Когда малыш будет держать голову. Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову и как его научить? Почему ребенок не может удерживать голову

Едва малыш появляется на свет, как взрослые начинают интересоваться у врачей, когда новорожденные начинают держать голову.

Ждем до 3 месяцев

Еще бы, ведь именно это базовое достижение из тех, что предстоит достигнуть малышу в этом периоде, станет самым первым. И оно станет важным доказательством того, что младенца идет верной дорогой, а уже очень скоро он научится самостоятельно переворачиваться.

Итак, когда новорожденные начинают держать голову? Педиатры не называют точных сроков, потому что характер развития каждого ребенка индивидуален. Безусловно, есть определенные нормы, на которые нужно ориентироваться, но если малыш немного отстает или чуть-чуть спешит, пугаться не надо.

Считается, что новорожденный ребенок держит голову хорошо к 3 месяцам, а к 4 делает это уже довольно-таки уверенно. К 2 в состоянии только предпринимать попытки управлять своей головой, но он вряд ли сможет делать это без передышек. Кстати, врачи утверждают, что сегодняшние дети начинают удерживать головку намного раньше, чем малыши в 80-х годах - многие к 9 неделям уже уверенно управляют ей.

Не торопите события

Многие мамы и папы с нетерпением ждут, когда кроха овладеет этим умением, большинству хочется, чтобы ребенок в своем развитии опережал сверстников. И не зная, во сколько новорожденный держит голову, радуются, если он делает это уже в месяц и раньше.

И делают они это напрасно, потому что в этом случае необходимо как можно быстрее обратиться к врачу. Ведь когда новорожденные начинают держать голову в столь юном возрасте, это значит, что у них имеется гипертонус или высокое внутричерепное давление. Малыш может сигнализировать вам об этих проблемах частым плачем и тем, что почти не спит.

Если же ребенок сам не удерживает голову и к 3 месяцам, то желательно также сообщить об этом врачу. Возможно, у малыша тонус мышц очень низкий, или имеются проблемы неврологического характера. В столь юном возрасте они решаются проще, чем после года. Возможно, вашему ребенку поможет курс массажа или витамины, которые пропишет врач. Главное - не запускайте процесс. Обратите также внимание на то, держит ли младенец голову прямо. Если нет, посоветуйтесь с педиатром - возможно, у малыша кривошея, которую нужно немедленно устранять.

Гимнастика для малышей

Когда новорожденные начинают держать голову, они уже не нуждаются в позах, где им поддерживают головку в обязательном порядке. Если же ваш ребенок еще не научился управлять своим тельцем, продолжайте ему помогать, иначе есть риск травмирования шейки.

Если вы хотите помочь малышу в приобретении этого важного навыка, то начните развивать его шейные мышцы. Чаще выкладывайте младенца на животик (только подождите до того момента, когда у него окончательно заживет пупочная ранка), пусть сначала он лежит в этой позе по 30 секунд.

Постепенно увеличивайте время - вы заметите, как кроха старается приподнимать головку и как будто поворачивать ее набок. Так работает рефлекс, данный ему от рождения, чтобы ребенок не задохнулся, находясь в такой позе. Когда младенцу исполнится месяц, чаще носите его в вертикальном положении, чтобы он учился держать головку на одном уровне с тельцем, но продолжайте ее придерживать.

Правильное психическое и физическое развитие вашего подрастающего ребёнка требует тщательного ежедневного контроля.

Заметив любые, даже самые незначительные отклонения, вы должны немедленно обратиться к врачу, а не ориентироваться на советы родственников или друзей.

Умение самостоятельно держать головку - это первый признак того, что ваш малыш начинает приобретать первые навыки владения собственным телом.

В каком возрасте должно произойти это знаменательное событие?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Даже у деток, которые полностью здоровы, сроки начала самостоятельного удержания головки могут значительно разниться; что уж говорить о малышах, которым пришлось пережить родовую травму или когда у них есть какие-либо проблемы со здоровьем.

Считается нормой, если ребёнок в возрасте 3-х месяцев, находясь в вертикальном положении, удерживает головку на уровне туловища, а также приподнимает и держит её до одной минуты, лёжа на животике. Но такая закономерность прослеживается далеко не всегда - бывают случаи, когда дети начинают удерживать головку несколько раньше.

Если же вашему малышу уже исполнилось три месяца, а он ещё не овладел этим навыком, тогда вам следует обратиться к врачу-невропатологу на предмет выявления возможных неврологических отклонений.

Если ребёнок начал держать головку слишком рано

К сожалению, такое явление нельзя расценивать как положительный момент в развитии малыша, особенно если это случается на первом месяце жизни. Чаще всего столь раннее удержание головки может быть сигналом о высоком внутричерепном давлении или повышенном тонусе шейных мышц, что требует немедленной консультации у врача-невролога и соответствующей терапии.

Ребёнок в возрасте одного-полутора месяцев в норме еще не должен уметь держать головку без помощи мамы. Когда вы берете его на руки, кормите или купаете, вы должны обязательно одной рукой поддерживать спинку и ягодички, а второй - головку и плечи вашей крошки. Если не делать этого, можно повредить его нежные шейные позвонки, что может привести к серьёзным последствиям.

Как помочь малышу научиться держать головку?

К трёхнедельному возрасту, когда пупочная ранка уже затянется, необходимо начинать понемногу выкладывать малыша на животик. Делается это непосредственно перед кормлением с целью облегчить отхождение газов и предупредить кишечные колики. А ещё такая поза способствует тренировке шейных мышц ребёнка - инстинкт самосохранения заставляет его приподнимать головку и поворачивать её на бок, ведь только таким образом маленький может нормально дышать.

Нельзя сказать, что такие упражнения нравятся всем трёхнедельным малюткам. Очень часто они проявляют своё недовольство, плачут и капризничают. Мамы и папы при этом жалеют их и стараются класть на животик как можно реже. В этом и заключается грубейшая ошибка любящих родителей, которая впоследствии может привести к гипотонии мышц и отставании в физическом развитии их детей.

В какой последовательности происходит этот процесс?

К 1–1,5 месяцам ваш малыш начнёт пытаться приподнимать головку из положения лёжа на животике, а в 2 месяца пробовать удерживать её, находясь на ваших руках в вертикальном положении. В таком возрасте вы можете попробовать подтянуть ребёнка за ручки из горизонтального положения на спинке - он уже будет стараться держать головку ровненько, а не безвольно забрасывать назад, как раньше.

Далее ваш малыш будет держать головку всё увереннее с каждым днём. Но это вовсе не означает, что теперь вы не должны её придерживать, когда берёте ребёнка на руки - всё-таки шейные мышцы его ещё очень слабы. И только к 4-м месяцам необходимость в такой заботе полностью исчезает.

Ну, а в возрасте пяти месяцев ваш кроха уже уверенно и с интересом смотрит на мир с высоко поднятой головкой, поворачивает её вправо-влево, удовлетворяя своё любопытство и не чувствуя при этом ни малейших затруднений.

Какие могут возникнуть проблемы и как помочь малышу?

Если случилось так, что ваш ребёнок так и не научился держать головку к трём месяцам, значит неврологических проблем, скорее всего, избежать не удалось. Очень часто это может быть последствием тяжёлых или преждевременных родов. Невропатолог поможет вам выяснить причину такого явления и назначит соответствующее лечение.

Если причиной такого явления является слабый тонус мышц, то доктор назначит вам специальный массаж, устраняющий данную проблему. Если ваш малыш родился несколько раньше назначенного природой времени, то переживать и вовсе не стоит - пройдёт ещё месяц или меньше, и он догонит своих сверстников в физическом развитии, наберёт положенный вес, его шейные позвонки тоже укрепятся.

Бывают случаи, когда ребёнок начинает держать головку не ровно, а с небольшим отклонением вправо или влево. Чтобы устранить такой недостаток, невропатолог предложит вам использовать специальную подушечку. Вы будете класть малыша в кроватку поочерёдно то одной, то другой стороной, подкладывая подушечку определённым образом и побуждая его поворачивать головку в разных направлениях.

Важно не упустить момент

В любом случае, умение держать головку станет очень важным моментом в жизни вашего ребёночка - это будет его первое достижение, первый этап большого пути маленького человечка.

Помочь ему в этом, не упустить драгоценное время и вовремя выявить проблемы, если таковые возникнут - ваш родительский долг.

Скорректировать подобные нарушения на самом деле нетрудно, но только в случае своевременного обращения к специалисту-невропатологу.

Нравится

Когда новорожденный должен начать сам держать головку

  • Придерживать, а не держать
  • Когда ребенок начинает держать голову
  • Если ребенок не держит голову
  • Как помочь малышу держать головку
  • Если ребенок держит голову, а не должен был

«Придерживайте головку!» - строго наставляет молодых мам в роддоме медсестра, передавая им на руки новорожденных. «Наверное, если не придерживать головку, случится что-то ужасное!» - думают мамы, мертвой хваткой фиксируя затылок младенца…

Когда же ребенок сам начнет держать головку, и чем грозит материнская небрежность новорожденному?

Придерживать, а не держать

Мышцы шеи новорожденного ребенка еще слабы, а голова непропорционально велика по сравнению с остальным телом. Однако новорожденный вовсе не настолько хрупкое создание, как зачастую кажется родителям; если уж он пережил продвижение по родовым путям, то и у мамы на ручках как-нибудь выживет. Голову младенец может зафиксировать в определенном положении с рождения, правда, совсем ненадолго. Если вы держите ребенка на руках, голова может самопроизвольно упасть - набок или даже запрокинуться, что особенно пугает родителей, поскольку сопровождается резким плачем ребенка.

«Уж не сломал ли он шею?» - беспокоятся мамы, проверяя, не парализовало ли ребенка. Нет, не парализовало, хотя ему, безусловно, дискомфортно и, возможно, резкое движение причинило боль.

Если вы все время жестко фиксируете голову ребенка рукой, то мешаете ему тренировать мышцы шеи, замедляя его развитие. Поэтому не нужно все время держать голову ребенка, нужно лишь слегка придерживать ее, не позволяя резко запрокидывать.

Когда нужно удерживать голову малыша?

  1. При движении, когда вы встаете, садитесь, резко поворачиваетесь с ребенком на руках.
  2. Во время кормления, поскольку малыш просто не сможет долго удерживать голову в одном положении без вашей помощи.

Периодически молодые мамы пугают друг друга историями про «смертельный кивок». Мол, одна мама не придерживала ребенку головку и…

На самом деле это устрашающий термин из сферы автодорожных травм: при экстренном торможении и, тем более, при аварии ребенок даже в автокресле по инерции движется вперед и резкое движение головы может привести к повреждению шейных позвонков. Вот почему многие производители рекомендуют размещать автолюльки так, чтобы новорожденный был расположен против хода движения. В быту достигнуть такого ускорения движения практически невозможно.

Когда ребенок начинает держать голову

Разумеется, все сроки, о которых идет речь - «среднее арифметическое», в которые впишется редкий младенец. Большинство на неделю другую опережают или отстают от этих сроков, так что смотрите на них исключительно как на ориентиры.


8 недель

В 8 недель мама впервые начинает замечать, что ребенок уже может осознанно управлять движениями головы, когда она держит его на руках: склонять ее набок, вперед и выпрямлять. Однако до полного контроля еще далеко.

3 месяца

Это именно тот срок, который обычно считают нормой для удержания головки. В этом возрасте малыш, лежа на животе, может приподнять плечи и голову и удерживать их так около 30 секунд. Если вы потянете ребенка, лежащего на спине, за руки, то, приподнимаясь, он удержит голову на одной линии с туловищем. Наконец, малыш может обходиться без поддержки головы, когда он у вас на руках.

4 месяца

Лежа на животике, малыш может приподнять не только плечи и голову, но и верхнюю часть туловища и проводить в таком положении около минуты. Он тянется за игрушкой, поворачивая голову, и чувствует себя комфортно.

5-6 месяцев

Ребенок свободно удерживает голову в любом положении, может вертеть ею, сидя у мамы на руках и осматриваясь вокруг.

Если ребенок не держит голову

До трех месяцев родителям трудно уверенно судить о том, достаточно ли ребенок контролирует свои движения или нет. Даже гармонично развивающийся малыш может временами утрачивать равновесие и резко запрокидывать голову.

Однако если в три месяца младенец, лежа на животе, не может приподнять голову даже на несколько секунд, вас следует как можно быстрее показать его участковому педиатру или невропатологу. Причиной возникшей проблемы могут быть…

    Недоношенность или экстремально малый вес ребенка при рождении. Скорее всего, такой малыш догонит сверстников чуть позже.

    Родовая травма, вызвавшая неврологические проблемы, либо заболевания, которые помешали малышу полноценно развиваться еще до рождения. Диагноз и схему лечения может определить только врач.

    «Ручной» ребенок. Порой у гиперответственных родителей младенец не имеет ни одного шанса потренировать мышцы шеи - голову все время жестко фиксируют на одной линии с туловищем. Из-за этого мышцы шеи ослаблены и нуждаются в массаже и физических упражнениях.

Как помочь малышу держать головку

Вообще говоря, никаких специальных усилий для этого не требуется, но все же есть несколько полезных упражнений, которые пойдут на пользу здоровому малышу.

Отслеживание игрушки

Расположите перед ребенком, когда он лежит на животе, яркую привлекательную игрушку. Аккуратно приподнимите голову ребенка за лоб - буквально на несколько сантиметров, чтобы он поймал глазами игрушку. Почувствовав самостоятельное движение головы, аккуратно отпустите малыша. Достаточно двух-трех повторений подряд.

Подъем за ручки

Уложив ребенка на спину (желательно, чтобы под головой была небольшая подушка) осторожно тяните его за руки на себя. Как только голова начинает запрокидываться назад, осторожно опустите его. Достаточно двух-трех повторений подряд несколько раз в день

Если ребенок держит голову, а не должен был

Иногда родители недооценивают опасность прямо противоположной ситуации - ребенок держит голову уже в месяц. Иногда это действительно говорит об отличной физической форме малыша, но чаще это проявление патологии - гипертонуса мышц: они словно постоянно сведены судорогой.

Чаще всего это не единственный признак того, что у малыша есть проблемы со здоровьем; ребенок может плохо, тревожно спать, часто плакать (на первый взгляд, без причины), активно срыгивать и так далее.

Единственное, что можно в этой ситуации посоветовать - как можно быстрее обратиться за медицинской помощью, даже если вы не уверены, что действительно видите все эти признаки, а стали жертвой родительской тревожности.

Контроль положения головы - важный этап развития малыша, причем не только физического, но и интеллектуального. Ведь теперь он может разглядывать окружающий мир, наблюдать за мамой, следить глазами за игрушками… так что не пускайте этот момент на самотек, обязательно наблюдайте за новорожденным!

В первые недели жизни малыша его нужно постоянно поддерживать в области спины и затылка, чтобы не травмировать Возможность без помощи родителей держать голову считается важным достижением в развитии крохи. Он начинает самостоятельно управлять своим телом, а мама может смело брать его на руки. Если в 3 месяца ребенок плохо держит голову, многие родители начинают паниковать. Действительно ли есть повод для беспокойства?

Обретение нового навыка

Новорожденный малыш не умеет контролировать шейные мышцы. Все движения носят рефлекторный характер. Когда родители берут кроху на руки, его голова запрокидывается назад. Постепенно он учится управлять собственным телом. Первые достижения можно наблюдать уже на второй-третьей недели жизни. малыш начинает предпринимать попытки приподнять голову. Это своеобразный природный инстинкт защиты, чтобы не задохнуться.

Дальнейшее развитие шейных мышц проходит по следующей схеме:

  • В 5-6 недель ребенок старается удерживать голову под острым углом. В таком положении он может оставаться около 30 секунд или целую минуту.
  • В 8 недель новорожденный изо всех сил пытается удержать голову в горизонтальном положении. Если его слегка потянуть за ручки, он уже не будет запрокидывать ее назад.
  • В 2,5-3 месяца навык окончательно закрепляется. Сидя на руках у родителей, кроха может удерживать голову достаточно долго. В положении на животе старается поднимать плечи, облокачиваться.

Естественно, все временные параметры являются условными. Когда в 3 месяца ребенок плохо держит голову, волноваться не стоит. Однако консультация у детского невролога не помешает.

Зачем обращаться к врачу

Поводом для беспокойства может стать такая ситуация, когда ребенок даже не делает попыток поднять голову в этом возрасте. Об этом следует сообщить педиатру. Он должен выписать направление на дополнительное обследование у другого специалиста — невролога. По результатам проведенных тестов доктор сможет объяснить родителям, почему в 3 месяца ребенок плохо держит голову, что делать в сложившейся ситуации. Через несколько недель малыша нужно принести на повторный осмотр.

Основные причины нарушения

Неврологи выделяют несколько факторов, которые могут мешать новорожденному контролировать мышцы шеи:

  1. Недоношенность.
  2. Низкая масса тела.
  3. Слабый тонус мышц.
  4. Родовые травмы.

При маленьком весе новорожденного необходимо обратиться за консультацией к врачу, который специализируется на вопросах детского кормления. Если ребенку мало грудного молока, можно ввести докорм смесью. Специальный массаж повысит тонус мышц и укрепит шею.

Как можно помочь малышу

Если ребенок в 3 месяца плохо держит голову, нужно с ним заниматься в домашних условиях. В первую очередь следует почаще укладывать малыша на живот. Он будет инстинктивно стараться отвернуть голову, чтобы полноценно дышать. Приучать кроху к таким занятиям следует постепенно. Начинать лучше с 1 минуты. От процедур необходимо отказаться, если ребенок недавно поел или болеет.

Когда карапуз выявляет недовольство и нежелание лежать на пеленальном столике, перед ним нужно положить яркую игрушку. Сам процесс занятий родители должны превратить в увлекательную игру. Для этого можно периодически менять ткани, на которых лежит кроха. Следует разложить вокруг него яркие и разнообразные предметы, постоянно общаться.

Часто (3,5 месяца) плохо держит голову из-за недоразвитости шейных мышц. Поэтому педиатры рекомендуют занятия на гимнастическом мяче. Первые упражнения — самые простые покачивания. Они расслабляют мышцы и развивают вестибулярный аппарат. Затем упражнения следует постепенно усложнять.

Вода — лучший помощник

Для укрепления мышц шеи грудничка весьма эффективными считаются занятия в бассейне. Можно записаться на курсы для плавания мам вместе с детьми. С какого возраста начинать занятия? Педиатры рекомендуют приступать к водным процедурам, когда исполнится ребенку почти 3 месяца. Плохо держит голову он, вероятнее всего, только на «суше». В воде груднички очень быстро адаптируются, а проблема с укреплением мышц шеи легко решается. Сначала ребенок научится правильно держать голову в бассейне, а после быстро перенесет этот навык в обычную жизнь.

Стимулировать правильное развитие шейного аппарата можно и в домашних условиях. Для этого подойдет обычная Такие тренировки должны доставлять крохе исключительно позитивные эмоции. Чтобы разнообразить процедуры, можно использовать красочные надувные шарики, мячики и другие игрушки. Отвлекаясь на эти предметы, ребенок не будет думать о том, как удержаться на плаву. Все должно проходить на интуитивном уровне. Между тем голова и шея грудничка будут поворачиваться в сторону движущихся объектов.

Неправильное удержание головы

Часто родители обращаются к невропатологу с жалобой, что ребенок в 3 месяца плохо держит голову и старается повернуть ее под углом. Такие симптомы обычно указывают на парез мышечных отделов шеи. Иначе патология называется кривошеей. Для исключения этого нарушения понадобится консультация у ортопеда. К счастью, кривошея — это редкое явление, которое развивается при осложненном течении беременности. Для ее лечения используют физиопроцедуры. В остальных случаях врачи советуют родителям:

  • дома делать легкий массаж ребенку;
  • ежедневно проводить водные процедуры;
  • следить за положением головы ребенка во время сна, подкладывать под нее специальную ортопедическую подушечку.

Крайне редко для лечения кривошеи требуется хирургическое вмешательство.

Раннее удержание головы

Многие родители переживают, что (3 месяца) плохо держит голову. Своевременное обращение к неврологу позволяет исправить данное нарушение. Часто педиатры наблюдают противоположную картину. Речь идет о таких ситуациях, когда дети хорошо умеют держать голову уже в 5 недель. Родители начинают радоваться, полагая, что ребенок быстро развивается и даже чуть опережает своих сверстников. На самом деле все не так прекрасно.

В данной ситуации желательно проконсультироваться с неврологом. Раннее развитие может указывать на повышенный тонус мышц или внутричерепное давление. Однако не стоит сразу впадать в панику. Со здоровьем крохи может быть все в полном порядке.

Чтобы малыш правильно развивался, нужно с рождения им заниматься. Для своевременного обретения навыка удержания головы необходимо придерживаться простых правил:

  1. Периодически укладывать новорожденного на живот.
  2. Ежедневно заниматься гимнастикой с использованием специального мяча. Разминка мышц способствует их укреплению.
  3. Во время купания отвлекать внимание крохи яркими предметами и игрушками, чтобы малыш активно крутил головой.

Если ребенок в положенные сроки начинает самостоятельно удерживать головку, значит, он развивается правильно. Не об этом ли мечтают все родители? Если вы видите какие-либо нарушения, или в 3 месяца ребенок плохо держит голову, нужно сразу обратиться к педиатру. Доктор всегда успокоит, если родители зря переживают. Также он сможет подобрать правильное лечение, когда оно действительно необходимо.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.