Информация о детях с задержкой психического развития

Данное занятие разработано с учетом специфики ребенка с РАС (ребенок не говорящий , начинает овладевать использованием отдельных звуков и слогов, звукосочетаний, контуров слов).

В течение учебного занятия ребенок должен пытаться повторять отдельные звуки, слова по требованию логопеда как может с учетом специфики его развития.

Тема урока: «Знакомство с буквами А, И, У и усвоение глобального чтения по определенной лексической теме»

Цель урока: социализация ребенка с РАС через знакомство с буквами А, И, У и усвоение глобального чтения по определенной лексической теме.

Логопедическое занятие с ребенком, имеющим в анамнезе РАС (расстройство аутистического спектра), проводится при визуальной поддержке - это РАСПИСАНИЕ в виде пентаграмм. Каждому этапу занятия соответствует определенная пентаграмма, которую ученик убирает в коробочку, выполнив задание.

По мере усвоения ребенком требований педагога, оформления учебного пространства, времени проведения занятий и др. оформление карточек изменяется: размер пентаграммы уменьшается, а надпись под картинкой занимает центральное положение.

Задачи

Оборудование

Действие

  1. 1.Обучение навыкам социального поведения и развитие коммуникативных навыков

Колокольчик,

карточка «Логопед»

Карточка «Приветствие»

Громкое приветствие логопеда «Здравствуй, …» с одновременным пожатием руки ребенка и показом карточки «Логопед»

«Занятие», - проговаривает логопед и звенит в колокольчик.

  1. 2.Развитие мелкой моторики;

Понимание и выполнение ребенком просьбы логопеда;

Социализация ребенка.

Шнурок, 6 крупных деревянных бусин разных цветов; корзина

Карточка «Пальчиковая гимнастика»

Ребенок нанизывает на шнурок по одной бусине. Логопед проговаривает цвет той бусины, которую берет ребенок, акцентируя внимание ребенка на этом и требуя повторение название цвета.

  1. 3.Развитие артикуляционного аппарата;

Социализация ребенка

Картинный материал: «Слоненок»

«Бегемот»

«Лягушка»

«Качели»

«Часики»

«Вкусное варенье»;

Фланелеграф

Карточка «Артикуляционная гимнастика»

Выполнить соответствующее картинке артикуляционное упражнение и убрать картинку с фланелеграфа в корзину.

  1. 4.Знакомство с буквами;

Понимание просьбы логопеда и исполнение ее;

Социализация ребенка;

Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики

Разнофактурные буквы А, И, У;

Пластилин, доска для лепки, карточка с буквой А;

Деревянные палочки, карточка с буквой И; У

Корзина 2 шт.

Карточка « Букварь» .

Ребенок достает из корзины разнофактурные буквы и с помощью (или самостоятельно, или только с поддержкой) логопеда обводит указательным пальцем (однократно) букву проговаривая ее.

Ребенок выкладывает с помощью пластилина соответствующую букву проговаривая ее.

Ребенок выкладывает с помощью деревянных палочек соответствующую букву, проговаривая ее.

  1. 5.Развитие просодической стороны (сила голоса, интонации, темпа и т.п.);

Закрепление букв;

Социализация ребенка

3 разноцветных бутылочки;

Объемные буквы А, И, У;

корзина

Карточка «Петь»

На дне каждой бутылочки лежит соответствующая буква.

Логопед вынимает букву из бутылочки, проговаривает ее и вновь кладет букву в бутылку, проговаривая уже в бутылку. Бутылка работает как усилитель голоса.

Логопед просит повторить это же ребенку (самостоятельно, с поддержкой, с помощью)

  1. 6.Освоение глобального чтения по определенной лексической теме согласно календарно-тематическому плану;

Социализация ребенка;

Развитие мелкой моторики

3-4 картинки по лексической теме с соответствующими крупными надписями под ними;

Объемные буквы;

2 корзины

Карточка соответствует лексической теме.

Ребенок достает подписанную картинку и выкладывает самостоятельно объемными буквами надписи, проговаривая сначала отдельные буквы, а затем и все слово целиком.

После того как слово выложено ребенок еще раз повторяет слово и показывает пальцем на соответствующую картинку.

  1. 7.Развитие силы выдыхаемой воздушной струи и управление ею;

Укрепление мышц щек, круговой мышцы губ;

Понимание требований логопеда;

социализация ребенка

Разнообразные дудочки,

ветрячки,

свистульки, воздушные шары,

трубочки,

свечи

Карточка «Дуть»

Ребенок дует с разной силой в предлагаемые логопедом предметы (2 -3 выдоха)

  1. 8.Закрепление у ребенка положительной рутины

конфета

Карточка с поощрением

Поощрение

  1. 9.Обучение навыкам социального поведения и воспитание коммун. Навыков

Колокольчик,

карточка «Класс»

Карточка «Прощание»

«Класс» Логопед звенит в колокольчик и показывает карточку «Класс»

  • говорить четкие, краткие команды (однократно), повтор команды допустим только через 5 сек.;
  • использовать разные виды поощрений словесные (ярко интонированные), жестовые, пищевые и др.;
  • знать вид поощрения для каждого ребенка индивидуально (определяется с помощью проведения дискретных проб).

С уважением, учитель-логопед Н.В.Лешкова


Транскрипт

1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» , Калининградская область, тел/факс: гор. Гвардейск, ул. Тельмана 30-а, Е mail: http: // ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол 1 от г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы Дуганова Г.И. Приказ 2 от г. Программа коррекционных занятий для детей с РАС педагог-психолог Ламонова Т.А. г. Гвардейск 2016 год 1

2 Программа коррекционных занятий для детей с РАС Актуальность проблемы. Искаженное развитие это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: - недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; - отгороженность от внешнего мира; - слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада) - неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/ - недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана; - приверженность к сохранению неизменности окружающего; - неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь; - однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; - разнообразные речевые нарушения; - у детей наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость. Цели программы: -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Задачи программы: -ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; -обучение его простым навыкам контакта; -обучение ребенка более сложным формам поведения; -развитие самосознания и личности аутичного ребенка; 2

3 -развитие внимания; -развитие памяти, мышления. Основные этапы психологической коррекции: Первый этап- сбор анамнестических сведений Второй этап установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. Второй этап усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов. Эффективность программы. Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения. Примерное тематическое планирование занятий для детей с РАС Подготовительный этап: Сбор сведений о ребенке. Беседы с родителями об особенностях развития ребенка. Наблюдение. 1. ЭТАП 1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» 2. Установление эмоционального контакта. Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки» Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

4 2.ЭТАП 1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) Этап 1.Развитие аналитико-синтетической сферы.(лабиринты) Развитие внимания Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья ЭТАП 1.Развитие сюжетной игры. Пришел Мурзик поиграть Развитие подвижно-ролевой игры. Обезьянка озорница Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий ЭТАП Итоговая диагностика Итого: 33 часа Установление контакта с аутичным ребенком. 1 занятие: игра «Ручки». Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою 4

5 руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье: Ручки наши ручки поиграйте вы за нас, Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить. Игра «Хоровод». Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами: Станьте, дети, Станьте в круг, Станьте в круг, Я твой друг И ты мой друг, Старый добрый друг. Развитие активности. 2 занятие: игра «Поводырь». Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями. Игра «Птички». Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу. Игра «Догонялки». Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей. Развитие контактности. 3 занятие: игра «Погладь кошку». Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней. Игра «Поиграй с куклой». Ход игры: проведение сюжетно ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка. Усиление психологической активности. Развитие восприятия. 4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия. 5

6 Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки. Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается). Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры. Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три! А теперь пойдем налево! Раз, два, три! Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три! Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три! Мы тихонечко присядем! Раз, два, три! И легонечко привстанем! Раз, два, три! Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три! Повертим над головой!! Раз, два, три! И потопаем ногой! Раз, два, три! Психотехнические игры. 5 занятие: игра «Найди место для игрушки». Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование. Игра «Собери фигурки». Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски. Развитие аналитико-синтетической сферы. 6 занятие: Таблица Равенна. Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются. Графический диктант. Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге. Продолжи ряд Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда. Развитие внимания. 7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки». Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой. Таблица. Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку. Развитие памяти 8 занятие: Запомни слова. Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради. Игра «Снежный ком». 6

7 Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово. Игра «Найди отличия». Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали. Развитие речевого общения. 9 занятие: Позови мячом. Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее. Игра «Закончи фразу». Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить. Развитие личностно мотивационной сферы 10 занятие: игра «Моя семья». Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации. 11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть». Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком. Развитие подвижно ролевой игры. 12 занятие: игра «Обезьянка-озорница». Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее. Развитие подвижно соревновательных игр. 13 занятие: игра «Строим домик для друзей». Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом. Игра: «Самый ловкий». Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, 7

8 по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов. Список литературы 1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.:АРКТИ, Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М., Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М., Коррекционно - развивающая программа для детей с расстройствами аутистического спектра. Данная программа рассчитана на детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Она охватывает важнейшие сферы развития, 5 из которых отвечают функциональным сферам развития: - имитация (подражание действиям взрослым). - тонкая моторика. - координация глаз и рук. - познавательная деятельность. - речь. Дополнительно к пяти сферам программа охватывает и такие как: - самообслуживание. - социальные отношения. - особенности поведения. Таким образом, благодаря развитию функциональных основных сфер реализуется цель данной программы: -развитие познавательной сферы и коррекция поведения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Задачи: социализация детей с РАС путем развития элементарных навыков самообслуживания. коррекция неравномерного распределения способностей, обусловленная отставанием в развитие. развитие умения применять учебный опыт в новых условиях. развитие и обогащение коммуникативных средств общения. Направления: - формирование эмоционального контакта с психологом. - формирование социально бытовых навыков. 8

9 - формирование вербальных и невербальных средств общения. - развитие общей и мелкой моторики. - развитие произвольности психических процессов. - оптимизация познавательных процессов в условиях бытовой деятельности. Программа разработана для детей младшего школьного возраста. Состоит из 15 занятий. ЗАНЯТИЕ 1 1. Упражнение " Подражание стуку" (имитация) Цель: подражание при использовании различных предметов. Действиям взрослого как условие социального опыта. Содержание: сесть за стол с ребенком. Взять две ложки. Одну ложку дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая ложкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения. 2.Упражнение " Найти игрушку, спрятанную под платком" (визуальное восприятие). Цель: развитие визуального внимания памяти, удерживание представления о предмете в течение короткого периода. Содержание: Показать ребенку игрушку и дать с ней немного поиграть. Затем забрать ее, положить перед ребенком и быстро накрыть платком. Ребенок должен отыскать игрушку. 3. Релаксация " Струночка". Упражнение выполняется лежа на спине. Психолог по очереди поглаживает одну руку ребенка, потом другую. ЗАНЯТИЕ 2 1.Упражнение "Ладушки, ладушки" Цель: развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого. Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку: "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять упражнения сам. 2.Упражнение "Имитация движения рук" 9

10 Цель: подражание простым движениям рук без поддержки. Содержание: Ребенку показываются движения рук "вверх", "в сторону", "вниз". При помощи взрослого повторяются эти движения самостоятельно. Далее ребенок должен выполнить эти движения самостоятельно. 3.Релаксация: растяжка "Струночка". Исходная позиция лежа на спине. Психолог по очереди растягивает сначала руки, потом ноги. ЗАНЯТИЕ 3 1.Упражнение: " Умение ловить мяч" Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности психических процессов, контроля за собственными действиями. Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу). 2.Упражнение: "Пить из чашки" Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания, развитие произвольности, контроля за собственными действиями. Содержание: 1. Встать за ребенком, взять чашку и поднести к его рту. 2.Встать за ребенком, подвести его руку к чашке, и поддерживать своей рукой, вплоть до легкого касания. 3.Релаксация: Растяжка " Звезда". Исходная позиция лежа на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки. ЗАНЯТИЕ 4 1.Упражнение: "Поднять упавший предмет" Цель: формирование учения понимать и выполнять простую инструкцию, развитие контроля и произвольности. Содержание: Психолог разбрасывает на ковре игрушки. Просит ребенка по очереди принести каждую игрушку. 2.Упражнение: "Колечко" Цель: развитие мелкой моторики рук. Содержание: Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. 10

11 3.Релаксация: "Солнышко" Ребенок лежит на полу. Психолог легкими движениями рук поглаживает руки и ноги ребенка. ЗАНЯТИЕ 5 1.Упражнение: "Пирамида из колец" Цель: развитие восприятия; цвета, величины предмета. Содержание: Психолог ставит на стол стержень от пирамиды. Берет одно кольцо и надевает его на стержень. Снимает кольцо и опять надевает его на стержень. Просит ребенка сделать то же самое. 2.Упражнение: "Брать маленькие предметы" Цель: развитие мелкой моторики, контроля и произвольности. Содержание: рассыпать мелкие предметы (фасоль, пуговицы) и по одной собирать в чашку 3. Релаксация. ЗАНЯТИЕ 6 1.Упражнение: "Реагировать на свое имя" Цель: научить ребенка смотреть на того человека, который зовет его по имени. Содержание: подойти близко к ребенку и пару минут повторять его имя. Всегда хвалить его, если повернет к вам голову. Если ребенок начинает реагировать, постепенно увеличивать расстояние между ним и собой, когда называете его имя. 2.Игра в "ку-ку". Цель: совершенствование способности взаимодействия и зрительного контакта. Содержание: сядьте напротив ребенка, чтобы ваши коленки касались его коленей. Поднимайте перед собой платок так, чтобы ребенок не мог вас видеть. Потом позовите ребенка, уберите платок и скажите: "ку-ку"! Повторите этот процесс много раз. ЗАНЯТИЕ 7 Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. 11

12 1.Упражнение: "Ладушки, ладушки". 2.Упражнение: "Имитация движения рук" ЗАНЯТИЕ 8 1.Упражнение: "Держать ложку" Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания. Содержание: Покажите ребенку ложку и привлеките его внимание к ней. Возьмите руку ребенка и так расположите его пальцы на ручке ложки, чтобы она охватила ее сверху своей рукой. А своей рукой поддержите руку ребенка, чтобы он не уронил ложку. Постепенно время увеличивается. Когда ребенок будет лучше контролировать ложку, уменьшите свою поддержку. 2.Упражнение: "Имитация звуков" Цель: развитие навыков взаимодействия. Содержание: Ребенок спонтанно произносит звуки, копируйте его непосредственнои следите, ответит ли он на это, повторяя тот же звук. Если ребенок скопирует звук, повторите его еще пару раз, чтобы завязался контакт. ЗАНЯТИЕ 9 1.Упражнение: "Умение ловить мяч" Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. 2.Упражнение: "Подражая касаться частей тела" Цель: Формирование пространственных представлений. Содержание: Сядьте напротив ребенка и обратите его внимание на себя. Коснитесь указательным пальцем своего носа и скажите: "Это нос". Попросите ЗАНЯТИЕ 10 1.Упражнение: "Складывание башни" Цель: Развитие восприятия цвета и формы предмета. Формирование пространственных представлений. Содержание: Взять 4 кубика. Показать ребенку как строится башня (положить кубики друг на друга). Если ребенок не понимает задания, помочь ему положить каждый кубик друг на друга. 2.Упражнение: "Имитация движений рук". 12

13 ЗАНЯТИЕ 11 1.Упражнение: " Наш малыш" (психогимнастика) Цель: Развитие мелкой моторики. Содержание: согнуть пальцы в кулак, затем по очереди разгибать их. Этот пальчик дедушка Этот пальчик бабушка Этот пальчик папочка Этот пальчик мамочка Этот пальчик наш малыш. 2.Упражнение: "Умение ловить мяч" Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. ЗАНЯТИЕ 12 1.Упражнение: " Шалун" Цель: Развитие мелкой моторики. Содержание: Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей накормила. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала. Он много шалил, свою тарелку разбил. На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. Следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами седьмой строчки брать мизинчик пальцами другой руки и слегка покачивать. 2.Упражнение: " Пирамида из колец" Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. ЗАНЯТИЕ 13 1.Упражнение: "Подражать шуму предметов". Цель: Развитие слухового восприятия, развитие умения понимать и выполнять простую инструкцию, подражать взрослым. Содержание: Взять 1 предмет (колокольчик) и продемонстрировать ребенку шум, который ассоциируется с этим предметом. Затем дать предмет ребенку и коснуться его губ, чтобы он знал, что также должен подражать шуму и с другими предметами. 2.Упражнение: "Реагировать на свое имя" Цель: закрепление усвоенных ранее навыков. 13

14 ЗАНЯТИЕ 14 1.Упражнение: "Отвинтить крышку" Цель: Развивать координацию обеих рук. Развивать понимание и выполнение простой устной инструкции. Содержание: Поставьте на стол 3 банки. Покажите ребенку конфету и поместите ее в банку. Протяните ребенку банку и дайте понять, что он должен отвинтить крышку, делайте при этом воображаемые движения. Приведите руку ребенка в правильное положение и помогите ему отвинтить крышку и взять конфету. 2.Упражнение: " Подражать движениям по уходу за телом". Цель: Развитие зрительного восприятия. Развитие моторики рук. Содержание: Сядьте за стол напротив ребенка Ии положите в стороне расческу, мочалку и зубную щетку так, чтобы он мог видеть, сколько действий он должен выполнить. Возьмите расческу в руку и скажите " причесывай волосы". Медленно покажите на себе, а потом на ребенке. Повторяйте несколько раз, чтобы ребенок запомнил. Таким же образом поступите с мочалкой и с зубной щеткой. ЗАНЯТИЕ 15 1.Упражнение: "Открывать двери и ящики шкафов" Цель: Повышение жизненно необходимой самостоятельности, тренировка мышц рук. Содержание: Убедитесь, что ребенок смотрит на Вас, и спрячьте его любимую игрушку в шкаф. Закройте дверь. Возьмите ребенка за руку, подведите к двери и помогите открыть ее. Покажите игрушку и дайте ему с ней несколько минут поиграть. Повторяйте это действие несколько раз, постепенно уменьшая свою помощь. Таким же образом научите его открывать ящики. 2.Упражнение: "Наименование животных". Цель: Развитие понимания речи взрослого, обзначение животных (3 игрушки собака, кошка, корова.) Содержание: Покажите ребенку последовательно несколько игрушечных животных. Называйте каждое из них несколько раз, давая их, попросите: " Дай мне собачку?". Если ребенок даст вам не ту игрушку, исправьте его и попросите еще раз, до тех пор, пока не будет результата. 3. Релаксация. 14

15 15


Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ранний детский

П/п Тема Колич ество часов Содержание БУД Область развития жизненных компетенций 1 четверть 1. День знаний 1 01.09 2. Установление зрительного контакта 2. Узнавание членов семьи по фотографиям (папа, мам,

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему: «Маленькие математики» Образовательные области: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических

Малахова Е.Е. Народные игры с сенсорной спецификой в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Академия педагогических идей «Новация». 2017. 05 (апрель). АРТ 30-эл. 0,3 п.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 83» «Винни-Пух» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Конспект итоговой НОД для детей с ЗПР средней группы Тема: «Весеннее путешествие»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Березка» 666661 Россия, Иркутская область, Усть-Илимский район, р.п.железнодорожный, ул. Солнечная,2. Телефон: 67-9-05,

Для вас, родители! Игры на развитие мелкой ручной моторики «Красивые бусы» Предложите ребенку сделать подарок для бабушки, лучшего друга, подруги. Дайте малышу бусины разного размера, разноцветный бисер,

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ Никулина А.А, Сарафанникова Н.А. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск, Россия PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL

Тематическая консультация с элементами мастер класса для родителей группы детей с ОВЗ на тему: «Развитие механизмов внимания, памяти, мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» Цель:

Закрепина, А.В. Коррекционноразвивающие занятия в группе кратковременного пребывания [Текст] / А.В. Закрепина, М.В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2012. 4. С. 48-51.

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н. А. Бернштейн ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ

МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских

Программа работы с детьми, имеющими первый уровень речевого недоразвития КЛИМОНТОВИЧ Е. Ю. Предлагаемая вашему вниманию часть программы посвящена развитию понимания речи, формированию словарного запаса

Сапожникова О.Б., Попова А.А. Волшебный карандаш Рабочая тетрадь Пособие по подготовке руки к письму Рецензенты: Л.П.Точилина, завуч начальной школы ГОУ СОШ 669 Н.Г.Паламарчук, преподаватель методики обучения

Дидактические игры для активизации словаря детей раннего возраста В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества речью. На 2 году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает

Картотека игр для активизации словаря детей раннего возраста В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества речью. На 2 году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить

Интегрированное занятие в 1 младшей группе «Зайчик Гарри» Подготовила: Воспитатель Е.Е. Денисова МБУ д/сад 34 «Золотая рыбка» Цель: формирование у детей раннего возраста представлений о сенсорных эталонах,

Как научить малыша подпевать? Материал подготовила музыкальный руководитель Чернакова Л. С. Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни "с голоса". Чередуйте пение с аккомпанементом

Конспект занятия по охране здоровья и физическому развитию «Как устроено тело человека», 4 группа детей с ОВЗ 19.09.16 Тема: «Как устроено тело человека» Цель: Дать детям представление о строении и работе

«Специфика и анализ работы по привитию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями» Правильная организация самообслуживающей деятельности создает фундамент, на котором строится система

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами

Дошкольное образовательное учреждение Линевский муниципальный детский сад 2 «Ромашка» Конспект организованной образовательной деятельности для детей 2-3 лет на тему: «Мой любимый папа!» Воспитатель: Ерещенко

Советы родителям будущих первоклассников Подготовил материал педагог высшей категории Длужевская Елена Николаевна Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет

Интеллектуальный; Эмоциональный; Социальный; Психофизиологический. Поменялось 6 зубов. Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом. Пространственная ориентация, координация

Методическая разработка по коррекции произносительной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями реи Разработала учитель-логопед Кудряшкина Т. А г. Москва 2014г. Подгрупповое логопедическое занятия на

Музыкальные странички для детей и любящих родителей МДОУ 54 ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ МАССАЖ Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста,

Консультация для родителей Формирование пространственных представлений и практических ориентировок «на себе», «от себя» у детей дошкольного возраста Составила учитель-логопед МБДОУ 288 Рязанова Татьяна

ДОРОГИЕ МАМЫ, ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! Поздравляем вас! Вы получили самый прекрасный подарок из всех возможных маленького, совершенно нового человечка. Ваш малыш удивительный, похожий на вас и в то же

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Картотека игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ. Составила воспитатель высшей квалификационной категории Замалетдинова Е.Ф. Источник: 1. Калинина Р.

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

1 месяц 1 1 Мгновенно реагирует на психолога 3 Удерживает голову 14 Улыбается в ответ на речь психолога 4 Удерживает голову в течение 3 секунд 19 Улыбается в ответ на улыбку психолога 5 Принимает более

1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.) 2. Вырезание по контуру фигур из бумаги (плавное, без отрыва ножниц от бумаги) 3. Лабиринты и

«Сенсомоторная коррекция как средство формирования адаптивных возможностей ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) к окружающей действительности» Подготовила: заведующий МБДОУ МО г. Краснодар

Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка различать цвета» Многие родители знают, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и знать их названия. Конечно, малыш в этом возрасте

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста Педагог-психолог МАДОУ «Лукоморье» Сидоркевич Лидия Викторовна Психическое развитие это необратимое, направленное, закономерное изменение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Базковская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и рекомендована МС школы к утверждению Протокол 3 от 5.08.206 г. Руководитель МС Н. Д.

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Помощники Буратино». Задачи приоритетной образовательной области: «Коммуникация»: формирование

Комплекс утренней гимнастики 1 (Без предметов) 1. «Погреем руки на солнышке». И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину (на пояс). Руки вперед, поворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо», спрятать

Подвижная игра незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки. При проведении подвижной игры создаются возможности, направленные

НОД: «Моя семья- моя радость» Цель: формировать у детей понятие «семья», закреплять первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Развивать у детей стремление быть полноправным членом

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад «Колокольчик» деревни Коряково» Конспект интегрированной непрерывной непосредственно

Цель: Конспект открытого (занятия) НОД во 2 младшей группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Моя семья» Введение понятия «семья»; воспитание любви и заботливого отношения к членам своей семьи. Задачи:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 79 КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА» КОНСПЕКТ занятия по математическому и сенсорному развитию в старшей группе на тему: «Сложение» Подготовила: воспитатель

Попробуйте провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку. Его результаты будут весьма интересными. Если не половина, то треть тестируемых прежде чем поднять руку, сделают быстрое

«Петушок» (конспект занятия для родителей и детей 2-3 лет, посещающих ЦИПР (центр игровой поддержки ребёнка))

«Прилетели гули» Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш-кыш-кыш! Махать руками, как крылышками. Положить руки на голову. Махать кистями рук,

Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ в начальной школе Цель: развивать у детей полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации

Графические диктанты (Рисование по клеточкам) Поступление в школу важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально,

Речевые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста В зависимости от степени речевого нарушения вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению

«Прилетели гули» Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш-кыш-кыш! Махать руками, как крылышками. Положить руки на голову. Махать кистями рук

Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Гимназия 1538 (дошкольное отделение) Конспект занятия по развития речи в подготовительной к школе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 36 города Кузнецка (МБДОУ ЦРР ДС 36 г. Кузнецка) Конспект совместного детско-взрослого образовательного

Диагностика готовности к школе выпускников подготовительной и старшей групп ГКДОУ «ЦРРДС «Нальчик-20» (2013-2014 учебный год) Готовность к обучению в школе подразумевает такой уровень физического, психического

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (игры дома для развития речи детей 2-4 лет) «Вместе с малышом» Подготовил: учитель-логопед МБДОУ 3 «Тополѐк» ст.фастовецкой Берлизова О.Н. 2016г. -Уважаемые родители, каждый

Александрина Б. 23.03.2013 года рождения Саша милая, очень обаятельная девочка. Позитивная, улыбчивая, с очень живой мимикой, за девочкой очень интересно наблюдать. Контактная, любит общение со взрослыми,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 «Рябинка» г. Котовска Тамбовской области Конспект встречи в адаптационной группе «Карапуз» «Любим мы лепить, играть, Строить,

Пальчиковая гимнастика (полезная информация для родителей) Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 «Игрушка» городского округа Тольятти (МБУ детский сад 46 «Игрушка») Доклад для родителей «Использование дидактических игр по

Составитель: педагог психолог Киретова Ю.В. Тема занятия «Путешествие по волшебной комнате» Цель: развитие эмоционально личностной сферы и процессов восприятия у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

(дошкольное подразделение)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

С ЭЛЕМЕНТАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

для детей с РАС (6-7 лет)

ТЕМА: « Одежда»

Рассказова Наталия Владимировна

ТАМБОВ

Задачи:

Включение аутичных детей в групповую работу.

Создание спокойной, доверительной атмосферы.

Развитие у детей познавательного интереса и сенсорно-двигательной активности.

Продолжать знакомить детей с предметами и их назначением. Активизировать словарь детей названиями предметов одежды, обуви, головных уборов.

Учить детей последовательно соединять отдельные игровые действия в связанные эпизоды, отображающие реальные жизненные ситуации. Развивать понимание обращенной речи.

Формирование интереса к сверстникам и взаимодействию с ними.

Совершенствовать социальные способности взаимодействия и социального поведения детей. - Уметь выражать свое желание персонального обращения и контакта. Развивать навыки сотрудничества.

Оборудование: кукла; игрушка-паровозик; предметные картинки (велосипед, машина, автобус, рубашка, платье, куртка, трусики, майка, свитер, колготки, шорты, брюки)); кукольная одежда; игра «Сшей одежду»; детская одежда (куртка, брюки, свитер, шорты, колготки, рубашка, платье, трусики, майка); сундучок.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Сегодня я пришла к вам с гостьей, куклой Катей. Поздоровайтесь с ней.

Дети: Здравствуй, Катя!

Кукла: Здравствуйте, мои друзья!

Этой встрече рада я.

До чего же, малыши,

Вы нарядны, хороши!

Педагог: Катя, почему ты грустная?

(Кукла рассказывает свою историю на ухо педагогу)

Педагог: Катя рассказала мне сейчас, что она была в магазине и видела там очень много красивой одежды. А её платье стало старое, а другая одежда уже мала, потому что Катя, как и вы, ребята, тоже выросла.

Но ты не грусти, Катя. Мы с ребятами поможем тебе. Я предлагаю всем вместе пойти в магазин и выбрать для Кати новую одежду.

Вы согласны?

Дети: Да!

Кукла: Что же нам делать, ведь магазин находится далеко, пешком туда не дойдем.

Педагог: Ребята, а на чем мы можем поехать в магазин? Давайте вспомним, на чем можно ездить? (на автобусе, на машине, на велосипеде…)

Раздается гудок паровоза. Появляется паровозик.

Педагог: Здравствуй, паровозик! Мы собрались ехать в магазин, за одеждой. Только мы не знаем, на чем нам поехать.

Паровозик: А вы возьмете меня с собой, а я вас отвезу.

Педагог: Конечно возьмем!

Паровозик: Тогда поехали!

Педагог одевает шапочку-паровозика. Дети строятся за ним, образуя вагончики.

(Звучит веселая музыка)

Педагог: Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чух-чух-чух – гудит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

Педагог: Остановка «Магазин». Вот и приехали.

Ребята со взрослым «заходят» в магазин и садятся на лавочку.

Педагог: Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

Педагог: Конечно, же, это – одежда. Мы в магазине «Одежда».

Здесь много одежды для вас. Выбирайте прямо сейчас.

Педагог: Но сначала вспомним, какие виды одежды вы знаете.

Детям предлагается вспомнить названия предметов одежды и найти их в магазине.

Игра «Найди пару»

Педагог : Я буду показывать картинку, а вы по очереди найдете в магазине такой же предмет одежды, как на картинке.

Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо знаете предметы одежды. Посмотрите, а вот отдел, где продается одежда для нашей куклы Кати. Но есть одно условие, чтобы купить одежду, надо выполнить задание:

Вот сундучок. В нем лежат детали одежды. Надо на фланелеграфе собрать из частей один из предметов одежды.

Игра «Сшей одежду»

Педагог: Какие вы молодцы, ребята! А как вы думаете, к какому времени года относится одежда, которую вы сшили?

Педагог раздает карточки с изображением сезонных изменений: снежинка – зима, солнце – лето, желтый листик – осень, подснежник – весна.

Педагог: Найдите и покажите с помощью карточки соответствующий времени года предметы одежды.

Какую одежду мы носим зимой (весной, летом, осенью)?

Посмотрите на карточки. Все правильно показали:

Шубу носим зимой.

Платье – летом……

Педагог: Молодцы, ребята. С заданием справились!

Лера, помоги собрать одежду для Кати в сумочку.

Педагог: А теперь нам пора в обратный путь – домой. Магазин закрывается. Предлагаю занять свои места в вагончиках.

Дети «садятся» в поезд.

Педагог: Приготовились! Поехали! Ту-ту-ту!

Звучит музыка.

Педагог: Вот и приехали. Ребята, я думаю, вам понравилась наша поездка.

А тебе, Катя?

Кукла: Да, мне все очень понравилось. Спасибо вам ребята за то, что вы помогли мне выбрать в магазине красивую и удобную одежду. А теперь мне пора домой. Меня ждет мама. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Катя!

Педагог: Ребята, мы славно потрудились, куклу нарядили. Я думаю, что вашу работу надо оценить с помощью вот этой «веселой» карточки. А теперь посмотрите друг на друга, и улыбнитесь друг другу.

Теперь мы можем пойти гулять.

(РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична.

Этиология аутизма

До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано.

Симптоматика РАС

Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:

  • ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
  • трудности при кормлении грудью;
  • с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы "сквозь" людей;
  • дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;
  • малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;
  • при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди.

Все эти признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз "аутизм", потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности. В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:

  • монотонные движения;
  • отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;
  • если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;
  • малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
  • ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
  • длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.

Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на глухоту. Как же связано восприятие звуков и аутизм?

У родителей возникает подозрение на снижение слуховых возможностей, потому что ребёнок не откликается, когда его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у детей нет, просто они живут в собственном мире и не считают нужным реагировать на внешние раздражители до того момента, пока они не начинают причинять малышу дискомфорт.

Проявление РАС в дошкольном возрасте

Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

  • Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.
  • Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка - отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.

  • Моторика - нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).
  • Обязательно, на что всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции.
  • Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они "индиго". А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.

Сопровождение детей с РАС

Если по результатам обследования ребёнку поставлен диагноз "аутизм", то у него есть возможность посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида или инклюзивную группу в детском саду или группу, находящуюся при психолого-педагогическом медико-социальном центре или же в группах кратковременного пребывания. В связи с тем, что ребёнку, страдающему РАС, трудно устанавливать контакт с окружающими, он теряется в незнакомой обстановке, необходимо, чтобы с ним находился тьютор, который бы помогал ему социализироваться.

Пребывание детей с РАС в детском саду

Главная цель разработки программ для детей с РАС в ДОУ - это их интеграция в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми. Малыши, которые посещали дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими.

При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход - это педагогическая, психологическая и медицинская помощь маленьким "аутятам". Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с малышом. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром.

Также работники ДОУ организуют социально правильные способы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития маленького аутиста, его интересы и компенсировать имеющиеся у него нарушения. Желательно, чтобы в учреждении была сенсорная комната, потому что она позволяет расслабить нервную систему, воздействует на сенсорные органы, у ребёнка появляется чувство защищённости и спокойствия.

Дети с РАС в школе

Наверное, один из самых важных и непростых вопросов, который возникает перед родителями особенного ребёнка, - это его дальнейшее обучение. Как таковых, специализированных школьных учреждений для детей с аутизмом нет, всё будет зависеть от того, что решит ПМПК: если у ребёнка имеются нарушения интеллекта, могут рекомендовать обучение в школе 8-го вида. Если имеются тяжёлые речевые нарушения, то речевые школы. Но нередко таким детям разрешается обучение в обычной массовой школе.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок обучался в массовом учреждении для успешной социализации в дальнейшем. Сейчас, когда всё общество пытается интегрировать особенных деток в социум, создаются специальные классы в обычных школах, но всё-таки не во всех. Почему же ребёнку трудно адаптироваться к школьным условиям?

  1. Недостаточная компетентность педагогов. Большинство учителей просто не знают, как вести себя с такими детьми, потому что не знают всей специфики РАС. Решается данная проблема путём повышения квалификации кадров.
  2. Большая наполняемость в классах. Аутичному ребёнку, который всячески избегает общения, очень тяжело учиться в таких условиях.
  3. Распорядок дня и школьные правила - детям придётся привыкать к новым условиям, что таким ребятам сделать непросто.

Как и в детском саду, главными задачами обучения детей с РАС является максимальная интеграция его в общество и воспитание адекватного к нему отношения со стороны сверстников. Учитель должен познакомиться с особенным ребёнком и его семьёй до начала учебного года, чтобы узнать его особенности и наладить контакт.

В школе нужно будет не только реализовывать учебную программу, но и воспитывать в школьнике с РАС определенное поведение: в классе у него должно быть постоянное место и место, где он может отдыхать. Педагог должен сформировать в детском коллективе адекватное восприятие сверстника с особыми потребностями в развитии путём различных бесед, в которых бы раскрывалась тема индивидуальности.

АОП для детей с РАС

Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе комплексный.

РАС подразумевают:

  • постепенное включение детей в процесс обучения;
  • создание специальных условий;
  • оказание психолого-педагогической поддержки семье;
  • формирование социальных и культурных ценностей;
  • охрана физического и психического здоровья ребёнка;
  • обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий;
  • максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество.

Разработка такой программы значительно облегчает процесс обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа обучения. С аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях. АОП позволяют аутичным ребятам получать необходимые знания и интегрироваться в общество.

Работа с особенными детьми

Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями. Конечно, оставлять таких детей на весь день одних на новом месте нельзя - нужно постепенно увеличивать его времяпребывание в учреждении и сокращать время присутствия родителей.

Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом, необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка. Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.

Такие мелочи очень важны для успешной коррекции дефекта, потому создают положительный эмоциональный фон у ребёнка. На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование, т. к. усвоение знаний у них тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений, во время занятий обязательно использование различной наглядности.

Хорошее влияние на детей с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество. Психолог корректирует негативные установки ребёнка, работает с аффективной стороной дефекта, помогает адаптироваться малышу и его родителям. Логопед занимается преодолением мутизма, логофобии, создаёт мотивацию для общения и корригирует речевые недостатки. Дефектолог занимается коррекцией эмоционально-волевой сферы и развитием высших психических функций.

Если ребёнку поставлен - это не значит, что ему нельзя посещать образовательное учреждение. При правильном подходе, индивидуально подобранной программе малыш сможет получить все знания, как и остальные дети.

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребёнка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС

Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.

Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.

Для детей с РАС, как и для их нейротипичных сверстников, игры становятся дорогой к внешнему окружению - с его сложными правилами и огромным количеством явлений и событий. Игры помогают укрепить связи между малышом и родителями и способствуют развитию социальных навыков.

Предлагаем вашему вниманию перечень игр, которые особенно полезны и доступны для детей с аутизмом. Выберите то, что больше всего подходит вашему чаду, и разделите с ним веселье!

Занятия для детей от 1 года до 3-х лет

Мешок фасоли

Засыпаем в большую пластиковую ванну высушенную фасоль, рис, небольшие каштаны или бусины. Зарываем в наполнитель небольшую игрушку и просим малыша достать ее. Ощущения, испытываемые при погружении руки в бассейн из фасоли, способствуют сенсорной интеграции ребенка и дают ему возможность приобрести новый осязательный опыт.

Особое предупреждение! Играть только под присмотром взрослого в виду того, что дети с РАС часто тянут в рот самые неожиданные и несъедобные предметы.

Выдувайте пузыри

Если ребенок не умеет дуть сам, пусть он помогает вам откручивать крышку пузырька и погружать внутрь форму. Здесь вы можете добиться первого осознания понятия «по очереди» и чуткого взаимодействия в паре с ребенком.

Показывайте пальцем на пузыри, выражайте гипертрофированную радость и восторг – это поможет развить у малыша с РАС столь важное разделенное внимание.

Пальчиковые краски

Этой забаве самое место в ванной – вымазанными в краске пальчиками очень легко перемазать все вокруг и себя самого. Дети узнают больше о цветах, ощупают самые разные поверхности и познакомятся с новым, необычным ощущением от краски на коже.

Такая забава поначалу нравится не всем, но однозначно стоит пытаться ее привить. Для этого пробуйте ее и в более старшем возрасте. Нередко по ходу прогресса в развитии и рассеивания аутичного «тумана» ребенок начинает интересоваться теми субстанциями, которые раньше категорически отвергал (песок, пальчиковые краски, пластилин).

Стих и песни

Детям часто нравится гладкость и стремительность речи в стихах, а также циклическое повторение куплета в песнях. Используйте рифмованные строки, чтобы научить ребенка одеваться или есть самостоятельно (или самому выполнять отдельные операции процедур самообслуживания).

Пойте малышу любимую песню, когда хотите его наградить. Используйте аккомпанемент песен и стихов, когда малыш выполняет физические упражнения: прыгает в длину или высоту, карабкается по брусьям, качается на качелях.

Вполне возможно из-за привычки к песням и стихам, у ребенка сформируется особое поощрение - прочесть ему стих и/или спеть песню. Заметьте, это поощрение будет НЕПИЩЕВЫМ, что немаловажно в процессе обучения.

Играем с дошкольниками

Ролевые игры

Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь малышу преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры:

  • Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;
  • Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;
  • Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;
  • Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;
  • Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;
  • Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;
  • Играйте в школу, кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.

Если у вашего ребенка есть какие-то особые интересы, учитывайте их в ролевой игре.

Перенесите в игру то, что ребенок любит в реальной жизни, например:

  • Прогулки на площадке
  • Детей, катающихся поочередно на горке
  • Качели и карусель
  • Голубей и кошек
  • Сервировку стола
  • Купание в бассейне или ванне

В помощь вам наборы сюжетных конструкторов (Лего и аналоги), самодельные игрушки из картона и пластиковые фигурки людей и животных.

В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий наклейками, леденцами и другими особыми угощениями.

Сенсорные игры

У детей с РАС часто нарушена нормальная работа сенсорной сферы. Многие привычные для обычных людей раздражители (прикосновения, освещенность, вкусы, запахи, звуки) они могут воспринимать либо как слишком сильные, либо как очень слабые (тогда они начинают усиленно искать способы догрузить простаивающие каналы восприятия).

Детям с РАС важно предложить подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу и исподволь помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям.

Попробуйте такие занятия:

  • Ванна с фасолью или рисом. Как уже говорилось ранее, пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки;
  • Рисование по крему для бритья. Нанесите на столешницу немного крема для бритья и путь дети размажут его по всей крышке стола;
  • Создайте «водяную стену»: расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из графина или пластиковой бутылки;
  • Ансамбль барабанов. Расставьте по столу барабаны. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью;
  • Предлагайте ребенку различные виды еды (но не забывайте о диете – если вы ей следуете) - с разной текстурой, хрустом, и вкусом;
  • Используйте вращающийся стул , чтобы кружить ребенка;
  • Купите небольшой трамплин ;
  • Подвесьте под потолок качели ;
  • Шведская стенка. Прикрепите к стене шведскую стенку и поощряйте малыша подниматься по ней вверх и вниз, свешиваться на руках и ногах;
  • Кольца и перекладина. Подвесьте к потолку пару колец и перекладину. Учите ребенка свисать с них, подтягивать тело вверх, раскачиваться в висе руками, поджав ноги.
  • Посещайте игровые площадки : ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья), уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.
  • Детский транспорт . Учите ребенка кататься на специальных тележках в форме машин и мотоциклов, на самокатах и особых велосипедах без педалей (велобегах).

ПОМНИТЕ! Физические упражнения помогут ребенку лучше чувствовать тело, улучшат и даже могут повлиять на развитие навыков речи.

Об этом свидетельствуют отзывы многих родителей, которые отмечают значительный прогресс в физических навыках в дошкольном возрасте, происходивший чуть ранее прорывных коммуникационных успехов, в том числе по речи.

Не переусердствуйте: если ребенок проявляет тревожность или волнение, не давите на него слишком сильно. Постоянное медленное движение вперед предпочтительнее резких рывков.

Умение ждать своей очереди

Делать ходы и выполнять действия по очереди трудно каждому дошкольнику, но особенно тяжело это умение дается детям с РАС. Попробуйте такие идеи:

  • Когда ваш ребенок играет с игрушкой, попросите его о своей очереди. Не дожидайтесь ответа, просто возьмите игрушку, немного с ней поиграйте и верните ее ребенку. Когда ребенок хорошо усвоит, что ему отдадут игрушку, он будет охотнее ею делиться;
  • Возьмите игрушку с огоньками и музыкой, и играйте с ней сами. Передайте ее ребенку и скажите: «Твоя очередь». Включите в занятие еще нескольких детей или взрослых – пусть игрушка идет по кругу.
  • Запускайте по очереди юлу, стучите в барабан, гремите кастаньетами, дуйте в дудку, выдувайте мыльные пузыри – используйте простые инструменты, длительность одного сеанса игры с которыми мала и которые можно быстро передать партнеру.

Совместное внимание

Дети с РАС часто лишены разделенного внимания (общее внимание двух людей к одному и тому же объекту или синхронизация внимания между двумя и более людьми). Однако и этот недостаток можно исправить в игре:

  • Когда ребенок играет с игрушкой, заберите ее и покажите пальцем какие-то ее особенности (уши у плюшевого медведя). Попросите ребенка повторить за вами.
  • Просите ребенка подробно описать объект, на который он смотрит: какой высоты, какого цвета, какой формы, такой ширины.
  • Дуйте в свисток, дудку или губную гармошку и просите ребенка сказать, что только что прозвучало.
  • Исполняйте разные мелодии на музыкальном инструменте.
  • Просите ребенка описывать предметы на улице, называть, что перед ним.

Поощряем имитацию

Имитация – это крайне значимый инструмент развития ребенка и основа усвоения им множества навыков. У детей с РАС умение имитировать и повторять за другим человеком часто страдает. Попробуйте такие игры:

  • Делайте жесты руками, меняйте положение ног и всего тела, и просите ребенка повторить за вами;
  • Изображайте животное, и пусть ребенок повторяет повадки, которые вы демонстрируете;
  • Копируйте поведение своего ребенка с РАС. Делайте это до тех пор, пока он не заметит вашего обезьянничания;
  • Если у вас есть, кого поставить в пару, просите одного ребенка быть зеркалом другого – когда первый совершает движение, второй должен за ним безошибочно и вовремя повторять.

Поощряйте успехи ребенка наградами!

Игры в начальной школе

К начальной школе отличия между детьми с РАС и их нейротипичными сверстниками становятся особенно заметными.

Это приводит к насмешкам и отчуждению, что лишь усугубляет изоляцию, в которой находятся дети-аутисты. Им важно помочь развить навыки социального взаимодействия, чтобы облегчит общение и обеспечит им если и не полную, то хотя бы частичную интеграцию в коллектив.