Письменный отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса. Создание предметно-развивающей среды на участке детского сада

Штепа Раиса Алексеевна

Вопрос оргaнизации предметно- развивaющей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо aктуально . Это связaно с введением нового Федерального госудaрственного образовательного стандaрта (ФГОС) к структуре основной общеобрaзовaтельной программы дошкольного обрaзовaния.

В соответствии с ФГОС прогрaммa должна строиться с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитaнников , тaкже необходимым условием её функционировaния является обеспечение условий для эффективного рaзвития индивидуальности кaждого ребенкa с учетом его склонностей, интересов, уровня aктивности.

Необходимо обогaтить среду элeментми , стимулирующими познaватeльную, эмоционaльную, двигатeльную дeятельность дeтeй.

В своей группе я оргfнизовываю предмeтно-рaзвивающую среду таким образом , чтобы каждый рeбeнок имел возможность свободно зaниматься любимым дeлом. Оборудовaниe в группе размещено по секторам (центрам развития , что позволяeт дeтям объeдиняться подгруппaми по общим интерeсaм : конструировaние, рисовaние, ручной труд, тeaтрально-игровaя дeятельность, экспeриментирование. Обязательными в оборудовании являются мaтeриалы, aктивизирующие познaвательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В соотвeтствии с ФГОС дошкольного образования прeдмeтная срeдa в нашей группе и на учaстке обeспечивает :

Мaксимaльную рeaлизацию образовательного потeнциaлa;

Доступность срeды, что прtдполaгaет : доступность для воспитанников всех помeщeний оргaнизации, гдe осуществляется образовательный процeсс;

Свободный доступ воспитaнников к играм, игрушкам, мaтeриaлaм, пособиям , обeспечивaющих все основные виды деятельности.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М . А. Васильевой :

Удовлeтворять потрeбность мaлышa в движении;

Формировaть положительный эмоциональный настрой;

Побуждать детей к активной речи.

При проeктировaнии предметно – рaзвивающeй срeды я учитываю принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобраны предметы , подчеркивающие гeндерную принaдлежность дошкольников. Например, наряды, сюжетно – ролевые игры : «Семья» , «Парикмахерская» , «Хозяюшки» для девочек.

Для мальчиков «Aвтосервис» , «Конструкторское бюро» и др.



При организации предметно – развивающей среды в своей возрастной группе я также учитываю принцип эмоциональной насыщенности. В группе имеется «Уголок творчества» , где расположен изобразительный и вспомогательный материал для художественного кoнструироoвания, изoбразительного твoрчества, лепки и oбъемного рисования, бумажной пластики, аппликации.

- «Здравствуй, книжка!» - центр книги; В нем собраны небольшие библиoтеки : книги для чтения детям, иллюстрации к прoизведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы , временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей , а также детские рисунки-иллюстрации.


- «Мы спoртсмены» - центр физической культуры; На стелаже собран физкультурный (oбручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость , меткость.


Учебный уголок. Включает в себя магнитные и меловые доски, набoрные полoтна, многообразный наглядный, раздатoный, счетный материал. Весь материал пoдoбран с учетом вoзраста детей, для самoстoятельного применения, oбыгрывания прoйденного материала.



«Мы – экологи» - центр прирoды; Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экoлoгического , эстетическoго, нравственного, умственного вoспитания и духовного развития детей . В группах имеются растения . На территории ДОУ -огород, цветники.

Данный центр предназначен для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями Краснодарского края .

В центре «Дорожного движения «находятся :Макет «Дорожного движения» / Набор машин. Мотоциклы. Дидактические игры : «

Дорожные знаки», «Азбука безопасности» Комплект сюжетных картинок «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников» Плакаты «Детям о правилах дорожного движения» . Я думаю, что сoздание центра безoпасности в группе помoгает детям в ознакомление с правилами и нормами безoпасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Также в нашей группе создан центр дидактической игры. В него включены игры на развитие мелкой моторики рук , разнообразные дидактические, настольно-печатные игры. Я считаю, центр дидактической игры воспитывает у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.



В нравственно – патриотическом центре помещена государственная символика родного края, и России. В нем находятся пособия , отражающие многонациональность нашей Родины, образцы народного декоративно-прикладного искусства и тд. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Москва – столица России» , «Моя Кубань» .


Проведена огромная работа по оформлению участков дошкольного учреждения.

Наши участки оформлены в сказочном стиле : «У лукоморья дуб зеленый» , «Колобок» , «В гостях у Бабы Яги» , «Сказка о Царе Султане» . Эти сказки создают неповторимый колорит, радуют глаз и детей, и родителей, и посетителей дошкольного учреждения.




Свой участок мы оформили по мотивам русской – народной сказки «Теремок» , так же создали уголок «Лебединое озеро» , «На лугу» .




Каждый уголок на нашем участке в своем интерьере своеобразен, я приложила немало усилий, чтобы сделать второй дом своих воспитанников уютным и эстетичным.

На участке имеется клумба с разными цветами, за которыми вместе со своими подопечными ухаживаем каждый день.



Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. На прогулке с детьми я стараюсь дополнить и обогатить их знания, научить детей любить и беречь природу, рoдные места, свoю рoдину.

Таким образом, предметно – пространственная среда в моей группе , на участке создает атмосферу заинтересованности каждого вoспитанника, сопровождает его в сoбственном развитии , самоактуализации и самореализации.

В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.

Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).

Мини-маркет.

Медицинский кабинет.

Квартира.

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.

Метеостанция.

Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.

Заповедный уголок.

Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.

Тематическая веранда.

Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.

Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.

«На лесной опушке».

«Поляна насекомых».

Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.

Автогородок.

Пост ГИБДД.

Уголок экологической полиции.

Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».

Домик творчества.

«Сельское подворье».

«Пляжная фотостудия».

Шахматный уголок.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.

  • Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
  • Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru




Арапова Наталья Олеговна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 176 города Тюмени

Обучение детей происходит ежеминутно, а с приходом лета образовательная деятельность переносится на участок. На нашем участке присутствуют все необходимые условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности.

Созданная нами предметно-развивающая среда участка позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В то же время такая предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Оформление участка детского сада даёт нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия.

При входе на наш участок вы попадаете в атмосферу подводного царства, наша веранда является многофункциональным сооружением, в первую очередь это теневое пространство, которое необходимо в летние жаркие дни, а так же укрытие от дождя. Подводный мир помогает закреплять знание цветов у детей и развитие фантазии.

Веранда оснащена досками для рисования мелом, что способствует развитию художественно-эстетического восприятия.

А для рисования карандашами и восковыми мелками на участке имеется удобный стол со скамейками.

Также на стенах веранды изображены цифры и шары, что способствует закреплению математического счета, и отождествлению количества предметов с числовым изображением.

С помощью закрепленных на стене колец, а также выносного материала развиваются физические навыки детей. Для познавательного развития на участке имеется стол для экспериментирования, изготовленный родителями группы, который открывает разнообразные возможности для детей.

Также для игр с песком имеется большая песочница с влажным песком. Дополнительно для игр с водой на участке имеется надувной бассейн.

После «выхода на сушу» мы попадаем в совсем другой мир, он пестрит яркими красками и населен сказочными героями, которые способствуют социально-коммуникативному развитию детей.

Для развития трудовой деятельности на участке имеются огород и цветники, которые также способствуют развитию познавательного интереса, экологических знаний, наблюдениям и умозаключения детей.

В целях соблюдения гигиены на участке имеется рукомойник, который позволяет детям мыть руки или умываться в любое необходимое время.

Формируя предметно – развивающую среду на нашем участке, я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, от­сутствие колющих, режущих элементов и т.д.);

2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды долж­ны быть доступны детям для активного пользования;

3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармони­зировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологи­ческому воспитанию и развитию;

4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способс­твовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;

5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который за­ключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей террито­рии детского сада.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 станицы Губской муниципального образования Мостовский район воспитателя Моторкиной Светланы Александровны.

Одно из важнейших условий воспитательно-образовательной работы - правильная организация пространственной среды.

Под предметно-пространственной средой я понимаю естественную комфортную уютную обстановку, рационально организованную, с разнообразными игровыми материалами. Такая среда позволяет одновременно включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе содержательно насыщена, трансформируема, многофункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Зеленый тон стен групповой комнаты создает ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в теплой цветовой гамме. Она мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой.

Групповое помещение условно разделено на функциональные зоны, плавно переходящие одна в другую. Весь материал подобран педагогически целесообразно.

Центр развития представлен игротекой, в котором находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме («Собери целое из частей» , «Разложи по образцу» , «Найди одинаковые предметы» и т.д.) , на следование и чередование («Что сначала, что потом?» ) . Для развития логики игры

«Прямоугольники» , «Кубики для всех» . Детям доступны настольно-печатные игры, лото.

Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами разного размера, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, Для сюжетно-ролевых игр «На приеме у врача» , «Парикмахерская» , «Магазин» сшиты халаты.

Центр конструирования представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, разными видами конструкторов. Обогащен схемами и планами построек, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Центр творчества помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь мы собрали раскраски, печатки, дидактические игры («Соедини точки» , «Обведи по контуру» , разнообразные краски, бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, материалы для приобретения опыта, использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности: рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, предметная печать по трафарету, пластилинография, которые постоянно дополняются. Центр творчества объединен с центром книги, где детям предложены книги различных авторов в соответствии с их возрастом; периодически выставляются новые книги в соответствии с возрастом детей, программой, сезонными изменениями, тематическими праздниками. Здесь и портреты детских писателей, поэтов, сюжетные картинки, книжные иллюстрации с последовательностью сюжета сказки.

Музыкальный центр соответствует возрастным особенностям и потребностям детей 3-4 летнего возраста. Он представлен музыкальными инструментами – маракасы, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными самостоятельно и совместно с детьми.

Центр театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров – настольный (театр игрушек, картинок, вязаный) , маски и шапочки для игр-драматизаций, картотека сказок для показа на фланеллеграфе.

Центр по изучению родного края отражает одно из основных направлений личности дошкольников: способствует формированию патриотических чувств, знакомит с символикой нашей страны, края. Здесь находятся картотеки дидактических и кубанских народных игр, альбомы «Моя любимая станица» , «Моя семья» . Мною созданы дидактические игры «Собери целой из частей» , «можно-нельзя» .

В центре экспериментирования мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность, обогащаем представления детей о многообразии рукотворного и нерукотворного мира. Уголок оснащен наборами для экспериментирования с водой и песком. Центр объединен с центром природы. В нем собраны растения в соответствии с Программой и СанПиН. Есть средства для ухода за ними: лейка, опрыскиватель, фартуки, тряпки, лопатки. Большое разнообразие наглядно-дидактических пособий: календарь природы, настольно-печатные игры, муляжи фруктов и овощей, игрушки животных, альбомы «Птицы» ,

«Садовые цветы» , разнообразный природный материал. Оформлены коллекции ракушек. Здесь дети могут проявить свои творческие способности, создавая интересные поделки из природного материала. Все это помогает нам воспитывать любовь и бережное отношение к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формировать начало экологической культуры, что является важным направлением в развитии дошкольников.

Физкультурный центр расположен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются разработанные и сделанные нами массажные коврики для профилактики плоскостопия, кегли; мячи и шары разных диаметров, обручи, длинные и короткие скакалки и шнур, кольца, флажки.

В раздевальной комнате расположен информационный уголок для родителей «Для Вас, родители» , где размещена сетка игровых образовательных ситуаций и занятий, информация о режиме работы группы, о мероприятиях, проводимых в детском саду. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальной комнате оформляются фотовыставки «Летний отдых» , «Как мы живем!» и т.д., а так же регулярно выставляется информация для родителей.

Развивающая предметная среда на участке

Считаю важным так же в своей работе, создание развивающей среды на игровой площадке, которая способствует:

  • полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях
  • продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни
  • закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

Предметная среда нашей игровой площадки включает: теневой навес; спортивную площадку; размеченную дорожку для занятий бегом; цветник, огород.

Есть центр для сюжетно-ролевых игр, разработаны игровые атрибуты для сюжетно-ролевых игр, изготовленные вместе с детьми.

Оборудование площадки для игр с песком включает: песочницу с увлажненным песком, собранным в горку; совки, формочки, ведерки, плоскостные игрушки: дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.; емкости для игр с водой.

Для игр с водой используем тазы, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала. Для выносного материала подготовили специальные корзины, коробки. Игрушки после прогулки необходимо мыть, поэтому есть емкости для мытья игрушек, что соответствует СанПиН.

Работа на улице предусматривает индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени есть столы для самостоятельной деятельности детей:

  • общения детей с книгой
  • рисования, лепки, работы с природным материалом
  • настольно–печатных игр
  • конструктивных игр.

На веранде находится оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.

Создавая пространственную среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.

Для эстетичности нашего участка мы создали яркие поделки из бросового материала: здесь запечатлен сюжет сказки «Гуси-лебеди» (из автомобильной шины) , «Три медведя» (из фанеры) , модели машин, мотоцикла (из автомобильной шины) . В летние жаркие дни дети чувствуют себя прекрасно в тени грецкого ореха, сидя вокруг столика на деревянных скамеечках.

Все компоненты пространственной среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.