Как распознать лесбиянку? Признаки сексуальной ориентации

Женская бисексуальность , гомосексуализм — темы часто поднимаемые на приеме у психолога…

…это однополая любовь, или…?

Женская однополая любовь…

Добрый день. Однажды, несколько месяцев назад заинтересовала меня такая тема, как однополая любовь и всё с ней связанное. Через две недели чтения страниц в «Википедии» на эту тему и ежедневных рассуждений, меня, конечно, заинтересовала собственная ориентация…Я стала вспоминать. Мальчики меня не интересовали ни в одном плане, в каком ими обычно интересуются девочки моего возраста, а женское тело всегда было интересно и привлекало своими формами.

Но людей и своего, и противоположного пола я считала исключительно друзьями. Я попыталась представить себе поцелуй с девушкой. Для этой цели я «выбрала» лучшую подругу (она, к слову, должна была приехать ко мне в город через несколько недель). Я фантазировала о поцелуе целый вечер, и мне это безумно нравилось! После фантазий мы стали с ней лучше общаться, я писала, что люблю её и т.д.. А когда она приехала…мы целыми днями гуляли за руки, обнимались, я была просто безумно счастлива, гуляя с ней. Она даже поцеловала меня, как я мечтала! Надо было видеть, как я скакала по комнате после этого… Да я и до сих пор мечтаю о многом, связанном с нами. Казалось бы, что странного? Ведь по описанию всё подходит — типичная влюблённость. Но ведь это произошло не спонтанно, как в большинстве случаев, а осознанно. Мой внутренний голос диктует мне:»Не смей глядеть в сторону парней!», хотя внутренне-то мне не особо и хочется на них смотреть? просто боюсь в них влюбляться. Я осознала, что хочу быть нетрадиционной ориентации и любить исключительно представительниц своего пола, но интуиция подсказывает мне, что во взрослой жизни я прекращу думать о девушках и буду «нормальной». Так всё-таки, что же это такое? Действительно ли это влюблённость? Желание перед кем-то выделиться, или же просто глупые мечты?

Что это — женская однополая любовь или глупые фантазии? — Ответ психолога:

Здравствуй, Саша!
Я так понимаю, у тебя старший подростковый возраст. Это время, как правило, окончательного формирования личности: мировосприятия, жизненных приоритетов, ценностей, ну и конечно, становление сексуальной ориентации.
Хотя, конечно, под давлением социума во взрослой жизни, человек с внутренним влечением к однополой любви, может будет носить маску гетеросексуала, и скрывать истинное влечение, что, скорее всего, сделает его жизнь несчастной.
Однополая любовь, конечно, неестественна, противоречит самой природе, биологии человека, смыслу будущей жизни в потомках, но изменить свою ориентацию, чтобы быть как все, чтобы быть счастливой, можно лишь с помощью психоанализа или психотерапии. Т.к. это влечение не врожденное, оно неосознанно приобретено в процессе воспитания (родительского программирования) и первичной социализации.
Однако, опыт человеческого бытия показывает, что те, кто не желает менять свое истинное влечение, свою однополую ориентацию и не надевают «маски приличия», живут вполне счастливой жизнью.
У каждого есть свой сознательный и свободный выбор.

Это может случиться с каждой из нас. Чувство, смутное, как воспоминание о вчерашнем сне, легкое, как прикосновение крыла бабочки, почти неосознанное, неназванное, пугливое и робкое. Не совсем любовь, не вполне влечение, больше, чем просто дружеская симпатия. Нечто, что имело бы право на существование, если бы его объектом не была женщина.

17 171413

Фотогалерея: Женский гомосексуализм, любовь к женщине

Близкая подруга или образ на киноэкране - так или иначе, иногда многие из нас испытывают влечение к женщине, и нам надо это признать, прежде чем поговорить об этом. Женский гомосексуализм, любовь к женщине и сексуальное влечение всегда привлекало посторонние взгляды.


Я сошла с ума - мне нужна она

На дамских форумах в Сети нет-нет, да и встретишь паническое признание: «Я влюбилась в женщину, что мне делать?!» Причем часто это дамы взрослые, замужние, с детьми, вполне счастливые в семейной жизни и реализованные в профессии. «Мне 29 лет, у меня есть пятилетний ребенок и муж, мы женаты 7 лет. И вот я сильно привязалась к женщине, коллеге по работе. Думаю о ней очень часто, о женском гомосексуализме, любви к женщине, хочется общаться с ней постоянно, хочется ее ласки, любви...»

«Кажется, я влюбилась в женщину. Познакомились мы в Сети, долго общались в Интернете. Живем мы на расстоянии в полпланеты друг от друга. Сейчас она прилетела, и нам удалось встретиться в реальной жизни. Я нахожусь под сильным впечатлением от этой встречи. А сегодня ночью произошло нечто совершенно озадачившее меня: во время близости с мужем я вдруг поняла, что вместо мужа представляю себе — ее!» Или даже так: «Женщина-босс на работе постоянно проявляла ко мне знаки внимания, флиртовала, касалась, раздевала взглядом... Недавно поняла, что влюбилась в нее — и испытываю такие чувства и такое сексуальное влечение, которые мне раньше были неведомы...»


Незнакомое всегда пугает

А в самом себе — пугает вдвойне: в такой знакомой, обжитой и уютной душе вдруг обнаружился темный чулан с чем-то недозволенным, как тут не испугаться? Поэтому мы часто не решаемся называть это сложное и тонкое чувство к представительнице своего пола женским гомосексуализмом, любви к женщине. Мы раскладываем его на составляющие, ищем в нем дружеское тепло, восхищение чужой красотой и силой характера, смутную безадресную нежность, наконец, просто личную «придурь» и сезонную нехватку тепла... Кто-то, проверив алгеброй гармонию, женский гомосексуализм, любовь к женщине, расстается с устрашающим признанием «я влюбилась в женщину» навсегда. Кто-то заталкивает чувство на самое дно души, где оно рыбкой трепещет при каждой новой встрече с объектом странной страсти. А кто-то решается идти до конца — и это заканчивается сексуальным контактом, чаще единичным, реже перерастающим в длительную связь.


По разным статистическим данным
, женский гомосексуализм, любовь к женщине и сексуальную связь, хотя бы раз в жизни имели всего 1 — 2 процента мужчин и женщин. Однако статистика по интимным вопросам очень ненадежна: люди чаще всего просто не склонны признаваться в том, что они предпочли бы забыть в силу воспитания и социальных установок. Но та информация, которую можно найти, наводит на мысль, что оказываться в постели с женщиной больше склонны две категории представительниц слабого пола.

Во-первых, это молодые девушки, часто студентки. Ими движет любопытство и жажда экспериментов, а зачастую сближению, женскому гомосексуализму, любви к женщине способствуют и стесненные бытовые условия (общежития, съемные квартиры на несколько человек). Кроме того, для них это — способ набраться чувственного опыта, если речь идет о связи с женщиной более зрелой: вспомните, как в «Опасных связях» Маркиза де Мертей «наставляет» юную Сесиль де Воланж, не стесняясь переходить от теории к практике.


Во-вторых
, это зрелые женщины — часто они осознают влечение к своему полу после тридцати или сорока лет. Известна история актрисы Синтии Никсон (Миранды из «Секса и города»), которая после развода с мужем завела роман с женщиной, Кристиной Маринони, и сейчас очень счастлива. Неважно, состоялась подобная связь или осталась в воображении — именно такие внезапные чувства волнуют нас больше всего. Конечно, следовать велению сердца и переписывать книгу своей жизни с чистой страницы — в высшей степени смело и достойно уважения. Но что делать, если не хочется пересматривать свои сексуальные предпочтения, разрушать семью и начинать с нуля новую жизнь, которая кажется соблазнительной, но беспросветной? Моя подруга, у которой в ранней юности был роман с девушкой, как-то призналась, что больше всего в таких связях угнетает их бесперспективность. И речь даже не об отношении нашего отнюдь не толерантного общества к однополым союзам, скорее — о понимании, что такая связь — это нечто иное, нежели роман с мужчиной, и выстраивать новую необычную историю любви надо совершенно по-другому. Да и если разобраться, женский гомосексуализм, любовь к женщине ли это? Откуда берутся эти, отнюдь не сестринские чувства к подруге?


Счастье - это когда тебя понимают

Если рассуждать умозрительно — влюбиться в женщину у нас больше шансов, чем в мужчину. Так получилось, что практически все каноны красоты связаны с женским телом: его охотнее всего изображали художники, воспевали поэты, запечатлевали фотографы. Вспомните старый кинематограф: в большинстве случаев от актрис требовалось быть сногсшибательными красотками, а от актеров-мужчин достаточно было внешности чуть краше обезьяны. Сейчас это соотношение изменилось, но если не искать специально, то изображений прекрасных женщин можно за любой произвольный день встретить больше, чем шикарных мужчин. Как устоять перед таким обилием красоты? А потом — можно и спутать восхищение с женским гомосексуализмом, любовью к женщине.

Но дело не только в эстетических чувствах. Женская сексуальность сильно отличается от мужской, и в понятие удовлетворения мы вкладываем больше, чем количество оргазмов на единицу времени. Женское сексуальное удовлетворение состоит из собственно физического наслаждения и так называемой сатисфакции, то есть удовлетворенности отношениями, получении от партнера достаточного количества ласки и внимания. Женщина может быть счастлива в браке, даже будучи неудовлетворенной физически, если у нее достаточно сатисфакции. А если нет ни того ни другого — она пытается удовлетворять потребность во внимании на стороне.


Куда мы направляемся
, если не получаем от партнера достаточно внимания, если у нас нет возможности с ним пообщаться, обсудить дела, поплакаться в жилетку? Правильно — к подруге. При отсутствии культуры обращения к психологу подруга становится первым и главным терапевтом. И получая от нее столь необходимые нам внимание и понимание, мы расслабляемся и решаем, что более чуткого человека нам в жизни не найти. Доверие — основа близости — в отношениях двух близких подруг развито как никогда. Выражением этого доверия обычно становятся прикосновения, которых и без того немало в отношениях между нами. В женской культуре объятия, поцелуи, прикосновения считаются более приемлемыми, чем в мужской — так девочки уже с юности готовятся к ролям матерей, которым необходимо уметь поддерживать тактильный контакт с ребенком.

А где тактильный контакт — там и сексуальное возбуждение. Тело человека не распознает, чьи это прикосновения — мужские или женские. Даже в массажном кабинете под руками специалиста можно ощутить возбуждение, не говоря уже о нежности к близкой подруге, которой мы доверяем. Разбуженная сексуальность спросонья пытается сообразить, на кого направить вожделение — и обнаруживает рядом красивую и ласковую женщину, касания которой нас, оказывается, возбуждают. И мы стремимся связать это беспредметное, по сути, желание с влечением к конкретному человеку, хотя на самом деле это не совсем так, просто тело расслабилось и среагировало на ласку.


По сути, влюбленность как чувство
, комплексное и непростое, не имеет пола. Можно влюбиться не только в человека, но и в вещь, в дело, в город или страну... Другой вопрос, что не все разновидности этого чувства социально приемлемы. Решение связать свою жизнь с новым человеком автоматически переводит нашу связь на уровень социума, хотим мы этого или нет. Отношения, сколь угодно тайные, — это и совместные планы на будущее, и постоянное учитывание интересов партнера, и выделение для него немалого количества времени... Если вы не готовы к этому — и здесь безразлично, о каких отношениях идет речь, с мужчиной или с женщиной, — то, пожалуй, единственным выходом будет сделать свое чувство драгоценностью, которая будет храниться в дальнем ящичке вашего сердца. Женщины в этом отношении богаче мужчин: нам проще переживать романы только в своем воображении, да и оттенков чувства мы различаем куда больше. А может быть, это неведомое чувство — просто «звоночек» о том, что вам хочется что-то изменить в своей жизни, найти свой настоящий путь? Только и искать его нужно, разумеется, не в постели.

В любом случае отношения двух женщин могут перейти на новую ступень только в том случае, если одна из подруг окажется более решительной и раскрепощенной — в силу, например, наличия у нее соответствующего опыта. Нужно заметить, что и открытые лесбиянки, в отличие от большинства мужчин, обычно выстраивают ритуал ухаживаний именно по «дружеской» схеме «доверие — телесный контакт — сексуальная связь», причем они неплохо чувствуют, какая женщина нуждается в поддержке именно сейчас. И они действительно могут быть хорошими подругами — просто не скрывающими своих истинных намерений.


Сладость запретного плода

Затрагивая столь щекотливую тему, нельзя не вспомнить о своеобразном отношении вполне гетеросексуальных мужчин и женщин к культуре секс-меньшинств. Не секрет, что иных джентльменов возбуждают порнофильмы с лесбийскими сценами, кроме того, они порой не считают измену партнерши таковой, если она совершила ее с женщиной. Ну а дамы в свою очередь часто интересуются гей-культурой, читают соответствующие журналы, смотрят кинокартины. Есть даже целый пласт сетевой литературы под общим названием слэш — это тексты о гомосексуальных отношениях с немалым количеством интимных сцен, с участием выдуманных автором персонажей или уже известных. Пишут и читают ее в подавляющем большинстве случаев женщины, опять-таки зачастую зрелые, с семьями и детьми. В чем для нас притягательность гомосексуальных отношений противоположного пола?


Привлекательность лесбийских сцен
для сильного пола примерно того же рода, что и их возбуждение при наблюдении за женской мастурбацией. Такие сцены — это некое женское таинство женского гомосексуализма, любви к женщине, к которому обычно мужчин не допускают. Подсматривая за ними, явно или скрыто, мужчина испытывает возбуждение, которое у нас всегда связано с чем-то запретным. Быть допущенным в сцену любви двух женщин у мужчины практически нет никаких шансов, а ничто так не заводит этих охотников и завоевателей, как недостижимость цели.

А вот у дам, любящих книги и фильмы о геях, мотивация совсем другая. Есть много женщин, которые недовольны собой, своим телом. Поэтому любовные сцены с участием привлекательных женщин вызывают у них неудовольствие. Отношения двух красивых мужчин, в которых есть и любовь, и романтика, и эротическое влечение, дают им все, что они привыкли получать от чтения книг и просмотра фильмов о любви — только без участия потенциальной соперницы. Добавлю, что при просмотре гей-порно, женщины часто представляют себя на месте каждого из мужчин, что дает им возможность примерить на себя и «пассивную», и «активную» роль — в гетеросексуальном порно это удается не всегда.


Напрашивается любопытный вывод
: наша склонность любоваться красотой другой женщины, испытывать к ней нежность и восхищение свидетельствует о том, что мы и собой, своей внешностью и привлекательностью довольны в той же мере, нам ни к чему испытывать зависть и желание избавиться от соперницы. Если, конечно, влечение к женщинам не связано с разочарованием в мужчинах, как это бывает у многих бисексуальных женщин и лесбиянок. В целом же любящая себя женщина и к другим, особенно красивым представительницам своего пола, испытывает что-то вроде влюбленности — примерно той же самой, которую она дарит жизни в целом. Женская красота — неотъемлемая часть красоты мира. Так почему бы не расслабиться и просто не полюбоваться ею — без всякой задней мысли?

Термин «гомосексуализм» был введен в научный оборот венгерским врачом К. Бенкертом в 1869 г., однако распространенность однополой любви известна издревле. Гомосексуализм, как мужской, так и женский, существовал у первобытных народов Африки, Азии, Америки. Гомосексуальные отношения были распространены в Древней Индии, Египте, Вавилоне, а также в Древней Греции и Риме. В Греции мужской гомосексуализм именовался уранизмом – по имени богини Урании, родившейся от мужчины – бога Урана и считавшейся покровительницей однополой любви. И еще в середине XIX в. гомосексуалистов называли «урнингами». Женский гомосексуализм получил название «лесбийская любовь» или «сафизм» – по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос и, по преданию, одержимой этой страстью. Женский гомосексуализм называют иногда и трибадией (от греч. «трибеин» – тереть). Гомосексуальные отношения именовались также содомией («содомский грех») в связи с библейским сюжетом о городах Содоме и Гоморре, жители которых, наряду с прочими «отклонениями» предавались и однополой любви. З. Фрейд в 1932 г. предложил гомосексуальную направленность полового влечения именовать инверсией, но этот термин не получил широкого распространения. Что касается мужеложства или педерастии, то это лишь одна из форм мужского гомосексуализма – с анальным коитусом.
Гомосексуалисты – как мужчины, так и женщины – бывают активными (выполняющими роль мужчин) и пассивными (роль женщины).
В зависимости от особенностей объекта гомосексуальных влечений различают андрофилию (влечение мужчин к взрослым субъектам своего пола), гинекофилию (влечение женщин к взрослым женщинам), эфебофилию (влечение мужчин к подросткам и юношам), корофилию (влечение женщин к юным девушкам).
По данным различных исследователей, в современном мире устойчивую гомосексуальную направленность имеют в среднем 1-6% мужчин и 1-4% женщин. Так, по А. Кинзи (1935), в США исключительно гомосексуалистами являются 4% мужчин и 3% женщин. Эти цифры – «нижний предел», так как общее число мужчин и женщин, имевших гомосексуальный контакт хотя бы раз в жизни, доходит, по мнению А. Кинзи, до 48% мужчин и 19% женщин* (27% по данным К. Дэвиса).
* Kinsey A., Pomeroy W., Martin С. Sexual Behavior in the Human Male. Philadelphia, PA: W.B. Saunders, 1948; Kinsey A., Pomeroy W., Martin C., Gebhard P. Sexual Behavior in the Human Female. Philadelphia, PA: W.B. Saunders, 1953.
Даже если исходить из минимальных показателей 1-2%, в России должно быть не менее 1,5-3 млн человек устойчивой гомосексуальной ориентации. Локальные же исследования свидетельствуют о значительно большем распространении гомосексуализма.
Этиология гомосексуализма. Из всех видов девиантности истинный или врожденный гомосексуализм, по-видимому, наиболее «биологичен» по своей природе. Высказываются обоснованные сомнения в том, можно ли вообще гомосексуализм относить к социальным отклонениям. Однако ряд доводов, излагаемых ниже (социогенные разновидности гомосексуализма, наличие гомосексуальной субкультуры, реакция общества и государства на гомосексуальное поведение), позволяют традиционно рассматривать гомосексуализм в рамках девиантологии.
Существует множество теорий, объясняющих гомосексуализм*.
* См.: Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989; Старович З. Судебная сексология. М., 1991; Свядощ А. М. Женская сексопатология. М., 1988; Liau A. Homosexuality – Biological Explanations. In: Bryant С. (Ed.) Encyclopedia of Criminology and Deviant Behavior. Vol. III. Sexual Deviance. Brunner Routledge, Taylor and Francies Group, 2001. P. 136-139; Broad K., Crawley S. Homosexuality – Social Explanations. In: Bryant С. Ibid. Vol. III. P. 161-164.
По мнению зарубежных исследователей, существует две основные модели объяснения гомосексуализма (впрочем, их можно распространить и на другие формы девиантности): «сущностная» (essentialist model) и конструктивистская. Сторонники первой заняты поиском сущностных, специфических особенностей гомосексуального поведения. Вторая модель исходит из культуральной, социальной, исторической обусловленности выбора сексуальных предпочтений. При этом гомосексуальное поведение не менее легитимно, чем гетеросексуальное и не должно стигматизироваться. Сторонники социальной обусловленности гомосексуализма при его объяснении используют общие девиантологические теории: функционализм, конфликтные концепции, социального обучения, ярлыков и др.
Генетическая теория исходит из генетической обусловленности гомосексуальной ориентации. При этом, в частности, используются результаты наблюдения за однояйцовыми (генетически тождественными) и двуяйцовыми близнецами (Ф. Каллмен, М. Хиршфельд, J. Bailey и R. Pillard и др.), эксперименты на рыбах и земноводных и др. Hamer с коллегами (1993), Ни с коллегами (1995) пытались найти «ген геев». Однако никаких достоверно установленных хромосомных отклонений у гомосексуалистов не выявлено. В частности, исследования Rice с коллегами не подтвердили результатов Hamer, Ни и др.
Эндокринные (гормональные) теории основываются на отдельных наблюдениях, свидетельствующих о том, что нарушения функций коры надпочечников могут приводить к гомосексуальным тенденциям. Это относится как к выработке у женщин мужских половых гормонов (Л. Бростер, К. Фройнд), так и к превышению содержания эстрадиола у гомосексуалистов мужчин (П. Доерр и др.). Однако никаких репрезентативных данных, свидетельствующих о гормональных различиях лиц с гомо- и гетеросексуальными влечениями, не имеется. Об этом свидетельствуют и исследования М. Bahlburg с коллегами (1995).
К биологическим теориям относится и концепция анатомических различий головного мозга гомо- и гетеросексуалов (Huwiler, Remafedi, 1998; Le Vay, 1991). Однако и эти данные небесспорны.
В целом биологические теории вызывают сомнение у многих исследователей (Parker, De Cecco, 1995). Вместе с тем ряд исследователей не сомневаются в наличии биологических различий лиц гомо- и гетеросексуальной ориентации, но и они считают недостаточно ясными пути влияния этих различий на факторы образования, опыта, среды (Huwiler, Remafedi).
Большой интерес, с точки зрения взаимодействия биологических и социальных факторов, представляют данные Г. Дернера с коллегами о том, что наличие нервных потрясений, стрессов во время беременности матери сопровождается снижением уровня тестостерона и повышает вероятность рождения мальчиков с последующими гомосексуальными стремлениями. В частности, в годы Второй мировой войны в Германии родилось значительно больше мужчин-гомосексуалистов, чем до и после войны. И хотя нейро-эндокринная теория вызывает возражения как нейроэндокринологов, нейрофизиологов, так и психологов и психиатров, однако представляется перспективным дальнейший поиск возможного сочетания биосоциальных факторов в генезисе гомосексуальной ориентации.
А. М. Свядощ полагает, что врожденным является активный гомосексуализм у женщин и пассивный у мужчин, а ситуационным (реактивным) – активный у мужчин и пассивный у женщин*.
* Свядощ А. М. Указ. соч. С. 95-107.
Наконец, существует немало концепций, объединенных пониманием гомосексуализма как приобретенного в результате действия социально-психологических и социальных факторов: случайные впечатления, соблазн, совращение, лишение доступа к лицам противоположного пола, культурологические влияния и т. п.
При этом все авторы отмечают чрезвычайную сложность исследования распространенности гомосексуализма, так как в разных культурах и различных контекстах определенные формы сексуального поведения воспринимаются как гомо- или гетеросексуальные. Так, J. Humphrey (1978) показывает, что мужчины, занимающиеся сексом с другими мужчинами в общественных туалетах, часто идентифицируются как гетеросексуалы. J. Carrier (1976) пишет о том, что в мексиканской культуре только акты мужеложства расцениваются как гомосексуальные. В результате «ясно, что социальный, культу-ральный и исторический контекст, в котором мы пытаемся изучить гомосексуальность, отражается в наших оценках ее распространенности»*.
* Broad K., Crawley S. Homosexuality – Social Explanations. Ibid. P.161.
Вообще, сексуальное поведение и его направленность формируются под воздействием многих биологических, психологических, социальных факторов. Тендерная идентификация индивида вовсе не столь очевидна и безусловна, как это представляется обыденному сознанию. Не случайно различают пол генетический, или хромосомный (хромосомы XX у самок и XY у самцов), гормональный (обусловленный мужскими или женскими половыми гормонами), гени-тальный и основанный на нем гражданский (иначе – паспортный или акушерский) и, наконец, «субъективный» пол как тендерная ау-тоидентификация. Возможны несоответствия между этими «полами» в силу каких-либо нарушений на каком-то этапе формирования индивида и личности*.
* Напомним три «ипостаси» человека: индивид – представитель своего рода (Homo Sapiens); личность – индивид, наделенный социальными свойствами в процессе социализации (индивидом рождаются, личностью становятся); наконец, индивидуальность – уникальное, неповторимое сочетание социальных, психологических, биологических свойств каждого конкретного человека.
Наглядной иллюстрацией сложности тендерной идентификации служит гермафродитизм – врожденная двойственность репродуктивных органов, когда пол индивида нельзя однозначно определить ни как мужской, ни как женский. В случаях же транссексуализма лицо не только ощущает свою принадлежность к противоположному полу, но и упорно стремится к соответствующему изменению, в том числе хирургическим путем. Неосуществленное желание сменить пол может привести транссексуала к самоубийству. Несовпадение генетического и субъективного полов возможно в результате дефектов социализации по полу (когда, например, родители, ожидали дочь, а родился мальчик, которого до поры до времени одевают и воспитывают как девочку). В нарушении нормального гетеросексуального развития детей может играть роль изоляция детей и подростков одного пола. С моей точки зрения, может представить интерес исследование поколений советских людей, прошедших школу с раздельным обучением мальчиков и девочек.
Направленность сексуального влечения может быть не только гетеро- или гомосексуальной, но и бисексуальной (влечение к лицам обоего пола). Возможно одновременное наличие женских и мужских свойств, в том числе психологических, у одного индивида (андрогиния или бисексуальность в широком смысле слова).
Очевидно, и гомосексуализм, и бисексуализм нормальны в том смысле, что представляют собой результат некоего разброса, поливариантности сексуального влечения, сформировавшегося в процессе эволюции человеческого рода. Если бы все иные формы сексуального поведения, кроме гетеросексуального, были абсолютно патологичны, они бы давно элиминировались в результате естественного отбора. Заметим, кстати, что и многие животные виды не без гомосексуального «греха». О «нормальности» гомосексуализма свидетельствует его относительно постоянный удельный вес в популяции.
Культурологический аспект и социальная реакция. Отношение к гомосексуализму в различных обществах и культурах неодинаково. В Древнем Риме оно было вполне терпимым. Более того, престижность гомосексуальных отношений среди римской знати могла способствовать «популяризации» этой наклонности. С установлением фашистского режима в Германии началось преследование гомосексуалистов, а Институт сексологии, основанный М. Хир-швельдом в 1918 г., был разогнан нацистами.
Выше упоминалось, как менялось отношение к гомосексуализму в бывшем СССР. Десятилетиями воспитываемые в советских людях ханжеская мораль, нетерпимость ко всякому инакомыслию и инако-действию, изоляционизм с присущей ему ограниченностью на долгие годы определили взгляды соотечественников. И хотя годы горбачевской «перестройки» разрушили старые стереотипы, однако рецидивы нетерпимости к сексуальным меньшинствам проявляются до сего дня. И не только на уровне бытового сознания, но и среди «властителей дум», включая некоторых законодателей.
Между тем само общество нередко создает обстоятельства, способствующие формированию и расширению социальной базы гомосексуализма. Я имею в виду, прежде всего, институты тюрьмы, армии, закрытых «однополых» учебных заведений. Свыше 70 лет тому назад М. Н. Гернет писал: «Изучение тех условий, среди которых протекает в одиночных и общих камерах половая жизнь арестантов, раскрывает перед нами отвратительнейшие картины разврата в тюрьме в одиночку, парами и безобразнейшие сцены общих оргий... В общих камерах развита педерастия в форме парного сожительства, наподобие брачного, и в форме проституции, когда пассивные педерасты предоставляют себя всем желающим за сходную цену»*. С тех пор если что и изменилось, то добавилась практика применения акта мужеложства («опустить») в качестве санкции за нарушение неформальных норм поведения тюремного сообщества.
Но если жизнь тюремная и армейская способствует формированию гомосексуальной направленности у гетеросексуалов (чтобы не сказать – порождает ее), то представители «истинного» (генетического? врожденного?) гомосексуализма образуют соответствующую субкультуру геев и лесбиянок со своими традициями, сленгом, литературой, клубами, журналами*.
* Гернет М. И. В тюрьме: очерки тюремной психологии. Киев, 1930. С. 100, 106.
К иным, достаточно многочисленным сексуальным девиациям относятся эксгибиционизм (обнажение гениталий в присутствии лиц противоположного пола), фетишизм (сексуальное влечение к предметам туалета, частям тела), вуайеризм (визионизм, скопофилия – влечение к подглядыванию за половым актом или обнаженными людьми), садизм (достижение полового удовлетворения путем причинения боли, страдания сексуальному партнеру), мазохизм (получение полового удовлетворения при унижении, физических страданиях, причиняемых сексуальным партнером), а также различного рода «филии» – некрофилия (половое влечение к трупам), зоофилия (скотоложство, содомия – половое влечение к животным), герон-тофилия (половое влечение к пожилым людям, старикам), педофилия (сексуальное влечение к детям) и др.
* в современной России журналы «Gay, славяне», «Ты» и др.

Системно-векторная психология о женском гомосексуализме

Гомосексуализм – явление, противоречащее природе человека. Сексуальное влечение создано в основе своей для зачатия ребенка, то есть для продолжения человеческого рода во времени. Но у мужчин в одном случае – в случае наличия анального вектора – действительно существует гомосексуальное влечение к мальчикам. Оно создано для того, чтобы мужчина с анальным вектором, испытывая тягу к подросткам и сублимируя это влечение, захотел исполнить свою видовую роль в стае, – обучить их искусству охоты и войны.

Если анальный вектор развит недостаточно или фрустрирован, то сублимации не происходит, и тогда мы сталкиваемся со случаями педофилии. Либо тяга к детям может быть преобразована во влечение ко взрослым мужчинам. Это несколько облегчает ситуацию, но в целом вызывает очень негативную реакцию в обществе. В ряде развитых стран мужской гомосексуализм легализован, но чаще всего встречает сопротивление со стороны все тех же анальных мужчин, которые и являются самыми яростными гомофобами. В них говорит животный страх быть опущенными. В животной стае опущенный, то есть подвергшийся ритуалу гомосексуальных отношений, самец лишается права на поклевку, испытывая при этом состояние, не совместимое с жизнью.

Совсем другая ситуация с женским гомосексуализмом. Согласно системно-векторной психологии женского гомосексуализма не существует. Он не задан природой. Между женщиной и женщиной не может быть влечения. Вот почему общество довольно спокойно реагирует на якобы гомосексуальные отношения двух женщин. На самом деле такие отношения базируются не на сексе, а на гомоэротизме и эмоциональной связи. Какие женщины вступают в лесбийские отношения?

Женский гомосексуализм. Возможные сценарии

Самый распространенный вариант – это уретральная и кожно-зрительная женщины.
Уретральная девочка, имея огромное четырехмерное либидо, созревает очень рано – уже в 6-8 лет, и начинает активно познавать себя – мастурбировать. Она все время держит руки в трусиках. Если у такой девочки анальный отец, то его приоритетом является чистота и непорочность дочери. Увидев, что она занимается ЭТИМ, он начинает ее «воспитывать». Поскольку уретральная девочка неуправляема и не знает ограничений, то дело доходит до побоев.

Уретральная девочка. Фото с сайта www.35photo.ru

Уретральница защищается, но поскольку она не вождица и у нее нет видовой роли, то она не убегает из дома, как уретральный мальчик. После побоев она выбегает во двор и своими феромонами притягивает мальчиков и девочек, ведет их за собой, исполняя роль вождя. Так она снимает стресс и получает свою порцию эндрофинов. И вот – уличная девка, маленькая разбойница и атаманша готова. Уже в 11-12 лет, когда другие дети начинают созревать, она, пытаясь сохранить свою группу, вступает в сексуальные отношения, чаще с мальчиками.

Но если уретральная девочка была сильно подавлена, она бессознательно видит свою трагедию в том, что она не мальчик, ведь что позволено ему, не позволено ей. Если бы она была мальчиком, она не дала бы отцу поднять на себя руку. Поэтому она начинает себя вести, как мальчишка. И вот мы видим угловатую девочку с вальяжной походкой и короткой стрижкой. Она не делает макияж и не обеспокоена деталями. Она повсюду распространяет свои феромоны, на которые слетаются, как мотыльки, не только мужчины, но и женщины.

Но к мужчинам такая девочка проявляет агрессивность, как к конкурентам. И это, конечно же, не способствует развитию отношений с ними. Чтобы снять внутреннее напряжение, она ищет свою видовую роль по мужскому принципу, стараясь проявить себя как вождь. В таком подавленном состоянии уретральная женщина стремится только к одному – доминировать над мужчинами, подтверждая свой ранг среди них. Поэтому она может драться, устраивать дебоши в общественных местах.

Сильно подавленная уретральная женщина притянет кожно-зрительную подругу, чтобы подтвердить свою роль вождя. Ведь уретральный мужчина всегда выбирает именно кожно-зрительную женщину. У уретральной женщины – неограниченный диапазон сексуальной приемлемости, у кожно-зрительной – тоже. У них нет запретов на секс между женщинами. Но это не гомосексуализм, а именно гомоэротика.

Это могут быть очень устойчивые отношения. Кожно-зрительная женщина имеет способность создавать глубочайшие эмоциональные связи, недифференцированные по полу. Она вообще склонна влюбляться во всё подряд: в природу, в цветочки, в кошечек. Так она проецирует чувство любви наружу. Поэтому в такие отношения может входить и здоровая кожно-зрительная женщина. А может и не очень здоровая – в страхах, подсознательно пытаясь получить защиту от уретральной подруги, которую та ей охотно предоставляет.

Если уретральная женщина сильно подавлена, то отношения с кожно-зрительной подругой будут устойчивыми, а если не сильно, то у нее могут быть и мужчины, и женщины. Но даже здоровая уретральная женщина будет иногда иметь сексуальные отношения с женщинами, ведь ее сексуальность не регламентирована.

Еще один вариант лесбийских отношений – между двумя кожно-зрительными женщинами. Это отношения, основанные на эмоциональной связи. Как правило, между двумя зрительными подругами возникает безумная любовь, приправленная эротизмом. Зрительная женщина вообще по силе любви намного превосходит мужчину, потому что у нее нет эрекции. Сексуальность противоположна чувствам. И в таких отношениях двух подружек любовь зашкаливает.

Женский гомосексуализм

Бывает, что и женщины с другими векторами объединяются в пары. Например, две анально-мышечные женщины могут жить вместе. Но их будут объединять, скорее всего, какие-то общие интересы. Например, общее ведение хозяйства, нежели эмоциональная связь. Ну, и немного эротизма.

Женский гомосексуализм. Как это бывает

Женя и Лиза познакомились на работе. Женя пришла чуть позже. Лиза сразу обратила на нее внимание – что-то необычное было в облике Жени. Она очень походила на мальчишку: короткая стрижка с бритым затылком, низкий грубоватый голос, неизменные брюки и мужского покроя пиджак, некоторая задиристость. В ней ощущалась какая-то сила и энергия, отчего Лизу почему-то непреодолимо тянуло к ней.

Сама Лиза была полной противоположностью Жене. Все в ее жизни как-то не складывалось. Она все время попадала в какие-то неприятные ситуации. Страх был ее постоянным спутником. Она до ужаса боялась мужчин, поэтому наладить отношения с ними ей не удавалось. Ей было сложно объяснить этот страх. Скорее всего, это было следствием того детского страха, когда отец в подпитии возвращался домой. Пьяный, он становился агрессивным и «лез под кожу». Лиза в таких случаях притворялась, что спит, но сердце ее колотилось от страха.

В общем, в какой-то момент Лиза с ужасом осознала, что она влюблена в Женю и ничего не может с этим поделать. Она ходила за ней, словно тень. Надо сказать, что Женя относилась к Лизе покровительственно и всячески поддерживала. Но когда Лиза призналась в своем чувстве, сказала: «Блин, этого мне еще не хватало».

Оказалось, что Женя – лесбиянка. Отношения между Лизой и Женей не сложились. У Жени уже была постоянная связь с другой женщиной. Кроме того, она пыталась бороться с влечением к женщинам, но у нее это плохо получалось. Этот случай стал достоянием гласности. Организация, где работали Женя и Лиза, не отличалась толерантностью – Женю хотели уволить. Но в результате ушла Лиза.

Я была свидетелем этих отношений, а несколько лет спустя, услышала от общей знакомой, что Женя почти избавилась о своего «пагубного пристрастия» к женщинам. Но что означало это «почти»? Задавила? Заглушила? Можно ли задавить желание?

Я вспомнила об этом случае на тренинге по системно-векторной психологии, на занятии по уретральному вектору. Тогда я задала вопрос Юрию Бурлану: «Можно ли вернуть подавленную уретральную женщину к нормальным отношениям с мужчинами?» В том, что Женя была подавлена отцом, я уже не сомневалась. Что-то я слышала от нее, что-то дополнила картина, нарисованная Юрием. Он ответил, что да, это возможно, за счет осознания причины этого влечения. Женя понимала, что с ней что-то не так, но, не понимая глубинных причин происходящего, справиться с таким мощным желанием, какое имеется у уретрального вектора, не могла.

Сейчас мне сложно сказать, какие вектора были у нее еще. Возможно, анальный, потому что она испытывала чувство вины за свою неправильно направленную сексуальность. Но в любом случае, системно-векторная психология смогла бы ей помочь разобраться в ее плохих состояниях и избавиться от них.

Могла бы она помочь и Лизе, девушке с виктимным сценарием, с кожно-зрительной связкой векторов, находящейся в стрессе. Осознание причин многочисленных страхов и избавление от них на тренинге по системно-векторной психологии смогло бы открыть перед ней возможность новой жизни и здоровых отношений с мужчинами.

Надо понимать, почему складывается сценарий гомосексуальных отношений между женщинами. Он может быть естественным, но кратковременным у уретральной и кожно-зрительной женщины, для которых нет ограничений в сексе по половому признаку. И тогда нет причины испытывать чувство вины по этому поводу. Но если говорить о природных отношениях, то для женщины – это все-таки отношения с мужчинами, поэтому системно-векторная психология и утверждает, что такого явления как женская гомосексуальность не существует.

О женской сексуальности вы сможете узнать уже на первых бесплатных лекциях по системно-векторной психологии.

Марина Голомолзина