Народный календарь. Осень. Осенние приметы на руси

Теплая осень - к долгой зиме.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
Осенью много паутины – на ясную погоду.

Если на березе лист начал желтеть с вершины, то будущая весна будет ранней, а если снизу - то поздняя.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют - на холодную зиму, оставляют его открытым - к теплой зиме.
Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу.

Бабье лето Издавна известно, что в середине сентября – начале октября происходит (после первых похолоданий) повышение температуры. Эта пора называется в народе "бабьим летом".
Во время "бабьего лета", пригретые прямо-таки весенним солнышком, вылезают из земли грибы и вновь начинают цвести растения. По народному календарю оно продолжается с 14 сентября – дня Семена летопроводца до 21 сентября – дня Рождества Святой Богородицы.


Иллюстрации Инна Кузубова

Бабье лето наступало не только у славян. У немцев это время называется "старушечьим летом", или "Марьина пряжа", "Марьины паутинки", т.к. в это время на лугах и на деревьях в хорошую погоду носятся тонкие нити паутины. Во Франции период называют "летом Святого Мартина"; в США – "индейским летом".

Почему это явление называют именно "бабьим летом", а не как-нибудь иначе, определенно ответить трудно. Можно только предполагать, что скорее всего, оно связано с жизнью и деятельностью женщины-крестьянки. Во второй половине сентября заканчивались полевые уборочные работы, и женщина, очень занятая в поле, немного освобождалась от тяжелого труда и могла некоторое время почувствовать летний отдых. Совпадение такого периода бытовой жизни с периодами относительно теплой, приятной погоды, очевидно, и послужило причиной названия "бабьего лета". Длительность такого отдыха для женщины была так же коротка, как и периоды возврата летнего тепла. После "бабьего лета" женщины начинали мять и трепать пеньку, мыть ее и стлать лен, возились с холстами и брались за веретено, рукоделья.

сентябрь

Сентябрь – хмурень, верасень. Холоден сентябрь, а сыт.

С сентября огонь и в избе и в поле.

В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.

Гром в сентябре – на теплую осень.


Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут – к хорошей осени.

Если много тенетника на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.

Богатый урожай желудей на дубах – на теплую зиму (в других источниках – на лютую), а на Рождество (7 января) – много снега.

1(19 авг.) День Андрея Стратила тепляка. Стратилатов день приспел, овес поспел. На Феклу – дергай свеклу.

3(21 авг.) День Бабы Василисы. Убираются последние яблоки, чтобы не истощить дерево. Баба Василиса о льнах радеет.

4(22 авг.) День Агафона огуменника. Полагают, что в эту ночь леший выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Поэтому его стерегут, тулуп надев навыворот и с кочергою в руках.

5(23 авг.) День Лупа брусничника. На лупа бывают первые заморозки. На Лупа мороз лупит овес.

11(29 авг.) День Ивана Постного. На Ивана Постного собирают коренья Рослые, а на Ивана Купала собирают травы. В этот день не едят ничего круглого, как-то: яблок, картофеля и др. (что напоминает голову), и щей не варят, а также не рубят капусты, не срезывают мака, не рвут яблок, не копают картофеля, не берут в руки косаря, топора и т. п.

14(1) День Семена летопроводца. Начало Старого бабьего лета (обычно до Малой Пречистой). На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши. По Семен день вечерком гасят старый огонь, а утром вытирают новый из дерева. Коли бабье лето ненастно – осень сухая, а коли на Семена ясно – осень ведряная, много тенетника – к ясной осени, к холодной зиме; дикие гуси садятся, а скворцы не летят.

21(8) Малая Пречистая (На Успенье – Большая), Аспасов день. В этот день женщины встречают осень у воды (вторая встреча осени, первая на Яблочный Спас). На Малую Пречистую убирают пчел, собирают лук.

24(11) На Федора всякое лето кончается. Полагают, что в этот день осень ездит на гнедой кобыле. Третья встреча осени.

25(12) День Священномученика Автонома. Считается, что в этот день змея в лесах уходит в землю.

27(14) Вздвижение. На Вздвиженье хлеб с поля двинулся (последняя копна с поля), птица в отлет двинулась, гад не движется.

28(15) На Никиту гуси улетают на юг.


Октябрь
Свадьбы обычно правили с Летопроводца (14 сен. н.с.) до Гурия (28 нояб. н.с.)

Октябрь – позимник, грязник, свадебник.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

Октябрьский гром – к бесснежной зиме.

От первого снега до санного – 6 недель.

1(18 сен.) Если на Евмена и Арину отлет журавлей – на Покров мороз. «Колесом дорога!» - кричат журавлям, чтоб их воротить (чтоб подольше остались и зима попозже пришла).

2(19 сен.) Трофимов день. На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим - туда и оно за ним. С Трофима девушки начинают приглядывать себе женихов. С сего дня по Савватия (10 окт. н.с.) отмечалась пчелиная девятина. В эти дни обязательно должен присутствовать мед. Последний срок сбора грибов-листопадников.


3(20 сен.) Если на Астафия северный ветер – жди стужи, южный к теплу, западный – к мокроте, восточный к вёдру; если тепло и летит паутина – к хорошей осени и нескорому снегу.

8(25 сен.) Сергиев день. Сергия капустника. Путь зимний устанавливается в четыре Семины (седмицы) от Сергия. На Сергия Радонежского рубят капусту. Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михайлу (21 ноября).

10(27 сен.) День Саватия пчельника. В этот день убирают улья в омшаник.

14(1) Покров.

Покров не лето, Встретенье не зима. Первое зазимье.

Срок наймам и сделкам.

Матушка Покров, покрой землю и меня молоду.

Снег на Покров - к счастью молодым.

Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.

Успенье засевает, а Покров собирает (сбор последних плодов).

Между Покрова и Родительской субботы зима не становится.

Если на Покров ветер с севера – к холодной зиме, с юга к – теплой, с запада – к снежной. Каков Покров, такова и зима.

17(4) Ерофеев день. Полагают, что в этот день лешие дурят по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю. Поэтому люди в лес не ходят: леший бесится.

20(7) С Сергия зима начинается, с Матроны устанавливается.


23(10) На Евлампия рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам; если на север – быть скорой зиме, на юг – скорой зимы не жди, будет слякоть до Казанской (4 ноября).

27(14) День Прасковьи трепальницы. Полагают, что с этого дня должно трепать лен. Прасковьи грязнихи, порошихи. На Грязниху грязь - четыре смены до зимы.

Ноябрь

Ноябрь – листогной. Ноябрь – ворота зимы, сумерки года.

Ноябрьские ночи до снега темны.

В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

Появление комаров поздней осенью - к теплой зиме.


Желтые листья опадают слабо - морозы наступят нескоро.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Суббота перед Дмитрием. Дзяды. Родительская Суббота. Поминовение усопших. Дмитрова суббота – кутейникам работа.

4(22 окт.) Казанская. На Казанскую добрые люди вдаль не ездят. Если на Казанскую небо заплачет, то следом за даждем и зима придет. Кто на Казанской женится, счастлив будет.

8(26 окт.) Дмитров день. Дмитров день перевоза не ждет. Коли Дмитров день будет по голу, то и Святая, а по снегу, и Святая – по снегу.

10(28 окт.) День Прасковеи Пятницы, Прасковеи льняницы (мнут лен и приносят первинку в церковь). На Прасковеи молятся о хороших женихах.

11(29 окт.) День Авраамия овчара, Настасьи овечницы. Овчарный праздник. Полагают, что с этого дня должно стричь овец.

12(30 окт.) Юровая. Праздник рыбаков и охотников. Коли на Юровую волки стаями ходят, будет голод, мор, либо война.


14(1) День Кузьмы и Демьяна. Курячий праздник. На Козьмо-демьяна курицу на стол, цыпленка попу. Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8-го) раскует (оттепели). На Кузьму и Демьяна лист с дерева упал не чисто, кое-где остался – впереди суровая зима и знойное сухое лето.

19(6) Если на Павла Исповедника снег – вся зима будет снежной, для озимых хорошо.

21(8) Михайлов день. Михайловские заморозки. С Михаила зима не стоит, земля не мерзнет. Михайловские оттепели, грязи. Во что Михаила, в то и Никола. С Михаила зима морозы кует.

22(9) Матренин день. С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. С Сергия (8 окт. н.с.) зима починается, с Матрены устанавливается. Иней на Матрену на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям.

24(11) Со дня Федора Студита стало холодно и сердито. Федор Студит землю студит.

25(12) Дождь на Милостивого - оттепели до Введения.

27(14) Иней на Филиппа - урожай на овес.

28(15) День Гурия - зубного целителя. На Гурия и грязь и снег все в перемежку: Гурий ездит на пегой кобыле. Коли снег покровом ляжет, лежать ему до половодья.

29(16) На Матвея бывают оттепели. На Матвея земля преет.

krasota.liveinternet.ru

Описание: Народный календарь составлен с использованием дат и народных праздников. На Руси всегда с почитанием относились ко всему, что происходит в природе - к ее явлениям -будь то дожди или заморозки, зной или холода.
Назначение: Данная работа будет полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям в работе по экологическому образованию, всем, кого интересуют народные приметы, обряды и праздники.
Цель: Знакомство с народным календарем (осень).
Задачи:
- воспитывать интерес к народным традициям;
- прививать любовь к фольклору;
- развивать желание интересоваться происходящим в природе осенью.

1. Осенние хлопоты: встреча осени. Осенины
Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины - это встреча осени на Руси.

Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

27 сентября - Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.

8/21 сентября - Рождество Богородицы. В народе - Малая Пречистая (Большая Пречистая - Успение, 15/28 августа).
Осенины - вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчёл, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь (конец)». «Если погода хорошая - осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

У ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия т.е. праздник эрекции. 21/09 принято было считать благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков. Интересно заметить, что день богини-матери у ацтеков, Атлатонин, был совсем не этот день, а 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника.

В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.
27 сентября – третьи Осенины, «Змеиный праздник».

По народному поверью в этот день змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (христианское слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбами передать послания ушедшим в мир иной.

«Воздвиженье – праздник змей. Сдвигаются в одно место змеи. Они уходят в землю, сдвигаются туда». 27 сентября стараются не ходить в лес, полностью предоставляемый в распоряжение змей. Пошедшего 27 в лес змеи могут затащить под землю. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Правой ногой шагни и остановись, когда в лес идешь. Сделай три земных поклона и скажи: «Спаси меня, Господи, от зверя бегущего, от гада ползущего». И плюнуть три раза через левое плечо.

В Пермской губернии считали, что от змеи предохраняет ношение растения Марьин корень на нательном кресте.
«Увидишь змею – за хвост ее встряхнуть, тогда не укусит и не уползет никуда.» (Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. - СПб., 2001. - С. 202.)

Змея изображена на медицинских эмблемах: над чашей, посох бога врачевания Асклепия (у римлян – Эскулапа), обвитый змеями. Змея в руках волшебницы Медеи, которая могла возвращать молодость.
Ежегодно из природы изымают тысячи змей для получения яда. Редкими стали гюрза и кобра.

ОСЕНИНЫ. Фольклорный праздник

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. А какой урожай могли собирать крестьяне? Давайте-ка вспомним, что растет на огороде?
ДЕТИ: Морковь, свекла, капуста, картошка…

ВЕДУЩИЙ: Правильно! И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. Только мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. А у нас сегодня Осень предстанет в виде девочки. Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень и 3 осенних месяца.
ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.
Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?
СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.
ОСЕНЬ: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.
ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.
ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

А теперь отгадайте-ка русские народные загадки:
Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)

НОЯБРЬ: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

СЕНТЯБРЬ: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)

ОКТЯБРЬ: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)

НОЯБРЬ: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)

ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем (помните сказку про Репку?).

Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.

ОСЕНЬ: И последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

ВЕДУЩИЙ: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Из рябины готовили рябинный квас, слабительный и прохладительный. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу. Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам.

Вот как встречали на Руси Осень.
Ну а мы с вами встречаем Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Осень, приглашаем тебя посмотреть выставки ребят и помочь отобрать самые лучшие экспонаты для общешкольной выставки.

ОСЕНЬ: С удовольствием! Ждите меня, ребята, по классам. Ко всем зайду, никого не пропущу, да еще принесу угощение!

Когда в классе Осень прощается
ОСЕНЬ: Молодцы, ребята, славно потрудились! А теперь отведайте моего угощения – осенних яблочек! Осень раздает из корзинки яблоки. До свидания!

21 сентября - вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!" По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму-разуму". Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: "К нашей хлеб - соли милости просим!" После сытного обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Гостей угощали пивом своего производства. Все вместе собором чествовали Солнце.

С 21 сентября считалось, что всякому лету - Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия.

Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути - это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе - день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

9 сентября
В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины (в православии - день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

27 сентября - Третьи Осенины
Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. "Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает".

По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.

На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве слово это приняло звучание "рая"). Посему устраивались проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной.

В деревнях крестьяне варили пиво. Осуществляли обрядовую опашку села, изгоняя из него Кухому (лихорадку, трясуницу), потом разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером топили баньки и парились, изгоняя нечисть из себя. В лесах леший перед долгой зимой последний раз шутил над людьми, устраивая смотр зверям и птицам - готовы ли они к суровой зиме.

По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре был сотворен мир.
Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд “пострига” (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине.

К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен - день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

14 сентября - день Семена Летопроводца. Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. В истории человечества он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого “горного” места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе.

Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками.

2. Равноденствие
Осеннее Равноденствие

День становится короче ночи, начинается "тёмная", зимняя часть года, настоящая осень. Завершается сбор урожая и начинаются активные осенние заготовки. Отсюда же начинается череда осенних праздников и привязанных к ним ярмарок и свадеб. Происходит активное убывание энергии, которое предопределяет ритм хозяйственных работ, личной жизни и ритуальной практики...

С точки зрения астрономии и астрологии, Осеннее Равноденствие это момент когда Солнце пересекает Небесный Экватор и вступает в знак Весов. Соответственно, день когда это происходит (а день, сутки, в индоевропейской традиции считается от восхода до восхода Солнца) и считается Днём Осеннего Равноденствия. Ночь теперь длиннее чем светлое время суток, наступает тёмная, зимняя половина года. Погода ещё может порадовать людей теплом "бабьего лета", но деревья уже почти все окрасились в осенние цвета, цветы почти все отцвели, остаются только те немногие что цветут до самого первого снега, как альпийские астры, например. И хотя в солнечные дни ещё бывает тепло, ночи уже холодные, вскоре начнутся (если ещё не начались) первые заморозки.

На Осеннее Равноденствие выпадает самая сытая часть года. К этому времени урожай большей частью уже собран хозяйки активно делают заготовки на зиму. Свежих овощей и фруктов уже не будет до следующего лета, лишь немногие осенние ягоды и грибы всё ещё доступны в свежем виде. Полученный урожай должен быть исчислен и распределён на весь следующий год, вплоть до следующего урожая. Именно поэтому с Осеннем Равноденствием связан знак Весы.

Урожай мало собрать (сбор урожая – большей частью забота предыдущего периода годового цикла), урожай надо ещё и сохранить. Именно этому – исчислению, сохранению и распределению посвящён период между Равноденствием и Самхейном. В это время хозяйки активно квасят капусту, готовят соления, в это же время начинают подавать соленья и варенья к столу. С этого дня начинали варить пиво. Крестьяне заканчивали работать в поле, вся активность перемещалась в дом и на хозяйственный двор, начиналась подготовка хозяйства к зиме. И, естественно, осенние ярмарки. Продать урожай, купить что-то что сами вырастить не могли. Соответственно и ремесленники к этому времени готовили побольше собственного товара на продажу. Где ярмарки, там всегда и гулянья, где гулянья – там сватовство и свадьбы.

Сам день Осеннего Равноденствия – день когда происходит переход от Света к Тьме, как и другие переломные дни почитался не рабочим, праздным, праздничным, как и все праздничные дни он имел своё имя. Кельты называли его Мабон, Альбан-Эльвед, у славян этот день звался Осенины. День Осеннего Равноденствия посвящён богине-матери (которая по совместительству дарует и материальное богатство), астрологическим знаком Весы управляет Венера.

Христиане переняли эту обрядность: 21 сентября христианские церкви празднуют Рождество Богородицы. Что интересно, в искажённом юлианском календаре праздник ближе к исходной, правильной дате чем в григорианском (католики празднуют Рождество Богородицы 8 сентября, все даты даны в григорианском, новом, стиле), это говорит о том что христиане переняли этот праздник достаточно поздно.

Праздник был традиционно женским. В этот день пекли ритуальный хлеб (впрочем, земледельческие народы пекли ритуальный хлеб к любому празднику), с этим хлебом женщины выходили к реке, встречать очень. Также женщины посолонь опахивали плугом вокруг двора, защищая дом и хозяйство от набирающих силу тёмных сил.

Одним из важнейших ритуалов было возжигание огня. В домах гасили весь огонь, а потом разжигали его заново. Разжигать огонь полагалось ритуально чистым способом – ударами камня о камень или трением деревяшки о деревяшку. Кстати, интересный казус – огонь добытый пьезоэлектрической зажигалкой оказывается самым чистым. Зороастрийцы – главные огнепоклонники наших дней – считают что самый чистый огонь это когда выходящий из земли природный газ загорается от удара молнии. В пьезоэлектрической зажигалке электрическая искра – маленькая молния – порождённая ударом о камень – пьезоэлектрический кристалл – поджигает газ, добытый из недр Земли.

Устраивались, также, пиры и гулянья, особенно молодёжные. Молодые люди делали себе короны из опавших листьев, девушки делали бусы, нанизывая на нить красные ягоды рябины. Эти бусы символизировали Бринсингамен – ожерелье Фрейи. Во время гуляний девушка набрасывала это ожерелье на шею приглянувшегося ей парня и он должен был провести с ней весь день.

Таков исторический и культурный фон праздника, предопределённый энергетикой годового цикла. Как и что делать сегодня нам, городским жителям?
Как отпраздновать Осеннее Равноденствие современному горожанину?

Собственно, точно также. Испечь пирог, которым угостить друзей. Женщины могут и должны выйти к реке с этим пирогом, поприветствовать осень, оставить часть пирога на берегу (остальное съесть, так что берите с собой в меру, чтобы не уносить требу обратно домой).


Что делать и что не делать вблизи Осеннего Равноденствия?

Надо помнить что вблизи Осеннего Равноденствия убывание солнечной и жизненной энергии идёт очень быстро, поэтому следует максимально снизить нагрузку на свой организм, больше внимания уделять здоровью, избегать перегрузок. Период вблизи и после Осеннего Равноденствия крайне неблагоприятен для новых начинаний, новых проектов и дел, он наоборот очень хорош для подведения итогов, завершения, получения результатов и возобновления старых контактов и связей. В некотором смысле это время аналогично периоду убывания Луны, но действует большей частью на дела длительные, с циклом развития в год и дольше.

Сразу после Равноденствия очень хорошо заниматься торговлей, В этот период хорошо как продавать, так и покупать. Именно сейчас имеет смысл привести свои проекты к фазе получения результатов и продать их. В период сразу после Равноденствия это можно сделать с максимальной выгодой. И, кстати, хорошее время чтобы провести ревизию запасов и резервов, решить что надо оставить, а от чего избавиться. Период наиболее благоприятен чтобы реализовать уже ненужные Вам припасы с максимальной выгодой для себя. Если не сделать этого вовремя, эти запасы будут лежать у Вас мёртвым грузом, мешая развитию, реализовать их позже будет намного сложнее, они вообще могут "протухнуть", стать никому не нужными. И они могут мешать дальнейшему развитию, как лишний жир у тучного человека. В то же время именно сейчас следует запасать нужное и необходимое, создавая материальную базу для дальнейшего роста.

Поскольку именно в период сразу после Равноденствия жизненная сила убывает быстрее всего, следует выделять время для отдыха и вообще ограничивать нагрузки. Очень хорошо и полезно сочетать отдых и деловое общение, как это делалось обычно на ярмарках. Время, пока Солнце находится в Весах очень благоприятно для заключения любых союзов, от брачных до деловых и политических. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью! Также это время крайне благоприятно для того чтобы возобновить старые связи, найти старых друзей, возобновить потерянные знакомства.
Магия

Тёмное время года подходит для тёмного колдовства. Это не только наведение порчи, привороты и проклятия. Это также любая магия направленная на общение с миром мёртвых, с предками, хранителями рода, с "тёмными" богами, олицетворяющими стихийные силы природы. Сюда же относятся и все гадания. Не зря летом почти не гадают, а самый пик гаданий приходится на ночь перед Рождеством (Зимним Солнцестоянием), самую длинную ночь в году, момент торжества и наибольшей силы Тьмы.

В период между Мабоном и Самхейном совершаются последние требы лешим и водяным, которые, по народным поверьям, после этого уходят в зимнюю спячку.

К тёмной стороне магии относится и современное увлечение – спиритизм. Длинными зимними ночами общаться с миром мёртвых гораздо проще. Но и опаснее!

3. Возжигание нового огня
Дома можно и нужно зажечь хотя бы несколько свечей. В идеале – пять: четыре по сторонам света и одну в центре комнаты. Можно символически возжечь новый огонь – выключить на минуту всё электрическое оборудование в доме, что будет символизировать погашенный старый огонь, а после того как будут зажжены свечи – снова включить.

И, что очень важно, постарайтесь максимально освободить этот день от всех дел. Энергетика в дни перелома на самом деле очень нестабильна, любые дела, которыми Вы занимаетесь в этот день будут идти особенно тяжело и могут привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Не зря наши предки объявляли эти дни праздными.

4. Рябинник
23 сентября – Пётр и Павел Рябинники. Массовый сбор рябины. В этот день заготовляли рябину впрок, для компотов и приготовления кваса. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд. Украшают окна на зиму рябиновыми гроздьями от всякой нечести.

Рябина верный помощник против хворобы да нечистой силы. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд. В народе верили, что коли мучает тебя дух какой зловредный, сна не дает, к груди приступает да душит, надо взять ветку рябины, очертить ее вокруг себя пространство - и сгинет нечисть, как ее и не было. И потому окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями от всякой нечести.

На Руси два Петра - Павла - большой да малый, летний и осенний. Осенний Петр - Павел - рябинник. В эту пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкою и начинают собирать ее для еды. Собирая рябину, оставляют на каждом дереве часть ягод для птиц. Мало рябины – сухая осень, а много – суровая зима.

РЯБИННИК ИЛИ СОРБАРИЯ - красивоцветущий Декоративный Кустарник с листьями сильно похожими на Рябину. Высота куста достигает 2 м. Многочисленные белые или кремовые мелкие цветочки собраны в крупные пушистые метельчатые соцветия, которые украшают растение в течение довольно длительного времени в середине лета. Растение очень устойчивое, неприхотливое и даже довольно агрессивное - размножается корневой порослью при хорошем уходе в огромном количестве и может угнетать другие растения.

Корневые отпрыски большинства видов образуют густые заросли. Могут расти как на солнце, но там ниже ростом и быстрее отцветают, так и в полутени - растения более высокие и дольше цветут.

Ряби́нник (лат. Turdus pilaris) - распространённый вид европейских дроздов.
Гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири - до водораздела между Енисеем и Леной. В Южной Европе, Северной Африке, на Кавказе, в Средней Азии и Кашмире встречается как залётная, зимующая птица, хотя при значительном урожае лесных ягод зимует также в средней Европе.

Рябинник отличается от остальных дроздов прежде всего образом жизни. Хотя некоторые пары и гнездятся изолированно, большинство их собирается в средние по численности колонии, насчитывающие 30-40 пар. Они любят селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам. В глухих лесах рябинник не встречается. Главные места его обитания находятся на севере и в средней части Европы и Азии. Часть птиц ведут оседлый образ жизни, часть кочевой. Скандинавские рябинники, как и некоторое количество среднеевропейских, на зиму отлетают на юг, прежде всего на юг и запад Европы. Гнездовой период длится с апреля по июль. Рябинник питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи рябинников слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами (н.п. облепихой). Дрозд-рябинник не является особо ценным промысловым видом, его отстрел разрешён круглый год без лицензии. Главной целью отстрела является защита садов, также мясо дроздов употребляется в пищу.

Осенние дары приносят здоровье и счастье. Осень ведь не зря называют золотой и щедрой. Красивая листва и плоды деревьев пригодятся и для осенних ритуалов, известных еще нашим предкам и направленных на привлечение счастья в личную и семейную жизнь, удачи в дела. Для наполнения энергией отлично подойдут каштаны и желуди. Первые, кстати, используют для очищения жилища от негативной энергии. А осенний урожай фруктов - атрибутика ритуалов для укрепления семьи и отношений между супругами.

Амулеты из осенних плодов

Чем больше в городе каштанов, тем лучше, ведь они в прямом смысле слова заряжают людей целительной энергией. С этими деревьями полезно обниматься: поток их энергии справится с недомоганиями, связанными с большой усталостью. Шоколадные блестящие плоды каштана защитят от злых сил и сглаза. И всего-то нужно - подобрать парочку на прогулке, положить в карман и носить с собой. Сила амулета будет тем крепче, чем чаще перебирать и поглаживать каштаны в кармане.

Также с помощью этих красивых плодов можно очистить . Для этого понадобится 8 каштанов в их колючей «одежонке». В период с 9 до 11 утра их нужно разложить в разные углы квартиры. Через 10 дней каштаны нужно собрать и кожуру сжечь, а «голые» плоды отнеси и оставить у того дерева, где они были подобраны.

Удивительную по своей силе энергию несут и такие маленькие плоды, как желуди.

Нужно найти несколько крепких свежих желудей и положить их в карман. Считается, что энергия маленьких «деток» дуба настолько сильна, что способна вылечить от бесплодия. И уж точно гарантирована яркая сексуальная жизнь и крепкое здоровье. А если повесить желуди в окне, это защитит дом от недобрых сил.

Цветные листья в ритуале на удачу

Осенью мы, то ли инстинктивно, то ли по традиции, собираем красивые опавшие листья, чтобы положить их между книжных страниц. Так хочется продлить быстротечную красоту этого чуда природы! Кленовые листья могут стать амулетом, который помогает нашим пяти чувствам раскрыться полнее. Тот, кто будет бережно хранить высушенный кленовый лист на видном месте, (но лучше - носить его с собой), станет глубже воспринимать радости жизни и красоту, которая нас окружает.

Такие нехитрые осенние подарки, как желтые и красные листья , а также овощи, фрукты, орехи могут принести удачу, если их правильно использовать в ритуале. Понадобятся также 8 свечей - поровну зеленый и голубых, большая ваза и два листа бумаги.

Голубые свечи будут символизировать события, которые уже миновали, и, сжигая их, эти ситуации отпускаются с миром. Зеленые свечи принесут энергию Земли и все хорошее, что связано с ней.

Листья нужно положить в небольшую корзинку, а вокруг нее разложить овощи, фрукты, орехи. Если есть, уместны будут и злаки нового урожая. Мысленно начертив большой квадрат, нужно поставить по его углам зеленые свечи. Внутри этого квадрата аналогичным способом нужно представить квадрат поменьше и поставить по углам голубые свечи. Затем их следует по очереди зажечь голубые свечи, а затем - зеленые.

Второй этап ритуала с использованием орехов и плодов

Теперь в центре внутреннего квадрата нужно выложить круг из плодов, орехов и листьев. А в центре образовавшегося круга нужно расположить наполненную водой вазу. На одном листе бумаги следует написать слово «Сожаление», а также указать те планы, которые не удалось воплотить в жизнь, а также - несбывшиеся надежды. На втором - нужно написать слово: « а» и указать то, чего удалось достигнуть, свои победы, а также - способы решения имеющихся еще проблем. Листы нужно положить в воду и произнести: «Потери, которые были, и удачи, которые пришли, теперь уравнялись. И воды жизни пусть унесут их теперь».

После этого обряда нужно насладиться дарами Земли, вкушая орехи и фрукты и произнося такие слова: «Спасибо за богатый урожай, который мне дарован. Прощай, Лето, я не печалюсь, что ты прошло». После этого нужно класть в вазу по одному листу, называя одну из своих неудач или неприятностей из списка.

Те листья, которые останутся, нужно развеять на улице по ветру, сопроводив свои действия словами: «Летите, листья, легко и свободно, не стану жалеть ни о чем.

Вернитесь весной, новые листья, принеся радость обновления». Фрукты и овощи также нужно раздать своим родным и друзьям.

Ритуал на счастье

Осенние плоды - дары матушки-Земли, свидетельства ее добрых сил. Вот почему они могут помочь восстановить , дадут прорасти истинно прекрасным чувствам, которых достойны близкие люди и которые по какому-то недоразумению ослабели.

Чтобы начать ритуал, следует наполнить блюдо осенними фруктами: яблоками, грушами, сливами, персиками и другими. Поставив его на стол, нужно расположить вокруг этого символа изобилия свои семейные фотографии. Затем нужно очертить все это кругом из розмарина.

А, чтобы еще более надежно защититься от влияния негативных сил, нужно выложить квадрат из любых синих камней и по углам его положить по одному сухому осеннему листу и поставить по темно-синей свече в подсвечнике.

Делая все эти приготовления, нужно произносить такие слова: «Я вижу, как мою любимую семью окружает свет любви и мудрости. С каждым днем все, кто мне дорог, будут ценить друг друга все сильнее и сильнее. Дружба вновь объединяет членов моей семьи все крепче, а взаимная помощь и поддержка делает недавние обиды ничего не значащими. Все мы счастливы и рады друг другу и любим друг друга все сильнее».

Завершение ритуала - особые замечания

Теперь нужно неторопливо зажечь свечи. Глядя на первую свечу, нужно сказать: «Этот умирающий лист унесет в небытие все плохое из нашей семьи - злобу, соперничество, недоразумения и ссоры» - и сжечь лист, лежащий рядом с ней. На второй свече нужно сжечь следующий лист, говоря: «Этот умирающий лист унесет в небытие , которые имел кто бы то ни было в отношении нашей семьи и сплетни, которые мешают добрым отношениям среди членов нашей семьи».

Сжигая третий лист, нужно произнести: «Этот умирающий лист унесет в небытие все несправедливое, что мы сделали, а также упреки и ссоры между членами нашей семьи, которые угрожают счастью нашей семьи».

Четвертый лист нужно сжечь со словами: «Этот умирающий лист унесет в небытие чувства неприязни членов моей семьи друг к другу. Пусть унесет неприятные мнения каждого из нас друг о друге, вселив чувства защищенности среди родных людей. Да будет так!»

На следующий день за ужином каждый член семьи должен съесть хотя бы по одному фрукту из ритуального блюда.

Яблочная магия

Магическими свойствами обладают и яблоки нового урожая. Эти плоды символизируют блаженство, здоровье и жизненную энергию. Они олицетворяет собой любовь, брак, молодость.

Чтобы дом наполнился гармонией и доброй энергетикой, достаточно поставить на стол блюдо со свежими яблоками. А чтобы восполнить свою собственную энергетику, нужно обратиться непосредственно к яблоне.

Встав неподалеку от нее, нужно закрыть глаза и обратиться к дереву с просьбой, чтобы оно восполнило твои силы. Дышать при этом следует, не торопясь, и представлять, как энергия дерева входит в тело и заполняет поочередно все его части. Вполне достаточно провести на таком свидании с деревом 5 минут.

Еще один ритуал поможет очистить квартиру от . Нужно разрезать яблоко пополам и вырезать сердцевину. Затем с зажженной свечой следует обходить комнаты по часовой стрелке и у каждого угла и дверного косяка проводить свечой снизу вверх по часовой стрелке три раза. После этого расплавленный воск от свечи нужно залить в одну из половин яблока, соединить их обе и плотно скрепив, обмотать ниткой. Подержав яблоко в руках несколько секунд, его нужно вынести из квартиры и выбросить в мусор.

Те, кто хочет найти свою любовь, могут попробовать «поворожить» с помощью яблока. Нужно разрезать его пополам и, удалив сердцевину, вложить внутрь 3 листика крапивы. При этом нужно произнести: «Любовь красивой пусть будет, как этот плод, и обжигающей меня и избранника моего, как крапива. Да будет так!» Яблоко нужно спрятать затем в укромное место, а когда оно высохнет, следует закопать его возле своего дома.

Узелок вяжу - любимого приворожу

Когда все деревья меняют зеленую крону на яркие краски осени, листья ивы остаются серебристо-зелеными, все так же грациозно качаясь на ее плакучих ветвях.

И есть одно простое колдовство . Нужно взять ивовый прутик и в свете молодого месяца завязать на узелок, говоря при этом:

«Я завязываю этот узел,
Чтобы встретить того (ту),
Кто станет моим возлюбленным (моей возлюбленной).

После этого амулет нужно спрятать. Если же отношения станут в тягость, нужно будет развязать узел в свете ущербного месяца. И тогда чувства уйдут без боли, и не будет мучить обида.

Видео к теме «Магические свойства деревьев»

На Руси было не так много осенних праздников и обрядов, а связано это с тем, что у славян это время ассоциировалось с увяданием природы и замиранием жизни. Ритуалы, которые все же существуют, обладают огромной силой, и проводить их необходимо по всем правилам.

Народные осенние обряды на Осенины

  1. Ритуал обновления огня . Временем, когда осень вступает в свои права, считается 21 сентября, ведь заканчивается период бабьего лета. В этот день славяне проводили ритуал обновления огня. Ночью в Осенины тушили все источники света, и он мог гореть только в церквях. После этого огонь зажигали по-новому, используя либо кремень, либо две деревянные палки. Считалось, что пламя, которое было зажжено в этот день, способствует обновлению всего вокруг и наделяет человека энергией. Чтобы закончить этот осенний обряд, необходимо обойти с зажженным огнем весь дом, а также зажечь от него печь. Использовали и дым от нового огня, которым окуривали скот, чтобы обезопасить его от болезней и других проблем.
  2. Ритуал для женщин . Еще один ритуал на Осенины проводили возле воды и делали это исключительно представительницы прекрасного пола. На рассвете женщины выходили к берегу водоема, взяв с собой овсяный хлеб и кисель. Хлеб непременно должна была держать в руках самая взрослая женщина. Ее ставили в центр хоровода, а другие женщины пели песни, танцуя вокруг нее. Женщина с хлебом должна была прочитать , обращенную к Богородице и попросить ее, избавить от несчастья и подарить удачу. После этого хлеб ломали на куски, количество которых должно совпадать с числом участниц. Женщины возвращались с ним домой, и кормили им скот. Считалось, что такой ритуал привлекает в дом достаток и благополучие.
  3. Обряд на осеннее солнцестояние . В этот день можно провести обряд «Гнездо» и делать это должна женщина. На рассвете необходимо отправиться в лес, чтобы найти так пустое гнездо любой птицы. Оно у славян считалось символом домашнего очага. Заходя в лес, важно поклониться, приветствуя Хозяйку леса. Найденное гнездо следует отнести домой и оставить его в красном углу вместе с другими

Фиксировал начало осени запрет на купание : "Вот с Ильина дни вот уж не купа ютцы. Всё говорили...: "Олень в воду напи сал уж, уже нельзя купа тце "" ; "Купаться, ви[ди]шь, ковда оли нь си кнет в воду, дак нельзя" (Мод., Плотичье, КЦНТК: 135-14) .

Как в любой другой значимый праздник, в Ильин день, а нередко еще и последующие два-три дня не работали, чему способствовал и обычай ходить в гости и на гулянья в деревни, в которых справлялся тот или иной праздник: "Ильин день второ ва [августа], дак вот пятница [перед Ильиным днем]... И не робо тали было. Хоть сколько роботы на поле, и не робо тали некогда . Заветная пятница! Все боялись" (Мод., Кортиха, ШТНК: 079-22) ; "Ильин день - праз[д]ник праз[д]новали. Большой праз[д]ник. Наря дныи ходили - пере[о]дева лись [в праздничную одежду]. Праздник большой в Ильин день... Так друг-то к дружке ходили [в гости]" (Мод., Попчиха, ШТНК: 085-29) .

Несмотря на то, что уборка урожая была делом нелегким, как и любая другая крестьянская работа, она вызывала у женщин и девушек только самые положительные эмоции. Этому немало способствовали и частушки, которые во время жатвы пелись на специальный "долгий" напев (№№ 53-58): "Реже на[до] и с таким, с голосом тонким, и с выносом таким" (Никол., Петрово, КЦНТК: 082-24) ; "На жатве так вот пели, таким тоном - долго , протя жныим" (Дуб., Цампелово, 081-16) ; "У миня мама как уйдёт, <...> вот я и распоюсь. Дак рада до темна жать" (Уст., Кормовесово, КЦНТК: 088-67) . Разумеется, в исполнявшихся на поле частушках присутствовали и жатвенные мотивы:

Жала рожь высокую,
Вязала колосиноцкой.
Из-за подружки дорогой
Россталась с егоди ноцкой
(Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-16)

[Рожь зелёная] густая -
Почему не ле стная?
Сейчас любовь не интире сна,
Дальше - неизвестная.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-22)

Рожь зелёную не жнут,
И мокрую не вяжет-то.
Про миня про молоду
Чёво , чёво не скажут-то.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-21)

Собранный урожай вывозили в специальные помещения с печками - овины, где его сушили, а затем на расположенном рядом гумне молотили: "Тоже приспособление было такие: "гумно " называлось или "ладонь" - под кры шой. Там очень ровный пол глиняный. Вот развязывали снопы и настилали: один ряд, а потом другой ряд. И вот ходят и ударяют [цепом, молотилом] по этим колосьям. И они должны угадывать, што бы ни одно ва раза дво ё враз не ударили" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-05) КЦНТКпод

Важнейшим событием не только жатвы, но всего годового цикла крестьянина-земледельца были дожинки. Поэтому, конечно же, они обставлялись целым рядом ритуалов, одним из которых, сохранявшихся наиболее долго, было почитание последнего снопа : "Обеза тельно, ковда конча етцы [жатва], кладём в угол снопик такой небольшой. <...> Это самый последний снопо к завя жошь и принесёшь домой" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) ; "Дожина ём - сноп приносим сюды [= в дом]. <...> Это ишшо единоли шно жили, дак вот: "Пожина льница, - гов[ор]ят, - у миня , конч илась". Пожина льница. Пожина льной сноп в углу стоит" ; "Приносили такую небольшую... - снопо чик овса. Овёс посли дний шёл. Рожь - раньше, яч мень раньше жали, а овёс последний. И вот с овса несут небольшой такой снопо чик - сделают оккура тненькой, симпатич ненькой - и поставят ёво под образа" .

Пожилые исполнители еще помнят и изготовление пожинальницы в виде антропоморфного существа: "[Последний сноп] или бабушкой [нарядят], или шапку оденут, <...> на пере жнёй угол поставят, и стоит в пере днём углу" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-07) .

Принос пожинальницы домой сопровождался символическим выгоном из дома насекомых - тараканов, блох, мух: "Мама идёт, этим снопоч ком машет:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон!
Вы лето летова ли,
Нам зиму зимовать. -

Сходит везде:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон с дома!
Вы летом летова ли,
Нам зиму зимовать. -

<...> Она идёт, везде маха ёт потихоньку так, оккура тненько, и пригова риваёт. <...> Это потому "лето [летова ли]", што лето целое дома-то мало находишься, всё в поле, в поле: то сенокос, то жатва, то посевная, то уборка... - и всё на поле. А зимой нич ово [не делают] - скотину уберут да опять на печ ку. Вот поэтому - "вы лето летова ли"" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) .

Последний сноп стоял в переднем углу избы до Покрова. А в Покров, день, в который обычно заканчивалась пастьба , его во дворе делили по всей имеющейся в хозяйстве скотине - закармливали скотину на зиму : "Мама утром встаёт, берёт пожина льницу из угла , где образа ... и несёт в хлев. Ло шаде даст - ча сточку скормит, коровушкам, теляткам. Эту пожина льницу обязательно нужно скормить скотине" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) . "Это мы закармливали их: ...там овцы, дак овца м, корова, дак корове, - всем [делили]. Это как уж на место [= на зиму скотина встаёт]. <...> Пожина льница - это закармливаем мы скотину... Небольшой снопо к так и стоит до са мово Покро ва" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) .

Празднование дожинок и закармливание на зиму скотины продолжалось и в колхозное время: "А в колхозе пожина льница: пива навари т придсида тель. До люшки даст - там ково -то заколет. Молочка даст. Война шла, бедно жили-то. Ну, покормят нас. Это называлась "пожина льница"" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74) ; "Это овёс жнём, и гов[о]рят: "Это надо корове загове тцы, - ну, по пя сточке [дадим]. Хоть и в колхозе. Э сли я дояркой [работаю], дак из колхо знова поля последнюю горсть возьму - скормим. [Это] закармливают коров к зи ме - вот так называлося. Вот осенью закармливают... Обшественную коровушку [надо] накормить: принесла последнюю горсть, [взяла на поле] где дожинают бабы, и накормила ие . Это гов[ор]ят: "Закормила я коровушку сево дни овсом"" (Там же, КЦНТК: 079-74) .

Специальные обряды совершались раньше и при завершении уборки льна. Одним из таких обрядов было выстилание льна кружком - "зеркалом" или "солнышком", как это здесь называлось: "Когда кончишь поле-то стлать, и вот на конце-то и [делали "солнышко"]... штоб лён бели лсы" (Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-33) . В старину изготовление "солнышка" сопровождалось кувырканием женщин на выдерганном льне: "Я-то уж советская, дак постелем [лён], да и драка домой. Старухи которые, [те] делали "со лнышок"... - как солнышко ходит вот кругом. И говорит [старуха]: "Ты не сделала, Анна, солнышка-та?" Я говорю: "Ни чёрта не сделала. У миня биле е ва шова будет". Вот так. А другая старуха: "Да надо бы, надо бы, - го[вор]ит, - сделать-то".

Они и кувыркались [с приговором]:

Кукури ку-намани ку,
Потеряла Манька си ку.
Кукури ку на лицё,
Отдала дружку кольцё. -

Да и побежит. Старуха уж это [делала], ста рей которая миня . Кувыркалась кве рьху ногам. Ноги кве рьху. Кувы рнётцы кве рьх ногам: "У миня , - го[вор]ит, - лён бе лой бу дёт. <...> Сте лём лён-то. Ко нч им это всё. Бабы говорят: "Я покувыркалась сево дни, што бы у миня на полосе лён-то [лучше выбелился]". Это раньше..." (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74, 75) .

Мяли лен там же, где до этого обмолачивали зерно, на гумне. На по мочи, как правило, собирали девушек и женщин: "На[д]о позвать там баб семь-восемь - мнём лён. Изомнём. А на второй день зовёт нас жо - трепа ть" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-76) ; "Раньше мялкой мяли [лен]... девки. По мочь делают девки... Все вми сте на ладо не соберу тцы... И я мяла то жё коне шно - лет двина дцеть, тринадцать, пятнадцать [было] - мяла льни во всю . Полотно-то надо обработать. Там изомнём, там тре плём, - всё молодёжь. Ну, старухи заведуют ладо нью-то... А как же! А [то] я наделаю дело в-то - изомну -ту не так. Надо погледе ть, штоб он измят был. <...> [Песни тут не поют]. Помни -ко попробуй, вот волокно-то запеха й вот в мялку-ту, да: хоп, хоп, хоп... Тут не до пе сён, как рот те сён. <...> [А когда] бабка сде ла[е]т стол вечером, напоит пивом, дак поём и пля шом - лён мяли" (Там же, КЦНТК: 079-76) .

Окончание уборки и обработки урожая крестьяне старались приурочить к престольным праздникам, которые осенью справлялись в каждой деревне: "Ковда всё на полях уберут... - Бог оро дицын день - товда всё с полей уберут, и в этот день гуляли" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-01) ; "[Дмитриев день] - ч ётвё ртово октября - ч ово -то у нас престол, в деревне праздник у нас... Как вроде уж урожай убера ли, дак вот гуляли... два-три дня. Гуляли, веселились... Святой Дми трей - именинник, дак вот [столы] накрывали, гуляли, веселились" (Мод., Попчиха, ШТНК: 083-27) .

ВОЗДВИЖЕНЬЕ. В Воздвиженье, по народным представлениям, змеи свиваются в клубки и уползают на зимовку: "В Вздви женье в лес не ходим. Нельзя ходить в лес. Там змеи собера ютцы, - говорят, - в куч и. Хто дак и верно говорят, што пришёл в лес да так и убежал - змеи куч ам" ; "[Мужик пришел в лес. Там] как змеи-то да куч ам. <...> В это Вздви женьё собера ютцы змеи в о[д]нно место на зимовку. <...> В Вздви женье нельзя ходить в лес никак" (Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-12) .

Выделяется Воздвиженье и тем, что в этот день, как и в некоторые другие важнейшие праздники народно-православного календаря, нельзя работать: "В Вздви женье овины не сушат, бани не топят, в лес не ходят. [Если будешь работать] - тоже привиде нье како ё-то" (Мод., Слуды, КЦНТК: 136-07) .