Вес малыша в 9 месяцев. Развитие ребёнка в девять месяцев

Содержание:

Самым сложным периодом в развитии малыша считается первое полугодие жизни, по истечении этого срока устанавливается определенный режим, стабилизирующий ситуацию. Возраст 9 месяцев – это очень интересная пора, ведь малыш уже больше времени проводит вне сна, он осознанно лепечет и может жестами и звуками показать, что его интересует.

В возрасте 9 месяцев особых изменений в телосложении не будет. Все органы малыша уже практически полностью сформированы и функционируют в полном режиме. Этот месяц принесет прибавку в весе около 500 грамм, но если этот показатель несколько меньше или больше, не стоит волноваться, ведь каждый ребенок индивидуален. Чрезмерно активные малыши набирают меньше веса, а спокойные детки могут быть немного крупными. Однако слишком большой перебор веса может быть предвестником нарушения обмена веществ, поэтому регулярно следует проходить стандартный медицинский осмотр для предотвращения побочных явлений. Что касается роста, то норма — прибавка на 1-2 см.

На данном этапе мышцы конечностей уже довольно окрепли, поэтому кроха без труда способен самостоятельно приподниматься из положения на спине и укладываться обратно. Именно сейчас большинство малышей пытаются в первый раз без помощи встать на ножки. Опорой может служить манеж, спинка кресла или дивана, ребенок крепко держится за опору и понемногу встает. Довольно часто после первого поднятия ребенок может плакать, это вовсе не означает, что ему больно стоять на ногах, просто он не может сам присесть обратно, что вызывает у крохи панику. Важно своевременно помочь малышу усесться и успокоить его, еще пара попыток – и маленький исследователь научится все делать без вашей помощи.

Развитие мелкой моторики к 9 месяцу практически завершено. Ребенок уверенно берет игрушки обеими руками, способен выбирать из нескольких мелких предметов интересующую его вещь. Сейчас ребенок может ползать в разных направлениях, самостоятельно разворачивается, умеет складывать и раскладывать игрушки, а также любит прятаться.

Растущему организму в 9 месяцев уже недостаточно одного материнского молочка, поэтому в рационе малыша обязательно должны присутствовать такие продукты, как:

  • каши – гречка, рис, овсянка, манка;
  • овощи – капуста, кабачок, морковь, свекла, картофель;
  • фрукты – яблоко, бананы, цитрусы (в небольшом количестве), абрикосы;
  • мясо – говядина, кролик, курица;
  • молочные продукты – кефир, йогурт, молочные коктейли.

Вообще, в 9 месяцев ограничений в плане продуктов уже немного: не стоит предлагать ребенку копченые, соленые и жареные блюда, также стоит ограничить прием аллергенных продуктов, все остальное можно пробовать понемногу.


Развитие нервной системы новорожденного еще не завершено, поэтому малыш может капризничать по поводу и без, но оставлять без внимания плач ребенка ни в коем случае нельзя, ведь таким образом кроха показывает вам свое недовольство, и очень расстраивается, когда вы не реагируете . Но, при этом чрезмерно баловать маленького капризулю тоже не следует, поскольку, привыкнув к рукам и бесконечному вниманию, его будет сложно приучить играть самостоятельно.

Для девятимесячного рубежа характерно активное развитие разговорных навыков, малыш произносит многочисленные слоги, а самые развитые уже могут говорить отдельные слова. Чтобы помочь крохе разговориться, в это время стоит больше читать, рассказывать крохе стихи, петь песенки и как можно чаще привлекать его к разговору, к примеру, спрашивать, какая кофточка ему нравится: красная или синяя, какую игрушку вы возьмете на улицу: медвежонка или зайчика и т.д.

9 месяцев – оптимальное время для знакомства ребенка с разными видами животных. Как правило, малыши быстро запоминают названия зверей, а также подражают им, повторяя соответствующие звуки. В этом помогут красочные книжки и электронные плакаты. К этому возрасту дети уже способны складывать несложные пазлы, поэтому можно предложить крохе детское лото или мягкие кубики с рисунками.

Так как большинство малышей в таком возрасте уже самостоятельно ползают по квартире, сейчас стоит объяснить крохе такие понятия, как «Горячо!» и «Опасно!». На кухне наглядно покажите ему, что дотрагиваться к плите и открывать двери самостоятельно нельзя. Дайте легонько попробовать прикоснуться к горячим и холодным предметам, чтобы кроха сам понял, насколько это неприятно. Внимательно отнеситесь к хранению химических веществ — спрячьте порошки и моющие средства в зоне, недосягаемой для ребенка, уберите косметику и парфюм из доступных мест.


В возрасте 9 месяцев малышу можно предложить самые разнообразные игрушки. Особым успехом пользуются:

  • мягкие и твердые кубики, а также пирамидки – с их помощью ребенок начинает строить свои первые конструкции;
  • музыкальные игрушки – телефон, микрофон, музыкальные инструменты;
  • набор посуды: помимо игрушек сейчас у крохи уже должна быть своя тарелка, чашка и ложка – это поможет быстрее приучить ребенка кушать взрослую пищу;
  • мячики: большие и маленькие, резиновые и поролоновые, однотонные и разноцветные – такие игрушки помогают не просто развивать моторику рук, но еще и позволят в игровой форме выучить цвета.

Выбирая новые в 9 месяцев, обратите внимание на их качество и внешний вид. Категорически запрещены предметы с мелкими и острыми деталями, поскольку ребенок старательно тянет все в рот и может подавиться или порезаться.

Активные игры с малышом такого возраста могут быть самыми разнообразными: детки любят подкидывания, перевороты, прыжки. Сейчас стоит разбавить обычные упражнения специальными гимнастическими снарядами – мячами, палками, кольцами и перекладинами. Это поможет развитию мышц и укрепит конечности. Поддерживая малыша под мышки, можно предложить ему подтянуться – вы удивитесь, но в большинстве случаев кроха в 9 месяцев без труда справится с этой задачей. Главное, при физических нагрузках не переусердствовать, пусть занятия физкультурой приносят вам и малышу только радостные моменты, тогда ваш ребенок и в дальнейшем будет с удовольствием заниматься спортом.

За девятый месяц ребенок набирает в среднем 500 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес девятимесячного ребенка около 8600 - 9000 г, а рост - 70-75 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 9 месяцев

  • превращает лепет в звуковые серенады;
  • показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
  • сует пальчики во все дырочки;
  • умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
  • может листать толстые страницы картонной книжки;
  • самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
  • встает без опоры;
  • ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
  • на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их месторасположения;
  • знает свое имя.
  • подражая взрослому, повторяет за ним слоги, воспроизводит интонацию.

Тест развития ребенка в 9-10 месяцев

1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.

2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.

3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить ими по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.

4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в “ладушки”, “дай ручку” и т.д., а на вопрос “где?” и просьбу “дай” отыскивает повсюду нужный предмет.

5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.

6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова “иди”, “сиди”, “лежи” и другие.

7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.

8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.

9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.

10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

Сколько ест ребенок в 9 месяцев

5 кормлений через 4 часа. В четвертое кормление (в 18 часов) молоко или смесь постепенно заменить кефиром плюс 40 г творога. Общее количество сока к этому возрасту - 70 г (в два приема), фруктовое пюре - 60 г. Набор продуктов остается прежним. Каши можно разнообразить, делая ассорти из разных круп, добавляя в них фрукты: яблоко, банан, ягоды, в кашу кладут 5 г сливочного, в пюре - 5 г растительного масла. При склонности к запорам полезно пюре из сливы, персика.

Сколько спит ребенок в 9 месяцев

Режим и распорядок дня ребенка в 9 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 9 месяцев

Развивающие занятия и игры для 9-месячного ребенка

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.

Развитие ребёнка в 9 месяцев продолжается довольно бурными темпами. Усложняются игры, появляются первые осознанные слова, малыш становится более самостоятельным, свободно передвигаясь по квартире. При этом физическое развитие идёт уже не так быстро, как раньше, ведь множество энергии и сил тратится на ползание и даже самостоятельные шаги. В этой статье мы поговорим о нормах физического развития 9-месячного ребёнка: вес, рост, количество зубов, - а также о правильном распорядке дня.

Параметры ребёнка в 9 месяцев

Как мы уже отметили, в этом возрасте малыши не так быстро растут, как раньше. В норме параметры ребёнка в 9 месяцев составляют примерно 67,7 - 72, 6 см. За десятый месяц прирост составляет от 1 до 2 см. Мальчики обычно чуть крупнее девочек, однако это не является правилом. Кроме того, если ваш малыш не укладывается в эти рамки, не расстраивайтесь. Все дети развиваются индивидуально, при этом нужно учитывать и рост при рождении, и генетическую предрасположенность. Так, если оба родителя невысокого роста и хрупкого телосложения, не следует ждать от ребёнка больших параметров.

По данным Минздрава, в этом возрасте малыши должны прибавить в росте около 20, 5 см к исходному значению. Если ваши показатели сильно отличаются от приведённых нами, следует проконсультироваться с педиатром. Размер одежды ребёнка девяти месяцев также зависит от индивидуальных параметров его роста. Так, некоторые малыши до сих пор носят одежду 62-го размера, а другим приходится покупать 80-й. В основном это бывает одежда 68 - 74-го размеров.

Вес ребёнка в 9 месяцев: норма

Как и рост, вес детей зависит от пола, показателей при рождении и генетики. Сколько должна весить девочка в 9 месяцев: в среднем 7300 - 9300 г. Чем выше малышка, тем пропорционально больше должен быть её вес. Прибавка массы тела за десятый месяц может составлять от 50 до 450 г. Данные отечественных педиатров и ВОЗ говорят и о том, сколько весит девятимесячный мальчик: 7700 - 10300 г. Прибавка веса может достигать 500 г. Отклонения параметров вашего малыша от этих данных не говорят о каких-либо патологиях. На ежемесячном приёме педиатры обязательно замеряют вес, рост, окружность головы и грудной клетки. Поэтому врач обязательно сообщит вам, если что-то не так.

В ситуации, когда малыш 9 месяцев плохо набирает вес, следует адекватно оценить прибавку, а также выяснить причины плохого набора веса. Если до этого месяца с прибавкой было всё нормально, подумайте, что изменилось в рационе и не было ли болезни, стрессовой ситуации в жизни крохи. Возможно, малыш плохо ест блюда прикорма. Постарайтесь разнообразить его меню, готовьте сами вкусную и полезную пищу, отказавшись от баночных пюре. Или наоборот, если ваши блюда не нравятся ребёнку, предложите ему широкий ассортимент промышленных детских консервов.
Возможно, плохая прибавка связана с каким-либо заболеванием. Вам следует обязательно проконсультироваться с педиатром и сдать анализы. Чаще всего небольшой недобор веса бывает связан с плохим аппетитом крохи. Не отчаивайтесь, со временем это проходит. Если же прибавка отсутствует вовсе, следует выяснить причины и принять меры.

Ребёнку 9 месяцев: нет зубов

Вопрос прорезывания зубов постоянно занимает умы бдительных родителей. Давайте выясним, сколько зубов у ребёнка должно быть в 9 месяцев. В среднем, к концу десятого месяца у малышей бывает 4 - 6 зубов. Это центральные нижние и верхние резцы, которые прорезаются первыми, а также боковые верхние резцы. При этом данные нормы значительно устарели. В последние годы наблюдается тенденция к тому, что первые зубки у малышей прорезываются позже обычного. Следовательно, если у ваших сына или дочки есть всего пара зубов или их нет вовсе, это не страшно.

Когда ребёнку 9 месяцев и у него нет зубов, причина чаще всего не является патологической. Скорее всего, у него просто «поздние» зубки. Посмотрите ротик вашего крохи: вероятно, вы увидите в дёснах зачатки зубов, а сами дёсны будут набухшие и красные. Если к тому же малыш усиленно тянет пальцы и разные предметы в рот, а слюноотделение усилилось, то зубки скоро появятся. И ваш ребёнок в будущем ещё может обогнать своих сверстников по количеству прорезавшихся зубов. У некоторых малышей зубы появляются вообще после года, поэтому не переживайте. Для успокоения себя и бдительных бабушек сходите к детскому стоматологу: он точно скажет вам, есть ли причины для беспокойства.

Распорядок дня ребёнка в 9 месяцев

Режим дня малыша в 9 месяцев может сильно поменяться в сравнении с предыдущими месяцами. Всё дело в том, что теперь ребёнку интересно играть сидя, ползать везде и всюду, рассматривать различные предметы и, конечно же, гулять. Дневной сон почти у всех детишек становится двухразовым, а некоторые активные детки спят и один раз за день. Если вашего кроху устраивает подобный режим, он не капризничает, хорошо набирает вес, значит всё в порядке. Если же от одного до второго сна малыш дотягивает с трудом, следует укладывать его спать чаще.

Продолжительность дневного сна - от полутора до двух часов за один раз.
Ночью малыш может спать от 10 до 12 часов, не просыпаясь. Груднички и те дети, у которых болезненно прорезываются зубки, могут просыпаться несколько раз за ночь. В среднем за сутки девочки и мальчики спят около 17 часов, всё остальное время они активны и веселы.

Утром не забывайте делать малышу зарядку, которая станет в будущем полезной привычкой. Если позволяет погода, гуляйте дважды. В этом возрасте многие дети спят дома, а на улице сидят в коляске или ходят за ручки, познавая мир. Для девятимесячного крохи прогулки являются мощным механизмом развития. Показывайте ребёнку цветы, машины, разных животных, называя их.

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом. И на своем собственном языке комментирует происходящее вокруг. Некоторые младенцы «привязывают» слоги к маме с папой (ма-ма-ма-ам) и к любимым игрушкам (зя-зя-зя – зайчик и т.п.).

Эмоции ребенка с каждым днем все богаче. Чаще всего кроха удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами не скрывает гнев, отвращение, печаль, страх. Он может быть плаксивым, обиженным, боязливым, особенно, если мама постоянно на взводе, а, в общем, уравновешен, спокоен и доставляет минимум хлопот.

Малыш ярко проявляет недовольство, направленное на ваши конкретные действия: например, карапузу может не нравиться, когда вы вытираете ему носик или стрижете ногти. Он будет отворачиваться, отталкивать вашу руку, протестующе мычать и вертеть головой.

Не игнорируйте эти «уловки» и не ругайте за них сына или дочку. Задумайтесь: возможно, что-то в ваших действиях причиняет крохе боль, и это следует исправить. Если же действие необходимо продолжать, примите негативные эмоции любимого чада, скажите, что понимаете, что ему больно, неприятно, что он не хочет, но ничего не поделаешь – надо.

Кстати, обращайте особое внимание на действительную необходимость манипуляций, особенно медицинских, вызывающих у малыша негативную реакцию. Например, укрепляющий массаж вы можете делать сами (при отсутствии у ребенка серьезного заболевания), если карапуз не нашел «общего языка» с медсестрой. Как показывает практика, негативные эмоции зачастую сводят на «нет» всю пользу от таких манипуляций.

Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, возьмите ребенка на руки, поцелуйте, обнимите, успокойте, а затем продолжите беседу.

Запоминаем и повторяем

Теперь ребенок внимательно следит за вашими действиями, запоминает их, может достать вещь, спрятанную на его глазах в карман. Хорошо помнит, где вы носите интересные для него предметы, и пытается их достать. Например, зная, что у бабушки на шее висит интересный медальон, будет карабкаться к ней на колени и тянуть за цепочку. Или полезет в карман папиного пиджака за мобильником…

Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Чтобы это не получилось «нечаянно», давайте крохе для самостоятельной игры и «чтения» только толстые картонные книги. Тонкие страницы он не сможет переворачивать сам и порвет просто потому, что пальцы еще недостаточно послушны.

Для тренировки пальчиков, предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль, постепенно переходя на более мелкие предметы. Учите пересыпать не только пальчиками, но и разными ложками, маленьким совочком.

Покажите крохе, как переливать воду из одного пластикового стаканчика в другой, зачерпывать воду ложкой из миски и наливать в чашечку. Все это будет развивать мелкую моторику и сослужит прекрасную службу в плане обучения самостоятельной еде.

В 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться. Точнее, раздеваться. Научите его стаскивать носочек, снимать шапочку, вынимать руку из рукава расстегнутой кофточки или курточки. Просите протягивать вам нужную ручку или ножку, подставлять голову, сжимать ручку в кулачок, когда просовывает ее в рукав. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.

Стоя или сидя в ванной, кроха может мыть личико и ручки. Девочки часто повторяют «подмывающие» движения мамы – похвалите юную чистюлю! Старайтесь, чтобы малыш «наравне со всеми» участвовал в делах семьи, чаще оказывался за общим столом – на вашем примере он будет учиться себя вести, общаться с другими людьми.

Знакомство с телом

Помогите крохе познакомиться со своим телом! Именно на это направлены приведенные ниже игры. Не забывайте, что от родителей малыш учится, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Если ребенка приучают уважать свое тело, слушать его, этот навык остается на всю жизнь.

Если же родители в угоду своим нуждам, страхам или привычкам дают малышу понять, что его тело «глупое» и «неправильное» (посредством насильственного кормления, навязывания своего ритма и распорядка дня, несвоевременными высаживаниями на горшок, купаниями , запретами на активное движение и т.п.), ребенка ожидают сложности в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.

Играя с малышом, важно, чтобы ему было интересно. Основное условие формирования этого интереса – эмоциональная вовлеченность мамы, ей должно быть смешно и весело. Ведь игра – не нудная обязанность!

Дарики-комарики
  • Дарики-дарики,
  • Ай да комарики! (хлопаем в ладоши),
  • ЗЗЗЗЗ (логопедическое проговаривание звука З!)
  • Вились-вились, (пальчики сложены в щепотки, производим круговые движения кистями)
  • Крошке в носик (можно называть любые части тела)
  • Вдруг вцепились.

Когда малыш подрос и научился хорошо бегать – особенно если он непоседа – эту игру можно превратить в салки-догонялки: комарики догоняют и кусают ребенка.

Хлопотушки
  • Хлопотушки - хлопотушки, (хлопаем в ладоши)
  • Закрывай скорее ушки (глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите») – закрываем уши ладошками.

Пока ребенок маленький, не стоит называть больше 3-4 за одну игру. Если малыш хочет продолжения игры, повторяйте те же самые, но в другой последовательности. А в другой раз прибавьте еще что-то одно.

Игра-будилка (засыпалка) на знакомство с частями лица и головы
  • С добрым утром глазки,
  • Вы проснулись?
  • С добрым утром носик,
  • Ты проснулся? – и далее все части, которые вы «учите».
  • С добрым утром, (имя ребенка)
  • Ты проснулся!
  • Доброй ночи, глазки,
  • Засыпайте! и т.д.
  • Доброй ночи, (имя ребенка)
  • Засыпай-ка!

Лепим и рисуем

С 9 месяцев можно начинать игры, которые затем перейдут в лепку, аппликацию, рисование. Покажите малышу, как можно возить мелками или фломастерами по большому листу бумаги. Окуная пальчики ребенка в специальные нетоксичные краски, дайте крохе возможность размазывать из по листу, куску ткани или собственному телу (если вы беспокоитесь за чистоту своего дома, играйте с красками в ванной – и с кафеля, и с самого художника их можно будет сразу смыть теплым душем).

Сделайте лепешку из любого теста или глины и, посадив карапуза себе на колени, втыкайте в нее фигурные макаронины, фасоль, орешки, камешки: малыш будет с удовольствием их выковыривать. Отвинчивать крышки, складывать в кастрюльку порезанные для супа овощи, поднимать с пола и складывать на стульчик или в специальную коробочку спички, зубочистки или фасолины, перебирать крупные пуговицы, бросать в корзиночку грецкие орехи или ватные шарики – все эти занятия прекрасно развивают пальчики и очень увлекают малышей, особенно если мама подает пример.