Во сколько месяцев грудничок начинает держать головку. Как помочь малышу научиться держать головку? Что делать, если новорожденный плохо держит голову


Когда ребенок начинает держать голову? Ответ на этот вопрос волнует каждую женщину, недавно ощутившую всю радость материнства. Способность уверенно держать голову является одним из первых навыков, которые осваивает младенец. Во сколько месяцев малыш начинает приподнимать голову и что делать, если он не справляется с этой задачей?

Как должно быть?

Появившийся на свет малыш очень слаб и еще не способен в полной мере управлять своим телом. Развитие всех двигательных навыков идет постепенно в соответствии с заложенной природой программой. Первое, что учится делать новорожденный, – поднимать голову и удерживать ее в таком положении некоторое время. В каком возрасте это происходит?

Держать головку не такое простое занятие, как кажется на первый взгляд. Развитие этого навыка происходит в три этапа.

  • 1-й месяц жизни

На первом месяце жизни новорожденный еще не умеет держать голову самостоятельно. В этом возрасте ему помогают родители. Во время купания или пеленания мама поддерживает голову младенца руками, следя за тем, чтобы малышу было комфортно. В этот период идет постепенное развитие мышц шеи, и ребенок начинает осваивать новые двигательные навыки.

В конце первого месяца жизни малыша начинают переворачивать на живот. В это время ребенок уже пытается приподнять голову, но слабые мышцы шеи не позволяют ему удерживать свое положение слишком долго. Проходит несколько секунд – и младенец опускает шею, утыкаясь носом в пеленку. Это совсем не плохо, ведь в таком возрасте ребенок еще и не должен уверенно держать голову длительное время. Напротив, если малыш пытается вытянуть шею и долгое время находится в таком положении, нужно насторожиться. Подобный симптом может указывать на серьезную патологию развития нервной системы ребенка.

  • 2 месяца

На втором месяце жизни происходит усиленное развитие мышц и связок шеи. В 6 недель малыш уже достаточно уверенно приподнимает голову и удерживает ее в таком положении не менее 30 секунд. Плохо, если в этом возрасте ребенок даже не пытается изменить положение шеи и посмотреть по сторонам. В этом случае родителям следует обязательно показать своего кроху квалифицированному детскому неврологу.

Поддерживайте малыша за шею до тех пор, пока он не научится уверенно держать голову.

  • 3 месяца

Со скольких месяцев малыш должен самостоятельно держать голову? Считается, что в возрасте 8-12 недель ребенок может приподнять шею и удержать ее в таком положении не менее минуты. Лежа на животе, малыш может не только приподнимать голову, но и оглядываться по сторонам в поисках ярких игрушек. Ребенок все еще быстро устает, и время от времени ему требуется отдых. Не пугайтесь, если малыш спустя некоторое время кладет голову на пеленку. Переверните младенца и позвольте ему отдохнуть не менее 10 минут. Пусть мышцы шеи расслабятся, прежде чем ребенок снова начнет изучать мир, лежа на животе.

Со скольких месяцев малыш не просто держит голову, но и всем туловищем приподнимается над горизонтальной поверхностью? В среднем дети пытаются поднимать верхнюю часть тела в возрасте 3-4 месяцев. Малыш делает это вполне осознанно, желая как можно больше узнать об окружающем его мире. Если младенца взять на руки вертикально, его голова, шея и туловище будут находиться на одной линии.

Все указанные параметры достаточно индивидуальны. При оценке развития младенца нужно учитывать не только имеющиеся навыки, но и общее состояние ребенка. Не стоит стремиться во что бы то ни стало научить малыша держать голову ровно в 3 месяца. Некоторые детки осваивают этот навык чуть раньше, тогда как другим требуется больше времени на подготовку мышц шеи. Если родителей что-то тревожит, в первую очередь следует посоветоваться с неврологом и только после этого делать какие-либо далеко идущие выводы.

Возможные проблемы

Существуют две проблемы, связанные с физическим развитием ребенка первых месяцев жизни.

  • Ребенок слишком рано начал держать голову.

Если малыш в 1 месяц уверенно приподнимает шею и удерживает ее в таком положении более 30 секунд – это плохо. В этом возрасте новорожденный еще не способен самостоятельно сохранять подобное положение в течение столь длительного времени. Подобный симптом может говорить о серьезном поражении центральной нервной системы. Чаще всего такой признак встречается при повышенном внутричерепном давлении. Обязательно покажите малыша врачу и пройдите полное обследование у специалиста!

  • Ребенок не держит голову.

Сколько месяцев должно быть малышу, чтобы он мог самостоятельно удерживать шею в вертикальном положении? От 2 до 3 месяцев в зависимости от общих темпов физического развития ребенка. Плохо, если младенец в возрасте 8 недель даже не пытается приподнять шею, а к 12 неделям не способен удерживать голову в вертикальном положении. В этой ситуации необходимо обязательно обратиться к врачу.

Возможные причины такой патологии:

  1. перинатальное поражение центральной нервной системы;
  2. слабый тонус мышц;
  3. недоношенность;
  4. низкая масса тела при рождении;
  5. врожденные пороки развития;
  6. недостаточный уход за младенцем.

Перинатальное поражение нервной системы может быть следствием тяжелого течения беременности и родов. В этом случае головной мозг малыша не получает кислород в нужном объеме. Развивается гипоксия – состояние, при котором страдают все внутренние органы. Мышечная система не является исключением. Длительная нехватка кислорода приводит к снижению тонуса мышц и отставанию ребенка в физическом и психическом развитии. Чем серьезнее поражение нервной системы, тем сложнее будет ребенку освоить все необходимые навыки в положенный срок.

Недоношенность и низкая масса тела при рождении – еще один фактор, мешающий нормальному физическому развитию. Такие дети не только плохо держат голову, но и отстают от своих сверстников по другим показателям. В дальнейшем у ребенка могут возникнуть другие проблемы со здоровьем, в том числе и со стороны центральной нервной системы.

Сколько нужно времени малышу, чтобы догнать других детей в физическом развитии? Предсказать заранее это довольно сложно. Одни малыши уже в первые полгода ничем не отличаются от доношенных и полновесных детей, тогда как другим требуется гораздо больше времени на освоение всех необходимых навыков. Полную информацию о состоянии здоровья ребенка и прогноз на будущее можно получить у лечащего врача.

Как помочь ребенку?

Малыш, который плохо держит голову, – проблема для родителей. Как научить ребенка держать голову и избежать ухудшения его состояния?

  1. Начиная с 3-4 недель выкладывайте малыша на животик на несколько минут. Поддерживайте шею ребенка, чтобы ему было комфортно. Если малыш плачет, прекратите тренировку и повторите эксперимент через некоторое время.
  2. Носите ребенка вертикально животом к себе. Следите за тем, чтобы у малыша была возможность повернуть голову при необходимости.
  3. Положите ребенка на ровную поверхность, подложив под шею небольшую подушку. Приподнимайте младенца за плечи, удерживая его в таком положении несколько секунд.

Обязательно покажите малыша опытному неврологу. Врач может не только найти причину отставания в физическом развитии, но и назначить определенные лечебные процедуры. Хорошо помогает массаж воротниковой зоны. Первый курс массажа должен провести специалист. В дальнейшем можно освоить простейшие навыки массажа самостоятельно и заниматься с ребенком дома столько, сколько потребуется.

Если малыш не держит голову, врач может назначить физиопроцедуры. Медикаментозная терапия используется только при выявленных неврологических нарушениях. Выбор препарата и его дозировка будут зависеть от формы патологии. Длительность медикаментозного лечения составляет от 14 дней до 3 месяцев. Все лекарственные препараты разрешается принимать только по назначению врача и в строгом соответствии с рецептом.

Все родители, имеющие малыша, с огромным нетерпением ожидают того момента, когда ребенок начинает держать головку. Новорожденная кроха еще очень слабенькая и беззащитная и совсем не умеет управлять своим маленьким тельцем. Поэтому родители с большой опаской берут ее на руки, боясь навредить ей своими неосторожными движениями. Мышцы шеи новорожденного очень слабо выражены, и если не поддерживать головку малыша, могут быть серьезно повреждены позвонки. Поэтому всем, кто ухаживает за младенцем, необходимо правильно держать его на руках во время кормления, купания и переодевания.

Когда новорожденный начинает держать головку

Согласно законам развития детей младенческого возраста, ребенок может самостоятельно поддерживать свою головку к трем месяцам жизни. Родители должны всячески стимулировать развитие этого процесса. Для этого после исполнения ребенку двух недель его необходимо как можно чаще укладывать на животик. Во время таких процедур малыш, чтобы не задохнуться, поворачивает головку на бок, стимулируя и развивая при этом мышцы шеи. Особенно полезны такие упражнения перед кормлением, чтобы освободить животик от газов и избежать появления в нем колик. На шестой неделе, когда ребенок начинает держать головку в лежачем положении, приподнимая ее и удерживая в таком состоянии около минуты, для развития и закрепления таких способностей лежащего в кроватке малыша необходимо немного приподнимать за ручки. Его головка будет откидываться назад, и он, чтобы удержать ее, будет пытаться напрягать свои слабенькие шейные мышцы, постепенно развивая их.

Когда ребенок начинает держать головку достаточно уверенно?

Это будет после трех месяцев. Начиная с восьмой недели, его головка будет держаться ровнее, почти не заваливаясь вниз. Когда ребенку исполнится три месяца, он, будучи в вертикальном положении на руках у взрослого человека, сможет уверенно держать шею ровно. В этот период родители должны быть особенно осторожными и не переоценивать возможности своего чада. Мышцы трехмесячной крохи еще недостаточно крепки, и головка все еще нуждается в подстраховке. К четвертому месяцу жизни ребенок хорошо владеет этим навыком и даже пытается приподнимать плечи. К пяти месяцам, когда малыш начинает держать головку достаточно уверенно и уже способен поворачивать ее в стороны, он внимательно рассматривает окружающие его предметы.

Ребенок долго не держит головку

Если к шести месяцам ваш малыш не держит головку, обратитесь к педиатру. Возможно, вы мало укладывали ребенка на живот, поэтому его шейные мышцы недостаточно развиты. Врач посоветуют вам делать определенные упражнения или специальный массаж. Если роды были очень сложными, или ребенок появился на свет недоношенным, он может отставать в своем физическом развитии. Поэтому без квалифицированной помощи врача в данном случае никак не обойтись. Если ребенок уверенно держит головку в месячном возрасте, не спешите радоваться этому. Такое явление может быть симптомом Посоветуйтесь с врачом, вам назначат комплекс специальных упражнений. Любящие и педагогически грамотные родители разберутся в проблеме того, когда ребенок начинает держать головку, и примут правильные меры в том случае, если заметят некоторые отклонения в физическом развитии собственного малыша.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим о первом этапе психо-физического развития ребенка, о том, когда начинает держать головку новорожденный. Этот показатель дает врачам и родителям малыша понять, правильно и своевременно ли он развивается.

С рождения природа наделила людей различными рефлексами самосохранения, некоторые из них исчезают через несколько месяцев, некоторые остаются навсегда. Например, когда вы даете новорожденному в ручки свои пальцы, он цепко за них хватается, немного позже пытается приподниматься. Этот рефлекс исчезает через 3 месяца.

Мышцы шеи при рождении слабые, ребенок не может самостоятельно поднимать головку и держать ее. Дорогие взрослые, обязательно придерживайте новорожденного под головку, когда поднимаете его, носите на руках или кладете в кроватку.

Другим врожденным рефлексом у новорожденного есть поднимание головы и поворот ее на бок, при укладывании лицом вниз.

Если не придерживать голову новорожденного при поднимании в первые 1-2 месяца, она будет опрокидываться назад. После двух месяцев малыш уже начинает держать голову при поднимании за руки на одной линии с туловищем, хотя и недолго:

2. Когда новорожденный начинает самостоятельно держать головку

Физиологическое развитие спинного мозга идет по плану у всех здоровых деток. То, с какого возраста ребенок начинает держать головку, обусловлено его состоянием здоровья и активностью. Недоношенные дети позже начинают держать голову.

Развитие костно-мышечного аппарата ребенка до года поэтапно:

  1. Начинает приподнимать и держать голову;
  2. Поворачивает голову в стороны и приподнимает плечи;
  3. Переворачивается с живота на спину и наоборот;
  4. Садится с помощью, а затем самостоятельно;
  5. Ползает;
  6. Встает на ножки с опорой;
  7. Ходит, держась за опору руками.

В норме, новорожденный должен пробовать удерживать голову при поднимании или находясь на руках у взрослых, после двух месяцев .

К трем месяцам мышцы окрепнут больше, и ребенок уже поднимает и держит головку несколько минут, лежа на животе. Новый обзор радует малыша, и он старается повторять свои действия. Дорогие родители, помните, что первые достижения вашего малыша еще неустойчивы, поэтому ему нужна ваша страховка.

С 4 месяцев малыш обычно уже хорошо самостоятельно держит головку в вертикальном положении и в положении на животе, он уже пытается приподнять плечи, поворачивает голову:

3. Тревожные признаки

Если ребенок держит голову раньше, чем в 2 месяца, это может свидетельствовать о:

  • Повышенном внутричерепном давлении;
  • Других неврологических заболеваниях.

Бывает так, что ребенок начинает удерживать головку вовремя, после двух месяцев, но затем перестает это делать. Это тоже тревожный признак и может свидетельствовать о:

  • Пониженном тонусе мышц, в том числе и шеи;
  • Медленном развитии;
  • Плохой прибавке в весе и общей слабости;
  • Эффекте от недавно перенесенных болезней.

4. Как помочь новорожденному держать головку

Если ребенок в 4-5 месяцев еще не держит голову при вертикальном положении и не пытается поднять ее, помочь вам сможет только врач.

Лечение обычно включает:

  • Массаж:
  • Прогревание;
  • Компрессы;
  • Инъекции.

Для того, чтобы улучшить тонус мышц всего тела малыша, делайте ему профилактический массаж. Это можно делать не только в поликлинике, но и самостоятельно, ознакомившись с правилами.

Как помочь новорожденному вовремя начать поднимать и держать головку? Нужно чаще выкладывать его на живот:

Частые выкладывания на живот помогают не только свободному отхождению газов из кишечника, но и тренируют мышцы шеи. Поначалу ребенок будет приподнимать головку на несколько секунд. Во сколько начинать эти процедуры? Начинайте с 3 недель.

Если малыш отказывается лежать на животе и плачет, не спешите его переворачивать. Сначала ему будет некомфортно, но со временем ему самому понравится новое положение, обзор с другого ракурса. Успокаивайте ребеночка, отвлекайте яркими игрушками, поглаживаниями. Обязательно страхуйте головку, чтобы ребенок не ударился носом.

Частые выкладывания на живот тренируют плечевой пояс, ребенок начинает скорее приподниматься, а затем и ползать, сидеть.

5. Профилактика кривошеи

Если ребенок постоянно лежит в одном положении в кроватке, он может привыкнуть смотреть только в одну сторону. В результате этого мышцы шеи будут скованы, и образуется кривошея.

Чтобы предупредить этот недуг, старайтесь класть ребенка в кроватку головой то в один конец, то в другой. В этом случае ребенок поворачивает голову вправо и влево попеременно. Также нужно менять положения ребенка, держа на руках, чтобы он смотрел в разные стороны.

Если шея все-таки уже скривлена на один бок, врач назначает ношение специального валика и ортопедическую подушку для новорожденных. Несколько сеансов массажа в поликлинике помогут восстановить искривлённые мышцы.

Поводом для беспокойства должно стать вялое состояние ребенка и неспособность держать головку в 4 месяца.

Но даже это не приговор. При правильном лечении возможно полное восстановление мышечной активности.

Помните о том, что врач должен выявить причину, почему ваш малыш не держит голову вовремя. Не всегда причина в неврологии, возможно ребенок мало весит или ослаблен. В этом случае назначают другую терапию, и все приходит в норму. Не болейте и почаще заглядывайте на наш сайт. До скорого.

Каким хрупким и ранимым кажется ваш новорожденный ребенок! Его ручки и ножки прижимаются к телу и выпрямляются хаотично и резко, а маленькая головка, того гляди, оторвется, если ее не придерживать. Не беспокойтесь, скоро кроха научится управлять своим телом. Буквально каждый день вы будете отмечать его новые успехи.

Самый первый и важный навык младенца — умение самостоятельно удерживать голову, давайте выясним, в каком возрасте это происходит. А если не происходит, то почему, и что нужно делать в такой ситуации.

Когда ребенок только родился, он еще не умеет держать голову сам. Его необходимо нежно поддерживать за шею под головой. Если этого не делать, то у малютки могут возникнуть различные проблемы, вплоть до травмы шейных позвонков и связок. По общим критериям малыш начинает держать голову сам к трем месяцам. Но это очень условно, ведь каждый ребенок развивается по-своему:

  • Первый месяц малыши еще не могут удержать голову. Но с самого начала жизни у них есть такой рефлекс. Когда новорожденного кладут на животик, он отворачивает свою головку в сторону, на бочок. Смысл этого в том, чтобы кроха не задохнулся. Если дотронуться до щечки младенца, то он повернет голову в эту сторону в надежде найти материнское молочко.
  • Второй месяц. Малыши начинают поднимать головку, но делают это недолго, до 5 секунд. Ворочают ее на шум или наблюдая за мамой.
  • Третий месяц. Детки учатся все активнее. Они ворочают и держат голову все лучше и лучше день за днем. Могут делать это без посторонней помощи 10-15 секунд.
  • Четвертый месяц. Большинство малышей уже умеют уверенно держать головку самостоятельно. Поворачивают ее за людьми и заинтересовавшими вещами. Более того, детки пробуют поднимать над поверхностью и верх туловища, помогая себе руками.

Лучше раньше или позже? Все хорошо в срок!

Некоторые мамы радуются, когда новорожденные начинают держать голову сами почти с рождения. Это не повод для радости, а, скорее, для беспокойства. Такая ситуация может быть у деток с повышенным внутричерепным давлением или . Нелишним будет сказать об этом педиатру или неврологу.

Если же ваш ребенок до трех месяцев не делает попыток поднимать и удерживать головку, то об этом тоже стоит поговорить со специалистом. Все проблемы такого неврологического характера лучше решать до годика, позже коррекция происходит гораздо сложнее. При необходимости малышу будет назначен лечебный массаж или физкультура.

Делать преждевременных выводов тоже не нужно, ведь поставить диагноз, если он есть, может только врач. Не очень большие отклонения в ту или иную сторону могут являться вариантом нормы.

Почему ребенок не может удерживать голову

Наиболее частыми причинами данной проблемы являются следующие.

  • Недоношенный ребенок. Такие детки в начале развития отстают от своих сверстников практически по всем показателям.
  • Травма при рождении, тяжелые роды, низкая оценка по шкале Апгар.
  • Слабый тонус мышц шеи, .
  • Родители редко выкладывают малыша на животик.

Как помочь малышу научиться держать головку самостоятельно

  • Самое главное и основное — почаще выкладывать кроху на животик с того времени, как ему уже исполнится 3 недели. Тут двойная польза. Во-первых, тренируются мышцы спины и шеи. Во-вторых, массируется животик, помогая ребенку справиться с кишечными коликами.
  • Когда малютка начнет поднимать голову, то мышцам его шеи поможет легкое упражнение. Нужно взять грудничка за ручки и потихоньку тянуть к себе, как будто присаживая его. Кроха обязательно напряжет мышцы шеи, чтобы подтянуть головку за туловищем. Упражняться нужно с двух-трех месяцев и делать его раз или два в день.
  • Когда малыш будет держать голову прямо около 5 секунд, можно брать его на руки и носить вертикально, придерживая затылок рукой. К тому же, это поможет выйти лишнему воздуху из желудочка крохи. Еще можно носить кроху горизонтально, спинкой вверх. Одной рукой нужно обхватить животик, а второй придерживать головку ребенка за шейку.
  • Массаж, пусть в исполнении мамы не очень профессиональный, поможет мышцам шеи быстрее развиться и оказывает общеукрепляющее положительное воздействие на чадо.
  • Трудно переоценить пользу раннего плавания с ребенком. Водная среда пока еще так близка малютке, ведь он пробыл в подобной в животе у мамы столько приятных и умиротворенных часов. Плавание хорошо влияет на развитие и укрепление всех групп мышц, в том числе и шейного отдела.
  • Можно , в таком положении кроха будет стараться самостоятельно поднять и удержать свою головку.
  • Нужно следить, чтобы малютка не отставал в весе, хорошо питался и набирал положенные ему граммы. Если ребенок недобирает, то он слабеет и тренироваться ему все сложнее.
  • Во время сна укладывать чадо то на один, то на второй бочок, следить, чтобы . Это делается для профилактики у него кривошеи.
  • Еще одно полезное упражнение. Когда ребенок уже хорошо будет вертеть головой, нужно положить яркую игрушку на уровне глаз сначала с одной, потом с другой стороны головы. Малыш должен поворачивать голову, чтобы поймать игрушку взглядом.

Помните, что когда малютка начнет самостоятельно держать голову, ему все равно еще нужно помогать и ни в коем случае резко не убирать руку из-под головки. Малыш еще только учится управлять своим телом. Применяя все описанные приемы на практике, вы поможете своему ребенку вырасти здоровым, а это самое главное.