Ребенку 3 года воспитание. Нормальные истерики: как с ними справляться? Воспитание детей после трехлетнего рубежа

Здравствуйте, мои дорогие друзья. Сегодня тема, которую мы с вами постараемся рассмотреть со всех сторон – воспитание ребенка 3 4 года психология советы. И сразу провокационный вопрос. Скажите, вы довольны собой, как родителем? Вы уверены, что все делаете правильно? И знаете ли вы, куда ведете, когда проводите воспитательные меры? И вообще, вы знаете, как воспитывать?

Подумайте над этими вопросами… А я вам честно признаюсь. Я не всегда собой довольна. Порой, понимаю, как правильно, но все равно, результаты не совсем те, к которым я вела. А в итоге, я снова в самом начале пути. А потому опыт каждого участника нашей беседы бесценный. Буду благодарна за комментарии.

Для начала поговорим о том, насколько это чудесное время – 3-4 года! Посмотрим на это глазами малыша и со стороны его родителей. Потом рассмотрим, какие задачи стоят перед взрослыми, у которых трехлетний карапуз. И что самое важное, научимся правильно относиться к изменениям в поведении малышат.

Самый лучший период для малышей и их родителей

3-4 года можно смело назвать золотым возрастом. Детки уже многое могут, чем невероятно радуют родителей: они разговаривают, самостоятельно перемещаются, очень много и часто повторяют за взрослыми, но уже во многих их поступках проступает характер и сила воли, а их развитие достаточно продвинулось за последние полгода, игры больше напоминают решение непростых головоломок и им все интересно.

Это общая картина. Естественно, малыши разные, и особенности малышей, и их способности на разных уровнях. И все же, если говорить об этом возрасте, то ситуация приблизительно такова. Но есть то, что одинаково у всех трехлеток, это – их восприятие мира, того, что окружаем кроху. И в это время главное понять, каковы потребности детей и как их удовлетворить.

Ответим на один и тот же вопрос с разных точек зрения: что из себя представляет этот ребенок, и какое обучение ему нужно дать, чтобы воспитать качественным человеком.

«Кто я?»

Приглашаю стать на минутку Мэри Поппинс, чтобы суметь понять речь детей и их взгляд на жизнь.

С самого первого мгновения, как только утром кроха открыла глазки, она увидела теплое солнышко, ласковую улыбку мамы, услышала нежные слова. Ему рассказали, как хорошо сегодня он проведет день. И, единственное, что он понял, это, что голос у мамы добрый, значит, все хорошо в семье. Он услышал ключевые слова: «кушать», «гулять», «друг Егорка», «папа». И в его головке проснулись одна за другой картинки. От каждой из них он невольно становится счастливым.

«Кто этот кроха?»


Посмотрим на маленького человечка глазами родительницы. Новый день начинается. Отбросим все хлопоты: накормить, одеть, уложить спать и т.д. Оставим то, что мама ставит сегодня за цель – воспитание самостоятельности. Мама видит, что детка ее все понимает, на все правильно реагирует. А потому решает привить новые знания и умения карапузу.

Похвально, когда у взрослых есть план, программа, по которой они занимаются с детьми. Но на чем она основана? Вы заметили, что сам котенок переполнен эмоциями и чувствами. Он все пропускает через призму: хорошо-плохо. Еще одна основа – ви́ дение мира в образах и картинках.

Решив обучить чему-то трехлетнего кроху, нужно именно это учитывать. То есть, если вы хотите что-то объяснить, то прибегать стоит не к логике и фактам, а к чувствам (больно, пожалеть, весело, хорошо) и качествам (смелый, добрая). Еще одна ваша палочка-выручалочка для родителей в обучении их крохи – сенсорное воспитание (не только говорить, но и давать попробовать, задействовать ощущения малыша и его восприятия).

Немножечко необычно, правда? Возможно, вначале нужно будет что-то изменить в себе и своем подходе, но оно того стоит. И очень скоро даст плоды.

Вот чего никогда не стоит делать, так это думать, что ребенок слишком мал, а потому не стоит «портить» его воспитанием. Или никогда не опоздаем, начнем, когда карапуз в школу пойдет. А сейчас пусть «отдохнет» от нравоучений. Но правильная ли такая позиция? Поговорим!

Ценность качественного воспитания


Что вы понимаете под воспитанием? Угол? Ремень? Нравоучение? Все это относится к наказанию, и никак не соответствует намерению помочь. Нужно действовать в 3 направлениях: обучать, наставлять и исправлять. Чему и как?

  1. Нравственное. Именно в этом возрасте, когда так понятны свои чувства, можно показать, что и у других людей тоже есть чувства. Их можно огорчить и радовать. Так малыш начинает понимать, что он может действовать в чьих-то интересах, о ком-то заботиться. Это социально нравственное обучение – основа для того, чтобы вырастить кроху ответственным и внимательным человеком.
  2. Экологическое. Кажется, так сложно карапузу объяснить, что нужно беречь природу. Ведь ему не понять, и что такое природа, и как ее беречь, и зачем это делать. Но именно в 3-4 года и стоит обратить внимание на основы экологического просвещения. Для этого использовать нужно простые и понятные ему истины. Например, водичку нам дают рыбки, чтобы мы умылись и попили. А если много-много взять воды, водички не хватит рыбкам. Жалко рыбок. Вот так девочка или мальчик на первых этапах, думая о рыбках, будет экономить водичку. Подрастет, и мы сможем дополнить эти его познания.
  3. Патриотическое. Как объяснить карапузу, что это его земля, его Родина, страна и люди – это его сограждане? Это является и частью другого наставления, духовно нравственного. Не поверите, проще простого. Мало того, в это дошкольное «обучение» входят и рассказ о традициях и обычаях нашей страны, и оно взращивает уважение к людям, его соотечественникам. Догадались? Да! Это – чтение. И книги самые любимые у карапуза – народные сказки! Всю нужную информацию от возьмет сам, как губка впитает. Можно только слегка отметить нужные моменты, чтобы сконцентрировать внимание крохи.
  4. Физическое воспитание. Наверное, для наших детишек это будет самое любимый урок. Вот когда они смогут попрыгать и побегать, сколько душе угодно. А наша задача – направить их энергию в систему. То есть, показать упражнения, и помогать их выполнять.
  5. Трудовое. Даже совсем маленькие крохи способны что-то самостоятельно сделать. Конечно, это «что-то» должно быть настолько простое, чтобы карапуз осилил. Для этого родители могут заранее подготовиться, найти простое задание и попросить котенка его сделать. Малыш будет счастлив!

Такое многогранное обучение способно привить уважительное отношение к людям, бережное к Земле, гордость за свой народ и страну и привить полезные привычки и навыки.

Остается только найти время для всего этого. И еще немножко для себя, чтобы отдыхать.

Потребности малышей, и как их учесть


Что вы считаете важным в воспитании? Чтобы кроха вас слушалась во всем? Знаете, мой опыт подсказывает, что стопроцентно такого нет и быть не может. Тогда что же важно?

Для меня это – понимание! Я всеми силами стремлюсь понять своего маленького, постичь, в чем его психология поведения. И надеюсь, что тогда ему будет проще меня понять.

Вот так, в любом конфликте, когда малыш не слушается, я точно знаю, что есть для этого причина. Я не знаю пока ее. Но, если я смогу поговорить с крохой, я обязательно выясню, в чем дело. Тогда и ссоры можно избежать. Но что, если карапуз психованный, и не идет на встречу? Нужно ли настаивать, чтобы он поделился своей горе-бедой?

Не спешите. Нужно дождаться, пока карапуз остынет, и его ощущение ситуации будет не таким острым. Вот тогда можно будет и поговорить. Еще лучший вариант — обсуждать все перед сном, вспоминая, что произошло и как нужно было поступить.

Если малыш даже перед сном слишком эмоционально воспринимает разговор, то лучше использовать , в которой этот же конфликт происходит с динозаврами или куклами, любыми персонажами, которые очень нравятся вашему ребенку. И тогда он будет слушать с удовольствием и впитывать то, как они себя ведут, как они решают конфликт, брать их модель поведения. Согласитесь нам, взрослым, тоже иногда не нравится, когда говорят, что мы поступили неправильно. В случае со сказкой — вроде бы не ты делаешь неправильно, а динозаврик. Таким образом вы снимаете эмоциональный блок восприятия информации.

Не забывайте, что доверительные отношения с ребенком строятся именно в этом возрасте. Чтобы ребенок и в школьные годы вам рассказывал обо всех своих проблемах, конфликтах, важно

И еще один важный момент, который учитывают мудрые родители, когда наставляют кроху. Речь пойдет о плоскости, в которой ребенок воспринимает любую информацию.

Вспомните классику. Правильно там сказано, малыша интересует «что такое хорошо, и что такое плохо». То есть, взгляд на мир у крохи окрашен только в 2 цвета: черный и белый. И даже серой прослойки нет. Рано ему видеть другие цвета радуги. Но тем, что маленький человечек так четко улавливает разницу между добром и злом, можно воспользоваться. Легко объяснить, что он огорчил папу или маму, или обрадовал их чем-то, и т.д.

Про истерики в этой статье говорить не буду, так как эту тему мы уже обсуждали в отдельной статье:

Кажется, все самые основные принципы я назвала. Если что забыла, или у вас есть, чем дополнить статью, пишите! Подписывайтесь на новости блога! И я всегда рада видеть, что поднятая мною тема нужна и интересна! Поэтому заходите в блог, читайте и делитесь со своими друзьями!


У трёхлетнего ребёнка уже начинает формироваться личность. Особенности поведения детей и их психология в этот период обозначается термином «кризис трёхлетнего возраста». Воспитание трёхлетки требует от родителей особого терпения и внимания. Специфика его воспитания не предполагает использование излишней строгости и обилия запретов, иначе и сам ребёнок, повзрослев, станет слишком капризным, требовательным и педантичным. Малыша нельзя унижать и бить, но следует давать ему почувствовать равенство со взрослыми.

Почему в три года дети не слушаются?

Для выбора правильной тактики воспитания нужно понять, что стоит за дурным поведением малыша. При этом стоит отмести любые гендерные отличия в поведении, поскольку их в этом возрасте просто не существует, а причины непослушания примерно одни и те же. Психологи используют понятие «фрустрация», обозначающее такое психическое состояние, когда все желания человека в полном объёме не могут быть удовлетворены. Ребёнок постепенно понимает, что не всё может получаться по его желанию, многое ему недоступно, чему-то он вынужден подчиняться, и так постепенно взрослеет.
Каждый чуткий, наблюдательный родитель прекрасно понимает своё чадо и знает, когда малыш капризничает просто потому, что хочет добиться удовлетворения своего желания, а когда причиной непослушания является нечто другое: проблемы в детском саду, которые малыш боится раскрыть перед родителями, недомогание и т. д.
Вот основные причины, по которым 3-4 годовалые дети себя плохо ведут:

  • Борьба за родительское внимание.
  • Попытка малыша самоутвердиться, как противодействие слишком плотной родительской опеке. Уже двухлетние малыши стремятся к самостоятельности, о чём свидетельствует их беспрерывный лепет «я сам». Родители из лучших чувств пытаются ему навязать собственную точку зрения. Эту критику ребёнок воспринимает «в штыки» и стремится противодействовать ей своим непослушанием.
  • Желание отомстить . Встречаются такие ситуации, когда родители, часто даже не желая того, причиняют малышу страдания (мама заставила доедать нелюбимую кашу, да ещё спрятала любимую игрушку малыша).
  • Утрата веры в собственные силы. Когда малыш в чём-то отчаивается или разочаровывается, то его поведение может стать неадекватным.

Что кроется за родительскими запретами?

Запрет можно сравнить со своеобразной границей, устанавливаемой перед малышом для его же защиты. Запреты играют важную воспитательную роль, помогая формированию у детей восприятия действительности. Они должны научиться понимать, что есть моменты, когда нужно прекратить капризничать, что можно и нельзя делать, и как достойно вести себя среди людей. Понятно, что запреты родителей все дети не слишком-то любят, реагируют на них раздражением, протестом, обидой, злостью. Однако нужно проявлять твёрдость, зная, что психологически они важны для верного воспитания. Парадокс, но и благодаря запретам ребёнок ощущает родительскую заботу, что его успокаивает и дисциплинирует.
В современном обществе часто встречаются ситуации, когда воспитанные при большом числе запретов родители, воспитывая своих детей, пытаются абсолютно всё им разрешать. Другой распространённой ошибкой является противоположное явление, когда родители запрещают малышам слишком многое, чуть ли не всё. В этих условиях вырастает нерешительный, робкий, несмелый ребёнок, поскольку у него сформировался поведенческий стереотип - получать одобрение родителей на любой «чих». Чтобы при воспитании малыша избежать подобных проблем, родителям следует самим усвоить, что каждый запрет должен иметь причину и мотивировку. Ведь ребёнку должно быть понятно, почему нельзя поступать так в определённой ситуации, и какие последствия его поступок может вызвать.
Исходя из причин, все запреты можно поделить на неосознанные и осознанные.

«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет большое значение. Воспитательная роль отводится (по до...

Осознанные запреты

  • К осознанным можно причислить те запреты, которыми старшие стремятся защитить от чего-либо ребёнка. Например, чтобы не было ангины, мама запретила есть мороженое.
  • Сюда же относятся запреты, развивающие, по мнению родителей, у детей дисциплину, поскольку без них форма воспитания оказывается незавершённой (возникает баловство, вседозволенность, капризы и т. д.).

Неосознанные запреты

У неосознанных запретов первопричины часто кроются в прошлом и более сложны. Привычка также может быть причиной неосознанных запретов.

  • Многие мамы и папы продолжают использовать те же методы воспитания, что и их родители, которые в своё время многое им запрещали. Поэтому и теперь они по инерции запрещают то же своим детям.
  • К этому может примешиваться доля зависти к молодому поколению: если это было недоступно нам в нашем детстве, то и вам это незачем иметь.
  • Часто за запретами скрываются переживания и эмоции родителей, их раздражения и обиды. Тогда запрет выступает как наказание: «Раз ты не сделал, как я велел, то тогда и новой игрушки не получишь!».
  • К запретам может приводить и тревога родителей, особенно когда они стремятся окружить ребёнка излишней заботой, только бы с ним ничего не случилось!

Но запрещая 3-4-летнему малышу что-либо осуждающим тоном, родители делают большую ошибку, поскольку в это время ребёнок чувствует только досаду, стыд, чувство вины. Такие эмоции лишь негативно скажутся на его воспитании.

Психология воспитания 3-4-летних детей

Для выбора правильного вектора воспитания трех-четырехлеток нужно учесть ключевые моменты их развития в этот период. В это время пробуждается любознательность, и сыплются бесконечные «почему?», способные вывести из себя любого взрослого. Но на все его вопросы нужно отвечать конкретно, не вдаваясь в подробности. Если взрослый сам не знает ответа, то можно не стесняясь так об этом и сказать малышу, пообещав в скором времени отыскать ответ.
Если ребёнок пошёл в детский сад, и там у него возникли трудности с адаптацией, то взрослые должны помочь ему преодолеть их. Вначале нужно выяснить причину (стеснение, застенчивость, ревность), после чего выбрать тактику правильного общения со сверстниками - делиться ли с ними игрушками или, наоборот, постоять за себя. Если проблему решить не удаётся, и она становится глубже, то следует обратиться к детскому психологу.
Психология семейного воспитания трех-четырехлеток должна учитывать те изменения, которые претерпевает детская психика в процессе взросления. У ребёнка появляются новые чувства: стыд, обида, раздражение, печаль, с которыми он не может самостоятельно справиться, отчего и случается, что он плохо себя ведёт. В такие моменты малыша важно поддержать, объясняя ему, что все его переживания абсолютно нормальны. До малыша нужно донести, что свои чувства уместнее выражать словами, а не дурным поведением. Ребёнка нужно чаще хвалить, поскольку он остро ощущает недостаток похвалы. Наказывать же его следует только по делу и так, чтобы он знал за что. Похвалить его можно за большое усердие и достижения в каком-либо деле. Даже если поведение ребёнка не радует, ему всегда нужно говорить о том, что он любим.

Детская и подростковая психология - это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к замку, он приоткрывает двери в мир детской души &nda ...

Особенности воспитания детей по их темпераменту

Родители в какой-то момент иногда замечают, что на одни и те же события дети могут по-разному отреагировать: одни замечания выслушивают спокойно, другие начинают ещё больше баловаться и шалить, а есть и такие, которые устраивают настоящие истерики и бурю непослушания. Поэтому ко всем детям нельзя механически применять один и тот же воспитательный подход, поскольку у каждого малыша свой темперамент. С учётом типа темперамента можно подобрать ключик к любому, даже самому непослушному малышу. Если 3-4-летнего малыша воспитывать неправильно, не учитывать его темперамент, то можно не только встретить непослушание и проблемы, но в будущем его личность может полностью деградировать.
Когда ребёнка часто ругают и даже бьют, то вырастая и становясь взрослым, он часто оказывается подверженным нехорошим зависимостям (никотиновой, алкогольной, наркотической). Такие люди имеют проблемы общения как со сверстниками, так и с людьми других возрастов.
Психологи различают 4 типа темперамента характера:

  • холерики;
  • сангвиники;
  • флегматики;
  • меланхолики.

Практически ни один реальный характер не подпадает исключительно под какой-либо тип темперамента, гораздо чаще встречаются их сочетания в разных пропорциях. Доминирование того или иного типа темперамента определяется вариантом родительского общения с ребёнком. Малыши с различным темпераментом по-разному реагируют на сходные ситуации, что особенно ярко проявляется в случаях каких-либо отказов.

Дети-сангвиники

Проще всего воспитывать сангвиников, у которых чаще всего хорошее настроение. У детей-сангвиников можно отметить следующие черты:

  • отсутствуют перепады настроения, и даже расстроенный малыш не повалится на пол, не будет реветь и колотить ногами;
  • сангвиники подвижны, всегда нацелены с чем-то взаимодействовать, куда-то бежать;
  • у них высокая самооценка и крепкая нервная система;
  • они быстро засыпают, а просыпаются легко, что также характеризует работу их нервной системы.

Но и эти, казалось бы, идеальные дети не лишены недостатков. Так, сангвиники любят схитрить, и если они не хотят чего-то делать, то их почти невозможно заставить.
Родители детей-сангвиников делают ошибку, когда верят своим чадам на слово - так они только будут идти у них на поводу. Если на эти моменты не обращать достаточного внимания, то из ребёнка вполне может вырасти аферист и врун. Чтобы не иметь подобных последствий, родители должны выдерживать линию воспитания, где ребёнок должен выполнять родительские требования. Это следует делать без нотаций и крика, а спокойно. Другая распространённая ошибка родителей юных сангвиников - чрезмерность похвалы . Если избыточно хвалить даже столь уравновешенных детей, имеющих хорошую самооценку, то они могут «схватить звёздочку».

Дети-меланхолики

Меланхолический тип темперамента относится к таким, которые требуют к себе наибольшего внимания. Таких необычайно восприимчивых детей очень легко обидеть и расстроить, а накричать на них - то же самое, что устроить физическую экзекуцию . Для этого типа характерны следующие особенности:

10 1

Что делать, если ребенок дерется с родителями? Как родителям справляться с такой ситуацией? Каковы причины такого поведения? Ответы на эти вопросы вы...

  • быстрая утомляемость;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • повышенная чувствительность.

При воспитании меланхолика грубыми ошибками является публичное порицание и наказание за плохую успеваемость. Для меланхолика само обучение в большом коллективе уже создаёт стрессовую ситуацию, поэтому его главной задачей в детском саду и младших классах школы становится адаптация к своей группе или классу, и только потом идут успехи в освоении учебных дисциплин.

Дети-флегматики

Спокойны и уравновешены флегматики, чьими отличительными чертами являются:

  • медлительность;
  • безэмоциональность;
  • готовность проспать в день 10-12 часов.

При воспитании флегматика ошибками являются пассивное времяпрепровождение вместе с ним и донесение до него требований словесно. Ему лучше всё показывать на собственном примере. Если же его развитием не заниматься активно, то он так и останется «камнем, под который вода не течёт».

Дети-холерики

Холериков можно назвать двигателями прогресса, которым постоянно нужно что-то делать, куда-то бежать, хотя они легко бросают любое дело, не доведя его до конца. Основные черты холериков:

  • подвижность, активность, шумность;
  • эмоциональность;
  • беспокойный сон.

Холерика очень важно правильно воспитать, чтобы он не вырос излишне эмоциональным и даже агрессивным, откуда недалеко и до асоциального поведения. При воспитании детей-холериков, родители часто делают ошибки, проявляя к ним излишнюю опеку и заботу, а также агрессию. Напротив, с холериком нужно себя вести уравновешено, даже, несмотря на то, что он кричит и шалит. Его невозможно подавить, а эффективнее на его капризы реагировать спокойным тоном. Нельзя и потакать его требованиям, а следует навязывать свои жизненные принципы, придерживаться разумных запретов и долгосрочных договорённостей.

4 0

В этой статье:

В 3 года ребенок по-прежнему радует, удивляет и забавляет родителей, но произвести впечатление на взрослых так, как это получалось в первые месяцы жизни, у него уже не выходит. Так, раньше мама и папа восторгались всем, начиная от первой улыбки и заканчивая первыми шагами и первым словом, словно ребенок сделал небывалое достижение. А в 3 года родители привыкают к тому, что малыш уже многое умеет, активно развивается и не требует такого контроля и ухода, как раньше. Результат - пусть несознательное, но уменьшение внимания. Естественно, что ребенок это замечает, и в соответствии с этим появляются некие новые особенности его поведения, свойственные именно трехлеткам.

Отношения между взрослым и малышом становятся нестабильными. Инициатором ссор и конфликтов в основном становится ребенок. Его настроение непостоянно, он попеременно испытывает радость и печаль, скуку и эмоциональное перевозбуждение.

Кроха в 3 года начинает осознавать, что мир не вращается вокруг него одного и у родителей, для которых на протяжении долгих месяцев он был самым главным и важным человечком на свете, есть свои дела, свои разговоры, куда его могут не допускать. Это понимание выводит из себя малыша, заставляет его злиться, терять контроль над эмоциями, тосковать и пытаться все вернуть на свои места.
Такие особенности поведения малыша в 3 года можно охарактеризовать просто: это кризис третьего года жизни.

Кризис - сложный период в жизни ребенка и его семьи, но он обязательно пройдет. Именно поэтому родителям нужно быть готовыми к его проявлениям, выработать для себя правильную линию поведения и постараться повременить с детским садом, который может только усугубить ситуацию.

Об особенностях кризиса трехлеток

«Кризис» как понятие в психологии не имеет негативного посыла. Скорее речь идет о кратковременном активном видимом периоде, на протяжении которого с личностью человека происходят стремительные изменения. Кризис не возникает внезапно. Изменения личности копятся
на протяжении продолжительного времени и, когда наступает пора, начинается перестройка сознания и личности, в данном случае - трехлетнего ребенка.

Кризис - это необходимый переход от одного этапа развития ребенка к следующему. Поэтому избежать его не получится. Другое дело, что проявляется кризис в каждом случае индивидуально. Один ребенок реагирует на изменения остро и болезненно, другой переживает новый этап своей жизни относительно спокойно.

В 3 года, когда развитие малыша переходит на новый уровень, кризис - это момент появления на свет новой, полноценной личности. Именно в это время психология малыша позволяет ему осознавать себя как самостоятельного человека, учиться принимать нормы социального поведения, нащупывать границы дозволенного. В такой период маленький человек начинает строить новую систему отношений с окружающим его миром и людьми.

Продолжительность кризиса, а также степень его интенсивности будут иметь прямую связь с поведением взрослых и их реакцией на поведение ребенка.
Ниже будут описаны основные особенности поведения малышей, характерные для этого возрастного периода.

Негативизм - одно из основных проявлений кризиса

Под влиянием негативизма малыш начинает вести себя непривычным для родителей образом. Особенность его - это отказ поступать так, как его просят взрослые, часто даже вопреки своему желанию и лишь потому, что он не хочет выполнять просьбы.

В особенно тяжелых ситуациях, когда негативизм ребенка яркий и безапелляционный, общение с ним может зайти в тупик. Малыш будет говорить и делать все наоборот, не задумываясь о том, действительно ли он этого хочет, и о последствиях такого поведения.

Часто взрослые считают, что негативизм - это еще одно проявление непослушания. На самом деле это не так. Психология непослушания ребенка подразумевает его отказ от выполнения поручений или требований взрослых только потому, что он чего-то делать не хочет, занят чем-то более для него важным или просто элементарно ленится. В случае с негативизмом кроха противится воле взрослых даже в ущерб личным желаниям, независимо от содержания просьбы.

Стоит отметить некую особенность негативизма - его избирательность. Это означает, что в 3 года малыш противится поручениям и просьбам только некоторых взрослых, например одного из родителей или сразу обоих. При этом с остальными представителями мира взрослых малыши отлично ладят и с удовольствием идут на контакт, выполняя просьбы и поручения.

Мощным провоцирующим фактором проявления острого негативизма является жесткая авторитарная манера обращения с ребенком. Каждый раз, выслушивая замечания в приказном тоне, малыш может отказываться от послушания, отстаивая принципиальную позицию независимой от указов личности.

Проявление упрямства во время кризиса

Что таит в себе психология упрямого малыша? Обычно такие дети настаивают на своем каждый раз только для того, чтобы отстоять свое мнение, а вовсе не потому, что они в этом заинтересованы. Так, например, когда мама будет утром звать малыша завтракать, он может упрямо отказываться от этого, несмотря на то, что уже проголодался. Таким образом ребенок хочет доказать себе и взрослым, что он вполне взрослый и самостоятельный и может сам принимать решения.

Родители, в таких ситуациях пытающиеся подавить «я» ребенка, только навредят ему. Пользуясь авторитетом, а порой и силой, взрослые усугубляют проявление упрямства, не оставляя малышу шансов найти выход из ситуации без потери личного достоинства.

О проявлениях строптивости и своеволия

Многие путают понятия «негативизм» и «строптивость». На самом деле это далеко не одно и то же. В отличие от негативизма строптивость не связана с каким-либо конкретным человеком. Обычно строптивые дети протестуют против всего, что их окружает, начиная от режима дня и заканчивая меню и выбором места для прогулок.

Таким образом,
в маленьком человечке зарождается бунтарь, который не желает жить так, как жил раньше, и всей душой жаждет перемен. Так же как и в случае с упрямством, строптивость больше проявляется у детей, которых взрослые воспитывают в жесткой манере.

Своеволие - это искреннее желание ребенка все делать самостоятельно, причем для него не важно, справится он с заданием или нет. Проявление своеволия в три года - нормальное явление. Именно так, пробуя себя в разных сферах деятельности, малыш рано или поздно научится быть самостоятельным.

Бунт и обесценивание - дополнительные проявления кризиса

Эти симптомы кризиса проявляются не так ярко, как предыдущие, и не во всех случаях. Бунтуют обычно особенно чувствительные дети, которые не могут
в этот период найти общего языка со взрослыми, в первую очередь с родителями, поэтому самостоятельно провоцируют конфликты.

Часто бунты сопровождаются обесцениванием, в результате чего для малыша теряют ценность когда-то важные для него вещи, люди, нормы поведения. Малыш может сознательно произносить прилюдно ругательные слова, плохо относиться к игрушкам и личным вещам, как к своим, так и родительским, обзываться, отказываться спать в своей комнате или на своей кроватке и так далее.

О проявлении деспотизма

Деспотами в период кризиса трех лет часто становятся малыши, которые в семье не имеют сестер и братьев. Воспитанные в избытке любви и заботы, такие дети желают, чтобы все оставалось так, как было, поэтому основной их целью является подчинение себе взрослых, которые будут
выполнять любые их прихоти. В таких цель малыша - стать главным в семье человеком, который будет диктовать свои правила.

Итак, подытоживая, отметим, что кризис - это сложный период, в первую очередь для самих детей. Конфликтуя с близкими, отстаивая свое мнение, переоценивая ценности, малыш хочет одного: стать самостоятельным человеком, которому родители будут доверять во всех отношениях.

Сталкиваясь с непониманием и нежеланием взрослых доверять, малыши протестуют. Естественно, что родители должны понимать психологию малышей в этот период и тщательно выбирать надежную и результативную тактику поведения.

Что нужно знать родителям?

Самое главное - не пытаться подавить «я» малыша с помощью угроз и уж тем более физической силы, унизительных
наказаний. Чем больше родители будут пытаться подавлять личность ребенка, тем больше он будет им противиться.

Нужно понимать, что в 3 года у детей особенно активно протекает психосексуальное развитие. Малыши начинают осознавать свою половую принадлежность, что некоторым образом влияет на их отношения с окружающими.

Противоречиво в этот период отношение ребенка к маме. Малыш чувствует агрессию, проявляет упрямство и в то же время нуждается в ее поддержке и близости. Неудивительно, что именно в это время кроха может нарочно пытаться обидеть маму для того, чтобы проверить, будет ли она его любить после плохих поступков или нет.

Если реакцией матери на такое поведение будет наказание или выговор, то ребенок будет чувствовать себя несчастным, нелюбимым, что, в свою очередь, усилит проявление вышеописанных качеств.

Чтобы успокоить малыша в этот непростой жизненный период, можно предлагать ему игры:


Все эти развлечения помогут малышу снять стресс, поднимут ему настроение и отвлекут от грустных мыслей. Также здорово будет устроить с ребенком импровизированные бои с подушками или шариками из бумаги, поролона, легкого пластика, в ходе которых он сможет избавиться от чувства агрессии.

Важным этапом завершения кризиса в 3 года станет способность малыша контролировать свои импульсы, принимая себя как личность.

Как правильно вести себя родителям?

Главная ошибка взрослых в период кризиса 3 лет - общение с детьми как со взрослыми. Родители
твердо верят в то, что раз ребенок умеет говорить, значит, способен понять то, что ему объясняют.

В результате они начинают ему рассказывать о том, что делать можно, что нельзя, приводить логические доводы, убеждать так, как убеждали бы взрослого человека. На самом деле совсем не обязательно приводить доводы, оправдывающие запрет. Если запрет есть, то он должен быть постоянным и не зависеть ни от чего.


Последствия халатного отношения к проблемам кризиса трех лет

Если взрослые не проявят понимания в сложный период взросления ребенка, он, скорее всего, разочаруется не только в семье, но и во всем окружающем мире, отношения с которым у крохи могут серьезно расстроиться.

Если у малыша появится брат или сестра, которому родители будут вынуждены уделять много времени, нужно будет стараться не обделять его вниманием, приобщая к уходу за новорожденным.

Считается, что 3 года - это самое подходящее время для оформления малыша в детский сад. На самом деле это не совсем так. Переживая сложные моменты в своей жизни, малыши могут соотнести такой поступок родителей с предательством и затаить на них злость и обиду.

Необходимо будет побеседовать с ребенком о том, действительно ли он хочет сейчас ходить в детский сад, привлекает ли его перспектива новых знакомств, времяпровождения вне дома, после чего сделать соответствующие выводы и назначить подходящую дату для этого важного события.

Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье - огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить - вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.

Проверка родителей на крепость

В возрасте трех и четырех лет маленький человечек - это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят - перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.

Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением

Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от развития.

Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис

В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.

Так же, как взрослый

Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.

Терпение - залог успеха

В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.

Воспитание детей 3-4 лет

Психология поведения - целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

  1. Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
  2. Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей - просто любите и не требуйте ничего взамен. ребенка 3-4 лет - это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
  3. Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
  4. Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
  5. Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё - нужно подчиняться общим правилам. Основные детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
  6. Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
  7. Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода - так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

Будьте готовы к экспериментам

Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов - это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.

Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно

Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод - уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять аналогично - спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).

Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.

Пополняйте запасы знаний

Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.

Воспитать ребенка - важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума - это в ваших руках.

Трехлетний период чрезвычайно важен в контексте развития ребенка. Именно в это время человек приобретает навыки прямой ходьбы, а также учится правильно вести себя с различными предметами. Посредством контакта с окружающим миром малыш учится запоминать названия предметов, пополняя свой словарный запас. Помимо этого, он приобретает навыки общения с взрослыми, копируя их поведение. Воспроизводя действия взрослых людей, ребенок начинает овладевать творчеством: он рисует, собирает различные фигурки из конструктора и т.п. Это помогает в процессе развития мышления.

В трехлетнем возрасте малыш не только понимает смысл своих действий, но и учится сравнивать их с поведением взрослых людей. Такой процесс лежит в основе формирования у ребенка своего собственного мышления. Стремясь делать многое вопреки желаниям взрослого человека, малыш не боится проявлять своеволие и упрямство. При этом в три года для детей важно не только наличие результата их деятельности, но и признание этого результата взрослыми: родителями и близкими.

Психологи называют это время в развитии малыша кризисом трех лет. Так как рациональное начало у них еще не отделено от эмоционального, восприятием детей часто начинают руководить те ситуации, в которые они попадают, и те предметы, которые находятся рядом. Отрицательной особенностью ребенка в этом возрасте является то, что личные желания могут приобретать у него преувеличенную форму. Что касается восприятия ребенком в возрасте 3 лет себя и своих действий, то в трехлетнем возрасте он уже может осознавать, что является действующим лицом во многих ситуациях. Он сравнивает, насколько его поведение отличается от поведения взрослых людей. Таким образом, малыш учится отделять себя от других.

Если говорить о признаках кризиса трех лет, то их несколько:

  1. Протест . 3 года - это возраст, когда ребенок стремится делать многие вещи наперекор воле взрослых. Он выступает категорически против прежних правил и образа жизни, который он вел первые годы. Дети в возрасте трёх лет нередко реагируют категорическим отказом на просьбы родителей. Например, когда родители предлагают малышу пойти погулять, тот может отвечать «не хочу». Такая же реакция может наблюдаться на предложение съесть определенный продукт. Если же ребенка заинтересовать этим продуктом и представить его как запрещенный, не исключено, что реакция будет диаметрально противоположной;
  2. Негативизм . Малыш негативно реагирует на определенные действия, исходящие от взрослых, особенно по отношению к нему. Иногда такое своеволие доходит даже до так называемого «протеста-бунта», когда конфронтация малыша с окружающими переходит в хронический конфликт. В этом случае он чаще всего отвечает отказом, начинает ругаться, плакать или просто не обращает внимания. Причем часто такая реакция наблюдается по отношению к одному из родителей;
  3. Своенравие . Преобладающее желание все делать самостоятельно начинает определять сферу интересов ребенка. Потребность в том, чтобы реализовывать и утверждать свое «Я», очень четко проявляется тогда, когда на попытку родителей помочь малыш категорично отвечает «Я сам». Эта формулировка сигнализирует о психологическом отделении ребенка от взрослого. Малыш часто показывает свой характер, проявляет желание все делать самостоятельно, а иногда и вовсе постоянно действует против воли родителей;
  4. Упрямство . Ребенок хочет найти свое место в семье, показать, что с его мнением нужно считаться, и выбирает для этого самый простой путь - настаивать на чем-либо. Но не всегда то, что требует ребенок, ему хочется. Например, он может требовать игрушку, кричать, плакать, стучать ногами, и, как только получит, забросить подальше;
  5. Обесценивание . Ребенок резко меняет сове отношение к окружающим, привычки и даже лексикон, обзаводясь бранными словами. Он дразнит обзывает родителей, грубит взрослым, угрожает;
  6. Деспотизм . Ребенок утверждает собственную власть над окружающими. Требует от родителей поступать так, как хочет он. Если в семье есть другие дети, он будет стремиться их оттолкнуть, заставить родителей обращать внимание только на него.

Если эти признаки присутствуют в поведении вашего ребенка, можно говорить о том, что у него начался кризис 3 лет. Таким образом, малыш испытывает не только терпение родителей, но и собственный характер, пытаясь такими способами прощупать границы дозволенного, узнать насколько далеко он может зайти и что могут ему простить. Это вполне нормально для детей такого возраста, поскольку свидетельствует о формировании у них волевого характера. Однако родители должны научиться правильно себя вести с сыном или дочерью в данном случае, чтобы кризис трех лет не перешел в дальнейшую необузданность и проблемы с поведением.

Кризис 3 лет ребенку проще пережить в той семье, где налажено демократичное взаимодействие взрослых и детей. Однако и в такой системе отношений ребенку просто необходимо заниматься самоутверждением, формируя свой характер. Родителям стоит лишь четко обозначить для себя, в каких ситуациях им надо педантично настаивать на запрете. При этом некоторые запреты являются настолько важными, что уступать в них малышу может быть губительно, прежде всего, для него самого. Тогда родителям следует проявить категоричность. Так как в это время у малышей формируется воля, очень важно, чтобы они понимали разницу между понятиями «хочу» и «должен». В противном случае родителям придется в дальнейшем бороться с ленью и непослушанием.

Для родителей, которые столкнулись с кризисом 3 лет у своих детей, есть утешение. Психологи утверждают, что дети, которые не переживали этот кризис, часто во взрослом возрасте становятся безынициативными и безвольными. Потому стоит рассматривать сложности в характере ребенка как временное, но важное для формирования его личности явление. Родителям, которые желают любыми путями ограничить инициативу своих детей в 3 года, стоит помнить о том, что такие действия чреваты развитием у ребенка комплексов и неуверенности в себе. Наказывая или высмеивая попытки проявления самостоятельности своего чада, вместо ощущения автономности вы формируете у него чувство собственной неполноценности или ущербности.

Когда заканчивается период раннего детства, у ребенка кардинально меняется отношение к взрослым. Он начинает их воспринимать не только как знакомых или незнакомых людей, но и в качестве носителей социальных ролей. Так, люди, которые для самого маленького ребенка обозначены просто как «мама» и «тетя», ребенком в 3 года воспринимаются иначе. Малыш может понимать то, что мама, к примеру, еще и учитель, а женщина, ранее воспринимаемая как «тетя», является тоже чьей-то мамой и представителем определенной профессии.

Физиология возраста

Темпы роста мозга снижаются, но всё же остаются высокими. Укрепились связи между полушариями, стимулируя взаимодействие творческого и рационального восприятия. Несмотря на практически полностью завершенный процесс развития мозга, тормозные функции практически отсутствуют, уступая возбуждению. Из-за этого ребенок часто подвергает себя опасности, исследуя окружающий мир, не может усидеть на месте и надолго задержать внимание на одном предмете.

Оптимальный рост трехлетнего ребенка - 92 сантиметра, а вес - 15-16 килограмм. Окружность головы составляет 47-48 сантиметров, окружность грудной клетки - 52,5 сантиметра. Руки и ноги растут быстрее тела, что приводит к изменению его пропорций. За счет этого происходит смещение центра тяжести, и ребенок начинает лучше и быстрее ходить. Быстро происходит набор мышечной массы, средний вес ребенка в 3 года составляет 15 килограмм.

Детский возраст в 3 года говорит о наличии хорошего цветового зрения. Но глаза - очень чувствительный орган, поэтому следует избегать неблагоприятных факторов: долгого просмотра телевизора или компьютера, плохого освещения. Иначе это может привести к дефектам зрения. Органы слуха полностью сформировались, но необходимо быть осторожными, так как в этом возрасте очень распространен отит, который приводит к снижению слуха.

Начинает происходить укрепление хрящевой ткани, которая преобладает в скелете ребенка 3х лет. Благодаря тому, что он не может усидеть долго на одном месте, не происходит деформации костей, которая может выражаться в неправильной осанке, сутулости, искривлениях рук и ног. Ребенок уже старается рисовать, но дается ему это нелегко. Так как в этом возрасте развиваются мышцы плеча и предплечья, ребенок плохо держит ручку или карандаш еще несформировавшимися мышцами рук. Поэтому такие занятия не длятся долго - малыш устает, что совершенно нормально для этого возраста.

У ребенка стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы. Но артериальное давление его гораздо ниже, чем у взрослого, так как сосуды еще не очень упругие и гибкие, а сосудистое русло очень широкое. Происходит интенсивное развитие иммунологического аппарата. Несмотря на быстрое развитие, ребенок может часто болеть, наиболее часто наблюдается аллергическая реакция.

Обмен веществ очень быстрый, так как организму нужно развиваться, да и энергии за день ребенок тратит не мало. Поэтому необходимо следить за рационом и готовить сбалансированные блюда. Происходит наиболее интенсивное развитие поджелудочной железы.

Также быстро развивается речевой аппарат и словарный запас. Наряду с огромным любопытством это приводит к постоянным разговорам, причем малыш может зачастую разговаривать сам с собой, особенно в процессе игры. Ребенок уже умеет отделять себя от окружающих, поэтому в его речи часто проскальзывает «Я» или собственное имя.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (1-4 лет) составляет 7223 тысяч человек. Из них мальчиков – 3708 тыс. человек, девочек– 3515 тыс. человек.

Вы родились в 2015 или 2016

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.