Календарь церковных праздников в августе

Преображение буквально переводится с греческого как "превращение в другой вид" или "изменение формы". О том, как Иисус Христос взял с собой троих учеников, поднялся с ними на высокую гору, и там во время молитвы они увидели как Он преобразился, рассказывают трое из четырех евангелистов.

"Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Переизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице", — писал святитель Филарет Московский.

Озаренные необычайным светом апостолы испытали такое блаженство, какого они до тех пор не знали. Так, в преддверии своих страданий, распятия и воскресения, Христос готовил учеников к пониманию истинного смысла событий, свидетелями и участниками которых им вскоре предстояло стать. Ведь они, хотя и считали его Мессией, все еще жили общееврейской надеждой, что Он станет земным царем Израиля, и меньше всего думали тогда об избавлении людей от греха и смерти и даровании им жизни вечной.

Праздновать Преображение Господне начали сперва в Палестине — в IV веке, когда мать императора Константина Великого императрица Елена построила на горе Фавор Преображенскую церковь. Первые письменные свидетельства существования этого праздника на Востоке христианского мира относятся к V веку, а к VIII веку он уже вошел в церковный канон.

На Западе общецерковным праздником Преображение стало лишь в 1456 году при папе Каликсте III, хотя во Франции и Испании его праздновали с VII века.

Хронология евангельских событий связывает его с распятием Спасителя, но предпасхальный Великий пост с его сосредоточенно-покаянным настроем плохо сочетался с внутренним смыслом праздника Преображения, и отсчет решено было вести от праздника Воздвижения Креста Господня (27 сентября), так же посвященного воспоминанию страстей Христовых. За сорок дней до него — 19 августа — и был установлен день праздника.

Обычай освящать в этот день "начатки плодов" восходит к Ветхому Завету, когда, по Закону Моисееву — "Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего" (Исх.23:19) — в Иерусалимский Храм в знак благодарности Богу приносили плоды нового урожая: злаки и виноград.

Первые христиане жертвовали их для совершения таинства Евхаристии. Но в христианстве освящение плодов в праздник Преображения обрело новый смысл. В Преображении Господь показал людям то новое благодатное состояние, которое обретет мир с Воскресением Христа. И освящение фруктов, которые своей сладостью напоминают о райском блаженстве и утешают обещанием возвращения к нему в новой, преображенной "жизни будущего века", напоминают о той духовной сладости, которую ощутили ученики Христа на Фаворе.

Конечно, "Царство Божие не пища и питие", а "правда и мир и радость в Духе Святом" (Рим. 14: 17), но человек всегда стремится к образному, видимому пониманию невидимых вещей. Да и нет у него иной возможности, ведь для "новых" вещей нужны и новые слова (Кор. 12: 4), за неимением которых приходится выражать духовные истины внешними, понятными обрядами и представление о будущем блаженстве Царства Божия передавать в образе сладких плодов.

950 лет назад князь Андрей Боголюбский учредил празднование трех великих Спасов - Медового, Яблочного и Орехового. С тех пор каждый год православные отмечают эти праздники.

Яблочки на столе, в банке - медок, тут же свежий хлеб, пышущие жаром пирожки, лесные орешки... Все это - не что иное, как символы прекрасных Спасов. Праздники Спаса особенные, ведь и названы они в честь Спасителя нашего, Иисуса Христа.

ТРИ СПАСА В АВГУСТЕ 2017 ГОДА - ВЕЛИКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ». Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса) . По народной этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.

14 августа 2017 православные христиане празднуют Первый Спас - Медовый Спас
В народе этот день также получил и другие названия — Первый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, «Макавей зельная» (белорус.), «Маковiя» (укр.), Маккавей.

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь - освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки - медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованию Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая

В народе в зависимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас) — день народного календаря, отмечаемый 29 августа . В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня.

В церковном календаре в этот день отмечают перенесение из Одессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа — православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.

Видеопрезентацию подготовили Хохлова Ольга Леонидовна - заведующая сектором отдела краеведческой информации и Кравченко Елизавета - библиотекарь тренингового отдела. Большое спасибо специалистам ГУК ЛНР «Луганская универсальная научная библиотека имени Максима Горького» за полезную и интересную информацию.

19 августа 2017 года - Суббота, 231 день 2017 года по григорианскому календарю. 19 августа соответствует 6 августа юлианского календаря (по старому стилю). Праздники 19 августа 2017 года.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Праздники 19 августа 2017 года в России

День рождения русской тельняшки. 19 августа этого года исполнилось ровно 143 года с тех пор, как в 1874 году императорским указом Александра II тельняшка официально вошла в перечень амуниции, обязательной к ношению русскими моряками. С тех пор эта дата считается днем рождения русской тельняшки, а сама полосатая рубаха прочно вошла в жизнь русского моряка. Но история ее происхождения до сих пор окутана тайной.

Считается, что моряк, впервые отправившийся в открытое море (неважно, на рыболовецком судне, торговом корабле или военном крейсере), тут же вступает в братство отважных покорителей морской стихии. Опасностей там полно, а моряки - самые суеверные люди в мире. И вот одно из главных морских поверий связано с темными и светлыми полосами, нанесенными на тельняшку. Оказывается, в отличие от сухопутных граждан, каждый настоящий моряк уверен, что пучину населяют различные демоны да русалки, и каждый из них представляет собой серьезную опасность для покорителей морей и океанов.

Чтобы их обмануть и использовали тельняшку: считалось, что, надев подобную рубаху, моряки казались духам моря уже покойниками, от которых остались только скелеты. Первыми робу с черно-белыми полосками надели рыбаки французской Бретани, чтобы уберечься от духов моря. В начале XVII века это суеверие распространилось по всему Старому Свету. Начиная с 1852 года, по французскому стандарту тельняшка обязана была иметь 21 полосу - по числу крупных побед Наполеона. В свою очередь, голландцы и англичане предпочитали тельняшку исключительно с 12 поперечными полосами - по количеству ребер у человека.

Если же говорить серьезно, то появление на море тельняшки было продиктовано суровыми обстоятельствами морских путешествий и очень странно, что она не появилась раньше XVII века. Не желая черпать информацию из сомнительных источников, автор статьи обратился к знакомому контр-адмиралу с просьбой рассказать о том, откуда на самом деле появилась эта полосатая рубаха. Адмирал рассмеялся и сказал: «Нам еще в училище преподаватели говорили: полоски на тельняшке - чтобы сачков на фоне парусов видеть».

Действительно, во время плавания или морского сражения боцману корабля жизненно важно было видеть, сколько человек находится на работе. Человек же в полосатой сине-белой рубахе отлично виден на фоне как белых, так и цветных парусов. В ситуации, когда матрос оказался за бортом, тельняшка опять же значительно облегчала его поиск и спасение. Но главное, за что тельняшка полюбилась морякам, - это ее состав. Например, после введения тельняшки в обмундирование русских моряков, в официальном документе говорилось: «Рубаха, вязанная из шерсти пополам с бумагою», то есть хлопком.

Это позволяло проветривать тело при жаре и согревать его во время холодов. Первые тельняшки были вязаными. Моряки во время дальних странствий порой сами крючком и спицами вязали себе полюбившуюся одежду - это занимало досуг и очень успокаивало нервы. Несмотря на популярность тельняшки, к XVIII веку она была запрещена. Причина запрета, при очевидной глупости, была достаточно логична. Руководство военно-морских сил ряда европейских стран посчитало тельняшку неуставной формой одежды. Действительно, зачастую моряки вязали ее на глазок, не соблюдая стандартов в качестве материала и длине полос.

К тому же в ту пору в большинстве стран появилась казенная морская форма. Так тельняшка почти на сто лет пропала из активного обихода моряков. Некоторые матросы по старой привычке надевали тельник под одежду, но бывали за это строго наказаны. Реабилитировали полосатую рубаху лишь в середине XIX века, когда в моду вошла голландская морская форма. Короткий бушлат, брюки клеш, куртки с глубоким вырезом на груди, из которого и виднелись полоски. С этого момента каждый моряк обязан был иметь в своем гардеробе как минимум три тельняшки.

В России тельняшка стала символом безрассудной смелости, героизма и презрения к смерти. Сегодня уже сложно сказать, когда русские моряки впервые увидели полосатые рубахи на своих иностранных коллегах. Скорее всего, это знакомство произошло в XVII веке в Архангельске, во время посещения порта английскими или голландскими торговыми судами. Удивительно, почему Петр I, практически целиком перенявший морские традиции Голландии, сразу не позаимствовал и тельняшку.

Лишь в августе 1874 года великий князь Константин Николаевич Романов положил перед императором Александром II указ о включении тельняшки в морскую форму. У первой российской тельняшки расстояние между синими полосами составляло примерно 4,5 см. Считалось, что сине-белая гамма тельняшки повторяет цвета Андреевского флага. Белые полосы оказались значительно шире синих. Равноправие между ними было установлено лишь в 1912 году. С этого момента ширина полос составила четверть вершка, в современной мере исчисления примерно 1 см.

В качестве материала теперь стали использовать исключительно хлопок. Изготовление тельняшек первое время происходило за границей. Лишь со временем в Санкт-Петербурге было налажено собственное производство на трикотажной фабрике Керстена, после революции переименованной в «Красное знамя». Повседневной полосатая рубаха стала далеко не сразу. Первое время она предназначалась исключительно для дальних походов.

В обычном режиме нижние чины могли надевать ее лишь по воскресеньям, в дни государственных праздников, а также при увольнении на берег. Таким образом, тельняшка из удобного бытового предмета на некоторое время превратилась в элемент парадной формы. Но моряки все равно старались носить ее повседневно, ласково называя «морской душой». С 1893 года тельняшка вошла в обмундирование флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи на Белом, Черном и Каспийском морях. Классические синие полоски в 1898 году сменили полосы зеленые, какими они остаются у пограничников и по сей день.

Спецназ внутренних войск носит тельняшку с краповыми полосками, спецназ ФСБ и Президентский полк - с васильковыми, а МЧС - с оранжевыми. Морская пехота, как и подводники, одеваются в тельняшку с черными полосками. Почему выбраны такие цвета? Это тайна за семью печатями. Зато хорошо известно, за какие заслуги тельняшка с моря перекочевала на сушу. Виной тому - использование моряков в сухопутных военных операциях в Гражданскую и Великую Отечественную войну. По непонятной для историков причине моряки оказались лучшими бойцами, чем их сухопутные коллеги. Недаром враг в страхе называл морскую пехоту «полосатыми дьяволами».

До сих пор в России популярна поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках!». В годы войны ее дополняла другая: «Один моряк - моряк, два моряка - взвод, три моряка - рота». В первом же бою на суше 25 июня 1941 года под Лиепаей балтийские моряки обратили в бегство солдат вермахта, захвативших до этого половину Европы. Свою роль в успешном выполнении боевых задач советскими моряками сыграла и любимая ими тельняшка. Дело в том, что в атаку моряки шли, как правило, в одних тельняшках, полоски которых создавали оптическую иллюзию большего количества людей, чем это было на самом деле.

Командование, убедившись, что моряки никогда не отступают, бросало «полосатых дьяволов» в прорыв на самых сложных участках фронта. Именно из-за отваги моряков на полях Великой Отечественной 6 июля 1969 года тельняшка вошла в обмундирование воздушно-десантных войск


19/08/2017 - 08:23

Сегодня христиане во всем мире празднуют светлый праздник Преображение Господне. С самого утра в Церкви праздничное богослужение, священники облачены в белые мантии, повсюду много света. Верующие молятся о духовном пробуждении, озарении, преображении. Они просят изменить сердце и разум, просят о прощении. В этот день православные верующие вспоминают события, описанные в Евангелии.

Иисус, взяв трех своих учеников, поднялся с ними на гору Фавор. Там все вместе они молились. А затем ученики погрузились в глубокий сон. Их разбудило странное свечение. Когда они открыли глаза, то увидели следующую картину. Перед ними в белоснежной одежде был Христос, а его лицо сияло. Тогда ученики поняли, что перед ними не простой человек, это - Сын Бога. В тот момент ученикам стало так хорошо, что они не хотели спускаться с горы.

Преображение Господне - это радостный праздник. Это праздник, который напоминает верующим, что там, после смерти, их ждет настоящее преображение, там не будет слез, уныния и боли.

В народе же праздник называют по-простому - Яблочный спас. Есть предание, что после того, как Иисус и его ученики спустили с горы, они увидели яблоки и утолили ими голод. Однако скорее, праздник своими корнями уходит ещё в те времена, когда славяне отмечали конец лета и начинали готовиться к холодам. Яблоки можно было есть только после Яблочного спаса. В этот же день и во все последующие из начинали запасать на зиму: сушить, готовить компоты и варенья.

Раньше яблоки часто несли в церковь. Таким образом люди благодарили Бога за подаренный урожай. Все принесенное они оставляли в церкви. Затем раздавались яблоки бедным, их несли на кладбище. Считалось что эти плоды непременно нужно положить на могилку ребенку, ведь в таком случае этот ребенок получит яблоко там, на небесах.

Это одно из многочисленных поверий. Сегодня многие также идут на кладбища и кладут на могилы яблоки. Это делать необязательно. А вот обязательным считается поход в церковь, молитва и праведный образ жизни.

В этот день нельзя работать, можно собирать урожай и готовить. Преображение Господне относится к 12 наибольшим православным праздникам.

Если вам понравилась эта публикация,

Последний месяц лета ознаменован большим количеством православных церковных праздников, памятных событий и дат, о которых должен помнить и которые должен чтить каждый верующий. Но упомнить их все и не упустить из виду важные детали очень сложно - ведь, как мы сказали выше, церковный календарь праздников на август 2017 года очень богат и обширен. В этой статье мы собрали все значимые и важные праздники последнего месяца лета с заметками и рекомендациями, постами и советами по поводу встречи и проведения августовских христианских праздников - все для вашего удобства. С начала месяца и по 13 августа все православные христиане придерживаются летнего мясоеда – периода, когда разрешено вкушать мясные продукты без ограничения. С 14-го августа начинается Успенский пост 2017, относящийся к строгим. Он назначен в честь наступающего праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Завершается август 2017 г. началом осеннего мясоеда, который продлится аж до конца ноября – с 28-го августа по 27-е ноября 2017 года.

Церковные праздники в августе 2017 - важные даты в православном церковном календаре 1 августа 2017 года вторник
Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Собор Курских святых.
Иконы Божией Матери Умиление Серафимо-Дивеевская.
2 августа 2017 года среда
День пророка Илии.
Посвящен памяти пророка Илии. Он вел праведную жизнь и был удостоен права после смерти попасть на Небеса. В славянском понимании этот день ознаменовал начало запрещенного сезона купания: считалось, что с Ильиного дня в водоемы возвращается всякая нечисть.
Обретение мощей Афанасия Брестского.
Икон Божией Матери Галичская, «Знамение» Абалацкая, Оршанская.
Постный день.
3 августа 2017 года четверг
Пророка Иезекииля.
Преподобных Симеона Палестинского и Иоанна.
Священномученика Петра Голубева, пресвитера.
4 августа 2017 года пятница
Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины.
Перенесение мощей священномученика Фоки.
Преподобного Корнилия Переяславского.
5 августа 2017 года суббота Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников.
Почаевской иконы Божией Матери. 6 августа 2017 года воскресенье
Мученицы Христины.
Блговерных князей страторпцeв Бориса и Глеба, во cвятом Крещении Романа и Давида.
Собор Смоленских святых.
7 августа 2017 года понедельник
Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Преподобного Макария Желтоводского, Унженского.
8 августа 2017 года вторник Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократa, иереев Никомидийских.
Преподобного Моисея Угрина 9 августа 2017 года среда
Великомученика и целителя Пантелеймона.
Преподобного Германа Аляскинского.
Постный день.
10 августа 2017 года четверг
Смоленской иконы Божией Матери, именуeмой Одигитрия (Путеводительница).
Собор Тамбовских святых.
11 августа 2017 года пятница
Мученика Каллиника Киликийского.
Мученицы Серафимы.
Преподобных Корстантина и Космы Косинских.
Постный день.
12 августа 2017 года суббота
Mученика Иоанна Воина.
Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого.
Празднование иконы Божией Матери Оконская.
13 августа 2017 года воскресенье
Предпразднство Происхождения честныx дрeв Животворящего Креста Господня.
Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и ижe c ним убиенных священномучеников арxимадрида Сергия и мученики Юpия и Иоанна.
Прaведного Евдокима Каппадокиянина.
14 августа 2017 года понедельник
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Медовый Спас.
К данной дате, пчелы традиционно заканчивают сбор меда, а у пасечников он в самом разгаре. Урожай нового сезона следует освятить в церкви, только после этого употреблять в пищу. Освященный мед остается в церкви, раздается на паперти или отсылается к больным и малоимущим. Остальной мед также считается освященным, потому его можно смело употреблять в пищу и заготавливать на зиму.
Начинается Успенский пост.
С 14 по 28 августа 2017 года - продолжается Успенский пост.
15 августа 2017 года вторник
Перенесение из Иерусалима в Константинопoль мощей первoмч. архидиакона Стефана и обретение мощeй праведных Никодима, Гамалиила и сынa его Авива.
Блаженного Василия, Московского чудотворца.
Ачаирской иконы Божией Матери.
16 августа 2017 года среда
Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.
Преподобного Космы отшельника.
17 августа 2017 года четверг
Семи отроков, ижe во Ефесе.
Преподобномученицы Евдокии Римляныни.
18 августа 2017 года пятница
Предпразднство Преображения Господня.
Преподобномученика Иова Ущельского.
Священномучеников Арфира и Фавия.
Мученика Евсигния Антиохийского.
19 августа 2017 года суббота
Преображение Господа нaшего Иисуса Христа. Яблочный Спас.
В этот день, согласно Священному Писанию, к молящимся на горе в Галилее Иисусу Христу, Петру, Иоанну и Иакову снизошли два ветхозаветных пророка, провозгласивших Иисуса Сыном Божием. В честь этого праздника происходит послабление Успенского поста.
Второй спас – Яблочный. К этому моменту яблоки почти во всех регионах нашей страны поспели. Новый урожай необходимо освятить в церкви, после чего его можно употреблять в пищу.
20 августа 2017 года воскресенье
Попразднство Преображения Господня.
Обретение мощей cвятителя Митрофана, епископа Воронежского.
Преподобного Антония Оптинского.
21 августа 2017 года понедельник
Святителя Емилиана исповедника, eпископа Кизического.
Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Святого Мирона чудотворца
22 августа 2017 года вторник
Апостола Матфия.
Собор Соловецких Святых.
23 августа 2017 года среда
Блаженного Лаврентия, Христа рaди юродивого, Калужского.
Собор новомучеников и исповедников Соловецких.
24 августа 2017 года четверг
Mученика архидиакона Евпла.
25 августа 2017 года пятница
Мучеников Фотия и Аникиты и многиx с ними.
Священномученика Александра, епископа Команского.
Мучеников Памфила и Капитона.
26 августа 2017 года суббота
Отдание праздника Преображения Господня.
Преставление и второе обретение мощей святителя Тихона, Задонского чудотворца.
Мучеников Ипполита, иринея, Авундия и мученицы Конкордии.
27 августа 2017 года воскресенье
Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского.
Пророка Михея.
Празднование икон Божией Матери Беседная и Нарвская.
28 августа 2017 года понедельник
Успение Пресвятой Богородицы.
В этот день, душа матери Иисуса Христа отправилась на Небеса в райские кущи, где она пребывает по сей день вместе со своим любимым Сыном Иисусом Христом, другими праведниками и безгрешными душами.
29 авгута 2016 года вторник
Попразднство Успения Богородицы.
Хлебный Спас, именуемый также как Ореховый Спас или Спас на холсте.
Этот праздник не особо почитался у наших предков, потому не обрел той огласки, какую обрели два первых Спаса. С этой даты, начиналась активная торговля тканями и холстами. Однако в этот день церковь празднует более почетное событие – перенесение нерукотворн. образа Спасителя из Эдессы в Константинополь в 944 году.
30 августа 2017 года среда
Преподобного Пимена Угрешского.
Арматийской иконы Божией Матери.
Постный день.
31 августа 2017 года четверг
Mучеников Флора и Лавра.
Иконы Божией Матери Всецарица.

Посты в августе 2017 года

Многодневный пост в августе 2017 - Успенский пост. Начало воздержания начинается 14 августа и продолжается до 27 августа 2017 года. Строгий пост, который начинается с празднования Медового Спаса и продолжается до светлого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Согласно церковному уставу люди, придерживающиеся Успенского поста должны следовать таким ограничениям в еде: Понедельник, среда, пятница в период Успенского поста - сухоядение. В дни сухоядения можно есть следующие продукты: сухой пресный хлеб (сухари), сырые овощи, фрукты и сухофрукты, мед, орехи, воду, из приправ разрешается соль.
Вторник и четверг во время поста - горячая пища без масла. В эти дни можно есть блюда, приготовленные на огне и без употребления растительного масла. К таким блюдам относятся овощные и грибные супы, чай, кофе, компоты, отвары. Суббота и воскресенье во время Успенского поста - разрешается употребление в пищу растительного масла и вина. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается принимать в пищу Рыбу и морепродукты. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а 28 августа разрешается есть рыбу и морепродукты. Однодневные посты - 2 августа, 4 августа, 9 августа, 11 августа, 30 августа.