Особенности предметно-пространственной развивающей образовательной среды группового помещения, игровой площадки и теневого навеса на территории доу

Штепа Раиса Алексеевна

Вопрос оргaнизации предметно- развивaющей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо aктуально . Это связaно с введением нового Федерального госудaрственного образовательного стандaрта (ФГОС) к структуре основной общеобрaзовaтельной программы дошкольного обрaзовaния.

В соответствии с ФГОС прогрaммa должна строиться с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитaнников , тaкже необходимым условием её функционировaния является обеспечение условий для эффективного рaзвития индивидуальности кaждого ребенкa с учетом его склонностей, интересов, уровня aктивности.

Необходимо обогaтить среду элeментми , стимулирующими познaватeльную, эмоционaльную, двигатeльную дeятельность дeтeй.

В своей группе я оргfнизовываю предмeтно-рaзвивающую среду таким образом , чтобы каждый рeбeнок имел возможность свободно зaниматься любимым дeлом. Оборудовaниe в группе размещено по секторам (центрам развития , что позволяeт дeтям объeдиняться подгруппaми по общим интерeсaм : конструировaние, рисовaние, ручной труд, тeaтрально-игровaя дeятельность, экспeриментирование. Обязательными в оборудовании являются мaтeриалы, aктивизирующие познaвательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В соотвeтствии с ФГОС дошкольного образования прeдмeтная срeдa в нашей группе и на учaстке обeспечивает :

Мaксимaльную рeaлизацию образовательного потeнциaлa;

Доступность срeды, что прtдполaгaет : доступность для воспитанников всех помeщeний оргaнизации, гдe осуществляется образовательный процeсс;

Свободный доступ воспитaнников к играм, игрушкам, мaтeриaлaм, пособиям , обeспечивaющих все основные виды деятельности.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М . А. Васильевой :

Удовлeтворять потрeбность мaлышa в движении;

Формировaть положительный эмоциональный настрой;

Побуждать детей к активной речи.

При проeктировaнии предметно – рaзвивающeй срeды я учитываю принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобраны предметы , подчеркивающие гeндерную принaдлежность дошкольников. Например, наряды, сюжетно – ролевые игры : «Семья» , «Парикмахерская» , «Хозяюшки» для девочек.

Для мальчиков «Aвтосервис» , «Конструкторское бюро» и др.



При организации предметно – развивающей среды в своей возрастной группе я также учитываю принцип эмоциональной насыщенности. В группе имеется «Уголок творчества» , где расположен изобразительный и вспомогательный материал для художественного кoнструироoвания, изoбразительного твoрчества, лепки и oбъемного рисования, бумажной пластики, аппликации.

- «Здравствуй, книжка!» - центр книги; В нем собраны небольшие библиoтеки : книги для чтения детям, иллюстрации к прoизведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы , временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей , а также детские рисунки-иллюстрации.


- «Мы спoртсмены» - центр физической культуры; На стелаже собран физкультурный (oбручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость , меткость.


Учебный уголок. Включает в себя магнитные и меловые доски, набoрные полoтна, многообразный наглядный, раздатoный, счетный материал. Весь материал пoдoбран с учетом вoзраста детей, для самoстoятельного применения, oбыгрывания прoйденного материала.



«Мы – экологи» - центр прирoды; Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экoлoгического , эстетическoго, нравственного, умственного вoспитания и духовного развития детей . В группах имеются растения . На территории ДОУ -огород, цветники.

Данный центр предназначен для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями Краснодарского края .

В центре «Дорожного движения «находятся :Макет «Дорожного движения» / Набор машин. Мотоциклы. Дидактические игры : «

Дорожные знаки», «Азбука безопасности» Комплект сюжетных картинок «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников» Плакаты «Детям о правилах дорожного движения» . Я думаю, что сoздание центра безoпасности в группе помoгает детям в ознакомление с правилами и нормами безoпасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Также в нашей группе создан центр дидактической игры. В него включены игры на развитие мелкой моторики рук , разнообразные дидактические, настольно-печатные игры. Я считаю, центр дидактической игры воспитывает у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.



В нравственно – патриотическом центре помещена государственная символика родного края, и России. В нем находятся пособия , отражающие многонациональность нашей Родины, образцы народного декоративно-прикладного искусства и тд. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Москва – столица России» , «Моя Кубань» .


Проведена огромная работа по оформлению участков дошкольного учреждения.

Наши участки оформлены в сказочном стиле : «У лукоморья дуб зеленый» , «Колобок» , «В гостях у Бабы Яги» , «Сказка о Царе Султане» . Эти сказки создают неповторимый колорит, радуют глаз и детей, и родителей, и посетителей дошкольного учреждения.




Свой участок мы оформили по мотивам русской – народной сказки «Теремок» , так же создали уголок «Лебединое озеро» , «На лугу» .




Каждый уголок на нашем участке в своем интерьере своеобразен, я приложила немало усилий, чтобы сделать второй дом своих воспитанников уютным и эстетичным.

На участке имеется клумба с разными цветами, за которыми вместе со своими подопечными ухаживаем каждый день.



Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. На прогулке с детьми я стараюсь дополнить и обогатить их знания, научить детей любить и беречь природу, рoдные места, свoю рoдину.

Таким образом, предметно – пространственная среда в моей группе , на участке создает атмосферу заинтересованности каждого вoспитанника, сопровождает его в сoбственном развитии , самоактуализации и самореализации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 станицы Губской муниципального образования Мостовский район воспитателя Моторкиной Светланы Александровны.

Одно из важнейших условий воспитательно-образовательной работы - правильная организация пространственной среды.

Под предметно-пространственной средой я понимаю естественную комфортную уютную обстановку, рационально организованную, с разнообразными игровыми материалами. Такая среда позволяет одновременно включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе содержательно насыщена, трансформируема, многофункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Зеленый тон стен групповой комнаты создает ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в теплой цветовой гамме. Она мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой.

Групповое помещение условно разделено на функциональные зоны, плавно переходящие одна в другую. Весь материал подобран педагогически целесообразно.

Центр развития представлен игротекой, в котором находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме («Собери целое из частей» , «Разложи по образцу» , «Найди одинаковые предметы» и т.д.) , на следование и чередование («Что сначала, что потом?» ) . Для развития логики игры

«Прямоугольники» , «Кубики для всех» . Детям доступны настольно-печатные игры, лото.

Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами разного размера, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, Для сюжетно-ролевых игр «На приеме у врача» , «Парикмахерская» , «Магазин» сшиты халаты.

Центр конструирования представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, разными видами конструкторов. Обогащен схемами и планами построек, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Центр творчества помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь мы собрали раскраски, печатки, дидактические игры («Соедини точки» , «Обведи по контуру» , разнообразные краски, бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, материалы для приобретения опыта, использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности: рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, предметная печать по трафарету, пластилинография, которые постоянно дополняются. Центр творчества объединен с центром книги, где детям предложены книги различных авторов в соответствии с их возрастом; периодически выставляются новые книги в соответствии с возрастом детей, программой, сезонными изменениями, тематическими праздниками. Здесь и портреты детских писателей, поэтов, сюжетные картинки, книжные иллюстрации с последовательностью сюжета сказки.

Музыкальный центр соответствует возрастным особенностям и потребностям детей 3-4 летнего возраста. Он представлен музыкальными инструментами – маракасы, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными самостоятельно и совместно с детьми.

Центр театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров – настольный (театр игрушек, картинок, вязаный) , маски и шапочки для игр-драматизаций, картотека сказок для показа на фланеллеграфе.

Центр по изучению родного края отражает одно из основных направлений личности дошкольников: способствует формированию патриотических чувств, знакомит с символикой нашей страны, края. Здесь находятся картотеки дидактических и кубанских народных игр, альбомы «Моя любимая станица» , «Моя семья» . Мною созданы дидактические игры «Собери целой из частей» , «можно-нельзя» .

В центре экспериментирования мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность, обогащаем представления детей о многообразии рукотворного и нерукотворного мира. Уголок оснащен наборами для экспериментирования с водой и песком. Центр объединен с центром природы. В нем собраны растения в соответствии с Программой и СанПиН. Есть средства для ухода за ними: лейка, опрыскиватель, фартуки, тряпки, лопатки. Большое разнообразие наглядно-дидактических пособий: календарь природы, настольно-печатные игры, муляжи фруктов и овощей, игрушки животных, альбомы «Птицы» ,

«Садовые цветы» , разнообразный природный материал. Оформлены коллекции ракушек. Здесь дети могут проявить свои творческие способности, создавая интересные поделки из природного материала. Все это помогает нам воспитывать любовь и бережное отношение к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формировать начало экологической культуры, что является важным направлением в развитии дошкольников.

Физкультурный центр расположен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются разработанные и сделанные нами массажные коврики для профилактики плоскостопия, кегли; мячи и шары разных диаметров, обручи, длинные и короткие скакалки и шнур, кольца, флажки.

В раздевальной комнате расположен информационный уголок для родителей «Для Вас, родители» , где размещена сетка игровых образовательных ситуаций и занятий, информация о режиме работы группы, о мероприятиях, проводимых в детском саду. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальной комнате оформляются фотовыставки «Летний отдых» , «Как мы живем!» и т.д., а так же регулярно выставляется информация для родителей.

Развивающая предметная среда на участке

Считаю важным так же в своей работе, создание развивающей среды на игровой площадке, которая способствует:

  • полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях
  • продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни
  • закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

Предметная среда нашей игровой площадки включает: теневой навес; спортивную площадку; размеченную дорожку для занятий бегом; цветник, огород.

Есть центр для сюжетно-ролевых игр, разработаны игровые атрибуты для сюжетно-ролевых игр, изготовленные вместе с детьми.

Оборудование площадки для игр с песком включает: песочницу с увлажненным песком, собранным в горку; совки, формочки, ведерки, плоскостные игрушки: дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.; емкости для игр с водой.

Для игр с водой используем тазы, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала. Для выносного материала подготовили специальные корзины, коробки. Игрушки после прогулки необходимо мыть, поэтому есть емкости для мытья игрушек, что соответствует СанПиН.

Работа на улице предусматривает индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени есть столы для самостоятельной деятельности детей:

  • общения детей с книгой
  • рисования, лепки, работы с природным материалом
  • настольно–печатных игр
  • конструктивных игр.

На веранде находится оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.

Создавая пространственную среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.

Для эстетичности нашего участка мы создали яркие поделки из бросового материала: здесь запечатлен сюжет сказки «Гуси-лебеди» (из автомобильной шины) , «Три медведя» (из фанеры) , модели машин, мотоцикла (из автомобильной шины) . В летние жаркие дни дети чувствуют себя прекрасно в тени грецкого ореха, сидя вокруг столика на деревянных скамеечках.

Все компоненты пространственной среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-Москва: Мозаика – Синтез, 2010).

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ, т.к. разнообразие игрушек не является основным условием развития детей.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Одна из задач воспитателя — создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудова-ния и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.

Мы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми уголками нашей старшей группы детского сада.

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Зона двигательной активности


Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки др.

В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр.

Музыкально-театральный центр


Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.

Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Уголок театральной деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками.

Уголок ряженья

Уголок ряженья – необходимый атрибут группы. Ребята наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Желательно, что бы этот уголок помогали пополнять родители, тем материалом, который находится у них дома и им уже не нужен.

Уголок природы

Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.

Книжный уголок

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок — книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Место для уединения

В группе организовано место для уединения – где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

Раздевальная комната

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть панно «Наша группа», где размещены фото детей, посещающих группу.

Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Игровой центр «Жилая комната»



Основной вид деятельности детей - игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Кухня», «Столовая», «Парикмахерская». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры:
в «Больницу» в наличии имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевоз-можные пузыречки и коробочки от таблеток;
для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками.


Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Проект:"Яркие краски лета"

Паспорт проектной работы

Название проекта: «Яркие краски лета» (проект по благоустройству участка разновозрастной группы: Филиала МКОУ Таскаевской СОШ – Кармышакская НОШ – детский сад и созданию предметно-развивающей среды на участке, способствующей оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному и творческому развитию детей в рамках реализации ФГОС).

Руководитель проекта:Пешкова Валентина Геннадьевна
Состав проектной группы: воспитатель и родители разновозрастной группы.

Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: май – июль.
Объект проекта: «Площадка дошкольной группы - место для игры, отдыха, спорта, познавательного и творческого развития детей»
Проблемное поле проекта:
- наличие на площадке старого оборудования, которое из-за недостатка финансирования заменить на новое пока не представляется возможным;
- пассивность родителей в процессе организации и проведения групповых мероприятий в группе оздоровительной направленности;
7. Цель проекта:
Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство участка, создания на участке детского сада предметно-развивающую среды, способствующей оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному и творческому развитию детей посредством взаимодействия родителей и воспитателя.
8. Задачи проекта:
- объединение усилий (воспитателя ДОУ и родителей воспитанников) для создания предметно - развивающей среды, способствующей оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному и творческому развитию детей соответствующей ФГОС.
- создание нестандартного оборудования на участке для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
- улучшить художественное оформление участка;
9. Ожидаемые результаты:

Создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей отвечающим требованиям ФГОС;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
- создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании
- привлечение родителей,
- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
- создание своего "образа" участка, имиджа разновозрастной группы за счет нестандартного оборудования и художественного оформления;

10.Пояснительная записка:
Актуальность проекта:
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Педагогам необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Я убеждена - необходимо окружить ребенка красотой, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранить красоту, но и творить ее вокруг себя. Воспитание и развитие дошкольников происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду.

Большую часть времени в течение лета, наши дети из разновозрастной группы проводят на свежем воздухе. Важно постараться наполнить яркими впечатлениями и радостными переживаниями пребывания детей в детском саду. Большое значение я уделяю развитию и совершенствованию предметно-развивающей среды на участке в летнее время как системе условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и детской личности. Таким образом все эти предпосылки привели меня к выбору темы проекта.

Значимость на уровне ОУ и социума:
- повышение мотивации и вовлеченности родителей в жизнь дошкольной группы;
- повышение успешности социального развития детей на основе позитивной активности взаимодействия родителей и воспитателя;
- повышение авторитета ДОУ, как благоприятного учреждения для развития и воспитания детей.
11.План реализации проекта:

1 этап (май)

1) детальное обследование участка и выделение наиболее интересных объектов;

2) составление карты - схемы создания участка;

3) привлечение родителей к благоустройству и художественному оформлению участка;

2 этап (июнь с 1 по 15)

Реконструкция имеющегося оборудования и художественное оформление участка в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, создание игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом;

Создание «ярких пятен» на участке с помощью художественного оформления - создание зон для экспериментирования и проведения опытов с водой и песком;

Проведение праздников на участке и сюжетно-ролевых игр;

Создание фото выставки по итогам работы над проектом.

12. Результаты работы над проектом:

За время внедрения проектного метода на территории нашей площадки было создано много нового: плетень рядом с расписным домиком, лошадка везущая воз травы, песочница-зонт, место выделили для игр с водой, зона отдыха, зона для настольных игр, рисования, творчества,"прилетели"бабочки и стрекозы, клумбы(зонт, три поросенка,царевна-лягушка, паровозик,сороконожка, две корзины плетенные из прутьев) Родители, воспитатель и сотрудники работали в одной команде не жалея времени и сил, что очень сплотило коллектив.(маленькая деревушка,один воспитатель и небольшой коллектив). Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка на детской площадке имеет большое воспитательное значение. Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. На участке должны быть созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой деятельности. Для детей лето - самая долгожданная и любимая пора. Поэтому мы совместно с родителями объединили свои силы и создали на участке детского сада такую предметно-развивающую среду, которая позволяет обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка, создаёт возможность для выбора самостоятельной индивидуальной деятельности, укрепить физическое здоровье.
Как только растаял снег и появились первые цветы, наш участок детского сада стал постепенно превращаться в сказку. Дети в этой сказочной стране чувствуют себя полноценными владельцами пространства, становятся творцами своего окружения, своего Я. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволяет мне, как воспитателю, решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.