План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему: Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы". Конспект занятия по аппликации "масленица" в стар

«Масленица»

(Старшая группа)

Задачи:

Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.

Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица»,

восстановить связь времен.

Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.

Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:

Тин-тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Уж вы не скупитесь,

Подайте широкой Масленице!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! -

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Во вторник - заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался маслениц масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

символ масленицы

Блины - это главный символ Масленицы.

Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Частушки на масленицу

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали – нашей Масленице

Семь годков,

А всего у Масленицы

Семь деньков.

Ой, Масленица-обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Ой, Масленица, протянись!

За белую березу зацепись!

Сказали: Масленице семь годков,

А нашей Масленице семь деньков!

Ой, Масленица, протянись!

Ты за дуб, за колоду зацепись!

Ой, сказали – нашей Масленице

Семь годков, А всего у Масленицы семь деньков.

Ой, Масленица-обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Игры на масленицу

«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

«Малечена-калечина»

Играющие выбирают водящего.

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена - калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Забавы на Масленицу

Из истории: В день Масленицы делается "город". На реке Нице или на слободской площади, где больше простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется также из снега или льда дугообразная перекладина. Куски снега тщательно заливаются водою для того, чтобы крепче стояли. Предварительно же рыхлые столбы и перекладину с лицевой стороны украшают различными узорами больше всего посредством прикрепления к белому снегу по разным направлениям кусочков угля". Вверху на воротах ставили вылепленные из снега фигуры людей, иногда птицы или зверя. Перед закатом солнца большое количество народа собиралось смотреть, кто и как будет "ломать город". Как и во многих других случаях, развлечения молодежи, связанные со снежным городком, проходили на виду у всей общины, поведение участников подлежало непосредственному обсуждению.

На верхней Оби молодежь делала городок иначе: несколько невысоких, со сводами наверху, толстых столбов снега, облитых водою, составляли лишь основание крепости. На своды настилали доски. На углах крепости ставили очень высокие столбы, обвитые соломой. По крепостному валу размещали снежные скульптуры. Игра и здесь проходила в "прощеный" день. К городку приходили все перед наступлением вечера.

Начиналась атака конников и пеших под предводительством "генерала". Самый эффектный момент наступал после взятия крепости: зажигали соломенные столбы, и высокие факелы пылали в наступивших сумерках, освещая причудливые очертания полуразрушенной крепости и отражаясь в ледяных поверхностях.

«Перетягивание каната»

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным.Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

«Снежный тир»

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1x1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Игра «Блины»

Мы печем блины с утра,

Чтобы их была ГОРА!

Хватит всем друзьям, знакомым!

Первый блин, конечно, комом.

Будет пир у нас горой!

Подгорел слегка второй.

Тут за дело взялся папа –

Третий блин скатился на пол.

Брат решил испечь один –

Разорвал четвертый блин.

Бабушка взялась за пятый –

Получился он помятый!

А шестой пекла сестра –

Ужинать пришла пора!

Дедушка седьмой испёк –

Сразу блин стащил щенок!

Остальные делал я –

Тесто кончилось, друзья!

Ну, а мама прокричала:

«Завтра всё начнем сначала!»

Песня на проводы масленицы

Масленца – блиноеда,

Масленца – жироеда,

Масленца – обируха,

Масленца – обмануха.

Обманула, провела,

Нам блинов не дала.

Подайте оладушка

Нам подмасленного

Да поджаренного!

А мы Масленицу провожали,

Тяжко-важко по ней вздыхали:

Дорогая Масляна воротись,

До красного лета протянись!

Масляна, Масляна,

Куда ты идешь?

Потеряла лапочки –

Не найдешь!

Масленица-блиноеда

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила.

Стихи о Масленице

Масленица

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

(В. Степанов)

Широкая масленица – сырная неделя!

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Масленица

На столе калачи.

И блины горячи.

За окошком румяное солнышко.

Раскраснелось оно,

Словно выпить смогло

Чаю пять самоваров до донышка.

За окошком поёт о весне капель,

О зиме уходящей поёт.

Мне не хочется дома сидеть теперь:

По деревне весна идёт.

(О. Акулова)

Нынче Масленица с нами

Веет в воздухе ВЕСНОЙ,

В парк спешит народ честной,

Да с утра, да семьями,

В это воскресение!

Всяк идёт, кому не лень:

На Руси – особый день!

На плечах я! У отца!

Нынче – МАСЛЕНИЦА!

Видят всё глаза мои:

Вот концерт,

А там бои.

То летит, то стелется,

Про купца, про девицу!

Больше нравится мне пляска –

Это праздник, это сказка!

Встала мама в хоровод –

Лебедь белая плывёт…

С папой мы удивлены:

И ватрушки, и блины,

С пылу с жару – их съедают,

А они не исчезают!

Пахнет солнцем и блинами –

Нынче – МАСЛЕНИЦА С НАМИ!

Станем чучело сжигать,

Будем ЗИМУ провожать!

(Н. Капустюк)

Нынче проводы зимы

Нынче радуемся мы -

Нынче проводы зимы

С пирогами да блинами,

В шуме милой кутерьмы.

С горки саночки летят,

Очи девичьи горят,

Песни, пляски и гулянья

Уж который день подряд.

Молодым искать не лень

Нареченных целый день:

Женихов - девчатам

И невест - ребятам,

А у тещи на блинах

Зять довольно крякнул: - Ах!

Съел, наверно, штук под сорок -

То-то праздничный размах!

Это - Масленица,

Чудо - Масленица.

Пробуждение земли

Скоро крылья распахнёт

Сонная земля,

Пробуждение придёт

С криком журавля;

Признаёт и сам февраль

Перемену дней,

Сквозь небесную вуаль,

Солнечных коней

Шлёт, как вестников Весна

В серые дома:

– Пробуждайтесь ото сна! –

Говорит она.

И в застуженных сердцах

Тает мёртвый лёд.

Мчится тройка в бубенцах –

Масленицы ход…

Радость – в каждый дом!

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

Масленицу встретим.

Чучело сожжём.

Праздник мы отметим.

Радость – в каждый дом!

Яркий лучик солнца –

Каждому в оконце!

(Н. Губская)

Ожидание Масленицы

Кот ходил, сидел, лежал,

Долго масленицу ждал.

Песни пел, шипел, сопел:

«Не зима, а беспредел!»

Под окошком батарею

Он теплом кошачьим греет!

И надеется, что – вот!

Побыстрей весна придёт!

(А. Эйсмонт)

Широкая Масленица

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица,

Приходи раненько,

Встретим хорошенько -

Сыром, маслом и блином

И румяным пирогом.

Масленица - блиноеда

Накормила до обеда.

И сама - за плетень,

На весь день, на весь день.

Полизала сыр и масло,

А сама потом погасла.

Проводы зимы

Нам везде надо успеть -

И сплясать, и песню спеть!

Съесть корзину пирогов!

Да с три короба блинов!

Мы в избу беленую

Чисто подметем,

Ой, тоску зеленую

Мы не пустим в дом!

Холод да метелицу

Прочь прогоним мы.

Эй, встречай с весельицем

Проводы зимы!

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее встречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Масленица

Масленица! Масленица,

Круглые бока!

В небе солнце ластится -

Знать весна близка.

На тарелке блинчики

Горкой у меня,

Круглые, румяные -

Солнышку родня!

Подходите, деточки,

Я вас накормлю,

Молодые "веточки",

Очень всех люблю.

Праздники славянские -

Радость в каждый дом!

С песнями и плясками

Мы в весну войдем. . .

(Н. Обинякина ■)

Масленичные задоринки

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

Чтобы блины горочкой,

И все с икорочкой!

Масленица – значит, живы,

Раз гуляем – будем жить,

И блинами объедаться,

Веселиться и любить.

С горочки пойдём кататься,

Грусть-тоску прогоним прочь,

Будем с зимушкой прощаться,

Ей уже нельзя помочь!

Пусть горит костром в полнеба

Из соломы голова,

Побросай в огонь скорее

От любви былой дрова.

Удалою пляской русской

Под гармошку закружись...

С Масленицей расстаёмся!

Где ты там весна? Проснись!

Детям нравятся блины...

Детям нравятся блины.

До чего блины вкусны!

Все на свете влюблены

В аппетитные блины!!

Со сметанкой и с икрой!

Поскорее – стол накрой!

С джемом, с медом и с вареньем,

Со "сгущенкой" – объеденье!!

С мясом, с маслицем, с грибами,

С фруктами и овощами...

С творожком или с капустой,

С пудрой сахарною, вкусно!..

Я зову к себе гостей,

Моих маленьких друзей,

Налетайте, на блины!..

Ой, штанишки нам тесны...

(Т. Юдина)

Ода блинам!

Масленица блинная,

Сытная, старинная,

С самоваром, с огоньком,

Солнцем, снегом, ветерком...

Сказано немало слов,

Напеку скорей блинов,

Чтобы под конец зимы

Всласть весну встречали мы!

Тесто быстро замешу,

Всё что надо положу,

Сковородку раскалю,

Блин половничком налью.

Зашипит на масле тесто,

В сковородке ему тесно,

Ловко блин переверну,

На рисунок посмотрю.

Первый блин похож на солнце,

В нём узор лучами рвётся...

Блин второй готов багряный,

Словно яблочко румяный!

Русская народная песня

«Блины»

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладёт

И сама на стол несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Загадки

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,

Мясоед, веселье и блины.

И с зимою лютою прощанье

По заветам доброй старины.

(Масленица.)

Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река,

Плывут в горячую страну

Там делать в дырочках луну.

(Блины.)

Для любимой бабушки

Испеку оладушки.

Так румяны и вкусны

Эти пышные...

(Блины.)

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к… !

(Тёще на блины)

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, … !

(Икра)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки –…

(Блины)

В масленично воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

И ответить: …

(«Бог простит!»)

Пословицы о Масленице

◘ Не житье-бытье, а Масленица.

◘ Масленица семь дней гуляет.

◘ Боится Масленица горькой редьки да пареной репы (т.е. поста).

◘ Масленица идет, блин да мед несет.

◘ Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

◘ Маслина не на век дается.

◘ Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

◘ Масленица объедуха, деньгам приберуха.

◘ Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

◘ Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

◘ Как на масляной неделе в потолок блины летели.

◘ Без блина не масляна.

◘ Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.

◘ Блин не сноп – на вилы не наколешь.

◘ Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники.

◘ Блин не клин, брюха не расколет.

◘ И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

◘ Блины и поцелуи счета не любят.

Поговорки про Масленицу

Без блина не масляна

Блин не клин, брюха не расколет

Блин не сноп – на вилы не наколешь

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны

Блины и поцелуи счета не любят

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы

Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы (Радуница или родительский день отмечается через 9 дней после Пасхи)

Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело,

И самый хладнокровный человек любит горячие блины

Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники

Как на масляной неделе в потолок блины летели

Маслена не на век дается

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха

Масленица семикова племянница

Масленница семь дней гуляет

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков

На Масленой повеселись, да блинком угостись

На а горах покататься, в блинах поваляться.

Не все коту Масленица, бывает и Великий пост

Не житье - бытье, а Масленица

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло

сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра,

сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка.

Масленица в картинах известных художников

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю посмотреть подборку картин известных картин на тему Масленичных гуляний.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-МАСЛЕНИЦЫ»

Воропаева Е.Е.

МБДОУ Детский сад

комбинированного вида

№16 «Колокольчик»

воспитатель

1 квалификационной категории

Мичуринск 2017

Пояснительная записка:

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».

Ш. Амонашвили

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Практика показывает, что многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Недостаточно внимания уделялось социально-нравственному развитию, народной культуре, что повлияло на поведение детей. В общественном сознании широкое распространение получили равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, пренебрежительное отношение к народным традициям, к гражданскому долгу. В настоящее время актуальным стало социально-личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.

ООД составлена в соответствии с ФГОС ДО, при использовании интеграции образовательных областей, включенных в образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В основу ООД положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания старших дошкольников; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

В основу ООД легли следующие принципы:

1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.

2. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с бумагой)

4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).

Образовательные области: Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

Интеграция видов деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра), коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из бумаги, изобразительная (рисование, аппликация), музыкальная, двигательная (подвижные игры, физкультминутки)

Лексическая тема: Проводы русской зимы. Масленица

Вид занятия: тематическое, занятие-творчество

Формы образовательной деятельности: организованная образовательная деятельность

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление куклы-масленицы из бумаги).

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;

Познакомить с народными потешками, закличками;

Познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;

Формировать умения изготавливать куклу-масленицу из бумаги;

Активизировать словарный запас дошкольников.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;

Воспитываем аккуратность при работе с бумагой, ножницами, клеем;

Создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к традициям своего народа;

Развивать внимание, память, связную речь;

Развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;

Развивать творческие способности, фантазию.

Планируемый результат: изготовление куклы-масленицы из бумаги, организация выставки работ.

Подготовительная работа:

Подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы;

Подбор потешек, закличек, пословиц и поговорок о Масленице, о весне;

Рассматривание репродукций картин о Масленице;

Разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)

Подготовка и оформление лэпбука «Масленица».

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, лэпбук, репродукции картин на тему «Масленица», схема последовательности изготовления куклы, ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, палочки (шпажки), готовая кукла «Масленица».

Технологическая карта ООД

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Под музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»)

Воспитатель: Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных,

На конях вороных.

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся Масленица семь годков.

Ой, Масленица, кривошейка,

Встретим тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом.

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Воспитатель: Ребята, о чем, о ком это стихотворение?

Дети : О масленице

Воспитатель показывая репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» и др. (на примере Лэпбука «Масленица») напоминает детям о празднике Масленица, который означает прощание с зимой и встречу весны: этот праздник любит русский народ – и взрослые, и дети.

Воспитатель: Вот и кончается зима. В это время на Руси издавна устраивались народные гулянья - назывался этот праздник Масленица.

Масленица – один из наиболее ярких и любимых народом праздников. Ее, так или иначе, отмечали все. Длилась Масленица целую неделю (показать на лэпбуке названия дней Масленичной недели ).

Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье блинами, сладостями, баранками.

Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорошо на репродукциях Б.М. Кустодиева передано веселье, яркость праздничного гулянья: катание на санках с горы, на каруселях, на лошадях, запряженных в украшенные сани. (Рассматривание репродукций картин )

Воспитатель: На Масленицу сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками.

МОТИВАЦИЯ И ПОСТАНОВКА И ПРИНЯТИЕ ДЕТЬМИ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

Дети: Это кукла-Масленица

Воспитатель: Как вы думаете, эта кукла старинная или современная?

Почему вы думаете, что это старинная кукла?

Действительно, эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки ваших бабушек.

Воспитатель: Посмотрите, во что она одета? Возьмите, потрогайте куклу, из чего она сделана?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, она сделана из простых ниток. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Домашняя Масленица сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Оберег - от слова «оберегаю», т.е. охраняют, оберегают от всего плохого.

Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

А хотите научиться делать своими руками из бумаги куклу-масленицу?

Дети: Да.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. НАЧАЛО ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ЗАДАЧАМ ООД

Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленицу, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом.

Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая

Выше бережка головушку несёт Сжимаем пальцы в щепоть .

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в сторону.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами .

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки.

Воспитатель:

Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Берем листы цветной бумаги и складываем из нее гармошку. Таких гармошек нужно сделать две (для юбки и рубашки), их нужно согнуть поплам и соединить друг с другом.

Берем цветной картон и по шаблону вырезаем контур лица куклы и кокошник.

Волосы сделаем из цветной бумаги: вырезаем небольшую полоску и делаем на ней надрезы по все ширине полоски, с помощью карандаша придадим волосам объем (накрутить на карандаш).

С помощью фломастеров нарисуем на контуре лица глаза (или наклеим из цветной бумаги) и волосы.

Соединим делали: Лицо приклеиваем к кокошнику, кокошник к соединенным юбки и рубашке, и куколка-масленица готова!

Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка ).

Воспитатель предлагает детям выбрать цветную бумагу на свой вкус.

Каждый ребенок выполняет свою куклу.

Воспитатель помогает отстающим детям.

После того, когда дети выполнять голову и туловище куклы , проводится физминутка.

Физкультурная минутка «Маланья»

Мы сегодня зиму провожаем

Шаги на месте.

Весну красную встречаем!

Руки развести в стороны

Приди, Весна-красна,

Круговые движения руками вверх, вниз.

Принеси нам тепла!

Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.

Приди, погода ясная,

Прижать руки к груди и протянуть их вперед.

Приди, солнце красное

Руки поднять вверх

Воспитатель: Традиционная кукла-масленица делалась без лица. Она считалась предметом неодушевленным. Кукла должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.

Вот наши куклы и готовы.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. РЕФЛЕКЦИЯ

По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:

Как ты её делал?

Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?

А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.

Примечание: Куклы могут быть использовать в музыкальном уголке, в уголке художественно-эстетического развития, в игровой зоне, на празднике «Масленичные гуляния» и др.


Конспект занятия

по адаптационной образовательной программе: « Живая глина»,

срок реализации программы – два года.

Объединение: «Калейдоскоп»

Возраст детей от 8 до 15 лет

Дата 27.02.2014г.

Раздел программы: «Декоративный рельеф» (14 часов)

Тема занятия: « Изготовление солнца – символа масленицы».(2часа)

Цели занятия: закрепление навыков лепки декоративного рельефа

Задачи занятия:

Обучающие:

Формировать правильные приёмы лепки;

Закрепить навыки и умения лепки декоративного рельефа при помощи стека и «налепа»;

Учить применять знания по декоративному творчеству при создании образа в лепке.

Развивающие:

Развивать интерес к лепке;

Развивать креативность мышления, мелкую моторику кистей рук;

Развивать умение создавать образ по указанной теме.

Воспитательные:

Приобщать детей к русским традициям через знакомство с праздником масленица;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие;

Вырабатывать соблюдение правил безопасности при работе.

Методы обучения:

Словесный метод (беседа);

Наглядный метод (демонстрационный материал);

Практический метод (индивидуальная практическая работа)

Используемые технологии:

Элементы игровой технологии (дидактическая игра);

Личностно-ориентированные (индивидуальная работа);

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика).

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

Фронтальная;

Работа по подгруппам;

Индивидуальная практическая работа.

Реальный результат:

- научились выполнять декоративный рельеф при помощи налепного узора;

Познакомились с традициями празднования масленицы;

Проявят умение планировать совместную деятельность;

Смогут воплотить художественный замысел;

Оценить свою работу и работу других.

Материалы к занятию:

Предварительная работа:

Просмотр презентации о масленице;

Дидактическая игра;

Повторение правил техники безопасности;

Обсуждение этапов работы по технологической карте.

Демонстрационный материал:

Образец;

Презентация;

Символические изображения солнца.

Раздаточный материал:

Технологические карты;

Соленое тесто 3-ех цветов: красное, оранжевое, желтое;

Фольга;

Стеки, кисть;

Стаканчики с водой;

Штампы.

Ход занятия:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала занятия – тема, цель занятия;

2. Подготовка к основному этапу занятия – объяснение, рассказ педагога;

3.Усвоение знаний и способов действий – показ приёмов

изображения.

4.Проверка домашнего задания.

5.Техника безопасности на занятии для обучающихся.

Динамическая пауза.

6. Первичная проверка знаний:

Опрос детей;

Закрепление знаний и способов действий;

7.Пальчиковая гимнастика.

8.Практическая деятельность обучающихся

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; индивидуальный подход к каждому обучающимся на занятии.

9. Подведение итогов занятия-

Анализ деятельности детей педагогом, самими обучающимися; возможна выставка работ.

1 0. Рефлексия.

2мин.

8мин.

6мин.

4мин.

3 мин.

7мин.

3мин.

45мин.

8мин.

4мин.

1) Приветствует всех присутствующих. Для сообщения темы занятия, привлечения внимания детей загадывает загадку про масленицу.

-Как вы думаете, о каком празднике идет речь?

Всю неделю отдыхаем, Слайд №1
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем

Правильно! Это Масленица.

2) Предлагаю вашему вниманию презентацию, из которой вы узнаете подробнее об этом народном празднике.

-Демонстрация презентации.

Масленица справляется за семь недель до Пасхи

Самым главным на Руси был Бог солнца – Ярило.

От света и тепла зависела жизнь людей на земле.

Всю длинную, холодную зиму люди мечтали о тёплом летнем солнышке, зелёной травке.

И вот к концу зимы они просили поскорее растопить снег и лёд, согреть землю Бога солнца- Ярило.

Сайт №3

В каждом доме пекли румяные блины, похожие на солнышко, ели их с маслом, угощали соседей.

Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус.

А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся! Слайд№4

Вопросы для закрепления: Слайд№13

-Назовите традиционное угощение на праздничном столе?

-Почему выбрано это угощение?

-Каким ритуальным обрядом заканчивается празднование Масленицы?

Тема занятия: Изготовление солнца-символа Масленицы Слайд№14

Дидактическая игра «Солнечный наряд»Слайд№15

1. Обсуждение эскизов, символических изображений солнца . Конструирование модели солнышка. Сравнение двух моделей.

-Какая геометрическая фигура лежит в основе всех представленных изображений солнца?

- Какой формы можно изобразить лучики солнца?

-Какие дополнительными деталями украшены изображения солнца?

-Какие цвета были использованы при изображении солнца?

Повторение понятий: рельеф, барельеф, горельеф, декоративный рельеф.

Вопросы для проверки знаний по изученному материалу:

-Что такое рельеф?

-Что означает словосочетание « декоративный рельеф»?

Инструкция по техники безопасности с элементами игры . Слайд№18

Игра-разминка «Правда или нет?»

1.Правда или нет?

-что материалы и инструменты должны быть разбросаны на рабочем столе? (Нет!)

2. Правда или нет?

-при лепке из солёного теста надо надевать специальную одежду? (Да!)

3.Правда или нет?

-Что во время работы можно вертеться и мешать соседу по парте? (Нет!)

4. Правда или нет?

-Что нельзя допускать попадание солёного теста в глаза? (Да!)

5. Правда или нет?

-Что если у вас есть ранки на пальцах рук, то не надо их заклеивать их пластырем? (Нет!)

6. Правда или нет?

- Что нужно убирать свое рабочее место после окончания работы?

1. Анализ технологии выполнения декоративного рельефа: Анализ образца

-Какой способ выполнения рельефа использовался при выполнении представленного образца?

-Этапы выполнения декоративного рельефа:

(Презентация, технологическая карта.)

Необходимые материалы и инструменты: Слайд№19

1.Из кусочка теста формируем шарик. Слайд№20

2.Расплющиваем шарик так, чтобы получился круг толщиной 1 см. Слайд№21

3. Полученный круг приклеиваем на тестовую основу при помощи воды. Слайд№22

4. Возьмём тесто другого цвета и разделим его на равные части по количеству лучиков. Слайд№23

5. Из полученных заготовок формируем лучики и приклеиваем по контуру солнышка. Слайд№24

6.Используя технику «налепа» декорируем солнышко деталями: глазками, носиком, щечками, и ротиком. Слайд№25

7.Добавляем необходимые декоративные детали: украшаем лучики, добавляем челку, кудряшки, веснушки. Слайд№26

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» . Слайд№27

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Выполнение декоративного рельефа

1. лепка рельефа, поэтапная работа;
2. деталировка;
3. завершающий этап

Текущий инструктаж
коррекция работ учащихся, демонстрация правильных вариантов выполнения операций, поощрение.

а) просмотр и анализ работ б) оценивание работы

Заключительный инструктаж. Слайд№28

-Какие чувства вы испытываете, глядя на свои солнышки?

-В чем были затруднения?

- Как их исправить?

- Предлагаю ребятам выбрать солнышко (весёлое, безразличное, грустное) и оценить своё впечатление от сегодняшнего занятия .

1) Разгадывают загадку.

Это Масленица

2) Чтение слайдов.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.Слайд№5
"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!Слайд№6
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!Слайд№7
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.Слайд№8

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.Слайд№9
Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!Слайд№10
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...Слайд№11
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!Слайд№12

Просматривают презентацию и отвечают на поставленные вопросы.

Блины.

Блин – символ солнца.

Сжиганием обрядовой куклы на костре.

Выполняют задание по группам. Собирают модель солнышка из предложенных деталей.

Анализируют получившиеся модели, отвечая на

вопросы.

Круг.

Завитки, жгутики, лепестки, кружки.

Чёлки различной формы, веснушки.

Желтый, оранжевый, красный.

1.Отвечают на поставленные вопросы.

Рельеф - это один из основных видов скульптуры, в котором объемное изображение располагается на плоскости и составляет с этой плоскостью единое целое. Слайд№16

Декоративный рельеф это выпуклое изображение на плоскости, служащее для украшения Слайд№17

Встают из-за парт, отвечают на поставленные вопросы. При положительном ответе машут руками, а при отрицательном – топают ногами.

Просмотр презентации.

Анализируют образец и технологическую карту.

При выполнении работы используется способ налепного узора – «налепа».

Выполняют разминку.

Поэтапное выполнение работы.

Самостоятельное творчество по отделке и украшению изделия.

Обмениваются работами и оценивают работы друг друга.

Отмечают положительные моменты в работе.

Высказываются по поводу допущенных ошибок.

Отвечают на поставленные вопросы, подводят итог занятия.

Выбирают солнышко соответственно своему настроению.

Название: Занятие по лепке «Масленица»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, аппликация, Вторая младшая группа, дети от 3 до 4 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск

Занятие по лепке. Тема: «Масленница»

Организационный момент

Эй, ребята, все проснулись?

Солнцу вместе улыбнулись!

Собираемся все в круг,

Улыбнемся всем во круг!

Настроением наполняйтесь,

На занятие собирайтесь.

Основная часть

Воспитатель. – Ребята, мы с вами сегодня пойдем на народное гуляние, на Масленицу. А вы знаете, что это за праздник?

Дети — …

Воспитатель – Правильно, вы такие молодцы!

Масленицу на Руси справляли,

Когда зиму провожали.

Чтоб весну скорее встретить!

Надо блинчиков отведать!

Ребята, давайте посмотрим на картины, и вы по ним расскажете нам, как празднуют масленицу. Вы согласны?

Дети — …

(Воспитатель предлагает детям посмотреть на картины с изображением народного гуляния «Масленица»)

Воспитатель – Дети, как вы думаете, а «Масленица» — это веселый праздник? А почему?

Дети — …

Воспитатель – Вы такие молодцы! Вы так много знаете об этом празднике, я хочу вам предложить поиграть в игру «Снежки». Вы хотите поиграть?

Дети — …

Игра «Снежки» (Две корзины и шарики из ваты или синтепона)

(Дети делятся на две команды и по очереди кидают, каждый в свою корзину ватные шарик.)

Воспитатель – Ребята, а вы знаете какое самое главное угощение на этом празднике?

Дети — …

Воспитатель – Ну конечно же это блины. Я хочу вам предложить и нам настряпать блинчики. Вы мне поможете?

Дети — …

Лепка.

Дети рассаживаются за столы. На столах приготовлены доски, стеки, пластилин, салфетки на каждого ребенка.

Воспитатель – Ребята, мы будем печь наши блинчики из пластилина. Я сейчас вам расскажу и покажу, как мы это будем делать. Мы берем кусочек пластилина и должны приготовить его для работы, что нам надо делать?

Дети — …

Воспитатель – Правильно. Мы должны его размять. Ну вот, мы размяли наш пластилин, из него мы должны сделать шарик. Как нам это сделать?

Дети — …

Воспитатель – Правильно, мы круговыми движениями ладоней должны раскатать шарики. Ребята, а у вас получается?

Дети — …

Воспитатель – А теперь из полученного шарика, мы сделаем блинчик. Мы его сплющим, между двумя пальчиками. Ребята у вас получается?

Дети — …

Воспитатель – Детки, а теперь вы сами будете печь блинчики.

(Самостоятельная деятельность)

Рефлексия

Воспитатель – Ребята, давайте красиво стопочками сложим наши блинчики на нашу выставку. Вечером вы порадуете своих мам, тем что сами тоже можете испечь блинчики. Я, посмотрела на вас, вы такие все молодцы, и хочу пригласить вас на настоящее гуляние «Масленица», на нашу уличную площадку, где мы с вами отведаем настоящие блинчики с теплым чаем. Вы хотите на гуляние?

Дети — …

Воспитатель – Тогда собираемся на прогулку.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

На тему: Масленица.

Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».

Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Музыка»

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.

«Чтение художественной литературы»

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.

Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.

Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I.Беседа .

Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Петрушки».

Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?

Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.

1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:

Весеннее солнце

Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте

3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).

4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...

«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»

6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?

Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;

Играли в игру «Взятие снежного городка»;

Проводили кулачный бой;

Ходили в гости друг к другу, пекли блины,

Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.

7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?

(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).

III. Исполнение детьми песни о блинах.

В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.

Песня «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.

Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.

Присели за столы и приступили.

Звучит минусовка песни «Блины».

V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.

А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.

Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!