Система образования в Древней Греции . Образование в древней греции

В Древней Греции и в эллинистических государствах во II в. до н. э. сложилась особая трехступенчатая система образования — эта структура просуществовала вплоть до самого конца античности. Первая образовательная ступень — обучение письму, чтению, счету; вторая ступень — грамматическая школа. Обязательным элементов обучения было тут чтение классических писателей (поэтов, ораторов, историков) с объяснениями из всех областей знаний. К 16-ти годам обучение в школе заканчивалось, и начиналось образование третьей ступени — риторская школа. Основной целью этого этапа обучения было практическое овладение искусством письменного и устного слова, то есть ораторским искусством. Также изучались элементы права (в качестве приготовления к карьере судебного оратора) и философия (логика и этика). С высшим гуманитарным образованием риторской школы сосуществовало и конкурировало специальное высшее образование в философской школе, которое претендовало на статус альтернативного источника получения знаний.

Обучение музыки в древнегреческой школе

В Древней Греции складывается ряд факторов, обусловливающих развитие педагогики и образования, а также философии рационализма, которая постепенно обретает статус особого типа познания. Во-первых, это специфические природные условия, под воздействием которых быстрыми темпами развивается коммерция и ремесленное производство, что в свою очередь требует определенных навыков, знаний и, конечно, уровня образования. Это предопределило развитие древнегреческой системы обучения и школ, где педагоги представляли собой особый социальный класс, необходимый для подготовки профессиональных ремесленников и торговцев. Сословия торговцев и ремесленников представляли в Древней Греции серьезную экономическую и политическую силу, которая развивалась и завоевывала авторитет в обществе. Значительное влияние на древнегреческое образование оказала и демократическая основа социальной организации, которая реализовалась в институте полиса, создав условия творческой свободы и индивидуальной инициативы. Третьим фактором, повлиявшим на становление образовательной системы в Греции стало развитие философии рационализма, которая в целом была инициирована причинами религиозного характера. Религиозная культура древних греков была более или менее «либеральной»: древнегреческие боги, по сути, были идеализированными людьми; греки не имели священных книг (в смысле воплощенного в тексте божественного откровения); не имели строго фиксированной религиозной и обрядовой догматики, а древнегреческие жрецы не играли существенной роли в жизни полиса.


Легендарный древнегреческий поэт Гомер

Говоря о влиянии духовной культуры на становление древнегреческой образовательной модели, нельзя не упомянуть ту роль, которую сыграли в этом процессе поэмы Гомера, ставшие своеобразной Библией греков. Безусловно, фигура певца-сказителя Гомера скорее легендарная (многие исследователи считают его таким же собирательным персонажем, как и Шекспира). Однако, древние греки были убеждены в существовании этого боговдохновленного поэта, единолично создавшего масштабные эпические полотна, заменявшие сакральные тексты. Наподобие Вед, предназначенных для жрецов-брахманов, или религиозно-философских текстов Упанишад, поэмы Гомера ставили своей главной целью передачу священного знания от учителя к ученику. Сказания древнегреческого аэда можно также сопоставить с индуистскими эпическими поэмами «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых сочетаются рассказы о мифических и легендарных событиях с приключенческими сюжетами, любовными историями и назидательными поучениями.

К концу V в. до н. э. в Афинах все горожане могли читать и писать

Основатель знаменитой философской Академии, Платон в своем фундаментальном трактате «Государство» рассматривает гомеровский эпос как «жизненное руководство»: «…поэт этот воспитал Элладу, и ради руководства человеческими делами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы согласно ему построить всю свою жизнь…». Примерно до середины V в. до н. э. воспитание молодежи строится на основе образа идеального героя, выводимого из поэм Гомера: образованный благородный молодой человек должен, помимо физического совершенства, обладать знанием поэзии и определенными «мусическими» навыками, т. е. умением играть на музыкальных инструментах. По Гомеру учились, воспитывались, в его текстах находили эталоны поведенческих «добродетелей», обнаруживая в то же время и скрытые аллегорические, практически священные смыслы. Так Гомер приобрел статус «божественного учителя», транслирующего через рассказы о легендарных событиях четко выверенную концепцию мироздания.


В истории Древней Греции особую роль сыграли два государства-полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сформировались собственные уникальные системы воспитания, обучения и образования. Именно с возникновением полисной системы государственного управления вопросы образования стали властной прерогативой, а государство взяло на себя расходы по обучению граждан. Так, идеалом афинского воспитания стала модель, сводящаяся к достаточно абстрактному понятию — совокупность добродетелей.

Афиняне использовали агонистику — состязательность между личностями

Тут подразумевалось всестороннее развитие гармоничной личности, одновременно обладающей развитым интеллектом и близким к идеальному телом. Считалось, что достичь подобной эталонной модели саморазвития и самосовершенствования был вправе только свободный и имущий гражданин Афин. Соревновательный принцип (агонистика) стал основой для образовательных и воспитательных практик древних афинян. Дети и юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных дискуссиях, тем самым оттачивая свои лучшие качества, обретая уверенность в себе и соответствующую репутацию в афинском обществе.


Древнегреческий философ Платон

Система воспитания детей в древней Спарте — тема для многочисленных досужих рассуждений и споров. Выражение «спартанское воспитание» зачастую ассоциируется с жесткими и порой даже агрессивными мерами воздействия на поведение ребенка и носит весьма негативный оттенок. Гражданин древней Спарты был, в первую очередь, воином, а потому воинская дисциплина и все ее составляющие охватывали жизнь спартанца целиком, от раннего детства до глубокой старости, так что человек беспрекословно вынужден был подчиняться суровым государственным интересам. Воспитание мальчиков и девочек в Спарте отличалось друг от друга. По словами древнего историка Плутарха, спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Вероятнее всего, это преувеличение: не соответствовавших критериям здоровья малышей скорее всего отдавали на воспитание свободным сельчанам, периэкам. Крепкие мальчики, достигнув шестилетнего возраста, переводились из родительского дома в общественные спартанские воспитательные учреждения, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды, соответствующие военным формированиям спартанцев, место в которых юные ученики займут в будущем. Образование в этих учреждениях было весьма строгое, ставившее своей целью подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, знакомство с искусством владения оружием, военные и стратегические маневры.


Эдгар Дега. Юные спартанцы

Помимо тренировок телесных, спартанцы высоко ценили и интеллектуальное образование. По их мнению, важно было не только уменье понимать и ловко вести житейские дела, что приобреталось с опытом и во время разговоров с мудрыми людьми, но и уменье выражать свои мысли коротко и ясно. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать четкие ответы, говорить по делу и лаконично. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать, как велят государственные предписания.

Положение женщины в Спарте было почётнее, чем в остальной Греции

Что касается воспитания девочек, то в целом, оно велось в таком же духе, как и воспитание мальчиков. Однако, отношение спартанцев к женщине носило поистине рыцарский характер. Брак заключался с момента похищения невесты: был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой, что придавало отношениям молодых супругов романтическую таинственность. В целом, положение женщины в Спарте было свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. Привыкнув с детства чувствовать себя частью социума и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте именно женщины правят бал.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образование и первые учебные заведения в Древней Греции

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Итак, в Древней Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. древний греция гимнасия театр

1. Школа - образование в Греции было платным. Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

Когда мальчик идёт в школу за ними, следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки - стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть.

Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, поэтому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Это не мешало учителям, так же как педагогам и отцам, щедро наделять непослушных и невнимательных учеников палочными ударами, так что спина ученика делалась "пестрее шкуры змеи". В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство. В школе мальчика, прежде всего, учили грамоте. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Поэмы Гомера считались очень полезными для детей. Они давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться. В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь.

2. Палестра (“пале” - борьба) - с 12 - 13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни музическую школу. Изучение гимнастики считалось не менее важным делом, чем знакомство с музыкой и литературой. Ведь гражданин должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне, которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы, которые не умеют ответить на удар ударом, переплыть реку или догнать убегающего врага.

Прозанимавшись первую половину дня в музической школе, мальчики отправлялись в палестру - так назывались гимнастические школы. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооружённый тростью, которой он действовал не менее усердно, чем учитель музической школы, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

3. Гимнасии - первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места музических и физических упражнений молодёжи. В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16 - 18 лет. Продолжая заниматься в гимнасии гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными гимнасиями были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить, прежде всего, воина и мать воина. В течение 13 лет -- с 7 до 20 лет -- мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" -- красоты и добра, слитых воедино.

А теперь отправимся в театр Диониса!

«С весёлой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Под звуки флейт шумное шествие весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам»…

Дионис (Вакх) - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Театр Диониса под Акрополем является самым древним театром Греции. Именно здесь впервые были поставлены первые пьесы античных классиков.

У истоков греческого театра и лежали праздники в честь бога Диониса.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов - сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В 6 в. до н. э. в эти праздники был введён сценарий. Так появились 1-е спектакли. Вскоре праздники были перенесены в специальные места - театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди, сочинявшие пьесы для театра.

Все посетители театра делились на 2 группы - почётные гости и обычные зрители. Почётными гостями были жрецы Диониса, олимпионики и стратеги. Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги для посещения театра.

Актёры, игравшие в спектаклях, главной задачей считали заучивание текста. Его произносили со всевозможными завываниями, пытаясь передать чувства героев. Этой же цели служили маски: они отражали радость, горе и другие эмоции.

Театр Дионисия не всегда был каменным. Изначально он был построен из дерева и служил отчасти и торжественным событиям. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 г. до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры.

У каждого места в театре есть свое название.

Скене - палатка, где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей); сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых боковые назывались -- параскениями, а то, что мы называем сценой -- предскением.

Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром.

Орхестра - место между сценой и амфитеатром. Здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководителем хора).

В театре было 2 вида представлений.

Первый - трагедии. Слово «трагедия» происходит от греческих слов козёл и песнь, то есть «песня козлов». Это название вновь ведёт нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Очень часто актёры, исполнявшие трагические роли, вставали на деревянные колодки - их было лучше видно. Так пытались подчеркнуть, «высокий», возвышенный характер трагедии. Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли -- цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его -- торжественной, патетической.

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигает в творчестве трёх великих трагиков 5 в. до н. э. - Эсхила, Софокла и Еврипида - и комического поэта Аристофана, творившего и в начале 4 в. до н. э. Каждый из них уделял большее внимание конкретным и определённым вопросам, но объединяло их стремление жить в демократичном афинском обществе и руководствоваться теми принципами, которые были провозглашены им как основополагающие.

Другим популярным театральным жанром была комедия. Слово «комедия» происходит от греческих - шествие и «песня шествия». Это описание шествия подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельских праздниках в честь Диониса.

К старшему поколению комедийных поэтов принадлежали Хионид и Магнет, о которых почти ничего неизвестно, к младшему - Кратин, Евполид и Аристофан, от их произведений сохранились лишь фрагменты.

Наиболее популярным комедийным драматургом был Аристофан, написавший комедию «Птицы». Комедии Аристофана отличаются богатством идейного содержания, выразительностью театральной формы. Он - одновременно и вершина её, и завершение. Во второй половине 4 в. до н. э., когда в Греции сильно изменились социально-экономические условия, древняя комедия утратила свою основу.

Палестра

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

    презентация , добавлен 05.12.2016

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Особенности государственного механизма в Древней Греции, основные полномочия органов государственной власти. Анализ политико-правового режима и административно-территориального устройства. Реформы в области государственного управления и законодательства.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции. Особенности системы физического воспитания. Физические программы в ходе обучения в палестрах. Виды спорта. Спортивнее состязания, как часть системы физического воспитания.

    реферат , добавлен 17.02.2009

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    История Древней Греции. Произведения искусства, изобретения, знаменитые атлеты, философы и скульпторы. Сходство в менталитете нашего современника и древнего эллина. Герои, которых уважали древние греки. Понимание образов героев: Ахиллеса и Одиссея.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Этапы становления и развития политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Зарождения науки о политике, появление реалистической концепции власти. Развитие мыслителями античности идей свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.

Педагогика античности.

В эпоху античности происходит формирование основ европейской культуры, в т.ч. и образовательной.

Территория и временные границы античного мира огромны: от 3 тыс. лет до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке зародилась древнегреческая культура и вплоть до 5 в н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с т.н. варварским миром, христианством и породил культуру средневековья. Территориально античный мир охватывал земли 3-х материков – от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.

Воспитание и обучение в Греции в 9-8 вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера. А именно образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами.

Грек архаического периода должен был быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием. В эпических поэмах есть его характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой», «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания по Гомеру – достичь славы, превзойти в доблести своего отца.

Образование занимало особое место в обществе и рассматривалось как неотъемлемая обязанность каждого свободного достойного гражданина. Запрет на получение образования был одной из форм наказания человека.

Древняя Греция.

В период расцвета Эллады, в 6-4 вв. до н.э. ведущую роль среди всех государств-полисов стали играть Афины в Аттике и Спарта в Лаконии. Эти два государства дали 2 различных образца организации обучения и воспитания в Древней Греции.

Образовательная система Спарты.

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути невежественного человека. Еще Аристотель отмечал, что основной недостаток воспитания в Спарте в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военный действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором.

Спарта – полис со строгими государственными традициями. Интересы государства ставились выше интересов личности и индивидуальной свободы гражданина.

Воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденных осматривали старейшины. Слабых и уродливых кидали в пропасть Тайгет, а здоровых и крепких передавали кормилицам, которые очень ценились в Древней Греции. Они их не пеленали, давая свободу движений, приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивым в пище, приучали не бояться темноты и т.п.


Подобный упор на физическое воспитание возможно был обусловлен необходимостью защищаться (в 12 в до н.э. в Древнюю Грецию вторглись с Балкан дорийские племена, что также затормозило культурное развитие Древней Греции).

Особенности спартанского образования

1. Сословный характер:

Истинные спартиаты – господствующая группа, выполняющая управленческие и военные функции;

Периэки («живущие рядом») – смешанное население с личной свободой, но без политических прав;

Илоты – порабощенные население, подчиненной государству.

Обучение – право истинных спартиатов.

2. Приоритет военного обучения.

3. Принцип послушания и полного подчинения старшим. Любой мужчина или старик – это второй отец. Иностранцы отмечали: «Только в Спарте приятно стариться».

4. Основной тип образовательных учрежденийшколы-общежития (молодежные коммуны с обучающее-воспитательной направленностью).

5. Этапы обучения:

1) 7-15 лет – воспитание обучение в специальных детский отрядах или военизированных лагерях («агелах», возглавлял агел один из мальчиков, отличающийся силой, ловкостью и умом). Цель – закалка, укрепление физической выносливости. Физические упражнения, основы военного искусства, элементарные основы чтения, письма, счета. Пение, танцы.

Физическое воспитание в Спарте: гимнастика (бег, прыжки, игра в мяч, охота, верховая езда, единоборство) и орхеистика (военные танцы: пластические движения, имитирующие действия во время борьбы, а также хоровые упражнения).

2) 15-20 лет – юноши получали некоторые гражданские права и помогали старшим в воспитании младших. Основы эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Военное обучение. Участие в учебных сражениях, походах. Криптии – военные походы молодежи, во время которых они наделялись правом тайного убийства самых сильных и боеспособных из илотов.

3) 20-30 лет – обучение и воспитание в том же направлении. В итоге юноши становятся полноправными членами полиса.

Мотивирующая форма обучения – «агоны» (публичные соревнования). Подвергались с 14 лет. Гимнастические и мусические (орхеистика) агоны. Состязания в выносливости в т.ч. проводились и форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. Плутарх рисует сцену: «Мальчиков в Спарте пороли бичом…в течение всего дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым.

Образовательная система Афин.

Афины – крупный культурный, торговый и политический центр. Поэтому образовательная система здесь была более гибкой и менее традиционной. Основная цель – всесторонне и гармоничное развитие личности, которая заключается в идее каллокагатии. Каллокагатия: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями.

Особенности афинского образования:

1.
Сословный характер. Образование касалось правящего сословия – эвпатридов.

2.
Учителя назывались дидаскалами и не принадлежали к жреческой касте. Статус учителя приравнивался к ремесленнику, и только жизненные случайности, горе и злоключения приводили свободного гражданина к дверям школы. На одного дидаскала было 20-50 учеников.

3.
Школы частные, платные.

4.
Ступени обучения:

С рождения дети получали традиционное семейное воспитание. Цель – развить физически силы, чувство красоты и нравственные установки.

1.
7-12 лет. Мусические школы. Они разделялись на грамматические и кифаристические.

Грамматические школы – давали навыки письма (на восковых табличках («церах») костяной палочкой («стилем»); дети иногда соскребали воск и лепили игрушки, за что наказывались), чтения (заучивались басни Эзопа, поэмы Гомера и т.п., мифы, гимны). Имелись учебные пособия – модели геометрических тел, ящики с песком для упражнения в черчении, таблицы с примерами на 4 правила арифметики, «абаки», наподобие счетов. Кифаристические школы давали музыкальное образование (игра на музыкальных инструментах – лира, флейта – пение). По мнению греческих мыслителей обучение музыке сохраняет и приумножает полисные традиции.

2) 12-16 лет. Палестры. Давали общее физическое воспитание и элементарную военную подготовку. Легкая атлетика, танцы, плавание, верховая езда, управление колесницами.

3) 16-18 лет. Гимнасии. Это были государственные философские школы. Среди академий и гимнасий наиболее популярными были:

Стоическая (Зенон), эпикурейская (Эпикур) гимнасии;

Академия Платона, Ликей Аристотеля, Киносарг Антисфена. Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку около храма мифического Аполлона Ликейского, Платон – у бассейна, при этом занятие у него начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, сконструированного им самим. Академия Платона располагалась у священной рощи и храма легендарного афинского героя Академа. В садах Академа стояли жертвенники музам и Прометею, подарившему людям письменность.

4) С 18 лет юноши должны были состоять в «эфебии», государственной организации для подготовки свободнорожденных к военной и государственной службе (в течение 2 лет, на государственном обеспечении). После 1-го года обучения они приносили клятву верности Афинам.

Также были софисты (учителя мудрости). Они собирали вокруг себя группы юношей и передавали ЗУН, опыт. Это были первые платные учителя в Афинах. Прежде всего, они обучали красноречию и логике. Способы – рассказ, беседа, дискуссия, развернутое доказательство.

Именно в Афинах обозначилась дифференциация учебного материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя – кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Но специфику этот процесс приобрел в римской системе.

Древний Рим.

По преданию основан в 752 г. до н.э. С 31 г. до н.э. Рим в ходе захватнических войн превратился в столицу огромной империи. Рим во многом заимствовал традиции греческой культуры. Распространенным было семейное воспитание и обучение.

Традиционно большая роль отводилась домашнему воспитанию. При этом семейное устройство было патриархальным. Отец имел право даже убить младенца или продать сына. За воспитание детей отец нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали также и приемных детей.

Особенности римского образования:

1. Состоятельные граждане имели возможность к 12 годам (до 16 лет) отправлять детей в грамматические школы. Это были частные учебные заведения повышенного типа. Остальные же римляне посылали детей на форумы (общественные собрания), в тривиальные («перекресток»), которые находились прямо на улицах или в ремесленных мастерских. За 2 года обучения дети научались писать, читать, считать, усваивали латынь, греческий язык, основы римского права, риторику.

2. В римском образовании были исключены все «изящные науки» (музыка, пение, танцы, спорт, т.к. «они побуждают больше мечтать, чем действовать»).

3. Идеал римского образования – прагматический (т.е. с извлечением конкретной пользы). Получение образования являлось необходимым условием для военной или политической карьеры.

4. Школьный канон – «семь свободный искусств» (тривиум и квадриум). Науки предложил римский писатель и ученый Варрон. Разделил на тривиум и квадриум римский философ и автор школьных учебников Боэций.

Тривиум – риторика, диалектика, грамматика.

Квадриум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Из первоначального варианта были исключены медицина и архитектура.

5.
Типы школ:

1) Риторские (ораторские) школы. Осуществляли подготовку общественных деятелей.

2) Коллегии юношества – образовательные центры для высшей знати. Готовили правящую элиту. Юноши путешествовали в центры эллинистической культуры и просвещения – Афины, Пергам, Александрию.

3) Легионы и школы всадников – военная подготовка.

6. Создание и использование первых учебников и руководств к преподаванию (в их качестве выступали авторские философские и риторские трактаты).

Виднейшие античные мыслители-педагоги:

1.
Пифагор – школа («Пифагорейское братство») должна строить свою деятельность на гармонии мышления, чувств, желаний. Предметы те, что связаны с понятиями меры, гармонии и которые можно изложить в виде различных чисел, формул, знаков (музыка, математика, медицина, философия). Даже в основу возрастной периодизации была положена цифра – 7 – в первое 7-летие выпадают зубы, во второе 7-летие наступает половая зрелость, в третье – отрастает борода. Все это способствовало порядку и дисциплине, как в учении, так и в жизни. Обучение и воспитание следует организовывать соответственно возрасту.ъ

2.
Демокрит – ценил роль семейного воспитания, положительного примера родителей, т.к. «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Воспитание – вторая природа человека. Основной мотив развития - детская любознательность, значит, учитель должен побуждать этот мотив, путем убеждения.

3.
Сократ – цель – развить внутреннюю природу личности, способности. 1 ступень обучения – основы этики и общественного поведения, 2 ступень – изучение практических профессиональных вопросов. Познать окружающий мир – значит заново родиться. А для этого ребенок должен сам найти истину в беседе с учителем («истина познается в споре»). Сократ выявил соответствующий метод – эвристическая (или сократовская) беседа – спор путем постановки учителем продуманных, логически связанных вопросов, отвечая на которые, ребенок постепенно осознает истину. Сократ проводил время на площадях, в палестрах и гимназиях, вступая в беседу с прохожими. «Я знаю то, что ничего не знаю» - ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.

4.
Платон – ученик Сократа. «Поучение» осуществляется на основе припоминания душой того, что она видела в мире идей. Ребенка нужно окружать образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе воспоминания об идеальном мире. Идеи общественного воспитания (прообразы детских садов). Необходимо создать систему государственных школ. Новорожденных сначала следует вскармливать общественным кормилицам в государственных воспитательных домах. С 3 до 6 лет – обучение осуществляется специальным воспитателем на специально оборудованных площадках вблизи храмов (в основном, игры). С 7 лет – посещение государственных школ, палестр, гимнасий, эфебий.

5.
Аристотель – ученик Платона, воспитатель А. Македонского. Обучение следует начинать с азбучных основ, затем делать упор на передачу реальных знаний о мире (природоведение, астрономия, философия и др.), затем привитие нравственных норм и законов в семье и полисе и заканчивать передачей ЗУН для профессиональной и творческой деятельности (риторика, поэтика и др.). В отличие от Платона, у Аристотеля основа познания – сенсорное восприятие. Воспитание должно быть разным – рабы должны готовиться к труду, а дети свободных – должны иметь досуг для развития ума и тела. На развитие человека влияют:

Внешний мир

Внутренние силы

Социальный заказ

Обучение должно опираться на внутренне присущую человеку способность к подражанию, т.е. с использованием повторения, следования образцу. Это доставляет ребенку удовольствие и радость. Упражнения должны быть частыми и хорошо продуманными.

Педагогика средневековья.

Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи – зарождением феодального общества, оплотом которого явилось христианство.

Средние века охватывают около 12 веков:

1.
5-10 вв. – раннее средневековье

2.
11-13 вв. – высокое средневековье

3.
14-16 вв. – позднее средневековье (эпоха Возрождения).

Культурное наследие богато – великолепные образцы иконописи, появление готического и романского стилей в архитектуре, шедевры живописи Л. Да Винчи, Микеланджело и др., поэзия Петрарки и Данте. Именно в средние века оформляется категория профессиональных ученых.

В 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи возникают раннехристианские общины, выражающие надежду наиболее угнетенных слоев на приход мессии, спасителя. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, уважали труд, не признавали императоров, за что подвергались гонениям.

В 313 г. христианство было признано равноправной религией, и христианские учителя получили право преподавать в тривиальных и грамматических школах, где они трактовали разнообразные науки с позиций новой религии.

Основной метод обучения – устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов и т.п.

Особое значение придавалось созданию внутреннего настроя эмоциональной приподнятости.

В начале 7 в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы при монастырях. Содержание образования опиралось на сочинения Аврелия Августина и Платона как наиболее соответствующего из античных мыслителей идеалам христианства.

Особенности образования:

2.
Цель – дисциплина свободной воли и рассудка, приведение человека к вере, к постижению, почитанию и служению Богу.

Символ человеческой жизни – греческая буква «ипсилон» (вначале жизни прямая дорога, затем человек делает выбор – слева широкая удобная дорога греха, а справа – тернистый путь праведника).

- «1» - символ единого Бога, «2» - дуалистичность Христа (божественное + человеческое), «3» - Святая Троица и т.д.

Латинская грамматика – для понимания и чтения Священного Писания.

Риторика и диалектика – для правильного чтения и логического мышления, умения дискутировать во избежание заблуждений в вероучении.

Арифметика – «божественный космос основан на числах

Геометрия – окружающий мир состоит из чисел

Музыка – приводит к гармонии небесную и земную сферы

Астрономия – занимается вычислением церковных праздников, постов.

Также изучали философию (венец обучения, ведет к постижению теологии), теологию и богословие.

Обучение велось на латинском языке (с момента перевода Библии на латынь). В течение 5 лет дети заучивали наизусть Псалтырь (т.к. знание и повторение псалмов отводят человека от суетных мыслей), учились читать и писать. Далее обучались 7 свободным искусствам, философии, теологии и богословию.

Древняя Греция – страна состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы спартанская и афинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных воин, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в «Политике».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящихся темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет, это государственная система воспитания (мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником).

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными плотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. (Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну).

Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство». (Лукиан).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (генекее), а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно).

Мусические (грамматика, кифариста) (8-16 лет) – дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые науные знания. Школы были частные и платные, общие занятия вели учителя дидаскалы (дидаско – я учу, позже дидактика – теория обучения). В школу мальчиков провожал один из рабов, называющийся педагогом (поводырь), пайс – мальчик, огогейн – вести.

Палестры (13-14 лет) – школы пятиборья, бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

Эфибии (18-20 лет) – двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать понимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты – странствующие учителя, среди которых были писатели, философы, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основание. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ).

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры –олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.

В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средства с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности такие понятия: «педагог, дидактика, гимназия, лицей, школа».

В этот период появляются олимпийские игры.

Воспитание в Древнем Риме.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.

Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).

Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.

15 – летние юноши пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Наиболее известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.

Образование и первые учебные заведения в Древней Греции

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Итак, в Древней Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. древний греция гимнасия театр

1. Школа - образование в Греции было платным. Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

Когда мальчик идёт в школу за ними, следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки - стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть.

Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, поэтому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Это не мешало учителям, так же как педагогам и отцам, щедро наделять непослушных и невнимательных учеников палочными ударами, так что спина ученика делалась "пестрее шкуры змеи". В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство. В школе мальчика, прежде всего, учили грамоте. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Поэмы Гомера считались очень полезными для детей. Они давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться. В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь.

2. Палестра (“пале” - борьба) - с 12 - 13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни музическую школу. Изучение гимнастики считалось не менее важным делом, чем знакомство с музыкой и литературой. Ведь гражданин должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне, которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы, которые не умеют ответить на удар ударом, переплыть реку или догнать убегающего врага.

Прозанимавшись первую половину дня в музической школе, мальчики отправлялись в палестру - так назывались гимнастические школы. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооружённый тростью, которой он действовал не менее усердно, чем учитель музической школы, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

3. Гимнасии - первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места музических и физических упражнений молодёжи. В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16 - 18 лет. Продолжая заниматься в гимнасии гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными гимнасиями были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить, прежде всего, воина и мать воина. В течение 13 лет -- с 7 до 20 лет -- мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" -- красоты и добра, слитых воедино.

А теперь отправимся в театр Диониса!

«С весёлой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Под звуки флейт шумное шествие весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам»…

Дионис (Вакх) - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Театр Диониса под Акрополем является самым древним театром Греции. Именно здесь впервые были поставлены первые пьесы античных классиков.

У истоков греческого театра и лежали праздники в честь бога Диониса.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов - сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В 6 в. до н. э. в эти праздники был введён сценарий. Так появились 1-е спектакли. Вскоре праздники были перенесены в специальные места - театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди, сочинявшие пьесы для театра.

Все посетители театра делились на 2 группы - почётные гости и обычные зрители. Почётными гостями были жрецы Диониса, олимпионики и стратеги. Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги для посещения театра.

Актёры, игравшие в спектаклях, главной задачей считали заучивание текста. Его произносили со всевозможными завываниями, пытаясь передать чувства героев. Этой же цели служили маски: они отражали радость, горе и другие эмоции.

Театр Дионисия не всегда был каменным. Изначально он был построен из дерева и служил отчасти и торжественным событиям. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 г. до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры.

У каждого места в театре есть свое название.

Скене - палатка, где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей); сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых боковые назывались -- параскениями, а то, что мы называем сценой -- предскением.

Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром.

Орхестра - место между сценой и амфитеатром. Здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководителем хора).

В театре было 2 вида представлений.

Первый - трагедии. Слово «трагедия» происходит от греческих слов козёл и песнь, то есть «песня козлов». Это название вновь ведёт нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Очень часто актёры, исполнявшие трагические роли, вставали на деревянные колодки - их было лучше видно. Так пытались подчеркнуть, «высокий», возвышенный характер трагедии. Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли -- цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его -- торжественной, патетической.

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигает в творчестве трёх великих трагиков 5 в. до н. э. - Эсхила, Софокла и Еврипида - и комического поэта Аристофана, творившего и в начале 4 в. до н. э. Каждый из них уделял большее внимание конкретным и определённым вопросам, но объединяло их стремление жить в демократичном афинском обществе и руководствоваться теми принципами, которые были провозглашены им как основополагающие.

Другим популярным театральным жанром была комедия. Слово «комедия» происходит от греческих - шествие и «песня шествия». Это описание шествия подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельских праздниках в честь Диониса.

К старшему поколению комедийных поэтов принадлежали Хионид и Магнет, о которых почти ничего неизвестно, к младшему - Кратин, Евполид и Аристофан, от их произведений сохранились лишь фрагменты.

Наиболее популярным комедийным драматургом был Аристофан, написавший комедию «Птицы». Комедии Аристофана отличаются богатством идейного содержания, выразительностью театральной формы. Он - одновременно и вершина её, и завершение. Во второй половине 4 в. до н. э., когда в Греции сильно изменились социально-экономические условия, древняя комедия утратила свою основу.