Предметно-пространственная среда как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Пространственно-предметная среда как средство гармоничного развития ребенка


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Чебурашка»
Материалы
городских педагогических чтений
«Современные подходы к реализации задач ФГОС ДО
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Тема
Организация развивающей предметно-пространственной среды, как средство
нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Соколова Наталия Леонидовна, старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
Вологда
2015 г.
Актуальность:
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная развивающая предметно-пространственная среда.
В связи с этим, целью нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение задач (на современном этапе дошкольного образования перед педагогами стоит довольно сложная задача: не отклоняясь от содержания образовательной программы ДОУ реализовывать комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС):
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-традиционных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром
Создавая соответствующую РППС мы решаем и главные задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников:
Через приобщение детей к истории, культуре и искусству родного края, многообразию художественной деятельности, знакомство с народными промыслами воспитывать у детей позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу
Знакомить дошкольников с символикой государства, области, города Вологды; географическими особенностями расположения
Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению

Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям
Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому
Формировать представление детей о фольклоре, системе обычаев, народных праздников, традиций в одежде, еде, формах досуга и отдыха, Вологодской области
Развивать творческие способности дошкольников в познавательно - речевой, продуктивной и музыкальной деятельности на региональном материале
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Принципы построения развивающей среды в групповой и раздевальной комнатах, на которые мы опираемся в своей работе:
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств - принцип активности, самостоятельности
При организации развивающей предметно - пространственной среды должна быть заложена возможность её изменения, то есть трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно). В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности (принцип мобильности стабильности, динамичности)
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (принцип эмоциогенности среды)
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада (принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды)
Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах. Это открытость природе. Создание зелёных зон в группе. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней. Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
Принцип учёта гендерных и возрастных различий детей. Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности. Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей дошкольников
Представленные вам Требования к организации Предметно-игровой среды группы направлены на то, что бы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции
образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Развивающая функция среды является ведущей, так как деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого всё групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: пособия, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Для эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в группе активно используются следующие центры развития:
Центр конструктивных и творческих игр
Центр художественно – эстетического развития
Центр театрализованных и музыкальных игр
Центр познавательного развития
Особое внимание в нашей группе уделяется наполнению речевого
Центра. Художественная, познавательная литература подбирается в соответствии с тематическим планированием и сезонными праздниками
Центр нравственно-патриотического воспитания оборудован так, что бы дети могли не только знакомиться с представленными экспонатами, но и играть с ними
Выставочный центр в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Оформление групповой и раздевальной комнат фото – газетами, коллективными персональными детскими работами разными видами художественной деятельности.
В воспитательных целях мы используем пространство не только в здании, но и на территории участка.
Подводя итоги, можно отметить, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Приложенные файлы

Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) группы.

Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающую среду в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. С этой целью объекты деятельности педагоги постарались разместить в группе в соответствии с линиями развития (для организации коллективной и индивидуальной деятельности, для игр спокойных и подвижных и т.д.). В большинстве случаев, площадь групповой комнаты детского сада не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям. Одним из путей решения данной проблемы является использование многофункциональной, трансформируемой мебели, которая доступна и будет способствовать проявлению инициативы и самостоятельности детей . Для предоставления ребенку свободы, большого «поля» выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов, педагоги в группе из закрытой имеющейся мебели, сделали открытые стеллажи, изготовили шнуры, ширмы, полки, пуфики на колесах, приобрели легко передвигающиеся емкости. Появилась возможность такое оборудование использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т.д.). Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Все приобретенные контейнеры в группе легкие и на колесах, но разные по внешнему виду. Например, из контейнеров с большими колесами в группе выстроен многофункциональный «паровоз». Его можно перемещать, преобразовывать в кафе, автомобиль и т.д., использовать как стол, плиту стиральную машину и др., в самом «паровозе» и «вагонах» хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Таким образом, в группе созданы условия, позволяющие каждому ребёнку, проявляя инициативу, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Условия, созданные педагогами для свободной деятельности воспитанников, обеспечивающие каждому ребенку выбор деятельности по интересам, обязательно предусматривают полоролевую специфику организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков отдельно оборудованы места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, имеется уголок с дамскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки.

Основными компонентами РППС в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь реализовать свой творческий потенциал, переживать определенное эмоциональное состояние. Одними из ярких элементов развивающей среды группы являются мини-музей «Теремок сказок», «Уголок уединения» и «Книжный уголок», созданные в результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея «Теремок сказок» состоит в том, что он дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но практически взаимодействовать с ними. В этом центре различные виды театров, множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности. Благодаря усилиям всех участников образовательных отношений был организован «Уголок уединения», который получился красивым, добрым и уютным. «Книжный уголок» в группе представлен книжной полкой и пуфиками на колесах. Такая мобильная мебель дает возможность стимулировать активность и самостоятельность ребенка.

С целью активизации самостоятельной художественной деятельности в центре «Акварелька» собрана подборка схем, технологических карт для рисования и лепки, ручного труда, которые находятся в доступном для детей месте. Используя, такие «выручалочки» ребенок сможет самостоятельно осуществлять свой замысел, проявлять инициативу.

Для сюжетно-ролевых игр в группу приобретены контейнеры на колесах, подобраны атрибуты для развития сюжетов игр, разнообразные предметы-заместители, которые обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.

Важно отметить, что РППС группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к развитию (среда не только развивающая, но и развивающаяся) и предметный мир, окружающий ребенка, необходимо постоянно пополнять и обновлять.

Поиск эффективных средств, способствующих развитию самостоятельности и инициативы дошкольников, в настоящее время представляет важную проблему, требующую практического решения. Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, креативности и, в конечном итоге, формирования полноценной личности.

Слайд № 1

Слайд № 2

Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, я учитывала требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы, старалась сделать её разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить период пребывания детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, облегчить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребёнка, поэтому развивающая предметно – пространственная среда!

должна создавать условия для развития анализаторов.

В моей группе развивающая предметно - пространственная среда разделена на примерные центры, которые должны быть созданы по образовательным областям в свете требований ФГОС для самостоятельной деятельности детей это:

Социально – коммуникативное развитие:

  • центр ПДД
  • центр сюжетно – ролевых игр.

Художественно – эстетическое развитие:

  • центр ИЗО- деятельности
  • центр музыкально – театрализованной деятельности

Речевое развитие:

  • центр «Книжное царство»

Физическое развитие:

  • спортивный центр

Познавательное развитие:

  • учебный центр
  • центр «Песок и вода»
  • патриотический уголок
  • мини – музей «Лошадки» .

Конечно же, центр сенсорного развития, который является одним из самых любимых центров моих воспитанников.

Назвала я его трио - развивайка.

В нём собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, пирамидки.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов в своей работе я использую дидактические игры и пособия: «Сделай бусы» , «Подарки из прищепок» , «Сложи листик» , «Волшебные палочки» , «Шнуровки» , дидактическое пособие «Бабочка» , которое изготовила сама.

Игры на определение цвета: «Подбери по цвету» , «Украсим варежку» , «У кого какое платье» , «Подбери пару» , «Собери цветок» , «Разложи фигуры по тарелочкам» , «Воздушные шары» , «Подбери куклам бусы» и т. д., игры на определения формы предмета: «Собери любой предмет» , «Цветные квадраты» , «Геометрик» , «Волшебная мозаика» ; игры на определения размера: «Матрёшки» , «Шары» , «Собери любой предмет» .

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорного развития. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Главный принцип в использовании игр - их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Закрепляю полученные знания детей на утренниках и музыкальных досугах.

Вся моя работа ведётся совместно с родителями. Родители – это первые помощники в моей работе. Мной были организованы консультации, семинары – практикумы, где родителей познакомила с приёмами ознакомления детей с сенсорными эталонами, рассказала о важности своевременного сенсорного воспитания, а также какая работа должна проводиться в семье. Оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующих сенсорному развитию. Показала взрослым, как играть с детьми в эти игры, рассказала какие игрушки и дидактические игры нужно приобретать в этом возрасте. Провела мастер- класс на тему: «Развиваем пальчики, развиваем мозг» . Как при отдыхе и прогулке с детьми использовать различный подручный бросовый материал для развития мелкой моторики рук.

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Я не останавливаюсь на достигнутом, в моих планах с переходом в среднюю группу, обогащать и насыщать предметно - пространственную среду, учитывая требования ФГОС.

Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности. Э.Н. Гусинский замечает, что для создания новой модели образования необходимо создавать достаточно разнообразную и богатую случайностями среду: «Самосознание личности не может быть выработано только изнутри, для его становления и развития необходимо взаимодействие со многими личностями, группами и подсистемами социума» .

В нашей работе такими случайностями выступили проблемные ситуации, неожиданные образцы знакомых предметов, которые требовали от ребенка поиска способов разрешения их познания. В среде перед ребенком мир постоянно раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые он может освоить или отбросить. В среде, обладающей определенной структурой, ребенок отбирает значимые для него ситуации взаимодействия.

Предметы среды по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, как обстоятельство, ситуация, как «место», «центр» становления ценностей сферы личности. Процессуальный аспект имеет две стороны: перцептивную и интерактивную. Перцептивная сторона взаимодействия среды и личности проходит несколько стадий: доперцептивную (взаимодействия нет, есть лишь готовность), ассимиляцию (стремление взаимодействовать, соотнесение содержания элемента со своим опытом), аккомодацию (стремление изменить среду, ориентация на новое), равновесие (результативность взаимодействия личности и среды, эстетическая напряженность, состояние равновесия, гармонии, озарения, катарсиса). В процессуальном аспекте взаимодействия среды и личности ребенка важна позиция педагога, выражающаяся в побуждении, просвещении, оценивании, коммуникации.

Н. С. Иванова отмечает, что «в вопросе оптимальной насыщенности предметно-пространственной среды ребенка следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда отвечала гигиеническим и санитарным нормам и требованиям: - необходимо, чтобы дизайн, в зависимости от возможностей и условий ДОО, был разнообразным; - необходимо, чтобы развивающая и предметно-игровая среда, а так же мебель отвечала психофизиологическим особенностям развития воспитанников на данном этапе возрастного развития; - необходимо, чтобы оформление ДОО напоминало домашнюю обстановку, было комфортным, уютным и эстетичным; - необходимо, чтобы предметно-игровая среда была многообразной, вариативной, а так же многофункциональной».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Предметная структура игровой среды моделируется воспитателем в трех уровнях: низком, среднем, высоком. Ребенок, обладающий недостаточным сенсорном опытом, может самостоятельно выбирать тот способ действия в среде, который соответствует уровню его развития сегодня, или самостоятельно попробовать незнакомый ему способ, т.е. он будет находиться в ситуации выбора. Это, с одной стороны, позволит предупредить возникновение негативных эмоций, оградить ребенка от неуспеха, а с другой — создает возможность ему сориентироваться на «завтрашний день», попробовать самостоятельно преодолеть незнание, трудность. Преодоление трудности и получая успешный результат, ребенок испытывает удовлетворение, начинает оценивать достоинства предметов среды и свои личностные качества, проявившиеся во взаимодействии со средой. Таким образом, ценности предмета, вещи переходят в ценности личности .

Учитывая современные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды, работниками коллективов детских садов г. Оренбурга использовать в воспитательно-образовательном процессе технологии по созданию комплексно-тематического планирования пространственно-игровой среды. В среде ДОО появилась «доска выбора», «центры активности», которые помогают детям проявлять инициативу и самостоятельность, дают возможность выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Фронтальная форма работы заменилась работой малыми группами по предпочитаемому виду деятельности. Ежедневно внимание детей обращается на новый материал, появившейся в центрах активности, этот материал и является стимулятором выбора детской деятельности.

Такая организация жизнедеятельности детей позволяет легко реализовать принципы личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. У детей при организации работы развивается ряд ключевых компетенций: способность выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности. В таких ситуациях ребенок следует социальным нормам поведения и правилам, которые они выбрали и утвердили вместе с детьми, и об этом напоминают нарисованные ими правила, которые оформлены в рамочки и размещены по всей группе.

Физкультурно-спортивная среда дошкольной образовательной организации по своей модальности может быть отнесена к одному из четырех типов: тренирующая, формирующая, развивающая, творческая. В «тренирующей» физкультурно-спортивной среде:

Создаются условия для повышения адаптационных возможностей организма ребенка и развития его физических кондиций в процессе обучения и воспитания в стенах конкретного образовательного учреждения;

Используют преимущественно тренирующие эффекты через биологическую адаптацию к параметрам среды и формирование адекватного поведения в стандартных условиях поведенческого сеттинга после многоразового повторения однородных форм деятельности;

Создаются условия для формирования у обучающихся физкультурных знаний, здоровьесберегающих, жизненно важных, спортивных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков и соответствующих нормативным требованиям физических кондиций.

«Формирующая» среда ориентирована на получение обучающего эффекта. В «развивающей» физкультурно-спортивной среде предоставляется комплекс возможностей для целостного физкультурного развития и саморазвития личности ребенка, что проявляется как в плане удовлетворения и развития субъектом своих физкультурно-спортивных потребностей (от витального до духовного компонента), так и в плане усвоения личностью социальных ценностей физической культуры и спорта, и частичной трансформации их во внутренние ценности.

Педагогическая организация развивающей среды характеризуется оптимальной системой связей между всеми элементами образовательной среды, постоянным обогащением и рациональным использованием образовательных ресурсов, конструктивностью педагогического взаимодействия и творческой активностью дошкольников. В данной сфере эффективно используются обучающие и воспитывающие возможности урочной и внеурочной физкультурно-спортивной работы, широк спектр дополнительных физкультурно-образовательных услуг (секции, кружки и др.) и физкультурно-спортивных связей с другими образовательными учреждениями (соревнования по видам спорта, Дни здоровья и др.). Развивающая среда ориентирована на получение обучающего и воспитывающего эффекта в форме субъектной физкультурно-спортивной активности и готовности ребенка (мотивационной, операциональной, рефлексивной) к физкультурному самосовершенствованию.

В «творческой» физкультурно-спортивной среде предоставляется спектр разнообразных возможностей для физкультурно-спортивного самосовершенствования личности ребенка, что проявляется в удовлетворении комплекса физкультурно-спортивных потребностей детей через интеграцию содержания и форм занятий физической культурой. Педагогическая организация творческой среды характеризуется системностью связей между элементами, обогащением среды за счет ресурсов дополнительного образования, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью дошкольников, поддерживающейся на основе спортивно-игровой деятельности, создания спортивно-регламентированных отношений между обучаемыми и ответной реакцией среды на их активность.

Физкультурно-спортивная среда ДОО — это тип среды, максимально приближенный по содержанию, методам и формам организации к добровольным занятиям физической культурой (вне ДОО), что позволяет осуществлять подготовку постепенного перехода процесса обязательного физического воспитания в добровольный процесс физкультурного самообразования, самосовершенствования.

Данная среда обладает высоким мотивирующим влиянием, что позволяет длительное время поддерживать интерес и сохранять активность обучаемого на основе игровой деятельности за счет взаимодействия и взаимопроникновения внешней (обучающая среда) и внутренней (организм) по отношению к субъекту сред (чувство легкости и свободы, мышечной радости и в комплексе с чувством азарта, наслаждения от преодоления себя, борьбы, победы, гордости за команду).

Физкультурно-спортивную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательной организации. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. При отборе предметного содержания физкультурно-спортивной среды в ДОО важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), т. е. на завтрашние возможности детей.

Для организации физкультурно-спортивной среды в ДОО используются ведущие принципы:

Принцип дистанции;

Принцип активности;

Принцип стабильности-динамичности;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Принцип открытости-закрытости.

Нашел свое отражение в физкультурно-спортивной развивающей среде принцип комплексно-тематического планирования. В качестве примера мы по теме «Народные подвижные игры» мы создали физкультурно-спортивную среду, в которую включили:

Показ картин, изображающих народные забавы: В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М. Кустодиев «На ярмарке», Масленица», «Хоровод», «Деревенский праздник»;

Беседы о разных национальностях, их традициях, с целью обогащения знаний детей о представленных народностях, яркого образного представления их жизни;

Иллюстрации к народным сказкам, былинам, изображающие сильных, смелых, отважных людей; фотографии с изображением жизни и игр детей в прошлом и настоящем;

Записи народных песен;

Декорации к народным играм, которые были сделаны при помощи родителей;

Народные костюмы, принесенные родителями, маски-шапочки для каждой игры.

Вторым примером физкультурно-оздоровительной развивающей среды по теме «Построение развивающей предметно - пространственной среды для формирования здорового образа жизни старших дошкольников». Здесь мы представили информацию о пополнении содержания физкультурного зала, групповых физкультурных уголков и уголков здоровья нестандартным оборудованием для оздоровления и увеличения двигательной активности детей («Поймай мяч ловушкой», «Осьминожки», «Гусеница», «Цирковые обручи», «Напольные шашки», «Орешки»). В результате было подготовлено нестандартное оборудование в групповых уголках, на участках и «Тропе Здоровья» ДОО («Волшебные дорожки», «Пеньки», «Лыжи»).

Для увеличения двигательной активности детей в режиме дня и на прогулках нами были составлены картотеки и разработаны рекомендации проведения подвижных и спортивных игр («Организуем прогулку правильно», «Играем, учимся, растем», «Спортивные игры - это интересно!» и т.д.).

В группе организован «Уголок Здоровья», где накоплен богатый материал: дидактические и настольные игры («Этикет - школа изящных манер», «Подбери предметы», « Как вырасти здоровым», «Спортивное лото» и т.д.); пособия и плакаты по соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию. Дети получают элементарные знания валеологического характера и навыки по формированию своего здоровья.

В качестве третьего примера комплексно-тематического планирования мы к теме «Повышение двигательной активности детей на физкультурных занятиях и самостоятельной двигательной активности» подготовили презентацию для детей о необходимых качествах «Мы артисты цирка» о гимнастах, демонстрирующая силу, ловкость, стремление к цели, смелость, гибкость, выносливость и музыкальное сопровождение. В уголок спорта мы поместили журналы и альбомы о гимнастах и видах упражнений. А также была проведена педагогическая мастерская по изготовлению нестандартного оборудования для занятий физической культуры. В ходе данной мастерской мы, совместно с педагогами сплели косички, которые можно использовать для проведения подвижных игр и как спортивный инвентарь в занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, задача педагогов сделать развивающую пространственно-предметную среду содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, и самое главное, востребованной.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

В привычной для современных педагогов формулировке понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века. Термин введен в 1988 году, исследования по теме проводились с 1960 года в Москве при Академии пед. наук НИИ дошкольного воспитания.

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда»понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных.Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». С.Л.Новоселова

· Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

· Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

· Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

– это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития

2.Трансформируемая (Возможность изменения среды в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей)

3.Полифункциональная (Разнообразное использование составляющих предметной среды)

4.Вариативная

5.Доступная (Свободный доступ к играм и игрушкам)

6.Безопасная (Наличие разнообразных пространств (для игр, уединения и т.д.) и разнообразных материалов и игр)

5 образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой

активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формированиеэлементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания

персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребёнка –дошкольника

Функции предметно-пространственной среды

  • Информационная
  • Стимулирующая
  • Развивающая

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

1. Содержательно-насыщенная

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Вариативная

5. Доступная

6. Безопасная (Наличие разнообразных пространств (для игр, уединения и т.д.) и разнообразных материалов и игр)

5 образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Главные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

Таким образом, развивающая среда

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребёнка –дошкольника

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

В привычной для современных педагогов формулировке понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века. Термин введен в 1988 году, исследования по теме проводились с 1960 года в Москве при Академии пед. наук НИИ дошкольного воспитания.

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда»понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных.Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». С.Л.Новоселова

Функции предметно-пространственной среды

  • Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
  • Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

1. Содержательно-насыщенная (Оснащённость средствами обучения и воспитания, оздоровительным оборудованием)

2. Трансформируемая (Возможность изменения среды в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей)

3. Полифункциональная (Разнообразное использование составляющих предметной среды)

4. Вариативная (Наличие разнообразных пространств (для игр, уединения и т.д.) и разнообразных материалов и игр)

5. Доступная (Свободный доступ к играм и игрушкам)

6. Безопасная (Наличие разнообразных пространств (для игр, уединения и т.д.) и разнообразных материалов и игр)

5 образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой

активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формированиеэлементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания

персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма

Главные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.