещение и изучение заброшенных мест.

Недалеко от диггеров ушли так называемые сталкеры. Им также близка «романтика» заброшенных мест, но, в отличие от диггеров, они посещают еще и наземные локации: недостроенные здания, глухие деревни, неработающие заводы.

Вдохновленные компьютерной игрой (S.T.A.L.K.E.R) и жаждой приключений, подростки часто залезают туда, куда ходить не следовало бы. Военные склады, закрытые объекты, промышленные предприятия… Человек, попавший туда незаконно, становится правонарушителем. Некоторые особо безбашенные тинейджеры даже пробираются на территорию Чернобыльской зоны. Стоит ли говорить, как рискованно там находиться?

Однако опасностей у юных сталкеров хватает и в общедоступных местах - от ветхих конструкций, готовых рухнуть под самым незначительным весом, до бомжей и бродячих собак.

Альтернатива: туристические походы - пешие и на байдарках, изучение истории.

МИА «Россия сегодня»

Зацепинг

Зацепинг – проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке).

Вам наверняка доводилось видеть, как подростки едут на электричке, зацепившись за поручни и другие выступающие части поезда. Это зацеперы – безрассудные ребята, которые в силу разных причин предпочитают ездить снаружи, а не внутри.

Это экстремальное увлечение возникло в начале прошлого века, когда ездить вне салона поезда людей заставляла нужда: переполненные трамваи и поезда, а также высокие цены на билеты превращали обычных людей в зацеперов. Сейчас ситуация изменилась, однако подростки упорно испытывают судьбу, цепляясь за выступающие части электрички, забираясь на подножки и даже на крышу.

Основная опасность, которая подстерегает зацеперов, это, конечно, падение на рельсы под колеса движущегося составу. Соскользнут руки или ноги, оторвется поручень - и все может закончиться очень трагично. Ежегодно в России фиксируется несколько десятков таких несчастных случаев. Также беспечные подростки гибнут от удара током. В основном эта участь ожидает тех, кто любит ездить на крыше.

Альтернатива: любые кружок или секция , способные увлечь ребенка и охладить его тягу к опасным развлечениям.

Планкинг

Планкинг – это модный флешмоб, который прельщает своей доступностью. Его суть заключается в том, чтобы лечь в необычном месте лицом вниз и заснять это на фото или видео.

Лег лицом вниз, вытянул руки по швам, дал товарищу сфотографировать себя и выложил это в Интернет - поздравляем, ты планкер!

Родиной планкинга можно считать Англию, но в Россию он пришел из Австралии , где это увлечение пользуется огромной популярностью. Названий у планкинга множество: «паркур для ленивых», «притворись мертвым», «на животе».

Где только не лежат современные планкеры! На коленях у друзей, на скамейках и бордюрах, в торговых центрах и даже в полицейских участках! Но несмотря на абсурдность и комичность этого хобби, оно может привести к трагическим событиям. Ради эффектных кадров планкеры выбирают самые необычные и экстремальные места. По Сети гуляют фото с «планкой» на поручнях в метро, на выступающих элементах памятников и на рельсах.

Были случаи, когда экстремальщики, желая поразить зрителей, располагались на балконных ограждениях и на краю крыши. К сожалению, такое лихачество не всегда заканчивается благополучно.

Альтернатива:

Бейскламбинг и бейсджампинг

Бейскламбинг – подъем на большую высоту без страховки.

Бейсджампинг – прыжки с высоты в несколько сотен метров со специальным парашютом.

Думаете, никто не станет рисковать жизнью без крайней нужды? Бейскламберы опровергают это утверждение. Их хобби - лазать без страховки по отвесным стенам и мостам. Не менее экстремальное развлечение придумали себе бейсджамперы - они прыгают со специальным парашютом с отвесных скал и других возвышенностей.

Основное отличие бейсджампинга от парашютного спорта - в высоте, с которой совершается прыжок. У бейсджампера остается гораздо меньше времени на раскрытие парашюта и группировку тела в полете, поэтому риск совершить ошибку, запутаться в стропах или не успеть раскрыть парашют более велик.

Хуже всего, что бейсджампинг в России распространен лишь на обывательском уровне - специализированных школ почти нет. Основные правила передаются из уст в уста, а значит, весь успех бейс-прыжка зависит не только от способности «ученика», но и от того, повезет ли ему с «учителем».

Альтернатива: полет на параплане, прыжок с парашютом под руководством опытного инструктора.

Паркур

Паркур – «рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и так далее). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки.

Прародитель акрострита - знаменитый паркур - является одним из самых популярных хобби современной молодежи. Но, несмотря на множество опасных элементов и трюков, которые предполагает паркур, назвать это увлечение абсолютно вредным нельзя.

Так же как любители акрострита, трейсеры (люди, занимающиеся паркуром) много времени проводят в спортивных залах и на тренировочных площадках, развивая выносливость и оттачивая ловкость. Со временем они становятся гораздо крепче и спортивнее своих сверстников, отдающих предпочтение безопасным увлечениям вроде компьютерных игр и уличных тусовок. Однако родительское волнение за ребенка-трейсера вполне оправданно.

Паркур - травматичный и опасный вид спорта, особенно если подросток экспериментирует в одиночку или с друзьями-дилетантами. Невозможно встретить паркурщика, у которого не было бы ни одного перелома или растяжения. Наиболее частые травмы : перелом пальцев и запястий, разрыв сухожилий, повреждение голеней, пяток и ключиц.

К счастью, смертельных случаев среди трейсеров мало, и в основном они связаны с чрезмерными амбициями подростков. Тинейджеры хотят «все и сразу» и, насмотревшись видео с трюками профессионалов, спешат повторить их без предварительной подготовки. Эта проблема решаема: сейчас функционирует множество школ, где опытные тренеры обучают подростков паркуру - правильному и относительно безопасному.

Альтернатива: танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика.

«Собачий кайф»

«Собачий кайф» - намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа».

Назвать «собачий кайф» хобби или увлечением даже язык не поворачивается, но, к сожалению, у этого явно суицидального поведения есть последователи. Многим подросткам пристрастие к этому дикому развлечению стоило жизни, а кого-то подтолкнуло к поиску более сильных и смертоносных источников «опьянения». Хуже всего, что эта зараза распространяется не только среди старшеклассников, но и в средней и даже в начальной школе! Игра на грани жизни и смерти распространена как в интернатах, так и во вполне благополучных школах. Дети делают это в компаниях и поодиночке. Средний возраст - от 12 до 19 лет.

Идея проста: сначала подросток повышает давление частым (собачьим - отсюда и название) дыханием, после чего «придушивает» себя веревкой сам или это делают его товарищи. Затем веревка убирается - и от прилива крови к мозгу подросток испытывает чувство легкости и эйфории.

Понять, что ребенок подсел на «собачий кайф», можно по поведению и внешним изменениям. Следы на шее, красные белки глаз, необычные поступки, жалобы на головные боли - все это может стать сигналом беды. А уж если в личных вещах ребенка вдруг попадаются такие странные предметы, как веревки, шейные платки, собачьи поводки – то стоит бить тревогу!

Альтернатива: объяснить, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, и увлечь ребенка интересным и полезным хобби (танцы, спорт, рисование и так далее).

Человек в любом возрасте может иметь хобби и получать от него удовольствие. Любые интересные занятия для подростков и взрослых людей считаются полезным времяпрепровождением, если только не связано с вредом для здоровья или для окружающих. Польза хобби в том, что это один из способов самореализации наряду с карьерой. На работе мы не всегда можем реализовать полностью свои желания, т. к. часто занимаемся не тем, чем хотим, а тем, что позволяет добывать средства к существованию в желаемых объемах. Именно хобби дает возможность не ставить крест на по-настоящему любимом деле, а также нивелировать стресс и усталость от не столь желанных, но необходимых в жизни занятий.

«Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби»Генри Форд

Если для взрослого человека хобби является делом однозначно второстепенным, которого может и не быть вовсе, то хобби для мальчика 13 лет будет восприниматься им гораздо серьезнее. Дело в том, что подросток находится в активном поиске себя, у него формируются интересы, раскрываются способности и предрасположенности. Он готовится сделать выбор, определить свою идентичность: кто я, чем я занимаюсь. На такой благодатной почве могут возникать ложные ценности, ребенок может предпочесть опасное направление или с головой уходить в первое попавшееся занятие, иногда в ущерб учебе и другим важным делам, может переоценивать свои способности или с презрением относиться к ценным и перспективным направлениям развития. Все это типичные симптомы переходного периода, лучшее лекарство от них – время. Однако, уделив внимание процессу обретения хобби ребенком, родители могут многое сделать для его будущего.

Важно ли иметь хобби

Трудный период потому и называется трудным, что связан с рисками попадания подростка под дурное влияние. Психология ребенка в подростковом возрасте характерна резкой сменой авторитетов. Он уже не воспринимает родителей, как непогрешимый источник любых знаний, а все сказанное ими – как непреложную истину. Подросток оспаривает все, что узнал ранее, пробует все, что отвергал или чего боялся прежде. К чему приведут пробы – вот главный вопрос.

Меньше всего шансов получить негативный опыт у ребенка, который чем-то занят и находится в поле зрения взрослых, то есть имеет дополнительное занятие, помимо основной учебы. Это занятие должно быть добровольным, чтобы подросток не засматривался на слоняющихся без дела сверстников, а был поглощен процессом и получал от него удовольствие. Постарайтесь заинтересовать ребенка, предложив ему интересные хобби для подростков 14–15 лет.

Что дает подростку хобби:

  • выход энергии;
  • творческую самореализацию;
  • опыт и навыки (в зависимости от занятия, это может быть профессиональный навык, жизненный, социальный или эмоциональный опыт и т. д.);
  • возможность проводить свободное время с пользой;
  • общество сверстников, объединенных полезным увлечением.

Простые идеи для интересного хобби

Чтобы предложить лучшее хобби для подростка, от которого он точно не откажется, нужно определить интересное ему направление. Стоит оговориться, что такие «интересные направления», как компьютерные игры, интернет или модная субкультура, лучше отложить подальше: их можно перетерпеть, но точно не следует поощрять. Однако даже в играх и субкультурах можно найти отголоски интересов детей – просто присмотритесь к ним внимательнее. Например, эмо: основная их «фишка» – это работа с внешностью. Ребенок, активно создающий свой имидж, может оценить курсы дизайнеров или модельеров.

«Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга»Цицерон

Компьютерные игры ориентированы на вид деятельности (стрелялки, гонки, ролёвки, стратегии, квесты-бродилки и т. д.). Обычно ребенок выбирает игру, дающую то, чего недостает в жизни. Любитель стрелялок оценит спортивную стрельбу или страйкбол, «гонщику» понравится картинг, верховая езда или велоспорт, любитель ролёвок оценит сценическое искусство, например, актерские курсы ВГИКа или занятия в театральной школе «Бенефис» . Важно проявлять внимание к мелочам и не бояться предлагать хобби для подростков девочек и мальчиков.

Необычные хобби

Если вы из тех, чьи представления о хобби ограничиваются охотой, коллекционированием марок и вышиванием крестиком, приготовьтесь, вас ждет настоящий хит-парад неожиданностей. Эти три удивительных увлечения доказали всему миру, что хобби человека не ограничивается ничем, кроме пределов его собственной фантазии.

  1. Шар из краски. Все началось с того, что декоратор М. Кармайкл в 1977 году решил покрасить бейсбольный мяч. Сегодня число слоев краски приблизилось к 23000, а сам шар весит более 1.5 тонны. Несмотря на странность хобби, у него появилось множество подражателей во всем мире.
  2. Карточные дворцы. Б. МакЛейн всю жизнь занимается карточным строительством, уже в 5 лет он построил первый пятиэтажный дом. Главным его достижением стало строительство точной копии королевского высотного комплекса по заказу правительства Саудовской Аравии. На всю композицию ушло 4351 колода карт, длина комплекса 15,3 м, высота – 3,5 м, стоимость заказа – 1,5 миллиона долларов.
  3. Резьба по грифелю. Американский художник Д. Гетти прославился вырезанием миниатюрных фигур и композиций на грифеле простого карандаша. Самая сложная его работа – две части одного карандаша, связанные цепочкой, выполненной из цельного грифеля без склейки. Это настоящая цепь, отличающаяся от обычной железной цепи только размерами и материалом исполнения. Трудно поверить, что ее звенья никогда не разъединялись.

Самые популярные хобби в России и мире

Топы популярных хобби современных подростков мира и отдельных стран отличаются друг от друга незначительно. Более того, это почти всегда один и тот же список, в котором меняются лишь порядковые номера занятий. Это происходит из-за растяжимости понятия «хобби»: для одних это второе дело жизни, для других – просто вариант досуга. Так, многие люди относят к хобби чтение книг, прослушивание музыки, туризм, уход за комнатными растениями и прочее. Возникает неравноценность: один человек мастерски вырезает фигурки из карандашного грифеля, а второй – поливает столетник, но хобби есть у обоих. Так в список хобби и увлечений для подростков России и мира входят следующие наиболее популярные направления:

  • путешествия;
  • чтение;
  • танцы;
  • кулинария;
  • кройка, шитье, вязание и прочее рукоделие;
  • занятия спортом;
  • охота и рыбалка;
  • коллекционирование редкостей (от марок и монет до шедевров мировой живописи и старинного оружия);
  • выращивание растений и уход за домашними животными;
  • литературное творчество (стихи, рассказы, статьи для личного блога и т. д.).

Несмотря на то что перечисленные подростковые хобби весьма банальны и обобщены, каждое из них может стать основой для выделения гораздо более узкого направления.

Нередко можно услышать от людей старшего поколения сетования на то, что современная молодежь ничего не делает, ничего не умеет, ничем не интересуется, кроме компьютеров и всевозможных электронных устройств.

Такой точки зрения, к сожалению, нередко придерживаются и преподаватели, и даже родители молодых людей. Увлечения подростков в лучшем случае кажутся им зачастую странными и никчемными, в худшем же случае они объявляются вредными и с ними ведется борьба!

«Темные» люди

Когда я только начинала работать в ВУЗе, меня ужасно огорчал тот факт, что многие из студентов, неплохо разбираясь в вопросах осваиваемой специальности, совершенно не имеют представления о живописи, литературе, искусстве, истории и других областях.

Их совершенно не интересовали вопросы, не имеющие непосредственного отношения к профессии. Когда же я пыталась поговорить с ними на эту тему, они искренне удивлялись: «А зачем мне это?» Размышления о том, что личность должна быть развитой всесторонне, им не были свойственны.

Я всеми силами пыталась хоть как-то изменить ситуацию. Придумывая задания для лабораторных работ, я старалась подобрать интересные и разнообразные темы, с которыми ребята вынуждены были ознакомиться, чтобы выполнить задание. Кому-то доставалась тема о великих полководцах, кому-то – о подводных лодках, кому-то – по произведениям русских классиков.

Мои старшие и более опытные коллеги лишь посмеивались надо мной. Скажу честно, мои усилия долгое время были тщетными. Ребята ухитрялись выполнять задания, не изучив тему. Так, например, разрабатывая базу данных полководцев, они бездумно вбивали фамилии военачальников в один столбец, названия битв - в другой и успокаивались на этом.

При сдаче лабораторной у них могли появляться совершенно парадоксальные ошибки. Например, когда разработанная ими система сообщала, что «М.И.Кутузов руководил сражением на Курской дуге», у меня волосы вставали дыбом, а они даже не понимали, с чего я взяла, что тут ошибка!

Я была в отчаянии и хотела уже отказаться от своей затеи, которая более трех лет не давала результатов, но все изменил случай.

Проблеск надежды

Однажды студент, которому досталась тема о классической музыке, спросил меня, можно ли поменять тему и сделать лабораторную, взяв за ее основу информацию о современной музыке. Разумеется, я согласилась.

Когда он сдавал лабораторную работу, мне сразу стало ясно, что она сделана очень тщательно, продуманно, и студент великолепно ориентируется в предметной области! Он более получаса рассказывал мне о современной музыке, о ее направлениях, о ее истории, об авторах и исполнителях.

В его программе, которую он написал для лабораторной, было сделано намного больше, чем требовалось. Я не являюсь поклонником современной музыки, но мне действительно было интересно. Видимо, почувствовав мой интерес, он как-то неуверенно предложил посмотреть еще одну возможность разработанной им системы.

Его программа могла воспроизводить некоторые мелодии. Одну мелодию мне довелось прослушать. Он спросил, понравилась ли мне эта музыка. Я ответила ему честно, что не являюсь поклонником такого направления в музыке, но настроение автора улавливаю, и описала ему те эмоции, которые вызвала у меня данная мелодия.

Он был просто горд! Автором этой мелодии оказался он сам. На основе этой лабораторной работы он сделал потом великолепный курсовой проект. К сожалению, руководитель не позволил ему писать дипломную работу по этой теме, и дипломная работа у него была слабенькой. А жаль… Мог бы получиться великолепный диплом!

Лед тронулся

После этого случая ребята стали сами предлагать темы, которые им интересны. Мы с ними обсуждали, как сделать лабораторную или курсовую работу на основе тех тем, которыми они интересуются. Большинство ребят впоследствии написали шикарные дипломные работы, взяв за основу свои собственные материалы.

Как я поняла, самая большая проблема заключается в том, что увлечения ребят не всегда адекватно воспринимаются взрослыми. Многие студенты никогда не рассказывали о своих увлечениях, опасаясь, что будут не поняты.


Так, например, среди наших студентов оказались несколько любителей пейнтбола. Я вообще имела весьма смутное представление об этой игре. В нашем городе всего только несколько лет назад открылся клуб для игры в пейнтбол. Мне почему-то казалось, что этой игрой увлекаются преимущественно весьма обеспеченные люди, которые коротают так свое свободное время.

Откуда взялось у меня такое представление? Не знаю. Возможно, увидела в каком-нибудь фильме. Оказалось все совсем иначе! Ребята с большим трудом уговорили меня сходить с ними на игру (в качестве зрителя, разумеется!) Оказалась весьма интересная активная спортивная игра, чем-то отдаленно напоминающая любимую с детства «Зарницу».

Один студент занимается поделками из спичек. Он приносил фотографии великолепных замков, собранных им за долгие годы. Красота неописуемая! Знаю наверняка, что мне не хватило бы терпения столько времени строить спичечный замок, а ему – хватает!

Еще один парень коллекционирует пробки от пивных бутылок. Казалось бы, что за увлечение? Но ему нравится! У него огромная коллекция этих пробок. Это вовсе не означает, что он сам выпил все пиво, пробки от которого сумел собрать.

Когда ребята узнали об этом увлечении, ему стали приносить пробки. Большую часть из принесенных пробок он отвергает, но про некоторые говорит, что это редкий экземпляр!

А однажды на выпускном вечере наша студентка (назовем ее Танечка) подарила каждому из преподавателей персональный подарок – нарисованную собственными руками маленькую картину с цветами.

И хотя на каждой картине были цветы, я обратила внимание, что цветы всем достались разные. Я не знаю этого наверняка, но думаю, что Танечка выбирала, для кого какой цветок нарисовать. К сожалению, почти все Танины картины остались лежать на столах среди использованных салфеток и грязной посуды.

Мне было очень обидно, что коллеги настолько невнимательно отнеслись к юношескому порыву. Моя картина до сих пор стоит у меня на полочке. На фотографии именно она.

Новые увлечения, новые ценности

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что у современных подростков и молодых людей есть увлечения, есть занятия, которые им по душе! К сожалению, их увлечения часто не воспринимаются старшим поколением. Мы порою даже не пытаемся их понять. Нам легче осуждать их «никчемные забавы».

Очень трудно понять, что те ценности, которые были дороги нам, потеряли свою значимость для нового поколения. У них появились свои. Они пытаются сформировать собственное мировоззрение, которое очень сильно отличается от нашего.

Возможно, со мною многие не согласятся, но мне кажется, что первый шаг для решения вечной проблемы отцов и детей должны сделать старшие. Именно старшие, как более мудрые, более опытные, более терпимые.

Да, нелегко, наверное, принять увлечение ребенка, который считает себя байкером и гоняет на мотоцикле в экстравагантном виде. Но можно попытаться понять. И только тогда можно будет рассчитывать на понимание со стороны подростка. Можно надеяться, что он с уважением будет относиться к нашим ценностям только тогда, когда мы сами научимся уважать его мир.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,