Статус семьи. Понятие социальный статус семьи виды и значение

Социальный статус представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. При этом в числе индивидуальных характеристик членов семьи следует назвать социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых и особенности развития ребенка (возраст, интересы, способности, поведенческие отклонения, патологические привычки, речевые и психические нарушения, уровень интеллектуального, психического и физического развития в соответствии с возрастом ребенка, успешность общения и обучения и др.).

Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса:

  • - социально-экономический,
  • - социально-психологический
  • - социокультурный,
  • - ситуационно-ролевой.

Структурные характеристики семьи:

  • * наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
  • * стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
  • * порядок заключения брака (первичный, повторный);
  • * количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
  • * количество детей (многодетная, малодетная).

Социальный статус семьи как критерий классификации семей

Современная моногамная семья может иметь несколько видов, которые отличаются между собой по определенным критериям:

  • 1. По родственной структуре семья может быть нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих с ними в одном домохозяйстве).
  • 2. По количеству детей: бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная семья.
  • 3. По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) с детьми; с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками; прочие семьи.
  • 4. По составу: неполная семья, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья нескольких поколений), большая семья.
  • 5. По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах и в районах Крайнего Севера).
  • 6. По однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) семьи (имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации.
  • 7. По семейному стажу: молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары.
  • 8. По типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы, выделяют семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления.
  • 9. По характеру проведения досуга: семьи открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).
  • 10. По характеру распределения домашних обязанностей: семьи традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди).

1. Перечислите действующих в этой ситуации лиц::

a) непосредственных участников;

К непосредственным участникам можно отнести: мужа, жена, а также продавца-консультанта из данного магазина.

б) тех, кто мог повлиять на принятие решения

К таким людям следует отнести всех непосредственных участников, а также какие-либо друзья или родственники с которым мог вестись диалог по телефону.

2. Какие социальные факторы могли повлиять на процесс выбора и принятие решения отказаться от покупки?

Факторы, которые могли оказать влияние на решение:

  • -Экономический. В него входит, как и экономический фактор самой семьи (наличие требуемых денежных средств и т.д.), так и экономическая ситуация в стране (к примеру на данный момент, из-за санкций и, как следствия рост доллара и евро, цена на большое количество товаров возросли, даже если они были произведены на территории России). Также здесь как следствие можно еще выделить желание купить подешевле, при слишком высокой стоимости.
  • -Рыночный. Наличие схожего товара, по возможно, более низкой цене или лучшем соотношении цена - качество.
  • - Качество самого товара, в данном случае дивана.
  • -Качество работы сотрудника магазина, а точнее его профессионализм и подход к покупателем.
  • -Личные. Различные эмоционально - психологические факторы, начиная от дурного самочувствия и настроения, вплоть до простой незаинтересованности или предвзятости к данному товару.
  • 3. По каким признакам Вы бы определили социальный статус этой семейной пары?

Примерный социальный статус данной пары можно определить по следующим признакам:

  • -Одежда и аксессуары. Её качество, стиль, ухоженность, качество аксессуаров, наличие драгоценных камней в них.
  • -Возраст. А также возможная разница в возрастах между ними.
  • -Манера общения. Использование сленга, ругательств, построение фраз.
  • -Отношения между друг дружкой. Как они держаться вместе.
  • -Возможно, можно определить есть ли машина, и если да, то какая.
  • -Внешность. Лицо, ухоженность. Излишний вес.

В совокупности по всем этим признакам можно попытаться определить социальный статус пары.

4. По каким признакам Вы бы определили распределение социальных ролей между супругами?

Распределение социальных ролей между супругами можно определить по ряду признаком:

  • -Общение между собой. Обычно по разговору видно, кто является, к примеру, более главным.
  • -По общению с продавцом.
  • -Возраст, а точнее возможная разница в возрасте.
  • -Кто платит. Часто эти тоже видно.
  • -Кто вынес окончательное решение.
  • 5. Какие из этих признаков могли явно присутствовать (быть очевидными) в описанной ситуации?

В данной ситуации, конечно же, одни из первейших визуальных признаков - это одежда и аксессуары. По тому, как одеты супруги можно сделать предположения о их денежной достаточности, аккуратность в одежде также сильно характеризует людей. К примеру, кардинальные различия в одежде между супругами тоже могут многое сказать о разделении ролей. Возраст супругов, если супруги имеют славянскую внешность, то определить примерный возраст особо труда не составит. Их манера общения с продавцом, а также между собой - это тоже является достаточно очевидным признаком. Кто вынес решение, конечно же тоже видно. Наличие машины или же определение того супруга, который платит - признаки, которые могут быть, но их распознать немного проблематично. Первое зависит от ряда факторов, таких как нахождение магазина и стоянки, до привычки человека держать ключи в определённом месте. Второе же, из-за того, что покупка совершенна не была, по этой причине точно узнать кто бы платил может быть проблематичным.

6. Каким образом социальный статус супругов мог повлиять на выбор дивана и на отказ от его покупки?

социальный статус супруги

Имеется множество вариантов:

  • -Цена дивана. Он мог быть слишком дешевом или же дорогим для данной пары.
  • -Уровень магазина, а точнее соответствие статусу пары.
  • -Наличие необходимого транспорта для перевозки, либо же денег для оплаты данного транспорта.

Все данные варианты исходят из социального статуса супругов.

7. Каким образом ролевые отношения между супругами могли повлиять на выбор дивана и решение отказаться от его покупки?

Это зависит от того, кто в паре главный. И если он. Если есть авторитарный лидер, то решение в любом случае примет он. Если же отношения построены на демократичных и совместных решениях, то тут значит итоговое отрицательное отношение к данному дивану с двух сторон.

  • 8. В социологии, как Вам известно, семья рассматривается, с одной стороны, как социальный институт и, с другой стороны, как малая группа.
  • 1. Укажите признаки, в которых семья проявляется:
    • а) как институт;Со стороны институтов, семья относится к формальным институтам. Все основные существенные признаки институтов (коих 4) могут в большей или меньшей степени являться признаками семьи, как института.
    • б) как малая группа.

Со стороны групп семья относится к малой группе и три основных отличительных черты (членство, идентичность, способ взаимодействия) ей также присущи.

2. Приведите примеры (возможно, из наблюдений в Вашей семье) распределения семейных ролей.

В семье присутствуют, как социально-демографические роли, обобщенные с рядом стереотипов - муж, жена, дочь и т.д. Так и межличностные. Как раз межличностные роли в семье и являются определяющими. К примеру в моей семье, главой являлась бабушка, сейчас роли сменились и теперь у неё другая роль. Но ранее, все основные решения, контроль финансов, все это было в её ведомстве. Хотя обычно считает, что отец является главой семьи, согласно стереотипам. По факту же, все бывает гораздо разнообразней.

3. Попытайтесь показать обусловленность ролевого поведения в семье институциональными нормами. Ответ обоснуйте.

Институциональные нормы бывают, как формальными, так и неформальными. В отличие от обычных норм - эти нормы часто являются следствием многолетний работы. В таком институте, как семья, они будут очень сильно базироваться на традициях и обычаях конкретной семьи, а также учитывать опыт предыдущих поколений. Конечно же записаны они нигде не будет. И в общих чертах эти норма будут схожи с другими институтами - семьями, но при этом каждая будет обладать своими индивидуальным институциональными нормами. Но часть ролей являются базисными, и они скорее всего будут присутствовать в любой семье, такие роли, как: глава семьи, человек решающий почти все вопросы, главные кормилец, часто по совместительству глава семьи, хранительница очага, та кто следит за домом и детьми, чаще всего данная роль присваивается матери. Схожие роль но с другими названиями можно найти в любом институте.

Новости и общество

Социальный статус семьи: что это такое?

Семья является довольно сложным социальным образованием. Социологи привыкли рассматривать ее как систему близких отношений между отдельными членами общества, которые связаны ответственностью, брачными и родственными отношениями, социальной необходимостью.

Что такое социальный статус семьи?

Проблема прохождения адаптации семей в обществе чрезвычайно остро стоит перед социологами, которые занимаются исследованием данного вопроса. Одним из главных факторов при социализации семейной пары является именно социальный статус семьи.

Основными характеристиками при рассмотрении социального статуса выступают материальные возможности членов общества, объединенных брачными узами, наличие общей ответственности, воспитательных обязательств. Имеют место также потенциальные факторы риска, которые увеличивают вероятность потери приобретенного статуса. Так, разрыв супружеских взаимоотношений чаще всего приводит к ухудшению детско-родительских связей. Повторный брак способен в определенной мере устранить данные негативные тенденции.

Семьи, состав которых отличается сложной структурой, создают благоприятную почву для формирования разнообразной картины взаимодействия между индивидуумами, что открывает более широкие возможности для социализации подрастающего поколения. Однако, выделяя негативные моменты такого семейного образования, можно отметить присутствие дискомфорта при необходимости совместного проживания нескольких поколений. Ухудшает ситуацию в данном случае дефицит личного пространства, простора для формирования самостоятельного мнения.

Функциональная структура

Что значит социальный статус семьи? На его формирование во многом влияет выполнение данным общественным образованием определенных функций. Среди основных функций семьи можно выделить следующие:

  1. Репродуктивная - продолжение рода, воспроизводство в биологическом смысле.
  2. Воспитательная - духовное развитие потомства. Образование супружеской связи позволяет не только создать условия для рождения и воспитания ребенка. Наличие определенной атмосферы в доме отражается на формировании личности малышей, а иногда воздействует на человека на протяжении всей жизни.
  3. Хозяйственно-бытовая - важнейшая функция, от которой зависит социальный статус семьи. Заключается в способности к поддержанию физического состояния родных, уходе за еще не созревшими или престарелыми лицами.
  4. Материальная - определяется способностью членов семьи к обоюдной поддержке в финансовом плане.

Видео по теме

Нормальные семьи

Рассматривая социальный статус семьи, виды статусов, в первую очередь следует взглянуть на понятие нормальной семьи. Впрочем, представление о ней является довольно условным и не имеет четких рамок. Нормальными принято считать семьи, которые способны обеспечить собственное благосостояние на минимально достаточном уровне, создать здоровые условия для социализации ребенка, позаботиться о защите родных и близких.

Благополучные семьи

Несмотря на само определение, лица, которые закрепляют за собой данный социальный статус семьи, испытывают определенные трудности. В качестве распространенных проблем здесь стоит выделить наличие конфликтов и противоречий, что проявляются в связи с переходом на новый уровень в обществе, влиянием постепенно изменяющихся условий жизни.

Препятствует приобрести такой социальный статус семьи чрезмерное стремление помочь отдельно проживающим родственникам, формирование атмосферы чрезмерной опеки либо же слишком снисходительное отношение к близким.

Проблемные семьи

Обратить внимание также стоит на так называемые неблагополучные семьи, рассматривая социальные статусы семьи. Какие бывают проблемные структуры?

Само определение социального статуса говорит о наличии сложностей не только во взаимоотношениях между близкими, но и при поиске отдельными лицами собственного места в обществе. Психологические неурядицы обычно возникают здесь по причине неудовлетворения потребностей нескольких или одного члена семьи.

Распространенной проблемой в неблагополучных семьях остается наличие нездоровых отношений между парой или же родителями и ребенком. Проживая в неблагополучных, проблемных семьях, детям приходится искать пути для преодоления различных психологических сложностей.

Социальный статус семьи в анкете

Нередко это приводит к формированию психогенных отклонений, что позже проявляются в эмоциональном отвержении окружения, слабом развитии родительских чувств.

Асоциальные семьи

Если говорить про социальный статус семьи, виды статусов, нельзя не выделить такое распространенное явление, как асоциальная семья. Здесь взаимодействие между отдельными индивидуумами складывается наиболее сложно.

Называть асоциальными можно образования, в которых супруги склонны к ведению попустительского или аморального образа жизни. Что касается жилищно-бытовых условий, то в данном случае они не соответствуют элементарным требованиям гигиены и санитарии. Как правило, воспитание детей пускается на самотек. Подрастающее поколение нередко подвергается моральному и физическому насилию, испытывает отсталость в развитии.

Чаще всего к данной категории относятся лица, которые имеют социальный статус многодетной семьи. Главным же фактором, который приводит к формированию подобной негативной среды, является низкая материальная обеспеченность.

Группы риска

В семьях с нормальным или благополучным социальным статусом часто возникают периоды упадка, которые потенциально могут привести к переходу на более низкий уровень социализации. К основным группам риска относятся:

  1. Деструктивные семьи - характерно частое возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие желания к формированию эмоциональной связи, сепаративное поведение супругов, наличие сложных конфликтов между родителями и ребенком.
  2. Неполные семьи - отсутствие одного из родителей приводит к неправильному самоопределению ребенка, снижению разнообразия семейных отношений.
  3. Ригидные семьи - отчетливо проявляется доминирование одного индивидуума, что накладывает отпечаток на семейную жизнь всех родственных лиц.
  4. Распавшиеся семьи - сохранение семейных контактов при раздельном способе жизни супругов. Такие отношения оставляют сильную эмоциональную связь между родными людьми, но в то же время приводят к некоторой потере родителями собственной роли.

Образование
Социальный статус семьи — что это? Социальный статус семьи: примеры

Семья — это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускн…

Образование
Ресурсы семьи — что это такое? Виды, примеры

Семья является главной формой функционирования людей по поводу совместного быта, которая держится на союзе двух партнёров и на связях между родными. Эти контакты представлены взаимными отношениями мужей и жен, детей и…

Отношения
"Шведская семья": что это такое в современном мире и за что термин стал символом разврата?

Где-нибудь услышав словосочетание «шведская семья», редко возникают ассоциации с традиционными родителями и парой белокурых деток. Чаще всего подобный термин употребляется, как описание нескольких (обычно …

Бизнес
Социальная эффективность: что это такое и для чего нужно?

Продуктивность управленческой деятельности принято оценивать по двум тесно взаимосвязанным категориям: это результативность экономическая, с одной стороны, и социальная эффективность — с другой. Разберемся, что значит…

С распространением Интернета все чаще от различных пользователей звучат вопросы, затрагивающие социальные сети, - что это такое и чем они отличаются от других сайтов. Наиболее правильным ответом на них будет опр…

Образование
Антагонизм: что это такое? Классовый антагонизм как подвид социального

Термин "антагонист" нередко встречается в описаниях различных фильмов и сериалов. Под ним понимается отрицательный герой — тот, с которым обычно сражается главный персонаж. Но это дефиниция ближе к масс-медиа и культу…

Самосовершенствование
Буллинг: что это такое? Буллинг как социальное явление

Термин «буллинг» - что это такое? В переводе с английского он означает хулиганство. Буллинг - это многократное негативное психологическое давление на человека. Это происходит не только в школах…

Автомобили
Common Rail — что это такое? Принцип работы

В последние годы все больше автомобилистов предпочитают использовать дизельные автомобили. Ранее такие моторы устанавливались лишь на коммерческую технику. Однако сейчас они активно используются и на легковых авто, ос…

Автомобили
Система курсовой устойчивости — что это такое? Установка и работа системы курсовой устойчивости

В современных автомобилях имеется множество различных систем, которые предназначены для улучшения безопасности на дороге. Одна из них - это ESP, или система курсовой устойчивости. Что это такое, знает далеко не …

Автомобили
Гидрокомпенсатор — что это такое? Принцип работы гидрокомпенсатора

В ДВС, которые создавались на заре развития автопрома, проблемы, связанные с тепловыми зазорами, которые увеличивались из-за процессов износа клапанов, решали при помощи регулировочного механизма. Автомеханики, которы…

Вернуться назад на Социальный статус

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

Наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
порядок заключения брака (первичный, повторный);
количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
количество детей (многодетная, малодетная).

В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Например, повторность брака восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать негативные тенденции в состоянии психологического климата семьи и в воспитании детей; сложный состав семьи, с одной стороны, создает более разнообразную картину ролевых взаимодействий, а значит более широкое поле социализации ребенка, с другой - в условиях дефицита жилья вынужденное совместное проживание нескольких поколений может стать причиной повышенной конфликтности в семье и т. д.

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально-демографическикие, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи.

Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса:

— социально-экономический,
— социально-психологический,

— социокультурный,
— ситуационно-ролевой.

Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.

Первый компонент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

Если уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья считается бедной, ее социально-экономический статус - низкий.

Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т. е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социально-экономический статус - средний.

Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в 2 и более раза выше социальных норм), позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус.

Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Какое бывает материальное положение семьи для характеристики

Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.

В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-пси-хологический статус семьи оценивается как высокий.


Социальный статус

Семья является одним из главных агентов, оказывающих значительное влияние на все стороны ребёнка, в том числе на особенности его социализации. Большая часть усвоенного детьми опыта жизни в семье переходит на подсознательный уровень и определяет его дальнейшее становление как субъекта собственной жизни.

В деятельности детского сада сотрудничество строится с учётом того, что социализация ребёнка осуществляется прежде всего, в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений. Решение этой задачи коллектив детского сада видит в поиске и внедрении новых и современных форм сотрудничества. Родители имеют право присутствовать при организации непосредственной образовательной деятельности, помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов, находиться рядом с детьми в период адаптации. Педагоги организуют работу с коллективом родителей: проводят собрания, консультации, консультативные занятия, круглые столы, дни открытых дверей, акции, организуют совместную деятельность с родителями, ведут наглядно-агитационную работу (оформляют тематические стенды, фотовыставки и т.д.).

Первостепенная задача в работе специалистов МБДОУ № 50 «Лəйсəн» — получение информации о семье (её структуре, морально-психологическом климате, особенностях внутрисемейного общения и отношений, наличие факторов риска, причинах конфликтов, кризисной ситуации). От степени её полноты и достоверности зависят стратегия и результативность оказываемой помощи.

Наш опыт в данной сфере позволяет выделить следующие типы семей, нуждающиеся в разных видах помощи:

— неполная семья;

— многодетная семья;

— семья с зависимостями;

— конфликтная семья.

Педагогический коллектив уделяет большое внимание изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования, в результате чего получены следующие результаты:

Количество семей 266/100% Из них рабочие 98/36,8%
Из них мальчиков 139/ 52,3% служащие 133/50%
Из них девочек 127/ 47,7% предприниматели 35/13,2%
Полных семей 239/ 89,9% пенсионеры
Неполных семей 27/10,1% домохозяйки безработные 44/16,7% —
Многодетные семьи 13/4,9% имеют высшее образование 193/72,6%
Родители-инвалиды незаконченное высшее 8/3%
Дети-инвалиды 1/0,4% среднее специальное 72/27,4%
Работающие среднее 1/0,4%

Из анализа видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада. Поэтому основная задача ДОУ – создание условий для личностного развития с учетом возможностей, способностей и потребностей воспитанников.

Справка о доходах семьи для получения социальной стипендии

Для оформления социальной стипендии учащемуся в учебном заведении необходимо подтвердить, что он имеет право на ее получение. Ключевым документом для получения стипендии является справка о доходах семьи.

Справка о доходах семьи: что это и где взять?

Подтверждение доходов семьи, как единый документ, выдается в органах социальной защиты населения. Эта бумага служит доказательством того, что семья студента является малоимущей. Оформление справки о доходах семьи производится на основании нескольких документов:

  • справки о доходах родителей;
  • справки о доходах студента;
  • справки о составе семьи (выдается в паспортном столе по месту регистрации студента);
  • заявления.

При оформлении социальной стипендии учитываются доходы родителей студента и ближайших родственников. Такими родственниками признаются родители, бабушки и дедушки и другие члены семьи, если они проживают совместно. В данном случае совместное проживание подтверждается пропиской на единой жилой площади.

Для подтверждения состава семьи студент должен взять справку из паспортного стола. Затем следует собрать справки о доходах всех членов семьи.

Справка о доходах родителей

Для работающего гражданина справка о доходах по форме 2НДФЛ выдается по месту работу работниками бухгалтерии. Документ содержит информацию об уровне среднемесячной заработной платы работника за предыдущие полгода. Такая справка действительна в течение одного месяца. Как правило, документ передают в территориальный орган социальной защиты сразу после получения.

Для оформления справки 2НДФЛ работнику нужно всего лишь потребовать такой документ у работодателя. В случае оформления социальной стипендии требуются справки:

  • обоих родителей;
  • других работающих членов семьи, прописанных вместе со студентом.

Справка для безработных

Безработные подают в орган социальной защиты документы, подтверждающие отсутствие доходов. Для этого необходимо сделать копию первой и последней страниц трудовой книжки с последней записью о приеме и увольнении. Если гражданин состоит на учете в Центре занятости населения, необходимо представить справку из этого учреждения.

Справка для предпринимателей

Если гражданин является предпринимателем, справку о доходах ему выдает территориальный орган Налоговой инспекции по месту регистрации.

педагогика

Предпринимателю следует обратиться с заявлением в указанный государственный орган. Еще одним подтверждением дохода предпринимателя является его налоговая декларация по форме 3НДФЛ. Документ должен быть заверен штампом налоговой инспекции.

Справка для пенсионеров и инвалидов

Если один из членов семьи является пенсионером или инвалидом, справку о назначенных ему государственных выплатах необходимо взять в территориальном органе Пенсионного Фонда РФ.

Справка о доходах студента

Напомним, что для признания семьи малоимущей требуется доказать, что среднемесячный уровень дохода всех членов семьи за последние три месяца не превышает прожиточного минимума. Так как студент является одним из членов семьи, от него также требуется справка о доходах. При этом учитывается получаемая им на текущий момент стипендия.

Справку о размере действующей стипендии следует оформить в деканате учебного заведения. Справку о доходах с места работы студент получает так же, как его родители. Затем все перечисленные документы направляют в орган социальной защиты.

Оформление стипендии и срок действия справки

Все собранные документы на право получения социальной стипендии направляются в орган социальной защиты по месту постоянной регистрации. На оформление решения территориального органа соцзащиты отводится 15 дней. После выдачи документа, подтверждающего право на назначение социальной стипендии, студент должен предоставить его в деканат.

Следует учитывать, что документ должен быть выдан на имя студента. Родители могут получить такую справку в органе соцзащиты по доверенности.

Стипендия назначается на один календарный год. Если документ был оформлен в четвертом квартале года, то в следующем году ее оформление не требуется. Такая справка действует весь последующий календарный год.

Приложение

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ

Дата заполнения _____________

Общие сведения о ребенке

1. Ф.И.О.______________________________________________________

2. Пол ________

3. Дата, год рождения ____________________________

4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):

почтовый индекс _______ город (район)____________ улица___________

дом № _____ квартира ________ контактный телефон_________________

Социально-бытовой статус

1. Ребенок родной усыновленный опека

2. Бытовые условия проживания: в условиях семьи или социального учреждения

3. Анализ социально-бытовых условий проживания:
Собственный дом (общая площадь _______________ кв.м.)
Отдельная квартира (общая площадь ______________кв.м.)
Комната в коммунальной квартире (общая площадь ___________ кв.м.)
Арендуемая квартира (комната) (общая площадь _________ кв.м.)
Этаж __________ Лифт __________ Пандус_________________________
Централизованное отопление (да / нет)_____________________________
Канализация (да / нет)___________________________________________
Удаленность жилья от транспортных коммуникаций _________________

Социально-средовой статус

1. Состав семьи (количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади):
2. Социальный статус семьи: многодетная, полная, неполная, родная,опекунская
3. Форма и длительность брачных отношений родителей: брак зарегистрирован, гражданский (подчеркнуть).
4.Какой по счету брак для каждого из родителей _____________________
5. Причины распада полной семьи: развод, смерть одного из супругов, лишение родительских прав, лишение свободы одного из супругов, и др.

Понятие социальный статус семьи виды и значение

(подчеркнуть).
6.Родители
Мать (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)


Должность (звание)_____________________________________________

Отец (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________

По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ _________________________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
7. Старшее поколение семьи
Бабушка (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность__________________________________________________
Должность (звание)______________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ__________________________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом _______________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
Дедушка (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность _________________________________________________
Должность (звание) _____________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ _________________________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом________________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
8. Сестры и братья
Количество_____________________________________________________
Возраст
Состояние здоровья _____________________________________________

9. Психоэмоциональная атмосфера в семье : спокойная, конфликтная,

скандалы, физическое насилие и др.(подчеркнуть).

10. Генограмма семьи

Обозначьте линией определенного типа межличностные отношения в семье.

Используйте следующие обозначения:
___________ нормальные отношения
_ _ _ _ _ _ _ прохладные отношения
—————- конфликтные отношения
В случае, если отношения не взаимны, следует указать их
————— направление от члена семьи стрелкой.
Кругом обозначаются женщины (девочки). В центре обозначаются возраст, родство (если бабушка, указать, чья она мать – отца ребенка или матери).Квадратом обозначаются мужчины (мальчики). В центре обозначаются возраст, родство (если дедушка, указать чей он отец – отца ребенка или матери).
Дополнительные сведения (наблюдения):

11. Кто является главой семьи (поддерживает эмоциональный климат)
_____________________________________________________________
12. Кто осуществляет основные функции по уходу, образованию и лечению ребенка с отклонениями в развитии ________________________
13. Кто выполняет ежедневные бытовые обязанности (уборка, стирка,
приготовление пищи) ___________________________________________
14.Охарактеризуйте режим дня и режим питания в семье______________
15.Социальная активность семьи в соответствии с образом жизни закрытость от общества и уход от контактов с внешним миром, открытость для общения с небольшим кругом близких людей, активная жизненная позиция, использование всех имеющихся возможностей для участия в общественной жизни)

16. Уровень включенности ребенка с отклонениями в семейные мероприятия – бытовые, досуговые, спортивные, культурные и др.____
_____________________________________________________________________________17. Анализ отношений ближайшего окружения (родственников, соседей,
друзей) к проблемам семьи, имеющего ребенка с отклонениями в развитии ______________________________________________________
18.Анализ предшествующих условий воспитания (в доме ребенка, в инвалидном доме, в родной семье, в приемной семье и др.)____________

Социально – экономический статус

Основные источники доходов семьи:

1.Заработная плата _____________________ руб./мес.

2.Пенсия по инвалидности _______________ руб./мес.

3.Пенсия по старости ____________________руб./мес.
4.Пенсия по случаю потери кормильца _____руб./мес.
5.Социальные пособия __________________ руб./мес.
6.Другие социальные выплаты ____________руб./мес.
7. Стипендии __________________________ руб./мес.
8. Другие источники доходов ____________ руб./мес.

Специальные сведения о ребенке с отклонениями в развитии

1.Дата официального назначения инвалидности ребенку на основании решения Государственной службы медико – социальной экспертизы ___
2.Общая продолжительность инвалидности ________________________
3. Динамика инвалидности _______________________________________
4.Диагноз

Основное нарушение ____________________________________________
Сопутствующие заболевания _____________________________________
Осложнения ___________________________________________________
5. Оценка уровня развития ребенка и состояния реабилитационного потенциала.
Физическое развитие ­­­­____________________________________________
Психическое развитие ___________________________________________
Эмоциональное развитие _________________________________________
Особенности поведения __________________________________________
Особенности общения ___________________________________________
Сформированность социально – бытовых навыков ___________________

Качественная характеристика речи ________________________________
Характеристика интеллектуального развития _______________________
Характеристика деятельности (мотивация, критичность, работоспособность, темп и т.д.) ______________________________________________
Характеристика конструктивной, графической деятельности __________
Специфические особенности в указанных сферах ____________________
Структура потребностей _________________________________________
Обеспечение средствами реабилитации и вспомогательными техническими приспособлениями (инвалидные кресла, оборудование туалетной комнаты, тифло- сурдотехника, дидактические игрушки, пособия, специальная литература и т. д.)

Учреждения, оказывающие помощь семье и ребенку (социальные службы, медицинские и образовательные учреждения ____________________
Наличие индивидуальной программы реабилитации и № учреждения

Государственной службы медико-социальной экспертизы, давшего реабилитационно-экспертное заключение ____________________________

Реабилитационный потенциал: высокий, удовлетворительный, низкий(подчеркнуть).

6. Организация комплексного сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида.
Перечень учреждений, предоставляющих комплекс реабилитационных услуг ребенку-инвалиду и его семье _______________________________

Оценка качества предоставляемых услуг ___________________________

Перечень необходимых дополнительных мероприятий в рамках индивидуальной программы реабилитации ________________________________

Семья - это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.

Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.

Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.

Что это?

Это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.

Виды

Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.

  1. статус семьи. Что это? Так называются характеристики, отражающие особенности микроклимата внутри нее. Это общая динамика отношений между людьми, проживающими под одной крышей и связанных узами родства. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия.
  2. Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса. В нее входит огромное количество факторов: суммарный доход, душевой доход (то есть такой, который получает один ее член), имеющаяся собственность и ее стоимость, уровень потребления каждого члена этой семьи. Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.
  3. Культурный социальный статус семьи - что это? Его узнать достаточно просто. Для этого нужно определить такие параметры, как уровень образования каждого из членов семьи, насколько каждый из них социализирован, какое отношение у них к разным социальным нормам, принятым в обществе.
  4. Ситуационно-ролевой социальный статус семьи - что это? Его можно отнести и к социально-психологическому, но он касается взглядов родителей на воспитание ребенка, а если быть более точным - на представления о том, какими должны быть мама, папа и ребенок.

Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.

Как определяется социальный статус

Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный Тем не менее все способы достижения цели определить такой сложный критерий базируются на основных постулатах.

  1. Количество брачных партнеров. По этому критерию семьи делятся на полные, формально полные и неполные. Здесь все просто - к первому типу семей принадлежат те, в которых есть оба родителя. Формально полные - это те, в которых только один родитель участвует в воспитании ребенка. Ну и неполные семьи - это те, в которых есть только один из родителей или же воспитанием занимается бабушка или дедушка в случае отсутствия отца и матери.
  2. Стадии жизненного цикла семьи. По этому параметру можно все семьи разделить на молодые, зрелые и пожилые. Каждый из этих типов семей лучше справляется с определенным типом задач. Например, молодые семьи с легкостью выполняют задачу рождения ребенка, а пожилым легче его воспитать. Оптимальным вариантом в этом случае являются зрелые семьи, в которых хотя бы одному из родителей недавно исполнилось 35 лет.
  3. Порядок заключения брака. На социальный статус влияет и то, в какой раз уже был заключен брак. Так, семьи, в которых имеется отчим или мачеха, называются вторичными. Если же брак заключается впервые, то такие называются первичными браками.
  4. Количество поколений. В семьях может жить как одно поколение, так и два или три. К примеру, в доме живут не только родители ребенка, но и бабушки с дедушками. В этом случае говорят, что семья имеет два поколения.
  5. Ну и, наконец, по количеству детей они подразделяются на бездетные, малодетные или многодетные.

Данные факторы во многом влияют на образ жизни семьи, а в определенных случаях могут даже сделать ее неблагополучной.

Сейчас поговорим более детально о такой категории, как социальный статус семьи. Виды приведены ниже.

Условно благополучные семьи

Для данного характерен прекрасный уровень реализации функций. Но при этом нельзя однозначно сказать, что все так гладко. Внутри каждой семьи есть свои неурядицы, но они настолько мелкие, что ими можно немного пренебречь. Именно поэтому в названии имеется слово "благополучные", так они наиболее адаптированные к социуму.

Благодаря этим шероховатостям браки подобного типа можно назвать лишь условно благополучными, но несмотря на это, в услугах социального работника они на данном этапе не нуждаются, так как имеют все необходимые для выживания ресурсы. Супруги зарабатывают достаточно денег, отношения внутри семьи в целом благоприятные, родители имеют если не высокий, то хотя бы средний уровень культуры и быстро адаптируются к потребностям детей и находят с ними общий язык. В общем, можно сказать, что у семьи высокий социальный статус. Примеры искать не приходится. Большая часть семей среднего и высокого достатка, уделяющих внимание своим детям, является примером условно благополучных.

Семьи группы риска

Как правило, у этой категории семей есть какие-то отклонения, но они лишь незначительно сказываются на эффективности воспитания. Как правило, такие браки при наличии определенных обстоятельств могут стать неблагополучными. С целями такие семьи справляются, но через силу. К сожалению, вся социальная работа с такими браками касается преимущественно их поддержки, благодаря чему они не переходят в категорию неблагополучных. Примерами данного статуса могут служить некоторые многодетные, неполные семьи. В них родителям сложно уделять детям должное количество внимания и средств.

Неблагополучные семьи

Для таких семей характерен низкий социальный статус в одной или больше из перечисленных выше сфер, и с функциями воспитания они не справляются. Такие семьи нуждаются в помощи социального работника, без него они ничего не могут поделать. Специалистами проводятся разные мероприятия, направленные на восстановление их функциональности.

Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно. Как следствие, ребенок плохо социализируется, что приводит к личностным проблемам в дальнейшем, а также потенциальной неспособности создать хорошую семью из-за отсутствия необходимых примеров для подражания.

Асоциальные семьи

Ну и наконец самая неадаптированная категория семей, которая никак не выполняет своих функций. И причина этого кроется даже не в неумении родителей воспитывать ребенка, а в нежелании. Такие семьи нуждаются в коренных изменениях. Какой брак можно назвать асоциальным? В первую очередь, такой, в котором у одного или обоих супругов присутствуют признаки девиантного или деликвентного поведения. Также при присвоении семье этой категории необходимо обратить внимание на жилищно-бытовые условия, которые зачастую не соответствуют даже элементарным нормам.

Дети в таких семьях растут голодными, беспризорными и часто становятся жертвами насилия как внутри самой семьи, так и за ее пределами. Примерами могут служить семьи лиц с психическими отклонениями, страдающих алкогольной зависимостью, наркоманов. В принципе, грань между неблагополучной и асоциальной категорией временами очень тяжело найти. Условия жизни в семье настолько ужасные в асоциальных семьях, что детям часто на улице лучше, чем с родителями.

Социальный статус семьи - анкета

Часто при поступлении в школу или детский садик предлагают заполнить специальный бланк. В нем зачастую есть графа "социальный статус семьи". Анкета может и не давать разъяснений. Что нужно указывать в этом случае? Как правило, подразумевается всего лишь такой критерий, как полнота семьи. В этом случае пишите, полная ваша семья или же нет.

Итак, мы разобрали значение такого понятия, как "социальный статус семьи", примеры рассмотрели, а также поняли, по каким критериям нужно производить оценку степени адаптированности определенной ячейки общества к воспитанию детей.

Основные вопросы

ТЕМА 6. НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ КАК СРЕДА ВИКТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Социальный статус семьи и ее функции. Компоненты социальной адаптации семьи.

2. Понятие «неблагополучная семья», ее основные характеристики. Типология неблагополучных семей.

3.Понятие о социальном сиротстве, его масштабы распространения в современном белорусском об­ществе.

4. Факторы и причины социального сиротства в Республике Беларусь.

5. Проблемы адаптации и социализации приемных детей в новой семье.

6. Постинтернатное сопровождение и адаптация детей-сирот как условие их успешной социализации.

1. Храмцова, Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы / Ф.И. Храмцова, А.М. Смольская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 5. – С. 24–27.

2. Рутковская, Г.И. Профессиональная работа с семьей как фактор ее сохранения и улучшения эмоционального состояния ребенка / Г.И. Рутковская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 11. – С. 23–27.

3. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 166–211.

4. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – С. 90–97.

5. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – С. 84–88.

В современном меняющемся мире именно общество, его культура, обычаи и традиции, особенности семейного воспитания становятся объективными (социальными) факторами виктимизации, содержащими в себе характеристики и черты, влияние которых способно сделать человека жертвой.

Среди объективных факторов виктимизации особое место принадлежит семье. Она играет важнейшую роль в социализации личности. Уникальность положения семьи состоит в том, что она выступает институтом, микрофактором, агентом социализации, а также сочетает в себе действия традиционного и институционального механизмов социализации (И.С. Кон, М.Г. Андреева и др.).

В педагогике существуют различные классификации функций семьи. Рассмотрим одну из классификаций функций семьи, касающуюся, прежде всего, воспитания и развития детей:

· репродуктивная функция – обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода;

· экономическая и хозяйственно -бытовая функции связаны с обеспечением материального уровня жизни семьи, организацией быта и домашнего хозяйства;

· функция первичной социализации проявляется в том, что семья, являясь важнейшим фактором социального воздействия, конкретной социальной микросредой, оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;


· воспитательная функция обусловлена влиянием всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Воспитательное воздействие определяется природой отношений родителей к детям, сознательной заботой старших о младших, характером предъявляемых к ребенку требований и разумной опекой, личным примером родителей;

· рекреационная и психотерапевтическая функции, смысл которых заключается в предоставлении ребенку психологической защиты,
в создании ситуации полного принятия ребенка.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема социальной адаптации семьи в общество, так как от успешности разрешения этой проблемы зависит, станет ли она фактором виктимизации личности ребенка или благополучной средой его социализации. В качестве основной характеристики семьи в процессе социальной адаптации выступает ее социальный статус.

Социальный статус представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. При этом в числе индивидуальных характеристик членов семьи следует назвать социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых и особенности развития ребенка (возраст, интересы, способности, поведенческие отклонения, патологические привычки, речевые и психические нарушения, уровень интеллектуального, психического и физического развития в соответствии с возрастом ребенка, успешность общения и обучения и др.).

Структурные характеристики семьи включают информацию о наличии брачных партнеров (полная, формально полная, неполная),
о стадиях жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая), порядок заключения брака (первичный, повторный), количество поколений в семье (одно или несколько), количество детей (однодетная, малодетная, многодетная). В перечисленных характеристиках семьи кроются как ее ресурсные возможности (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска и виктимизации детей.

Как показывает анализ социально-педагогической практики, существуют четыре разновидности социального статуса семьи: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный, ситуационно-ролевой. Представленные разновидности статусов характеризуют семью в определенный временной период в процессе ее социальной адаптации.