Ребенок кусается: в чем причины и что делать. Ребенок кусается. Что делать

Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?

Причины детской «кусачести»

Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.

Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.

Причина Описание Что делать?
Плохой пример Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии. Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком.
Защитная реакция Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом. Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью.
Недостаток внимания Ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно. Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте.
Доказательство собственной значимости Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом. Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников.
Чувство тревоги Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким. Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку.
Неурядицы в семье Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи. Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
Агрессия со стороны родителей Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может. Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
Как средство коммуникации Ну кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности. Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой.
Гиперактивность Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания. Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование.
Усталость Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал. Если видите, что ребенок устал, - не трогайте его, обеспечьте ему отдых.

Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.

Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?

Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.

Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.

Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.

  1. Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
  2. Не кусайте ребенка даже во время игр.
  3. Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
  4. Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
  5. Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
  6. Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания: сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
  7. Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
  8. Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
  9. Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
  10. Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.

Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Многие родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их обожаемое чадо внезапно раскрывает крохотный рот и впивается зубами, или тем, что у него на тот момент считается зубами, в собственную маму, родную сестру или друга, с которым до сих пор спокойно играл в машинки. Первые пару раз это рассматривается как случайные инциденты, однако, когда маленький вампиреныш продолжает удовлетворять свой вкус к человеческой плоти, возникают уже совсем другие вопросы. Что делать, когда ребенок кусается? Почему ребенок кусается? И, самое главное, как отучить ребенка кусаться?

До 3 лет кусание является частым явлением и может считаться нормальным этапом в развитии ребенка по месяцам. Конечно, это вовсе не означает, что можно поощрять такое поведение или закрывать глаза на ребенка, который кусается, считая, что это не страшно. Рано или поздно большинство детей перерастают вредную привычку, однако, если это продолжает случаться с детьми постарше 3-годовалого возраста, то вполне возможно ему потребуется нечто большее, чем, подкрепленные интернетными форумами, знания о том, как отучить ребенка кусаться. Читай помощь специалиста.

Причины, почему ребенок кусается

Чтобы понять, что делать, когда ребенок кусается, какие действия предпринимать и как отучить ребенка кусаться необходимо установить причину такого поведения и дальше уже отталкиваться от этого. Есть несколько причин, почему ребенок кусается:

Дискомфорт или боль, вызванные режущимися зубами

Дискомфорт или боль, вызванные режущимися зубами - это одна из основных причин кусания у малышей до 8 месяцев. Ему больно и неприятно, он становится капризным, его десна краснеют и опухают. Ребенок кусается, чтобы хоть немного облегчить эту боль или выразить свое расстройство по этому поводу. В период, когда у малыша , под рукой всегда должны быть специальные резиновые игрушки, которые он может вволю кусать вместо своих родителей. Также можно смазывать опухшие десна анестезирующими гелями, после консультации врача, разумеется.

Любопытство

Маленькие дети чрезвычайно любопытные существа, что неудивительно, ведь вокруг них, куда ни глянь, лежит мир огромных возможностей. Столько интересных звуков, столько интересных мест, столько интересных вещей. Но, тогда как взрослый человек будет в первую очередь рассматривать незнакомый предмет, ощупывать, вертеть, может принюхиваться, ребенок исследует не только руками, но и ртом в одинаковой степени. Поэтому малыши тянут в рот все, что им попадется на пути. Любопытство также заставляет детей кусаться, чтобы посмотреть на реакцию укушенного человека, не понимая, что этим они причиняют боль своему другу или близкому человеку. Обычно, видя негативные реакции на свои поступки, дети перестают со временем кусаться.

Сильные эмоции

У детей весьма ограниченный словарный запас и с тем небольшим набором слов, который они приобрели за свою короткую жизнь, очень трудно выразить особо сильные эмоции, поэтому дети начинают плакать, драться или кусаться. На это может влиять множество факторов: недовольство, переутомление, обида, даже сильная радость. Чтобы избежать подобного проявления переизбытка эмоций, нужно не давать ребенку становиться раздражительным, всегда имея под рукой закуски, на случай, если он проголодается, предлагая более спокойные игры, если ребенок становиться слишком возбужденным. С детьми постарше можно уже объяснять, что кусаться не хорошо, и помогать им выражать свои эмоции устно, подсказывая нужные слова и фразы.

Жажда внимания

Дети старше 3 лет, которые уже сознательно понимают, что кусание причиняет боль и вызывает негативные реакции у окружающих, могут использовать это в своих целях, чтобы добиться внимания со стороны родителей, которого им так не хватает. Для ребенка, который обделен вниманием, даже ругань и уроки дисциплины подходят для утоления этой жажды. Все, что требуется от родителей, чтобы прекратить такое поведение – проводить больше времени с ребенком в течение дня. Особенно, если у ребенка в жизни произошло какое-то большое событие, которое заставило его чувствовать себя покинутым и игнорируемым, например, рождение второго ребенка в семье.

Жалобы на то, что ребенок кусается, одни из самых распространенных. При этом они поступают как от самих родителей, так и от посторонних - пострадавших соседей по песочнице, детей, посещающих ту же группу детского сада, что и кусающийся ребенок, и даже от взрослых, которые лично познакомились с такой реакцией малыша на запрет или что-то другое, что не понравилось маленькому агрессору. Но всегда ли ситуация, когда ребенок кусается - ненормальна, и его следует отучить от этого? Или существуют определенные условия, при которых такую реакцию можно отнести к допустимым?

Ребенок, который кусается: норма или отклонение?

Ответ на вопрос о том, почему ребенок кусается, могут дать его возрастные особенности.

Ребенок кусается в 1 год. По достижении годовалого возраста или раньше (начиная с 7-8 месяцев), малыш находится на пике активного прорезывания зубов. Годовалый ребенок кусается без намерения причинить вред - в ход идут все доступные ему предметы, которые можно грызть или жевать, облегчая этим зуд и напряжение в деснах. При этом у малыша может появиться повышенная капризность и раздражительность, у него может нарушиться аппетит и сон - причиной этого становятся неприятные ощущения, которые он испытывает при прорезывании зубов.

Ребенок кусается в 2 года. Это возраст активной социальной адаптации. Ребенок начинает посещать детский сад, развивающие группы, более тесно контактировать с детьми на игровой площадке. Его желание кусаться может быть спровоцировано элементарным неумением выразить свои желания или намерения иным способом. Так же у него может проявляться потребность в доминировании - кусая другого ребенка, малыш устанавливает своего рода превосходство над ним. Кроме потребности кусаться, ребенок может демонстрировать нежелание подчиняться правилам - отказываться ложиться спать в положенное время, игнорировать просьбы родителей и пр.

Ребенок кусается в 3 года. Это возраст, в котором большую роль играют отношения со сверстниками. И если в трехлетнем возрасте ребенок кусается, причиной этого могут быть нездоровые отношения в коллективе - в группе детского сада, среди постоянных участников игр на детской площадке и пр. Укусы могут носить как защитный, так и атакующий характер. В первом случае ребенка могут обижать другие дети (или он считает, что его обижают), а во втором - он сам нападает на детей, без каких-либо причин для этого. Но причина есть у любой проблемы. И применительно к потребности кусаться, это может быть негативный пример, который ребенок регулярно наблюдает, нездоровая атмосфера в семье, желание подражать любимому ТВ-персонажу и пр.

Как исправить ситуацию?

Если ребенок кусается, что делать в этой ситуации может снова подсказать его возраст.

Если ребенок кусается в год. Предложите годовалому малышу специальные игрушки, облегчающие прорезывание зубов и успокаивающие напряжение и зуд в деснах. Это могут быть пластиковые кольца или силиконовые диски с ручкой для держания. Второй вариант предпочтительней, так как вода, которой наполнена силиконовая оболочка, быстро охлаждается в морозильной камере, что существенно повышает «успокоительные» свойства игрушки. Но будьте внимательны: такое приспособление следует лишь слегка охлаждать (на 2-3 °C) по сравнению с температурой десен -этого будет достаточно, чтобы облегчить состояние ребенка. Он с удовольствием переключит свое внимание и потребность кусаться на эту игрушку. Кроме того, полезно занимать ребенка различными играми, которые он уже способен освоить в этом возрасте. Перебирание кубиков, листание книги с красочными картинками и другие несложные и интересные занятия помогут малышу отвлечься от желания кусаться.

Если ребенок кусается в 2 года. В этом возрасте малыши уже способны воспринимать не только свои, но и чужие эмоции. Расскажите ребенку о том, что малышу, которого он укусил, больно, и его следует пожалеть. Предложите своему маленькому агрессору подойти к пострадавшему и пожалеть его. Предварительно обсудите в доступных ребенку выражениях, как именно это лучше сделать. А после того, как он пожалел малыша, которого покусал и извинился перед ним, таким же образом побеседуйте с ребенком о недопустимости таких агрессивных действий.

Если ребенок кусается в 3 года. Так как в этом возрасте решающую роль играют собственные эмоции ребенка, и желанием кусаться он часто демонстрирует негативные переживания, отдельное внимание следует уделить анализу ситуации в целом. Возможно, причина такого поведения кроется в отсутствии контакта со сверстниками, а может, в его окружении есть кто-то, кто проявляет агрессивные черты поведения, и малыш просто имитирует это? Помощь в таких вопросах может оказать детский психолог или невролог - специалист проведет тестирование, которое поможет понять источник агрессии и провести работу над коррекцией поведения, чтобы манера кусаться и или другими негативными способами демонстрировать свое превосходство или переживания не закрепилась в качестве устойчивой модели.

В любом случае, ответ на вопрос о том, как отучить ребенка кусаться, зависит от особенностей ситуации. Но важно вовремя обратить внимание на проблему и не допустить того, чтобы у нее появились шансы испортить отношения ребенка с окружающими.

Это может быть интересно

Содержание статьи:

Перед родителями стоит задача не только научить малыша многим навыкам, но и внести некоторые коррективы в его поведение. Однако, далеко не всегда удается самостоятельно справиться с проблемами, которые появляются по мере взросления малыша. Так, многие родители не знаю, как отучить ребенка кусаться, и решить эту проблему поведения.

Бывает, что мама, например, вынуждена вновь начать трудовую деятельность. При этом малыш привык ощущать ее присутствие постоянно. Он начинает выражать свой протест, и начнет кусаться, возможно, чтобы выразить свою обиду или разочарование непонятным поведением мамы. Так отражается его внутренний дискомфорт.

Даже без подсказки психологов ясно, что, если нет положительного внимания со стороны родных людей, начнутся проблемы. И, если мама целый день была на работе, а придя домой отправилась готовить ужин, дитя начнет придумывать способ, как привлечь к себе внимание. В порыве эмоционального возбуждения ребенок укусил, а мама отреагировала, причем не важно – улыбнулась или накричала, главное - она обратила внимание. И теперь малыш будет вновь и вновь кусать, чтобы хоть как-то общаться с любимой мамой. Капризное поведение – это, прежде всего, предупреждение, что пришло время общение. Необходимо бросить домашние дела, посадить малыша на колени и пообщаться. Выслушать сбивчивый рассказ о том, как прошел день, как малыш ждал маму и боялся, что она не придет. Часто мамы уже с раннего возраста вместе с малышом готовят, просят его подержать маленькие овощи или небьющуюся посуду, хвалят изо всех сил своего маленького помощника.

Проблемы, связанные с кусанием в первый год жизни

Грудным деткам очень сложно. Все органы постепенно приспосабливаются к новому ритму, вокруг все незнакомое и неизведанное. Деткам интересно все попробовать и прикусить только что появившимися острыми зубками. Так чаще всего маленькие дети выражают свой восторг.

Но также ребенок может укусить потому, что у него сильно чешутся или болят десны. Первые укусы обычно проходят для мамы без внимания. Но малыш отлично чувствует связь между проявлением своих чувств и маминой реакцией. Если мама не прореагировала, значит, можно продолжать. Потому нужно как можно быстрее отучить ребенка кусаться в 1 год, пока такие действия не вошли в привычку.

Некоторым детям достаточно увидеть, что мама и папа начинают страдать от боли, некоторые родители даже могут притвориться плачущими. И тогда дети больше не пытаются укусить. С другими можно договориться, и даже в ответ слегка укусить ребенка, чтобы он почувствовал, что такие действия болезненные и неприятные.

Новый переходный период двухлетних детей

Малыш к 2 годам уже значительно подрос. У него в этот период начинается очередной переходный возраст. Распознать, что этот сложный период наступил, можно по слишком часто произносимому слову «нет». Звучит оно весомо и твердо по любому поводу и в ответ почти на любое родительское предложение. Если мама пытается возмутиться, ребенок может и укусить, и ударить, и накричать.

Специалисты успокаивают родителей, объясняя такое поведение тем, что все происходит вследствие физиологических особенностей, из-за активного роста клеток головного мозга. Поэтому это кризисное время нужно пережить без борьбы.

Если малыш не хочет одевать уже пятую предложенную рубашку, начинает повышать голос и пытается укусить, нужно перечислить варианты таким образом, чтобы он не смог ответить отказом. Например, невозможно ответить отказом на такие вопросы: «Что ты хочешь надеть – синюю или серую рубашку?», «Тебе что положить – котлету или сосиску?». Тут уж придется выбирать, а не капризничать.

Кусаться и отстаивать свои права хочется и тогда, когда игра в самом разгаре, но подошло время спать. Ребенок возбужден и возмущен, почему родители его не понимают. Потому укусить и причинить боль кажется лучшим выходом. Но можно отучить ребенка кусаться и в 2 года.

Если родители считают, что ребенка нужно немедленно наказать, лучше использовать верный способ – медленно досчитать до десяти. Ведь сгоряча можно многое наговорить, чаще всего – лишнего. Крики и одергивания, наказание и шлепки не такие эффективные методы как кажется. Они могут запугать и только. Не разговаривать – тоже не средство. Малыш лишь почувствует себя одиноким, и не свяжет такое поведение с недавним плохим поведением.

Чтобы уложить в постель, у многих родителей заготовлена интересная сказка или припасена игрушка, с которой за день произошли интересные события, и о них нужно рассказать ребенку.

Если ребенок кусается в три и четыре года

В три года у детей появляется осознание собственного «я», и свое личное пространство тоже обозначено. Они уже не позволят забрать кому-то игрушку или проникнуть на свою территорию. Но все же психика в этом возрасте еще неустойчивая, и сдерживать свои отрицательные эмоции очень сложно. Вспышки ярости присущи детям, и реакция эта вполне природная, так как вызвана инстинктом самосохранения. Пройдет время, и ребенок научится контролировать свои эмоции, но пока управлять ими он не научился.

Если ребенок кусается и дерется, такое поведение не является признаком злобного и агрессивного характера. И родителям следует выяснить, чем же вызвано такое поведение. Может, причина очень понятна: появился страх перед окружающим ребенка миром. Что-то непонятно, что-то пугает, потому срабатывает защитный рефлекс, который выливается в агрессию. Страх не будет вечным спутником, и со временем исчезнет, но пока задача родителей - окружить маленького человека вниманием и любовью. Только тогда он почувствует себя в полной безопасности.

Есть еще один повод укусить или ударить – это чувство неудовлетворенности. Когда вокруг все необычно и интересно, то как же хочется каждую мелочь потрогать и попробовать. А как иначе познать мир? Но взрослые постоянно начеку со своими постоянными запретами. Потому, не удовлетворив свое любопытство, ребенок проявляет агрессию, бьет и кусает родителей и друзей по играм.

Существует еще и ревность. Если постоянно страдают в семье другие дети, может, причина именно в ревности, и драка происходит не потому, что взяли его любимую игрушку, а показалось, что другого любят больше.

Чтобы отучить ребенка кусаться в 3 года, задача родителей толково объяснить, почему нельзя поднимать кулачки на родителей, оставлять следы зубов на чужой коже. Ребенок сам этого не поймет. Но просто погасить агрессию получится на небольшой срок, а физические меры воздействия лишь усугубят ситуацию. Может даже возникнуть опасная ситуация: подавленная, но теперь неконтролируемая агрессия может негативно сказаться на психике, и в дальнейшем вылиться в психическое расстройство.

Очень неприятно ребенку будет услышать, что девочка из соседней квартиры добрая и хорошая, а сам малыш злой и отвратительный. Ребенок в этом случае может выбрать для примера негативного героя сказок и вести себя плохо. В этом случае доказать обратное родителям будет очень сложно.

Чтобы отучить ребенка кусаться в 4 года, нужен постоянный контроль за его поведением. Нельзя пускать ситуацию на самотек, так как проблема не исчезнет. Если не пресекать проявления агрессии, она будет интенсивнее проявляться по мере взросления. Для родителей должен быть предостережением тот факт, что ребенок может ударить или укусить. И, если в таком возрасте у него еще не хватает достаточно сил, то через несколько лет, не научившись контролировать вспышки ярости, от такого могут пострадать окружающие люди.

Выяснив причину такого жестокого поведения, нужно доходчиво объяснить своему чаду, в чем он не прав, и что не всегда человек получает желаемое. А потому бросаться на всех подряд не нужно. Лучше обсудить с родителями ситуацию, когда что-то не нравится.

Сложности 5- и 6-летнего возраста

Ребенок уже подрос, и многое начал понимать. Например, что обстановка в семье не очень хорошая, папа и мама часто ругаются, постоянно ссорятся. Своим поведением они преподают ребенку уроки жестокости, а потому он также будет вести себя и среди посторонних. Ведь пока родители – это главные люди, и, конечно, образец для копирования поведения. А если папа может ударить, то и ребенок кусает маму или поднимает на нее свои кулачки.

Конфликты в семье вообще не нужны, но особенно они не приемлемы в присутствии ребенка. Но даже, когда ссоры происходят за плотно закрытой дверью, ребенок все понимает, и переживает, не зная, что предпринять. А так как он не чувствует себя в безопасности, то тревогу будет проявлять с помощью агрессии. Родители должны знать, что ребенок в таком возрасте способен на сильные переживания.

Часто ребенок кусается в садике, а в других местах ведет себя спокойно. В этом случае воспитатель должен проследить, что происходит с ребенком. Ведь, скорее всего, выяснится, что более сильный забирает у него игрушки или обижает. От обиды только и остается, что пустить в ход не только кулаки, но и зубы.

Может, в садике другие дети кусаются, и это вызывает восхищение у других. Хочется подражать такому «герою», отсюда и возникновение новой негативной привычки. И родители, и воспитатели должны дружно пресечь эти действия, объясняя, что нельзя приносить вред другому. Но такие беседы не должны принимать форму нравоучений. Дети этого очень не любят, и в ответ могут озлобиться.

Постепенно дети начинают осознавать все последствия своего поведения, особенно, когда с ними будут отказываться дружить. Чтобы ребята приняли драчуна в свой коллектив, ему придется перестать и драться, и кусаться.

Отвлекать от негативных эмоций нужно. Для этого потребуется, чтобы ребенок читал и смотрел фильмы без насилия и жестокости.

Есть и такая причина, почему кусается ребенок. Она связана с необходимостью дополнительной и активной стимуляцией в зоне ротовой полости. Эта патология связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью. Чаще всего такие дети отстают в развитии, у них наблюдаются повышенная нервозность и значительные отклонения в поведении. Помочь в этом случае может только специалист.

Ребенок кусается в детском саду